THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ЛОКК ДЖОН (англ. John Locke) - английский фи-ло-соф и по-ли-тический мыс-ли-тель.

Вос-пи-ты-вал-ся в пу-ри-тан-ской се-мье юри-ста. Учил-ся в Вест-мин-стер-ской шко-ле (1646-1652), в кол-лед-же Крайст-черч Окс-форд-ско-го универ-си-тета (1652-1656), где за-тем пре-по-да-вал греческий язык, ри-то-ри-ку и мо-раль-ную фи-ло-со-фию. Од-но-вре-мен-но за-ни-мал-ся ес-те-ст-во-зна-ни-ем, по-мо-гал Р. Бой-лю в его хи-мических экс-пе-ри-мен-тах, про-во-дил ме-тео-ро-ло-гические на-блю-де-ния и изу-чал ме-ди-ци-ну.

В 1668 году из-бран чле-ном Лон-дон-ско-го ко-ро-лев-ско-го общества. В 1667 году Локк ос-та-вил кол-ледж, став ком-пань-о-ном и до-маш-ним вра-чом лор-да Ан-то-ни Эш-ли Ку-пе-ра (бу-ду-ще-го 1-го гра-фа Шеф-тс-бе-ри), од-но-го из ли-де-ров оп-по-зиции ре-жи-му Рес-тав-ра-ции. Ко-гда Ан-то-ни Эш-ли по-сле не-удав-ше-го-ся ан-ти-пра-ви-тельственного за-го-во-ра бе-жал в Гол-лан-дию, Локк так-же был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать (1683).

В Гол-лан-дии, где Локк сбли-зил-ся с кру-гом прин-ца Виль-гель-ма Оран-ско-го, он за-кон-чил ра-бо-ту над сво-им глав-ным фи-лософским сочинением «Опыт о че-ло-ве-че-ском ра-зу-ме-нии» («An essay concerning human un-der-standing», 1690, русский перевод 1898, 1985), из-дал ано-ним-но «По-сла-ние о ве-ро-тер-пи-мо-сти» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988), под-го-то-вил фун-даментальный труд по по-ли-тической фи-ло-со-фии «Два трак-та-та о прав-ле-нии» («Two treatises of government», 1690, русский перевод 1988).

В «Опы-те о че-ло-ве-че-ском ра-зу-ме-нии», над ко-то-рым Локк ра-бо-тал около 20 лет, он из-ло-жил сис-те-му эм-пи-рической фи-ло-со-фии, од-ной из главных за-дач ко-то-рой бы-ло до-ка-зать не-ос-но-ва-тель-ность до-пу-ще-ния в по-зна-нии каких-либо умо-зри-тель-ных пред-по-сы-лок и вме-сте с тем не-воз-мож-ность ме-та-фи-зи-ки, за-ни-маю-щей-ся транс-цен-дент-ны-ми про-бле-ма-ми. В свя-зи с этим Локк про-ти-вопос-та-вил свою кон-цеп-цию воз-зре-ни-ям кар-те-зи-ан-ст-ва, кем-бридж-ских пла-то-ни-ков и уни-вер-си-тет-ской схо-ла-стической фи-ло-со-фии. По Локку, не су-ще-ст-ву-ет ни-ка-ких вро-ж-дён-ных идей и прин-ци-пов - ни тео-ре-ти-че-ских, ни прак-ти-че-ских, вклю-чая идею Бо-га. Всё че-ло-ве-че-ское зна-ние про-ис-те-ка-ет из чув-ст-вен-но-го опы-та - внеш-не-го (ощу-ще-ния) и внут-рен-не-го (реф-лек-сии). В ос-но-ве зна-ния ле-жат про-стые идеи, чув-ст-вен-ные об-ра-зы, воз-бу-ж-дае-мые в уме различными ка-че-ст-ва-ми ве-щей - пер-вич-ны-ми, с ко-то-ры-ми эти идеи сход-ны (про-тя-жён-ность, фи-гу-ра, плот-ность, дви-же-ние), или вто-рич-ны-ми, с ко-то-ры-ми идеи не сход-ны (цвет, звук, за-пах, вкус). По-сред-ст-вом при-су-щей уму спо-соб-но-сти со-еди-не-ния, со-пос-тав-ле-ния и аб-ст-ра-ги-ро-ва-ния из про-стых идей об-ра-зу-ют-ся слож-ные и об-щие идеи. Есть идеи яс-ные и смут-ные, ре-аль-ные и фан-та-сти-че-ские, аде-к-ват-ные сво-им про-об-ра-зам и не-аде-к-ват-ные. По-зна-ние ис-тин-но, ес-ли идеи и их со-еди-не-ния или обо-зна-чаю-щие их зна-ки со-об-раз-ны обо-зна-чае-мым ими объ-ек-там. Зна-ние бы-ва-ет ин-туи-тив-ное (са-мо-оче-вид-ных ис-тин, на-ше-го собственного су-ще-ст-во-ва-ния), де-мон-ст-ра-тив-ное (по-ло-же-ний ма-те-ма-ти-ки, эти-ки, бы-тия Бо-га) и сен-си-тив-ное (су-ще-ст-во-ва-ния еди-нич-ных ве-щей). В «Опы-те…» рас-смат-ри-ва-ют-ся ос-но-ва-ния и сте-пе-ни ве-ро-ят-но-го зна-ния, а так-же при-ро-да и ос-но-ва-ния ве-ры, или мне-ния, при этом эпи-сте-мо-ло-гия Локка за-час-тую об-ре-та-ет чер-ты пси-хо-ло-гии соз-на-ния.

«По-сла-нию о ве-ро-тер-пи-мо-сти» пред-ше-ст-во-ва-ли ос-тав-шие-ся в ру-ко-пи-сях «Опыт о ве-ро-тер-пи-мо-сти» и «За-щи-та нон-кон-фор-миз-ма». В «По-сла-нии...» Локка вы-ска-зал взгляд на сво-бо-ду со-вес-ти как на не-отъ-ем-ле-мое пра-во ка-ж-до-го че-ло-ве-ка. Пра-во вы-бо-ра и ис-по-ве-да-ния ре-ли-гии со-от-вет-ст-ву-ет ин-те-ре-сам и сво-бо-де лю-дей и по-это-му долж-но быть при-зна-но го-су-дар-ст-вом, юрис-дик-ция ко-то-ро-го про-сти-ра-ет-ся толь-ко на их гражданские пра-ва. Сво-бо-да со-вес-ти от-ве-ча-ет и ин-те-ре-сам ис-тин-ной Церк-ви, ко-то-рая в сво-ей дея-тель-но-сти не мо-жет ру-ко-во-дство-вать-ся на-си-ли-ем. Од-на-ко ве-ро-тер-пи-мость не мо-жет рас-про-стра-нять-ся на тех, кто всту-па-ет в про-ти-во-ре-чие с за-ко-на-ми го-су-дар-ст-ва и мо-раль-ны-ми нор-ма-ми об-ще-ст-ва, кто сам не-тер-пим в во-про-сах ре-ли-гии или ис-поль-зу-ет её для по-лу-че-ния при-ви-ле-гий и кто во-об-ще от-ри-ца-ет су-ще-ст-во-ва-ние Бо-га. «По-сла-ние...» со-дер-жа-ло тре-бо-ва-ние пре-дос-тав-ле-ния ре-лиг. об-щи-нам рав-ных прав и от-де-ле-ния Церк-ви от го-су-дар-ст-ва.

В «Двух трак-та-тах о прав-ле-нии» впер-вые из-ло-же-на по-ли-тическая док-три-на ли-бе-ра-лиз-ма. 1-й трак-тат со-дер-жит оп-ро-вер-же-ние взгля-дов роя-ли-ста Р. Фил-ме-ра: его пат-ри-ар-халь-но-аб-со-лю-ти-ст-ской кон-цеп-ции про-ис-хо-ж-де-ния вла-сти от вер-хов-ной вла-сти Ада-ма, по-лу-чен-ной им от Бо-га; 2-й - тео-рию про-ис-хо-ж-де-ния государственной вла-сти из об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра. Лю-ди, вна-ча-ле жив-шие в ес-те-ст-вен-ном со-стоя-нии, по со-гла-ше-нию объ-е-ди-ни-лись в не-ко-то-рое по-ли-тическое це-лое - го-су-дар-ст-во - для за-щи-ты сво-их не-от-чу-ж-дае-мых ес-тественных прав, дан-ных им За-ко-ном При-ро-ды, - прав на жизнь, лич-ную сво-бо-ду и соб-ст-вен-ность. В ес-тественном со-стоя-нии лю-ди сво-бод-ны и рав-ны и все при-род-ные бла-га при-над-ле-жат им в рав-ной ме-ре. Но то, к че-му че-ло-век при-ло-жил свой труд, вы-хо-дит из все-об-ще-го дос-тоя-ния и ста-но-вит-ся его ча-ст-ной соб-ст-вен-но-стью. Выс-шая за-ко-но-дательная власть в го-су-дар-ст-ве ус-та-нав-ли-ва-ет-ся на-ро-дом; она из-да-ёт за-ко-ны, на-прав-лен-ные на со-хра-не-ние об-ще-ст-ва в це-лом, на обес-пе-че-ние бла-га его чле-нов и за-щи-ту ка-ж-до-го от про-из-во-ла и на-си-лия со сто-ро-ны дру-гих. Ис-пол-нительная власть пре-тво-ря-ет за-ко-ны в жизнь и сле-дит за их ис-пол-не-ни-ем. Фе-де-ра-тив-ная же власть осу-ще-ст-в-ля-ет внеш-ние сно-ше-ния, ре-ша-ет во-про-сы вой-ны и ми-ра, уча-стия в ме-ж-ду-народных коа-ли-ци-ях и сою-зах. Локк оп-ре-де-ля-ет взаи-мо-от-но-ше-ния этих вет-вей вла-сти в го-су-дар-ст-ве, слу-чаи воз-мож-ной узур-па-ции вла-сти, пре-вра-ще-ния её в ти-ра-нию, а так-же ус-ло-вия рас-па-да сис-те-мы прав-ле-ния. Пра-ви-тель-ст-во долж-но под-чи-нять-ся за-ко-ну, рав-но как и гра-ж-да-не, ибо имен-но за-кон ох-ра-ня-ет их пра-ва и сво-бо-ды. На-род ос-та-ёт-ся без-ус-лов-ным су-ве-ре-ном и име-ет пра-во не под-дер-жи-вать и да-же нис-про-вер-гать без-от-вет-ст-вен-ную власть, на-ру-шив-шую об-щественный до-го-вор.

Локк воз-вра-тил-ся на ро-ди-ну в 1689 году по-сле «Слав-ной ре-во-лю-ции» и ак-тив-но вклю-чил-ся в ра-бо-ту ад-ми-ни-ст-ра-ции но-во-го английского ко-ро-ля Виль-гель-ма III. Про-дол-жая за-щи-щать свои взгля-ды на ре-ли-гию и Цер-ковь от кри-ти-ков, Локк опуб-ли-ко-вал вто-рое (1690) и третье (1692) по-сла-ния о ве-ро-тер-пи-мо-сти (чет-вёр-тое ос-та-лось не-за-кон-чен-ным), в 1695 году из-дал трак-тат «Ра-зум-ность хри-сти-ан-ст-ва, ка-ким оно пред-став-ле-но в Свя-щен-ном Пи-са-нии» («The reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures»). В хри-сти-ан-ст-ве, ос-во-бо-ж-дён-ном от позд-ней-ших на-слое-ний, он ви-дит са-мое ра-зум-ное нрав-ст-вен-ное уче-ние. Де-лая ак-цент на един-ст-ве Бо-га, Локк не-яв-но опус-кал не-ко-то-рые дог-ма-ты, пре-ж-де все-го дог-мат Тро-ич-но-сти. Это не-ор-то-док-саль-ное со-чи-не-ние по-ло-жи-ло на-ча-ло двум но-вым те-че-ни-ям ре-лигиозной мыс-ли: ла-ти-ту-ди-на-риз-му - ши-ро-кой ве-ро-тер-пи-мо-сти, ко-то-рая на не-ко-то-рое вре-мя во-зоб-ла-да-ла в Анг-ли-кан-ской церк-ви, и английскому де-из-му.

Свои пе-да-го-гические взгля-ды Локк из-ло-жил в книге «Мыс-ли о вос-пи-та-нии» («Some thoughts concerning education», 1693, русский перевод 1759, 1939). В ней со-дер-жа-лись ре-ко-мен-да-ции, как вы-рас-тить из ре-бён-ка здо-ро-во-го те-лом и ду-хом бла-го-вос-питан-но-го джент-ль-ме-на, по-лез-но-го для сво-ей стра-ны гра-ж-да-ни-на. Локк от-да-вал при-ори-тет фи-зическому и нрав-ст-вен-но-му вос-пи-та-нию пе-ред об-ра-зо-ва-ни-ем: ре-бён-ку сле-ду-ет да-вать лишь те зна-ния, ко-то-рые бу-дут по-лез-ны ему в по-сле-дую-щей жиз-ни и дея-тель-но-сти. При этом вос-пи-та-ние и об-ра-зо-ва-ние долж-ны быть стро-го ин-ди-ви-ду-аль-ны и учи-ты-вать ес-тественные склон-но-сти и спо-соб-но-сти де-тей.

Локка за-ни-ма-ли так-же про-бле-мы эко-но-ми-ки и фи-нан-сов. Он опуб-ли-ко-вал со-об-ра-же-ния о пу-ти пре-одо-ле-ния ин-фля-ции, уча-ст-во-вал в про-ве-де-нии де-неж-ной ре-фор-мы и в уч-ре-ж-де-нии Бан-ка Анг-лии. По-след-ний государственный пост, ко-то-рый он за-ни-мал, - упол-но-мо-чен-но-го по де-лам тор-гов-ли и ко-ло-ний. Бо-лезнь лёг-ких по-бу-ди-ла его ос-та-вить Лон-дон и по-след-ние го-ды жиз-ни про-вес-ти в сель-ской ме-ст-но-сти (в местечке Отс), в усадь-бе сво-их дру-зей - суп-ру-гов Ма-шем.

Идеи Локка по-ло-жи-ли на-ча-ло идео-ло-гии Про-све-ще-ния, их влия-ние ис-пы-та-ли мн. мыс-ли-те-ли са-мой раз-ной фи-лософской ори-ен-та-ции. В Ве-ли-ко-бри-та-нии - А. Шеф-тс-бе-ри, Б. Ман-де-виль, Дж. То-ланд, А. Кол-линз, Д. Гарт-ли, Дж. При-стли, Дж. Берк-ли и Д. Юм; во Фран-ции - Воль-тер, Ж.Ж. Рус-со, Э.Б. де Кон-диль-як, Ж.О. де Ла-мет-ри, К.А. Гель-ве-ций и Д. Дид-ро, в Северной Аме-ри-ке - С. Джон-сон и Дж. Эд-вардс. По-ли-тическая фи-ло-со-фия Локка по-лу-чи-ла раз-ви-тие у Ш. Л. Мон-тес-кьё и бы-ла вос-при-ня-та идео-ло-га-ми Вой-ны за не-за-ви-си-мость в Северной Аме-ри-ке 1775-1783 годов - Б. Франк-ли-ном, С. Адам-сом и Т. Джеф-фер-со-ном.

Сочинения:

The works. L., 1812. Vol. 1-10;

Two trea-tises of government / A critical edition with an introduction and apparatus criticus by P. Las-lett. Camb., 1960;

A letter on toleration / Ed. by R. Klibansky. Oxf., 1968;

The correspondence. Oxf., 1976-1989. Vol. 1-8;

An essay concer-ning human understanding / Ed. by P. Nid-ditch. Oxf., 1979;

Сочинения: В 3 томах. М., 1985-1988;

Два трак-та-та о прав-ле-нии / Вступительная статья и примечания А.Л. Суб-бо-ти-на. М., 2009.

Джон Локк – английский политический мыслитель, философ, государственный деятель, непосредственный участник английской революции, представитель эмпиризма и либерализма, «интеллектуальный вождь XVIII в.», сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.

Родился в городе Рингтон на западе Англии в пуританской семье, которая не признавала власть в стране англиканской церкви и находилась в оппозиции абсолютной монархии Карла I. С детства Локк испытывал влияние политических идеалов отца − провинциального адвоката, отстаивавшего суверенитет народа.

Во время обучения в Вестминстерской монастырской школе с 1646 г. был одним из лучших учеников. В 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где сблизился с энтузиастами научного направления, противостоявшего схоластической философии, господствовавшей в то время в английских университетах.

В Оксфорде на него оказывали глубокое влияние учёный Джон Уилкинс со своей страстью к научным экспериментам, и Ричард Лоувэ, впервые применивший переливание крови и увлекший Локка медициной. В университете появился интерес к философии Декарта и Гассенди благодаря знакомству с Робертом Бойлем (1627-1691), с которым Локк проводил естественнонаучные эксперименты. После получения в 1655 г. степени бакалавра искусств и в 1658 г. степени магистра, преподавал студентам греческий язык и риторику.

Год пробыл в Берлине (с 1664 г.) в качестве секретаря посла Вальтера Фена. По возвращении начал заниматься вопросом отношений церкви и государства, в частности проблемой веротерпимости и свободы совести.

Знакомство в 1666 г. с лордом Энтони Эшли стало поворотным событием в жизни Джона Локка. Благодаря Энтони Локк начинает интересоваться политикой и теологией. По просьбе лорда он в 1667 г. пишет «Опыт о веротерпимости», в этом труде отражена концепция религиозной терпимости, которая затем воплотилась в четырёх «Письмах о веротерпимости».

На протяжении последующих пятнадцати лет он активно участвует в политической жизни Англии и находится под покровительством своего союзника Э. Эшли. Локк начинает исследования в области теории происхождения государства, сущности политического общества, его собственности, описанные в его работе «Опыты о законе природы» (1660-1664 гг.).

Карьера Локка во многом зависела от служебных взлётов и падений лорда Эшли, который стал в 1672 г. лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии, но будучи лидером оппозиционной королю партии вигов, положение его было непрочным. Поэтому в период с 1672 по 1679 гг. Локк получал различные должности в высших правительственных кругах.

Вслед за Шефтсбери в 1683 г. Джонн Локк эмигрировал в Голландию, понимая, что оставаться в Англии без своего покровителя небезопасно. Вскоре лорд скончался в Амстердаме. Как отмечал Локк, это были годы тревоги и опасности. Правительственные агенты следили за ним и докладывали о каждом его шаге, в Голландии ему приходилось скрываться под чужим именем, чтобы не быть арестованным в обвинении заговора против Англии.

«Славная» революция, произошедшая в 1688 г., положила конец монархии Стюартов. Королём был провозглашён Вильгельм Оранский, значительно ограничив власть парламента. Поэтому в результате наступившей развязки, Локк смог вернуться домой в Англию и продолжить литературную и научную деятельность, а также занимать различные административные посты. Однако постепенно ухудшающееся здоровье: постоянные припадки застарелой болезни, мучавшая его уже несколько лет астма, принудили просить у короля отставки.

Основные сочинения:

«Два трактата о государственном правлении» 1690 г.

«Опыт о человеческом разумении» (Essay Concerning Human Understanding) 1690 г.

«О разумности христианской религии» 1695 г.

Основные идеи:

Дж. Локк провозглашал идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых прав личности, верховенства закона, восстания против деспотизма и тирании. Он ставил суверенитет народа выше суверенитета, созданного им государства и при осуществлении правителями деспотической власти, наделял народ правом по «изначальному и превосходящему все людские законы … воззвать к небесам».

  • до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, т. е. состоянии полной свободы и равенства при распоряжении свои имуществом и своей жизнью, мира и доброжелательности, мира и безопасности;
  • государство − совокупность людей, объединённых под верховенством закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников;
  • люди, строя государство, прислушиваются к голосу разума и, отмеряя предельно точно объём полномочий, передают ему. Но право на жизнь, свободу, равенство, владение имуществом они не отчуждают никому, т. к. это естественные права каждого с рождения, которые нельзя преступать государству;
  • общий закон − конституирующий государство признак, признанный по общему согласию народа в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий;
  • закон − не любое предписание, исходящее от гражданского общества или установленного людьми законодательного органа, а акт стабильный и долговременного действия, указывающий каждому разумному существу такое поведение, которое бы соответствовало собственным интересам и служило достижению общего блага;
  • главная угроза свободе − неразделённая власть и сосредоточение в руках монарха абсолютной власти, поэтому публично-властные полномочия государства необходимо разграничить и поделить между разными органами, разделить на 3 основные ветви: законодательную, исполнительную и федеральную;
  • первое место занимает законодательная ветвь власти, от нее зависит форма правления, остальные ветви должны подчинятся ей;
  • если законодательная власть находится в руках общества, то это демократическая форма правления; если верховная власть в руках нескольких избранных лиц и их потомков или преемников − олигархия; если в руках одного лица − монархическая форма правления;
  • не отдавая предпочтения ни одной из существующих форм правления, категорически отвергал абсолютную власть монарха и предпочитал говорить только об ограниченной, конституционной, власти монарха.

Его социальная философия и теория познания оказали сильнейшее влияние на общество, а также способствовали разработке американской конституции и формированию современной британской политической системы. Идеи Локка произвели воздействие на таких великих учёных, как Беркли, Кант, Вольтер, Руссо, Шопенгауэр и других философов-политиков, американских революционеров и шотландских мыслителей Просвещения.

Джон Локк: основные идеи. Джон Локк - английский философ

Учения Джона Локка оказали значительное влияние на вопросы философии, воспитания, права и государственности, которые были актуальными в середине 17 века. Он является основоположником нового политико-правового учения, которое позже стало известно как «доктрина ранее буржуазного либерализма.

Биография

джон локк основные идеи Родился Локк в 1632 году в пуританской семье. Образование получил в Вестминстерской школе и в колледже Крайст-Черч. В колледже он и начал свою научную деятельность в качестве преподавателя греческого языка, философии и риторики. В это период завязывается знакомство с известным естествоиспытателем Робертом Бойлем. Совместно с ним Локк проводил метрологические наблюдения, глубоко изучал химию. Впоследствии Джон Локк серьезно изучал медицину и в 1668 году стал членом Лондонского королевского общества. В 1667 году Джон Локк познакомился с лордом Эшли Купером. Этот неординарный человек находился в оппозиции к королевскому двору и критиковал существующую власть. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его друга, компаньона и личного врача. Политические интриги и неудавшаяся попытка дворцового переворота заставляют лорда Эшли спешно покинуть родные берега. Вслед за ним эмигрирует в Голландию и Джон Локк. Основные идеи, которые принесли известность ученому, были сформированы именно в эмиграции. Года, проведенные в чужой стране, оказались наиболее плодотворными в карьере Локка. Перемены, которые произошли в Англии в конце 17 века, позволили Локку вернуться на родину. Философ охотно работает с новым правительством и в течение некоторого времени занимает важные должности при новой администрации. Пост ответственного по делам торговли и колоний становится последним в карьере ученого. Болезнь легких заставляет его выйти в отставку, и остаток жизни он проводит в местечке Отс, в имении своих близких друзей.

След в философии

Основное философское сочинение ученого известно, как «Опыт о человеческом разумении». В трактате раскрывается система эмпирической (опытной) философии. Основой для выводов служат не логические умозаключения, а фактический опыт. Так утверждает Джон Локк. Философия такого плана находилась в противоречии с существующей системой мировоззрения. В этом труде ученый утверждает, что базисом для изучения окружающего мира является чувственный опыт, и только с помощью наблюдения можно получать достоверные, реальные и очевидные знания.

След в религии

Научные произведения философа касаются и обустройства религиозных институтов, которые существовали в то время в Англии. Известны рукописи «Защита нонконформизма» и «Опыт о веротерпимости», автором которых является Джон Локк. Основные идеи были очерчены именно в этих неизданных трактатах, а полностью система устройства церкви, проблема свободы совести и вероисповедания была представлена в «Послании о веротерпимости».джон локк философия В этом труд закрепляет за каждым человеком право на свободу совести. Ученый призывает государственные институты признать выбор религии неотъемлемым правом каждого гражданина. Истинная церковь в своей деятельности, по утверждению учёного, должна быть милосердной и сострадательной к инакомыслящим; власть церкви и учение церкви должны пресекать насилие в любой форме. Однако терпимость верующих не должна распространяться на тех, кто не признает юридические законы государства, отрицает моральные нормы общества и самое существование Господа, считает Джон Локк. Основные идеи «Послания о веротерпимости» - равенство прав всех религиозных общин и отделение государственной власти от церкви. «Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» позднее сочинение философа, в котором он утверждает единство Бога. Христианство, прежде всего – свод нравственных норм, которых должен придерживаться каждый человек, считает Джон Локк. Труды философа в области религии обогатили религиозные учения двумя новым направлениями - английским деизмом и латитудинаризмом – учением о веротерпимости.джон локк

След в теории государства и права

Свое видение устройства справедливого общества Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Основой для сочинения являлась доктрина о возникновении государства из «естественного» общества людей. По мнению ученого, в начале существования человечество не знало войн, все были равны и «никто не имел больше другого». Однако в таком обществе отсутствовали контролирующие органы, которые бы устраняли разногласия, решали имущественные споры, вершили справедливый суд. В целях обеспечения гражданских прав люди образовали политическое сообщество – государство. Мирное образование государственных институтов, основанное на согласии всех людей – основа для создания государственного строя. Так утверждает Джон Локк. учения джона локка Основные идеи государственного преобразования общества заключались в образовании политических и судебных органов, которые бы защищали права всех людей. За государством остается право на применение силы для собственной защиты от постороннего вторжения, а также для контроля над соблюдением внутренних законов. Теория Джона Локка, изложенная в этом сочинении, утверждает право за гражданами убрать правительство, которое не выполняет свои функции или злоупотребляет властью.

След в педагогике

теория джона локка «Мысли о воспитании» - сочинение Дж. Локка, в котором он утверждает, что на ребенка решающее влияние оказывает окружающая среда. В начале своего развития ребенок находится под влиянием родителей и воспитателей, который являются для него нравственным образцом. По мере взросления ребенок получает свободу. Уделял внимание философ и физическому воспитанию детей. Обучение, как было сказано в сочинении, должно основываться на использовании практических знаний, необходимых для жизни в буржуазном обществе, а не на изучении схоластических наук, не имеющих практической пользы. Данный труд был раскритикован епископом Вустерским, с которым Локк неоднократно вступал в полемику, отстаивая свои взгляды.

След в истории

Философ, правовед, религиозный деятель, педагог и публицист – все это Джон Локк. Философия его трактатов отвечала практическим и теоретическим запросам нового столетия – столетия Просвещения, открытий, новых наук и новых государственных образований.

Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания.

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики. Педагогические идеи Дж. Локка можно кратко представить следующим образом:

✓ ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

✓ все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

✓ воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

✓ основная цель воспитания - счастье человека, опирающееся на добродетель;

✓ здоровье ребенка - первая задача воспитания;

✓ пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

✓ следует отказаться от принуждения в воспитании;

✓ польза - вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы:

✓ опыт как основа воспитания,

✓ практицизм,

Биография Джона Локка важна для полноценного понимания идей и философии этого выдающегося мыслителя педагога, важнейшего теоретика либерализма и эмпиризма. Его идеи в значительной мере повлияли на эволюцию эпистемологии, под их влиянием формировались взгляды Вольтера, Руссо и других просветителей. Философия и биография Джона Локка вдохновляли и вели первых американских и французских революционеров, провозглашавших власть народа и равенство прав. Жизнеописанию этого человека посвящена тема настоящей статьи.

Джон Локк: биография раннего жизненного этапа

Будущий мыслитель родился в небольшом городке Рингтон, что неподалеку от Бристоля в Западной Англии. Его родителями были пуритане, воспитывавшие сына в соответствующей строгой атмосфере неукоснительного соблюдения религиозных правил. Благодаря рекомендации одного влиятельного товарища отца Локк в 1646 году попадает в Вестминстерскую школу, которая тогда являлась самым престижным средним учебным заведением страны. Здесь он был одним из сильнейших учеников. В 1652 году юноша заканчивает школу и поступает в колледж при Оксфордском Университете. В 1656 г. он получает степень бакалавра, а еще спустя три года защищает После окончания учебы перспективный юноша получает предложение остаться на университетской кафедре преподавать древнегреческий язык и философию. Этим решением в немалой степени предопределилась дальнейшая биография Джона Локка. В последующие годы он не только преподает, но и активно изучает философию и политические трактаты древних Параллельно он изучал медицину, однако ему так и не удалось получить степень доктора в этой области.

Политическая деятельность мыслителя

Когда теоретику было 34 года, в его жизни происходит важнейшее знакомство - с лордом Эшли (а позже графом Шефтсбери). Благодаря этой встрече биография Джона Локка вновь делает крутой поворот. Шефтсбери оказывал ему поддержку всю дальнейшую жизнь. Сперва Локк являлся его домашним врачом и воспитателем сына, позже секретарем. А в 1668 году Джон Локк благодаря своему покровителю становится одним из членов Лондонского Королевского общества и спустя год входит в его Совет. Примерно в это время начинается и самый активный период творческой деятельности мыслителя. Так, в 1671 году он начинает размышлять над работой, которая выйдет из-под его пера лишь спустя шестнадцать лет и станет его главным философским наследием - «Опытом о человеческом разумении». В семидесятых Локк служил в правительственных учреждениях на различных престижных должностях. Однако его карьера всегда зависела от успехов его политического покровителя. В 1683 году граф Шефтсбери вынужден спасаться от политического преследования в Голландии. Туда же направляется и Джон Локк. Там он знакомится с Вильгельмом Оранским. А завязав дружбу с представителем становится одним из участников государственного переворота в Англии, в результате которого Вильгельм Оранский становится новым английским королем.

Джон Локк: кратко о последних годах жизни

Это позволило Локку вернуться на родину в 1689 году. Он поселился в загородном доме из-за проблем со здоровьем, однако еще несколько месяцев оставался на государственной службе. В 1700 году Локк принял окончательное решение уйти с занимаемых ним на тот момент должностей. Великого мыслителя европейского Просвещения не стало в октябре 1704 года.

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности, Джон Локк (1632-1704).

Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет, а также многие другие работы сыграли большую роль в становлении материалистического эмпиризма. Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.

Главным препятствием на пути к знанию Локк считал идеалистическую теорию врожденного знания созданную еще Платоном. Согласно этой теории наш мир есть лишь пассивное отражение сверхчувственного мира идей, в котором некогда жила душа человека. Там она приобрела запас знаний. Оказавшись в земной оболочке душа должна вспомнить все знания - в этом задача познания. Отрицая врожденность знаний, Локк выступил против идеалистического учения о нематериальном происхождении и сущности души и разума человека. Отвергнув врожденные идеи, Локк выступил и против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил. Всякое нравственное правило, утверждал он, требует основания, доказательства. Без основания в практической деятельности людей и без устойчивого убеждения в разуме нравственное правило не может ни появиться, ни быть сколько-нибудь прочным. О каких врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания бога и.т.д. может идти речь, говорил Локк, если по всем этим вопросам среди людей нет даже минимального согласия. Многие люди и целые народы не знают бога, пребывают в состоянии атеизма, а среди религиозно настроенных людей и народов нет одинаковой идеи бога. Одни люди с полным спокойствием делают то, чего другие избегают. Идея бога - дело человека. Нет оснований в природе, утверждал Локк, для возникновения под ее воздействием в разуме идеи бога. Человек, предоставленный только естественному воздействию, не знает и не может знать бога. Человек по природе своей - атеист.

Локк вынужден был защищаться от обвинения в атеизме, и в этой защите пришел к далеко идущим выводам. Нападая на локковское предположение о возможности существования мыслящей материи, богословы указывали, что он не может раскрыть и ясно представить как материя мыслит, в чем сущность связи мысли и материи. Локк отвечал им: после неопровержимого ньютоновского доказательства присущего материи всемирного тяготения, сам творец этой теории признал что не знает причин тяготения, видимо, бог дал материи такую способность. Почему же не предположить, что бог дал некоторым частям материи способность мыслить? Почему же нельзя предположить, что душевные силы человека присущи некоторой части материи?

Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знаний: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас. Внутренний опыт - «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.

Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Если бы все было не так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их содержание у всех было бы примерно одинаковым. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,- вот основной тезис Локка - Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк допускает все же, что уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа.

Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков или предрасположенности к той или иной деятельности. В этом заключается главное противоречие в его философской системе. Локк под вторым источником фактически понимал работу мышления над полученными извне ощущениями и идеями, осмысление чувственного материала, в результате которого действительно возникает ряд новых идей. И по содержанию и по происхождению «второй источник» попадал тем самым в прямую зависимость от первого.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи отражающие вторичные качества, которые по его мнению, не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. (т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. Сложные идеи есть собрание, сумма, простых идей каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи. Д.Локк выделяет три основных способа образования сложных идей: соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности.

Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека - знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно.

Локк выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Самый достоверный род познания, по Локку,- интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные вещи. Общие идеи -- это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова же, выражающие общее, -- лишь знаки общих идей. Концептуализм Локка представляет собой серьезно ослабленный средневековый номинализм за счет усиления материалистических тенденций. Мы уже говорили, что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория абстрагирования показывает, что Локк придавал большое значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама