Игра сейчас встает в строй самых насущных потребностей человека. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела.
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства.
Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.
Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самостью" человека - собирание своего "я". Игра - мощнейшая сфера "самости": самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть 8 окружающем мире. Уже поэтому изменение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами одного из лучших терапевтов Европы, польского писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, "отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной". Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.
Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры.
- Игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
- Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.
- Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.
- Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра - специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
- Игры - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
- Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.
- Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра - явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны.
Рассмотрим наиболее важные функции игры:
- Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания детей.
- Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
- Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
- Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
- Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
- Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
- Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали в учебный и внеучебный процессы, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
"Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе." Турыгина С.В., Кугач А.Н., 2003 г.
ИГРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Определение и структура игры
Понятия «игра», «играть» отражают тайные, скрытые цели, интриги людей (игры политические, парламентские, номенклатурные). Лексический потенциал этих понятий и их производных огромен: играючи (без усилий), игривый (веселый, шаловливый), игрушка (вещь для развлечения и одновременно послушное орудие чужой воли), игристый (напиток). Мы говорим - игра слов, чувств, страстей. Мы говорим - играть, подразумевая такие понятия, как резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем играть - это исполнять роль в спектакле, какое-либо музыкальное произведение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шахматах. И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: играть - рисковать жизнью; играть - использовать чувства другого, пренебрегать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т. д.
Слова игра, играть в русском языке чрезвычайно многообразны, употребляются и в значении развлечения, и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-то необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы). Слово играть употребляется в значении притворства (играть комедию) или раздражающего действия (играть на нервах); занимать какое-либо положение (играть руководящую роль); обращаться с чем-либо легкомысленно (играть с огнем, играть с людьми); проявляться в особом блеске (солнце играет на воде, волна играет). Хотя в толковых словарях и различают прямое (основное) и переносное значения этих слов, их различие не представляется достаточно ясным.
Игра - понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, прогнозирующими процессы, обусловленные многими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Длительно применявшиеся организационные, популяционные, даже теологические системные объяснительные модели в данное время заменяются игровыми.
В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В санскрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.
«Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.
Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жизнедеятельность животных), изменяет ее. Игра связана с практикой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деятельности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры.
В обыденном сознании людей игра остается легковерной забавой, развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным.
В общественной практике и науке последних лет понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серьезная категория.
В науке сложились разнообразные трактовки детской игры: как универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактовки понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспитательный потенциал игры.
Для понимания сущности игры важно различать субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Игра содействует формированию физических и духовных способностей человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой.
Игра - это школа общения, действенное средство нравственного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.
Игра - это особая модель поведения, которая помогает адаптироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.
Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Инновационное идет от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы играющий верил (или не верил) во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за ее рамки. Эти противоречия и сохраняют целостность феномена игры.
Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.
Структуру игры составляют сюжет, содержание и мотивы.
Сюжет игры - это непосредственное действие, воспроизводящее в игре житейские отношения или почерпнутое из прочитанной (прослушанной) сказки.
Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему. Значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ее собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей отпадает возможное в их практической деятельности расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Основные функции игры
коммуникативная -
деятельностная
-
компенсаторная
воспитательная
-
развивающая умения
прогнозирующая
моделирующая
развлекательная
релаксационная
психотехническая
развивающая
Основные функции игры
Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.
Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:
коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные контакты;
деятельностная
-
выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;
компенсаторная
- восстанавливающая энергию, жизнен
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
воспитательная
- организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
педагогическая, дидактическая
-
развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
развлекательная
- создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
психотехническая
- перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;
развивающая
- корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.
В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления. Широко используются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвижные, географические, литературные, математические, познавательные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам игры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.
Широта кругозора человека, его творческая активность, эмоциональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепощение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.
Классификация игр
Классификация игр дает основание уточнить системы соподчинения игр того или иного целевого назначения; позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.
Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает игрок, какие качества приобретает, чему учится, что познает и открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается, воздействует на окружающий мир и т. п. Важно знать, что игра - явление многогранное: она редко выражает до конца ту или иную тенденцию; расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; подражание и творчество в ней взаимосвязаны; правила модернизируются и усложняются в процессе игры; заданность ее прерывается импровизацией и что сама игра насыщена элементами труда, искусства, движением, познанием и др.
Значение игры нельзя исчерпать и оценить креативными (развлекательно-занимательными) возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, игру-обучение, игру-терапию, игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием - темой игр может быть любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою ценность как своеобразный вид деятельности, например, выступать в виде «квипрокво» (путаницы, недоразумения, мистификации, нелепицы).
Природа игры определяется по четырем аспектам:
1. Игра есть условность, которая может проявляться по-разному: и как условность состязания, и как условность представления (роль, кукла, знак, обозначение).
2. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, которые в основном определяют нормы (порядок взаимоотношений участников).
3. Игра как самостоятельное явление культуры занимает в ней определенное место, имеет особые механизмы встраивания.
4. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых норм отношений между людьми (как социальных, так и личностных) и в установлении гибких переходов в этих отношениях.
Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной.
Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, за ее основу предлагается взять человеческую деятельность, которую игры отражают. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи - это досуг (собственно игра), познание, труд, общение. С другой стороны - это психофизическая интеллектуально-творческая и социальная деятельность. Эти виды деятельности взаимопроникают друг в друга, имеют свои модели, структуры, функции, элементы, результаты.
С этой позиции все игры подразделяются на следующие виды :
1. Физические и психологические игры и тренинги
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические
(приводящие в восторг и состояние экстаза), экспромтные игры
и развлечения, освобождающие от комплексов, стрессов, лечебные игры и забавы.
2. Интеллектуально-творческие игры - предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные и другие; игровые методы обучения.
3. Социальные игры - творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры - коллективно-творческая, досуговая деятельность.
5. Шоу-игры - конкурсы, викторины, лотерея, аукционы. Рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической принадлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т. д.
Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию аксессуаров. Рассмотрим некоторые из них.
По содержанию . Это определяющая сторона игры как таковой. Оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание включает фабулу, тему, интригу, задачи игры, т. е. это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. д. По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т. п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.
По форме . Форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура».
В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, противоборства, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.
Интенсивное использование игр во второй половине XX в. в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т. п.). Первые есть собственно игры, вторые - модельно-обучающие, в которых игра -технический способ обучения.
По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными, или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Различаются по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).
По месту проведения. По этому признаку выделяются: настольные (застольные) игры, комнатные, уличные, дворовые; игры на воздухе и на местности (в лесу, поле, на воде, туристской площадке и т. д.), игры на празднике и эстраде.
По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек и женщин. В вышеупомянутых играх - особые рефлексия, традиции, приметы пола.
По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.
По степени регулирования, управления. Существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструктором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти туристов.
По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.
В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре). Игры могут быть заданного типа или импровизированными, самобытными или подражательными, с меньшей или большей дозой риска, пассивными или активными и т. п.
В системе классификации модельно-социальных форм различают игру- состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэзию, игру-дипломатию, игру-войну и т. д., т. е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям построена прежде всего на идее социальной деятельности.
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Ниже даны примеры проведения игр, содержание и правила которых могут варьироваться аниматором в зависимости от различных факторов (возраст, количество участников, время года, наличие оборудования и др.).
При подведении итогов учитываются актерское мастерство, быстрота и оригинальность выполнения задания участниками.
По окончании игры командам вручаются призы.
Конкурсные задания
«Зоологические прыжки». Многие животные передвигаются прыжками. Соревнующимся командам предлагается выделить игроков, которые будут изображать: кенгуру, кузнечика, лягушку, зайца, слона.
«Необычное пение». Правильно петь стремятся все. Петь неправильно гораздо интересней. Игрокам предлагается исполнить песню «Маленькая страна» из репертуара Наташи Королевой, но при этом надо выполнить одно из предлагаемых действий: зажать нос пальцами, набрать в рот воды, втянуть внутрь щеки, закусить нижнюю губу, зажать между зубов спичку, положить за щеки грецкие орехи.
«Старая сказка с новым концом». Играющим командам* дается задание: придумать новые окончания известным народным сказкам - «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
«Колыбельная песня». Колыбельные песни помогают ребенку успокоиться и уснуть. Необходимо исполнить песню тихо, убаюкивающе и усыпляюще, но предлагаются пафосные, энергичные песни: «Мальчик-бродяга» из репертуара Андрея Губина, «Чашка кофею» - Марины Хлебниковой, «Зайка моя» - Филиппа Киркорова, «Атас!» - группы «Любэ».
«Новый календарь». Скучно и грустно называются наши месяцы. Играющим необходимо быстро придумать новое красивое название для каждого месяца.
«Повторяющаяся рифма». Иногда поэты сочиняют стихи, когда 9 строк оканчиваются на одну рифму, например «ой»:
Как-то утром под горой,
Предвечернею порой
Шел парнишка молодом,
С ним старик шел с бородой,
С водосточную трубой.
Шли они на водопой,
Били мух сковородой...
Хочешь - плачь, а хочешь - пой
Над такою ерундой.
Предлагается сочинить стихи, чтобы строчки оканчивались рифмой на - ка, ла, на,ра, ча, аи, ать, он, ять.
«Песня голодных». Участники игры - гости - пришли на день рождения к своему другу, но именинник просит их исполнить жалостливо песню крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...». Условие: игроки должны ее спеть не словами, а виде звуков животных или птиц, например: вороны, лягушки, кошки, козы, коровы.
«Эмоциональные руки». Человек - очень эмоциональное существо. Обычно все эмоции «написаны на лице». Участникам игры необходимо продемонстрировать эмоции руками: ненависть, злость, радость, испуг, грусть, неприязнь.
«Новое применение». Надо придумать 10 новых применений известным предметам: носовому платку, столовой ложке, бельевой прищепке, швейной игле, зубной щетке.
«Чайнворд». В этой игре слова подбираются так, чтобы каждое новое слово начиналось на ту же букву, на которую оканчивается предыдущее слово. Например: ДюймовочкА - Аккурат-нО - ОчистилА - АпельсиН - НожикоМ.
Задание: составить чайнворд про героев сказки «Золотой ключик», используя как можно больше имен: Буратино, Кара-бас-Барабас, Мальвина, Дуремар, Артемон, Тортилла, Пьеро, кот Базилио, лиса Алиса.
«Маршевая песня». Маршевые песни помогают ходить в строю. В них есть ритм и четкость, их исполняют громко и бодро. Задание командам - исполнить одну из предлагаемых песен: «В траве сидел кузнечик», «Спят усталые игрушки», «От улыбки хмурый день светлей», «Маленькой елочке холодно зимой» и промаршировать строем под ее мелодию.
«Огородные сказки». Надо сочинить сказку-объяснение про овощи с огорода. Темы: «Почему помидор красный?», «Откуда у редиски хвостик?», «Почему арбуз полосатый?», «Откуда у капусты много листьев?», «Почему огурец пупырчатый?».
«Полезный подарок». В мультфильме про Винни Пуха Сова сочинила для Иа целую речь. Придумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить: Винни Пуху - гирю от весов; Пятачку - звонок от велосипеда; Кролику - стрелку от компаса; Удаву - оправу от очков; Слону - лампочку от фонарика.
«Кондитерские сказки». Команды должны сочинить интересную сказку в стихах, героями которой будут кондитерские изделия. Названия сказок: «О том, как пирожное захотело стать тортом», «О том, как мармелад поссорился с шоколадом», «О том, как конфета потеряла свою обертку», «О том, как мороженое путешествовало по Африке», «О том, как вафли учились плавать».
«Запрещающие таблички». На улицах городов можно встретить запрещающие таблички: «Посторонним вход воспрещен!», «По газонам не ходить!», «Не сорить!» и т. д.
Придумайте 5 запрещающих табличек, которые могли бЫ» появиться во дворце Снежной Королевы, в Изумрудном городе, театре Карабаса-Барабаса, больнице Айболита, пещере Али-Бабы.
«Сиамские близнецы». Быть сиамскими близнецами нелегко, ведь на двух человек приходится всего две руки. Попробуйте убедиться в этом сами: 2 участника команды должны обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая - другого. А теперь необходимо на быстроту выполнить следующие задания:
Вдеть нитку в иголку и зашить дырку;
Зажечь свечу спичками;
Завязать бант на ленте;
Заменить стержень в шариковой ручке и написать письмо;
Вырезать ножницами фигурки из цветной бумаги и сделать
аппликацию.
«Песня, которую знают все». Соревнуются две команды в умении исполнить известную песню «Подмосковские вечера», как ее исполнили бы:
Африканские аборигены;
Горцы Кавказа;
Оленеводы Чукотки;
Индейцы племени тумба-юмба.
«Переводчик». Необходимо сказать фразу, но по-другому, не повторив ни одного слова из предложенной, но сохраняя смысл предложения, чтобы игроки догадались, какое оно:
Муха села на варенье;
На столе стоит бутылка;
Бьют часы двенадцать раз;
Воробей влетел в окно;
Шел отряд по берегу.
«Нарисуй пословицу». Обычно художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. А участники соревнований должны нарисовать одну из пословиц:
«На чужой каравай рот не разевай»;
«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»;
«Дареному коню в зубы не смотрят»;
«Одна голова хорошо, а две лучше»;
«Доброе слово и кошке приятно»;
«Не надо делать из мухи слона».
«Буриме». Предлагается сочинить четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:
Кошка - ложка, окошко - немножко;
Стакан - банан, карман - обман;
Бег - снег, век - человек;
Кружка - подружка, лягушка - частушка;
Конь - гармонь, огонь - ладонь.
«Веселая история». Предлагается сочинить историю про:
Собаку, которая жила в холодильнике;
Ворону, которая любила кататься на велосипеде;
Майского жука, который боялся высоты;
Бабочку, которая любила петь;
Медведя, который хотел научиться играть на гитаре.
Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют слово. Например, зашифровано слово ЗИМА:
Земли не видно - снег кругом,
И спит медведь в берлоге.
Мороз сковал все речки льдом.
Ах, как замерзли ноги!
Задание: необходимо сочинить акростих, в котором зашифровано одно из предлагаемых слов: БАНЯ, КЛАД, ПЛЯЖ, ВРАЧ, ЗМЕИ, КРОВ, КРАН, ПРУД.
«Мелодии в необычном исполнении». Надо исполнить мелодию песни «Широка страна моя родная» необычным способом: прокашляв, прошелестев бумагой, процокав языком, прощелкав пальцами, просвистев.
Аббревиатура - это сокращение длинного названия по первым буквам. Играют две команды. Всем знакомы такие аббревиатуры, как КВН, НЛО, НАТО, ЛДПР и т. д.
Задание: расшифровать аббревиатуры: ЗИГЗАГ, КРУГ, БУБЛИК, БАЛДА, БРЕВНО, СИРОП. Какая команда интересней и оригинальней выполнит задание - та и победит.
«Фестиваль хоров». Команды соревнуются на лучшее исполнение русской народной песни, например: «Ой, мороз, мороз».
Задание игры - показать, как эта песня прозвучала бьг
в исполнении хора:
Служащих бронетанковой дивизии;
Ребятишек детского сада;
Пациентов психиатрической лечебницы;
Слушателей духовной семинарии;
Ветеранов труда.
Ода - это торжественные стихи, в них кого-то восхваляют или чем-то восхищаются. Например, ода Радищева «Вольность»: О дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный, Позволь, чтоб я тебя воспел...
Подражая великим мастерам прошлого, предлагается сочинить торжественную оду, посвященную: вчерашнему пирожку с мясом, сломанному зубу расчески, обратной стороне коленки, радиатору центрального отопления, фонарному столбу.
«Чудодейственное лекарство». Представьте себя фармацевтом и придумайте такое лекарство (название, состав ингредиентов, способ применения), которое можно было бы прописать: врунам, лентяям, ябедам, драчунам, плаксам, жадинам.
«Необычный гимн». Необходимо сочинить гимн (слова и музыку) для команды:
Любителей кефира;
Любителей манной каши;
Страдающих клептоманией;
Любителей зимнего плавания.
Шарада - это загадка, в которой загадывается слово по частям. Например:
Три буквы - термин при игре, Другие три - победный крик. А в целом - встретишь на дворе, Услышав вдруг собачий рык.
(кон + ура = конура) Команды сочиняют шарады в стихах на предложенные слова:
Пар + ус = парус;
Гимн + Азия = гимназия;
Ком + пас = компас;
Пуд + ель = пудель;
Фа + сад = фасад.
«Мелодекламация» - это чтение стихов или художественной прозы в сопровождении музыки, что усиливает воздействие текста на слушателей. Задание усложняется тем, что веселый стихотворный текст необходимо прочитать под сопровождение мелодии патриотической песни:
♦ «Федорино горе» - под мелодию песни «Дан приказ ему на
Запад»;
♦ «Мойдодыр» - «Наш паровоз вперед летит»;
♦ «Телефон» - «По долинам и по взгорьям»;
♦ «Краденое солнце» - «Там вдали, за рекой».
Художественная гимнастика - один из самых красивых видов спорта. Обычно в своих выступлениях гимнастки используют такие предметы, как обруч, мячи, скакалки, ленты.
Задание игры - представьте, что спонсором соревнований по художественной гимнастике выступил банно-прачечный комбинат и настоял, чтобы гимнастки выступали с банными принадлежностями (махровым полотенцем, банным веником, мочалкой, пластмассовым тазиком), и выполняйте упражнения.
«Если весело живется»
(два хлопка в ладоши) (2 раза).
Если весело живется, хлопай так (два хлопка).
(два щелчка) (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, щелкай так (два щелчка).
(два притопа) (2 раза),
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, топай так (два притопа).
(два хлопка над головой) (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так (два хлопка над головой).
Если весело живется, хорошо! (хором: «Хорошо!») (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, хорошо! («Хорошо!»).
(повторяются все движения подряд: два хлопка, щелчка пальцами, два притопа ногами, два хлопка над головой).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай все (повторить все движения подряд).
Забывший порядок повторения движений выходит из игры. Он должен спеть песню или прочитать небольшое стихотворение.
«Вожатый и туристы»
Вожатый: Кто шагает с рюкзаком?
Туристы: Мы, туристы!
Вожатый: Кто со скукой не знаком?
Туристы: Мы, туристы!
Вожатый: Нас вперед ведут
Туристы: Дороги!
Вожатый: Наш девиз:
Туристы: «Всегда вперед!»
Вожатый: Эй, ребята!
Туристы: Тверже шаг!
Вожатый: Что турист берет в дорогу?
Туристы: Песню, ложку и рюкзак!
Вожатый: Мы голодные, как звери!
Туристы: Открывайте шире двери!
Вожатый: Нам еда полезна будет,
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Белорусский государственный университет физической культуры
Институт туризма
кафедра туризма и
гостеприимства
Управляемая самостоятельная работа
По дисциплине “Анимационная деятельность в туризме”
на тему “Игра, ее функции и виды”
Выполнила: студентка группы 442
Миронова Наталья Ивановна
Минск, 2010
Введение………………………………………………………………………………3
Игра, ее функции и виды……………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………………8
Список используемой литературы…………………………………………………..9
ВВЕДЕНИЕ
Цель индустрии развлечений туристов - создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит результат развлечения. Развлекаясь, человек (группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в социальных системах. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Психологи следующим образом объясняют механизм воздействия развлечений на духовный мир человека. Зарождение потребности в развлечении побуждает человека к физическому действию:- нахождению развлечения и его «потреблению», что сопровождается сменой эмоционального фона. Человек ищет предмет развлечения и при этом ощущает тоску, беспокойство. Человек встретился с предметом развлечения - его охватывает чувство радости. Пресыщению предметом развлечения соответствует эмоция успокоения. Мир эмоций остается пока недостаточно изученным, однако доказано влияние множества функций развлечений на подвижность эмоций и психическую деятельность человека.
Обратимся, например, к массовому виду развлечений - игре. От игры человек получает удовольствие, она помогает снять нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности. В игре ребенок познает мир, приобретает жизненный опыт. Игра есть средство воспитания, обучения, формирования мироощущения человека. Особо ценна игра в качестве средства общения. Безусловна практическая польза от спортивных игр.
Социальная направленность развития инфраструктуры развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Инфраструктура развлечений, решая многосторонние задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры), по сути формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы. Снятию нервного напряжения, избавлению от лишней энергии способствуют наряду с другой досуговой деятельностью развлечения. Уход от действительности, расслабление человека являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений.
Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных развлечений, а далее оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности.
Игра, ее функции и виды
Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:
Коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;
Деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;
Компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
Воспитательная - организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
Педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
Прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
Моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
Развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
Релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
Психотехническая - перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;
Развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления.
Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практике туристских предприятий используют игры ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, интеллектуальные игры, познавательные, шуточные, музыкальные, спортивные, сюжетные, и массовые.
Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Игра может быть использована для того, чтобы научить туристов:
Жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения;
Быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;
Осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов;
Существует много различных функций игры. Все они тесно взаимосвязаны и их объединяют главные цели - развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке.
В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. Разработано и придумано множество различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, научные, экспериментальные, психологические, педагогические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди молодых людей с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на молодежь, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к алкоголю и т.д.
Игра дает молодому человеку:
Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни;
Порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от меркантильных условностей. Игра снимает жесткое напряжение, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и заменят его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Это качество очень ценно в нашем нестабильном мире;
Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;
Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;
Понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;
Компенсацию. Игра нейтрализует недостатки действительности, противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир, романтизм;
Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умение ориентироваться и двигаться по пересеченной местности;
Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании игровой атрибутики: оружия, доспехов, одежды, различных амулетов и др., развить воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;
Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир, нужно прочитать предварительно о других мирах;
Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить и реализовать интригу, остроумие, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций и анекдотов, психологическую пластичность, потому что игра - это не только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца;
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».
Терапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. В многочисленных литературных источниках встречаются различные классификации игр. Принципы классификации многообразны. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.
Классификация игр, по Г.К. Селевко, включает следующие группы игр:
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру психологического процесса: - обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По предметной области: математические, физические, экологические; музыкальные, театральные, литературные; трудовые, технические; физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; обществоведческие, управленческие, экономические.
По игровой среде: без предметов / с предметами; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; - технические, со средствами передвижения.
По продолжительности различают:
- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее;
- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.
- длительные развивающие игры . Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующих психических и личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость.
Также выделяют игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую организацию деятельности, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Игры можно систематизировать по содержательному признаку (военные, спортивные, экономические), по составу и количеству игроков (одиночные, парные, групповые и пр.). По мнению известного теоретика и практика игровой деятельности С.А. Шмакова, лучшая классификация игр была сделана Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым.
Эти авторы, в частности, предлагают различать игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека: физические, интеллектуальные, состязательные, творческие . Именно Добринская и Соколов выделяют игровые методы обучения.
Э.В. Соколов предлагает также разделить игры на «освобождающие » и «экстатические» . В первом случае проявляется тенденция к освобождению от среды, к созданию особого игрового мира, во втором – слияние со средой, растворение в ней. К первому ряду игр авторы относит карты, шахматы, карнавалы, всевозможные трюки – всякого рода игровые действия, в которых «демонстративно» попираются законы природы. Ко второму – скачки, карусели, гадания, гороскопы, танцы – все то, где человек стремится подключить себя к природным стихиям. Возможны игры, синтезирующие в себе и то, и другое.
Известный игролог – Р. Кайюа предложил классифицировать игры по стратегическому принципу:
1. Игры, основанные на состязательности: (от латинского « agon » - «публичное состязание, публичный бой»). Сюда относятся: в спорте игры групповые – футбол, волейбол и т.д., парные – шахматы, бильярд и т.д., в культурной деятельности – состязания в эрудиции, ловкости и пр. Эти игры – атрибуты праздников и народных гуляний, телепрограмм и всевозможных шоу. Такая игра требует подготовки тренировки.
2. Игровая стратегия, имеющая в основе исполнение роли (т.е. театрализации). Кайюа называет эту стратегию « mimicry » - имитирование, подражание. Данная стратегия реализуется в театре, цирке и т.д.
3. Игра-шанс. По Кайюа « alea » (от латинского «игра в кости»). В отличие от первого типа игр, выигрыш здесь достается не через борьбу, а через операции с числовыми и другими неопределенностями. Сюда относятся кости, рулетка и т.д.
4. Игры, основанные на эффекте движения – «головокружительные», Кайюа применяет термин « illinx » - от латинского «водоворот». К данному классу относятся карусели, аттракционы и прочие.
П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров делят все детские игры на следующие виды:
1. Психологические и физические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально–творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры; игровые методы обучения.
3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры–демонстрации); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры (коллективно-творческая досуговая деятельность).
Ермолаева М.Г. в своей классификации берет за основу тип человеческой деятельности, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют. При такой классификации игры объединяются в следующие группы, условно их можно представить как игры тела, игры ума, игры души. Раскроем это. 1. Физические игры или игры тела: двигательные (спортивные, подвижные, моторные) и экстатические (от греческого – экстаз, восхищение; современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения или наблюдения за движущимися объектами – мыльными пузырями, струями фонтана, залпами фейерверка, вызывающие у участников восторг и наслаждение).
2. Интеллектуальные, игры ума (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные).
3. Социальные игры, игры души (сюжетно-ролевые, деловые – организационно-деятельностные, имитационные, организационно-коммуникативные; комплексные игры – коллективно-творческие дела, досуговая деятельность).
При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.
Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для эффективного достижения образовательных результатов и социализации ребенка.
Остановимся подробнее на самых распространенных видах игровых технологий.
Деловые игры отличаются от других, во-первых, имитацией деятельности реальных социально-экономических систем, во-вторых, участники игры выступают в тех или иных ролях лишь для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в-третьих, деловая игра всегда метод коллективного обучения; в-четвертых, в деловых играх создается эмоциональный настрой для активизации процесса обучения. Она деловая, т.к. прагматически направлена на дело, деятельность взрослых.
Игра без высокого духовного содержания всегда обречена на вырождение. Это правило распространяется на все виды игры, в том числе и на деловые.Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры – на занятиях имитируется деятельность предприятия или его подразделения: профсоюзный комитет, отдел, цех, участок и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.Операционные игры – помогают отработать выполнение конкретных, специфических операций, модель методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Ролевые игры – в этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Деловой театр - в нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Сюжетно-ролевые игры. Иначе их называют познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие.
Данный вид игр представляет собой не что иное, как игровое обучение, основанное на стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. В основе такой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение.
Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры-путешествия, носящие характер географических, исторических, краеведческих, следопытских, «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. «Экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия», совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями, геолога, зоолога, экономиста, спецкора, метеоролога, топографа и др. Учащиеся ведут дневники, пишут письма с «мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность выражения. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, т.е. в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненнаяжестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет – предмет игровогоизображения, последовательность и связь изображаемых событий, способ развертывания фабулы игры – это содержательная канва игры.
К наиболее распространенным сюжетам игр детей школьного возраста можно отнести:
· созидательные сюжеты (создание школьной фабрики, театра)
· сюжеты поиска и открытия («Экспедиция», «путешествие», «полеты в космос»)
· сюжеты, связанные с романтикой профессии (в геологов, моряков и т.д.)
· военные и военизированные сюжеты (в ОМОН)
· сюжеты, связанные с искусством (игры в «киностудию», «в цирк», «в театр»)
Дидактические игры - игры с готовыми правилами, которые используется как средство развития познавательной активностидетей и подростков.
В обучении и игре присутствует исследовательский, ориентировочный рефлекс. Игра, как и обучение, процесс творческий. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры.
Типичными видами дидактических игр, характерных для профессионального обучения, являются: технические «диктанты», мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»; «технические бои»; комментированные взаимоопросы; техническое лото; техническое домино и т.д.Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Белорусский государственный университет физической культуры
Институт туризма
кафедра туризма и
гостеприимства
Управляемая самостоятельная работа
По дисциплине “Анимационная деятельность в туризме”
на тему “Игра, ее функции и виды”
Выполнила: студентка группы 442
Миронова Наталья Ивановна
Минск, 2010
Введение………………………………………………………………………………3
Игра, ее функции и виды……………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………………8
Список используемой литературы…………………………………………………..9
ВВЕДЕНИЕ
Цель индустрии
развлечений туристов - создание условий
развлечения, т.е. совокупности явлений,
от наличия которых зависит результат
развлечения. Развлекаясь, человек
(группа людей) удовлетворяет свои
духовные потребности, оценивает
собственную личность, анализирует свою
роль в социальных системах. Процессы
развлечения осуществляются как в
естественной, так и в искусственно
созданной обстановке.
Психологи
следующим образом объясняют механизм
воздействия развлечений на духовный
мир человека. Зарождение потребности
в развлечении побуждает человека к
физическому действию:- нахождению
развлечения и его «потреблению», что
сопровождается сменой эмоционального
фона. Человек ищет предмет развлечения
и при этом ощущает тоску, беспокойство.
Человек встретился с предметом развлечения
- его охватывает чувство радости.
Пресыщению предметом развлечения
соответствует эмоция успокоения. Мир
эмоций остается пока недостаточно
изученным, однако доказано влияние
множества функций развлечений на
подвижность эмоций и психическую
деятельность человека.
Обратимся,
например, к массовому виду развлечений
- игре. От игры человек получает
удовольствие, она помогает снять нервное
напряжение. Игра носит характер активной
познавательной деятельности. В игре
ребенок познает мир, приобретает
жизненный опыт. Игра есть средство
воспитания, обучения, формирования
мироощущения человека. Особо ценна игра
в качестве средства общения. Безусловна
практическая польза от спортивных
игр.
Социальная направленность развития
инфраструктуры развлечений выражается
в том, что она служит формированию новых
личных и общественных потребностей, а
также проявлению и развитию потребностей
при сложившихся предпосылках.
Инфраструктура развлечений, решая
многосторонние задачи (прежде всего
воспитания, формирования оптимистического
настроения, образования, отдыха, развития
культуры), по сути формирует и развивает
личность. Заполняя развлечениями часть
свободного времени, человек восстанавливает
себя и как трудовую единицу.
Современная
жизнь характеризуется ускоренным
ритмом, нагнетанием душевных стрессов,
эмоциональной неуравновешенностью
людей. Увеличивается риск заболеваний
нервной системы. Снятию нервного
напряжения, избавлению от лишней энергии
способствуют наряду с другой досуговой
деятельностью развлечения. Уход от
действительности, расслабление человека
являются важными ценностными ориентациями
индустрии развлечений.
Целесообразно
различать массовые развлечения и
развлечения индивидуального порядка.
Развлечения могут организовываться
специально или возникать стихийно. От
формирования перечня развлечений
следует переходить к сравнению значимости
различных развлечений, а далее оценивать
отдельные развлечения по их вкладу в
развитие личности.
Игра, ее функции и виды
Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:
Коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;
Деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;
Компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
Воспитательная - организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
Педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
Прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
Моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
Развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
Релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
Психотехническая - перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;
Развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления.
Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практике туристских предприятий используют игры ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, интеллектуальные игры, познавательные, шуточные, музыкальные, спортивные, сюжетные, и массовые.
Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Игра может быть использована для того, чтобы научить туристов:
Жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения;
Быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;
Осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов;
Существует много различных функций игры. Все они тесно взаимосвязаны и их объединяют главные цели - развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке.
В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. Разработано и придумано множество различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, научные, экспериментальные, психологические, педагогические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди молодых людей с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на молодежь, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к алкоголю и т.д.
Игра дает молодому человеку:
Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни;
Порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от меркантильных условностей. Игра снимает жесткое напряжение, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и заменят его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Это качество очень ценно в нашем нестабильном мире;
Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;
Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;
Понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;
Компенсацию. Игра нейтрализует недостатки действительности, противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир, романтизм;
Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умение ориентироваться и двигаться по пересеченной местности;
Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании игровой атрибутики: оружия, доспехов, одежды, различных амулетов и др., развить воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;
Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир, нужно прочитать предварительно о других мирах;
Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить и реализовать интригу, остроумие, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций и анекдотов, психологическую пластичность, потому что игра - это не только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца;
Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно, психологическую устойчивость. Игра снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, создает гармонию, формирует стремление к совершенству.
Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой мысли - интеллектуальной, физической, эстетической, этической, духовной. Игра учить соотносить свою позицию с позицией другого ее участника и доставляет радость творчества, победы. Она становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования.
Проанализировав данный параграф, приходим к выводу, что туристская анимация-это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном времяпровождении, развлечении.
Особое значение в организации анимационных программ в молодежном туризме занимает методика подготовки и проведения различных игр.
Методика организации игры заключается в следующем:
определяется художественное решение игры;
проводится предварительная работа с аудиторией;
выделяются ведущие (лидеры) и участники игры из числа туристов;
определяется система награждений победителей;
объясняются правила игры.
Аниматор следит за ходом игры и соблюдением ее правил. При этом необходимо создавать ситуации риска, которые будут вызывать азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности – возможности и проигрыша, и выигрыша.
Важно создать такие условия для молодых туристов, при которых они могли бы сами организовывать отдельные элементы игры. Например, дать возможность им самим выбрать место проведения игры. Это может быть специальное помещение на турбазе. Возможно, туристам захочется провести развлекательное мероприятие в баре, саду, дискотеке, пляже, у костра, бассейна и т.п. Предложение отдыхающим самостоятельно выбрать художественное решение игры поможет налаживанию контактов и сближению туристов в группе. После того как игра будет подобрана и составлена, необходимо создать дополнительную, запасную программу на случай непредвиденных обстоятельств. После проведения игры аниматор должен сделать анализ игровой программы, который позволит дать объективную оценку условиям ее проведения, выявить все положительные, отрицательные моменты, а также недостатки, что в дальнейшем даст возможность не делать подобных ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра в анимационных программах туристских маршрутов – это важная их часть, от которой в значительной мере зависят приятные или неприятные воспоминания о развлекательной стороне путешествия, поэтому так важно, чтобы анимационная программа была тщательно продумана и разработана.
Таким образом, реализация анимационного проекта зависит от профессионального мастерства постановщика и режиссера анимационной программы в сфере туристической деятельности, которое определяется умением находить наиболее оптимальные, приемлемые способы воздействия на личность туриста, удовлетворения его потребностей и интересов на основе применения универсальных, пригодных для разных организационно-экономических условий методов, представляющих собой определенные закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Булыгина И. И., Гаранин Н. И. Об анимационной деятельности в туристских и спортивно-оздоровительных учреждениях// Теория и практика физической культуры.-2000.-№11.-С.26-29
Вершковский Э.В. Режиссура массовых представлений. – М.: Просвещение, 1984. – 165 с.
Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.
Гальперина Т. И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации. - М.: РИБ «Турист», 2004.- 54 с.
Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. – М.: Советский спорт, 2004.- 127 с.
Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах//Актуальные проблемы туризма”99.- М.,1999.- С. 50-58.
Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980.-57 с.
Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. – М.: Нолидж, 1996.-250 с.
Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме.- М.:Новые знания,2002.-347 с.
Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.
Курило Л. В. Теория и практика туристской анимации в 2 т: Т.1. Теоретические основы туристской анимации. - М.: Советский спорт, 2006.- 180 с.
Приезжева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: учебно-методическое пособие. – М.:Советский спорт, 2005.- 129 с.
Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме.- М.: РИБ Турист, 2003.- 120 с.
Трубачева Н. В. Курортная анимация//Курортные ведомости.-2005.-№2.-С.41-43.
Усыкин Г. С. В классе, в парке, в лесу: игры и соревнования юных туристов. - М., 1996.-80 с.
Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги 1997.- 250 с.
Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. – М., 1998.-307с.