THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С языческих времен наши предки просили заступничества у Матери-Берегини, богини сил земли, поднимая руки к небу в молитвенной позе. Позднее с распространением христианства образы праславянских верований тускнели, меняли свой облик, возникали новые символы веры, но люди все также возводя руки к небу, просили о помощи. Так формировался образ христианской Богини-Матери — покровительницы человека с его страхами, горестями, и мольбами, Заступницы, возносящей молитву через поднятые руки от земного человека дальше к небу и к Богу.

Богоматерь Оранта: истоки образа

Этот традиционный в иконографии и монументальном искусстве жест восходит к периоду раннего христианства и является символом заступнической молитвы, стойкости, несокрушимой духовной силы, духовного воинства. Он известен с ветхозаветных времен, когда Моисей давал силу своему народу в битве с амаликитянами , держа руки поднятыми к Богу.

Со времен раннего христианства 2-4 веков в римских катакомбах найдены изображения женщин (предположительно, первые изображения Богородицы) с поднятыми в молитве руками, они далеки от канонического изображения Оранты, однако стоят у истоков одной из самых распространенных традиций изображения Богородицы.

Изображение Оранты в «кубикуле пяти святых» — небольшом помещении с захоронениями в стенах, найденном в Катакомбе святого Каллиста (Рим, начало 4-го века). Источник — Википедия .

Богоматерь Оранта в переводе с латинского означает «молящаяся» . Ее образ издревле был связан с заступничеством, защитой города, а церковные песнопения органично придали образу Оранты эпитет «царствия нерушимая стено» (акафист Богоматери).

В византийской системе росписи храмов изображение «Богоматерь Оранта» традиционно помещалось в верхней части алтаря. Оранта величественна и монументальна, спокойна и гармонична.

Появление Оранты в Софии Киевской

В начале 11 века с появлением в Киеве греческого митрополита Великий князь Ярослав Мудрый начал возведение большого кафедрального Собора святой Софии — в честь долгожданной победы над печенегами, на месте решающей битвы. Центральная мозаика, расположенная в надалтарной полукруглой части Храма, была выполнена греческими мастерами в соответствии с канонами столичных храмов константинопольского образца. Речь идет о мозаике Богоматери-защитницы Оранты, или «Нерушимой стены», возводящей руки к Спасу Вседержителю в куполе Храма. В соответствии с канонами византийского образца Богоматерь стала восприниматься не только как покровительница, премудрая, проводник от земных людей (молящихся) к Богу (к небу, к куполу Храма), источник Благодати, но и стала считаться заступницей Города , защитницей его крепостных стен. Восприятие города, как «хранимого Богом» имело большое значение также и для светской жизни, так как укрепляло веру людей в непобедимость и избранность, давало силы в борьбе с врагами, побуждало к развитию общества, строительству, принятию законов.


Вид на Софийский собор с внутреннего монастырского двора

Символика киевской Оранты

Центральная мозаика Храма сразу останавливает на себе внимание входящего. Свойственная раннему христианству простота изображения делает ее близкой простому человеку, гармоничной, естественной и как будто живой. Оранта непреклонная, сильная, уверенно стоящая, при этом ее лик ясен и безмятежен. Богоматерь будто сияет на фоне обрамляющей ее золотой смальты. Синий хитон — византийская традиция — символизирует небесную совершенную чистоту, девство. Золотые нарукавники (деталь облачения священников) — символ сослужения Первосвященнику Христу. За красным поясом видим отрез ткани (лентион ) — согласно верованиям Богородица вытирает им слезы молящихся. Покров , ниспадающий на плечи и закрывающий волосы — символ милосердия и защиты. Покров золотого цвета — символ света, чистоты, славы. Три звезды на плечах и на челе — традиционные элементы иконографии Богородицы — символ приснодевства — Дева до Рождества Христова, во время и после. Сияющий нимб. Сочетание золотого и красного цветов в одежде Богородицы (пурпурные сапожки, красный пояс ) является признаком ее Царственности, так как в древние времена это были цвета правителей. Красный цвет в вострочнохристианской традиции также является символом человеческого начала.


Мозаика «Богоматерь Оранта» в Соборе святой Софии (источник — Википедия)

Богоматерь Оранта стоит на четырехугольном золотом камне — незыблемом основании. Интересно, что в древнехристианском восприятии наряду с трактовкой угла как фигуры устойчивости и основания (вспомните значение понятия “краеугольный камень”), угол считался в то же время фигурой уязвимой, нуждающейся в покрове или защите.

По изгибу арки, обрамляющей Оранту, размещена надпись на греческом языке:

Бог посреди него; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Псалтирь. Псалом 45:6.

Речь идет о противопоставлении мировому хаосу несокрушимого Града, в котором пребывает Бог.

Божья Матерь Оранта

Оранта. Мозаика "Нерушимая стена", XII в., Софийский собор, Киев

Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи. Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.

Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.

Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов. Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров. Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.

В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.

Оранта. Новгородское Знамение Божьей Матери, XII в., Софийский собор, Великий Новгород

Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.

Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.

Икона Божией матери Нерушимая стена

_________________________________________________

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся).

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе — верхней части алтаря.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение",

и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града".

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение» . Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

Наиболее распространенные иконы этого типа:

* икона Божией Матери «Знамение» Курская
* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

* икона Божией Матери «Нерушимая Стена»
* икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
* Курско-Коренная икона Божией Матери
* Мирожская икона Божией Матери
* Никейская икона Божией Матери
* Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери
* Царскосельская икона Божией Матери
* Ярославская Оранта

Оранта — это один из трех основных типов изображения БогоМатери, представляющий её с поднятыми, раскинутыми в стороны руками и раскрытыми ладонями.

Традиционно данная поза трактуется как жест молитвы, хотя в действительности имеет более древние корни, нежели принято считать. Мы ещё вернёмся к этому вопросу и рассмотрим его подробнее. А сейчас остановимся на символике изображения Оранты и его особенной роли. В XI веке, во времена существования государства Киевская Русь, князь Владимир Красно Солнышко, задумал построить в Киеве, Новгороде и Полоцке величественные храмы, которые по пышности и красоте своей могли бы сравниться лишь с самыми красивыми и впечатляющими соборами мира. Эту идею он успешно воплотил, соорудив в столице собор, который и поныне славится на весь мир своей уникальностью, ежегодно собирая тысячи туристов. Все три собора были посвящены Софии - Премудрости Божией. Закончил строительство соборов его сын - Ярослав Мудрый. Мы же поговорим сегодня соборе в Киеве - Софии Киевской, как его еще называют.

Известность данному месту приносит не только его историческая слава, но и одна особенность, можно сказать, жемчужина собора — первая и прославленная на весь мир фреска Богородицы «Оранта». Высота фигуры — 5 метров 45 сантиметров. В славянских странах она именуется также «Нерушимая Стена».

Фреске около тысячи лет, но даже сейчас каждый желающий может беспрепятственно взглянуть и ощутить её величие и тот сердечный посыл, с которым она была выполнена. Эта удивительная по своей красоте фреска украшает главный аспидный алтарь Собора Святой Софии, на столбах которого изображена сцена Благовещенья: Архангел Гавриил (Сила Бога, Вестник Благого) и Пресвятая Дева Мария. Именно эти символы имели особенное значение для людей, живших в Киеве тысячелетия назад. Упомянем, что Архангел Гавриил и Дева Мария, как известно, являются исконными покровителями города Киева. В древних летописях указывается, что именно Богородице и Архангелу Гавриилу вверяли защиту Киева, именно у них просили небесного заступничества столицы.

Археологические исследования подтверждают, что народы Киевской Руси массово почитали Богородицу Оранту, носили медальоны и обереги с её изображением. Даже князья, зная о такой всенародной любви к Богородице и почитании её простыми людьми, внедрили почётное право ставить образ Богородицы на одну из сторон своих княжеских печатей.

В исторических источниках указывается, что Богородицу в разных уголках мира именовали «защитницей», «Живоносным Источником Мудрости», «хранительницей», «градоустроительницей», так как её женское, упорядочивающее начало олицетворяло порядок, покой и мир в городе.

Богородица является признанной и почитаемой народами покровительницей множества населённых пунктов по всему миру, во многих странах, в особенности — славянских. Вникая в истинную суть этого символа, понимаешь, какое действительно глобальное единство он таит в себе, соединяя исторически поколения, влияя на понимание смысла своей жизни и судьбы каждого, кто соприкоснулся душой с тайной этого образа, с живоносным источником всепробуждающей Любви ― духовной силы Богородицы.

«Из видимого познавай невидимое», — учил выдающийся украинский философ XV века Григорий Сковорода. Так и в случае с удивительным символом Оранта: видимая форма этого жеста хранит в себе широкое пространство невидимых глазу значений, о которых мы и поговорим.

Самые ранние изображения Оранты в данной молитвенной позе найдены на стенах римских катакомб и датируются 2-3 веками нашей эры. Но что интересно, ещё до появления там этого символа на территориях Средиземноморья бытовали статуэтки, именуемые «адоранты». В словаре есть такое определение слова «адорант»:

Адорант — фигура (преимущественно женщины) с простёртыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души. (Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998 г.).

Слово «adorant» латинского происхождения и обозначает «обожествлять». Образовано это слово от «orante» — «молиться», что, в свою очередь, происходит от латинского корня «ōrō», «ōrāre»» — говорить, молиться. Яркий пример ещё одного использования этого корня в нашем языке — слово «оратор». Таким образом, слово «Оранта» и «оратор» однокоренные. Любопытно также, что в древнеарамейском языке (язык, на котором говорил Иисус) понятие «говорить» и «молиться» также было объединено в одно слово. Всё это говорит о глубинной сути значения, заложенного в само слово «Оранта». Ведь в древности считалось, что слово дано людям как начало пути к пониманию и осознанию своей Божественной природы.

Вернёмся к статуэткам. Адоранты довольно древние. Возраст самых древних найденных статуэток в позе Оранта, как это не поразительно, — 45 тысяч лет! И это ещё не всё! Такие фигурки находят исследователи во всех, без исключения, культурах мира.

И фигурками данный список не ограничивается, схематические изображения людей в позе Оранта встречаются и среди наскальных рисунков, петроглифов по всему миру! Австралия, Африка, Северная и Южная Америка, Сибирь, Италия, Франция, Китай….

ЕЩЕ ОБ ИКОНЕ ИМЕНУЕМОЙ "ЗНАМЕНИЕ" И ДНЯХ ЕЕ ПРАЗДНОВАНИЯ

Таким образом, мы видим, что символ «Оранта» — это не просто значимое изображение в рамках какой-то определённой религии, это символ, берущий свои корни в общечеловеческом, всемирном знании, которое раннее присутствовало как некая, сама собою разумеющая истина в древних культурах нашей планеты! Это знание, которое сегодня объединяет людей, города и страны. Знание, которое объединяет весь мир.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

Наиболее распространенные иконы этого типа:

* икона Божией Матери «Знамение» Курская

* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

Икона "Оранта" - одна из самых известных икон с изображением Богоматери. Особое отношение соединяет русского православного человека с Матерью Божией. Издавна стала она для Руси заступницей и покровительницей. Главные храмы Российского государства были посвящены именно ей, поэтому и образ Богородицы всегда особенно почитаем в русских православных церквях. Во всем пантеоне православных святых нет никого, кому посвящено столько икон и монументальных росписей.

Значение иконы

Иконография Божией Матери складывалась с первых веков христианства, и за это время сложилось несколько типов ее изображения. Одним из самых распространенных и древних типов этой иконографии является изображение, именуемое "Знамение"Ю или икона "Оранта", где Богоматерь одна и изображена в полный рост. Подобные иконы очень большие по размеру, в Древней Руси в храмах они играли ту же роль, что в византийском храме мозаики и фрески. Ярославская икона начала 13-го столетия "Богоматерь Оранта великая Панагия", что значит "Всесвятая" - один из самых известных и почитаемых образов Богородицы. На иконе "Оранта" Пресвятая Дева изображается в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. На уровне ее груди в медальоне или сфере помещается младенец как бы пребывающий в лоне матери. Икона представляет молящимся великое таинство зарождения Бога во плоти. Жест поднятых рук Богородицы символизирует неизреченное смирение ее.

История иконы

Ярославская "Оранта", икона Божьей матери, была написана для Успенского собора по заказу ростовского князя Константина Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо. По поводу этого святого образа в искусствоведении ведутся споры до сих пор. Многие считают ее написанной здесь, на Руси, полагают, что это первый представитель целой школы Ярославской иконописи. Другие утверждают, что эта икона не имеет к названной школе прямого отношения, а была написана в Ростове, где и находилась вплоть до 18 века. Она помещалась когда-то в алтаре на горнем месте, возвышаясь над престолом. Дева Мария отличается особой торжественностью всего своего облика. Божия матерь стоит на ковре, богато орнаментированном. Такие коврики используются в храмах на архиерейском богослужении. Здесь это символ предстояния Пресвятой Девы к Богу в молитве за всех людей. Изображенный в царских одеждах Христос Эммануил повторяет жест матери. Но если ее ладони открыты, то младенец сложил персты.

Описание иконы

Фигура Богоматери Оранты на иконе помещена в сияние золотого фона. Золото, преобладающее в колорите иконы, есть символ горнего мира, вечности, в которой пребывает Богородица. Золотой цвет преобладает и в медальоне с изображением Спаса Эммануила. Медальон, в который оно помещено, представляется непреоборимым щитом, символом несокрушимости христианской веры. В верхних углах иконы "Оранта" расположены медальоны меньшего диаметра с полуфигурами архангелов. Их одежды также щедро покрыты золотом.

Белый цвет - второй по значению в колорите иконы, он символизирует святость и чистоту. Этот цвет использован в нимбах Богородицы, Бога-младенца, а также в нимбах и одеждах архангелов. Лики Пресвятой Девы и Христа выполнены в технике наложения красок несколькими слоями. Это создает четкость и контрастность изображения, так что иконные лики становятся хорошо видны даже со значительного расстояния, с которого пребывающие в храме созерцали Ярославскую "Оранту "- икону Божьей матери.

Новгородская и Курская иконы

Среди иных икон, относящихся к типу "Знамение", можно напомнить чудотворные и Курскую Коренную. Новгородская чудотворная икона спасла в 12 веке Древний Новгород от владимирского войска князя Андрея Боголюбского, о чем позднее было рассказано в уникальной батальной иконе "Битва новгородцев с суздальцами".

"Курская Коренная" получила свое название из-за того, что была обнаружена возле корня дерева. Икона известна своим участием в Крестных ходах, совершавшихся когда-то от Курска к месту ее чудесного обретения, где с тех пор и до сей поры бьет чудодейственный источник и где стоит основанный в древности монастырь. Этот Крестный ход известен всем по знаменитой картине Репина. Курская икона стала единственной святыней, против которой был совершен террористический акт. В начале 20 века местный революционер подложил адскую машину к чудотворной иконе, помещавшейся в главном соборе города. Однако мощный взрыв не причинил ей никакого вреда.

Смирение - основа духовности христиан

Важно уяснить тот сакральный, священный смысл, который заложен в этом изображении Божией Матери. В наше время модно говорить о духовности. Но что такое духовность в православном понимании? Основа духовности, по учению святых отцов церкви, есть смирение. Смирение - это полное принятие человеком воли Божией ради осуществления его спасения. Именно это и явила Пресвятая Дева, изображенная на иконе "Оранта". Об этом должен знать каждый христианин.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама