THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца. Более конкретный и подробный анализ мог бы выявить не только два полюса в наличии свойства конкурентности - 100% и 0%, - но и весь спектр промежуточных значений - от полной (или стопроцентной) конкурентности через высокую (преобладающую) конкурентность в сочетании с некоторой неконкурентностью до низкой конкурентности с соответствующей высокой неконкурентностью и, наконец, полной неконкурентности различных конкретных благ. Но в данном случае достаточно провести границу между благами с высокой и низкой конкурентностью.

К частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимся владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что воспретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже - разумеется, при прочих равных условиях - уровень подобных издержек запрета.

Таким образом, можно обобщить все свойства частных благ:

1. Частные блага приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусами и спросом конкретных потребителей (избирательное свойство).

2. Все частные блага представлены отдельными товарными единицами. Потребление одной единицы частного блага каким-то потребителем делает невозможным потребление для другого потребителя в отношении этой единицы блага (делимость).

3. Любое частное благо имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей, т.е. цена исключает благо из потребления каких-то лиц (исключительность).

4. Любая цена должна окупать затраты на производство блага (окупаемость затрат).

Понятие чистого частного блага

Чистое частное благо - это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё.

Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке.

Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта.

Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага - это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;

2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;

3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:


§ общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

§ индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

26) Внешние эффекты (экстерналии) - ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Среди издержек, которыми занимается экономическая наука, мы должны различать два типа издержек:

§ трансформационные издержки (издержки технологии);

§ трансакционные издержки.

Трансформационные издержки - это издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, который обладает определенной ценностью.

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

§ издержки поиска информации;

§ издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

§ издержки измерения;

§ издержки спецификации и защиты прав собственности;

§ издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги.

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляютиздержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе.

Особенно великииздержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.

Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него.

27) Национальная экономика - это совокупность экономиче­ских субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяй­ственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.

Национальная экономика - это хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования раз­ных наций в пределах определенного государства.

Основными признаками национальной экономики являются:

° наличие тесных экономических связей между хозяйствующи­ми субъектами страны на основе разделения труда;

Единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствую­щие субъекты. Ее образуют прежде всего:

Единое хозяйственное законодательство;

Единая денежная система;

Общая финансовая система;

Общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром является государство;

Общая система экономической защиты. Это наличие своего рода экономических границ в виде экспортно-импортных пош­лин, квот и т.д.

Современное национальное хозяйство имеет три основных уровня организации: микроэкономика, мезоэкономика, макроэко­номика. Эти уровни различаются по экономическим признакам:

Степени разделения и кооперации труда;

Формам собственности;

Формам организации хозяйства;

Видам управления.

Важнейшим показателем, характеризующим мощь и потен­циальные возможности национальной экономики, является нацио­нальное богатство.

Национальное богатство - стоимость всех запасов, накоп­ленных в данном обществе, материальных ценностей, созданных человеческим трудом для производства и потребления, запасов драгоценных металлов и камней, валюты, долгов других стран и собственности данной страны в зарубежных странах за выче­том долгов данного государства.

логическая модель макроэкономики

Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:

1. Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство.

2. Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.

3. Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.

4. Рынок ценных бумаг. Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.

Эти рынки дополняются макроэкономическими связями:

§ фирмы и домохозяйства выплачивают государству налоги;

§ государство осуществляет дотации фирмам и трансфертные платежи домохозяйствам;

§ фирмы часть прибыли превращают в инвестиции (будущее предложение), а домохозяйства часть дохода сберегают (будущий спрос);

§ государство часть бюджета использует для финансирования нерыночных секторов экономики (наука, образование, оборона, здравоохранение, производственная и социальная инфраструктура);

§ государство вступает в кредитные отношения с заграницей.

Макроэкономика использует широко различные модели.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.

Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных , вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.

В качестве внешних (экзогенных) переменных , величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.

С помощью моделей обеспечивается многовариантность способов разрешения экономических проблем, которая позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики.

28) Основными макроэкономическими показатели являются:

§ Валовый национальный продукт

§ Валовый внутренний продукт

§ Чистый национальный продукт

§ Валовый национальный доход

§ Валовый национальный располагаемый доход

§ Конечное потребление

§ Валовое накопление

§ Чистое кредитование и чистое заимствование

§ Сальдо внешней торговли

Примеры которых будут приведены далее, представляют собой ценности, потребляемые всеми гражданами коллективно. Использование их не зависит от того, платит за них население или нет. Далее рассмотрим подробнее общественные блага: виды и особенности этих ценностей.

Общие сведения

Частные и общественные блага имеют существенные отличия. Как выше было сказано, вторыми пользуются все граждане коллективно. Первые же доступны для потребления и приносят пользу непосредственному их владельцу. Частные и общественные блага отличаются и в вопросе совершения с ними сделок. Вторые практически невозможно продать. Общественные блага и услуги используются гражданами с достаточно большим удовольствием. При этом многие индивиды отказываются оплачивать их пользу.

Чистые и смешанные общественные блага

Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности. Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени. Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности.

Неизбирательность и неисключаемость

Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается. Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими. Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

Общие категории

Различают следующие типы благ:

  • Информационные. К ним относят "непрерывные" общественные блага. Примеры: телевидение, радио.
  • Ограниченного пользования. Такие блага доступны определенному количеству потребителей в одно время. К ним относят автомобильный мост во время часа "пик".
  • Локальные. Это доступные для представителей отдельной или региона общественные блага. Примеры: областные библиотеки, парки, скверы.
  • Дискретные (музейные экспонаты, картины в галереях), бесплатные (деятельность опорных пунктов охраны порядка), с отрицательной (высшее образование, курсы) и положительной (общественный транспорт) ценой.

Для обеспечения населения общественными благами необходимо привлечение частных. Объемы последних ограничены суммарными которые формируются, в частности, за счет поступления разнообразных сборов и налогов.

Смешанные блага

В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот. В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким - избирательности. Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан. Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности. В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками. Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще "коммунальными". Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе "кто пришел первым, тот и воспользовался".

Коллективные ценности

Не все четко понимают существующее разделение. Поэтому многие потребители просят более компетентных в этом вопросе граждан: "Приведите примеры общественных благ коллективного пользования". Для начала следует сказать, что такие ценности отличаются низкой степенью избирательности и высоким уровнем неисключаемости. В качестве одного из ярких примеров можно привести получение сведений в Интернете. Одновременно данной возможностью могут пользоваться многие люди. от увеличения количества потребителей при этом остаются нулевыми. Это, в свою очередь, означает, что конкурентность (избирательность) при потреблении этого блага имеет низкую степень. Однако придание ему признака исключаемости труда не составляет. Это достигается посредством введения платы за подключение к Интернету. В качестве особенности таких благ выступает возможность ограничения доступа к ним со сравнительно небольшими издержками.

Государственное обеспечение

Число общественных благ значительно меньше количества правительственных. Многие государственные блага считаются исключаемыми либо конкурентными в пользовании, а в ряде случаев обладают обоими этими признаками. Здесь можно сказать о предоставлении среднего образования. При увеличении количества учеников издержки носят положительный характер. Это связано с тем, что остальные школьники в таком случае будут получать меньше внимания из-за большего своего количества. При этом признак исключаемости такое благо приобретает при введении платы за учебу. Если некоторые из школьников не смогут внести ее, то будут исключены из процесса образования в данном классе.

Специфика спроса

Необходимость в том или другом благе складывается на основании принципа снижающейся В связи с тем, что данная выгода от пользования дополнительной единицей является убывающей, линия индивидуального спроса отличается нисходящим наклоном. Аналогичным образом идет кривая спроса частного чистого блага. Однако за данным внешним сходством скрыты большие отличия. В первую очередь это то, продажа чистых общественных благ "поштучно" невозможна. Это обусловлено тем, что они считаются неотделимыми и используются совместно всеми людьми. Их потребление - это не индивидов. Эти блага могут использоваться даже теми, кто решает за них не платить. За единицу в данном случае стоимость не назначается, а потребители могут пользоваться объемом выпуска целиком. Другими словами, в конкретный промежуток времени они потребляют единое количество блага.

Рыночный механизм

В ряде случаев с его использованием можно исключать принудительное финансирование выпуска общественных благ. В таких ситуациях они поставляются индивидуальными хозяйствами. Финансирование же осуществляется с помощью рыночного механизма. Он позволяет реализовывать такие методы обеспечения, как исключение "безбилетников", а также взаимообусловленное субсидирование и финансирование. В первом случае используются ограничительные меры, перекрывающие доступ к потреблению. За счет низких издержек в данном случае благо, даже обладающее избирательностью, можно продать так же, как и частное.

Роль государства

Правительство принимает на себя расходы, которые связаны с предоставлением благ обществу в том случае, когда внешние положительные эффекты, возникающие при их использовании, не поддаются интернализации либо это обусловлено очень большими расходами. Так, государство может быть непосредственно производителем. К примеру, это может быть борьба с ЧП или обеспечение внутренней безопасности. Также власть может финансировать выпуск благ частным сектором, участвуя в строительстве школ, больниц и прочего. Во всех случаях при этом поступление средств от государства осуществляется за счет отчисляемых гражданами налогов. Решение же об оптимальном объеме производства базируется на коллективных действиях. При предоставлении государством общественных благ не всегда достигается эффективный объем их производства. Применение налогового механизма требует решения комплекса проблем, которые связаны с достижением необходимого объема выпуска.

Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.

ОТВЕТ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рис. 49.1

Частное благо

Рис. 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

где i = 1,...N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Q s) = МС (Q s),

где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).

Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Из книги Экономическая теория автора

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 31 Монополистическая конкуренция: определение объема и цен. ОТВЕТМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с

автора Кошелев Антон Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

4. Теория оптимального объема выпуска продукции 1. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей.Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль.При прочих равных условиях наибольшее

автора

10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров Конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей фактора производства, причем

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном Монопсония – рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, обладающих монопольной властью на товарном рынке, в

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными

автора Кошелев Антон Николаевич

23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

24. Классификация общественных благ По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;2) индивидуальные, отличающиеся

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

25. Виды общественных благ Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 36 Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ Анализ эффективности ассортиментных программ проводится по показателям: уровень выполнения плана по ассортименту, коэффициент обновления ассортимента, процент снижения

Делятся на частные и общественные в зависимости от особенностей их потребления. Прежде всего, частным благам свойственна высокая конкурентность (избирательность) в потреблении. Это означает, что потребление таких благ одним липом не дает возможности получить выгоду от их потребления другим человеком. Если кто-то, например, носит костюм, то только он и получает удовольствие от обладания костюмом.

С другой стороны, потребление частного блага одним лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется высокой исключаемостъю из потребления.

Напротив, чистое общественное благо обладает двумя свойствами:

  • потребление такого блага одним лицом не уменьшает его полезности для другого лица (свойство неизбирательности в потреблении). Это ведет к тому, что предельные затраты получения данного блага еше одним человеком равны нулю. Например, если в городе, защищенном системой ПВО, появляется еще один житель, затраты на оборону не меняются;
  • невозможно помешать потреблению блага лицом, не заплатившим за него (свойство неисключаемости из потребления). Так, та же система ПВО не может защитить добросовестного налогоплательщика, одновременно не защищая и того, кто налогов не апатит

На деле не всякое общественное благо обладает всеми свойствами чистого общественного блага. В качестве примера можно привести кабельное телевидение. Оно отличается высокой степенью не избирательности в потреблении, поскольку подключение еще одного зрителя не уменьшает полезности программы для всех остальных. Но для него свойственна исключаемость из потребления: нельзя смотреть программы, не заплатив за них.

Перегружаемое общественное благо - это благо, полезность которою для уже существующих потребителей уменьшается с появлением новых потребителей. Последнее ведет к тому, что затраты предоставления данного блага еще одному потребителю, начиная с некоторого числа потребителей, не равны нулю (рис. 1).

Рис. 1. Чистое общественное благо и перегружаемое благо

Возьмем для примера образовательные услуги. Если лекции слушает хотя бы один человек, приходится нести затраты по оплате труда преподавателей, аренде помещения и т.д. Однако появление в аудитории второго, третьего и т.д. слушателя ничуть не увеличивает эти затраты, т.е. предельные затраты по образованию дополнительных слушателей равны нулю. Так будет продолжаться до тех пор, пока аудитория не будет заполнена полностью. После этого появление N-гo студента потребует расширения аудитории, оплаты новых преподавателей и т.д. Следовательно, предельные затраты по образованию этого дополнительного человека уже не равны нулю. Таким образом, обучение — перегружаемое общественное благо.

Производство чистого общественного блага порождает положительный внешний эффект. Если кто-то оплачивает такое благо, выгоду получает не только он, но и все остальные. Отсюда - проблема фрирайдера (зайца). Фрирайдер пытается преуменьшить полезность общественного блага для себя, соответственно и заплатить за него поменьше. Он рассчитывает, что заплатят другие, а пользоваться общественным благом он будет наравне со всеми. В результате уровень производства общественных благ в отсутствие государственного вмешательства обычно оказывается ниже эффективного уровня.

Покажем это. Отличительной чертой общественного блага является то, что отдельный потребитель не может произвольно изменять его количество, но вынужден потреблять это благо целиком вместе со всеми. Так, все жители города располагают одним и тем же числом мусороуборочных машин. Поэтому предельная социальная выгода от использования данного количества общественного блага определяется путем сложения предельных частных выгод всех потребителей: MSB = MB 1 , + МВ 2 + ... + МВ n .

На графике кривая предельной социальной выгоды (MSB) получается посредством вертикального суммирования кривых предельной частной выгоды (MB) (рис. 2).

Общественно-эффективный выпуск блага (q*) как всегда определяется пересечением кривых предельной социальной выгоды и предельных социальных затрат.

Рис. 2. Общий спрос на общественное благо и его эффективный выпуск

Предположим, что приобретение общественного блага финансируется путем добровольных взносов. Фрирайдеры, как отмечалось, пытаются внести меньшие суммы в сравнении с их частной выгодой от обладания общественным благом. В результате кривая общественного спроса на благо (D Σ) пройдет ниже кривой MSB, а значит фактический выпуск блага (q") будет меньше эффективного.

В связи с этим функции заказчика и распределителя многих общественных благ от липа всего общества берет на себя государство. В отсутствие государства у нас не было бы ни танков, ни самолетов, ни ракет. Вместо этого каждый с автоматом (частное благо) защищал бы собственную квартиру! Вышесказанное не означает, однако, что государство во всех случаях идеально выполняет свои функции.

Предложение общественных благ. Общественный выбор

Предложение общественных благ осуществляется через политические институты. В демократической системе избиратели большинством голосов решают, сколько единиц того или иного общественного блага следует иметь.

Предположим, решается вопрос о численности городской милиции. Известно, что предельные затраты на одного милиционера постоянны и составляют 500 ден. ед. Голосуют пять избирателей. Финансирование милиции осуществляется за счет налогов. Для этого с каждого избирателя придется собрать 100 ден. ед. налога (t ) за каждого милиционера. Имеются данные о предельной выгоде от услуг милиционеров для каждого избирателя.

Изобразим на рисунке функции предельных выгод всех отдельных избирателей, а также функцию предельных общественных выгод от услуг милиции. Поскольку предельные затраты на содержание каждого милиционера постоянны, функция предложения услуг милиции — горизонтальная линия (рис. 3).

Рис. 3. Определение количества общественного блага путем голосования

За то, чтобы иметь одного милиционера, проголосуют все. С этим согласится даже Сидор, для которого выгода от первого милиционера (100 ден. ед.) равна сумме налога на его содержание. Сидор будет, однако, против приглашения второго милиционера, поскольку его предельная выгода от этого (80 ден. ед.) окажется меньше налога (100 ден. ед.). Тем не менее остальные четверо избирателей проголосуют «за», и предложение пройдет. Это невыгодно для Сидора, так как ему придется подчиниться большинству и заплатить за второго милиционера, хотя он этого и не хочет. Рассуждая аналогичным образом, приходим к выводу, что за третьего милиционера проголосуют трое избирателей, а двое (Сидор и Трифон) будут против. Предложение проходит по правилу большинства. Однако от услуг четвертого или тем более пятого милиционера общество откажется, ибо большинство избирателей проголосует против.

Итак, голосование по правилу большинства обеспечивает эффективное количество общественного блага, так как при наличии трех милиционеров равенство предельной социальной выгоды предельным социальным издержкам (MSB = MSC) соблюдено. Но при этом только Кузьма получил ровно такое число милиционеров, которое хотел (МВ 3 = t). Напротив, Сидор и Трифон предпочли бы иметь меньшее, а Федот и Фекла — большее число милиционеров по сравнению с тем, что они получили по большинству голосов. Голосование отражает, следовательно, позицию среднего избирателя, отбрасывая крайности.

При принятии решения большинством голосов возможна ситуация, когда общество не сможет определить свои предпочтения. Это бывает, если предпочтения отдельных людей транзитивны, а общества в целом — нет. Тогда возникает «парадокс голосования».

Общественные блага

Андрей ставит на первое место школу, на второе — парк, на третье — кафе. У Бориса и Виктора свои предпочтения, а выбрать надо что-то одно.

Попробуем организовать голосование иначе. Выбираем между школой и парком. Школа получает два голоса (Андрея и Виктора), парк — один. Школа оказалась лучше парка. Выбираем между школой и кафе. Кафе получает голоса Бориса и Виктора, а школа — только голос Андрея. Кафе оказалось лучше школы. Выбираем между парком и кафе и видим, что парк лучше кафе. Круг замкнулся, и окончательное решение не может быть принято.

Если интересы ряда субъектов совпадают, они могут объединиться в группу. Деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы, называется лоббизмом. В парламенте России действуют военно-промышленное, сырьевое, аграрное и другие лобби.

Группа лоббистов, действуя сплоченно, может добиться выгодных для меньшинства решений, если ее противники разобщены, а выгода каждого из них меньше затрат, необходимых для отстаивания своих позиций.

Вероятность решений в интересах меньшинства повышается, когда разные группы с особыми интересами объединяются на основе взаимной поддержки или логроллинга: одна группа голосует за решение, выгодное другой группе, а та, в свою очередь, поддерживает другое решение в интересах первой группы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что сам факт государственного вмешательства в экономику еще не гарантирует преодоления недостатков рыночной деятельности и эффективною размещения ресурсов. С ролью государства приходится мириться в тех случаях, когда рынок определенно не справляется с некоторыми экономическими функциями. Однако и государственная деятельность может служить источником экономической неэффективности. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности частными либо государственными институтами, следует сопоставлять достоинства и недостатки рыночного и государственного механизмов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама