THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Святой Ефрем был родом из Месопотамии из города Низибии 2 . Он родился в царствование Константина Великого 3 от христианских родителей 4 и дожил до царствования Феодосия Великого 5 .

Еще в юных годах Святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком 6 . Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напаявшая умилением души всех, слушавших его поучения.

Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и или ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось.

Когда затем Святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный Великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего подобно ангелам, мужа. Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал:

— Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего.

Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем, вскоре после этого, начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиленье каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаянья, как это ясно из его боговдохновенных книг.
Равным образом и другой великий и Святой старец имел подобное же видение во сне о святом Ефреме. Он видел сонмы ангелов, сходивших с неба, по повелению Божьему, и имевших в руках свиток, исписанный внутри и извне. Они говорили друг другу:

— Кто может этот свиток принять?

В ответ одни называли одно имя, другие вспоминали другое, а некоторые говорили:

— По истине святы и праведны упомянутые мужи, но ни один из них не может принять этого свитка, а только Ефрем, кроткий и смиренный сердцем.

преп. Ефрем — учитель молитвы

Затем старец видел, как Ефрему был отдан этот свиток. Встав на утро, он слышал, как блаженный Ефрем предлагал братии поучительные назидания. Как будто источник истекал из уст! Из них исходили речи, преисполненные великой пользы. Он уверовал, что все, исходящее из уст святого Ефрема, внушается Духом Святым, и прославил Бога, подающего такую благодать рабам Своим.

В 363 году Низибия подпала под власть персов, и многие из христиан оставили Низибию. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Эдессу 7 . Он обратился к Богу с такою молитвою:

— Господи Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой, и когда я буду входить в него, пошли мне на встречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня.

Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:

— Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?

Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:

— Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?

Женщина ответила:

— Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят.

Услышав это, Ефрем подивился такому её ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его. Вошедши в город, он жил в нем много времени 8 .

Случайно близ того дома, в котором обитал Святой, жила другая женщина блудница, бывшая его соседкою. Подстрекаемая бесовским лукавством, она хотела оскорбить старца. Открыв оконце, откуда был вид на жилище святого, она увидела, что Ефрем стоит и варит себе пищу. Женщина громко обратилась к нему:

— Благослови, господин!

Преподобный посмотрел на оконце и, заметив, что она наблюдает, сказал ей:

— Господь да благословит тебя.

Тогда женщина продолжала:

— Чего недостает для твоей пищи?

Святой ответил:

— Три камня и немного песку необходимо, чтобы заградить оконце, из которого ты смотришь сюда.

Женщина бесстыдно сказала ему на это:

— Я обратилась к тебе с речью первая, и ты ответил мне. Я хочу лечь с тобою, а ты отказываешься с первого слова.

Раб Божий отвечал ей:

— Если ты хочешь лечь со мною, то иди на то место, какое я тебе укажу.

Блудница сказала:

— Укажи мне это место, и я приду.

Тогда Святой сказал:

— Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на каком другом месте, как только среди города.

Блудница изумилась:

— Разве не стыдно нам будет людей?

Святой ответил:

— Если нам стыдно людей, то насколько больше должно стыдиться, а вместе и бояться Бога, знающего все тайны человеческие! Ведь, Он будет судить весь мир и воздаст каждому по делам его.

Услышав это, блудница умилилась речами святого Ефрема. Она пришла и припала к ногам его, плача и говоря:

— Раб Божий! наставь меня на путь спасения, чтобы я могла избавиться от многих моих злых деяний.

Преподобный Ефрем, преподав ей много наставлений из Священного Писания, утвердил ее в покаянии и, отдав ее в женский монастырь, спас душу ее от беззаконий и греха.

Затем еще одна блудница, подошедши к преподобному Ефрему, когда он куда-то шел, соблазняла его на грех, чтобы по крайней мере рассердить его, так как никто и никогда не видел его гневающимся.

Преподобный сказал ей:

— Иди за мною.

Женщина пошла за ним. Когда они подошли к одному многолюдному месту, Святой сказал ей:

— Здесь ляжем и совершим грех.

Она же, видя народ, сказала ему:

— Как можно здесь остановиться, когда кругом столько народу! Разве не стыдно?

Преподобный ответил ей:

— Если ты стыдишься людей, то насколько больше мы должны стыдиться Бога, знающего сокровенные тайны?

Так женщина отошла от него посрамленная, не будучи в состоянии ни прельстить святого к греху, ни возбудить в нём гнев, ибо он был муж поистине незлобивый и кроткий и совершенно неспособный гневаться.

О его добросердечии рассказывают следующее. Когда он постился в пустыне, ученик его в обычное время приносил ему пищу. Однажды, когда он нес пищу, то случайно разбил на пути сосуд, в котором была пища. Он боялся гнева старца, но последний, увидев смущенного ученика, сказал:

— Не скорби, брат, — если пища не захотела к нам придти, то мы пойдем к ней.

Затем, подошедши, он сел у разбитого сосуда и, собирая пищу, стал есть. Так он был незлобив! О нем рассказывали, что с тех пор, как он стал иноком, никогда ни на кого не гневался.

Преподобному Ефрему было однажды откровение о святом Василии Великом 9 . Он видел в сонном видении огненный столп, достигавший до неба, и слышал голос:

— Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий.

Тогда Ефрем пожелал видеть святого Василия. Взяв с собою переводчика, — ибо он не умел говорить по-гречески, — Святой Ефрем пошел в Кесарию Каппадокийскую 10 . Он нашел святого Василия в церкви поучающим людей и начал славить его громким голосом, говоря:

— Воистину велик Василий! Воистину он есть столп огненный! Воистину Дух Святой говорит его устами!

Тогда некоторые из народа стали говорить:

— Кто этот странник, так восхваляющий архиепископа? Не льстит ли он ему, чтобы получить что-либо из рук его?

После отпуска церковного, когда преподобный Ефрем вступил в дружескую беседу со святым Василием, последний спросил его:

— Почему ты так прославлял меня?

Преподобный Ефрем ответил:

— Потому что я видел белого голубя, сидевшего на правом плече твоем и говорившего тебе на ухо то, что ты внушал людям. Кроме того, огненный язык вещал твоими устами.

На это Святой Василий сказал ему:

— По истине я вижу ныне то, что слышал о тебе, житель пустыни и любитель безмолвия! Так пишется и у пророка Давида: «Ефрем крепость главы Моей » (Пс.59:9). По истине к тебе относятся эти пророческие слова, ибо ты многих наставил на путь добродетели и укрепил в ней. Кротость же твоя и незлобие сердца сияют для всех, как свет.

После того Василий Великий сказал:

— Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его?

— Потому что я грешен, владыка! — отвечал ему Ефрем чрез переводчика.

— О, если бы и я имел грехи твои! — сказал Василий, и прибавил: «сотворим земной поклон.

Когда же они поверглись на землю, Святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении в диакона. Преподобный Ефрем пробыл после того со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его в Диакона, а переводчика его в пресвитера и потом с миром отпустил их.

Преподобный Ефрем имел великую любовь к преподобному Аврамию затворнику, память которого празднуется 29 октября. Они часто посещали друг друга и умилялись взаимно назидательными дружескими беседами. А когда блаженная Мария, племянница Аврамия, подверглась обольщению врага, преподобный Ефрем своими молитвами много содействовал спасению ее. Он много болел сердцем о согрешающих и много заботился об исправлении их.

Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне 11 , в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, — то, по повелению Божьему, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божьей, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако, речи его не становились короче, тем более что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума 12 .

Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегал человеческого почитания и временной славы.

Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить в епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, — схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить.

В молитве святой Ефрем пребывал непрестанно, — днём и ночью. Обладая даром умиления и слёз, он плакал всегда, поминая день суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи, — только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства, как и сам говорит о себе в своем завещании:

— Ефрем никогда не имел ни золота, ни серебра, ни какого-либо хранилища, исполняя волю благого Учителя Христа, заповедовавшего: ничего на земле не приобретайте (ср.Мф.6:25 и след.).

В те годы жил еретик Аполлинарий, ложно мудрствовавший о воплощении Господнем. Он находчив был в словах и искусен в эллинской премудрости, вследствие чего сильно смущал Церковь Божий и многих увлек в свою ересь. Этот еретик весь труд свой и все старание, от самой юности своей и до старости, прилагал к тому, чтобы развращать православных и увлекать их в свое заблуждение.

Он написал много книг против православных, из коих особенно замечательны две, так как в них наиболее полно выражено все его душевредное учение. Их он и употреблял, как оружие, ведя борьбу с православными путем словесных состязаний. Эти его книги были положены на сохранение у одной женщины, сожительницы его.

Преподобный Ефрем, узнав об этих книгах, изобрёл против еретической хитрости свою, еще более изумительную: он пришел к той женщине тайно и весьма хвалил Аполлинария, называя себя при этом учеником последнего. Как бы желая научиться неизвестной ему мудрости, он просил женщину дать ему на малое время аполлинариевы книги, которые она хранила, чтобы из них списать вкратце наиболее замечательные места. Женщина, будучи уверена, что это действительно ученик ее друга, дала ему обе книги с условием, чтобы он поскорее возвратил их и никому о них не говорил.

Святой Ефрем, взяв книги, отнес в свою обитель и, приготовив клей, все листы в них, отгибая по одному, склеивал, пока, наконец, не склеил все их так, что книги стали как бы одним куском дерева, или камнем, причем ни одного листа нельзя было отделить от другого. Затем он отнес книги женщине. Она же, взяв их и не посмотрев внутрь, положила на своем месте. Случился потом спор православных с еретиком Аполлинарием, состарившимся уже.

Не обладая уже прежнею находчивостью в спорах и имея слабую память, по причине старости, он хотел достигнуть победы над православными при помощи тех своих книг; но, взяв их, он не мог их раскрыть, так как листы были крепко склеены и окаменели. Он исполнился Великого стыда и вышел с собора побежденным и посрамленным, а затем скоро от скорби и Великого стыда он лишился жизни, с позором извергнув свою окаянную душу.

Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих к спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошёл к Господу в городе Эдессе в 373 году.

Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских, в Сирии, а святая душа его предстоит ныне престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безлодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме отче наш. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Час присно провидя суда, рыдал еси горько Ефреме, яко любобезмолвный, делателен же был еси в делех учитель преподобне. Темже отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Величание преподобному Ефрему Сирину

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Ефре́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва преподобному Ефрему Сирину

О, уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ефре́ме! Принеси́ моли́тву на́шу к ми́лостивому и всеси́льному Бо́гу и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена) , у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, кро́тость и незло́бие, во искуше́ниях му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, да не во зло обрати́м дары́ Всеблага́го Бо́га. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, и святы́й храм (дом) сей и прихо́д наш: сохрани́ и соблюди́ их моли́твами твои́ми от вся́каго зла. Ей, свя́тче Бо́жий, сподо́би нас кончи́ну благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, да просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Ефрему Сирину

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Ефре́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья преподобному Ефрему Сирину

Преподо́бне о́тче Ефре́ме! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

1 Преподобный Ефрем назван Сирином, т. е. сирийцем, потому что Месопотамия, в которой он родился, в древности причислялась к Сирии.

2 Низибия (или Низибида) — большой и многолюдный город в провинции Магдонии в Месопотамии, — на границах римской империи и персидского царства.

3 Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г.

4 О родителях своих преподобный Ефрем пишет следующее. «Родившие меня по плоти внушили мне страх господень. Предки мои исповедали Христа пред судьей, я родственник мученикам Деды мои, благоденствовавшие в жизни, были земледельцами. Родители занимались тем же»

5 Император Феодосий Великий царствовал с 379 по 395 г

6 Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям… Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысел Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема ложно обвинили в покраже овец и бросили в темницу, вслед за ним посажены были два других, и также невинно, как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу я во сне, — рассказывал после Святой Ефрем, — что кто-то говорит мне,- будь благочестив и уразумеешь Промысел, перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе сознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные». — Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно в одном из своих сочинений. — Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником святого Иакова, впоследствии Великого святителя Низибийского (память его — 12-го января).

7 Эдесса — город в Месопотамии; лежит на границе между утесистой пустыней и плодоносной землей — южной Месопотамией. Этот город, — как говорит Святой Ефрем, — «благословен был живыми устами Спасителя чрез ученика его Фаддея»; здесь находился нерукотворный лик Спасителя и святые мощи апостола Фаддея.

8 Для пропитания своего в Эдессе преподобный Ефрем нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божьего язычникам; потом, по совету святого старца Иулиана, удалился в пустынную Эдесскую гору для подвигов. Вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на Сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» — спросил явившийся ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщения света», — отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма» (Осии 10, 11). После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. С сего времени он начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской церкви.

10 Каппадокия — провинция римской империи, находилась на востоке Малой Азии. Кесария — главный город Каппадокии.

11 Преподобный был, между прочим, и в египетских пустынях; так он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия, описывает и беседы Паисия с «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», — так говорят Иоанн Колов.

12 Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он — толкователь Священного Писания; (Святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги); в других — обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных — учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода составляют как бы печать души преподобного Ефрема и вместе его славу на все века. Святой Григорий Нисский говорит, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, — день и ночь лились у него слезы; но лицо Ефрема цвело и сияло радостью, тогда как ручьи слез лились из глаз его.
Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслью к благости Божьей, изливает благодарение и хвалу Всевышнему». Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинаете Ефрем: «Сокрушайся, душа моя; сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, сделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Придите, братья мои, придите рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним День и ночь. Придите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем затем нашем осуждении». В этом чувстве сокрушения обыкновенные предметы бесед святого Ефрема: покаяние, память о смерти и суде, страх Божий, внимание к самому себе, смирение, против гордости и проч. — За свои высокие поучения Святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. Блаженный Иероним пишет: «Ефрем, диакон Эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после св. Писания». «Прославлять мне надобно того, — говорит Григорий Нисский, — кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире». — Святой Ефрем оставил после себя много и догматических сочинений.
Все они писаны против заблуждений того времени:
а) 80 слов против дерзких испытателей, т. е. против аэтиан и евномиан; б) 56 поучений против ересей с обличениями и увещаниями вардесанитам (последователям еретика Вардесана), маркионитам и мессалианам; в) о жемчужине, или о том, что в одном лице Иисуса Христа соединены два естества, против Маркиона и Манеса; г) три слова о вере и против иудеев; д) о свободе против защитников слепой судьбы; о покаянии, где против новатиан говорит о власти церкви прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; о священстве; о рае и суде. — Строгий ревнитель веры и благочестия, святой Ефрем не мог оставаться равнодушным к смутам, какие произвели в Эдессе и Месопотамии секты Вардесана и Ария. Противодействуя еретикам, которые спои заблуждения излагали в поэтической форме песни и, привлекая неопытных изяществом стихотворного размера, легко и надолго укореняли еретическое содержание их, Святой Ефрем и сам начал излагать, на основании Св. Писания, истинное учение о Боге и его отношениях к нам, в такой же поэтической форме.
Народ с жадностью внимал песнопениям святого отшельника и забывал Песни еретические. Еретики так были раздражены успехами святого Ефрема, что раз напали на него с камнями и оружием, и едва не убили его; но это нисколько не ослабило его ревности к вере. Все эти сочинения писаны святым Ефремом в виде благоговейных размышлений. Они назначались им для народного употребления, а частью и для пения в храме и написаны стихами. Святой Ефрем оставил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностью; ему же принадлежат глубоко-трогательные стихиры, поемы при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая в дни Великого поста:

«Господи и владыка жизни моей! Не дай духу праздности, любоначалия, празднословия овладеть мной. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. О, Господи, Владыка, даруй мне возможность видеть прегрешения мой, и не осуждать брата моего, благословен будь во веки веков. Аминь».


7 (20) апреля - день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, - упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города


27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.


Строгий аскет и талантливый писатель, святой, который поддерживал сожжение заживо «жидовствующих» и много лет ухаживал в своей келье за парализованным отцом, – об одном из самых удивительных подвижников Руси рассказывает доктор церковной истории Владислав ПЕТРУШКО.


19 января (1 февраля) 391 года скончался Макарий Великий – один из известнейших подвижников древности, стоявший у истоков христианского монашества. Одна из многочисленных историй про него актуальна и сегодня: ученик преподобного встретил языческого жреца, обругал его и подрался с ним, а преподобный Макарий добрым словом обратил жреца в христианство


Англичанин говорит «добрая старая Англия», француз – «прекрасная Франция», итальянец – «сладостная Италия». Русь – она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о «Святой Руси». И это вовсе не случайно.


"Алтарники глумились над цветом его кожи и кричали «вон отсюда, чтобы нога твоя не переступала порог Божиего алтаря». Двухметровый черный великан встал перед ними на колени и сказал: «Вы не подозреваете, насколько вы правы. Я – окаянный грешник, не достоин не только у алтаря служить, но даже и переступать порог святой церкви». Моисей горько заплакал и вышел на улицу," -- священник Вадим АРЕФЬЕВ из Нью-Йорка в день памяти чернокожего святого, бывшего раба и главаря шайки разбойников, рассказывает его историю


Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие


Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?


Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь - после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»


На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.


Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»


В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус - это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства


В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ

Отдаленные предки Ефрема Сирина принадлежали к беднейшим социальным слоям, и жили на подаяние милостыни. А его деды и родители были земледельцами, сумевшими достичь некоторого материального достатка. Время рождения преподобного Ефрема приблизительно определяется 306 годом, а место рождения более точно — городом Низибия, располагавшимся в северо-восточной области Месопотамии.

Начатки христианского воспитания Ефрем получил от родителей. Помимо родителей нравственному становлению способствовало и его окружение. Впоследствии святой вспоминал, что пример благочестия и страха Божия он имел не только в лице отца и матери, но и в лице соседей и родственников, и даже отмечал, что является родственником мучеников.

Несмотря на обилие внешних наставлений и примеров, в юношеские годы у Ефрема обнаруживались, всё же, такие черты как горячность, нестойкость, несдержанность и порывистость. А однажды он совершил столь неблаговидный поступок, что впоследствии долго о нём сожалел.

Как-то раз, то ли из шалости, то ли из молодецкой удали, он выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате её, обессилившую от холода, настиг и растерзал хищный зверь. Этот случай какое-то время оставался неизвестным для окружающих, но не для Бога. Немного спустя Господь преподал Ефрему, по этому поводу, незабываемый урок.

Однажды, когда он, по просьбе родителей, отправился за город, ему пришлось заночевать в лесу совместно с пастырем овец. Ночью, когда оба спали, стадо, по недосмотру, сделалось добычей волков. Владельцы овец, узнав о случившемся, не поверили объяснениям и поспешили обвинить Ефрема в том, что он привёл воров, которые и расхитили скот.

Не виновный в этом событии Ефрем был представлен судье, который заточил его на время разбирательства в темницу. Шанс пострадать за пастуха был очень велик. Между тем в это время в темницу были заключены ещё несколько человек, кои также, как и Ефрем, обвинялись в том, чего в действительности не совершали. Вдруг Ефрему явился во сне некий таинственный муж и посоветовал обратиться к воспоминаниям, исследовать прошлые дела.

Тогда Ефрем вспомнил о выпущенной из загона корове, за смерть которой он избежал наказания, хотя и заслуживал. Сейчас же он незаслуженно страдал из-за гибели скота. Разговаривая с товарищами по заключению, он выяснил, что один из них, ложно обвинявшийся в убийстве, когда-то не помог утопающему человеку, хотя и мог, а другой, ложно обвиненный в прелюбодеянии, когда-то, из-за корысти, оговорил невиновную вдову, обвинив её в прелюбодеянии, чем лишил её законного права на наследство.

Видение преподавалось Ефрему несколько раз, и он осознал, что есть во всём этом определенное справедливое воздаяние. В конце концов, по обетованию являвшегося, невиновные, и среди них сам Ефрем, были освобождены, а настоящие виновники найдены и наказаны (по его делу — пастух, пребывавший в ту ночь в состоянии сильного алкогольного опьянения).

Это событие так сильно врезалось в сердце Ефрема, что способствовало самому искреннему покаянию, переосмыслению отношения к собственной жизни и вручению себя Промыслу Божию.

Подвижническая жизнь преподобного Ефрема Сирина

Вскоре Ефрем отложился от благ мира сего и удалился к отшельникам. Шаг за шагом он всё более укреплялся в подвиге, возрастал духом. Большое влияние оказал на него праведный Иаков, впоследствии прославленный святитель Иаков Низибийский.

Касаясь этого периода биографии святого, жизнеописание особо выделяет такой случай. Некий член клира Низибийской Церкви, также носивший имя Ефрем, имел блудную связь с дочерью влиятельного господина. Когда эта порочная связь привела запутавшуюся девицу к закономерной беременности, та, по совету виновника позора, опасавшегося публичного разоблачения, переложила ответственность за случившееся на его тёзку, Ефрема Сирина.

Вскоре молва о происшествии распространилась по округе, и родители девицы обратились с жалобой к епископу. Как ни тяжело было Ефрему Сирину принимать на себя роль блудника и растлителя, он не оправдывался, а смиренно доверился Высшему Судье. Отец пострадавшей принес младенца мнимому виновнику, вручив его Ефрему пред лицом собрания верующих, с тем, чтобы тот воспитывал его сам.

Божий суд не заставил себя долго ждать. Однажды Ефрем, испросив благословения у епископа, взошел на амвон вместе с младенцем и, заклиная его именем Иисуса Христа, потребовал озвучить имя настоящего плотского отца. Тот трижды произнес: «Ефрем, церковный эконом», после чего умер. Бывшие обвинители, став свидетелями Божьего чуда, просили у святого прощения. Так Господь прославил Своего угодника.

Когда в Никее собирался I Вселенский Собор епископ Низибийский, Иаков отправился туда вместе с Ефремом. На Соборе Ефрем проявил себя как ревностный защитник Божественных догматов.

После смерти императора Константина (337 г.) персидский царь Сапор, воспользовавшись ситуацией, решил овладеть Низибией, подвел к ней войска и осадил. Епископ Иаков воодушевлял защитников города личным примером упования на Бога, ободрял, утешал. Ефрем же, по его благословению, молился на стене. Вдруг воинство персов атаковали полчища насекомых, отчего в стане возникло сильное замешательство и Сапор был вынужден снять осаду и отойти.

Пребывание в Едессе

После смерти Иакова Низибийского преподобный Ефрем перебрался в Едессу — город, как отмечал он в своем завещании, благословленный устами Спасителя через ученика: по Преданию, там находился священный образ «Спас Нерукотворный», а после Вознесения Христа туда, по благословению Божию, отправился проповедовать Евангелие апостол Фаддей. Кроме того, город Едесса славился тем, что в его окрестностях процветала богоугодная иноческая жизнь.

Существует предание, что приближаясь к Едессе, Ефрем молил Бога о том, чтобы встретить благоразумного мужа, с кем он мог бы вести душеспасительные беседы, но встретил женщину. А когда та принялась его разглядывать, он вознегодовал и спросил, почему она так беззастенчиво смотрит на него, мужчину, а не опускает свой взор в землю? Вместо ожидаемых извинений та ответила, что поскольку жена взята от мужа, постольку она и смотрит на мужа; муж же взят (сотворен, не из ребра женщины, а) из земли, и стало быть, именно ему, то есть Ефрему, а не ей подобает смотреть в землю. Будучи вразумлен таким остроумным ответом, Ефрем прославил Бога.

Не имея материальных средств к существованию, он, остановившись в городе, вынужден быть искать заработка и устроился наёмником к владельцу местной бани. Здесь одна непристойная женщина проявляла к нему сильное внимание. Когда её домогательства переполнили меру дозволенного, святой, в целях её вразумления, согласился было исполнить то, о чём она просит, но при условии, что грех будет совершаться посреди города на глазах у зевак. Когда та возразила, что стыдится людей, он ответил, что прежде всего нужно стыдиться Всевидящего Бога. Рассказывают, что обескураженная этой краткой проповедью женщина стала просить у Ефрема более глубоких наставлений, а затем удалилась в одну из окрестных обителей.

В то время в Едессе жило много язычников, и Ефрем, движимый желанием распространения веры, часто вступал с ними в диалог. Как-то раз свидетелем беседы стал один праведный старец из расположенного неподалёку монастыря. Удивленный знаниями преподобного Ефрема, он спросил его о его жизни. Выяснив, что тот желает присоединиться к местному иночеству, старец отвел его на одну гору, где спасались подвижники. Так для него начался новый этап христианских подвигов.

Жизнь местных подвижников проходила в трудах и молитвах. Кельями им служили пещеры, а едой — местная растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. То постоянное слёзное сокрушение, благодатное умиление, с каким Иулиан приступал к чтению Божественных Писаний и молитве, служило для Ефрема примером для подражания. Существует мнение, что старцем, заметившим Ефрема, и был Иулиан.

В то время Ефрем много читал и слыл достаточно образованным человеком, однако пока ещё не прибегал к писательской деятельности. Считается, что он приступил к этой стезе лишь тогда, когда получил Божье благословение, преподанное через откровение прозорливцу.

Деятельность святого Ефрема как наставника иноков и просветителя

Составив толкование на Пятикнижие Моисея, преподобный Ефрем обрёл уважение и признание как писатель. Между тем, не желая себе земной славы и желая уединения он поспешил перейти в густой лес, на безлюдную гору. Сообщается, что тогда ему явился ангел и запретил уклоняться от назначенного Богом служения людям. По указанию небожителя святой стал активно участвовать в просветительской деятельности, а также в борьбе против терзавших тогда Церковь Христову еретических заблуждений (арианства, гностических лжеучений и пр.).

Сфера предметов его проповеднической деятельности включала толкование на Священное Писание, общие и частные наставления инокам и мирянам, ответы на насущные вопросы, рекомендации, обличения греховных пороков (см.: ).

Со временем преподобный Ефрем стал собирать вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое продолжало существовать и после его преставления.

Путешествие преподобного Ефрема в Египет и Кесарию

Желая лично увидеть прославленных подвижников Египта, перенять от них высшие знания и духовный опыт, преподобный Ефрем, взяв с собой ученика, знавшего греческий, достиг Средиземноморского побережья, сел на корабль и отплыл. Нитрийские богомольцы приняли святого с радушием. По Промыслу Божию он имел счастье побеседовать и с таким выдающимся мужем как инок Паисий. Рассказывают, что пребывая в Египте, Ефрем исцелил одного арианина, изгнав из него лукавого духа.

На пути из Египта, преподобный решил осуществить ещё одно желание — посетить Кесарию Каппадокийскую, чтобы встретиться с Василием Великим. К тому времени святитель Василий заслужил славу ревнителя Православия. В рамках встречи, состоявшейся в храме, святые Ефрем и Василий обсудили важнейшие животрепещущие вопросы. Сообщают, что во время визита Ефрема к Василию Великому тот рукоположил его во диакона, а впоследствии, после возвращения Ефрема в Едессу, приглашал его, предлагая занять кафедру епископа. Однако Ефрем, почитая себя недостойным такого высокого звания, предложение отклонил.

Последние годы земного пути преподобного

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин предполагал до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Бог распорядился иначе. В то время Едессу потряс сильный голод и святой, силой своего увещевания принялся убеждать богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Ещё одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

После нормализации ситуации Ефрем удалился в пещеру. Вскоре он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью Ефрем написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Вскоре сердце святого остановилось, и он мирно отошел ко Господу. Считается, что это произошло в 372 или 373 году.

Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрему Сирину, глас 2

Час присно провидя Суда, / рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, / делателен же был еси в делех учитель, преподобне. // Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Ефреме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

Ежегодно 10-го февраля православные люди отмечают праздник в честь преподобного Ефрема Сирина. В своем роде это был великий человек. Воплощая в себе мудрого церковного учителя, православного поэта, и просто искренне верующего человека, поистине этот святой оставил память в сердцах многих христиан. Житие преподобного Ефрема Сирина будет описано в данной статье.

Рождение и ранние годы

Многочисленные источники говорят о том, что преподобный родился в конце 3-го века в небольшом городке под названием Низибии. Его родители были не знатного рода, обычные земледельцы, которые зарабатывали на свой хлеб тяжелым трудом. Но эти люди были особенными, ведь их христианская вера дала ребенку первые толчки на жизненном пути. Среди его близких родственников также были представители христианской общины. Ребенок с самого детства воспитывался в смирении. При этом такая черта характера не мешала быть ему очень активным и любознательным.

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Путь ученичества

Ефрем очень быстро учился, и уже вскоре избавился от приземленных человеческих чувств. В его душе не было места для обиды или злобы. Со временем на этого человека сошла благодать, он стал мудрым наставником и усердным молитвенником. Братья, которые находились рядом, чувствовали эту благодать, а некоторые видели ведения, в которых подтверждалось то, что далеко не обычным человеком был преподобный Ефрем Сирин. Житие святого также говорит об этом.

Неоценимый вклад

За всю свою долгую и праведную жизнь преподобному удалось побывать во многих странах, познакомиться со многими великими людьми. Но, несмотря на такую насыщенную жизнь, Ефрем продолжал отдавать все свое время молитвам, помимо этого он писал поучительные притчи, а также толкования к стихам Священного Писания. В некоторых собственных стихах он умело мог подчеркнуть пороки определенного человека, что собственно и делал. На сегодняшний день удалось сохранить большое количество его бесед, проповедей и многих других трудов. Все это является великим наследием для действительно духовного человека.

Таким образом, всем известная молитва «Господи и Владыко живота моего» является благословением духовного опыта преподобного Ефрема Сирина. Его трудами создано огромное количество стихов, которые стоит изучить, ведь произведения действительно великолепны. Эти стихи очень быстро на то время распространялись среди людей, чему несказанно радовался Ефрем Сирин. Житие и труды святого, к сожалению, были интересны не только праведным людям.

Испытания на смирение

На его пути встречались и негодяи, которые хотели остановить преподобного. Случилось нападение с оружием, Ефрема очень сильно избили, и он был на грани смерти. Но даже эта ситуация не повлияла на состояние его души, он продолжал писать и еще усерднее молиться.

Преподобный часто говорил проповеди, которые были очень поучительными. Его излюбленной темой было сокрушение собственного греха, затрагивал он и тему о страшном суде и памяти о жертве Господа. Осознание всех этих проповедей и искреннее желание исправить свое душевное состояние вело человека к покою и умиротворению. Слова Ефрема задевали самые тонкие материи души, человек возносился своими мыслями и сердцем. Это давало некую благодать, просветляло ум и мысли. Такая беседа помогала открыть человеку истину бытия, что давало многим возможность подняться на новую ступень собственного духовного развития.

В году 350 в жизни Ефрема случилась трагедия - смерть его собственного наставника и первого учителя Иакова Низибийского. Житие святого Ефрема Сирина резко изменилось.

Новая жизнь

После ряда определенных событий Ефрему пришлось перебраться в другой город под названием Эдесса. Населенный пункт по своей инфраструктуре был более живой и густонаселенный. Это означало, что вокруг появляется большое количество ненужных соблазнов, которые могли повлиять на состояние души. Именно в этом городе ему повстречались блудницы, которые пытались вывести праведника из духовного равновесия. Несмотря на такие дерзкие соблазны, Ефрем сдерживал не только внутреннее, но внешнее спокойствие. И смог дать отпор даже с легким сарказмом. Этот случай лишний раз продемонстрировал силу духа и безразличие к человеческой похоти.

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Божье предзнаменование

Такая жизнь в большом городе сказывалась на состоянии души, хотелось умиротворения. Поэтому Ефрем поделился своими терзаниями с одним из старцев. Тот в свою очередь посоветовал уйти в горы, которые располагались недалеко от города. Но этому же старцу в скором времени явилось ведение, где ему было указано о том, что Ефрем послан Богом для просвещения людей. В скором времени преподобному пришлось вернуться в оживленный город и заняться проповедями и толкованиями, но теперь этому был только рад святой Ефрем Сирин. Житие его было предначертано самим Господом.

Свои толкования Ефрем начал записывать для потомков, именно эти труды сохранились на долгие годы. Шло время, проповеди притягивали к себе огромное скопление народа. Ежедневно приходилось общаться с массой людей, каждому что-то толковать и объяснять. Ефрем начал снова задумываться о том, чтобы уйти, но ему пришло видение. Перед ним явился Ангел, который запретил святому убегать от собственного креста и велел продолжать служение людям во имя их спасения.

С целью обучения окружающих было принято решение открыть училище, из стен которого вышло большое количество знаменитых, умных и мудрых людей. Но, несмотря ни на что, Ефрему приходилось уходить ненадолго, все же ему нужно было время, чтобы побыть наедине с Богом. В пустыне его трудами была основана небольшая обитель, где он уединялся с целью отдыха и приобретения духовных сил. Такая практика помогала ему легче нести свой крест и обучать окружающих людей. Можно сказать, что двойственную жизнь вел преподобный Ефрем Сирин. Житие его описывает моменты, как общественной жизни, так и отреченного уклада.

Встреча с Василием Великим

Однажды Ефрему явилось видение, в котором был огромный огненный столб, и голос говорил о том, что этот столб есть сам Василий. Речь шла о Святом Василии Великом. В те времена он был Архиепископом Кесарии Каппадокийской. Преподобный Ефрем принимает решение отправиться в путь, чтобы встретиться с Василием. По прибытию он застал его в храме, по окончанию службы они имели искреннюю дружескую беседу. Как выяснилось в беседе, Василий очень много слышал о деяниях Ефрема, поэтому общался с ним как с давно знакомым человеком.

Святой Василий видел, что Ефрем достоин большего, но не стал принуждать его к своей воле. Он прочел над ним молитвы. Ефрем решил погостить три дня и затем снова отправился в свой город продолжать проповедовать людям. Делал он это абсолютно бескорыстно, пытаясь подарить окружающим свою любовь. Он избегал похвалы, уважения или почитания, пытаясь уделять каждую свободную минуты общению с Богом. Однажды люди хотели сделать его епископом.

Ефрем Сирин - юродивый?

Житие святого Ефрема Сирина могло повернуть совершенно в другую сторону, и ему пришлось пойти на крайние меры, а именно, притвориться юродивым. Он носился по городу, доставлял неудобства и творил другие шалости. После того как на пост выбрали другого человека, Ефрем вернулся в нормальное состояние и продолжил свою прежнюю деятельность.

Сон и вкушение пищи занимали самое последнее место в жизни преподобного. Спал он несколько часов, ел совсем мало, да и делал это с целью, чтобы не умереть преждевременной смертью. Ежедневно он каждую свободную секунду проводил, уповая в слезах, упоминая страшный для него Суд. Он считал, что нищета больше богатства, поэтому был бесконечно рад своему положению. Свою смерть преподобный чувствовал заранее, знал о ней и говорил. Перед тем как умереть он оставил для своих учеников завещание с поучениями. День смерти припадает на 372 год, но если верить другим источникам, то это произошло в 373 году. Ученики погребли тело со всеми почестями близ города Эдессы.

Святой без улыбки на устах

В памяти всех святой остался человеком, который никогда не смеялся, всегда был серьезным и немного угрюмым. В некотором смысле это было послание человечеству, которое даже в своем образе нес людям Ефрем Сирин. Икона святого способна творить настоящие чудеса с душой человека. С его глаз ежедневно текли искрение слезы, он переживал за весь человеческий род, которому предстоит страшный Суд. Его слезы были такими же естественными, как для любого другого дышать воздухом, и это явление доказывало святость этого человека, его молитвенное состояние души. Для многих глубоко духовных личностей огромной сокровенной ценностью являются житие и мощи Ефрема Сирина. Останки святого сегодня находятся в разных уголках планеты. Но большая часть сохранилась в Сирийском монастыре.

Благодаря Ефрему многие смогли понять, что именно искрение слезы - это начало познания самого себя, понимания своих ошибок и раскаяние в них, что очень важно. Если слеза искренне пролита, то человек испытывает стыд, а значит, сможет исправить свой грех. Плач является неким очищением для души. Как человек умывает лицо, так и плач способен омыть душу, сделать ее более чистой, а значит, излеченной от недугов. Именно эти слезы способны зародить в человеке зерно мудрости, скромности, сострадания к другим живым существам.

Эти простые истины пытался донести Ефрем людям. Удивительно то, что на сегодняшний день эти проповеди не утратили своей актуальности, а слова до сих пор способны коснуться души человека. И это важно для каждого, ведь теперешний мир сделал человека еще более толстокожим, а душу грубее, а значит, слезы - это начало собственного спасения.

За годы своей жизни преподобный смог подарить истинный путь многим заблудившимся душам. Дать облегчение и понимание своей греховности, подарить ясность разума. Именно благодаря Ефрему Сирину многие смогли найти себя. За долгое время до своей смерти он предсказал день, знал его точно. Дожив до глубокой старости, Ефрем обладал здравым рассудком, мог дать дельный совет. И только после смерти он смог отправиться на свое любимое место уже навсегда. Ученики похоронили Ефрема в его же обители.

Ефрем Сирин: творения и книги

Поистине, удивительное было житие Ефрема Сирина. Поучения его, к счастью, дошли и до наших дней. Каждому известно, что Ефрем отличался своим красноречием в проповедях. Он мог подобрать словесный ключик к любому сердцу. Помимо этого, он имел и другие таланты. Ефрем - великий писатель сирийской литературы.

Святым было написано огромное количество потрясающих молитв и песен. Именно благодаря этому удалось существенно обогатить каждое богослужение в храме. Его рукой написаны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Также был написан целый ряд песнопений для исполнения в праздничные дни. Молитва "Господи и Владыко живота моего" читается на протяжении всего Великого Поста.

В его сочинениях было насчитано целых 3 миллиона строк, что еще раз указывает на стойкий ум, выносливость и терпение человека. Желание донести людям частичку своей души позволило ему совершить большое количество достойных дел. Сочинения его пользовались огромной популярностью. Написаны они на сирийском языке, но необходимость заставляла переводить сочинения на все новые языки. Так они распространялись по всему миру.

Этому святому молятся для того, чтобы усмирить собственный гнев. Молятся ему о мире не только в своем сердце, но и в семье, и может быть даже государстве. Просьбы такого рода обращены именно к этому святому. Свой литературный дар Ефрем Сирин получил еще при рождении. Об этом свидетельствовал сон его матери, именно благодаря ему она поняла, что ее ребенок особенный. Таким было житие Ефрема Сирина.

Книга «Победа над собой» внесла огромный вклад в православную проповедь. Техника изложения произведений носит действительно особый характер. Собственная особенная техника, которая основывалась на речевых оборотах, более простой речи и повторениях. Книга очень доступно может объяснить даже самые запутанные истины. А для человека, который только начал свой путь, это действительно важно.

В своей поэзии Ефрем Сирин использовал саркастический стиль, с помощью которого мог с легкостью высмеять человеческие пороки и слабости. Помимо всего этого святой имел и музыкальный талант. Создавая какое-то песнопение, он мог четко указать необходимый музыкальный мотив, который действительно идеально подходил.

Об этом святом и по сей день сохранилась живая и настоящая память, его молитвы позволяют воссоединяться с Богом. Большинство письменных молитв утрачено, и скорее всего, что до нашего времени дошло совсем немного. Поэтому можно сказать, что современный человек знает о молитвах преподобного многое, но одновременно с тем, совершенно ничего.

Этот святой оставил на Земле огромное наследие. Прежде всего, это толкование Священного писания, огромное количество молитв и песен, которые сейчас звучат на службах. Это важно, такой вклад неоценим, каждый христиан благодарен Святому Ефрему. Он все-таки смог передать частичку собственной души каждому христианину, теперь главное сохранить ее и передавать следующим поколениям. Святой отрицал философские рассуждения, но при этом пытался всячески включать в свои поучения нравственный аспект, изложение чего ему прекрасно удавалось.

Для более глубокого изучения жизни и деяний святого лучше прочитать книгу «Житие Ефрема Сирина» (1791 год).

Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.

Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием - учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез - молитва, из молитвы - проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.

Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов. Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.

По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.

Проведя несколько лет в Едессе, преподобный Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели святителя Василия Великого, и тогда от Господа он удостоился видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Преподобный Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.

Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя преподобный Ефрем не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече святителя Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова. Тот же голубь открыл святителю Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал c ним в алтаре. Господь внял молитве епископа: преподобный Ефрем сразу заговорил c ним по-гречески, будто знал этот язык c детства. Василий Великий рукоположил преподобного Ефрема в диакона и после этого отпустил на родину.

В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338-387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Преподобный Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами. Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе. Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на преподобного Ефрема, что, когда он обращался к народу c проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием. Поэтому преподобный Ефрем обращался к Господу c такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»

Преподобный Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас. Так из смирения преподобный Ефрем всегда отказывался от священства. Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, - все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец c драгоценными камнями.

Когда в 338 году Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам святого Иакова (память 13 января) и преподобного Ефрема. Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 году Нисибин был сдан жестокому персидскому царю. Преподобный Ефрем, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.

Преподобный Ефрем преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.

Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама