THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Территориальная структура промышленности:

Масштабы и структура промышленности Дальнего Востока характеризуются большими различиями. Самыми развитыми и разносторонними в индустриальном отношении являются Приморский и Хабаровский края и Амурская область. В структуре промышленности Приморского края наиболее высокий удельный вес занимает рыбная промышленность, Хабаровского - машиностроение, Амурской области - промышленность по переработке местного сельскохозяйственного сырья. Кроме того, в южной части района большое развитие получила лесная промышленность, значительное - топливно-энергетическая, а также легкая, промышленность строительных материалов и горнорудная. В этой же части района сформировались и наиболее крупные индустриальные центры и морские порты: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Биробиджан, Уссурийск, Арсеньев - главным образом как центры машиностроения, лесной и пищевой промышленности; Владивосток и Находка - как крупнейшие морские порты и центры рыбной промышленности и ее технического оснащения, а также судоремонта. Одновременно с этим для территориальной структуры промышленности южной части, как и всего района, характерно наличие здесь многочисленных поселков городского, а также промыслового типа, по количеству последних в целом Дальний Восток занимает первое место. Большинство таких поселков представляют собой железнодорожные станции, речные пристани, лесозаготовительные, рыбопромысловые и горнорудные базы.

В структуре промышленности сахалинской и Камчатской областей на долю рыбной промышленности приходится соответственно более 1/2 и 3/4 всей производимой в них промышленной продукции. Вслед за Приморским краем эти области являются крупнейшими рыбными базами на Дальнем Востоке. В Сахалинской области, кроме того, развиты лесная и топливная индустрия. Предприятия всех этих отраслей рассредоточены по многим малым городам и многочисленным промысловым поселкам, расположенным почти исключительно в приморских районах и на островах. Крупным индустриальным центром на Сахалине является только Южно – Сахалинск. В Камчатской области помимо рыбной промышленности заметное развитие получили судоремонт и лесная промышленность, которые (кроме лесозаготовок) в основном концентрируются в Петропавловске – Камчатском поселков в сравнении с другими областями очень мало.

Своеобразна структура промышленности на севере - в Магаданской области и Республике Саха (Якутия). Это главные горнорудные районы Дальнего Востока. На долю горнорудных отраслей здесь приходится около половины всей производимой промышленной продукции. В Магаданской области, кроме того, развиты ремонт горной техники с выпуском для нее ряда запасных частей, а также рыбный и зверовой промыслы; в Якутии - лесная и пищевая (рыбная и по переработке местного сельскохозяйственного сырья) промышленность. В северной части Дальнего Востока сформировалось только два крупных индустриальных центра: Якутск - один из старейших городов Сибири и Магадан - новый город, созданный в 1930-е годы. Как для Якутии, так и для Магаданской области с их очаговым освоением ценных недровых ресурсов характерно наличие многочисленных промысловых поселков, особенно горнорудной промышленности .

Агропромышленный комплекс: В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади района. Вся посевная площадь Дальнего Востока составляет менее 2 млн. га, в том числе под зерновыми культурами занято 36-37%, под соей - 20, под картофелем и овощами - 10-12, под кормовыми - до 32%.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало вносится удобрений под их посевы. К тому же трудности уборки, связанные с повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут к большим потерям выращенного зерна. Примерно половина потребности Дальнего Востока в зерне удовлетворяется за счет ввоза из Сибири и Казахстана. На Приханкайской низменности выращивается рис, но его посевы пока невелики. Здесь, а также на Приуссурийской низменности рельеф плантаций достаточно продолжительный и теплый вегетационный период, плодородные почвы благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток - единственный в стране район производства сои. В южной части района всюду выращиваются картофель и овощи. Население Приморского края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет местного производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах пока еще удовлетворяются не полностью. Перед районом ставится задача обеспечения населения картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей - Якутия, Магаданская и Камчатская области, Чукотский автономный округ. Однако в целом животноводство развито слабо, незначительна численность скота, его продуктивность ниже среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного производства потребности населения удовлетворяются примерно на 1/3. Большая часть этой продукции завозится из Сибири и Казахстана.

В перспективе намечается полностью обеспечить население свежими молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточный район располагает возможностями, как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные районы, богата пушным и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в северных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Организованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, серебристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.

Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке сохраняет большое значение мукомольная, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Здесь же размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной (Уссурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще далеко не обеспечивает рыночный спрос. Значительная часть продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и Европейской России. Создана крупная маслобойная промышленность по переработке соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района. Намечены проекты расширения и строительства разнообразных пищевых предприятий, прежде всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее поголовье оленей, на юге - мясной скот; расширяется сеть городских молочных заводов.

Экономические связи: Ввоз грузов на Дальний Восток значительно превышает их вывоз. Сюда поступают в массовых количествах нефтепродукты, металл и хлебные грузы, составляющие вместе почти 2/3 ввоза, а также машины и технологическое оборудование, промышленные товары массового потребления, соль, минеральные удобрения. Основную часть вывоза составляют лес и пиломатериалы, рыбопродукты, обогащенные руды цветных металлов, фанера, бумага и некоторые другие промышленные изделия. Примерно 4/5 ввоза и вывоза Дальнего Востока приходятся на восточные районы России. В 1990-е годы как ввоз, так и вывоз по Дальнему Востоку значительно сократились. Это препятствует усилению роли Дальнего Востока в межрайонном разделении труда, укреплению комплексности его хозяйства и прогрессивной тенденции рыночных отношений.

Перспективное развитие Дальнего Востока предусматривает:

Резкое наращивание темпов роста отраслей специализации;

Создание наилучших материально-бытовых условий для дальнейшего увеличения притока населения и закрепления кадров, в частности, приоритетное опережающее развитие социально-бытовой инфраструктуры;

Формирование высокоэффективной рыночной экономики (включая организационные структуры);

Ускоренное развитие производств для экспорта;

Формирование на Дальнем Востоке крупной экспортно-импортной базы;

Расширение торгово-экономических связей с соседними странами.

Этому содействует долгосрочная Президентская программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, а также создания свободных экономических зон в районах города Находки, на о. Сахалин.

Также планируется:

– обеспечить стабилизацию действующих мощностей на уровне порядка 50% износа;

– обеспечить снятие всех ограничений на подключение новых потребителей за счёт расширения существующих сетевых мощностей;

– обеспечить отсутствие дефицита генерирующих мощностей в условиях продолжающегося роста электропотребления;

– обеспечить надёжность функционирования ЕЭС России;

– нормализовать ситуацию в регионах пиковых нагрузок к 2009 году.

Для целей подготовки программы при участии РАО «ЕЭС России» был проведён анализ роста потребления на период до 2010 и 2015 годов. В основу анализа положена информация о планах развития ряда отраслей промыш­ленности, а также конкретных планах крупнейших корпораций РФ.

Что же касается Амурской области, то 19 июля 2006 года состоялась пресс–конференция на тему «Инвестиции в амурскую энергетику». По словам генерального директора ОАО «Амурэнерго» Ю.А. Андреенко, главные влоанна - это вторая очередь Благовещенской ТЭЦ, новый котёл и турбина. Кроме них в Благовещенске необходимо завершить строительство третьей очереди тепломагистрали, так как уже сейчас при интенсивной за­стройке центральной части областного центра ощущается дефицит тепла. Если говорить о России, то в четырнадцати регионах значительно увеличилось электропотребление. Расчеты на модели перспективного развития ТЭК Дальнего Востока показывают, что если основные энергосырьевые экспорториентированные проекты включить в долгосрочную производственную программу, то развитие добычи только первичных ТЭР может превысить в 2020г. 190млн. тут, а нетто – выработка электроэнергии – 92 млрд. кВт ч (табл.6)

Промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации -- рыбную промышленность, лесную промышленность цветную металлургию и машиностроение.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации ДФО принадлежит цветной металлургии. Она представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, то есть горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Якутии более 60% от всей промышленности республики и Магаданской области около 60%. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, Ам-гуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха (Якутия). Причем основная проблема в отрасли -- переход от россыпной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на западе Республики Саха (Якутия).

Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Магаданской области и Приморском крае; перспективны месторождения вольфрама в Якутии. Добыча сурьмы осуществляется в Якутии. В Приморском крае расположено крупное месторождение плавикового шпата -- Вознесенское, на базе которого работает Ярославский ГОК. В ДФО работают несколько предприятий оловянной промышленности -- ГОКи Депутатский, Солнечный, Хинганолово, Иультинский, Хрустальненский. Стоят задачи по расширению добычи цветных металлов: олова -- в Хабаровском крае, марганца -- в Еврейской АО, редкоземельных металлов -- в Саха (Якутии), свинцово-цинковых и вольфрамовых -- в Приморском крае. Необходимо обновление оборудования на предприятии по производству свинца в Рудной Пристани (Приморский край).

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. Освоены крупные месторождения свинцово-цинковых руд -- Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения действует горнообогатительный комбинат.

Выделяется на Дальнем Востоке алмазодобывающая промышленность. Построены три крупных горно-обогатительных комбината в Якутии «Мир» и «Айхал», «Удачный».

Важное значение для округа имеет черная металлургия. Она металлургия представлена главным образом в Хабаровском крае, двумя компаниями: ПАО «Амурсталь» и ПАО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре.

Рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока - крупнейший в России. Основной промысел ведётся в Беринговом, Охотском и Японском морях. Основными рыбодобывающими регионами являются Камчатский и Приморский края, на долю которых приходится 62 Ї 65% регионального улова рыбы и морепродуктов, затем идёт Хабаровский край и Магаданская область. ОСНОВНУЮ часть улова рыбы дают крупные рыболовные суда. Ассортимент промысловых рыб разнообразен. Для увеличения количества

лососевых рыб заключено специальное соглашение между Россией и Японией о регулировании их лова; в Камчатском крае простроены заводы по искусственному разведению лососевых и других ценных пород рыб. У южных и западных берегов Камчатки и у Курил ведется лов крабов. Создано несколько крабоконсервных производств, продукция которых имеет большой спрос на мировом рынке.

На Дальнем Востоке ведется промысел моржей, тюленей, котика и т. д. Стоит задал а освоить добычу более широкого круга морепродуктов: пищевых водорослей, моллюсков, креветок, трепангов, мидий, кальмаров, которыми богаты прибрежные морские воды. Наиболее крупные береговые рыбохозяйственные объекты концентрируются в районах морских портовых центров -- городов Владивостока, Находки, Ванино, Холмска, Петропавловска-Камчатского, Магадана. Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока состоит в том, что добыча сырья обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98% его приходится на экономическую зону России.

Все это вызывает необходимость пропорционального развития флота различных направлений -- добывающего, обрабатывающего, транспортного, вспомогательного, -- а также обслуживающей его инфраструктуры. Стоит задача увеличения объемов прибрежного лова. Ее выполнение позволит увеличить число занятых в рыбной промышленности до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленности. Предполагается модернизация рыболовного флота, а также строительство на Дальнем Востоке новых судов, прежде всего для развития флота прибрежного рыболовства. Дальнейшее развитие береговой обрабатывающей базы рыбной промышленности в ДФО -предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение производства, чтобы обеспечить выпуск рыбной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

На долю лесных ресурсов округа приходится 55% площади лесного фонда РФ, а общий запас древесины составляет 25% российских запасов, свыше 20 млрд.м3. Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью специализации ДФО, которая получила развитие преимущественно в южной части региона: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области.

Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха (Якутия). Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности распложены в городах Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск. Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Сахалинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре ДФО 4-ое место. Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Основными подотраслями машиностроительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт распложены в городах Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск; сельскохозяйственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. Потенциальные запасы ископаемого топлива ДФО составляют 10,8 млрд. т нефти, 24,3 трлн. мі природного газа и 1,2 трлн. т угля. Главными центрами являются Республика Саха (Якутия) Ї каменный уголь, природный газ, и Сахалинская область Ї нефть, природный газ. Основными экспортными позициями ТЭК региона являются коксующиеся и энергетические угли Южной Якутии, нефть Сахалина, продукция нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими ТЭС, крупнейшей Зейской ГЕС и др., а также Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита только в Амурской, Магаданской и Камчатской областях. Эффективный гидропотенциал России составляет 8,3% мирового потенциала, а гидропотенциал трёх крупных бассейнов Дальнего Востока: Ленского, Амурского, Колымского, составляет почти половину. По технически доступному гидроэнергетическому потенциалу ДФО занимает 4-ое место среди стран АТР. Освоение гидропотенциала на Дальнем Востоке составляет 3%, для сравнения в Китае - 18%, Японии, Швеции, Греции - от 65% до 90%, в Бразилии, Канаде, США, Италии - от 50% до 65% .

Нефтегазовая промышленность представлена предприятиями по добыче, переработке, транспортировке и сбыту сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Основной объём нефте- и газодобычи около 90% обеспечивает Сахалинская область, что связано с вводом в эксплуатацию на шельфе о. Сахалин крупных месторождений по проекту «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Основная мощность по нефтепереработки в ДФО сконцентрирована в Хабаровском крае и представлены двумя крупными нефтеперерабатывающими заводами в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Угольная промышленность представлена во всех дальневосточных субъектах РФ, но основой региональных объёмов производства угля 67,4%: обеспечивают Республика Саха (Якутия) Ї 34,7 % и Приморский край Ї 32,7%. Разработка запасов угля осуществляется преимущественно открытым способом, немногим более половины добычи приходится на каменный уголь 50,8%.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности -- рыбной -- на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая, сырьем для которой служит соя, представлена масложиркомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Коэффициент локализации

Кл = Ор/Хр х100 / Ос/Хс х100 = (14478/2808367,8 х 100) / (113100/54013599,2 х 100) = 2,5

где Ор (вывозка древесины) - 14 478 тыс. м3;

Хр (2014 г) - 2808367,8 млн. руб;

Ос (вывозка древесины) - 113100 тыс. м3;

Хс (2014 г) - 54013599,2 млн. руб.

Индекс уровня специализации

Ис = Ор/Ос х100 / Хр/Хс х100 = (14478/113100 х 100) / (2808367,8/54013599,2 х 100) = 2,5

Вывод: ведущее промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации -- рыбную промышленность, лесную промышленность цветную и черную металлургию и машиностроение.

Административно-территориальный состав: Республика Саха (Якутия), Хабаровский, Приморский, Камчатский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области; Чукотский автономный округ; Еврейская автономная область (рис. 9.8).

Территория – 6169,3 тыс. км 2. Население – примерно 6,27 млн человек.

Административный центр – г. Хабаровск.

Рис. 9.8.

По территориальному разделению труда в Дальневосточном федеральном округе выделяются цветная металлургия, рыбная промышленность, судостроение и судоремонтное производство, лесное хозяйство и животноводство.

Значение Дальневосточного федерального округа в российской экономике можно охарактеризовать по его экономическим показателям (табл. 9.15).

Таблица 9.15

Удельный вес основных экономических показателей Дальневосточного федерального округа в общероссийских

Экономические показатели

Удельный вес, %

Площадь территории

Численность населения

Среднегодовая численность занятых в экономике

Валовой региональный продукт

Основные фонды в экономике

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Продукция сельского хозяйства

Строительство

Ввод в действие жилых домов

Оборот розничной торговли

Поступление налоговых платежей и сборов в бюджетную систему России

Инвестиции в основной капитал

Таблица 9.16

Структура промышленного производства Дальневосточного федерального округа по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности

Удельный вес вида экономической деятельности в промышленном производстве, %

Коэффициент локализации

Добыча полезных ископаемых,

в том числе:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства, в том числе:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

текстильное и швейное производство

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

обработка древесины и производство изделий из дерева

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

производство кокса и нефтепродуктов

химическое производство

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

производство машин и оборудования

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

производство транспортных средств и оборудования

прочие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Специализация промышленного производства округа по видам экономической деятельности выделена на основе коэффициента локализации (табл. 9.16).

Дальневосточный федеральный округ имеет самую большую площадь и самую низкую численность населения из всех федеральных округов РФ. Он полностью совпадает с территорией Дальневосточного экономического района.

По коэффициенту локализации Дальневосточный округ специализируется на добыче полезных ископаемых, обработке древесины и производстве изделий из дерева, а также на производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.

Согласно межрайонному разделению труда на Дальнем Востоке выделяются производства цветных металлов, алмазов, слюды, добыча рыбы и морепродуктов, лесная и целлюлозно-бумажной промышленность, судоремонтное производство и пушной промысел. В области сельского хозяйства район специализируется на выращивании сои, зерновых, оленеводстве, мясном животноводстве. Все отрасли народнохозяйственной специализации основаны на использовании местных природных ресурсов. Дальний Восток играет важную роль в морских внешнеторговых связях России.

Природно-ресурсный потенциал. Природные ресурсы Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг. Большая ее часть занята горами и нагорьями.

На Камчатке находится более 20 действующих вулканов, много гейзеров. Крупнейшим из вулканов является Ключевская Сопка высотой 4750 м.

В районе разведаны месторождения алмазов, золота, олова, ртути и вольфрама. Имеются огромные топливные ресурсы, разнообразное рудное сырье и строительные материалы.

Основные месторождения олова находятся в Республике Саха (Депутатское) и в Магаданской области (Невское, Ильтинское и др.). В Приморском крае сосредоточены его наиболее крупные промышленные разработки (Хрустальное, Лифутзинское и другие месторождения). Имеются залежи олова и в Хабаровском крае (Солнечное, Фестивальное, Хинганское месторождения). В примеси с оловом встречаются полиметаллы (свинец, цинк, мышьяк, серебро, кадмий). Крупное месторождение полиметаллических руд Тетюхе расположено в Приморском крае. Запасы ртути обнаружены на Чукотке, в северо-восточной части Якутии и в Корякском нагорье. Месторождения вольфрама находятся в Магаданской области (Ильтинское оловянно-вольфрамовое) и Приморском крае (Арму-Иманский район).

Железные руды сосредоточены преимущественно на юге Хабаровского края, в Амурской области и Республике Саха. Особенно выделяется Гаринское месторождение. Малохинганский железорудный район находится на территории Еврейской автономной области (Кимканское месторождение). На юге Республики Саха в бассейне р. Алдан расположены Южно-Алданский железорудный район (Таежное и Пионерское месторождения).

Район обеспечен топливно-энергетическими ресурсами. Основные запасы угля сосредоточены в Кивда-Райчихинском буроугольном районе, Буреинском, Свободненском, Сучанском, Суйфунском, Угловском районах, а также Ленском и Южно-Якутском бассейнах. Ряд месторождений разведан на о. Сахалин, где угленосные отложения по своему марочному составу отличаются большим разнообразием.

В Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции наиболее значительными месторождениями газа являются Усть-Вилюйское, Неджелинское, Средне-Вилюйское, Бадаранское и Собо-Хаинское. Наибольшие ресурсы нефти и газа имеются на о. Сахалин. Здесь эксплуатируются Колендовское, Тунгорское, Охтинское, Некрасовское месторождения, особенно перспективен по добыче нефти и газа сахалинский шельф.

В Республике Саха имеются месторождения алмазов, разведаны кимберлитовые трубки "Мир", "Айхал", "Удачная" и др. Добыча велась открытым способом. Сегодня компания "АЛРОСА" строит в Якутии одновременно три подземных рудника на трех месторождениях. Необходимость их строительства возникла в связи с завершением добычи открытым способом. Доказано, что оставшиеся запасы руды позволят эффективно использовать месторождения и в подземном режиме, что поможет сохранить компании и России ее позиции на рынке необработанных алмазов.

В бассейнах рек Вилюй и Алдан имеются месторождения исландского шпата и горного хрусталя. В Приморье (пос. Ярославкий) открыто крупнейшее в России месторождение плавикового шпата. Дальний Восток занимает важное место в стране по запасам слюды – флогопита. К его основным месторождениям относятся Тимптонское и Эмельджанское.

В районе имеется химическое сырье (поваренная соль и сера). Залежи цементного сырья есть в Приморье и Приамурье, месторождения графита расположены на территории Еврейской автономной области.

Дальний Восток имеет густую речную сеть. Самыми крупными реками являются Лена и Амур с множеством притоков. Следует отметить также реки крайней северо-восточной части района, такие, как Яна, Индигирка, Колыма.

Население и трудовые ресурсы. Средняя плотность населения составляет 1,1 человек на 1 км2. Наиболее густо заселен Приморский край, южная часть о. Сахалин.

Подавляющее большинство населения – русские, на территории района проживают также украинцы, евреи и большая группа коренных народностей: коряки, ительмены, эвенки, алеуты, чукчи, эскимосы и др.

Трудовые ресурсы Дальнего Востока в течение десятилетий формировались за счет притока на крупные стройки квалифицированных кадров из других регионов России, главным образом из европейской части страны.

Размещение и развитие основных отраслей экономики. Основной отраслью специализации является цветная металлургия, которая представлена добычей олова, ртути, золота, полиметаллов, вольфрама, мышьяка. На базе освоения Депутатского месторождения введены в действие рудники Фестивальный и Перевальный, обогатительная фабрика в пос. Горном. В Приморском крае построен оловянный комбинат в Хрустальном и комбинат "Солнечный" того же профиля в Хабаровском крае.

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. Освоены Вознесенское и Николаевское месторождения свинцово-цинковых руд. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам.

В Якутии развита алмазодобывающая промышленность, построены профильные горно-обогатительные комбинаты "Мир", "Айхал", "Удачный" (АК "АЛРОСА").

К отраслям специализации относится рыбная промышленность. Основными промысловыми рыбами являются: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь и др. В районе развит китобойный и крабовый промысел.

Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана. Промысловые суда ведут добычу также в водах Индийского и южной части Тихого океанов. Крупными центрами рыбопереработки являются Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Южно-Курильск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Охотск и др. Рыболовецкий флот оснащен плавучими рыбоперерабатывающими заводами, китобойными флотилиями и т.д.

В районе также развиты лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Лесная промышленность в основном сосредоточена в Хабаровском и Приморском краях, а также в Амурской области. Центры лесопиления находятся в городах Иманс, Лссозаводске, Благовещенске, Свободном, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Хоре, Бикине и др. Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробиджане; мебели – в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Биробиджане; спичек – в Благовещенске; целлюлозно- бумажная промышленность развита на о. Сахалин (Углегорск, Поронайск и др.). Построен Амурский целлюлозно-картонный комбинат.

Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ведущими его отраслями являются судостроение и судоремонт, а также производство энергетического оборудования. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение – в Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностроение размещается в г. Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод "Амурэлектроприбор", во Владивостоке – завод инструментов и др., в Хабаровске работает завод "Дальдизель", в Комсомольске-на-Амуре – завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане – завод "Дальсельмаш".

В районе имеются предприятия черной металлургии и топливной промышленности. Ведущая угледобывающая холдинговая компания "ЯКУТУГОЛЬ" разрабатывает месторождения Южно-Якутского угольного бассейна.

Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, риса. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха). В районе развито животноводство, особенно оленеводство.

Транспорт и экономические связи. Основную роль в районе играет железнодорожный транспорт, с его помощью перевозится 80% грузов. От Транссибирской железнодорожной магистрали отходит ряд ответвлений. Одно из них идет от Комсомольска-на- Амуре до Советской Гавани. Второй выход на Тихоокеанское побережье район получил в результате постройки Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Экспортно-импортные связи развиваются благодаря морскому транспорту. Крупнейшими портами являются Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская гавань, Владивосток.

Автомагистрали района проходят по следующим направлениям: Невер – Алдан – Якутск; Якутск – Магадан; Хабаровск – Владивосток; Хабаровск – Биробиджан; Колымский тракт и др. Во внутрирайонных сообщениях, особенно между труднодоступными и малоосвоенными территориями, велика роль авиационного транспорта.

Район вывозит концентраты цветных металлов, бумагу, рыбу, рыбопродукты. Ввозятся продукция легкой промышленности, продукты питания, машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов.

Внутрирайонные различия. В Республике Саха (Якутия) добываются золото, олово и алмазы. Развиты металлообрабатывающая, лесная, газовая, угольная промышленность, пушной промысел. В Якутске работают предприятия пищевой и машиностроительной отраслей. Здесь созданы филиал Сибирского отделения РАН и Дальневосточный государственный университет.

В Приморском крае отраслями специализации являются рыбная промышленность, машиностроение, лесная промышленность, сельское хозяйство: выращивание сои, риса, овощей, пшеницы; молочное животноводство, свиноводство, птицеводство.

Хабаровский край специализируется на машино- и станкостроении, энергомашиностроении, развиты также лесная, легкая и пищевая промышленности. Сельское хозяйство носит пригородный характер.

Основные проблемы и перспективы развития. Для округа основными проблемами являются эколого-экономическое развитие цветной металлургии как главной отрасли специализации и занятость трудоспособного населения.

Перспективы развития связаны с формированием особой экономической зоны в Магаданской области. Важными задачами в экономике и социальной сфере являются укрепление энергетической базы района, строительство газопроводов, создание рыночной инфраструктуры.

Таблица 9.17

Виды экономической деятельности Центрального федерального округа, млрд руб.

Регион

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Всего

Коэффициент специализации

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Курская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Липецкая область

г. Москва

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Проект по географии

«Выделение индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.»

Руководитель : Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска

Введение

Глава1. Дальний Восток- опорный край державы

Глава2. Виды центров

А. Индустриальные

Б. Транспортные

В. Научные и финансовые

Г. Оборонные

Глава3 Исследовательская часть

Заключение
Литература

Введение

Актуальность темы моего исследования объясняется тем, что в ней отражается необходимость и своевременность решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития Дальнего Востока.Знания по этой теме необходимы для изучения экономики Дальнего Востока в курсе географии 9 класса "Хозяйство России".

Знакомство с самым отдалённым районом России- Дальним Востоком;

Формирование навыка работы с географическим атласом, энциклопедией, прессой,интернетом;

Дать представление о природных ресурсах Дальнего Востока, об экономике, транспортной системе, научных и оборонных центрах;

Воспитание чувства гордости за свою страну;

Знать: исторические факты, важные события, происходящие в данном районе.

Методы: статистический, работа с источниками интернета и ИКТ, работа с материалами СМИ,методы анализа и синтеза.

Подготовительный,

Основной,

Творческий.

Ожидаемый результат:

1) образовательный:

а) получение знаний о географическом положении Дальнего Востока, об индустриальных, транспортных, научных и оборонных центрах;

б) повышение качества географических, экономических знаний;

в) приобретение умений работы с различными источниками информации: интернетом, печатной литературой;

г) повышение качества знаний и мировоззрения.

2) воспитательный:

а) формирование интереса и любви к каждому уголку нашей необъятной Родины (в данном случае к Дальнему Востоку);

б) стремление понять и раскрыть особенности этого региона.

3) коммуникативный:

Умение вести исследовательскую деятельность: собирать, правильно записывать, классифицировать материал данного проекта.

Формы подведения итогов:

Ознакомление с печатными материалами с их дальнейшими обсуждениями;

Участие на школьных, районных конференциях с докладами, научными статьями;

Глава1. Дальний Восток - опорный край державы

Дальний Восток, имея выгодное географическое положение и огромные запасы природных ресурсов, играет одну из важных ролей в политике России. Дальний Восток уже не одно столетие притягивает внимание иностранных государств, поэтому сегодня является особенно актуальным знание истории закрепления границ тихоокеанского побережья Российской Федерации.На территории региона располагаются республика Саха-Якутия, Хабаровский край, Приморский край, Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амур-ская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отли-чается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промыш-ленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удале-ны друг от друга.Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов.

Прежде всего - особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом - Восточной Сибирью.

Второй фактор - мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в целях обеспечения обо-ронной безопасности государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные регионы в экономическом отноше-нии были в значительной степени оторваны от стран АТР, от сво-их ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении от-стающего.

Глава2. Виды центров Дальнего Востока
А. Индустриальные центры

Дальний Восток- часть великого Тихоокеанского Рудного пояса, в котором во время мезозоя образовались богатые месторождения золота, руд, редких и цветных металлов, а также горючие ископаемые- нефть, уголь. К Дальнему Востоку относится и Камчатка- страна природных контрастов. Горы, действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменность, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники - все это и есть Дальний Восток. Важные промышленные центры Дальнего Востока - Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Петропавловск- Камчатский. Комсомольск-на-Амуре - крупнейший промышленный центр дальневосточного региона. Градообразующие предприятия: авиазавод, судостроительный, нефтеперерабатывающий, металлургический заводы. Нефтепровод и газопровод с Сахалина. Транспортный узел на Байкало-Амурской магистрали и автодороге регионального значения; речной порт. Имеются технический и педагогический университеты.

Владивосток - крупнейший город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской магистрали.Промышленность Владивостока ориентирована на машиностроение, приборостроение, энергетику, выпуск строительных материалов. Во Владивостоке находятся заводы:“Владивостокский судоремонтный завод” - крупное судоремонтное предприятие Владивостока. “Холдинговая компания Дальзавод” - предприятие по судоремонту, судостроению, общему и судовому машиностроению.Завод “Металлист” - производящий насосы и различные металлоконструкции для нужд сельского хозяйства.“Инструментальный завод” - предприятие машиностроения, производитель плашек и метчиков.Владивосток - крупнейшая база рыбного промысла и добычи морепродуктов.

Благовещенск - административный центр Амурской области. В городе имеются крупные предприятия:“Амурский металлист” - выпускает горно-шахтное оборудование“Судостроительный завод”- выпускает морские буксиры и сейнеры. “Маломырский рудник” - золотодобывающее предприятие.

Хабаровск - административный центр Дальневосточного федерального округа РФ и Хабаровского края. Крупный экономический, транспортный, политический и культурный центр Дальнего Востока.Промышленный комплекс Хабаровска представлен главным образом предприятиями машиностроения, энергетики, химической, пищевой и лесоперерабатывающей промыш-ленности. “Дальдизель” - машиностроительный завод по производству судовых двигателей.“Хабаровский танкостроительный завод” - производство металлорежущих станков.“Дальэнергомаш” - предприятие, работающее в области компрессоростроения.“Авторемлес” - производство станков и оборудования для предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности.“Аркаим-МеталлКонтрукция”- производство профнастила, металлургический конструкций, стеновых и кровельных панелей.“Завод металлоизделий” - производство металлоизделий для строительной индустрии.“Артель старателей Амур” - добыча драгоценных металлов: золото и платина.

Южно-Сахалинск - административный центр Сахалинской области, крупнейший транспортный узел на острове: место пересечения автодорог регионального значения, железнодорожная станция и аэропорт. Имеются Сахалинский государственный университет и Сахалинский научный центр ДВО РАН. В Южно-Сахалинске находятся:“Сахалинэнерго” - крупнейшая энергокомпания на Востоке России, “Эксон Нефтегаз Лимитед”, “Сахалин Энерджи”, “Газпром”, “Роснефть”. Среди промышленных предприятий города - цементный завод, заводы строительных материалов, “Стройдеталь”,тепловозо-вагоноремонтный, мебельная фабрика и другие.Электричество генерируется на крупнейшей на Сахалине Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Причины создания предприятий - выгодное ЭГП этих городов.

Б. Транспортные центры

Через территорию Дальнего Востока проходят сухопутные, морские и воздушные пути, обеспечивающие сообщение Западной Европы со странами СВА и АТР.Транспорт играет исключительную роль в развитии Дальнего Востока ввиду его географического положения и особого уклада территориальной организации производства. Регион имеет протяженную границу с Китайской Народной Республикой и Монголией, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии - Транссибирскую и Амурскую магистрали. Все это создает благоприятные условия для развития экономического сотрудничества зарубежными странами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокенского региона. Железнодорожная транспортная инфраструктура Дальнего Востока - это, прежде всего, Транссиб - самая протяженная в мире железная дорога.

На протяжении 5,6 тыс. миль дальневосточного побережья расположены 32 морских порта, включая 22 торговых, 10 рыбных, а также около 300 небольших портов и портовых пунктов.Наиболее важными портами являются: Владивосток, Находка, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск. Морской транспорт - практически единственный путь доставки туда грузов.

Главные транспортные ворота Магадана - морской торговый порт, через который поступает основной поток грузов. Единственным специализированным предприятием речного транспорта в бассейне реки Колыма является “Колымская судоходная компания”.Вблизи города Магадан находится международный аэропорт”Магадан” (Сокол). Аэропорт принимает все типы пассажирских авиалайнеров и тяжёлые транспортные самолёты.

Морской порт Петропавловска-Камчатского осуществляет перевалку различных грузов, в том числе рыбопродукцию, круглый лес и пиломатериалы, хлебные грузы, цемент в мешках, контейнеры, колесную технику и оборудование, соль, металлы, уголь, различные каботажные и нефтеналивные грузы и др. Среди импорта преобладают зерно, цемент и рефрижераторные грузы. С остальными городами России Петропавловск-Камчатский связан воздушным и морским сообщением. Аэропорт Елизово, обслуживающий город, является международным: помимо регулярных рейсов в ряд российских городов, 2012 года выполняются также рейсы в Китай и США. Выполняются также внутренние рейсы в Озерновский, Усть-Камчатск, Никольское, Палану, Оссору и др.

Порт Находка. Крупнейший оператор порта - “Евраз- Находкинский морской торговый порт” - ориентирован на экспорт продукции металлургических предприятий холдинга “Евраз” - черных металлов, а также каменного угля. В бухте Новидцкого действует оператор нефте-наливного терминала “Роснефть - Находканефтепродукт” - один из крупнейших в России. Компания “Находкинский морской рыбный порт”, несмотря на традиционное название, переваливает в основном сухие грузы, доля переработки рыбы составляет менее 10%. Предприятия судоремонта представлены “Находкинским судоремонтным заводом” и “Приморским заводом”, также занятым перевалкой каменного угля на свободных причалах. Порты Восточный, Находка и Железнодорожные станции узловой станции Находка образуют крупнейший транспортный узел на Дальнем Востоке России - “Восточный - Находка”. Совокупный грузооборот двух портов Находки в 2012 году составил 59,7 млн. тонн (около 11% грузооборота портов России). Основными экспортными грузами являются уголь, нефть и металлы. Через станцию Находка осуществляется свыше 15% экспортных железнодорожных перевозок России.

Владивосток - город морской. Он расположен на полуострове Муравьёва-Амурского между Амурским и Уссурийским заливами Японского моря. Владивостокский порт является базовой рыболовного рефрижераторного флотов. Здесь ведется активный промысел крабов, креветок, устриц, морских гребешков, кальмаров и морских водорослей. Кроме того, вблизи города в многочисленных бухтах базируются главные силы военно-морского Тихоокеанского флота.Владивосток - последний пункт Транссибирской магистрали, открывшей прямое железнодорожное сообщение в 1903 году, город также связан Москвой, Санкт-Петербургом, Иркутском, Магаданом и другими городами России и мира авиалиниями. Владивостокский аэропорт “Артём” (44 км от Владивостока) способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учётом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами.

Хабаровск - крупный транспортный узел на стыке водных, воздушных, железнодорожных и автомобильных коммуникаций. Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, а также железнодорожная линия на Комсомольск-на-Амуре, соединяющая Транссиб с Байкало-Амурской магистралью. По объему железнодорожных, речных и автоперевозок город занимает первое место в регионе. В Хабаровске располагается управление Дальневосточной железной дороги, три депо, в границах города располагаются четыре железнодорожных станции. В 2009 году завершена реконструкция моста через Амур, в результате которой мост стал не только двухпутным железнодорожным, но и автомобильным. Город является связующей точкой федеральных автотрасс “Амур” (Чита - Хабаровск), а с 2012 года трасса “Уссури” (Хабаровск - Владивосток) и строящейся трассы “Восток” (Хабаровск - Находка).

Через речной порт Амурское речной пароходство осуществляют доставку грузов на север, осуществляются пассажирские речные перевозки по реке Амур, в том числе и в города соседнего Китая. Здесь же расположено крупнейшее производственное предприятие пароходства - Хабаровская ремонтно-эксплутационная база флота.

Авиаперевозки осуществляются через аэропорт Новый (имеет статус международного). Здесь проходят маршруты перелётов Япония - Европа.

Внутренний водный транспорт в регионе используется главным образом в бассейнах рек Амур и Лена. С открытием границ для торговли с Китаем Амур стал международной транспортной артерией. С российской стороны статус открытых портов приобрели Благовещенск, Поярково, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Дальневосточные экспортёры поставляют в соседнюю страну речной песок и прочие строительные материалы, древесину, удобрения. Из Китая ввозятся продовольствие и товары народного потребления. В будущем по Амуре и его правому притоку Сунгари планируется осуществлять транзитные перевозки грузов из Японии и Южной Кореи в Северные провинции Китая.

Приморский край занимает в транспортной системе РФ выгодное географическое положение, является регионом, через который пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай, Транссиб и гострассу Владивосток - Хабаровск.

В. Научные и финансовые центры

Крупными административными центрами Дальнего Востока являются Владивосток,Хабаровск,Благовещенск.

Владивосток выделяется своим научным и культурным потенциалом. Здесь размещается Дальневосточное отделение Академии Наук России с 14 академическими институтами. Среди них - геологический, океанологический, биолого-почвенный, географии, автоматики и процессов управления и другие. Ученые Академии Наук занимаются комплексным изучением океана и Тихоокеанского рудного пояса, разрабатывают научные основы использования и охраны почв, растительности и животного мира, получения новых лекарственных препаратов, ведут исследования путей комплексного развития народного хозяйства в регионе. В городе работает много других научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских организаций.

Владивосток - студенческий город. Здесь действуют 9 высших учебных заведений, крупнейшие из которых - Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный технический университет, Морская академия им. Г.И.Невельского, Академия экономики и управления и другие. Вузы города готовят капитанов дальнего плавания, врачей и педагогов, инженеров и научных работников, морских офицеров и специалистов в области коммерции. В числе средних специальных учебных заведений Владивостока - судостроительный, гидрометеорологический и энергетический техникумы, медицинское, музыкальное и педагогическое училища, множество профессионально-технических училищ.В культурной жизни города огромную роль играют его театры: Камерный, Драматический театр им. Максима Горького, действуют Приморская филармония, цирк, картинные галереи. Во Владивостоке находится старейшее краеведческое учреждение края - Приморский филиал Географического общества России. Природу и историю края изучают многочисленные музеи, накопившие за годы кропотливой работы многие тысячи экспонатов. Среди музеев особо выделяются своими фондами Приморский краеведческий музей им. Арсеньева, музей истории Тихоокеанского флота, музей океанографии и рыбного хозяйства, есть океанариум. Вблизи города располагается Морской заповедник. Владивосток является самым крупным историческим центром Приморья. В нем имеется более двухсот памятников. В архитектурном облике города смешалось старое и новое. Здания конца XIX - начала XX вв. соседствуют со зданиями, построенными в конце XX в. Сохранились и жилые дома - памятники русского деревянного зодчества конца XIX века. Несмотря на массированное градостроительство последних десятилетий, город по-прежнему сохраняет и отдельные исторические здания и целые улицы.

На сегодняшний день Хабаровск по праву считается столицей Дальневосточного региона. Это официально было признано, когда Хабаровск был назначен столицей Дальневосточного федерального округа. Этот выбор был сделан не случайно. Хабаровск является вторым по численности населения городом региона и четвертым в стране по занимаемой площади. Кроме того, что Хабаровск географически занимает центральное положение на Дальнем Востоке, здесь находиться наибольшее количество федеральных и региональных учреждений (Штаб Дальневосточного военного округа, Дальневосточное управление железной дороги, объединения Главдальстрой, Дальлеспром, Дальлесстрой и др.). Хабаровск сегодняшний - это крупнейший промышленный, транспортный, культурный и научный центр Дальнего Востока. В городе работает около 100 предприятий машиностроения, металлообработки, строительной, пищевой, легкой промышленностей и других отраслей. Город является крупнейшим транспортным узлом дальневосточного региона. Хабаровский железнодорожный узел - самый большой в регионе. Речной порт - один из крупнейших на Амуре. В городе насчитывается 23 хабаровских вузов и филиалов крупнейших вузов страны, 16 средних специальных учебных заведений и 17 профессиональных технических училищ и более 100 средних школ, что делает Хабаровск -образовательным центром на Дальнем Востоке. Хабаровск - центр культуры. Здесь функционирует 4 музея, 4 профессиональных театра, множество творческих организаций - писательская, композиторская, Союзы художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов.

Благовещенск был и остается одним из крупнейших промышленно-культурных центров Дальнего Востока. Это современный город с промышленными предприятиями, высшими и среднеспециальными учебными заведениями, профессиональными училищами, с театрами, музеями, благоустроенными улицами и площадями, скверами и парками. В 4-х вузах и 15-и средних специальных учебных заведениях обучается соответственно более 15 тысяч студентов и около 12 тысяч учащихся.Педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, политехнический институты. Два высших военных училища. Старейшее на Дальнем Востоке речное училище (1899). НИИ: Амурский комплексный Д. Востока, Всероссийский институт сои, Дальневосточный зональный ветеринарный, Дальневосточный проектно-технологический механизации и электрификации сельского хозяйства, физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения АМН и др. Амурский областной гидрометеоцентр. С Благовещенском связаны жизнь и деятельность писателя А.А. Фадеева, художника А.Н. Яр-Кравченко, ученых В.Л. Комарова, М.И. Сумгина. Среди участников закладки города - генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв, геолог и палеонтолог Ф.Б. Шмидт; в Благовещенске бывали П.А. Кропоткин, Н.М. Пржевальский, А.П. Чехов и др.

Причина возникновения этих центров: благоприятные природные условия, наибольшая плотность населения на это территории.

Г. Оборонные центры

Военно-промышленный комплекс - система производств, научно-производственных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, которые разрабатывают и производят военную технику, боеприпасы и оружие. Административные центры Дальнего Востока, которые входят в ВПК - Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток.

Комсомольск-на-Амуре - один из самых крупных индустриальных центров сосредоточения производств ВПК на Дальнем Востоке, в частности, Хабаровского края и один из крупнейших экономических центров России. Центр промышленной агломерации, включающей ещё город-спутник Амурск, а также более десяти населённых пунктов городского и сельского типов. Производственный потенциал города сосредоточен в высокотехнологичных отраслях машиностроения (авиастроение, судостроение, производство подъемно-транспортного и литейного оборудования), чёрной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности, электро и теплоэнергетики. Отличительной особенностью промышленности является высокий удельный вес обрабатывающих отраслей и оборонных производств. Авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина производит боевые самолёты марки “СУ”. Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” (город Арсеньев, Приморский край) выпускает конкурентноспособные вертолёты военного значения. В Хабаровске находится военный аэродром “Терек”. Важнейший стратегический аэродром Хабаровского края состоящий из нескольких военных частей, ремонтных корпусов и собственно гарнизона. По всей территории аэродрома стоят вертолёты и самолёты различных модификаций и типов. Они постоянно совершают боевые и учебные вылеты.

Владивосток - важнейший стратегический пункт в Тихом океане. Во Владивостоке располагается Штаб Тихоокеанского флота. Тихоокеанский флот России, как составная часть Военно-Морского Флота и Вооружённых Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своём составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

В Амурской области вблизи посёлка Углегорск развёрнуто строительство космодрома Восточный. Космодром станет не только крупнейшим звеном аэрокосмической системы России, но и важным центром внедрения передовых научных разработок. Непосредственно на территории космодрома планируется строительство 10 технических и обеспечивающих площадок. Будут построены стартовый комплекс ракетоносителя среднего класса повышенной грузоподъемности (до 20 т) в составе двух пусковых установок, аэродром, кислородно-азотный завод, водородный завод, система электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая железнодорожную ветку от ст. Ледяная. В ближайшей перспективе здесь будет работать более 10 тыс. человек, а в перспективе население города, обслуживающее космодром, вырастет до 30 тыс. человек. Создание космодрома Восточный будет способствовать решению технических и экономических задач развития российской аэрокосмической отрасли, усилению технологических и геополитических позиций России в АТР. Реализация проекта станет дополнительным стимулом социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, придаст импульс фундаментальным и прикладным исследованиям в сфере изучения космоса, создания новых материалов и видов топлива, в биологии, физике, химии, информатике и других областях науки.

Причина возникновения: приграничное положение.

Глава3 Исследовательская часть

Результаты исследования:

Я провёл анкетирование среди учеников 9А класса по теме "Что ты знаешь о Дальнем Востоке?" и сделал соответствующие выводы. Мной была разработана анкета с семью вопросами, которые позволили получить и обработать информацию. Всего было опрошено 10 человек.

Задавались следующие вопросы:

1. Какой город является столицей Дальнего Востока?

А) Благовещенск

Б) Южно-Сахалинск

В) Хабаровск

Г) Владивосток

2. Главная водная артерия Дальнего Востока - река …. ?

3. Какой город является главным морским портом Дальнего Востока?

А) Советская Гавань

Б) Находка

В) Петропавловск - Камчатский

Г) Владивосток

4. Какая самая высокая сопка Дальнего Востока и России?

А) Якут - гора

Б) Ключевская

В) Орлиное гнездо

Г) Холодильник

5. Какое самое большое озеро Дальнего Востока?

А) Озеро Ханка

Б) Петропавловское

Г) Озеро Джека Лондона

6. Как называется остров Дальнего Востока на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года?

А) Сахалин

Б) Остров Путятина

В) Остров Русский

Г) Остров Врангеля

7. Какая область не имеет сухопутных границ?

А) Петропавловск-Камчатский

Б) Сахалинская

В) Хабаровск

Г) Владивосток

По результатам обработки анкет получены следующие данные:

Вопрос “Какой город является столицей Дальнего Востока?”

Вопрос “Какая главная водная артерия Дальнего Востока?”

На графике показано, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.По данным опроса все ученики знают, что главной водной артерией Дальнего Востока является река Амур.

Вопрос “Какой город является главным морским портом Дальнего Востока?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, 7 человек дали положительный ответ, а 3 человека ответили неправильно.

Вопрос “Какая самая высокая сопка Дальнего Востока и России?”

На рисунке показано, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.

Вопрос “Какое самое большое озеро Дальнего Востока?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, 6 человек дали положительный ответ, а 4 человека дали отрицательный ответ.

Вопрос “Как называется остров Дальнего Востока на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года?”

На графике показано, что из опрошенных 10 человек, 9 человек дали положительный ответ, только 1 человек дал неправильный ответ.

Вопрос “Какая область дальнего Востока не имеет сухопутных границ?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.

На основании полученных результатов можно делать следующие выводы .

По данным исследования большинство учеников знает, что столицей Дальнего Востока является Хабаровск, главной водной артерией - река Амур, главным морским портом - город Владивосток, самой высокой сопкой - Ключевская, самое большое озеро - Ханка, остров, на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года - Русский и Сахалинская область не имеет сухопутных границ. Ученики 9А класса показали не плохие знания по географии России, а именно по Дальнему Востоку.

Заключение по проекту

Дальний Восток - потенциально важный регион России, но: нерациональное использование природных ресурсов, пассивное развитие промышленности, слабая заселённость региона вредят развитию Дальнего Востока.

Перспективы развития региона. Для обслуживания местных потребностей Дальнего Востока в определённых масштабах следует развивать более трудоёмкие отрасли промышленности: машиностроительную, металлообра-батывающую, лёгкую, пищевую. С ростом производительных сил региона возникают новые задачи, связанные с расширением производства сельскохозяйственной продукции, повышением степени развитости производственной и социальной инфраструктуры. Развитие Дальнего Востока на базе его богатейших природных ресурсов - это только общая основа. Принципиально, в настоящий момент наиболее перспективной видится инновационная модель развития экономики региона. Эта модель предполагает диверсификацию экономики с упором на развитие человеческого капитала, стимулировать возникновение новых видов деятельности, не допуская дальнейшую деградацию региона. Развиваясь по этому сценарию, регион сможет достигнуть сопоставимых и даже повышенных относительно «Концепции 2020» темпов роста, уровня ВРП на душу населения и преодолеть отставание, которое сложилось на настоящий момент.Что касается моего исследования, то я считаю,что изучать этот регион необходимо более подробно,т.к. Д. Восток- опорный край державы!!

При подготовке проекта использован интернет:

Страница 1

Доля промышленного производства Дальнего Востока в общероссийском показателе незначительна - всего 4,4% (рис.1, 2).

Рис.1. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 1991 годуРис.2. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 2004 году

Ведущими отраслями промышленности на Дальнем Востоке являются электроэнергетика, цветная металлургия, пищевая промышленность (рис.3).

В структуре промышленного производства регионов Дальнего Востока в 2004 году ведущее положение занимают цветная металлургия (30%) и пищевая промышленность (20%), в которой явно выделяется рыбная отрасль (14,8%, на ней специализируются Камчатская область, Корякский АО и Приморский край). Среди других отраслей значительный вес имеют машиностроение и металлообработка (16,6%), топливная промышленность (12,8%) и электроэнергетика (10,9%). По существу, цветная металлургия и рыбная промышленность, развитые на базе богатых сырьевых ресурсов, определяют место Дальнего Востока на внутрироссийском рынке. В меньшей степени это относится к машиностроению и топливной промышленности.

Рис.3. Отраслевая структура производства промышленной продукции ДВ в сравнении с Россией в 2004 году

К ведущим отраслям ДВФО относится рыбная промышленность. По улову рыбы округ занимает первое место среди других регионов страны. Основные промысловые рыбы: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь. Важную роль играет регион в китобойном и крабовом промыслах. Главные районы рыболовства - Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана. Крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Находка.

Отраслями рыночной специализации являются лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. На севере огромные пространства занимают тундра и лесотундра. Западное побережье Охотского моря, северные части Приамурья и Сахалина, центральная часть Камчатки и почти 80 % территории Якутии покрыты лесами. Лесные ресурсы составляют 415,7 млн. га. Запас древесины - 20450 млн. кубометров. Дальневосточный федеральный округ экспортирует лес и продукты его переработки в страны Тихого и Индийского океанов.

Машиностроительный комплекс региона имеет разнообразную инфраструктуру, но в большей мере представлен судоремонтом и выпуском энергетического оборудования. На заводах округа производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Один из крупнейших машиностроительных центров - город Хабаровск.

Предприятия, производящие машиностроительную продукцию, сосредоточены в основном в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях. Отличительной чертой машиностроения является существенный удельный вес и значение оборонного производства (в первую очередь это касается Хабаровского края). В течение 1990-х гг. оборонный комплекс России, и Дальнего Востока в частности, переживал значительное падение, связанное со свертыванием оборонных заказов. Активно начался процесс конверсии.

В настоящее время на территории регионов Дальнего Востока расположено более 30 предприятий и организаций практически всех отраслей оборонной промышленности с общей численностью работающих 56,5 тыс. человек (по данным на середину 2004 г.): в промышленности - 56,1 тыс. человек, в науке - 0,4 тыс. человек.

Продукция, выпускаемая предприятиями и организациями оборонной промышленности Дальнего Востока и Забайкалья, составляет в оборонном комплексе России в настоящее время более 3%.

Таблица 1

Динамика промышленного производства в России и регионах Дальнего Востока 1991 – 2004 (в % к 1990 г.)

Полевая документация
Фиксация материалов полевых наблюдений производится в полевом дневнике, а также в журналах, бланках и прочих документах, которые разрабатываются исходя из целенаправленности, масштаба работ и других специфических особенностей экспедиции. Дневник (наряду с полевой картой и бланками) - один из основн...

Структура экономики РФ и ее регионов
Современный этап экономического и социального развития Российской Федерации связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально ориентированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы...

История экономического освоения
В состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) входят 10 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотский автономные округа; Еврейская автономная область. Центр - город Хабаров...



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама