THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский (12.01.1873–19.02.1940)

Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник, хорошо известен в России как духовный отец Царской Семьи.

Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года (ст. ст.) под Петербургом, в с. Подмошье Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей.

Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» () , вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии.

Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии.

Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории.

В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем ІІ и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи.

Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора -- он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью.

1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая ІІ, Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, - с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца - отец Исидор и отец Варнава.

В 1910 году Владыка заботами Царского Семейства с Петербурга был переведен в Крым - на Симферопольскую кафедру, поскольку его слабому здоровью не подходил климат северной столицы. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла.

В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи - в Полтаву - с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874- 940)” рассказывается так:

“Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор при богослужениях был пуст. И Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу, дабы Господь возбудил в новой пастве его ревность духовную, возжег в душах жажду покаянной молитвы.

Подробное жизнеописание, отдельные проповеди и письма Феофана Полтавского можно найти в книге:

Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940) (Москва: Братство прп. Германа Аляскинского -- Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1994) .

По этому изданию подан и наш текст. - Прим. ред.

– Владыка, вы заявили о желании возродить Казанскую духовную академию. За этим славным именем мощная традиция – духовная, научная, педагогическая, просветительская…

– Я хотел бы сразу подчеркнуть: это не только мое желание, это наша церковная боль, что мы до сих пор еще не возродили Казанскую духовную академию, которая действительно занимала особое место в жизни не только Русской Православной Церкви, не только в научном сообществе, но, я бы сказал, и на межправославном, международном уровне. Поэтому очень важно возродить и прерванную традицию, и духовную жизнь, и научную деятельность, и, как вы говорите, педагогическую, просветительскую.

– За счет чего вы планируете восстановить эту традицию в наши дни? На какие профессорско-преподавательские кадры вы будете опираться, особенно на первых порах?

– Здесь несколько вопросов. Если вы имеете в виду материальную базу, то есть аудитории, здания, необходимые для процесса обучения, вся инфраструктура. Ведь здание бывшей Казанской академии сохранилось, там располагаются, кажется, медицинские учреждения. Но есть закон о возврате собственности, принадлежавшей Русской Православной Церкви, и в идеале нужно добиться, чтобы было возвращено именно историческое здание.

Мне приходилось слышать советы, что, может быть, новое построить, но тогда мы потеряем сам дух старого здания! Здания, где были знаменитые профессора, где столько лет обучались студенты. Там преемственность духа происходит даже через неодушевленные вещи: коридоры, лестницы, а уж тем более – храм, который там был. Это очень важно. Но здесь вопрос, конечно, непростой. Освобождение здания от ныне занимающих его учреждений, приведение его в порядок – дело не одного года.

Уже строится высокоскоростная магистраль для «Сапсана»: три часа – и в Казани из Москвы, так что профессура может к нам приезжать и из других городов. Конечно, всё это непросто, но, поверьте, очень реально, и никакие это не радужные мечты, всё можно воплотить в реальную жизнь.

– В Татарстане и соседних регионах живут несколько десятков тысяч кряшен, этнически близких к казанским татарам и исповедующих православие. Известный исследователь Александр Журавский считает, что кряшены – это в основном не крещенные в XVI-XVIII веках татары-мусульмане, а потомки болгарских племен, крещенных не позднее XII века. Какое место занимают кряшены в жизни Казанской митрополии? Какое будущее вы видите у этой общины?

– Главное место – это то, что они сохранили свою традицию до наших дней, несмотря на непростые условия, – как в советский период, так и в период новейшей нашей истории. Я не буду перечислять те трудности, которые они испытали, они известны нам всем. И мне сложно сейчас сообщить прямо конкретные данные, что я решил или сделал, потому что за один месяц, наверное, это не очень возможно.

Но то, что я буду заниматься проблемой кряшен, это точно. И, насколько я ознакомился, самая большая их проблема – это, конечно же, духовенство. Надо готовить духовенство именно из их среды. А для этого, очевидно, надо будет подумать, чтобы как раз в нашей семинарии были специалисты, которые хорошо бы разбирались в данной проблематике – и языка, и культуры, и преданий, и традиций кряшен.

Думаю, вот это и есть одна из первостепенных задач. Ну и, конечно же, как везде, тут важно просвещение. Надо подумать и о храмах – где бы еще были нужны храмы для кряшен, – но и о просветительских центрах.

Ну а какое я вижу у кряшен будущее, – как у всех нас, какое еще. Через веру ко Христу, через служение, через развитие – совершенно реально занять место в жизни общества, в жизни республики.

– Казань – значимый культурный и научно-образовательный центр. Как вы планируете выстраивать отношения с профессиональными сообществами историков, музейных работников, преподавателей?

– Как в нормальном цивилизованном мире. Конечно же, у нас есть огромный пласт в истории нашего народа и в истории Церкви – новомученики. Это период всего XX века. Совместной работы для историков с епархией только за этот период непочатый край. История храмов, история научной школы, история монастырей – и в период их процветания, и в период богоборчества, и в период возрождения – необъятное поле для сотрудничества.

Очень важно, чтобы историческая наука была в полном смысле наукой, но ни в коем случае не интерпретацией – в угоду кому-нибудь или через личную призму. Надо стараться быть объективными историками, вот тогда это будет реальная историческая наука, которая сможет приблизить отдаленное время к нашему пониманию.

Что касается музеев… Сейчас очень много споров с музеями. Конечно же, немыслимо, чтобы монастыри, которые передаются законному хозяину – Русской Православной Церкви – становились бы какими-то зоопарками. Да, в возможную меру монастырь должен быть доступен, чтобы люди могли познакомиться с архитектурой, с живописью, с иконописью, с прикладным искусством церковного зодчества, творчества. Но ни в коем случае это сотрудничество не должно сводиться к тому, чтобы монастырь был только музеем, в котором монахи, повторюсь, – как в зоопарке, или как некий исторический фон, реконструкция. В этом плане мы должны понимать и уважать друг друга.

И с преподавателями работы много, тоже непочатый край. И с ними мы должны вести диалог и разрабатывать совместные программы духовно-нравственного воспитания, вместе говорить об истории, культуре, искусстве, в том числе о церковном искусстве.

– Как вы планируете решать давно назревшие вопросы о возвращении ряда символически значимых объектов – колокольни Богоявленской церкви, здания архиерейской резиденции, здания епархиального управления и прочих?

– Колокольня Богоявленской церкви уже возвращена. Теперь надо приводить ее в порядок, что сейчас постепенно и делается. С остальным… Знаете, что я хочу сказать? Я не хотел бы ломать копья сразу и говорить: «Вот я сейчас!» Нужен диалог. Нужен ровный спокойный диалог. Только через диалог можно прийти к тем или иным решениям, удовлетворяющим обе стороны.

– Неся свою службу на ставропольской земле, в непосредственной близости к Северному Кавказу, вы наверняка уже сталкивались с проблемой исламского экстремизма. Эта проблема актуальна в наши дни и в регионах Среднего Поволжья. Какое место займет эта проблема в ваших трудах и заботах?

– Интересный вопрос. Я не просто сталкивался, я перенес страшную трагедию Беслана. Я часто говорю и говорил: моя жизнь разделилась до Беслана и после Беслана. Потому что – когда выносил убитых, раненых детей из страшного ада, где всё горело, стреляло, убивало.

Для меня понятие экстремизма, терроризма – это не пустые слова. Это кровь и слёзы, это беда. И мы должны делать всё, чтобы не допустить таких уродливых явлений в обществе. Здесь путь один: для экстремизма самая питательная среда – непросвещенность, ложные ориентиры. И, конечно, я буду делать всё возможное, чтобы через сотрудничество с носителями другой религии, с исламом, мы бы могли объяснять людям, что экстремизм, терроризм не может быть оружием и путём веры. Это путь безверия.

Очень важно нам, носителям различных религиозных убеждений, но всё же исповедующим Бога как Творца, как Судию, понять: мы должны вместе бороться против этого страшного зла – экстремизма, терроризма, и у нас не может быть другого подхода, нежели сохранить жизнь, мир и согласие между народами. И кто бы мне что ни говорил, я никогда не смогу сказать, что ислам и терроризм – синонимы. Неправда. Я из личного опыта знаю, что глубоко верующие мусульмане никогда не были и не будут экстремистами и террористами. И правильно говорят, что у терроризма нет лица – ни национального, ни религиозного.

Траурные мероприятия в Беслане. Фото из архива Журнала Московской Патриархии

– Какие первостепенные задачи надо решать, по вашему мнению, Татарстанской митрополии?

– Да все наши задачи – первостепенные. И долгосрочная, и краткосрочная программы – это водительство через Церковь к Богу. Конечно, храмы надо строить, развивать систему духовного образования. Одна из главных задач – повышать духовный уровень клира. Не только в области знаний, но и в области именно духовного совершенства. А для этого необходимы и различные семинары, и встречи с хорошими опытными духовниками, с богословами, с юристами, – чтобы мы могли владеть умением защищать интересы Церкви.

А стратегическая цель – это не то, что мы все взяли – и здорово, мы все уже такие благочестивые, весь Татарстан в монастырях и в храмах. Стратегическая главная цель – Христос. Вот куда мы должны идти, а узловые точки, вехи, дороги – это лишь средства для этого пути. Еще раз повторю, главная стратегическая цель – от земли на небо ко Христу.

Митрополит Феофан (в миру Иван Андреевич Ашурков) родился в 1947 году в Курской области. Окончил Московскую Духовную академию. Был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры, наместником Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Феофан.

Нес послушание в Русской духовой миссии в Иерусалиме, послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки, послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1989-1993 гг. – экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки, позднее стал заместителем председателя ОВЦС МП. Представлял Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

В 2000 г. был наречен во епископа, назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. В 2003 г. – на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру. Далее был главой новообразованной Челябинской митрополии. В 2012 г. возведен в сан митрополита, в 2014-м – назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии. В данный момент возглавляет Казанскую и Татарстанскую митрополию.

В 1993 году в Москве, во время противостояния, пытался примирить конфликтующие стороны и принимал участие в переговорах. Лично проводил переговоры в Доме Советов с участниками трагических событий. В 2006-2008 и 2008-2010 годах был членом Общественной палаты Российской Федерации.

После террористического акта в Беслане разместил в монастырях епархии пострадавших детей, так как в больницах не хватало мест, помог обеспечить всех необходимыми медикаментами.

Во время военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года по указу архиепископа Феофана Богоявленский Аланский женский монастырь в Северной Осетии открыл реабилитационный центр для пострадавших детей.

Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, орденом преподобного Серафима Саровского II степени, медалью «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Митрополиту Феофану пока везёт: хотя православные в Татарстане ропщут на него всё чаще, нет никаких признаков, что почва уходит у него из-под ног.

Впервые недовольство паствы митрополитом Казанским и Татарстанским перешло в публичную плоскость весной 2016 года. В мае в газете "Московской комсомолец Поволжье" было опубликовано письмо верующих патриарху Кириллу – оригинал с множеством десятков подписей под ним "делегация" из Татарстана доставила в Москву. Передавались жалобы Кириллу на Феофана и во время июльского визита Патриарха Московского и Всея Руси в Казань. Очередной скандал с участием Феофана вспыхнул этой осенью и, кажется, вновь разрешился в его пользу. Оппонент Феофана - настоятель Богородице-Успенского монастыря в Свияжске игумена Силуан (Хохиашвили) - отстранен от должности. Митинг противников Феофана, назначенный на 30 октября, в итоге отменен по непонятным причинам. Правда, новых сторонников продолжает собирать размещенная две недели назад на ресурсе change.org петиция с просьбой "призвать митрополита к порядку". На момент сдачи материала она насчитывала 2993 голоса.

Если учесть, что "выездным" он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов

По крайней мере, в Татарстане Феофану уже удалось продержаться дольше, чем в Симбирской митрополии. Там он правил год и полтора месяца, в Казани – год и три с половиной месяца. В отличие от своего предшественника на посту митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия Феофан за свою церковную карьеру вообще довольно много успел поездить по стране и миру. А если учесть, что "выездным" он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов.

"Idel.Реалии" изучили досье на Феофана и убедились, что его имя фигурирует в скандалах не впервые.

СКАНДАЛ С МОНАХИНЕЙ

1977г. - определением Священного Синода Феофан (Ашурков) направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С Иерусалимом связан первый скандал с участием Феофана. Скандал – тихий, внутрицерковный, но отголоски его, тем не менее, дошли до наших дней.

Вот как описывает эту историю диакон Андрей Кураев:

"Из журналов Священного Синода:

доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Постановили:

архимандрита Николая (Шкрумко) в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме;

игумена Феофана (Ашуркова), в связи с истечением срока командировки, освободить от обязанностей члена Русской духовной миссии и направить в Троице-Сергиеву лавру для продолжения иноческого послушания.

Начальника Миссии вместо епископства тогда на три года сослали в Почаев, а игумена Феофана на тот же срок вернули простым монахом в Лавру.

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет

Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Горненского монастыря Варвару Третьяк в её родной киевский Покровский монастырь (её опала была дольше: лишь через через 6 лет её назначат толгской игуменьей). Причем официальная её биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу - хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским - что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом...

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет. Если разрешат ..."

Если вчитаться между строк, то сложится следующая картина. Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью. Архимандрита вернули на Родину за то, что допустил это.

Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью

В братстве Троице-Сергиевой лавры Феофан пробыл до сентября 1984 года, после чего был направлен в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину, где служил секретарём данного экзархата.

В СССР Феофан возвращается в марте 1987 года. Следующие этапы карьеры:

1987-1989 гг. - нёс послушания в ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, с 2000 г. – связей) Московского Патриархата.

1989-1993 гг. - Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всея Африки (Египет).

1993-1999 гг. - заместитель председателя ОВЦС Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

ДЕЛО - ТАБАК

Именно с ОВЦС был связан табачный скандал, разразившийся в девяностые. Напомним, этим термином обозначают события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами, близкими к РПЦ. По данным российской таможни, меньше чем за год в страну было ввезено 18 млрд беспошлинных сигарет (это 6,6% отечественного рынка табачной продукции в 1996 году).

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста "МК" Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал

Как известно, под шквал обвинений тогда попал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавлявший ОВЦС Московского патриархата с 1988 по 2009 гг.

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста "МК" Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал. Правда, непосредственно на сайте газеты статью "Грехи табачного митрополита" обнаружить почему-то не удалось. Она имеется на ресурсе CompromatWiki.

Паломнический бизнес принес Феофану квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку

В статье, вышедшей, судя по всему, в первой половине нулевых, Феофану приписывается роль специалиста по финансам. Так же там упоминается темная история с паломническим отделом, развязкой которой тоже стал скандал. Якобы накануне визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иерусалим вдруг выяснилось, что деньги за паломников в Израиль не перечислялись уже полгода. Впрочем, Феофан, пишет Бычков, исправился и быстро замял скандал. Паломнический бизнес, утверждается в публикации, принес Феофану неплохие дивиденды: квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку...

ЮБИЛЕЙ С РАЗМАХОМ

Недоброжелатели Феофана рассматривали это его назначение епископом Магаданским и Синегорским как ссылку, предположительно связанную с деятельностью в ОВЦС. А вот назначение его спустя три года, в мае 2003-го, епископом Ставропольским и Владикавказским было воспринято ими уже как добрый знак для Ашуркова. В Ставрополе Феофан пробыл до 2011 года. Причем скандалы начали сотрясать епархию с 2007 года.

Местное духовенство оказалось настроено против Феофана и попросило Синод "вернуть его обратно на Колыму".

Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец

"Два года назад в своем обращении мы писали об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея. Но чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец", - цитирует обращение Ставропольского духовенства издание "Век".

При этом оппоненты Феофана ставят ему в вину "прогибание" перед властью, и хамство по отношению к духовенству, стоящему ниже его по рангу:

"Постоянные издевательства над священниками, особенно рукоположенными при Владыке Гедеоне, вымогание у них денег на фоне многомиллионных потемкинских деревень – это и есть наша епархиальная жизнь. Повторим, что о благочестии пастырей правящий архиерей Ставропольской епархии еп. Феофан (Ашурков) судит лишь по величине взносов в епархиальную казну".

Публикация в "Открытой газете" подливает масла в огонь, описывая ряд других скандалов с участием Феофана.

"...руководство РПЦ получило еще одно коллективное письмо по поводу Феофана – на этот раз от духовенства неканонической Южноосетинской (Аланской) епархии, которое требовало "применить самые строгие адекватные санкции в отношении епископа Феофана, поведение которого совершенно не соответствует не только епископскому сану, но и званию рядового гражданина".

Поводом стало вызывающее поведение епископа на праздновании 15-летия независимости Южной Осетии: он-де грубил и панибратствовал с местными архиереями, а также (видимо, в крепком подпитии) позволил себе разоблачительную эскападу: "Это всё кругом моё! Я, русский архиерей, здесь хозяин! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!".

Но "самую серьезную критику, - пишет "Открытая", - вызвал его [Феофана] амбициозный проект перестройки трагически известной школы №1 Беслана в православный центр. Ведь хорошо известно, что из 364 погибших во время бесланского теракта 178 были мусульманами.

Кроме того, Ашурков намеревался оборудовать в горах Северной Осетии некий "реабилитационный центр" для матерей Беслана – были собраны огромные суммы денег от спонсоров, но ни единого кирпичика в основу будущего центра не легло".

Именно после этого, считает обозреватель газеты, "несчастные матери, разуверившись в епископе, перелетели под крыло скандально известного "воскрешателя" Григория Грабового".

ЦЕРКОВНАЯ ЧЕТВЕРТИНА

В марте 2011 года Феофан становится архиепископом Челябинским и Златоустовским. Этой очередной епархии на его пути тоже не обходится без скандала.

Зимой 2012-го ресурс URA.ru публикует выдержки из письма "некоего гражданина, назвавшегося настоятелем одного из южноуральских храмов".

А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!

В письме критикуется финансово-экономическая политика нового владыки:

"Он [Феофан] обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана – ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас - 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги... А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!"

В письме упоминается, как под Новый год в храме Александра Невского Феофан пустил по кругу свой клобук, предварительно положив в него немаленькую сумму: "На нужды храмов!". В URA.ru утверждают, что нашли еще как минимум одного свидетеля этой сцены.

Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки!

"Батюшки просто растерялись, когда Феофан пустил клобук по рядам. Что могли из карманов выгребали, в том числе и те, что в сельских приходах служат. Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки! Кто-то в рядах робко пытался спросить, а будет ли отчет? Но на него цыкнули: "Ты что? Владыке не доверяешь?", - цитирует ресурс слова очевидца.

ПЫШНАЯ ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА

30 мая 2014 года Феофан возглавляет Симбирскую митрополию. Это самая короткая "остановка" в его карьерном маршруте.

"С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов. Если раньше, к примеру, каждый приход в регионе сам закупал крестики, иконки и прочую продукцию, пытаясь найти подешевле, то с приездом Феофана в поставки всего этого были поставлены на поток, причем лишь строго через Епархию. Несмотря на, казалось бы, оптовую закупку, цены на всё взлетели. Епархия под руководством Феофана, накручивала стоимость на первоначальном этапе, а потом требовала еще и с каждого прихода от продаж порядка 20-25% возврата. То же самое произошло с церковными требами: отпеть покойника, крестить новорожденного – на всё это была установлена новая, более дорогая такса" - пишет ресурс ulnovosti.ru.

С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов

По этой причине, пишет сайт, приходы едва сводят концы с концами.

Феофану обычно ставят в заслугу визит патриарха Кирилла в Ульяновск. Однако и тут не обошлось без скандала. "Заштатный клирик РПЦ священник Димитрий Свердлов", как называют его СМИ,

Несмотря на то что советское время воспринимается как эпоха расцвета атеизма в стране, православие продолжало оставаться для многих ее граждан единственной религией и способом обратиться к Богу. Огромный потенциал силы веры заставил правительство Советского Союза в годы Великой Отечественной войны существенно ослабить влияние на множественные проявления религиозных настроений солдат и мирных жителей, но к полному принятию церковных организаций все же не привел. Тем не менее многие люди продолжали оставаться верующими и посещали храмы, жили по Божьим законам. Некоторые даже посвящали этому всю свою жизнь, благодаря чему Русская православная церковь сегодня по праву считается представительницей сильной, чистой и искренней веры во всем мире.

Детство Ивана Ашуркова

Город Дмитров стал малой родиной для шестерых ребятишек из простой рабочей семьи. Шестой ребенок родился у супругов Ашурковых в 1947 году, 25 мая. Иван, следуя семейным традициям, с раннего детства впитал в себя основы веры, любовь к Богу и устои православной жизни. В семье было принято читать молитвы перед трапезой, соблюдать дисциплину, усердно трудиться.

Естественно, в школе детям Ашурковых было непросто, особенно это касалось более старших классов. Иван, его братья и сестра с пятого класса ездили на уроки в соседнее село. Там их семью не знали и сразу стали пристально наблюдать, заметив приверженность к христианству. Некоторые учителя, как вспоминает сегодня Феофан, митрополит Казанский, даже проявляли видимую агрессию. Особенно нетерпимо относились к тому, что порой Ваня пропускал ради службы уроки.

Так как дети были верующими, в пионеры их не приняли, да отец и не давал на это разрешения. Сам он был столяром и держался обособленно, избегая необходимости вступать в колхоз.

Хоть и считается, что дети порой бывают более жестоки, чем взрослые, о детстве Ивана нельзя сказать, что оно прошло без друзей. Ребятишки дружили, вместе играли, а если и случались разногласия, братья Ашурковы всегда стояли друг за друга горой.

Сегодняшний митрополит Татарстанский Феофан никогда бы, наверное, не стал тем, кто он есть, без этого семейного единения, твердой веры и сильных православных отцов, которые служили в храме Вознесения Господня села Романовка. Именно об этом храме и отце Василии Иван Андреевич вспоминает с особым трепетом и теплотой.

Как Иван Андреевич пришел к служению

Окончив школу и освоив в Новотроицком училище профессию электрослесаря, парень, который много позже стал известен как Феофан (митрополит), как и все молодые люди Советского Союза отправился на службу в армию.

Особая армейская обстановка с ее ежедневным бахвальством новобранцев, сальностью разговоров, проявлениями дедовщины и порой чрезмерной склонностью к пьяным посиделкам еще больше повлияла на решимость Ивана не отклоняться от веры. Нужно сказать, что, по словам самого Феофана, армия все же не стала для него тяжелым испытанием, и он с благодарностью отзывается о полученном там жизненном опыте.

Отдав дань государству, Ашурков настроился на поступление в семинарию В первый раз поступить не удалось: вмешались власти. Но после года служения при митрополите Гедеоне в Смоленске (1969 год) смог одолеть программу сразу двух курсов. В результате усердного учения и поддержки владыки Филарета и митрополита Гедеона семинария была окончена за пару лет. Затем последовала академия, период послушничества и постриг в монахи.

С тех пор Иван Ашурков получил имя Феофан. Митрополит, а точнее этот сан, для молодого монаха тогда еще был далеко впереди. Монашеский путь будущего известного церковного деятеля начался в 1973 году в Троице-Сергиевой лавре. На следующий год Феофан стал иеродиаконом, а еще через два года - иеромонахом.

Жизненный путь будущего митрополита

Будучи уже аспирантом духовной академии, Феофан был направлен на послушничество в Иерусалим. Там он провел почти пять лет. Хоть тогда и была очень сложная обстановка в международных отношениях и выездах за границу, об этом времени митрополит Феофан отзывы озвучивает только положительные. Признавая чудом возможность в начале каждого дня созерцать святые для всех христиан места, он рассказывает об этом так, что замирает дыхание. Места, где родилась христианская вера, очень сильно повлияли на духовное развитие священнослужителя. Здесь он научился искусству ведения переговоров, лояльности к другим вероисповеданиям, ощутил всю силу любви к своей Родине и важность служения Богу даже ценой расставания с ней.

Вернувшись в 1982 году в СССР, будущий митрополит Феофан (Симбирский), два года служил в Троице-Сергиевой лавре, а затем его отправили до 1987 года в Южную Америку на должность секретаря экзархата. В этой местности отмечалась большая многочисленность приходов, которую обеспечивали люди с очень сложной судьбой - экономические мигранты с Украины, бывшие военнопленные, коренные аргентинцы, создававшие смешанные семьи. Всем им нужна была поддержка, которую и давали православные храмы.

Два года после Южной Америки прошли в отделе Московского патриархата, который отвечал за внешние сношения. С 1989 года пока еще не митрополит Феофан, биография которого включает служение церкви в самых разных странах, был экзархом в Африке. Когда он вернулся на Родину в 1993 году, Советского Союза уже не было.

Замещая до 1999 года председателя отдела по внешним церковным сношениям, Феофан стал свидетелем формирования новой системы взаимоотношений После недолгого послушничества на Востоке решением Синода архимандрит был посвящен в епископский сан.

Епископская деятельность Феофана

Став епископом Магаданским и Синегорским в октябре 2000 года, он столкнулся с необходимостью развития миссионерской деятельности. Феофан, митрополит области, сегодня носящей название вождя революции, особенно остро осознал, как важно строить новые храмы, взаимодействовать с молодежью, проводить православные мероприятия. РПЦ должна была многое противопоставить протестантским молитвенным домам и сектантским организациям. В магаданских газетах стали появляться православные вкладки, телевидение запустило церковные телеканалы, и был построен великолепный собор Святой Троицы.

С 2003 года Феофан назначен в где стал преемником вышеупомянутого митрополита Гедеона. Епархия была очень крупной, включала в себя весьма неспокойные области: Чечню, Северную Осетию, Ингушетию и другие. Северный Кавказ научил епископа находить общий язык даже с последователями другой религии. Он считал и считает, что общее дело восстановления духовности народа должно сплотить последователей всех вероисповеданий.

Бесланская трагедия и военный конфликт Грузии с Южной Осетией стали страшными, но очень важными страницами в биографии Феофана (Ашуркова). Он всеми силами старался помочь беженцам: РПЦ собирала для них продукты, медикаменты, предоставляла приют в монастырях и храмах.

Архиепископ Феофан (Иван Ашурков)

Огромный опыт церковной деятельности в самых разных условиях и странах позволил Феофану стать претендентом на сан архиепископа. Будущий митрополит Казанский Феофан совершил еще один шаг вперед - в 2008 году он принял новый сан. В 2012 году он возглавлял Челябинскую митрополию, а также управлял Троицкой епархией. На Южном Урале ему вновь пришлось столкнуться с многонациональностью, коей славится наша огромная страна. Феофан и здесь четко придерживался линии добрососедских отношений как с властными структурами, так и с простым населением. Здесь начали строить храмы, так как число православных приходов слишком мало, возобновили восстановление старых церквей и даже открыли теологическую специальность на кафедре истории в Южно-Уральском государственном университете.

Деятельность Феофана на посту митрополита

В 2012 году Феофан стал митрополитом. Через два года ему доверили где он очень многое сделал для укрепления православной веры среди населения региона. Хоть и немного времени пробыл на Родине В. И. Ленина митрополит Феофан, симбирский народ благодарен ему за его стремление вернуть Ульяновску историческое название, за увеличение количества храмов, за терпимое отношение к представителям иных религий.

Не прошло и года, как митрополит был назначен на новое место служения - в Произошло это в июле 2015 года. Деятельность здесь отличается от других наиболее тесным контактом с мусульманами. Вопреки мнению многих злопыхателей, представляя РПЦ, Феофан по-прежнему стремится к конфессиональному миру. Он четко осознает то, что все религии почитают Единого Бога, но каждая по-своему. И это не повод завязывать кровопролитные споры и тяжбы. Главная цель всех церковных организаций - добиться того, чтобы люди стремились к духовности и нравственной целостности. Очень жестко Феофан отзывается о национализме, называя его дорогой в никуда.

В наше весьма непростое время с расцветом самых разнообразных международных конфликтов такие люди, как митрополит Феофан, делают очень многое для сохранения мира.

Епископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) - сын священника села Подмошье, Новгородской губернии. Родился 31 (13 января) декабря 1873 года.

Закончил начальное духовное училище при Александро-Невской лавре, Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в 1894 году в возрасте 17 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 году был назначен доцентом той же академии на кафедре библейской истории.

В 1898 году принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха.

В 1901 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) в домовой церкви С-Петербургской духовной академии он был возведен в сан архимандрита с определением исполняющего обязанности инспектора Академии. В 1905 году, после выхода в свет его магистерской диссертации «Тетраграмма или ветхозаветное Божественное имя (Иегова)», он был возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора Академии.

В том же году происходит его знакомство с императором Николаем II, и архимандрит Феофан на долгие годы становится духовником царской семьи.

1 февраля 1909 года он назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а через 3 недели — 22 февраля, во второе воскресенье Великого поста, в соборе Александро-Невской лавры состоялась его хиротония во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершал Первенствующий член Св. Синода Высокопреосвященнейший Антоний (Вадковский), митрополит С-Петербургский и Ладожский с прочими членами Св. Синода и другими, прибывшими в столицу иерархами. 19 ноября 1910 года состоялось его назначение епископом Таврическим и Симферопольским, а 25 июня 1912 года он был перемещен на Астраханскую кафедру.
Причиной этого перемещения стало непонимание, возникшее между епископом Феофаном и членами царской семьи по поводу оценки личности Григория Распутина. Владыка Феофан некогда сам способствовал сближению Григория Распутина с царской семьей. При первом своем знакомстве с ним в 1905 году владыка, тогда еще архимандрит, увидел в Распутине особые духовные качества. Эти качества Распутина высоко оценил сам отец Иоанн Кронштадтский, а также многие известные иерархи того времени: епископ Саратовский Гермоген (Долганов) и тогдашний ректор духовной академии епископ Сергий (Страгородский).

В связи с развязанной в центристской прессе кампанией против Распутина, которая, по своей сути, была направлена против самого государя, епископ Феофан полагал: для царской семьи будет лучше, если Распутин будет удален от царствующих особ. В начале 1911 года епископ Феофан выступил перед Святейшим Синодом с предложением официально выразить императрице Александре Федоровне неудовольствие в связи с поведением Распутина. Члены Синода заявили ему, что это дело - для него как духовника императрицы. Находясь в то время на кафедре в Крыму, он навещал императрицу, когда царская семья приезжала в свою летнюю резиденцию в Ливадии. Осенью 1911 года епископ Феофан говорил с государыней около полутора часов, и императрица, как сказал сам владыка, «была очень обижена». Возникшее непонимание тяготило как императрицу, так и самого епископа Феофана. Хотя отношения между ним и царской семьей оставались довольно теплыми, но прежнего доверия уже не было. Желая избежать двусмысленности, во время посещения царской семьей Ливадийского дворца в Крыму епископ Феофан ходатайствует о перемещении его на другую кафедру, и таким образом оказывается в Астрахани.

На Астраханской кафедре епископ Феофан пробыл недолго, но за короткое время своего пребывания здесь он запомнился редким аскетизмом, простотой, доступностью, полным пренебрежением материальным благополучием. Богатый архиерейский дом при нем стал пристанищем бедных и нищих, которые получали там пищу, одежду и деньги. Епископ сам себе готовил пищу, не прибегая к услугам целого штата поваров, упразднил пышные выезды в каретах и, совершая ежедневно богослужения в храмах города, ходил пешком. Богомольцы тысячами собирались на его богослужения, на которых он говорил чудесные проповеди.

В Астрахани епископ Феофан получил изнурявшую его малярию. Приступы приходили неожиданно и начинались почти мгновенно, отчего владыке, если он был в то время на богослужении в соборе, приходилось прятаться от чужих глаз в угол, и дожидаться окончания приступа. Часто он в таком состоянии даже терял сознание. Служба же продолжалась, и никто из священнослужителей старался не показывать вида, что владыке плохо. Когда же кризис проходил, и владыка приходил в сознание, он, изможденный и обессиленный, все же поднимался и продолжал службу. Приступы бывали настолько сильными, что после них он едва мог двигаться. Обострилась и давнишняя болезнь — начался туберкулез горла.

Преосвященный Феофан был переведен из Астрахани в Полтаву а возведен в сан архиепископа. Назначение епископа Феофана на Полтавскую кафедру состоялось 8 марта 1913 года. В 1920 году владыка покинул Полтаву, уходя вместе с отступающей Добровольческой армией, эмигрировал из России. Некоторое время архипастырь жил в Константинополе, а позже переехал в Сербию. Здесь он вошел в состав Синода Русской Зарубежной Церкви, организованного митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), но деятельного участия в работе Синода не принимал.

В 1925 году по приглашению епископа Лубенского Серафима (Соболева), окормлявшего в Болгарии русские приходы, он переезжает в Софию. В 1926 году архиепископ Феофан и епископ Серафим (Соболев) выступили против своевольного толкования митрополитом Антонием (Храповицким) догмата об Искуплении. Они направили в Русский Архиерейский Заграничный Синод заявление, в котором назвали толкование митрополита Антония еретическим. Собор не поддержал их заявление, что привело архиепископа Феофана к полному разрыву с Синодом Русской Зарубежной Церкви.

16 (29) апреля 1931 года он переезжает во Францию, где поселяется в пригороде Кламар в доме русских эмигрантов Пороховых. Позже он переезжает в местечко Моун, близ города Амбуаз на Луаре, а в самом конце своей жизни поселяется в местечке Лимерэ, в доме бывшей полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко. Ей принадлежали несколько расположенных рядом пещер, в одной из которых владыка устроил маленькую церковь, а в другой поселился сам, где вел образ жизни настоящего затворника.

Скончался архиепископ Феофан 6 (19) февраля 1940 года и погребен на общественном кладбище на окраине Лимерэ, под номером 432.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама