THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Гештальтпсихология – это уникальное направление в психологии. Возникло в период психологического кризиса в 20-хх годах прошлого века в Германии. Гештальтпсихология является продуктивным вариантом сохранения целостности немецкой и австрийской психологии. Была создана для противостояния структурализму.

В рамках гештальтпсихологии психику человека изучают с учетом целостных структур (гештальтов), которые первичны по отношению к своим составляющим.

Например, испытуемый видит кошку, и его спрашивают, кто находится перед ним? Что он ответит? Скорее всего, он скажет «кошка» либо «животное». Человек воспринимает ее как единое целое, а не хвост, лапы или мордочку отдельно.

Это направление психологии исследовали и описали Фриц (Фредерик) Перлз, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер. Впервые о гештальтах и психике в этом ключе заговорили в 1921 году.

Кристиан фон Эренфельс подчеркивал в своих трудах, что целое – это отдельная реальность, которая отличается от мира частей. В переводе с немецкого языка «гештальт» - это форма структуры , образа. То есть гештальтом можно назвать наглядно-пространственную форму восприятия предметов, которую нельзя понять с помощью суммирования, накапливания свойств. Например, музыка. Известную мелодию человек узнает, даже если ее тональность изменили. Также мы узнаем музыку, если слышим ее второй раз.

В основе исследований лежит восприятие человека . В центре внимания – тенденция психики к суммированию накопленного опыта. К примеру, при демонстрации символов «с дырами» (пробелами), сознание пытается заполнить недостающую часть и человек вспоминает целый образ.

История зарождения гештальтпсихологии

Гештальтпсихология начинается с важного эксперимента психолога Макса Вертгеймера. Он исследовал «фи-феномен». В эксперименте помогали социальные приборы – тахиостоскоп и стробоскоп. Ученый использовал две прямые линии, которые выступали раздражителями , передавая различную скорость движения.

Будущий представитель школы гештальтпсихологии М. Вертгеймер выяснил, что:

  • при большом интервале испытуемый воспринимает линии последовательно;
  • при коротком интервале линии воспринимаются целостно;
  • оптимальный временной интервал – 60 миллисекунд. В этом диапазоне создается восприятие движения. Наблюдая за глазами испытуемого, наблюдалось движение зрачков влево и право, на прямые линии глаза реагировали последовательным взглядом;
  • испытуемый воспринимает чистое движение при правильном временном интервале. Считалось, что движение есть, но не наблюдается видимое перемещение линии. Именно эта реакция человека получила название «фи-феномен».

Данные эксперимента ученый описал в 1921 году в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с этого момента начинается школа гештальтпсихологии.

Сам Макс Вертгеймер является одним из основателей этого течения в психологии. Он продолжал исследовать восприятие и мышление человека. В то время его работы привлекали внимание многих известных ученых. Среди них был Курт Коффка, который даже участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого. Вместе, опираясь на результаты, они обосновали совершенно новую, уникальную теорию восприятия мира .

В 30-хх годах гештальтпсихология становится очень популярной в Берлине. Сам ученый работает в Германии, а в преддверии Второй мировой войны эмигрирует в США, где умирает в 1943 году. В 1945 году вышла посмертная книга Макса Вертгеймера «Продуктивное мышление». В этом труде описан процесс решения задач путем гештальтпсихологии, подробно изложен процесс выяснения значения отдельных частей в структуре целостной внутри проблемной ситуации.

Основоположником гештальтпсихологии как психологии считается Курт Коффка. Сотрудничал с Максом Вертгеймером с 1910 года. В этот период Коффка опубликовал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию», в которой расписал главные принципы и положения этого направления.

В 1921 году ученый написал книгу по детской психологии – «Основы психического развития», а в 1933 году издал труд «Принципы гештальтпсихологии». Вторая книга оказалась трудной для чтения, поэтом не стала основным учебником по изучению теории гештальтпсихологии, как рассчитывал автор.

Его исследования восприятия детей показали, что у детей присутствуют слабые, смутные образы. Именно это наблюдение натолкнуло его к рассуждениям про важную роль фигуры и фона. Сформулировал один из законов восприятия, который назвали трансдукция . Он доказал, что дети воспринимают не цвета, а их отношения.

Ученый доказывал, что цветовое зрение развивается за счет контраста восприятия фона и фигуры. Позже этот закон был доказан Келером и был назван законом транспозиции .

Со временем исследования Келлера раскрыли мгновенный, а не длительный характер мышления. В его основе лежит «инсайт ». Чуть позже ученый по имени К. Бюлер назвал этот феномен «ага-переживанием». Он подчеркнул его внезапность.

Сегодня понятие про «инсайт» считается ключевым в гештальтпсихологии. Оно объясняет практически все формы мышления, в том числе и продуктивное, творческое.

Базовые принципы гештальтпсихологии

Упорядоченность и целостность восприятия человека достигается благодаря следующим принципам:

Ученые воспринимают психику человека как целостное феноменальное поле , которое обладает определенным строением и свойствами. Согласно гештальтпсихологии основными свойствами восприятия человека считаются отношение фона и фигуры и константность восприятия.

Качественные характеристики психологии гештальтов

Гештальты, которые сформировались, всегда целостны. Они являются завершенными структурами и имеют четкий контур. Этот контур характеризуется замкнутостью, резкостью или размытостью границ. Главное качество гештальтпсихологии - стремление к завершенности, которое проявляется эффектом Зейгарник.

Когда описывают гештальт, часто употребляют понятие «важности». Важно целое, а части – второстепенны. И наоборот. Фигура всегда на первом месте, фон – на втором. В редких случаях, например, в орнаментах, все части бывают одинаково важными.

Члены гештальта имеют разные ранги . Например, если смотреть на круг: 1-й ранг – это центр. А 2-й ранг – границы круга. А любая точка внутри круга – это уже 3-й ранг.

Каждый гештальт обладает центром тяжести , который еще называют «центром массы». Это середина, место соединения и скрепления, либо исходная точка как начало целого. Или направляющая, как острие стрелы.

Качество транспозитивности в этом направлении психологии - образ целого всегда остается, даже если все элементы видоизменились. Или наоборот, целое теряется, даже если все элементы сохранены. Например, картина Пикассо «Кот».

Закон прегнантности – завершенность гештальта, приобретение равновесия, «хорошей формы». К свойствам прегнантности относят отчетливо выраженные и замкнутые границы, внутреннюю структуру, симметричность.

Понятие «хорошего» гештальта провозгласил представитель школы гештальтпсихологии Метцгер в 1941 году. Он утверждал, что сознание предрасположено к тому, чтобы из всех данных воспринимать самые простые, замкнутые, эстетичные, единые элементы, которые включаются в пространственную ось.

Группирование гештальтов осуществляется с помощью следующих факторов:

  • фактор близости;
  • фактор общей судьбы;
  • фактор продолжения;
  • фактор сходства.

Фон и фигура в гештальтпсихологии кратко

Главные объекты феноменального поля – это фон и фигура. Часть информации, которую мы воспринимаем, является четкой, наполненной смыслом. В то время как другая ее часть «в тумане», лишь смутно присутствует в сознании индивида.

Головной мозг, когда смотрит на фигуру, всегда реагирует более остро и четко. А фон воспринимается второстепенно, он визуально отодвинут назад. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона.

Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами. Поэтому вполне реально явление обратимой фигуры, когда фигура и фон меняются местами.

Константность, стойкость восприятия

Закон восприятия утверждает, что целостность образа не меняется при смене сенсорных элементов. Человек воспринимает мир стабильным, несмотря на то, что постоянно меняет положение своего тела в пространстве.

Константность формы – форма объекта, которую мы воспринимаем, постоянна. Даже при изменении формы на сетчатке человека. Например, если взглянуть на страницу книги сначала прямо, а потом под углом – восприятие ее формы останется таким же.

Константность размера – объект остается постоянным, независимо от изменений на сетчатке. Восприятие человеком элементарных объектов кажется нам врожденным, естественным. В реальности оно формируется в детстве, благодаря накоплению жизненного опыта.

Константность яркости – человек воспринимает яркость предмета постоянно, независимо от измененных внешних условий.

Теория и основные понятия гештальтпсихологии

Основа гештальтпсихологии и гештальттерапии заключается в следующих понятиях:

Чтобы полностью разобраться, что такое гештальтпсихология, необходимо познакомится с 9 заповедями аутентичной личности :

  1. Живи в настоящем. Будь теперь.
  2. Опыт – это реальности. Не фантазируй о своей жизни.
  3. Взаимодействуй только с теми вещами, которые есть в наличии.
  4. Чувства, которые вы испытываете, нужно выражать. Не стоит манипулировать, искать оправдания.
  5. Не стоит много рассуждать. Делай и наблюдай.
  6. Не создавай кумиров. Поступай так, как считаешь правильным и эффективным.
  7. Проблемы и боль принимай наравне с радостью, удовольствием.
  8. Оставайся собой всегда, в любых обстоятельствах.
  9. Бери ответственность за все свои реакции.

Почему гештальтпсихология не выдержала испытание временем?

Скорее всего, главная проблема в том, что физические и психические явления рассматривались параллельно, не вникая в причинно-следственную связь. Гештальтпсихология претендовала на самостоятельную теорию в психологии, но базировалась на исследованиях образов восприятия. Если нужно было объяснить явления, которые нельзя представить в данной категории, возникали трудности.

В гештальтпсихологии нельзя разделять действие и образ, они выступают в виде уникального образа, некой универсальной сущности. В итоге метод исследования, основанный на феноменологической концепции , стал препятствием реальному научному изучению «образа» и «действия».

Еще одна ошибка – разрыв понятий «анализ» и «синтез». Самые отчаянные гештальтисты отрицали существование ощущений, также они были ярыми противниками ассоциативной психологии. В то же время гештальтпсихология оставила яркий след в развитии современной психологии.

Она привлекла внимание ученых к изучению памяти, перцепции, восприятия, творческого мышления, изучение личности, ее поведения и мотивации.

Современные приверженцы гештальтпсихологии убеждены, что сегодня также нужно изучать опыт сознания. Однако, они согласны, что сознание труднее исследовать, в отличие от поведения человека.

Гештальтпсихология доказывает, что анализ личности имеет дело не с отдельными элементами, а с целыми образами психики. В отличие от своего главного конкурента – бихевиоризма, нынешняя гештальтпсихология многое сохранила от первоначальной теории. Благодаря этому ее первоначальные принципы и интерес к сознательному опыту личности не растворились во времени и пространстве.

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886-1941) и К. Левина (1890-1947), заложившими методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии - «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Тем не менее, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформирует прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы - в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея - познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях - понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются му, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее пере-стурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход бьш заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, для психологии личности и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя спустя почти лет после его смерти.

Геш­тальт­пси­хо­ло­гия поя­ви­лась как ре­ак­ция на по­пыт­ки ато­ми­сти­че­ско­го по­ни­ма­ния опы­та - ана­ли­за, в ко­то­ром эле­мен­ты опы­та сво­ди­лись к их про­стей­шим со­став­ляю­щим, и ка­ж­дый ана­ли­зи­ро­вал­ся в от­ры­ве от ос­таль­ных, а опыт по­ни­мал­ся про­сто как сум­ма этих ком­по­нен­тов. Са­мо по­ня­тие “геш­таль­та” от­ри­ца­ет зна­чи­мость та­ко­го ро­да ато­ми­сти­че­ско­го ана­ли­за.

Ос­нов­ной прин­цип под­хо­да геш­тальт­пси­хо­ло­гии со­сто­ит в том, что ана­лиз час­тей не мо­жет обес­пе­чить по­ни­ма­ния це­ло­го, по­сколь­ку це­лое оп­ре­де­ля­ет­ся взаи­мо­дей­ст­ви­ем час­тей. Вы­де­ле­ные из геш­таль­та час­ти не ос­та­ют­ся то­ж­де­ст­вен­ны­ми то­му, ка­ки­ми они бы­ли на сво­ем оп­ре­де­лен­ном мес­те и со сво­ей оп­ре­де­лен­ной функ­ци­ей в це­лом. (Экс­пе­ри­мент с дву­мя точ­ка­ми).

Ос­нов­ные по­ня­тия, сгруп­пи­ро­ван­ные по сфе­рам ис­сле­до­ва­ния:

Вос­при­ятие: Це­ло­ст­ный об­раз (percept) как единица восприятия, фи­гу­ра-фон (бли­зость, замк­ну­тость кон­ту­ра, сход­ст­во, сим­мет­рич­ность).

Мыш­ле­ние: проникновение в ситуацию, ин­сайт, функциональное решение.

Лич­ность: по­ня­тие по­ля, сил по­ля, ва­лент­но­сти сил, кон­флик­та сил, прин­цип од­но­вре­мен­но­сти и влия­ния про­шло­го и бу­ду­ще­го.

Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

· Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

· Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

· Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

· Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

· Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

· Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

· Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т.е. переноса. В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает. Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер», К.Гусс), США (А. Лачинс,Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Основные понятия:

Гештальт – целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Эксперимент – 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек.

Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) - гештальт в восприятии.

Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю.

Метод – феноменологический метод – непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных). Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение).

2. Основные принципы:

Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов).

Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен.

3. Исследования зрительного восприятия.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Ощущение не элемент, единицей считается зрительный образ, фигура на фоне. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы.

Свойства фигуры и фона:

фигура выглядит интенсивнее, чем фон

контур воспринимается как принадлежащий фигуре

фигура кажется феноменально ближе (и больше), чем фон, а фон непрерывно простирается за фигурой.

Законы восприятия:

Закон фигуры и фона (Рубин) (фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон);

Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к “хорошей фигуре”, к упрощению восприятия;

Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологическим процессом в мозгу, возникающим в результате внешних воздействий, которые в виде афферентных импульсов достигают кортикальных полей. Физиологические закономерности объяснялись физическими законами электромагнитного поля.

Опыты Келера с курами. Светлая и темная полоски + зерно. Предъявлялись зерна на светло-сером и на темно-сером листе бумаги. На первом можно было клевать, на втором – зерна были приклеены. Постепенно методом проб и ошибок курица выработала положительную реакцию на светло-серый лист. Она безошибочно подходила к светло-серому листу и клевала зерна. Когда реакция упрочилась, то критический опыт: предъявлялись светло-серый и белый листы. Поведение курицы: положительная реакция на белый лист и отрицательная на светло-серый. Вывод: дрессировка курицы была выработана не на абсолютную темноту или светлость тона, а на относительную. Еще критический опыт с черным и темно-серым листами. Реакция аналогичная (ориентировка на относительную светлоту). Все это с совершенной ясностью и убедительностью показывает, что курица реагирует на предложенную ей ситуацию как на единое целое: реакция на более светлый тон. Т.е. структура зрительного восприятия курицы как целого определяет свойства составляющих его элементов. Отсюда вывод, что структуры являются первичными примитивными актами. Целое – не высшее, как считалось раньше; структурное не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т.п.

4. Исследования мышления.

Этапы мышления: постановка задачи на основе условий; группировка, реорганизация и структурализация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.

Келер: интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля прежде не связываемые начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. “Инсайт” - озарение.

Начало 20-х годов: опыты с человекообразными обезьянами. Клетка, приманка, палка. 3 стадии:

хаотическая беспорядочная активность

стадия бездействия

инсайт (обезьяна вскакивает, хватает палку, достает приманку).

Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После – части объединились в целое, поведение упорядоченно, имеет цель.

Средство и цель взаимосвязаны. 1) понимание без решения (нет палки - функциональная замена палки - хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута. 2) решение без понимания (решение по аналогии с действиями сородичей. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта - инсайт не сводится к сумме своих частей.

Вертгеймер: мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым, в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры.

Условия переструктурирования ситуации – умение отказаться от привычных сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта.

Основание человеческой активности в любой ее форме (поступок, мышление, память) является намерение – потребность. Потребность – некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель.квазипотребности образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке. Разрядка и тогда удовлетворение потребности.

Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по свои м физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к личности субъекта (положительная и отрицательная валентность).

Единство личности и среды – жизненное пространство, которое обладает свойствами – уровень реальности, временная перспектива. В понимание жизненного пространства Левин включал ожидания, представления о будущем (идеальный план) и прошлом, но в связи с тем как они представлены в настоящем. отсюда проблема целеобразования и целенаправленного поведения.

Основные положения гештальттеории:

Идея целостности образа;

2. Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным (материальным) процессам;

3. Идея имманентной динамики гештальта (фигура – фон). В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения;

4. Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы);

5. Идея ассимиляции и контраста (восприятие отдельного человека, ассимилируея его с группой (стереотипы);

6. Принцип структурности.

Инса́йт - (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) - интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Понятие было применено в 1925 г. В. Кёлером. В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

5. основные понятия и положения бихевиоризма. Схема «С-Р». Исследования обусловливания и научения (Торндайк, Уотсон)

предмет бихевиоризма - это поведение человека - это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.

Поведение с точки зрения бихевиористов - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.

С точки зрения бихевиоризма личность - это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.

Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.

Во многом под влиянием работ Павлова Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S - R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии - по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как сказал Уотсон, - продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.

Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона - наблюдение за поведением человека с целью:
а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет
реакция;
б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

Бихевиори́зм (англ. behavior - поведение ) - направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании.), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление , в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке . Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Эдвард Ли Торндайк первым утверждал, что психология должна исследовать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. Торндайк создал свой подход, названный им коннекционизмом (от англ. сonnect – связывать). Подход был основан на изучении связей между раздражением (ситуацией, элементами ситуации) и реакциями организма. Торндайк первым ввел понятие связи между ситуацией (стимулом) и реакцией организма, настаивал на том, что для изучения поведения его необходимо разбить на пары стимул - реакция (S-R).

Свои исследования поведения Торндайк начал с изучения процессов научения. Он попытался количественно измерить научение, подсчитывая проявления “неправильного” поведения и регистрируя время, необходимое животным для достижения цели. Метод научения, применявшийся в экспериментах Торндайка, получил название “метод проб и ошибок”. В ходе своих экспериментов Торндайк вывел два закона научения: закон эффекта и закон упражнения.

Закон эффекта: каждое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она появляется вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде.

Закон упражнения: чем чаще действие или реакция используется в данной ситуации, тем сильнее ассоциативная связь между действием и ситуацией (повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению). Впоследствии Торндайк выяснил, что поощрение способствует закреплению действия (реакции) эффективнее, чем простое многократное повторение.

Основные положения бихевиоризма Дж. Уотсон четко сформулировал в программной статье в 1913 г. «Психология глазами бихевиори-ста». Он утверждал:

* поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами;

* анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов;

* основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение.

Эти положения произвели настоящий переворот в экспериментальной психологии. Впоследствии они были дополнены и расширены другими исследователями. Наиболее сильно бихевиоризм затронул развитие американской психологии.

Уотсон считал, что его классическая схема дает ключ к изучению сложного, целостного поведения человека. Для этого он ввел понятие “акта” - такой целостной реакции организма. К актам Уотсон относил написание книги, игру в футбол, строительство дома и т.п. все акты, согласно Уотсону, могут быть сведены к моторным или секреторным реакциям организма. Реакции могут быть явными (внешние непосредственно наблюдаемые) и неявными (сокращения внутренних органов или секреция желез). Последние можно изучать при помощи специальных приборов.

Инстинкты: в начале своей ученой карьеры Уотсон признавал значительную роль инстинктов в поведении животных. В дальнейшем он отказался от использования данного понятия в своих научных построениях. Уотсон утверждал, что все, что кажется инстинктивным, на самом деле социально обусловлено. Более того, отказ признавать роль врожденных факторов в детерминации поведения животных и человека привел Уотсона к отрицанию существования врожденных способностей. С этим связана его знаменитая фраза: “Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков”.

Эмоции: рассматривались Уотсоном как главная реакция организма на специфический раздражитель. Эмоции – это форма неявного поведения, при которой внутренние ответные реакции проявляются в форме изменения цвета лица, учащения сердцебиения и т.д. Этот подход не предполагает изучения процесса сознательного восприятия эмоций. Уотсон предлагает описывать эмоции в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних и внутренних реакций организма.

Мышление: сводится Уотсоном к неявному моторному поведению. Он предполагал, что мышление должно включать неявную речевую реакцию или движение. По сути, Уотсон сводил мышление к беззвучному разговору, в основе которого лежат те же мышечные движения, которые мы используем для привычной речи. По мере взросления человека это “мышечное поведение” становится невидимым и неслышимым. Таким образом мышление превращается в способ беззвучной внутренней беседы. “Поток сознания” заменяется в бихевиоризме Уотсона “потоком активности”.

^ Методы бихевиоризм. Будучи реформатором психологической науки, Уотсон не мог не предложить новых методов психологического исследования. Это были методы, которые, по мнению Уотсона, отвечали требованиям объективности и повторяемости, предъявлявшиеся ко всей психологии в целом. Предполагалось использование в бихевиоральной психологии следующих методов: наблюдения, тестирования, дословной записи речи испытуемого и метода формирования условных рефлексов.

Тестирование предполагало оценивание не какого-либо психического качества испытуемого, а его поведения. Результаты тестирования должны были демонстрировать реакцию человека на определенный раздражитель или стимульную ситуацию, – и только это.

Метод дословной записи речевого поведения предполагал фиксирование речи испытуемого в определенных ситуациях и при воздействии определенных раздражителей. Исследованию подлежали собственно речевые реакции; то, что человек чувствовал или думал в данный момент в расчет не принималось.

Метод условных рефлексов, как это явствует из названия, предполагал изучение процесса формирования условных рефлексов. Метод предполагалось использовать в лабораторных условиях для изучения сложного поведения, для чего это поведение разбивалось на отдельные компоненты. По сути дела, классический лабораторный эксперимент бихевиористов берет свое начало именно в методе условных рефлексов, как его назвал Уотсон.

Явление инструментального обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими лёгкостью и постоянством. Если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.

Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые - удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования - на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически « в силу этого имеют тенденцию закрепляться.

Удержание навыков составляет память. В противоречие с установкой на отказ от изучения ненаблюдаемых механизмов поведения Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные - условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуждения в центральной инстанции на пути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничиваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.

В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуетсямеханистически . Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный. Несмотря на указанную ограниченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

6. проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретация. Методы изучения бессознательного

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти. Борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо- энергиея, которая связана с инстинктом жизни. Энергия, связанную с инстинктом смерти и агрессии, - Оно (Ид). Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с "океаническим чувством Я", включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализовать Я до своего тела, сужая таким образом, объем Я.

Третья структура личности - Супер-Эго - не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется так же Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Супер-Эго служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины.

Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются:

· вытеснение,(желание вытесняется в бессознательное)

· регрессия,

· рационализация,

· проекция

· сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения в виде ошибок, описок, оговорок.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей "добропорядочный" вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам.

Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера "Экспериментальные исследования восприятия движения" (1912) (фи-феномен - иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное "переструктурирование" ситуации)..

М.Вертгеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение - то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений. М.Вертгеймер также описал явление "чистого движения", когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения .

Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя .

Согласно гештальттеории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Напротив, мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются .

Эта теория в гештальтпсихологии получила название принципа прегнантности или равновесия (закон хорошей формы). «Хорошей» в гештальтистском смысле слова является простая и стабильная форма. Этот принцип обобщает ряд найденных феноменальных закономерностей, устанавливающих тот факт, что элементы внешнего физического мира объединяются в гештальт по принципу максимальной простоты и регулярности, т.е. в нашем феноменальном поле действует объективная тенденция к объединению сенсорных элементов в самую простую структуру, которая возможна при данных конкретных стимульных условиях. Действие принципа прегнантности и заключается в установлении равновесия между связывающими и сдерживающими силами феноменального поля: противодействие связывающими силами вносит разнообразие внешней стимуляции, оно представляет собой разъединяющую силу и увеличивает напряжение внутри этого поля. Простота перцептивного гештальта объясняется наименьшим напряжением указанных выше сил. Пример: если при прослушивании знакомой мелодии не проигрываются какие-то ноты, то мелодия воспринимается целостно, отсутствие нот не замечается; некачественно пропечатанный текст читается нормально. Образование перцептивного гештальта -- это не интеллектуальный синтез чувственной информации, а непосредственное чувственное отражение физического мира..

Принцип прегнантности нашел свое отражение в найденных гештальтистами частных закономерностях, обнаруженных при экспериментальном исследовании восприятия кажущегося движения, формы, оптико-геометрических иллюзий. Это законы группировки, описывающие те объективные условия, при которых элементы физического мира объединяются в феноменальном поле в перцептивные гештальты..

Гештальтистские факторы группирования (или принципы организации восприятия) были описаны М. Вертгеймером:

  • · фактор близости -- в гештальт объединяются близлежащие элементы; воспринимаемая близость, вызванная группированием, может быть как пространственной, так и временно?й;
  • · фактор сходства -- гештальт образуют сходные элементы.

Группирование на основании близости и сходства распространяется и на восприятие звука -- ноты, кажущиеся одинаковыми по высоте и следующие во времени непосредственно одна за другой, могут перцептивно восприниматься как мелодия..

  • · фактор «хорошего продолжения» - элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой линии простой формы, легко воспринимаются как единое целое, все идентичные элементы следуют в одном и том же направлении, что и придает их сочетанию свойства направленной фигуры ;
  • · фактор общей судьбы -- двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объединяются в одну группу; подобное группирование происходит на основе идентичности, но этот принцип применим только к движущимся элементам (летящие птицы, «волна» болельщиков) ;
  • · фактор объективной установки -- однажды воспринятая структура имеет тенденцию восприниматься так же в сходных ситуациях ;
  • · фактор симметрии -- приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и симметричным фигурам ;
  • · фактор замкнутости -- при группировании элементов предпочтение отдается тому варианту, который благоприятствует восприятию более замкнутой или завершенной фигуры ;
  • · фактор однотипной связи -- восприятие отдельно взятой структуры, образованной физически связанными между собой элементами -- это перцептивное объединение неидентичных и достаточно удаленных друг от друга, но бесспорно связанных между собой предметов в единое целое. Влияние однотипной связи на восприятие оказывается более сильным, нежели влияние сходства и близости элементов. Физически связанные между собой знакомые предметы воспринимаются как перцептивные единицы и в основе этого явления лежит именно однотипная связь. Однотипная связь не принадлежит к числу принципов, изначально сформулированных основателями гештальтпсихологии. В 1995 году он сформулирован Роком и Палмером как один из фундаментальных принципов восприятия, играющий столь же принципиальную роль, как и восприятие сочетания «фигура-фон»..

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе. М. Вертгеймер назвал их вспомогательными факторами, но он также признавал, что на перцепцию влияют и основные факторы самого организма: например, высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку, также могут влиять на восприятие. Однако, в общем, гештальтисты старались уделять больше внимания вспомогательным факторам организации восприятия, чем результатам научения или опыта.

Фундаментальный гештальтистский закон прегнантности отражает результаты действия гештальтистских принципов группирования. Организация визуального паттерна на базе гештальтистских принципов упрощает процесс восприятия и делает его более эффективным. Например, идентифицировать замкнутую фигуру легче, чем незамкнутую, т.к. при этом не требуется данных о величине разрыва и о его местоположении; лаконичным может быть также и описание симметричной фигуры -- достаточно описать лишь одну ее половину, т.к. вторая половина является зеркальным изображением первой..

Сбалансированные, хорошие (в гештальтистском смысле слова) фигуры, как правило, запоминаются лучше, чем дезорганизованные. Возможно, это происходит потому, что они легче «кодируются», а значит, и когнитивные затраты на их распознавание ниже. Предположение, что целое воспринимается лучше, чем его части, тоже имеет немало подтверждений. Идентификация стимула облегчается, если он представляет собой часть какого-либо рисунка, на котором изображен трехмерный объект; восприятие стимула облегчается и тогда, когда он представляется не изолированно, а в качестве составной части какой-либо хорошо известной конфигурации..

Фундаментальной основой нашего видения мира как совокупности физически не связанных друг с другом объектов и поверхностей является то, что некоторые детали визуальной картины выделяются на фоне других ее частей. В 1915г Эдгаром Рубиным был открыт феномен фигуры и фона: «Часть, которая воспринимается как четко очерченная форма, называется фигурой, а остальное -- фоном». Функционально в сочетании фигура-фон проявляется тенденция воспринимать части визуального образа как цельные, хорошо очерченные предметы, выделяющие на своем фоне. По Э.Рубину, фундаментальный принцип, определяющий связь между фигурой и фоном, заключается в следующем: «Если одно из двух однородных, окрашенных в разные цвета полей больше по величине и включает в себя другое, вероятность того, что меньшее поле, включенное в большее, будет восприниматься как фигура, очень велика» (Э.Рубин, 1915г). Однако, как фигура может восприниматься любая четко обозначенная часть поля зрения, в этом случае остальное будет восприниматься как фон (рис.2)..

Рис.2.

В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отличными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в другой, и которые к тому же имеют общие границы, оба элемента с одинаковой вероятностью могут восприниматься как фигуры и возможны разные толкования их взаимосвязи (рис.3). Фигура и фон таких неоднозначных конфигураций могут поменяться местами в результате переключения внимания. Стоит только сменить фокус внимания, как фон начинает восприниматься как фигура, и наоборот..

Рис.3.

Рубин идентифицировал следующие основные перцептивные различия между фигурой и фоном:

  • 1. Фигура представляет собой «вещь», а контур воспринимается как ее очертание.
  • 2. Наблюдателю кажется, что фигура находится ближе к нему, перед фоном, а фон кажется менее четко локализованным, беспредельно простирающимся за фигурой.
  • 3. Благодаря фону фигура кажется более впечатляющей, значительной и лучше запоминающейся, кроме того, фигура вызывает больше ассоциаций с узнаваемыми, привычными объектами, чем фон.

Между фигурой и фоном существуют не только перцептивные различия, отмеченные Рубиным. Сочетание фигуры и фона оказывает поразительное влияние на восприятие светлоты: участок поля зрения с постоянной светлотой более подвержен эффекту светлотного контраста, если он воспринимается как фигура, нежели участок, воспринимаемый как фон..

Различием фигуры и фона гештальтисты пытались объяснить наше восприятие реальных предметов -- то, почему мы обычно видим вещи, а не промежутки между ними, окаймлённые вещами, и т. п., совершенно не учитывая более существенной зависимости восприятия от объективной значимости реальных вещей..

Различие восприятия фигуры и фона не требует никакого научения и не зависит от предшествующего опыта человека. В гештальттеории постулировались заданные от рождения полевые свойства нервной системы, которые в совокупности с объективными физическими свойствами зрительного поля достаточно определенно позволяют говорить о стимульном, т.е. объективном детерменизме нашего восприятия. Доказательством этому послужило изучение пациентов, успешно прооперированных по поводу врожденной катаракты. Впервые получив возможность видеть уже в зрелом возрасте, пациенты смогли различать фигуры и фон раньше, чем научились различать и идентифицировать различные фигуры. Дифференциация фигуры и фона является базовой, фундаментальной стадией организации восприятия, что доказано также на примере многих низших животных (в т.ч. насекомых) и на приматах, которые отличают фигуру от фона даже в тех случаях, когда их индивидуальный зрительный опыт был минимален. Т.о. установлено, что нейроны первичной зрительной коры, специализирующиеся на распознавании определенных отличительных признаков объектов, при стимулировании элементами фигуры демонстрируют большую активность, чем при стимулировании элементами фона. Пространственная дифференциация фигуры и фона происходит не только визуально, но и тактильно..

Еще один известный феномен восприятия или феноменологический принцип построения перцепртивного гештальта, выделенный Х.Эренфельсом -- это транспозиция (перенос). Он заключается в том, что перцептивная форма устойчива к изменению составляющих ее сенсорных элементов. Самым хорошим примером действия этого феноменального принципа является константность восприятия. Известными примером является неизменность музыкального восприятия нами какой-либо одной мелодии, транспортированной при ее исполнении в различные тональности. Т.е. мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски составляющих его элементов и т. п..

Другим, противоположным транспозиции, феноменологическим принципом, также установленным гештальтпсихологами, является изменчивость гештальта во времени. Достаточно несколько минут смотреть на двусмысленные фигуры, чтобы понять эту принципиальную особенность нашего восприятия -- его не статичный, а активный характер. Известный американский исследователь зрительного восприятия Д.Марр очень образно описал стимульный паттерн (рис.4): «Эта конфигурация преисполнена бурной активности -- создается впечатление, что конкурирующие пространственные организации яростно борются друг с другом»..

Рис.4.

Действительно, мы видим череду постоянно сменяющихся образов -- квадратов, крестов, концентрических окружностей разного размера и т.д. В соответствии с указанными выше феноменологическими принципами и законами образования гештальта в нашем феноменальном поле активно взаимодействуют объединяющие и разъединяющие силы, в результате -- в данный момент времени мы видим то, что мы видим..

Впоследствии два основополагающих принципа гештальтпсихологии - прегнантности и фигуры-фона - были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии..

Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой -- от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение..

  • 1. Ощущение. На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания). .
  • 2. Осознавание. Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта..
  • 3. Энергия. Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергии озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия..
  • 4. Действие. На этой стадии индивид переходит от восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому «присвоению» или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить..
  • 5. Контакт. В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности..
  • 6. Разрешение. Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение..

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание -- гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов..

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов..

Вот как она звучит:

«Гештальтпсихология, немного теории, интересные факты, мифы и заблуждения»

Тема довольно специфическая, попробуем по максимуму донести ее простым языком без большого количества специальных подробностей.

Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Термин «гештальт» (нем. Gestalt - целостная форма, образ, структура).

Впервые, понятие «гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

Согласно теории гештальтпсихологии целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

М.Вертгеймер

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира — физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривал эту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями данным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. Эдгар Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона(1915). Давид Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследовании»(Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), « О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-Psychology). Эта книга представляет собой систематическое и пожалуй, лучшее изложение этой теории.
Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется.
Гештальтпсихолгия оказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американские теории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 году было основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных стран мира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.) принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

«Схватывание» изображения: наше сознание способно воссоздавать из отдельных элементов изображения известного нам объекта изображение всего объекта. В третьем рисунке уже есть достаточное количество деталей для узнавания объекта.

Давайте приведем пример одного из исследования, чтобы было более понятно.

В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений.
Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесс:


1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизует творческие силы человека.
2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.
3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.
4. Возникновение идеи решения — инсайт.
5. Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу механизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей и у великих ученых.
Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов и является процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.
Значительное внимание уделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.
Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.

Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное — как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон. Это неокрашенное — окрашенное теплое, неокрашенное — окрашенное холодное, которые воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное (фон) — окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон)- окрашенное холодное (фигура). На основании этих экспериментальных данных Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он доказывал, что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже этот закон, получивший название закона транспозиции , был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения . Так в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет.

Таким образом, опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит «инсайт». Несколько позже К. Бюлер, который пришел к похожему выводу, назвал этот феномен «ага-переживание», также подчеркивая его внезапность и одномоментность.

Понятие об “инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам?

Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.

Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло с ним, пока мы пытались разобраться в таких сложных хитросплетениях гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии.

Он быстрее и лучше запоминал образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще маленьких мыслительных способностей, «озарений», т.е. инсайт. Но пока ему было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

Гештальтпсихология потерпела крах, поскольку в своих теоретических построениях разъединила образ и действие. Ведь образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему анализа психической реальности явилась логико-исторической предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы. Ложная методология, основанная на феноменологической концепции сознания, явилась непреодолимым препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

Гештальтизм оставил заметный след в современной психологии и оказал влияние на отношения к проблемам перцепции, научения, мышления, изучения личности, мотивации поведения, а также на развитие социальной психологии. Недавние работы, являющиеся продолжением исследований гештальтистов, позволяют предположить, что их движение еще в состоянии внести вклад в развитие науки.

Гештальт-психология, в отличие от своего главного конкурирующего научного движения — бихевиоризма, многое сохранила от своей первоначальной оригинальности, благодаря чему ее основные принципы не растворились полностью в главном направлении психологической мысли. Гештальтизм продолжал поощрять интерес к сознательному опыту даже в те годы, когда в психологии доминировали идеи бихевиоризма.

Интерес гештальтистов к сознательному опыту был не таким, как у Вундта и Титченера, он строился на основе новейших феноменологических взглядов. Современные приверженцы гештальтизма убеждены, что опыт сознания по-прежнему должен изучаться. Однако, они признают, что он не может исследоваться с той же точностью и объективностью, как обычное поведение.

В настоящее время феноменологический подход в психологии шире распространен в Европе, чем в США, но его влияние на американскую психологию можно проследить на примере ее гуманистического движения. Многие аспекты современной когнитивной психологии обязаны своим происхождением работам Вертхеймера, Коффки и Келера и тому научному движению, которое они основали около 90 лет тому назад.

источники

http://studuck.ru/documents/geshtaltpsikhologiya-0

http://www.syntone.ru/library/psychology_schools/gjeshtaltpsihologija.php

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473736#1

http://psi.webzone.ru/st/126400.htm

http://www.psychologos.ru/articles/view/geshtalt-psihologiya

http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/shulc/kritika_geshtalt_psihologiikritiki_geshtalt_psihologii_utverjdali_problemy_printsipy.php

А вот кстати, несколько месяцев назад у нас уже была в столе заказов тема по предмету психологии: Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама