Рассказы о жизни птиц. Птицы-наши друзья.
Ковригин Артём, 1 класс, МАОУ Гимназия № 25 города Костромы Костромской областиРуководитель: Кузнецова Екатерина Алексеевна, МАОУ Гимназия № 25 города Костромы Костромской области
Описание: Данные мини-рассказы и рисунки Артём сочинил и нарисовал самостоятельно, так как любит читать и наблюдать за птицами.
Назначение: Мини-рассказы могут быть интересны воспитателям, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, и использовано на уроке окружающего мира.
Цель: формирование представления о птицах через чтение рассказа.
Задачи:
- Рассказать о жизни птиц;
- Развивать внимание, любознательность, память;
- Воспитывать чувство доброты, сочувствия, милосердия ко всем живым организмам, к пересказу.
Розовый фламинго.
Птица из отряда фламинговых. Окрас у этих птиц-нежно-розового цвета, крылья-пурпурно-красные.
Длина ела-130см., масса тела-3-4 кг. Розовые фламинго обычно живут в больших озерах с соленой водой, в морских лагунах.
Питаются на мелководье, в труднодоступных местах.
Гнезда этих птиц имеют конусообразную форму (холм) из глины и ила. Гнездятся птицы колониями до тысячи пар друг с другом. В кладке обычно 1- 3 яйца. Продолжительность фламинго-83 года.
Орёл.
Орёл-крупная хищная птица. У орлов длинные, острые когти, крепкий клюв. Окрас у орлов темно-коричневого, черного цвета. Хвост и голова имеют белый окрас, клюв и когти желтого цвета. У орла- острое зрение, благодаря им он высматривает мелкую добычу (змей, мышей, ящериц) с огромной высоты.
В воздухе он парит высоко, замечает мельчайшие движения на земле. Если видит что-то съедобное, пикируется вниз за добычей. Орлы живут вдали от человека, выбрав горные местности.
Сова.
Одной из моих любимых птиц является сова. Сова очень красивая, необычная птица. У совы большие глаза и большие уши, клюв загнутый, острые когти. Совы имеют разные размеры от самых маленьких до самых крупных видов птиц. Самая мелкая - воробьиный сыч. Самая крупная -филин. Эти птицы ведут ночной образ жизни, обладают острым зрением и слухом. Совы – это хищные птицы. Питаются мелкими животными: крысами, полевками, мелкими змеями, рыбками и другими птицами. Совы приносят и пользу, они уничтожают вредных насекомых и грызунов.
Один раз в году выводят свое потомство. Птенцы вылупливаются слепыми и глухими. Выкармливают птенцов оба родителя. Совы никогда не собираются в стаи. Птицы(совы) слышат в четыре раза лучше, чем кошка.
Я люблю этих птичек.
Снегирь.
Снегирь довольно мелких размеров, чуть больше воробья. Длина-15 см., вес тела-34 гр. Снегири имеют окраску темно-серого, синих цветов, вокруг клюва и глаз черные оперенья. Брюхо и бока имеют красный окрас. Снегири живут в хвойных лесах, можно их увидеть в парках города, садах. Снегири-пугливые птицы. Питаются птички почками семенами растений, ягодами. Продолжительность жизни-2-4 года.
Н. Сладков «Вежливая галка»
Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый — альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.
Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и всё растреплет.
А вот галку одну я приметил за её вежливость.
Была метель.
Ранней весной бывают особые метели — солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода деда мороза.
А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце, да ещё и расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко!
Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!
И вдруг вижу — подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит.
Ветер её треплет — так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт!
Моя галка кусок свой схватила в клюв — и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила!
А чужая галка хвать у моей кусок из клюва — и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала — клюёт. Вот бессовестная!
Моя галка на карнизе — под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, глупая, терпит! Не выгоняет маленькую.
«Наверное, — думаю, — чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая — драчунья». Ничего я тогда не понял...
А недавно вижу: обе галки — моя и чужая — сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обоих в клювах прутики.
Эге, гнездо строят! Тут уж каждый поймёт.
И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь. И уж, конечно, не всеми уважаемая.
А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!
Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.
М. Пришвин «Ребята и утята»
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась, наконец-то, перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаза человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
— До свиданья, утята!
М. Пришвин «Журка»
Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
— Умница! — сказала моя жена и спросила меня:
— А сколько он может съесть их? Десять может?
— Десять, — говорю, — может.
— А ежели двадцать?
— Двадцать, — говорю, — едва ли...
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребёнку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: «Фру-фру», и он к ней бежит. Такой умница!
Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах- мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
— Фру-фру! — кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат: «Фру-фру!»
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать... Да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.
Л. Воронкова «Лебеди и гуси»
Вдруг дедушка перестал копать, наклонил голову набок и прислушался к чему-то.
Таня спросила шёпотом:
— Что там?
— Слышишь — лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку и улыбнулась:
— А что же, у лебедей труба есть?
— Какая там труба! — засмеялся дедушка. — Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко-высоко слышались далёкие протяжные голоса.
— Вишь ты, домой из-за моря летят, — сказал дедушка. — Как перекликаются. Недаром их кликунами зовут. А вон-вон, мимо солнца пролетели, видны стали... Видишь?
— Вижу, вижу! — обрадовалась Таня. — Верёвочкой летят. Может, они тут где-нибудь сядут?
— Нет, они тут не сядут, — задумчиво сказал дедушка, — они домой полетели!
— Как — домой? — удивилась Таня. — А у нас-то не дом?
— Ну, им, значит, не дом.
Таня обиделась:
— Ласточкам — дом, жаворонкам — дом, скворцам — дом... А им не дом?
— А им дом поближе к северу. Там, говорят, в тундрах болот много, озёр. Там они и гнездуются, где поглуше, где воды побольше.
— А у нас уж им воды мало? Вон речка, вон пруд... Ведь всё равно у нас лучше!
— Кто где родился, тот там и пригодился, — сказал дедушка. — Каждому свой край лучше.
В это время вышли со двора гуси, остановились среди улицы, подняли головы и примолкли.
— Смотри-ка, дедушка, — прошептала Таня, дёргая его за рукав, — а наши гуси тоже лебедей слушают! Как бы и они в тундру не улетели!
— Куда уж им! — сказал дедушка. — Наши гуси на подъём тяжелы! — И снова стал копать землю.
Замолкли в небе лебеди, скрылись, растаяли в далёкой синеве. А гуси загагакали, заскрипели и пошли вперевалку по улице. И гусиные следы треугольничками чётко отпечатывались на сырой дороге.
В. Вересаев «Братишка»
У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил — и всё поглядывал на другого и перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой — чуть поменьше — с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось, — клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый, он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата — звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края — и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.
И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.
В. Бианки «Подкидыш»
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет его из яйца?
Кто вскормит?
Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки- пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.
Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый, слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.
Теперь я был почти уже уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.
Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост.
Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта.
Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал её птенцов.
Так оно и было.
Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.
Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.
Вопросы для обсуждения
О ком рассказ Н. Сладкова «Вежливая галка»?
Почему галка уступила своё тепленькое местечко другой птице?
Послушай рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Мы можем назвать это произведение сказкой? Почему? (В нём нет сказочных персонажей и не происходит никаких чудес.) Можно сказать, что это стихотворение? (Нет, в нём нет мелодичности, напевности, окончания слов в строчках не рифмуются, оно не отличается образностью.) О ком этот рассказ? Почему утка чирок-свистунок оказалась на дороге? Куда она шла с утятами? Как ты думаешь, зачем ребята стали ловить утят? Как вела себя в это время утка? (Она бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны в величайшем волнении.) Почему она так волновалась? Кто спас утят? Что делала утка, когда ей вернули утят? Чем закончился рассказ? Чему научил тебя автор?
О ком рассказ М. Пришвина «Журка»? Почему он так называется? Как молоденький журавль попал к людям? Мог ли он летать, когда ему подрезали крылья? Что он стал делать? Как жена охотника его подзывала к себе? Расскажи, что случилось, когда у журавля отросли подрезанные крылья. Чем закончился рассказ? Кто тебе в рассказе понравился? Почему?
Что ты знаешь о лебедях? Какие это птицы? Где они живут? А какие бывают гуси? Улетают ли куда-нибудь на зиму лебеди? Когда они возвращаются домой? А домашние гуси улетают на юг? Послушай, как рассказывает Л. Воронкова о домашних гусях и о лебедях, возвращающихся из-за моря к себе домой. Что ты можешь сказать о том, как кричат лебеди? Почему дедушка сравнивает их крик со звуком трубы? Значит, лебеди что делают? (Кричат, трубят, перекликаются.) Как ещё называют лебедей? Куда летят лебеди? Почему? А гуси могут улететь в тундру?
О ком рассказ В. Вересаева «Братишка»? Какие были воробьи? (Молоденькие, маленькие, с пушком, просвечивающим сквозь перья.) Они были похожими или разными? Кто из воробьев понравился тебе больше? Почему? Какой был первый воробей? (Смелый, отважный, бойкий, уверенный в себе.) А каким был второй воробей? (Робким, боязливым, трусливым, несмелым, осторожным.) Расскажи, как воробей звал своего братишку напиться воды.
Ираида Иванова
Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах
Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах .
Возраст детей : 4-7 лет
Подготовила : Иванова Ираида Эрнестовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида» , г. Саранск
Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию беседу о зимующих и перелетных птицах для детей средней , старшей и подготовительной группы (4 -7 лет) . Данная беседа может быть полезна как воспитателям, так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем мир окружающей природы, поможем ребенку увидеть единство человека и окружающей среды. Эта беседа способствует закреплению знания дошкольников о группах птиц .
Цели :
Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах ;
Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах , учить различать их по существенному признаку : возможность удовлетворения потребности в пище;
Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли) ;
Классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;
Обогащать словарный запас;
Развивать речь и логическое мышление
Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал : картинки с изображением птиц , птичьих гнёзд.
Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог , рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним , чтение и анализ сказок, подведение итогов.
Ход беседы:
Воспитатель :
Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц , которые живут в наших краях, можно разделить на две группы : птицы зимующие и перелетные ?
Зимующие птицы : воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.
Птицам трудно прокормиться , ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так : найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны . Кроме того, некоторые из птиц , например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А. Плешаков : «… запасает поползень на зиму корм ! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.
Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?
Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы .
Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах , но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.
А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми , которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал : не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.
Ребята, каких перелётных птиц вы знаете ?
Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогубки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы .
В весенних лесах слышится звонкий весёлый хор птичьих голосов. Птицы несут в клювиках прутики, сухие былинки, кусочки мха, вьют гнёзда, устилают их пухом и перьями.
И вот в птичьих теремках появляются яички. Птицы высиживают их , согревая своим теплом, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенчики.
Прожорливые птенцы широко раскрывают ярко-жёлтые рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей. Заботливые родители летают по лесам и лугам, добывая детям корм, уничтожая тем самым много вредных насекомых. Так они спасают лес и посевы на полях, сады, парки, скверы.
Птенцы быстро растут. И вскоре в укромных лесных уголках открываются птичьи «школы» . В них взрослые птицы будут учить своих детей искать корм, спасаться от врагов, подавать разные сигналы.
И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц , тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.
А теперь, послушайте стихотворение.
Нашла я гнездо лесное
Маленькой пёстрой птички,
Свитое ранней весною,
В гнезде лежали яички.
Как же она испугалась,
Прикинулась птичка больною,
Крыло волочила, металась
В густой траве предо мною.
Давалась мне прямо в руки,
Меня от гнезда уводила.
И сколько в ней было муки,
И сколько в ней было силы!
Вот еще одно правило, которое нужно запомнить! Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку в лес или парк свою собаку. Птенцы иногда выпадают из гнезда, и собака может повредить малышу крылышки или лапки.
Воспитатель :
А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка» .
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна : (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад )
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку )
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед )
И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)
И на бревнышке уселся (садимся)
После окончания физкультминутки, дети садятся.
Воспитатель :
Отдохнули? А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы !
Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц .
Птицы – наши друзья ! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму . Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!
Вопросы
1. На какие две группы делятся птицы ?
2. Каких зимующих птиц вы знаете ?
3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?
4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?
5. Какие гнёзда строят птицы ?
6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?
7. Как можно помочь птицам зимой ?
Дупло дятла
Гнездо трясогузки
Гнездо сороки
Гнездо ласточки
Скворечник
Гнездо журавля
Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.
как воробьишко Африку искал
— Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?
А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.
— Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!
Раздел 1. Введение к сказке о птицах. Знакомимся с воробышком Чиком
Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?
«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».
Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.
Про меня даже загадку сочинили».
Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.
Речевое упражнение «Назови ласково»
Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами
- Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие — … ? (Крылышки).
- Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик).
- Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? Глазки. У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … ? (Перышки)
- Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).
- Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (хвостик)
- Я очень люблю придумывать разные сказки. Вот одна из моих сказок о нашей чик-чиричьей воробьиной жизни.
Часть 2. Перелетные птицы
2.1. Куда летят осенью перелетные птицы?
Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.
Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!
«Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:
— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?
— А зачем Вы на зиму улетаете?
— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.
— А как же мы — воробьи зимой жить будем?
Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.
«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».
Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?
«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»
«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».
— Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?
— Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.
«Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.
Кто это на ветке сидит? Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!
— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!
— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.
— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!
— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.
— А откуда кукушата узнают дорогу?
— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.
А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.
— Куда путь держите?
— В Африку.
— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?
— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.
— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?
— А ты ночью летать умеешь?
— Нет, ночью я сплю.
— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.
— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?
А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.
2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах
Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:
- Какие птицы перелетные и почему их так называют?
- Почему птицы улетают от нас осенью?
- Улетают ли птенцы?
- Есть ли у птиц своя школа с уроками?
- Отдыхают ли птицы во время перелета?
- Чем отличаются стая и клин?
- Кто из птиц летит в Африку?
- Кто чемпион среди перелетных птиц?
- Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?
После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.
Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда:). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.
Раздел 3. Зимующие птицы
3.1. Знакомимся с зимующими птицами
Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.
— Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?
— А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!
— Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?
— Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!
— А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.
— Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?
— Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.
— Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.
— Чик-чирик. А Вы кто?
— Я рябчик.
— Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?
— А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.
— А что же Вы есть зимой будете?
— А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.
— Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.
— Дедушка Глухарь! Здравствуйте!
— Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!
— Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?
— Как не знать? Знаю, конечно.
— А мне расскажете?
— Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!
— Какая же она Африка, если снег холодный?
— Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.
— А как же Вы едите?
— Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.
— Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.
Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!
Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг -
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду -
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
- Мама, где Африка наша с тобой?
- Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)
Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»
А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».
А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.
3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра
В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.
- Моё уютное – это дом или гнездо?
- Мои пушистые – это перышки или хвост?
- Моя любимая – это мама или дедушка?
- Мой маленький – это клюв или или голова?
Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»
Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.
Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».
А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.
3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах
В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.
А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
В наших краях водятся полевые и лесные жаворонки. Это небольшие птицы, похожие на воробьев: серенькие и рыженькие. Они певучие и подвижные: хорошо умеют спрятаться от людских глаз среди полевых колосьев.
Зимуют жаворонки на юге, так как являются перелетными птицами. Они не любят холода, не выдерживают его, а потому осенью направляются в теплые края. То есть, жаворонки покидают наши земли и отправляются в страны по берегам Средиземного моря. Например, к южному побережью теплой Испании. Некоторые из жаворонков добираются даже до Аравии.
Крымские жаворонки часто не улетают никуда, потому что в Крыму на южном побережье не бывает сильного мороза. Они переживают зиму на родине.
Жаворонок обычно просыпается и запевает очень рано утром. Другие птицы еще спят, а его песня уже разливается в лазури неба. Поэтому людей, которые всегда рано просыпаются, зовут жаворонками, а тех, кто утром спит вволю, почти до обеда - совами.
Вариант 2. Рассказ-описание перелетной птицы скворца
Моя бабушка каждое лето завязывала на вишневых деревьях блестящие ленты. Это она делала, чтобы отогнать скворцов - птиц, которые любят поклевать вкусные вишни. Скворцы, чаще всего, черного цвета. Они небольшие, но маленькими птичками их тоже не назовешь. Я бы сказал, что скворцы имеют средние для птиц размеры.
Зимой скворцы улетают в теплые страны. Они возвращаются рано весной, одними из первых птиц, и знаменуют своим прилетом приход весны. Иногда на земле еще даже лежит снега, а эти путешественники уже здесь!
Скворцы шумные создания. Бабушка всегда слышала, когда эти негодники собирались атаковать ее вишни, потому что они поднимали такой шум - слышно было за околицей.
Вариант 3. Рассказ-описание перелетной птицы соловья
Эту удивительную птицу любят и уважают люди в нашей стране и за ее пределами, составляют о ней добрые сказки и сочиняют красивые стихи. И нельзя представить, как это возможно - не любоваться пением соловья.
Соловей - маленькая серая птичка, похожая на обычного воробья. Великий певец кажется незаметным снаружи. Единственное украшение, которое могут надевать разновидности соловья - это яркий разноцветный "нагрудник".
Весной в наших краях соловьи заливаются мелодичным пением каждую ночь, особенно в зарослях и рощах возле рек и озер. Они любят жить во влажных теплых местностях и уголках. Поэтому на зиму соловьи, что не переносят лютого северного мороза, отправляются в долгий путь к африканским землям. Многие испытания приходится пережить этой хрупкой птичке, пока она добирается до безопасного места, до согретых солнцем стран.
Вариант 4. Рассказ-описание перелетной птицы аиста
Аист - очень красивая птица. Он большой по размерам, имеет широкий размах крыльев. Природа наделила его белым нарядом, только маховые перья его крыльев окрашены в черный цвет.
Он мастерит свои большие гнезда всегда на высоте, чаще всего вблизи человеческого жилья, но может выбрать также удаленный уголок дикой природы. Стройный красивый аист смотрит с верхотуры своего гнезда на людей внизу и совсем не боится их: а мастерит свои гнезда он чаще всего на столбах электропередач, на крышах, больших крепких деревьях и водонапорных башнях.
На зиму аисты чаще всего покидают наши местности. Они собираются в стаи и движутся в Африку. Постепенно на своем пути маленькие стаи сбиваются в большие. Тогда в небе можно увидеть перелетных аистов и их собратьев: журавлей и цапель, тысячами.