THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Человек - всего лишь капля...
но какая высокомерная!
Л. Вей.

Прочь от фасадов

Сначала я наблюдаю, что у клиента имеется тенденция с неуверенностью и страхом двигаться прочь от "Я", которым он на самом деле не является. Другими словами, хотя он, может быть, и не осознает, куда движется, он уходит от чего-то, начиная определять, что он есть, хотя бы в виде отрицания.

Сначала это может выражаться просто в страхе предстать перед другими тем, кто ты есть. Так, один 18-летний юноша говорит <...>: "Я знаю, я не такой бедовый, и я боюсь, что это будет обнаружено. Вот почему я делаю это... Когда-нибудь они обнаружат, что я не такой бедовый. Я стараюсь, чтобы этот день настал как можно позже... Если вы знаете меня, как я знаю себя...(Пауза.) Я не собираюсь говорить вам, что я на самом деле думаю о том, что я за человек. Только в этом я не хочу сотрудничать, вот что... Если вы узнаете, что я о себе думаю, это не поможет вашему мнению обо мне".

Ясно, что самовыражение этого страха есть часть становления самим собой. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фасад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы бытьсамим собой, а именно к тому, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.

Прочь от "должен"

Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он "должен быть". Некоторые индивиды с "помощью" родителей так глубоко впитали в себя понятие "Я должен быть хорошим" или "Мне следует быть хорошим", что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели. Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отношения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: "Я думаю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения...

Мне так хотелось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела". Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требования и оправдывать его надежды, а это было "чересчур". "Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее - и на самом деле я никогда их не выполняю. Это - бесконечные требования". Она чувствует. что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. "А на самом деле я не хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но тем не менее я думаю, у меня было такое представление, что именно такой нужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о тебе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную личность?" Консультант ответил: "Кто, действительно, будет любить коврик у входной двери, о который вытирают ноги?" Она продолжала: "По крайней мере я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы коврик у дверей".

Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее "Я", к которому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утверждение делают для нас ясным, что она уходит от "Я", которое должно быть хорошим, которое должно быть покорным.

Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного молодого человека: "Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя - это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именно должен был стыдиться себя... Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя... Если ты - кто-то, кого очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-нибудь самоуважение - это стыдиться того, чего в тебе не одобряют...

Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из прежней точки зрения... Как будто я убежден, что кто-то сказал: "Ты должен жить, стыдясь себя, - пусть будет так!" И я долго соглашался с этим и говорил: "Да, это я!" А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: "Мне безразлично, что вы говорите. Я не собираюсь стыдиться себя". Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.

Прочь от соответствия ожиданиям

Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе, на человека оказывается огромное давление, чтобы он приобрел качества "человека организации". То есть человеку следует быть полноценным членом группы, подчинив свою индивидуальность групповым нуждам, следует избавиться от "острых углов", научившись ладить с такими же людьми без "острых углов".

В недавно законченном исследовании ценностей американских студентов Джейкоб так обобщает свои данные: "Основное воздействие высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие стандартов и качеств, присущих американским выпускникам колледжа. Воздействие опыта жизни в колледже заключается в социализациииндивида, в оттачивании, полировке и придании такой формы его ценностям, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпускников американских колледжей". <...>

Прочь от угождения другим

Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь угодить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего состояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, оглядываясь назад на процесс, через который он прошел: "Наконец я почувствовал, что просто должен был начать делать то, что хотел делать, а не то, что, я думал, мнеследует делать, и не зависеть от того, что, по мнению других людей, я должен делать. Это полностью изменило всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, что должен делать что-то, потому что этого от меня ожидали или потому что это могло заставить людей любить меня. К черту все это! С сегодняшнего дня я думаю, что буду только самим собой - бедным или богатым, хорошим или плохим, рациональным или иррациональным, логичным или нелогичным, известным или неизвестным. Поэтому благодарю вас за то, что вы помогли мне вновь открыть шекспировское: "Будь верен самому себе".

К управлению своей жизнью и поведением

Но с какими положительными качествами связан опыт <...>? Я постараюсь описать многие направления, в которых они [клиенты] движутся.

Прежде всего, эти клиенты движутся к тому, чтобы быть независимыми. Под этим я подразумеваю, что постепенно клиент приближается к таким целям, к которым он хочет идти. Он начинает отвечать за свои поступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Я думаю, что это стремление к руководству собой достаточно показано в ранее приведенных примерах.

Я не хотел бы создать представление о том, что мои клиенты двигались в этом направлении уверенно и радостно. Конечно, нет. Свобода быть собой - свобода с пугающей ответственностью, и человек движется по направлению к ней осторожно, со страхом, сначала без всякой уверенности в себе.

И также я не хотел бы создать впечатление, что человек всегда делает разумный выбор. Ответственно управлять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Поэтому клиенты находят этот опыт не только отрезвляющим, но и захватывающим. Как говорил один клиент: "Я чувствую себя испуганным, уязвимым, отрезанным от всякой помощи, но я также чувствую, как во мне поднимается какая-то мощь, сила". Это обычная реакция, возникающая, когда клиент берет в свои руки управление своей жизнью и поведением.

Движение к процессу

Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти подходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, изменчивостью. Их не беспокоит, если они обнаруживают, что изменяются каждый день, что у них разные чувства по отношению к какому-либо опыту или человеку; они в большей степени довольны своим пребыванием в этом текущем потоке. Кажется, исчезает стремление к завершениям и конечным состояниям.

<...> Я не могу не вспомнить, как Кьеркегор описывает индивида, который действительно существует: "Существующий человек постоянно находится.в процессе становления... и его мышление действует на языке процесса... У [него]... это как у писателя с его стилем, так как стиль есть только у того, у кого нет ничего застывшего, но кто "движет водами языка" каждый раз, когда начинает писать; так что самое обычное выражение обладает для него свежестью только что родившегося". Я думаю, что эти строки прекрасно уловили направление, в котором движутся клиенты, - скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель.

К сложности бытия

Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь поможет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом - его теплые чувства к нему, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть собой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.

Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отношений с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент - всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, - это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды говорить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов, - это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося "Я" в каждый значимый момент.

К открытости опыту

"Быть тем, кто ты действительно есть", связано и с другими качествами. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только клиент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфере принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как говорил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как "зависимого маленького мальчика": "Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, - я никогда не был таким!" Он не может вынести этот опыт своих детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего "Я", то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, когда он их испытывает.

<...> Постепенно клиенты узнают, что переживание - это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и говорил: "Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это". Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я часто понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает понимать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.

Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося человека отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: "Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, существующее у животных или у ребенка, их непосредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вообще всех субъективных реакций".

Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Кажется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: "Люди с самоактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благоговейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть".

К принятию других

Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связана с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начинает двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт. он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он ценит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процитирую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: "Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы - за то, что они твердые... Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуализующийся человек смотрит на природу человека в себе и других". Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.

К вере в свое "Я"

Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. Наблюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко, посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что "хорошие художники так не пишут". Но он достаточно доверял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувствования, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное восприятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: "Хорошие художники так не пишут, но я пишу так". Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что "хорошие писатели так не пишут".. Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейн проявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, думать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художников или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые люди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.

К сложности бытия

Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь поможет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом — его теплые чувства к нему, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть собой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.
Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отношений с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент — всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, — это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды говорить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов» — это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося «Я» в каждый значимый момент.

К открытости опыту

«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качествами. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только клиент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфере принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как говорил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как «зависимого маленького мальчика»: «Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, — я никогда не был таким!» Он не может вынести этот опыт своих детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего «Я», то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, когда он их испытывает.
Другой молодой человек, с очень трудным случаем заикания, к концу курса психотерапии позволяет себе открыть некоторые свои глубоко спрятанные чувства. Он говорит: «Парень, это была ужасная борьба. Я никогда этого не понимал. Думаю, было слишком больно дойти до этого. Я хочу сказать, я только начинаю это чувствовать. О, ужасная боль... Было ужасно разговаривать. Я хочу сказать, я и хотел говорить, и не хотел... Я чувствую... я думаю... знаю... это просто обычное напряжение... ужасное напряжение... стресс — вот это слово! Я только теперь, после стольких лет его действия, начинаю его чувствовать… это ужасно. Сейчас я едва могу вздохнуть, меня все душит внутри, там все сжато... Я просто чувствую себя раздавленным. (Начинает плакать.) Я никогда этого не осознавал, я никогда не знал этого». Сейчас, когда он может позволить себе испытывать свои чувства, он обнаруживает, что они менее страшны, и он будет в состоянии жить рядом со своими собственными переживаниями.
Постепенно клиенты узнают, что переживание — это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и говорил: «Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это». Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я час-то понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает понимать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.
Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося человека отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: «Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, существующее у животных или у ребенка, их непосредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вообще всех субъективных реакций».
Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Кажется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: «Люди с самоактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благоговейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть».

К принятию других

Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связана с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начинает двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт, он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он ценит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процитирую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: «Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы — за то, что они твердые... Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуализующийся человек смотрит на природу человека в себе и других»3. Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.

К вере в свое «Я»

Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. Наблюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко, посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что «хорошие художники так не пишут». Но он достаточно доверял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувствования, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное восприятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: «Хорошие художники так не пишут, но я пишу так». Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что «хорошие писатели так не пишут». Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейн проявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, думать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художников или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые люди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.

Главное направление

Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, чтобы быть процессом, которым он на самом деле внутренне и реально является. Он движется от того, чем он не является, от фасада. Он не старается быть чем-то большим, чем он есть на самом деле, что повлекло бы за собой чувство незащищенности или напыщенные защитные реакции. Он не старается и быть меньше того, чем он является, что вызвало бы чувство вины или самоуничижения. Все в большей мере прислушиваясь к глубоко запрятанным тайникам своего физиологического и эмоционального бытия, он обнаруживает, что все с большей правильностью и глубиной все более хочет быть тем «Я», которым он и является на самом деле. Один клиент, когда он начинает чувствовать, куда идет, с недоверием и удивлением спрашивает себя в одной из бесед: «Вы хотите сказать, что, если бы я был действительно тем, кем я хотел бы быть, это было бы хорошо?» Дальнейший его собственный опыт, а также опыт других клиентов ведет к положительному ответу. Быть тем, кто он есть на самом деле, — вот жизненный путь, который клиент, оказывается, ценит наиболее высоко, когда свободен двигаться в любом направлении. Это не означает просто интеллектуальный выбор какой-то ценности. Лучше всего это можно описать как нащупывающее, пробующее, неуверенное поведение, с помощью которого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть.

О неправильном понимании

Многим людям жизненный путь, который я пытался описать, конечно, может показаться крайне неудовлетворительным. Если это мнение связано с реальными различиями в ценностях, то я уважаю его как от-личное от моего. Однако я обнаружил, что такое отношение может явиться результатом неправильного понимания. Я хотел бы попытаться разобраться с этим недоразумением.

Подразумевает ли это статичность?

Некоторым кажется, что быть тем, кто ты есть, — значит оставаться статичным. Они считают, что это синонимично понятиям «быть постоянным», «быть неизменяющимся». Ничего не может быть дальше от истины. Быть тем, кто ты есть, — значит полностью стать процессом. Изменения больше всего ускоряются, когда кто-то хочет быть тем, кем он истинно является. Конечно, на психотерапию обычно приходит человек, отвергающий свои чувства и реакции. Часто он обнаруживает, что хотя в течение многих лет и старался измениться, однако остался все с тем же поведением, которое ему не нравится. И только когда он может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицал в себе, возникает какая-то надежда на изменения.

Подразумевает ли это быть злым?

Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, неконтролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цепи на людей какое-то чудовище. Эта точка зрения мне очень знакома, так как я встречал ее почти у каждого клиента: «Если бы я осмелился дать волю чувствам, которые заперты внутри, если бы каким-то образом я жил этими чувствами, это была бы катастрофа». Такое высказанное или невысказанное отношение наблюдается почти у каждого клиента, когда он начинает переживать свои незнакомые ему качества. Но весь ход его переживаний в психотерапии противоречит этим страхам. Он обнаруживает, что постепенно может «быть своим гневом, когда это реально отражает его чувства, и такой принятый или видимый ему гнев неразрушителен. Он обнаруживает, что он может быть своим страхом, но, зная это, он не растворяется в нем. Он находит, что он может жалеть себя, и это не «плохо». Он может быть и бывает своим сексуальным чувством, или чувством лени, или враждебности, но от этого небо не падает на землю. Причина, кажется, заключается в том, что чем более он способен разрешить своим чувствам принадлежать ему и течь свободно, тем более они занимают соответствующее место в общей гармонии его чувств. Он обнаруживает, что у него есть и другие чувства, с которыми вышеназванные смешиваются и уравновешивают их. Он чувствует себя любящим, нежным, внимательным и сотрудничающим, так же как и враждебным, похотливым иди злым. Он чувствует интерес, живость, любопытство, так же как лень или безразличие. Он так же чувствует себя боязливым, как смелым и храбрым. Его чувства, когда он живет рядом с ними и принимает их сложность, действуют скорее в созидательной гармонии, чем увлекая его на какой-нибудь дурной путь, не поддающийся контролю. Выражая свое беспокойство, люди иногда говорят, что, если бы человек был тем, что он действительно есть, он бы выпустил на волю сидящего в нем зверя. Мне это смешно, так как я думаю, мы могли бы ближе познакомиться с такими вот зверями. Льва часто называют символом хищности. Но что такое лев? До тех пор, пока он не очень извращен контактом с людьми, у него есть многие качества, о которых я говорил выше. Конечно, он убивает, когда голоден, но никогда не делает этого в диком неистовстве и никогда не переедает. Он поддерживает себя в форме лучше, чем некоторые из нас. Он беспомощен и зависим в детстве, но от этого он движется к независимости. Он не цепляется за зависимость. Он эгоистичен и эгоцентричен в младенчестве, но, будучи взрослым, он показывает разумную степень сотрудничества, он кормит, защищает и заботится о своем потомстве. Он удовлетворяет свои сексуальные желания, но это не значит, что он занят дикими, похотливыми оргиями. Его различные стремления и побуждения находятся в гармонии. В основном он созидательный и достойный представитель семейства кошачьих. То есть я считаю, что если кто-то является полностью и действительно уникальным членом человеческого рода, это не должно вызывать ужас. Наоборот, это означает полный и открытый процесс бытия одного из самых наиболее чувствительных, отзывчивых и творческих существ на этой планете. Исходя из моего опыта, существовать во всей полноте, как уникальное человеческое существо, вовсе не является процессом, который можно назвать плохим. Более подходящее название — «положительный», «конструктивный», «реалистический», «достойный доверия» процесс.

Значение для общества

Разрешите мне ненадолго обратиться к общественному значению той дороги жизни, которую я попытался описать. Я представил ее как направление, которое, кажется, имеет большое значение для индивида. Могло бы оно иметь или имеет какое-либо значение, является ли оно важным для групп или организаций? Могло ли бы это направление с пользой для себя быть выбрано профсоюзом, церковной группой, индустриальной корпорацией, университетом, нацией? Мне кажется, это возможно. Давайте для примера посмотрим на внешнюю политику нашей страны. Вообще, если послушать заявления наших лидеров и почитать правительственные документы за последние годы, можно сделать вывод, что наша дипломатия всегда основывается на высоких моральных принципах; что она всегда согласовывается с политикой, которую мы проводили ранее; что она исключает какие-либо эгоистические стремления и что она никогда не делала ошибок в своих суждениях и оценках. Я думаю, и, возможно, вы согласитесь со мной, что если бы вам довелось услышать нечто подобное, то вы бы сразу поняли, что это лишь фасад и что такие утверждения не отражают реального внутреннего процесса.
Давайте немного поразмышляем над тем, как мы как нация могли бы представить себя в нашей зарубежной дипломатии, если бы были открытыми, понимающими, принимающими — такими, какими мы, по нашим утверждениям, и являемся. Я не знаю точно, какие мы, но предполагаю, что, если бы мы постарались выразить себя такими, какие мы есть, наши переговоры с зарубежными странами содержали 6bit очевидно, следующее.
Мы как нация медленно осознаем свою огромную силу, а также мощь и ответственность, которые ее сопровождают.
Мы движемся неловко и до некоторой степени на ощупь к принятию положения ответственного мирового лидера.
Мы делаем много ошибок. Мы часто бываем непоследовательны.
Мы далеки от совершенства. Мы сильно напуганы силой коммунизма, т.е. точкой зрения коммунистов на жизнь, отличной от нашей.
У нас преобладает дух соревнования с коммунистами, и мы злимся, чувствуем себя униженными, когда русские превосходят нас в какой-либо области.
Некоторые наши интересы очень эгоистичны, например, нефть на Ближнем Востоке.
С другой стороны, у нас нет желания господствовать над другими народами.
У нас сложные и противоречивые чувства относительно свободы, независимости и самоопределения как отдельных людей, так и целых стран: мы желаем этого и горды той поддержкой, которая была оказана этим тенденциям в прошлом, однако нас часто пугает истинное значение этих тенденций.
Мы склонны ценить и уважать достоинство и имущество каждого индивида, однако, когда мы испуганы, у нас это не получается.
Предположим, что мы подобным образом представили себя в нашей внешней политике — открыто и ясно. Мы попытались бы быть именно такой нацией, которой мы действительно являемся, — во всех ее сложностях и противоречиях. Каковы бы были результаты? По моему мнению, результаты будут подобны переживаниям клиента, когда он становится ближе к своему истинному «Я». Давайте посмотрим на возможные результаты.
Мы чувствовали бы себя гораздо спокойнее, так как нам нечего было бы скрывать.
Мы смогли бы обратить больше внимания на текущие проблемы, вместо того, чтобы тратить силы на доказательство своей нравственности и последовательности.
Мы смогли бы использовать все наше творческое воображение для решения проблем, а не для самозащиты.
Мы смогли бы открыто сообщать о наших эгоистических интересах и о нашей доброжелательной заботе о других и давать возможность этим противоречивым стремлениям уравновешиваться таким образом, чтобы это было приемлемо для нас как для народа.
Мы могли бы свободно изменяться и расти в нашей позиции лидера, потому что мы не были бы связаны застывшими представлениями о том, чем мы были, что мы есть и чем нам следует быть.
Мы обнаружили бы, что нас стали гораздо меньше бояться, потому что резко уменьшились подозрения относительно того, что лежит за фасадом.
Похоже, нашей открытостью мы вызвали бы открытость и реалистичность со стороны других.
Мы бы вырабатывали решения мировых проблем скорее на основе реальных предметов спора, чем на языке фасадов, представленных договаривающимися сторонами.
Короче говоря, я имел в виду, приводя эти фантастические примеры, что нации и организации могут обнаружить, как это уже сделали отдельные люди, что быть тем, кем ты в глубине души являешься, — очень вознаграждающий опыт. Я полагаю, что эта точка зрения содержит семена философского подхода ко всей жизни, это больше, чем просто одно из направлений, замеченных в опыте клиентов.

Заключение

Я начал этот разговор с вопроса, который каждый человек задает себе, — в чем состоит цель, назначение моей жизни? Я старался рассказать вам о том, что узнал от моих клиентов, которые, находясь в психотерапевтических отношениях, будучи свободными от угроз и обладая свободой выбора, служат примером общности направления и цели.
Я указал, что они склонны открывать свое «Я» и не быть тем, что от них ожидают другие. Я заметил, что характерное для клиента движение заключается в том, чтобы разрешить себе быть свободно изменяющимся текущим процессом; тем, каков он есть. Клиент также движется к внутренней открытости тому, что происходит внутри него, учась восприимчиво слышать самого себя. Это значит, что он все в большей степени является скорее гармонией сложных ощущений и реакций, чем четким и простым застывшим целым. Это значит, что, в то время как он движется к принятию «быть-и-я» в самом себе, он все в большей мере воспринимает других, также слыша и понимая их. При появлении и выражении своих сложных внутренних процессов он им доверяет и высоко их ценит. Он является творчески реалистичным и реалистично творческим. Он обнаруживает, что быть этим внутренним процессом — значит увеличить скорость изменений и роста в себе. Он постоянно обнаруживает, что быть самим собой, т.е. обладать текучестью, не значит быть злым или неконтролируемым. Вместо этого он чувствует растущую гордость за то, что является чувствительным, открытым, реалистичным, внутренне контролируемым представителем человеческого рода, который мужественно и с воображением приспосабливается к сложностям изменяющейся ситуации. Это значит все время стараться быть в сознании и в выражении тем, что соответствует вашим общим организмическим реакциям. Это значит, используя более удовлетворительный термин Кьеркегора, «быть тем, кто ты действительно есть». Думаю, я ясно показал, что двигаться в этом направлении нелегко и что эта дорога не имеет конца. Это — продолжающийся путь жизни.
Стараясь исследовать пределы этого направления, я предположил, что это направление движения не обязательно присуще только клиентам в психотерапии или индивидам, ищущим цель жизни. Я думаю, оно имело бы такое же значение для любой группы, организации или нации и, вероятно, имело бы такие же вознаграждающие последствия.
Я совершенно ясно сознаю, что тот путь жизни, который я наметил, заключает в себе ценностный выбор, который расходится с теми целями, которые обычно выбирают или которым следуют. Однако, поскольку эту цель намечают люди, имеющие большую, чем обычно, свободу выбора, и поскольку она, вероятно, выражает общее для них направление, я предлагаю эту цель на ваше рассмотрение.

Экология жизни: Известного аргентинского психотерапевта и писателя Хорхе Букая читатели и критики называют «профессиональным утешителем»: его книги действительно способны помочь человеку справиться с горем и научиться быть самим собой

Известного аргентинского психотерапевта и писателя Хорхе Букая читатели и критики называют «профессиональным утешителем»: его книги действительно способны помочь человеку справиться с горем и научиться быть самим собой. В июне в России вышел новый роман Букая «Кандидат». Т&P встретились с Хорхе, чтобы узнать, за что он любит людей, почему утешение не всегда приводит к выздоровлению и что на самом деле нужно, чтобы стать свободной личностью.

Я не писатель, я врач-психиатр. Хотя при этом я пишу. Один мой друг говорит, что любой, кто пишет, мечтает о романе. Я, выпуская книги по психологии, тоже хотел стать его автором. Поэтому написал роман как игру. Вначале пришлось немного почитать о том, как это нужно делать, поскольку изначально у меня была только идея и больше ничего. Я не знал, как создать образы персонажей, так что написал их истории болезни. Даже если бы роман не появился, я уже знал, например, чем эти люди болели в детстве. Я, правда, думал, у меня получится рассказ. Однако вскоре с персонажами начали происходить события, и это стало для меня сюрпризом. Выяснилось, что когда настоящие писатели говорят, будто герои становятся живыми, это правда. Со мной это тоже произошло. Так что с психологией роман связывает то, что психиатр, как и автор, может видеть, что происходит с человеком внутри. И также, конечно, то, что речь идет о феномене массы, когда люди начинают действовать, потому что подверглись манипуляции. Это психологическая трансформация, такая же, как изменения, которые происходят с личностью под влиянием власти и поиска власти. Я в первую очередь писал о Латинской Америке, но думаю, это имеет отношение ко всему миру.

В романе речь идет о свободе. Что такое свобода?

Сначала нужно сказать, чем она не является, правда? Люди думают, будто свобода - это делать, что хочется. Но свобода к этому отношения не имеет. Если бы все было устроено так, никто не был бы полностью свободным. Это не определение свободы, это определение всевластия. А свобода и всевластие - не одно и то же. Свобода - это способность выбирать в рамках возможностей, которые предоставляет реальность. В конечном итоге это способность решить: «да» или «нет». И эта свобода всегда несомненна. Ты всегда можешь сказать «да» - или «нет». Это верно для отдельных людей, пар, семей, городов, стран и для всей планеты. Всегда можно сказать «да» или «нет».

Каким был день, когда решили стать психотерапевтом?

Это был не день, а целый период. Моя мама знала, что я стану врачом. В 40-е и 50-е годы в Аргентине была эпидемия полиомиелита, и во времена моего детства было много ребят, перенесших эту болезнь. Когда мне было четыре или пять лет и я видел на улице ребенка с последствиями полиомиелита, то всегда спрашивал у мамы, что с ним случилось. Мама объясняла, я начинал плакать и не мог остановиться. Она пыталась меня утешить, но у нее не получалась. Я уходил в комнату, прятался и плакал минут пятнадцать. Моя мама, которая не могла меня остановить, садилась рядом и ждала. Она думала: «Этот мальчик станет врачом - из-за боли, которую ему причиняет чужая боль».

Когда я подрос, то захотел изучать медицину. Я собирался стать педиатром, но попав на факультет, понял, что не вынесу моментов, когда детям я помочь не смогу. Однажды я ассистировал во время операции - это было частью программы - и ребенок умер. Мы не смогли его спасти. Я очень горевал. Я осознал, что не смогу быть хорошим педиатром, что это фантазия, и как альтернатива мне пришла в голову детская психиатрия. Там никто не умирает. Я начал ее изучать, и она меня очаровала. Она захватила меня. Я просто влюбился в психологию, психиатрию, в пациентов, которые страдают от сумасшествия. И на самом деле, позже я усвоил как психиатр, что любой медик - это ипохондрик, который сублимирует свою тревогу в профессию. Врачи очень боятся болезней. В тот момент у меня был огромный страх перед сумасшествием, и он стал одной из причин, по которым я решил заняться этим. Когда от своего страха я начал исцеляться, то перестал брать тяжелых пациентов и начал больше заниматься пациентами с неврозом, - ведь сам стал скорее невротиком, чем сумасшедшим. А затем, когда мне стало еще лучше, у меня появились здоровые пациенты.

«Нормальный человек - тот, кто знает, что «2×2 = 4». Сумасшедший - это человек, который считает, что там «5» или «8». Он потерял контакт с реальностью. А невротик - как ты, как я - тот, кто знает, что там «4», но это страшно его возмущает»

Что вас очаровало в безумии?

Для того чтобы понимать человеческую душу, нужен большой психологический ресурс. Человеческая душа имеет много общего с мышлением, а понимать мышление - значит понимать личность. С другой стороны, пациенты с психическими заболеваниями так благодарны, когда ты им помогаешь. Это невероятные мужчины и женщины, которые на самом деле, как говорил британский мыслитель Гилберт Честертон, «потеряли все, кроме рассудка». В нашей культуре сумасшедшие обесцениваются, изгоняются, очерняются. Я отметил, что в Аргентине психиатрические отделения в больницах всегда находятся слева, в конце коридора, у туалета. Но работать с пациентами оттуда было замечательно. Таким людям врачи действительно спасают жизни. Это было очень интересно, я многому научился и думаю, что многим помог за годы, что работал в психиатрических больницах с тяжелыми пациентами, по-настоящему сумасшедшими.

Вы любите людей?

Любовь - это очень широкое поле. Я думаю, нужно говорить о любви в органическом смысле. Я точно не люблю каждого так, как люблю своих детей. Но это различие в количестве, а не в качестве. Качество одно и то же. Но с любовью все сильно зависит от определения. Я иногда говорю, что у каждого дурака есть определение любви, и я не хочу быть исключением. Я такой же дурак, как все. Определение, которое нравится мне больше всего, я взял у Джозефа Зинкера. Он говорил: «Любовь - это радость, которую я испытываю от того, что другой человек существует». Радость от самого факта существования другого человека. И в этом смысле я счастлив от того, что существуют мои пациенты. В этом смысле любовь между терапевтом и пациентом действительно существует.

На это уходит много сил.

Да, но что еще может придать жизни смысл? Если тебе не важно, что происходит с другими, что даст тебе смысл жить? В конечном итоге для меня, если отвлечься от психиатрии, в бытовом плане, это тоже имеет смысл. Когда однажды в детстве мой сын Демиан, который сейчас тоже работает врачом-психиатром, спросил, люблю ли я его, я ответил: «Да, ты мне очень дорог, я люблю всем сердцем». Тогда он спросил: «В чем для тебя разница между “дорожить» и «любить”? Что значит любить? Обнимать, дарить вещи?». Я ответил, что нет, и впервые использовал слова, которые сказал тебе раньше: если чье-то благополучие играет для тебя роль, если это важно, ты его любишь. В этом смысле, довольно изнурительно, когда для тебя важно благополучие всех вокруг. Но без этого нет смысла жить. Пять минут назад я тебя не знал. Но сегодня я постараюсь, чтобы ты не споткнулась и не упала не только потому, что так поступать естественно, но и для того, чтобы ты не разбилась. Любовь возникает сама собой, если ей не запрещать. Она не похожа на чувство из фильмов, когда персонажи бегут, вскакивают на лошадь… Это глупости из кино. Настоящая любовь - это важность твоего благополучия для кого-то. Это до такой степени верно и так важно, что если ты рядом с человеком, которому не интересно, как у тебя дела, что ты делала днем, почему что-то привлекло твое внимание - этот кто-то тебя не любит. Даже если он говорит прекрасные слова и дарит самые дорогие вещи в мире, даже если клянется на все лады в своей любви. И наоборот: если кто-то интересуется тобой, ему важно, как у тебя дела, он хочет знать, что тебе нравится, и старается подарить то, что ты ждешь, - он тебя любит. Даже если говорит, что никакой любви нет, никогда не было и никогда не будет.

Вы встречали среди своих пациентов людей, похожих на вас?

Я никогда не встречал тех, кто на меня не похож. Они все чем-то меня напоминают: кто-то больше, кто-то меньше. Но в процессе помощи идентифицировать себя с человеком очень важно. Все психотерапевты делают это.

С читателями то же самое?

Конечно. Я часто хвастаюсь, что знаю людей (смеется). Но я идентифицирую себя и с персонажами своих рассказов. Я никогда не пишу только о других. В моих книгах тот, кто запутался, - это я, тот, кто унижается, - я, тот, кто встретился с кем-то, - я, тот, кто потерялся, - я, тот, кто глуп, - я, и тот, кто понял что-то в точности, - тоже я. Это все обо мне, о процессах, которые со мной происходят. Поскольку я думаю, то, что происходит со мной, должно происходить со всеми. Так же и наоборот: когда человек читает мою книгу, он идентифицирует себя с героями. И он знает: то, что я ему дал, не выдумка.

Каким должно быть утешение?

Утешение? Скорее, выздоровление, разрешение проблемы. Смотри, нормальный человек - тот, кто знает, что «2×2 = 4». Сумасшедший - это человек, который считает, что там «5» или «8». Он потерял контакт с реальностью. А невротик - как ты, как я - тот, кто знает, что там «4», но это страшно его возмущает. Мое состояние постепенно улучшается, я учусь сердиться с каждым разом все меньше, сталкиваясь со скверными вещами. Выздоровление, которое утешением не является, состоит в том, чтобы никогда больше не сердиться. И этот процесс идет всю жизнь. С чьей-либо помощью или без нее это улучшается.

Зачем нужна боль?

Боль служит предупреждением, если что-то пошло не так. Когда я изучал медицину, то понял, что две ужасные вещи, которые врач должен устранить, - это боль и печаль. Пациент, который страдает диабетом и которого печалит из-за этого состояние его ног, заканчивает ампутацией. Боль незаменима. Необходима для того, чтобы мы знали: что-то работает плохо. Это тревожный сигнал, будь то физическая или психологическая боль. Он предупреждает, что что-то может произойти, даже когда телесно тебя ничего не беспокоит. Если боль вдруг исчезла, ты либо умер, либо получил анестезию. Если ты умер, выхода нет, а если тебе дали обезболивающие, и ты ни на что не обращаешь внимания, именно это может превратиться в проблему.

Но, похоже, боль - это еще и инструмент роста.

Как ты разрешишь свою проблему, если нет боли? Если ты не учишься? Ты учишься ходить, падая. Учишься делать что-то хорошо, когда это получается плохо. И если это так, боль сообщает тебе об этом. На приборной панели в машине иногда начинает мигать красный сигнал, чье появление говорит о том, что давление масла в двигателе снизилось. Что ты делаешь? Ты останавливаешь машину и идешь на станцию техобслуживания. Ее работник смотрит машину и говорит тебе: не хватает пол литра. Ты говоришь: «Добавьте масла». Через пять метров сигнал снова начинает мигать. Мастер говорит: «Масло протекает» - и закручивает клапан посильнее. Но десять метров спустя история повторяется. Ты заходишь на станцию техобслуживания, и ты сыта по горло. Хотя на самом деле худшее, что ты можешь сделать - это отключить сигнал, чтобы он тебе не мешал. Потому что если ты это сделаешь, через 10 км у тебя расплавится мотор. Боль - это красный сигнал в твоей машине. Худшее, что может случиться, - это проявление невнимания к нему.

Что вы делаете, когда сами испытываете душевную боль?

То, чему я научился, и что советую делать остальным: смотрю, в чем проблема. А если я не понимаю, что случилось, иду к врачу.

Говорят, душевный дисбаланс располагает к творчеству. Что вы думаете об этом?

Есть вещи, которые повторяют только потому, что так принято. Некоторые гении и правда были сумасшедшими. Но сумасшедший - это сумасшедший. Не больше. Не гений. То, что безумным гениям даны особенные способности, не означает, что все сумасшедшие гениальны. Как и то, что все гении должны быть безумцами. Творческий ресурс устроен анархически, а раз так, он не может быть основан на разуме. Креативному человеку приходится выходить за рамки общепринятых структур, чтобы быть способным создавать. Но быть в мире, пронизанном дурманом творческой анархии, - это одно, а сойти с ума - совсем другое. Потому что с этим миром человек может кокетничать: входить и выходить - и он не станет сумасшедшим. Хотя некоторые гении, миновав его границу, вернуться не смогли. Ван Гог совершенно точно был сумасшедшим, но он сошел с ума не от творчества: это случилось раньше.

Никто не думает, что безумие приходит от творчества. Может, нужно быть слегка сумасшедшим, чтобы оставаться гениальным, - не знаю, я никогда не был гением. Но я в любом случае думаю, что за это не стоит платить такую цену. Художники, которым нужно войти в креативный транс с помощью алкоголя или чего-нибудь еще, идут по опасному даже для своего творчества пути. Я знал гениальных людей, которым не нужен был никакой транс, - и знал множество людей, которые каждый день входили в транс, но ничего не создали.

Если бы вы могли дать один совет, который услышали бы все, что бы вы сказали?

Мне трудно давать советы. Думаю, я бы сказал, что стоит заниматься тем, что важно для тебя. Тем, что делает твою жизнь лучше. И если нет того, что важно для тебя, тебе могут помочь найти, где искать. Я мог бы посоветовать сделать свою жизнь абсолютно, полностью свободной. И в любом случае мне кажется, что если одной свободы тебе не хватит, вскоре появится область, где можно будет применить ее.

Я психиатр, поэтому думаю, что главное - это дать себе свободу быть тем, кто ты есть. И не позволять никому говорить тебе, что было бы лучше, если бы ты был другим. Защищать свое право быть собою самим. И тогда со временем ты поймешь, что это не право - так должно быть. Как этого достичь? Нужно дать себе разрешение быть там, где ты хочешь быть, - а потом постараться сесть там, где тебе удобно. Разрешение думать, что думается, и не думать, как другой думал бы на твоем месте. Говорить, если хочешь, и молчать, если ничего не приходит в голову. Это твое право: дать себе это разрешение. Разрешение чувствовать то, что чувствуешь, и в то время, когда это необходимо. И не чувствовать то, что другой ощущал бы на твоем месте, и перестать чувствовать то, что ожидают окружающие. Нужно дать себе разрешение идти на риски, на которые ты решился, тогда и только тогда, когда за последствия платишь ты. Но пусть никто тебе не говорит, что нельзя идти на такие риски, - если ты никого не впутываешь в свое дело, это твое решение. И последнее, что очень важно. Нужно дать себе разрешение идти по жизни, разыскивая то, что ты хочешь, вместо того, чтобы ждать, когда другие дадут тебе это.

Тяжело жить, когда столько знаешь о людях и их психике?

Да… Но представь себе, что человек, который никогда себя не видел, нашел зеркало и смотрит в него. Ему не нравится то, что он видит, он выбрасывает зеркало и разбивает его. Но он уже знает. И ничего нельзя сделать. Знание уменьшить невозможно. Если ты решаешь посмотреть на себя, ты обречен знать. Доказуемо, что некоторые люди игнорируют вещи, которые известны мне. Так легче - но не лучше. Но это всегда хочется изменить, если бы только можно было сделать это. Потому что некоторые вещи болят больше, когда ты лучше их понимаешь. Но если правда, что это так, не меньшая правда и то, что боль других людей поможет тебе научиться, как мы говорили раньше. Поэтому я продолжаю думать, что лучше пройти этот путь и знать больше, даже если так боли тоже будет больше. На самом деле, есть знаменитый сократический вопрос: ты идешь по дороге и видишь раба, который спит и разговаривает во сне. По тому, что он говорит, ты понимаешь, что ему снится свобода. Что ты должен сделать: оставить его спать, чтобы во сне он наслаждался тем, чего на самом деле у него нет, или разбудить, хоть это и не очень милосердно, чтобы он вернулся к своей тягостной реальности? Иногда этот выбор очень тяжело сделать. Но каждый должен знать, чего хотел бы, если бы сам был этим рабом. Мне 64 года, и 40 лет из них я посвятил тому, чтобы будить людей. Так что на его месте я бы хотел, чтобы меня разбудили. Мне не хочется жить во сне: когда я проснусь, это отнимет у меня надежду, поскольку я пойму, что не могу достичь в реальной жизни того же.

Где найти свет, когда на душе совсем темно?

С точки зрения физики темнота не допускает никакого света - даже того, что необходим, чтобы найти свет. Настоящая темнота абсолютно несовместима со светом. Так что если ты в полной темноте, то будешь двигаться вслепую. Это плохая новость. Но надо понимать, что темнота, которая нам знакома, - это не полная темнота. И мне кажется, что это очень похоже на физический феномен, когда ты заходишь в темную комнату и ничего там не видишь. Если ты останешься там вместо того, чтобы убежать, совсем скоро твои глаза привыкнут, и ты начнешь различать предметы. В темной комнате всегда есть свет, который ты не видел в начале. Поэтому, чтобы найти свет в темноте, прежде всего надо знать: здесь не так темно, как тебе кажется из-за твоего сложившегося представления о свете. Если ты не испугаешься и не выбежишь вон, твои глаза начнут воспринимать свет, который есть в темноте. И с этим количеством света ты сможешь найти место, где его больше. Но ты не можешь сбежать. Если сбежишь, пути нет. Поэтому нужно остаться. опубликовано

Будь Тем, Кто Ты Есть – название моего сайта.
Я хочу, чтобы ты, дорогой читатель моего сайта, направил своё внимание на Себя, открыл своё божественное безграничное начало. Сегодня захотелось поговорить именно об этом, об Авторстве нашей жизни.

Цель создания сайта Будь Тем, Кто Ты Есть в том, чтобы помочь читателям осознать свой божественный безграничный потенциал. Чтобы каждый ищущий и готовый к данной информации открыл и почувствовал своего внутреннего Бога, Мастера, Учителя. Свой Высший Божественный Дух.

В самосовершенствовании и самопознаниии я провела долгие годы поиска, размышлений над жизненными ситуациями своими и близких людей. Я занималась йогой, духовными практиками, медитациями, дыхательными практиками, голоданием, моржеванием т.д. и т.п. Я свято верила, что нужно очищать и расширять своё сознание именно таким образом.

Обучившись и овладев профессией коуча, работая с людьми, я получила ценный жизненный опыт.
Обучая других, я быстро училась сама. На примере своих жизненных ситуаций я видела самые разные проЯвления Бога во мне, у моих знакомых, близких, учеников и клиентов.
В каждом из нас проЯвляются самые разные формы Бога с тем, чтобы мы научились принимать Себя самого, разные стороны самих себя, раскрывать в себе безграничную божественную Силу и потенциал.
Осознавая и раскрывая в себе истинную суть, мы раскрываем в себе свою Божественную Силу, учимся принимать Себя и свои жизненные события. Всё, что происходит, помогает нам больше себя познать и принять. Сотворять СВОЙ уникальный мир. Создавать СВОИ отношения, СВОЁ здоровье, СВОИ доходы и т.д.

Чтобы больше себя познавать и принимать, мы можем больше ПроЯвлять Себя и открываться окружающему нас миру. Скрывая и избегая раскрывать свои таланты и способности, мы ещё больше заковываем себя в панцирь, из которого трудно выбраться.

Вселенная и наш внутренний Бог всегда дают нам шанс и приводят нас к событиям, которые помогают нам выбраться из устоявшихся привычных рамок, подталкивают нас к решениям.

В этот момент мы делаем свой выбор: либо выходим за рамки привычного и действуем, достигая желаемого, либо находим оправдания и остаёмся в привычной зоне комфорта, не предпринимая новых действий. Так может пройти вся жизнь, скучно, привычно, однообразно.

Из нашего детства мы получаем множество установок и убеждений, из которых складывается наша жизнь. Под их влиянием мы делаем выборы, принимаем решения, создаём отношения, бизнес или работу. На основе полученных в детстве установок формируется система наших ценностей и в целом мировоззрение.

Когда мы осознанно понимаем причины происходящего с нами, мы можем изменить нежелаемые установки. Мы можем выбрать те убеждения, которые благоприятным образом скажутся на нашей жизни. Поверив и усвоив нужную нам информацию, мы становимся единым целым с этой информацией и, как результат, происходит реализация желаемого для нас.

У каждого этот процесс может занять различный промежуток времени.
Когда мы верим в то, что мы сами создаём и творим свою реальность, тогда мы осознанно выбираем путь, по которому хотим пройти. Выбираем Свою собственную Жизнь и СВОЮ реальность, которая нас радует и вдохновляет.

В своё время, осознав свою ответственность за свою жизнь, я сделала выбор, который открыл мне двери к настоящей свободе и самореализации, к Радости и Счастью, к желаемым отношениям с людьми, к желаемому доходу, к встрече с необыкновенными людьми и единомышленниками. Я могу создавать и сотворять свою жизнь такой, какой я хочу. Это может каждый человек, если захочет.

Казалось бы, как этого не хотеть? Но я помню одного молодого человека, который долго не хотел брать на себя ответственность за свою жизнь и обвинял законы, правительство, коллег и начальника по работе. А вместе с тем, обратился ко мне за помощью, чтобы изменить свою жизнь и улучшить финансовое положение.

Никто не может никого сделать счастливыми, возможно вдохновить и дать информацию. Мы сами делаем себя счастливыми или несчастными. Никто никого не может научить, пока мы сами не научимся. Весь потенциал у нас внутри. Каждый сам себе и учитель и ученик.

Как только мы начинаем осознанно выходить за рамки привычных действий, мы создаём свой новый мир и свою желаемую реальность.
Как это происходит? Всё просто. Нам дан удивительный и прекрасный инструмент нашего творения – наше внимание. Если мы внимаем осознанно на желаемые стороны реальности, то именно это мы проЯвляем в своей Жизни. Если же наше внимание зависает на нежелаемых процессах, то именно это и происходит.

Итак, если Вы чего-то хотите, отличного здоровья, гармоничных отношений, высоких доходов, уделяйте этому своё внимание. Окружайте себя соответствующей информацией, картинами и образами. Замечайте и фиксируйте своё внимание на прекрасном вокруг вас, на изобилии и процветании. Утверждайте Изобилие, Здоровье, Счастье, БОГАтство, Процветание во всём. Прекратите отдавать энергию своего внимания болезням и разговорам о них, немощи, бедности, ценах, ограничениях, изменах, депрессиях и т.д.

Понаблюдайте за собой, сколько времени вы внимаете желаемое, а сколько нежелаемое. Будь Тем, Кто Ты Есть. Ваш внутренний Бог покажет путь и откроет дверь.
Результат – ваша собственная реальность. Посмотрите осознанно на неё, на свои отношения, здоровье, доходы, образ жизни, проявления себя и т.д. Вы всё поймёте сами. Как говорится, по вере нашей дано нам будет.
Итак, формула результата: Внимаю – Верю – Действую – Получаю.

Вспомнилось изречение: « Хочешь быть счастливым, помоги другому». Некоторые говорят: « Кто я такой(такая), чтобы кого-то учить жизни?» Это большое заблуждение. Не нужно быть идеальными, чтобы открывать свой дар в поддержке людям. Каждый из нас прошёл свой жизненный путь, осознания, решения задач и т.д. Приобретя ценный жизненный опыт, найдя решения, мы всегда можем передать это другим. Не нужно для этого быть идеальными. Я учу тому, через что прошла сама и научилась получать результаты.
Мой сегодняшний призыв: не превращайте свою жизнь в день сурка. Не становитесь заложниками своих эмоций. Пробудитесь от спячки, когда внимание захватывается машинально совсем не тем, что Вы хотите.

Мы с вами владеем волшебным инструментом Творения – ВНИМАНИЕМ. Куда направляем, то и проЯвляем в своей жизни. Приучите его следовать Вашей Воле, и Вы увидите результат потрясающий. Не ищите причину во вне, она всегда внутри.

Мы с вами – Творцы СВОЕГО мира, дети Бога. Нет ничего такого, чего мы не создали. На всё НАША ВОЛЯ.
Попробуйте поработать со своим вниманием, и вы увидите и убедитесь сами: болезней – нет, страданий – нет, бедности и нищеты – нет.

Помните, что всё возможно, если вы знаете, кто Автор. Будь Тем, Кто Ты Есть. Остальные роли заняты.

В комментариях напишите, как именно вы проЯвляете свой потенциал, КАК создаёте СВОЮ Жизнь, как ЭТО у вас получается.
Делитесь с миром и помните:
Отдавая миру лучшее, вы – отдаёте это самим себе. Отдавая худшее – вы наполняете этим себя самого.

Если не знаете, где ваши белые « пятна», что делать и как, обращайтесь, записывайтесь на консультацию. Дам ключ и подсказку к решению вашей задачи.

Первая консультация в дар в течении 20 минут по Skype.

Для записи на безоплатную консультацию обращайтесь ко мне в личные сообщения
в социальных сетях по ссылкам ниже.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама