THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Цель : Дать детям представление о звуке, как физическом явлении; выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными.

Материалы : 4 пластиковых теннисных шарика, верёвка, струна, пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев, таз с водой, камешки, бумага очень тонкая и бумага очень плотная.

Ход занятия:

Ребята! Вы любите слушать музыку? Наверно, у вас есть любимые песни и мелодии! И, может быть, вы играли на каких-нибудь музыкальных инструментах? Как потрясающе они звучат! А задумывались ли вы, как люди могут слышать звуки? Что такое звук? Как инструменты издают звуки, как они могут звучать так громко и так красиво? Давайте-ка разберёмся, что к чему.

Вы знаете, что нас окружает воздух. Тот самый, которым мы дышим. А сам воздух состоит из множества маленьких частичек, которые называются «молекулы». Любое движение воздуха – это движение миллионов молекул. Воздух прозрачный, поэтому мы не видим его движение, зато можем слышать его, ведь от соударения миллионов молекул и получается звук!

Проведём с вами опыт.

Возьмём 3 пластиковых теннисных шарика и выстроим их на столе в одну прямую линию. Возьмём 4-й шарик и толкнём его так, чтобы он стукнулся о крайний шарик в ряду. Что получилось? Шарик, который мы кинули, столкнулся с крайним шариком и остановился. А вот шарик, стоявший с другого конца ряда, откатился. Молекулы воздуха ударяют друг друга, как шарики в опыте. Энергия по цепочке передаётся от одной молекулы к другой. Так появляется звуковая волна.

Почему мы слышим звук? Давайте посмотрим, как дрожит натянутая струна. Она колеблется в воздухе, а значит, расталкивает его молекулы в разные стороны. Каждая молекула, в свою очередь, толкает своих «соседей», те – своих, и так далее. Толкая друг друга, молекулы «долетят» до твоих ушей и начнут стучаться в них. Глубоко в ухе человека есть барабанная перепонка – тонкая плёночка, настолько чувствительная, что она ощущает, как крохотные молекулы бьются об неё. Когда молекулы воздуха ударяются в барабанную перепонку, мы слышим звук!

Как распространяется звук? Бросим камешек в воду. Что мы видим? Во все стороны побежали волны. Когда струна на гитаре колеблется, звук распространяется от неё точно, как волны, разбегающиеся от упавшего в воду камня. Поэтому, когда говорят о распространении звука, употребляют термин «звуковая волна». Звуки бывают громкими и тихими, высокими и низкими. Это зависит от размеров звуковой волны.

А задумывались ли вы, ребята над тем, почему комар пищит, а шмель жужжит? Давайте проведём ещё один опыт – проведём пластмассовой пластиной по зубьям разных расчёсок. Одинаковый ли мы слышим звук? От чего зависит частота звука?

(Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчёсок. У расчёсок с крупными и редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчёсок с частыми редкими зубьями – звук тонкий, высокий)

Рассмотрите иллюстрации комара и шмеля, определите их величину. Покажите, как пищит комар: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з». А у шмеля звук низкий, грубый – «ж-ж-ж», как вы думаете, почему мы слышим такие разные звуки? Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Давайте вспомним «Сказку о глупом мышонке», один из его отрывков: «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт». Почему мышонок не услышал щуку? Какая часть уха помогает услышать звук? Барабанная перепонка, которая находится внутри уха. У разных живых организмов барабанная перепонка устроена неодинаково. Она может быть разной по толщине, как бумага.

(Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: поднося разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания)

Звуки бывают очень высокими и очень низкими, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат. Например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека.

Вот сколько интересного мы узнали сегодня о звуке. Если у вас появятся вопросы, мы можем ещё провести опыты, почитать научно-популярную литературу.

Звук - вид энергии, воспринимаемой слухом. Он вызывается колебаниями в твердой, жидкой и газообразной среде, распространяющимися в виде волн.

Что такое Звук?

Мы привыкли слышать, что звук распространят для только в воздухе, но на самом деле он воспринимается и через другую среду. Например, погрузив голову в ванну, мы все равно будем слышать, что происходит в комнате, потому что вода и прочие жидкости проводят звук. А шумные соседи мешают нам из-за того, что их громкие голоса доносятся сквозь полы и стены твердые вещества.

Возникновение звука

Извлечь звук нетрудно, ударив друг о друга двумя предметами - например, крышками от кастрюль. Они начинают звучать оттого, что при ударе мы передаем им энергию, заставляя их вибрировать (быстро колебаться). Вибрируя, предмет поочередно то сжимает, то разрежает окружающий воздух. Поэтому давление воздуха вокруг него то возрастает, то падает. Эти слабые колебания воздуха создают звуковые волны. Они достигают наших барабанных перепонок, и мы слышим звук.

Голос возникает, когда воздух, поступающий из легких, проходит через голосовые связки. Высота голоса зависит от того, насколько быстро связки вибрируют. Движением воздуха, то заполняющего легкие, то выходящего наружу, управляет диафрагма. Мышцы языка и губ делают звуки, издаваемые связками, членораздельными. Полости носа, гортани и груди помогают усиливать звук за счет резонанса.

Колебания воздуха

Звук создается еле уловимыми перепадами давления воздуха. Когда кто-то говорит рядом с вами, он заставляет давление воздуха то увеличиваться, то снижаться примерно на 0,01 процента от нормального. Такое же давление мы ощущаем, положив на ладонь листок бумаги. Колеблющийся воздух заставляет вибрировать юн кую мембрану в ухе, называемую барабанной перепонкой. Вот почему мы воспринимаем колебания воздуха как звук. Но наш слух улавливает не все колебания. Во-первых, колебания должны быть достаточно сильными, чтобы мы могли их уловить. А во-вторых, не слишком быстрыми и не слишком медленными - иными словами, они должны имен, определенную частоту.

Распространение звука

Звуковые волны распространяются от вибрирующего объекта во все стороны. Чем дальше от нас находится источник звука, тем больше энергии растрачивают волны по пути, и потому звук становится тише. От твердых поверхностей - например, от стекла и кирпичных волны отражаются, порождая эхо. Если говорящий человек находится в той же комнате, что и мы, звук его голоса доходит до нашего слуха и напрямую, и отразившись от стен, пола и потолка. Если помещение большое, возникает гулкий отзвук; это явление называется реверберацией.

Громкость

Чем сильнее мы ударим по предмету, тем Энергичнее он будет колебаться, создавая более ощутимые изменения давления воздуха, а значит, звук становится громче Наш слух может воспринимать перепады давления в очень широком диапазоне. Люди с острым слухом способны расслышать перепад, который в миллион раз меньше атмосферного давления; звук такой громкости производит упавшая на пол булавка. Другую крайность представляет перепад в одну пятую от атмосферного давления - такой грохот производит отбойный молоток.

Частота

Флейта и женский голос звучат выше, чем гитара и мужской голос. Это связано с тем, что они издают звуки большей частоты (имеющие меньшую длину волны). Частоту измеряют в герцах (Гц). Наше ухо воспринимает только звуки, лежащие в диапазоне от 16 до 20 ООО Гц. Гудок автомобиля имеет частоту 200 Гц, самый высокий женский голос берет ноты частотой до 1200 Гц, а самый низкий мужской бас способен достичь 60 Гц. Звуки с частотами до 16 Гц называются инфразвуком, а частотой 2 х 104 109 - ультразвуком.

Скорость звука

Звук распространяется в воздухе со скоростью около 1224 км/ч. С понижением температуры или давления воздуха скорость звука уменьшается. В разреженном холодном воздухе на высоте 11 км скорость звука составляет 1000 км/ч. Скорость звука в воде намного выше, чем в воздухе (около 5400 км/ч).

Сквозь звуковой барьер

Когда самолет летит со скоростью звука, воздух перед ним сжимается до предела, образуя ударную волну. А разгоняясь быстрее звука, самолет пробивает этот барьер и ударная волна остается позади. Поэтому вслед за пролетевшим сверхзвуковым самолетом слышится грохот, но приближение его услышать невозможно, ведь он постоянно опережает звук.

На определенном этапе развития ребенка родители могут обратить внимание на то, что их ребенок не слушается или не желает выполнять какие-то просьбы. Причиной этому может быть и плохой слух, но чаще всего обнаруживается слабо развитая слуховая память. Слуховая память - это необходимый компонент развития ребенка, так как без ее помощи ребенку будет очень сложно осваивать новые знания. Наш мозг сначала распознает услышанную информацию, определяет ее источник, и пытается сохранить ее. Если у ребенка проблемы со слуховой памятью, его мозгу будет сложно это сделать, так не удастся распознать все услышанные звуки и удержать их в голове. Такие дети зачастую невнимательны, им сложно сосредоточиться на чем-то конкретном, они часто отвлекаются. Как объяснить ребенку звуки?

Не стоит тратить время на беспокойство, ведь вы сами можете все исправить, уделив своему малышу больше времени и внимания, и поработать над развитием его слуховой памяти.

Что же в таком случае советуют специалисты?

  1. Каждый вечер, когда вы улаживаете малыша спать, поговорите с ним о том, что сегодня случилось. Пускай он расскажет все, что ему запомнилось, а вы посмотрите, в правильной ли он поочередности называет события дня.
  2. Играйте в ритмы. Выстукивайте их любым предметом или нахлопывайте, а ребенок пусть повторит простой ритм. Попросите и ребенка создать какую-то комбинацию, чтобы вы за ним повторили.
  3. С детства читайте ребенку книжки: сказки, рассказы, знакомьте и с поэзией. Читать нужно четко и внятно, чтобы ребенок слышал разные звуки. Когда он подрастет, можно читать ему стихи так, чтобы он заканчивал строчки.
  4. Слушайте музыку и пытайтесь запомнить слова. Тренируйтесь на новых песнях, которых ребенок еще не слышал. После нескольких прослушиваний (не в один день!) ребенок сможет подпевать и воспроизводить текст песни.
  5. Слушайте аудиокниги. В наше время развитых высоких технологий это не составит труда. Ведь сейчас большинство авторов выдают свои книги в аудио формате. И слушать можно с телефона, планшета, плеера, компьютера и т.д. Самое главное - не просто пассивно слушать, а обсуждать развитие сюжета и задавать вопросы по смыслу, ведь слуховая память активизируется только если используется.
  6. Выучите стишок на память. Учить нужно небольшие стишки и только те, которые ребенок уже читал, и они ему понравились. Составьте небольшой репертуар для ребенка, пусть он их декламирует вам, родственникам и гостям в специально отведенное для этого время. Обязательно организовывать такие ситуации, в которых стихи читают все участники вечера на равных - не выделяйте ребенка, чтобы не смущать его.
  7. И как же без игр! Игры должны занимать почетное место в процессе развития слуховой памяти. Игры могут быть самого различного содержания, главное, чтобы нравились ребенку.

Представим вашему вниманию некоторые из них:

  • «Что дальше?»

Вам необходимо выделить одну комнату в доме для игры. Дайте своему ребенку инструкцию, что он должен сделать. Например: «Зайди в комнату, возьми ложку и спрячь ее под стол». Когда ребенок справится с заданием, поменяйтесь местами и пусть он вам даст такую же точную инструкцию.

  • «Я пошел в магазин и там купил…»

В эту игру можно играть всей семьей, можно даже за столом. Суть игры состоит в том, что кто-то один начинает говорить: «Я пошел в магазин и купил там яблоко». Следующий должен повторить предыдущее предложение и добавить один продукт от себя. Например: «Я пошел в магазин и купил яблоко и банан». Таким образом создаются большие предложения, которые сложно запомнить, но они очень хорошо развивают внимание и слуховую память.

  • «Угадай, кто?»

В эту игру можно играть еще с совсем маленькими детками. Когда вы замечаете, что у ребенка есть проблема с одним или парой звуков, необходимо акцентировать на них внимание. Можно подобрать несколько слов, в которых имеются эти звуки, и пару - в которых нет. Затем нужно внятно прочитать их малышу, а он в свою очередь должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук.

  • «Барабанная дробь»

Эта игра предназначена для определения интенсивности звучания. Она похожа на игру «Холодно-тепло». Ребенок должен отыскать игрушку. Когда он будет далеко от нее находиться, барабан будет звучать тихо и спокойно, когда он будет к ней приближаться, то барабан будет звучать более интенсивно.

  • «Саймон говорит»

Популярнейшая игра в зарубежных странах, которая пришла и к нам. Эта игра развивает не только слуховую память, но внимательность и физическое состояние малыша. Ведущий, он же Саймон, должен давать малышу инструкции, при этом добавляя в начале «Саймон говорит». Например, «Саймон говорит - встань и прикоснись к кончику носа». Ребенок должен выполнить инструкцию. Если же ведущий отдает команду «Подпрыгни и присядь», то ребенок не должен выполнять команду, ведь не прозвучало «Саймон говорит».

Это упражнение можно пройти на сайте IQsha. Оно помогает научить ребенка звукам. Перед собой ребенок увидит несколько картинок и услышит один звук. Ему нужно сопоставить звук и изображение.

Если вы вовремя обратите внимание на развитие слухового внимания и будете регулярно проводить с ребенком подобные занятия и игры на изучение звуков, это поможет ему в дальнейшем хорошо овладевать информацией и, конечно же, хорошо учиться.

Введение

Каждый звук - кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках - вся моя квартира,
В звуках - тысячи квартир.
В звуках - улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю
В звуках - Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки - свет и звуки - тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день.
Сергей Олексяк

Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что, когда мы занимались с логопедом, мы говорили о звуках, на уроках чтения и русского языка тоже речь шла о звуках, на музыкальных занятиях опять мы встречались со звуками.

Актуальность. Звуки - часть нашей жизни. Мы применяем звук не задумываясь. Мне захотелось узнать, как появляются звуки, какие звуки нас окружают. Мне также стало интересно: все ли звуки мы слышим?
После того как я выбрал тему, мы определили цели и задачи работы.

Основная цель проекта — ответить на вопрос: как появляется звук, какие звуки нас окружают.

Для достижения этой цели я ставил перед собой следующие задачи:

  • Собрать материал о том, что такое звук.
  • Выяснить, как появляется звук.
  • Узнать, как мы слышим звуки.
  • Найти информацию о том, какие звуки бывают.
  • Исследовать звук опытным путем.

Гипотеза: Звук образуется, когда что - то дрожит. Дрожание предметов вызывает дрожание воздуха. Оно распространяется в виде волны. Звуки очень разные.

Вид исследовательской работы: исследовательско-творческий, краткосрочный, групповой.

Срок реализации: в течение трех недель.

Объектом исследования является звук.

Предметом исследования явилась возможность использования знаний о звуке в учебной и игровой деятельности.

План исследовательской работы:

  1. Выбор темы.
  2. Определение цели и задач.
  3. Составление плана работы.
  4. Сбор материала по теме исследования.
  5. Эксперименты.
  6. Подведение итогов.
  7. Определение выводов.

Методы исследования:

  1. Чтение книг по теме исследования.
  2. Поиск информациив Интернете.
  3. Опрос педагогов.
  4. Провести эксперименты, чтобы узнать больше о разных звуках.
  5. Изготовить несложные музыкальные инструменты.

Теоретическая часть
Теоретические сведения о природе звука

С рождения человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем его мире. Что же такое звук?
Люди давно стали догадываться о том, как звуки рождаются, живут и «умирают». Звуки начали изучать ещё в далёкой древности.Наука о звуке называется - акустика. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук. В IV в. до н.э. древнегреческий философ и ученый Аристотель верно представил, как распространяется звук в воздухе. Необыкновенно искусны были мастера, изготавливавшие музыкальные инструменты, и музыканты, игравшие на них.
Мир звуков окружает нас и сейчас и со всех сторон. В наше время на человека в течение дня воздействуют самые разнообразные звуки. Да и сами мы любим пошуметь.
В детской энциклопедии «Я познаю мир. Физика» автор - составитель Ал. А. Леонович очень доступно рассказал о звуке.
Как же создать звук? Да очень просто - крикнуть, вот и все дела! Можно еще чем - нибудь постучать, например, молотком по гвоздю или кулаком в дверь. Или гаечным ключом по батарее отопления - все вокруг услышат. Ногами потопать, мячом похлопать. Посвистеть, в трубу подудеть. Или линейкой подребезжать.
На примере линейки можно буквально увидеть глазами, как рождается звук.Какое движение совершает линейка, когда мы закрепим один её конец, оттянем другой и отпустим его? Мы заметим, что он как будто бы затрепетал, заколебался. Звук создается коротким или долгим колебанием каких - то предметов Итак,звук - это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Среда может быть твердой, жидкой, газообразной. Можно сказать, что звук - это вибрация.Причина звука - вибрация тел, хотя эти колебания не заметны для нашего глаза. Она может распространяться в воздухе, в воде или дереве. И даже передаваться по нитке. Там, где нет воздуха, например, в космосе, звук не распространяется, там нечему передавать вибрацию.

Источники, классификация и характеристики звука
Источники звука могут быть искусственными и естественными.
1 Естественные Звуки речи людей, жужжание насекомых, голоса птиц, животных, звуки природы (грохот грома, шелест листьев, легкий плеск воды).
2 искусственные музыкальные инструменты, звуки работающих устройств, механизмов, транспорта.

На официальном сайте журнала «Наука и образование» я нашел определение термина «Классификация звуков».

Какие бывают звуки
№ Виды
звуков По форме и характеру ударной волны
1 Звуковые
удары Выстрел, взрыв, электрическая искра, при ударе
каких - либо тяжелых предметов
2 Шумы Шелест листьев, треск при ломке дерева, речь
людей
3 Музыкальные
звуки Звуки, издаваемые музыкальными инструментами,
певцами
Основными характеристиками звука являются частота и интенсивность колебаний, которые влияют на слух людей. Частота колебаний - это число полных колебаний за одну секунду. Эту единицу называют Герцем (Гц). Громкость звука измеряется в децибелах.

Как мы слышим?
Узнать окружающий мир нам помогают органы чувств. Люди слышат звуки ушами. Ухо - это приемник звуковой волны (рис 2).
Звучат только дрожащие предметы. Почему не все дрожащие предметы звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не услышишь. Дело в том, что наше ухо слышит звук только в том случае, если частота колебаний предмета больше 20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем больше частота колебаний, тем выше звук, который мы слышим.
Звук с частотой ниже 16 Гц. называется инфразвуком, а с частотой выше 20000 Гц. - ультразвуком. И тот, и другой мы не слышим. Инфразвуки слишком низки для нас, а ультразвуки - слишком высоки.
Инфразвук воспринимают кошки, собаки, киты. А дельфины, летучие мыши способны слышать ультразвуки. Инфразвук и ультразвукиспользуют в разных областях науки.
Мы можем различать высоту звука - его тон. Чем больше звуковые волны по размаху, тем громче звук (рис.3).
Рис.3.
На практике громкость измеряют в децибелах.
10 дБ - шепот;
20-30 дБ - норма шума в жилых помещениях;
40 дБ - тихий разговор;
50 дБ - разговор средней громкости;
70 дБ - шум пишущей машинки;
80 дБ - шум работающего двигателя грузового автомобиля;
100 дБ - громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 м;
120 дБ - шум работающего трактора на расстоянии 1 м;
130 дБ - порог болевого ощущения.
Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже нагрузка. Непрерывный шум постепенно разрушает здоровье. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и становится раздражительным, забывчивым, чаще страдает от слабости и головокружения. Вот почему педагоги призывают нас не шуметь в школе - интернате и вести себя спокойно.

Экспериментальная часть
Эксперименты.

Я проделал несложные опыты, чтобы лучше понять - что же такое звук?
Эксперимент № 1- «Как возникает звук?»
Цель: понять причину возникновения звука.
Материал: Длинная линейка, натянутая струна, наше горло.
Один конец линейки прижимается к столу, а за свободный конец дергаем - возникает звук. Выясняем, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется). Если коснутся линейки рукой-дрожание останавливается (звук прекращается).
Затем я рассматривал натянутую струну и выяснил, как заставить ее звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала), а потом остановить ее звучание, зажав рукой или каким-нибудь предметом).
Я прикладывал руку к горлу и говорил - мое горло дрожало.
Линейка, струна, горло дрожали и заставляли дрожать воздух вокруг себя. Эти колебания воздуха достигли моих ушей, и я услышал звуки.
Вывод: звук - это колебания, которые распространяются пространстве.
Эксперимент № 2- «Звук передается в разных средах»
Цель: доказать, что звук распространяется в разных средах.
Опыт первый.
Для этого опыта нужна нить и стаканчики, например, из-под катыка или ряженки. На дне стаканчиков мы сделали маленькое отверстие. Продели через них нитку и завязали внутри стаканчика узел, что бы нитка не выскользнула. То есть через стаканчики прошла длинная нить.Для демонстрации этого опыта нужно два человека.
Каждый взял по стаканчику и отошел друг от друга подальше, чтобы нитка натянулась. Один из насчто-нибудь прошептал в свой стаканчик, а другой услышал это в своем стаканчике.
Вывод: Звук передается через нитку.
Опыт второй.
Один из нас стучал по трубам в классе, другой слушал в соседнем классе.
Второй участник эксперимента слышал стук.
Вывод: Звук распространяется в металлах, то есть в твердых предметах.
Опыт третий.
Один участник эксперимента приложил ухо к стенке банки, наполненной водой, другой услышал всплеск брошенного в нее камушка. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, можно услышать голоса людей на берегу.
Вывод: звук распространяется в воде, то есть в жидкостях.
Вывод по эксперименту №2: Звук распространяется в твердой, жидкой, газообразной среде.
Эксперимент № 3 - «Можно ли увидеть звук?»
Опыт первый. Я натянул полиэтиленовый пакет на глубокую чашку как можно туже, а сверху на него насыпал сахарный песок. Поднес металлическую кастрюлю к чашке и ударил несколько раз в него металлической крышкой. Частицы сахара начинают подпрыгивать.
Опыт второй. Я привязал нитку к кусочку бумаги. Поднес её к колонкам и включил громко музыку. Листочек задрожал от колебаний воздуха.
Вывод по эксперименту 3:Звуковая волна заставила подняться крупинки сахара и изменить свое положение на пленке, также звуковая волна заставила дрожать листочек бумаги. Сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн.
Эксперимент № 4- характеристики звука.
Опыт первый. Звучащая бутылка.
Нужно взять бутылку и подуть в горлышко. Слышится низкий звук. Если наполнить водой бутылку до половины и еще раз подуть, то звук станет более высоким. Это значит, что «сыграна» другая музыкальная нота. Когда я дую через горлышко бутылки, воздух внутри бутылки начинает вибрировать, и появляется звук. Чем больше высота столба воздуха в бутылке, тем ниже получается звук, который можно из неё «выдуть».
Опыт второй. Как усилить звук?
Нужно взять маленький колокольчик и колокольчик побольше. Затем ударить по маленькому колокольчику деревянным молоточком. Колеблющийся колокольчик тоненько зазвенит. Если взять колокольчик побольше, то и звон будет погроме и пониже. Такой звук получается потому, что под большим колокольчиком заключен больший объем воздуха, который начинает вибрировать после удара. Больше воздуха - больше звуковых волн, и звук громче.
Опыт третий.
Приложить руку к горлу и произнести звуки Б, Р, Л, Н, Д, Г. Голосовые звуки дрожат, вибрируют, звуки получаются звонкие.
Приложить руку к горлу и произнести звуки П, Т, С, Ц, К. Голосовые звуки не дрожат, не вибрируют, звуки получаются глухие.
Выводы по эксперименту №4: звуки могут быть разной высоты: высокие - низкие; звуки могут быть иметь разную силу звучания громкие - тихие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие.

Опрос
Чтобы выяснить, как шум влияет на самочувствие людей, я провел опрос среди наших педагогов. Я подготовил таблицу с вопросами и попросил сотрудников школы отметить один пункт таблицы 3.
Таблица 3
Влияние шума на самочувствие человека
Ваш ответ
1 Длительный шум не влияет на мое самочувствие
2 Длительный шум полезен для моего здоровья
3 Длительный шум вреден для моего здоровья

Выводы по проведенному опросу: в опросе участвовало 29 сотрудника школы. Из них 2 человека ответили, чтодлительный шум не влияет на их самочувствие; 27 человек считают, что длительный шум вреден для их здоровья. Большинство педагогов устают от длительного шума, у них болит голова, они чувствуют себя утомленными. Таким образом, подтвердилось мнение ученых о том, что непрерывный шум постепенно разрушает здоровье.

Практическая часть
Я решил сам приготовить из различных подручных материалов несложные музыкальные инструменты. Шумелки можно сделать из бутылочки или баночки из-под "Киндер- сюрприза",наполнив их любой крупой. Положите в каждый контейнер разные наполнители, чтобы звук был разным.
Погремушки изготовил из картона от скотча, вставил в нижнее отверстие фломастер или ручку. Внутрь насыпаются бусы, горох, мелкие камушки и другие предметы. Оклеил погремушки цветной бумагой.
В длинную трубку (у меня от пищевой фольги 46 см) я насыпал крупу. После насыпания наполнителя оба торца трубы заклеиваются.

Заключение
Таким образом, при сборе информации и проведенных экспериментах я выяснил, что звук - это вибрация. И источники звука - предметы, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют. Моягипотеза подтвердилась.
В ходе своей работы я узналмного интересного и нового о звуке.
Опытным путем мы определили, что сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн.
Звуки могут быть разной высоты: высокие - низкие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие; звуки могут быть иметь разную силу звучания: громкие - тихие. Оказывается, есть звуки, которые человек не слышит. Человек способен уловить звук с частотой от 16 до 20000 Гц. Звук с частотой ниже 16 Гц. называется инфразвуком, а с частотой выше 20000 Гц. - ультразвуком.
Оказывается, что звуком измеряют глубину моря, сваривают металл, сверлят стекло, лечат людей, даже стирают белье.
Сильный звук может повредить слух. Непрерывная шумовая нагрузка постепенно разрушает здоровье.
Мне было очень интересно заниматься моим исследованием.
Я буду использовать полученные знания в дальнейшей учебе, постараюсь лучше учиться по физике в 10 классе.
Изготовленные мной шумелки, трещотки помогут учителям - логопедам заниматься с другими детьми, развивать их слух. Эти самодельные музыкальные инструменты можно использовать на наших концертах и мероприятиях.
Эта тема была интересной и мне хотелось бы больше узнать о звуках речи.

Как научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, постановка звука с, видео — демонстрация простых и доступных способов постановки звука с, песенки со звуком с.

Многие дети ошибочно произносят трудный для них звук С и другие свистящие звуки (сь. з, зь, ц). Они могут пропускать этот звук или заменять его на другие звуки.
В норме речевого развития к пяти годам дети правильно произносят все звуки родного язык а (за исключением, может быть, звука р, который может появиться чуть позже – в 5,5 лет). Но сейчас редко кто из детей достигает этой нормы. В чем причина?
1. Раньше в каждом детском саду с трех лет и до выпуска из детского сада регулярно проводилась артикуляционная гимнастика со всеми детьми до завтрака, а вечером – индивидуальные упражнения с детьми, которые затрудняются в звукопроизношении. И это делал не логопед, а самый обычный обученный воспитатель! И это были не единичные комплексы, упражнения и игры, а строго обоснованная система обучения речи и произношению звуков. Потому что без системы задачи не решить. Сейчас это уже история, и редко где можно встретить так четко и последовательно выстроенную систему работы воспитателя по звукопроизношению с малышами. Наверное, именно поэтому у современных детей больше проблем с речью.
2. Сейчас намного меньше внимания родители обращают на речь малышей. Часто от ребенка требуют лишь показать что-то: «Где Сатурн? Где Юпитер? Где Эрмитаж?», а не умения выразить СВОИ мысли, СВОИ чувства. Очень часто я слышу: «Да какая разница как он говорит. Главное – понять его можно, и все!». Но ведь речь – это средство самовыражения, общения, познания. И от ее развития зависит успешность всех видов деятельности человека.

Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать?

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?
Как правильно, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте. А самое главное, что чтобы дать такой толчок совсем не нужно быть экспертом-специалистом! Нужно только знать точную технологию обучения малышей звукопроизношению и ее нюансы.
Для формирования у детей правильного произношения всех звуков родного языка в детских садах проводятся специальные занятия по звукопроизношению для всех детей (Примечание — даже не в логопедических детских садах, а в самых обычных садиках должны регулярно проводиться занятия по звукопроизношению). Если же таких занятий по каким-либо причинам нет, то и дома можно помочь малышу.
Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. И знаю многих воспитателей, которые умеют предупредить нарушения речи и помочь ребенку правильно заговорить и научиться выговаривать все звуки родной речи. Все мы в силах помочь малышу и подсказать ему правильный путь!
Но хочу предупредить:
Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то тех приемов, о которых я расскажу в этой статье, будет достаточно. И он обрадует и Вас, и себя вдруг появившимся в его речи правильным звуком с или з. И таких детей много! Останется лишь задача сделать правильное произношение звука автоматическим, т.е. автоматизировать правильное произношение данного звука.
Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.
Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам, т.к. они развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным, гибким, учат управлять им осознанно.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата , нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Первый этап. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.
В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.
Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять:

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.
Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение , то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.
Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения , то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.
Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.
Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.
Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.
Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Колечко. Губы в форме колечка.
Чередование: улыбка – колечко – трубочка.
Спокойное открывание и закрывание рта , губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование: язык широкий – язык узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.
Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.
Выполнение упражнения:
Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.

Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.
Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения:
Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.
Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.
На что надо обратить внимание:
Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.
Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.
Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения:
Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!
На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале:
Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.
Нижняя губа не должна подворачиваться.
Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.
Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.
Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Упражнение 5. Кто дальше загонит мяч?

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная.
Выполнение упражнения:
Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола.
На что надо обратить внимание:
Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы.
Щеки не надувать!
Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

Упражнение 6. Почистим зубы.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков.
Выполнение упражнения:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.
На что надо обратить внимание:
Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения.
При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.
При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.

Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)

Второй этап. Постановка звука.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть».
Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду).
Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука с.

При правильном произнесении звука с:
Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты),
Зубы сомкнуты,
Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху),
Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта),
Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух.
В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная ! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С?
Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс.
Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

До новых встреч!

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама