THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня в Государственном драматическом театре состоялось прощание с ушедшим из жизни писателем В.И. Беловым. Гражданская панихида началась в 8:00. По ее окончании, в 11:00, в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы прошло отпевание. Писатель, по своему желанию, высказанному при жизни, похоронен на родине, в деревне Тимониха.

Слово архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана в память о писателе опубликовано на сайте Вологодской епархии :

Ушел из жизни великий русский писатель Василий Иванович Белов. Это – тяжелая потеря не только для вологжан, для русской литературы; это большая утрата для всего нашего общества.

Мы, вологжане, воспринимаем как милость Божию, что Василий Иванович Белов именно на нашей земле жил и работал, именно вологодская деревня дала в его лице наследника и продолжателя традиций великой русской литературы. Его произведения «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы», эпопея «Год великого перелома» и роман «Всё впереди», его рассказы и публицистика, пьесы и киносценарии рассказывают о нашей жизни: так это мог видеть великий писатель, горячо любящий свою Родину. Большая часть произведений Василия Белова говорит о крестьянской жизни, которую он прекрасно знал и беззаветно любил; но его книги дороги не только вологодским крестьянам, не только жителям нашей страны. Книги Белова знают и любят во всем мире – во Франции и в Японии, в Испании и США… – потому, что в них говорится о людях с огромной любовью и неизмеримой глубиной понимания души человеческой. История Ивана Африкановича и его жены Катерины, героев «Привычного дела», трогает сердца жителей Токио и Сан-Франциско так же, как и земляков Белова – жителей Тимонихи. Узнавая вместе с Василием Беловым из очерков народной эстетики «Лад» о необыкновенно глубокой, красивой и гармоничной жизни русского крестьянства, читатели Белова глубже понимают и любят свою Родину.

Василий Белов любил своих земляков, свою родину, он старался понять основы русской национальной жизни. Эта любовь к России, её истории и героям, её фольклору и быту естественно привела писателя к Православию. В этом Василий Белов повторил путь таких выдающихся сынов России, как Александр Сергеевич Пушкин, Федор Михайлович Достоевский и многие другие. Люди большого таланта, незаурядного интеллекта не могут не прийти к вере, они понимают, что именно Православие придает настоящий смысл человеческой жизни – и не только в России. Это – путь любого трезвого, думающего человека.

Заинтересовавшись основами христианства, постепенно Василий Белов пришел в Церковь. Во многом его трудами и попечением был восстановлен Никольский Сохотский храм, что рядом с Тимонихой. Шаг за шагом Василий Иванович углублялся в церковную жизнь, стал православным христианином, регулярно прибегал к спасительным церковным Таинствам.

Для любого православного человека смерть – это переход в новую, вечную жизнь. Но для оставшихся на земле это и расставание с близким человеком, которое становится тяжким испытанием. Василий Иванович был дорог не только своим родным, не только коллегам по литературе. Он стал родным для всех, кто узнал и полюбил героев его книг.

Василий Иванович был лауреатом многих престижных литературных премий, имел немало заслуженных государственных наград, среди них – и награды Русской Православной Церкви.

В последние годы жизни Василий Иванович тяжело болел, по нездоровью он почти не участвовал в общественной жизни – но мы все помнили, что живет рядом с нами великий писатель, мудрый человек, горячий патриот, и молились о нем.

Молитвы не смолкают и сейчас, но теперь это молитвы об упокоении его души, о даровании рабу Божию Василию Царства Небесного. Да упокоит Всемилостивый Господь его душу в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Вечная память новопреставленному рабу Божию Василию!

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский МАКСИМИЛИАН

Архиепископ Максимилиан совершенно не похож на человека «не от мира сего». Он прекрасно водит автомобиль и отлично фотографирует (недавно его фотоработы выставлялись в ЧГУ). В курсе политических и экономических новостей.

И в то же время предельно жёсток, когда речь идет об основах Православия – его догматах и канонах.

Он – настоящий ортодокс. Не в нынешнем бытовом значении этого слова (человек косный и фанатичный), а в его древнем, исконном смысле. В переводе с древнегреческого ortodoxia означает «правильное знание». А Православие – это славянский эквивалент «ортодоксии».

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Александр Лазаренко). Родился в 1950 году в городе Фрунзе Киргизской ССР. Закончил Государственный центральный институт физической культуры. Мастер спорта по биатлону. Работал преподавателем физкультуры в Московском лесотехническом институте. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. С 10 апреля 1993 года возглавляет Вологодскую епархию.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ

– Вы родились в Средней Азии. Что-нибудь запомнилось из детских лет?

Мой отец, Павел Иванович Лазаренко, был архитектором, после войны его направили в Киргизию поднимать уровень архитектуры во Фрунзе. Воспоминания остались смутные: из окна были видны горы, помню арыки, в которых мы пускали кораблики. Когда весной расцветали тюльпаны, все вокруг становилось красным. Там я прожил четыре года, а потом отца вернули в Москву, в Госстрой СССР. Когда ехали в Москву поездом и проезжали реки, я спрашивал: «Почему такой большой арык?» Осели мы в ближнем Подмосковье, в поселке Челюскинский – это возле Мытищ. Там я окончил школу и техникум. В армию тоже оттуда пошел.

– Кем служили?

– Я попал в сержантскую школу под Псковом. Часть была ракетная, в ней я и отслужил два года инструктором. Увольнялся в звании старшего сержанта.

– А почему вы поступили в институт физической культуры?

– Мы жили рядом со знаменитым динамовским стрельбищем (на нем проходили соревнования по стрельбе Олимпиады–80). В армии я тоже неплохо стрелял. Стал в итоге заниматься биатлоном.

– Что-нибудь значительное выигрывали?

– В 1975 году я стал чемпионом Москвы, это – норма мастера спорта. С 1976 по 1979 год отработал в лесотехническом институте.

– Ну, а в церковь когда начали ходить? И почему?

– Это всё еще до армии началось. В армии укрепилось, после продолжилось постепенно. Не было так: сегодня ложусь спать неверующим, завтра просыпаюсь верующим. Просто юношей побывал в Троице-Сергиевой лавре, это меня сильно поразило... Сама лавра, пение... Встал вопрос: что, как и почему? Для меня открывалась духовная сторона жизни, о которой почти ничего не слышал и не читал. Тот же преподобный Иоанн Лествичник – какая там психология! Рассказано о движениях души, о том, как рождается и укрепляется мысль. Святые отцы разбирали все движения души. А мы что изучаем? Не душу, а тело.

– А что родители?

– Родители не были ни «за», ни «против». Тебе жить, выбирай сам – вот такое отношение было.

– С «органами» были проблемы?

– Меня не допекали. Один раз всего пригласили, поговорили. И после этого – ни конфликтов, ни контактов.

– Что потом?

– В 1979 году поступил в Московскую духовную семинарию, потом была академия. Девять лет нес различные послушания в Троице-Сергиевой лавре. 10 апреля 1993 года меня рукоположили в епископы. 28 апреля я ступил на вологодскую землю.

– Почему именно Вологда? Была ли возможность выбора?

– В Церкви почти как в армии. Там – приказ, здесь – благословение. Конечно, учитываются возможности человека, его состояние здоровья, возраст и прочее. Но... Как и приказ, благословение не обсуждается, а исполняется.

– В каком состоянии вы застали нашу епархию?

– В епархии в советское время было 17 действующих храмов, когда я пришел – уже более 50, Спасо-Прилуцкий монастырь открылся. Появилось Вологодское православное духовное училище. С кадрами было очень сложно. Проблема остается, но ситуация значительно улучшилась. И сейчас у нас больше 100 приходов.

– Есть ли планы строительства?

– Планы-то есть, возможностей нет. Трудно найти деньги.

ЗАПАД ИДЕТ К КРАХУ

– В сельской местности тоже не хватает церквей? Ведь есть деревни, где живет по пять-шесть человек. Как быть этим людям?

– Это проблема серьезная, как и вымирание деревни. Деревня в свое время была становым хребтом России, кузницей хороших людей. Человек с детства приучался к труду, к дисциплине, к порядку. В деревне каждый дорожил честью семьи, ведь все были на виду. Работали люди от зари до зари, хулиганить некогда было. А сейчас? Медучреждений в деревнях нет, школ нет, магазинов тоже нет. Люди уезжают.

– Давайте смотреть правде в глаза: прежнюю деревню уже никогда не восстановить.

– Конечно, как говорил философ, нельзя войти в одну реку дважды. Самое главное – суть русской деревни сохранить. Цивилизация несет не только блага, но и разрушение. Идет вырождение нации. Население России каждый год уменьшается на миллион человек. Раньше такое было? Не было. Давайте вспомним Московскую Русь, XV век. Территория – 50 тысяч квадратных километров, население – два миллиона человек. Через 400 лет территория возросла, по-моему, в 400 раз, а население – в 50 раз. Причем из этих 400 лет более половины прошли в состоянии войны. Сейчас живем тихо-мирно, но Вологодская область вымирает. В Чечне идет война, а население растет. В чем причина? Говорят, экономика. Что, в Чечне лучше экономика? В Западной Европе прекрасная экономическая ситуация, но идет убыль населения.

Я думаю, все дело в духовности. Мы сейчас насаждаем идеологию западной цивилизации, которая, по мнению многих видных мыслителей, идет к своему краху и гибели. Назову несколько признаков этого. Отсутствие творческого труда. Сейчас на Западе нет таких выдающихся и ярких личностей, которые были в средние века и в эпоху Возрождения. Там, как и у нас, идет вырождение коренного населения, а количество приезжих – особенно из арабских стран – увеличивается. Растет наркомания, люди утрачивают смысл жизни.

– Но как этому противостоять? Снова закрывать границы?

– Вопрос в том, чего мы хотим. Если хотим в западную цивилизацию войти – противостоять не надо. Если свою желаем сохранить – тогда надо ставить какое-то сито, перенимать только то, что нам полезно.

Если на нас идет такой мощный идеологический вал, что мы можем противопоставить? Только другую идеологию, духовность. Человек состоит из тела и души. Надо дать им соответствующую пищу, соответствующие воспитание и образование.

СПАСАЕТСЯ СМИРЕННЫЙ

– Есть такое мнение, что даже Православная Церковь сегодня проигрывает идеологическую борьбу другим религиям, сектам. Может быть, слишком мало внимания уделяется миссионерству, проповедничеству?

– Мы это делаем в меру наших сил и возможностей. У нас эти возможности ограничены. Секты, судя по всему, получают большую материальную поддержку извне. Вопрос – кто и зачем их финансирует? Против Русской Православной Церкви сейчас ведется настоящая война. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорил, что на Западе есть мощные центры, где работают высокооплачиваемые и высококвалифицированные специалисты. Их задача – расколоть нашу Церковь. Вспомним навязанную нам полемику вокруг ИНН, сейчас поднимается вопрос о канонизации Ивана Грозного и Распутина.

– Разве все это подбрасывается извне?

–Так считает профессор Осипов. Ведь с Распутиным всегда и все было ясно. Факты говорят о том, что это была темная личность. А из него с помощью передергивания фактов и подлога информации пытаются сделать святого. ИНН – какая это печать антихриста, если нет самого антихриста?! Принял человек ИНН – что у него изменилось: образ мыслей, поведение?.. У монастырей есть свой ИНН, ну и что?

– Если за противником стоят большие деньги, значит, это война заведомо проигрышная?

– Но ведь не всё решают деньги. В Великую Отечественную войну тоже всё было против нас. Я спрашивал у профессиональных военных: почему немцы так и не сумели взять Ленинград? Они не смогли ответить.

– И все же, возвращаясь к теме, надо ли больше миссионерствовать, проповедовать?

– Как говорится в Писании, «врачу, исцелися сам». Нужно начинать с себя. Себя сначала надо переделать, себя надо очистить. Образовывать должны образованные, врачевать – уврачеванные, очищать – очищенные. Если мы не будем стремиться жить в соответствии с Евангелием, нам скажут: слова у вас красивые, но мы знаем, как вы живете на самом деле. Православие труднее и сложнее секты. Оно требует большой работы над собой. Сейчас идет Великий пост. Хочется чего-то вкусненького, а ты должен отказать себе. Хочется поругаться или осудить кого-то, а ты не делай этого. Не хочется прощать, а ты прости. Всё это очень тяжело, а секта этого не требует.

– Люди вообще обычно предпочитают простые решения.

– Вот и говорят: ты только верь – и всё, больше ничего не нужно. Но вера должна проявляться в реальных делах. Надо заповеди исполнять. Мы все поражены грехом, греховными желаниями, слабостями. С ними нужно бороться. Как в спорте: там же надо бороться за победу. Как в медицине: чтобы вылечиться, нужно сначала осознать, что ты болен, чтобы врач поставил диагноз и назначил курс лечения. А если я считаю себя здоровым, мне никакого Бога не надо. Спаситель кому нужен? Тому, кто попал в беду, кто осознал это. К сожалению, в духовном плане мы считаем, что с нами все в порядке.

– Кому легче спастись: мирянину, священнику, монаху?

– Тому, у кого больше смирения. Это – основа основ. Нет смирения – какие бы духовные подвиги человек ни совершал, все бесполезно. Есть смирение – оно покроет все грехи.

1225

В рабочем кабинете архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана стоят фотографии с видами Вологды, а в шкафу пакет с логотипом «Северстали». Три года назад, после 20 лет руководства Вологодской епархией, он уехал в Калужскую область к новому месту службы. Но в речи владыки Максимилиана нет-нет да промелькнет знакомое оканье.

- Владыка, Песоченская епархия меньше Вологодской?

Да, и существенно. Эта епархия - новая, образованная три с половиной года назад. Здесь 35 приходов при 20 священниках. Центром является калужский город Киров, где проживают 30 тысяч человек. До 1936 года он именовался Песочней, отсюда и название епархии. Сейчас на территории Кирова строится новый храм, а в близлежащем Мосальском районе ведется восстановление Свято-Успенского Ферапонтова монастыря. На калужской земле, как и на Вологодчине, живут хорошие и душевные люди, встретили здесь меня замечательно, митрополит Климент и местные власти всячески поддерживают. Год назад епархиальное управление переехало в новое двухэтажное здание, которое первоначально использовалось одной из федеральных структур. Вопрос с нашим переездом решался на самом высоком уровне - калужский губернатор выходил на Германа Грефа, а по церковной линии митрополит Калужский и Боровский Климент общался по этому поводу с Патриархом Кириллом.

- Покинув Вологду, вы ведь в ней так ни разу больше и не были?

Не был, так как не хочется бередить себе душу. Не стану скрывать - отъезд из Вологодской епархии мне дался очень тяжело. Но Бог есть и в Вологде, и в Калуге, и в Кирове. Тем более что связей с областью я не теряю: в Вологде, Череповце и других городах у меня по-прежнему много друзей. Звонят, иногда приезжают, новостями делятся. Говорят, что в финансовом плане Вологодчине сейчас приходится непросто. Но с Божьей помощью, думаю, все наладится. И в области, и в стране. Но для этого надо больше не о деньгах думать, а о жизни людей, об их нравственности, о борьбе с дурными привычками и слабостями.

Так считают и многие думающие светские люди, например, академик Никита Николаевич Моисеев. Специально его слова записал: «Нельзя математически решить проблемы социально-политического развития страны… Смысл жизни мы часто подменяем смыслом труда. Но надо не только экономику налаживать, надо решать задачу улучшения жизни народа. Экономический эффект тогда придет сам собой». Кстати, знаете, откуда я взял эту цитату?

- Наверное, из экономической книги?

Нет, это из газеты «Красный Север» за 7 апреля 2005 года, 15-я страница. В вашей газете много всего интересного печаталось, не зря она стала для меня своеобразным другом на долгие годы. В 1993-м, когда я только приехал в Вологодскую епархию, первыми журналистами, с кем довелось пообщаться, стали Наталия Серова и Андрей Сальников из «Красного Севера». Потом мы с редакцией договорились, что станем совместно выпускать православную страницу в газете. Очень часто приходилось встречаться с бывшим редактором «КС» Евгением Некрасовым - только самые хорошие воспоминания о нем сохранились, а потом мы стали плотно с Андреем Сальниковым работать. Он и в «Красном Севере» православную страницу вел, и нашу епархиальную газету «Благовестник» помогал выпускать.

Наша справка

Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) родился в 1950 году в городе Фрунзе. После окончания механического техникума работал в подмосковном конструкторском бюро экспериментального машиностроения, проходил срочную службу в ракетных войсках и был демобилизован в звании старшего сержанта. В 1976-м с отличием окончил Центральный институт физической культуры. После окончания срока отработки поступил в Московскую духовную семинарию, а затем и в духовную академию. В феврале 1993 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским. С мая 2014-го назначен управлять Песоченской епархией, входящей в состав Калужской митрополии.

- Многие помнят вас не только как архиепископа Вологодского и Велико-устюжского, но и как талантливого фото-художника, пейзажные и портретные снимки которого регулярно появлялись на страницах как «КС», так и выходящего одно время «при газете» литературного журнала «Лад». Особенно запомнилась подборка ваших фотографий с зубрами, запечатленными на севере Усть-Кубинского района.

А мне самому из опубликованных в газете больше всего другая фотография нравится - портрет Василия Белова. Василий Иванович не очень любил фотографироваться и часто на снимках «зажатым» получался. А тут, во время нашей беседы, когда я на кнопку затвора нажимал, он увлекся немного и остался самим собой. Поэтому фотография получилась естественной, передающей характер Белова. Добавлю, что опубликованные на страницах «Красного Севера» материалы о православии я собственноручно ножницами выстригал из газетных листов и собирал в отдельные папки для архива епархиального управления. Надеюсь, они все еще там и хранятся. Подлинники же всех своих фотографий я перед отъездом передал на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь, предварительно рассортировав снимки по тематическим альбомам.

- Нескромный вопрос - а гонорары за газетные публикации и фотографии вы получали?

Не помню такого, но я не в обиде. Все-таки в первую очередь я архиерей, а уже потом фотограф-любитель. К слову, мои фотографии печатались и в других областных газетах. Ведь был период, когда в Вологде выходили и «Русский Север», и «Губернские новости». Но так получилось, что именно с «Красным Севером» мы всегда сотрудничали более плотно и плодотворно. Я ведь вашу газету узнал задолго до того, как приехал управлять епархией.

- Интересно, как?

Первый раз я оказался на вологодской земле еще студентом духовной семинарии - очень уж хотелось Ферапонтов монастырь посмотреть. Добрались - а внутри храмового комплекса строительные леса, реконструкция идет, а по этим самым лесам мужчина колоритный ходит с женой и детьми, что-то на древних стенах рассматривает. Познакомились. Оказалось, что это писатель и публицист Роберт Балакшин. Ну а потом я почти каждое лето в Ферапонтово приезжал, с людьми общался и газету «Красный Север» тоже видел.

Родился 9 ноября 1950 г. в семье архитектора в г. Фрунзе, Киргизия.В 1966 г. поступил в Калининградский (Московская обл., ныне г. Королев) механический техникум. По окончании техникума была присвоена квалификация техника-механика. В 1970 г. по распределению работал в ЦКБ на заводе экспериментального машиностроения в г. Калининграде (Московская область) в должности конструктора III категории.В мае 1970 г. был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Проходил службу в ракетных войсках на должностях рядового и сержантского состава. Уволен в запас в мае 1972 г. в звании старшего сержанта.В 1972 г. поступил в Центральный институт физической культуры г. Москвы. В 1976 г. с отличием окончил институт по специальности физическая культура и спорт, с присвоением квалификации преподавателя физического воспитания. По распределению был направлен в Московский лесотехнический институт на должность преподавателя.В 1979 г. по окончании срока отработки уволился по собственному желанию и поступил во второй класс Московской духовной семинарии.В 1982 г. был зачислен на первый курс Московской духовной академии , которую окончил в 1986 г. В период обучения нес послушания в студенческом и братском хоре, а также послушание иподиакона у Святейшего Патриарха Пимена .В октябре 1984 г. принят послушником в братию Свято-Троице-Сергиевой лавры .26 декабря 1984 г. пострижен в монашество.2 февраля 1985 г. рукоположен в сан иеродиакона, 10 марта - в сан иеромонаха митрополитом Серапионом в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира.4 апреля 1987 г. возведен в сан игумена.В Троице-Сергиевой лавре нес послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе.22 февраля 1993 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским. 7 апреля 1993 г. в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита. 10 апреля 1993 г. в Богоявленском соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий II. 24 февраля 2004 г. возведен в сан архиепископа.Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 94) утвержден в должности настоятеля (игумена) Кирилло-Белозерского мужского монастыря г. Кириллова Вологодской области и Спасо-Прилуцкого мужского монастыря г. Вологды. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Песоченским и Юхновским (Калужская митрополия). Образование: 1982 г. - Московская духовная семинария. 1986 г. - Московская духовная академия. Епархия: Песоченская епархия

(Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

  • Таинства суть орудия спасения в сем веке. Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.

  • Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками. Епархиальная газета «Благовестник». № 9-10. 2004 г.

  • Покаяние определяется мерой смирения. Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2005 г.

  • Святоотеческое учение о послушании. Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г.

  • Проповедовать Христа словом и делом (беседа). Епархиальная газета «Благовестник». № 11. 2003 г.

  • Считаю себя вологжанином (беседа). Вологодская областная газета «Красный Север». 09.04.2003 г.

  • Тонкий яд злословия. Епархиальная газета «Благовестник». № 11-12. 2003 г.

  • Епископ северной Фиваиды (беседа). Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2003 г.

  • «Красный Север» - любимая газета вологжан. Вологодская областная газета «Красный Север». 31.01.2004 г.

  • Бороться с сорняками духовными. Вологодская областная газета «Красный Север». 21.02.2004 г.

  • Отворите сердца добру. Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2004 г.

  • Обращение к участникам VIII Димитриевских чтений. Епархиальная газета «Благовестник». № 4-5. 2004 г.

  • Они показывают, как быть счастливыми. Вологодская областная газета «Красный Север». 19.06.2004 г.

  • Святые показывают нам, как быть счастливыми. Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.

  • Строить жизнь на началах любви (Об Архирейском Соборе 2004 года). Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2004 г.

  • Святыня возвращается на Вологодчину (беседа). Вологодская областная газета «Красный Север». 17.11.2004 г.

  • Позицию «Красного Севера» поддерживаю. Вологодская областная газета «Красный Север». 22.11.2004 г.

  • Церковь и защита Отечества. Вологодская областная газета «Красный Север». 24.02.2005 г.

  • Что мы выбираем: благословение или проклятие? (Доклад на IX Димитриевских чтениях 03.03.2005 г.). Вологодская областная газета «Красный Север». 17.03.2005 г.

  • Милостыня есть искусство. Вологодская областная газета «Красный Север». 19.05.2005 г.

  • Разделение грозит гибелью. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.

  • Обращение в связи с празднованием Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства. Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.

Награды:

Церковные:

  • 2013 г. - орден свт. Макария Московского II ст.;

  • 2010 г. - орден свт. Иннокентия Московского II ст.;

  • Поводом к публикации стала очередная опечатка на сайте Песоченской епархии - таковых там в последнее время довольно много.

    «По официальному сообщению Песочненской епархии в г. Кирове (райцентр Калужской области) был "остужен молебен" , - пишет скандально известный дьякон Андрей Кураев (сам допуская опечатку в названии епархии). - Остужен молебен. Понятно, что эта очепятка не более чем повод для улыбки. Но на сайт епархии стоит зайти - чтобы увидеть бедность иконостаса в кафедральном соборе, бедность облачения на владыке Максимилиане (в Москве из таких тканей шьют стихари пономарям). И как в светской жизни России вовсе не везде царит московский достаток, так и в церковной жизни».

    Этот пост Кураева вызвал бурные обсуждения в ЖЖ. Внимание блогеров привлекла тема скромности в одеяниях песоченского владыки и малограмотность епархиальных пресс-секретарей.

    «"дан Крест", Кому дан, зачем дан, после чего дан? Похоже у них нет даже журналиста. Кажется реформа епархиального управления не принесла ожидавшегося оживления епархиальной жизни в провинциях. Скорее наоборот, отдаленные уголки, оторванные от единого центра, стали еще больше хиреть», - считает Антон Павлов.

    «хочется поговорить и поразмышлять о духовном, подобие которого нашлось только в г.Кирове... А опечатка, как причина для публикации... З.Ы. Собираем вещи, и все едем в Киров, смотреть на аскетику и духовность....потому что, ближе, ничего подходящего, нет...», - предлагает yuzhnyi.

    «У владыки и в Вологде все было очень-очень скромно. Все облачения простые. Панагии как у старообрядцев. Литые, без украшений. Ходил в старых застиранных подрясниках. По городу сам, зачастую за рулем ездил. Заправлялся сам.)» - рассказывает pyccku_inok.

    «От скромности вл. Максимилиана особого толку не было в Вологодской епархии, и вряд ли будет в Песоченской. Т.к. вся эта внешняя благочестивая форма сопровождалась, например, дикими и опустошительными для церковной жизни разгонами, которые Его Высокопреосвященство устраивал священникам и целым приходам. В результате состояние предыдущей кафедры владыки в целом было весьма плачевным, вплоть до недавнего назначения в Вологду епископа Игнатия и заслуженного (по итогам многолетней деятельности) перевода вл. Максимилиана в районную епархию», - возражает Василий Гуньков.

    «Это понятно, не все же пришли в Церковь за длинным рублем. Есть масса порядочных священников, большинство. Наверно про большинство порядочных епископов уже не скажешь», - полагает dzhon_konor.

    «Архиерей-аскет? Большая редкость в нонешнее время. Одно это уже заслуживает уважения. Лишь бы только не как в поговорке: "Съедает в день одну просфорку и одним попом закусывает"», - думает pop_tuberozov.

    «Так надо жирных кировских атеистичных свиней по настоящему доить.....забыли твари Бога..так матушка дыба и батенька ФСБ им напомнить...на б*ядей деньги есть а а иконостас нет...((((», - резко высказывается deonnisi, на что тут же получает ответ indjohe: «...вы бы в Киров с этой речью с"ездили...заодно б вас и отпели...».

    «А как может быть иначе: была Калужская епархия с Кафедральным Троицким храмом в самой Калуге, а теперь (с конца прошлого года) это всё обозвали Митрополией и поделили на три(!) епархии. В Калуге то не все храмы расписаны и иконы в типографски-плёночном варианте (видимо, повсюду так: с иконописцами напряжёнка), а что желать от районных центров, если нет богатеев-москвичей-спонсоров. И аскетизм владыки Максимилиана тут ни при чём (он всего несколько месяцев как прибыл к месту теперешнего своего служения), хотя вполне похвален(как, впрочем, и аскетизм самого митрополита Климента), а вот реформаторство патриарха -- выше всяких похвал!», - считает 4e_pi_go.

    «Запомнился мне Максимилиан одним случаем. У нас архиерейская начиналась,- встреча архиерея, то сё, дьякона бегают как тараканы, иподьякона злобствуют и рычат на попов. Попы белые, без конца поправляют камилавки, даже благочинный волчком кружится. И вот заходит в алтарь какой-то худой высокий монах, коричневый подрясник старый (или серый,не помню), некоторые на него машинально оглянулись, типа, что за...?! какого он тут ходит, кто пустил? Поклонился престолу, поклонился присутствующим, немножко постоял и вышел. Потом один из иподьяконов у другого спрашивает-это знаешь кто был?- Кто?- Вологодский Максимилиан! Да?! Умный такой дядька, живой. Может подколоть. От нашего как небо от земли», - вспоминает аноним.

    «Вот норма и стала исключением.... А как же Апо́стольское прее́мство? Правда прихожане тоже мягко говоря уже "не те"», - критично настроен orthodox_plan.

    «Владыка он, наверное, хороший. Фотографии, например, замечательные у него получаются. Но и нареканий о его деятельности, когда он был епископом Вологодским, я тоже слышал немало. Началось все с того, что владыка фактически запретил Леушинские стояния не только у себя в епархии, но и у соседей. Фактически преследовал Леушинскую икону Божией Матери. История получилась очень грязная. Потом разговоре с одной вологжанкой выяснилось, что владыка вообще не поощряет никакой общественной и просветительской деятельности вне стен храма. Никаких Крестных ходов, никаких "сборищ", воскресных школ. Храмы новые не строились, священников не рукополагали. Любые благие начинания зарубались на корню. Сейчас, при новом владыке, там забурлила жизнь. С другой стороны, рискну предположить, в его епархии не царила атмосфера всяческих поборов и стяжательства. Потому что почти везде преследуется генеральная линия партии: больше храмов -> больше монастырей -> больше денег. Может быть, поэтому владыка не стал митрополитом», - думает lex_grant.

    «Хорошо у вл. Максимилиана получаются только фотографии. С остальным по крайней мере до назначения в Песоченскую епархию были большие проблемы. Показательно, что простые прихожане в бытность его в Вологде говорили, что архиерей в епархиальной жизни если и участвует, то заочно, а сам ползает где-то в стороне с фотоаппаратом (и не далеки люди были от истины). Но деньги очень любил Его Высокопреосвященство, при всей внешней скромности. После приезда на кафедру в 1993 году Максимилиан сразу разослал по приходам письмо, в котором указывалось: "Ваш епархиальный взнос составляет столько-то". Нет чтобы поздороваться для начала, так сразу о деньгах. Сей случай весьма показателен, и в дальнейшем свою заинтересованность почти исключительно в деньгах (надо же выставки фоторабот финансировать,и пусть для этого загибается вся епархия) он постоянно подтверждал», - полагает Василий Гуньков.

    «Замечательная епархия. "Бедность" украшает христианскую церковь. Особенно в наше время», - уверен velin_dan.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама