THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Прошедшую в Историческом музее, мы уже рассказывали, а теперь пришел черед еще одной - "Шедевры Византии".
Эта выставка проходит в Третьяковской галерее рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI-XVII веков не случайно. Невозможно не переоценить то влияние, которое оказало искусство Византии на культуру древней Руси. Выставка дает нам возможность не только увидеть шедевры византийского искусства, но и проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников, а это очень важно для российского зрителя, так как наша история и история великой византийской империи переплетена навечно.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что именно послужило толчком к развитию древнерусского искусства? Почему нам так интересен город Стамбул? Почему в старинных и прохладных церквях и монастырях Греции мы видим так много знакомого для наших глаз и души? Что так накрепко связало Россию и Грецию? Ответ прост. Это византийское искусство.
Византия оказала огромное влияние на все мировое искусство, но особенно это все таки чувствуется в России.
После крещения Руси князем Владимиром к нам потянулись греческие иконописцы, священники, зодчие. Вспомните хотя бы митрополита Киприана или Феофана Грека.

Под влиянием византийской традиции сформировалась церковная культура Руси. Внешнее убранство, внутреннее оформление задавались достижениями ромейской эпохи. Одним из главных искусств, перенесенных из Византии, стала мозаика.

Иконопись на византийский манер была основным видом искусства России до XVI в., когда ее потеснила светская живопись. Основные произведения создавались художниками Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Главные принципы - духовность, выразительность, сакральность.

В Третьяковской галерее в постоянной экспозиции присутствуют настоящие жемчужины иконописи. Их уникальность была особо отмечена греческими специалистами, готовившими и открывавшими выставку.

Экономическое и духовное сообщение с Византией прекратились после завоевания Руси монголо-татарами. Тем не менее, глубокие культурные связи уже были заложены и сегодня мы, потомки русичей, являемся наследниками древней цивилизации.

На выставке в Третьяковке в Лаврушинском переулке нашему вниманию впервые будут представлены восемнадцать настоящих шедевров художественной культуры Византии из фондов музеев и частных коллекций Греции.


Воскрешение Святого Лазаря, XII век. Посмотрите как изящно выписаны все детали!

Настоящий артефакт! Деревянная скульптура Георгия Победоносца. Интереснейшая история у этого произведения. По чьему заказу он был выполнен? Что довелось пережить заказчице? Все это можно узнать на выставке. А пока можно просто любоваться красками и восхищаться.

На нас смотрит Богородица. Сколько боли и грустного понимания в ее глазах.

А на этой иконе мы видим не только роскошные краски, но и испорченные чем-то острым лики святых. Почему икона была испорчена? Вам расскажут, если вы придете в Лаврушинский.

Все иконописцы стремились увековечить образ Богоматери. Каждый раз мы замираем перед этими иконами. Часто ли мы останавливаем свой взгляд на мелких деталях? А ведь в них суть. Взгляните, как нежно мать держит ручку своего божественного младенца.

В Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии». Рассказываем главное, что надо знать, чтобы ею насладиться -- в том числе отличную новость про покупку билетов.

ЧТО ПРИВЕЗЛИ: 18 произведений искусства, в том числе 12 икон.

Несмотря на достаточно маленькое количество произведений (выставка заняла всего один зал), проект целиком оправдывает свое название «Шедевры Византии». Практически каждый экспонат здесь - действительно шедевр. Во-первых, впечатляет их древность - мы можем увидеть здесь предметы с конца Х по начало XVI века. Во-вторых, все они очень красивы и, как принято говорить, превосходны по своему художественному уровню. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи, бережно хранимые во время Османского владычества над Грецией и соседними православными землями - теперь они не только предметы культа или произведения живописи, но и свидетельства трагедий истории.

Характерный пример - икона «Распятие» XIV века (с «Одигитрией» на обороте) - один из прекрасных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Изящное тонкое письмо, радующая глаз гармония золотого и лазурного - и при этом лики святых варварски уничтожены.

ОТКУДА: своими экспонатами с Москвой поделился афинский Византийский и Христианский музей.

Он, увы, известен лишь знатокам, и туристы, прибывающие в Афины за античным искусством, часто о нем забывают. Однако это один из самых любопытных музеев города. Основанный в 1914 году, первоначально он располагался в небольшой вилле, когда-то принадлежавшей светской львице, жене наполеоновского офицера, герцогине Пьяченцы. К концу ХХ века особняк, стоявший посреди роскошного парка, явно перестал вмещать все огромные коллекции Византийского музея. К Олимпиаде 2004 года музей открылся после реконструкции - под газонами и клумбами парка, в толще земли, разместились три подземных этажа, в то время как особнячок остался на поверхности нетронутым. Колоссальное подземное пространство прямо-таки набито сакральным искусством византийского и пост-византийского периода. И его посетители наверняка не заметят, что какие-то вещи улетели в Москву.

Впрочем, отсутствие в постоянной экспозиции знаменитого «Святого Георгия» XIII века явно бросится в глаза посетителям афинского музея. Эта необычная икона выполнена в технике рельефа. Православные художники обычно так не делали, однако эта работа была создана во времена Крестовых походов, под влиянием западноевропейских мастеров. А вот обрамление привычное, каноническое - из клейм.

Другой важный экспонат выставки, кстати, размещенный кураторами на самом эффектном месте в зале - масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса». Этот эпитет переводится с греческого как «Сердечная» и является вариантом иконографии «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»). При взгляде на шедевр понимаешь, что такие нежные прозвища этот канон изображения получил не зря: Младенец так ласково тянет ручки к Матери, так мило прижимается к ней щечкой, что почти забываешь о том, что перед нами - предмет культа, а не зарисовка из жизни. Сохранилось и имя иконописца (для Руси это не очень привычно, а вот греческие мастера часто подписывали свои работы). Ангелос Акотантос жил и работал на Крите, в ту эпоху бывшем под властью Венецианской республики. Он считается одним из самых важных греческих художников XV века.

Вероятно, из константинопольских мастерских конца XIV- начала XV века происходит икона, которая будет любопытна всем обладательницам популярного в России имени «Марина». Дело в том, что святую Марину Антиохийскую в традиционном православном искусстве изображают достаточно редко. Позднепалеологовскя икона, на которой святая предстает в ярко-красном мафории и с распятием (символом мученичества) в руке, происходит из церкви Святого Герасима в Аргостолиона на острове Кефалония и является одним из старейших сохранившихся образов великомученицы.

ДРУГИЕ СОБРАНИЯ: кроме этого музея, в выставке в Москве приняли участие греческие частные коллекционеры. Сами понимаете, увидеть вещи из подобных собраний - это уникальный шанс.

Из собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса происходит небольшая, но очень изысканная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века. Этот сюжет привычен и для русской иконописи сюжет - Иоанн Креститель изображен с крыльями, у его ног на блюде лежит его собственная отрубленная голова, а с другой стороны между деревьями воткнут топор. Однако тонкость и гармоничность письма подскажут, что эта красота родом из тех земель, где веками не исчезала иконописная традиция, заложенная в византийских иконописных мастерских.

Из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом, прибыл старейший экспонат выставки - серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века. На этом двустороннем ювелирном изделии можно разглядеть тонкие гравировки фигур Христа и святых. Помимо Иоанна Златоуста, Василия Великого и других популярных святых, на кресте изображен редкий святой - Сисиний. Из надписи на рукояти известно, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

МЕСТО: выставка расположилась в главном здании Третьяковской галереи в зале №38 (обычно там висит Малявин и Союз русских художников ). Кураторы выставки особенно подчеркивают, что в соседних залах - постоянная экспозиция древнерусского искусства. И, насладившись афинской выставкой, стоит сделать два шага и посмотреть, что творили в это же время в северном углу православных земель.

БИЛЕТЫ: заранее покупать не надо. Выставка проходит в зале, находящемся среди постоянной экспозиции, и чтобы попасть на нее - достаточно купить обычный входной билет в музей. Хорошая новость для тех, кто устал осаждать сайт с онлайн-продажей билетов на выставку шедевров из Ватикана в соседнем Инженерном корпусе (которая на днях была продлена до 1 марта).

Elena Kobrina отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 3

Экспозиция небольшая - около 15 экспонатов, но очень любопытная с точки зрения понимания истории развития иконописи. Поражает потрясающее состояние некоторых экспонатов, например иконы "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" Очень тонкая техника и потрясающие краски! А какая прекрасная икона "Богоматерь Кардиотисса" XV века. Теплая, светлая, прекрасно сохранились цвета. Младенец Иисус обнимает Богородицу, с его ножки падает сандалия. Понравилось и "Гостеприимство Авраама" XV века - три ангела, Авраам и Сара. Вечный сюжет Троицы. Удивил яркий желтый цвет и тонкость рисунка в изображении Св. Луки в Евангелии Тетр XII века. Экспозиция располагается рядом с залами Древнерусской живописи. И это самое самое логичное её продолжение. Билет на выставку общий - даёт право прохода в любой зал Третьяковки (кроме сокровищ Ватикана). обязательно сходите, если хоть немного интересуетесь иконописью или историей.

Галина Цветаева отзывы: 233 оценок: 235 рейтинг: 291

Всегда считала, что святыни должны быть в храме. Но, выставка "Шедевры Византии" поколебали мои взгляды. Только на этом маленькой по количеству экспонатов, но огромном по ценности, видна преемственность русской иконописи и близость к византинской иконописи. Хотелось даже не вглядываться в эти не обыкновенный шедевры, а просто встать и чувствовать, как они входят через глаза в сердце и душу. Это иконы смотрят на нас, на наше внутреннее состояние, на чистоту сердца. Какие необыкновенные иконы, "Кардиотесса"(сердечная), она пронизывает тебя, хочется молить о спасении, как Богоматерь держит на руках младенца, все завораживает. Каждая икона, каждый представленный предмет, все уникально, все настолько потрясающе, что понимаешь, даже человек далекий от веры может задуматься, во имя чего и для кого создавались шедевры. Такая выставка может много сделать для духовного обновления человека. Спасибо

Tati отзывы: 184 оценок: 174 рейтинг: 218

Музеи Афин (тот же Бенаки) - нераскрытая и невероятно богатая история во всех смыслах этого слова. Оттуда возить и возить выставки, вышло бы не хуже Ватиканской. А получается, если сам не доехал, то шансов что-то увидеть очень мало, поэтому данная выставка - отличный шанс, который нельзя упускать. Мои любимцы - маленькая, но очень родная икона "Воскрешение Лазаря" 12-го века, "Богоматерь с младенцем" с Кипра, с лицом золотого цвета, которая смотрится как какая-то космическая пришелица, в хорошем смысле, и "Гостеприимство Авраама", на которой невозможно оторваться от глаз Святой Троицы, столько в них мудрости, строгости, прощения и еще чего-то, чему я не знаю слова. Состояние икон действительно очень хорошее, и правильно, что их немного, потому что на каждую нужно потратить и время, и силы - и ни одна не затерялась среди прочих. Замечательное и запоминающееся духовное путешествие, за которое большое спасибо кураторам этой выставки.

Victoria Chizhik отзывы: 7 оценок: 18 рейтинг: 2

Не далее как в воскресенье посетили с мамой выставку Шедевры Византии, но в большей степени были впечатлены иконами основной экспозиции Третьяковки, в которой и проходит выше упомянутая выставка. Привезённый из Греции шедевры иконописи фотографировать было нельзя, так что мы пошли удовлетворить наши фотоманьячество в залы основной экспозиции. Позже рассматривая украдкой сделанные фотографии выставки, я осознала уникальность и красоту византийских икон. Почему я не смогла сделать этого сразу? Мне кажется дело в плохой организации выставки: зал был слишком маленький (иконам словно не хватало воздуха), аннотации к шедеврам были написаны сухим искусствоведческим языком (у меня никак не получалось осознать написанное, хотя до этого такой проблемы не было), у смотрителей выставки закончились тематические брошюры (оказалось они пачками лежали на первом этаже, и дамы просто не хотели спуститься пополнить запасы или направить интересуешься, чтобы те сделали это сами). Конечно для обывателя, то есть меня, это раздражающие факторы, которые очень мешают получить информацию, пищу для размышлений и новые эмоции, а именно за этим я хожу на выставки. К тому же, протяжении всего посещения я неосознанно сравнивала выставки Шедевры Византии и Пинакотека Ватикана, и эта ментальная ловушка очень мешала. Выставки по масштабу, подхожу, степени отвественности и основной идеи совершенно разные. В конце концов, Ватикан больше на слуху, чем Византия, как это не банально. Но плюс всё-таки есть, выставка стала для меня поводом освежить знания об истории Византии, а значит пищу для размышлений подкинула. Идти или нет, решать вам. 🌹

Завтра в Лаврушинском переулке откроется выставка уникальных экспонатов из собраний греческих музеев

Государственная Третьяковская галерея
7 февраля - 9 апреля 2017
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 38

Выставка организована в рамках перекрестного года культуры России и Греции. В 2016-м в Афинах показали икону «Вознесение» Андрея Рублёва и целую выставку русских икон и скульптуры XV–XIX веков из собрания ГТГ. Ответная выставка в Москве представит 18 экспонатов (12 икон, 2 иллюстрированные рукописи, предметы литургического обихода - процессионный крест, воздух, 2 кацеи) из собраний Византийского и Христианского музея в Афинах, музея Бенаки, собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.

Экспонаты датируются концом X - началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах. Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений - уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции - серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой «Воскрешение Лазаря», воплощающей утонченный, рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

Икона «Богоматерь с Младенцем», написанная в начале XIII века, предположительно, кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Зрелому стилю искусства эпохи Палеологов принадлежит двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный» конца XIV века. Эта икона - современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы - в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Этот образ, очевидно, является списком с чудотворной константинопольской иконы Одигитрии.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Особой виртуозностью отличалась техника художников, украшавших рукописи сложными изысканными орнаментами в заставках, инициалами и миниатюрами с образами евангелистов. Уровень их мастерства демонстрируют два кодекса Евангелия - XIII и начала XIV века.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка «Шедевры Византии» располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Куратор проекта Е. М. Саенкова.

Источник : пресс-релиз ГТГ



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама