THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Наименьший общий знаменатель используется для упрощения данного уравнения. Этот метод применяется в том случае, когда вы не можете записать данное уравнение с одним рациональным выражением на каждой стороне уравнения (и воспользоваться методом умножения крест-накрест). Этот метод используется, когда вам дано рациональное уравнение с 3 или более дробями (в случае двух дробей лучше применить умножение крест-накрест).

  • Найдите наименьший общий знаменатель дробей (или наименьшее общее кратное). НОЗ – это наименьшее число, которое делится нацело на каждый знаменатель.

    • Иногда НОЗ – очевидное число. Например, если дано уравнение: х/3 + 1/2 = (3x +1)/6, то очевидно, что наименьшим общим кратным для чисел 3, 2 и 6 будет 6.
    • Если НОЗ не очевиден, выпишите кратные самого большого знаменателя и найдите среди них такой, который будет кратным и для других знаменателей. Зачастую НОЗ можно найти, просто перемножив два знаменателя. Например, если дано уравнение x/8 + 2/6 = (x - 3)/9, то НОЗ = 8*9 = 72.
    • Если один или несколько знаменателей содержат переменную, то процесс несколько усложняется (но не становится невозможным). В этом случае НОЗ представляет собой выражение (содержащее переменную), которое делится на каждый знаменатель. Например, в уравнении 5/(х-1) = 1/х + 2/(3x) НОЗ = 3x(х-1), потому что это выражение делится на каждый знаменатель: 3x(х-1)/(х-1) = 3x; 3x(х-1)/3х = (х-1); 3x(х-1)/х = 3(х-1).
  • Умножьте и числитель, и знаменатель каждой дроби на число, равное результату деления НОЗ на соответствующий знаменатель каждой дроби. Так как вы умножаете и числитель, и знаменатель на одно и тоже число, то фактически вы умножаете дробь на 1 (например, 2/2 = 1 или 3/3 = 1).

    • Таким образом, в нашем примере умножьте х/3 на 2/2, чтобы получить 2x/6, и 1/2 умножьте на 3/3, чтобы получить 3/6 (дробь 3x +1/6 умножать не надо, так как ее знаменатель равен 6).
    • Действуйте аналогично в случае, когда переменная находится в знаменателе. В нашем втором примере НОЗ = 3x(x-1), поэтому 5/(x-1) умножьте на (3x)/(3x) и получите 5(3x)/(3x)(x-1); 1/x умножьте на 3(x-1)/3(x-1) и получите 3(x-1)/3x(x-1); 2/(3x) умножьте на (x-1)/(x-1) и получите 2(x-1)/3x(x-1).
  • Найдите х. Теперь, когда вы привели дроби к общему знаменателю, вы можете избавиться от знаменателя. Для этого умножьте каждую сторону уравнения на общий знаменатель. Затем решите полученное уравнение, то есть найдите «х». Для этого обособьте переменную на одной из сторон уравнения.

    • В нашем примере: 2x/6 + 3/6 = (3x +1)/6. Вы можете сложить 2 дроби с одинаковым знаменателем, поэтому запишите уравнение как: (2x+3)/6=(3x+1)/6. Умножьте обе части уравнения на 6 и избавьтесь от знаменателей: 2x+3 = 3x +1. Решите и получите х = 2.
    • В нашем втором примере (с переменной в знаменателе) уравнение имеет вид (после приведения к общему знаменателю): 5(3x)/(3x)(x-1) = 3(x-1)/3x(x-1) + 2(x-1)/3x(x-1). Умножив обе стороны уравнения на НОЗ, вы избавитесь от знаменателя и получите: 5(3x) = 3(х-1) + 2(х-1), или 15x = 3x - 3 + 2x -2, или 15х = х - 5. Решите и получите: х = -5/14.
  • Смирнова Анастасия Юрьевна

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Форма организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

    Цель урока: познакомить с новым видом уравнений - дробными рациональными уравнениями, дать представление об алгоритме решения дробных рациональных уравнений.

    Задачи урока.

    Обучающая:

    • формирование понятия дробно рационального уравнения;
    • рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
    • обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму.

    Развивающая:

    • создать условия для формирования навыков применения полученных знаний;
    • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
    • развитие у учащихся умения анализировать, сопоставлять и делать выводы;
    • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля, внимания, памяти, устной и письменной речи, самостоятельности.

    Воспитывающая:

    • воспитание познавательного интереса к предмету;
    • воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
    • воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

    Оборудование: учебник, доска, цветные мелки.

    Учебник «Алгебра 8». Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А.Теляковского. Москва «Просвещение». 2010г.

    На данную тему отводится пять часов. Данный урок является первым. Основное - изучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений и отработать этот алгоритм на упражнениях.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать наш урок с четверостишия:
    Что бы легче всем жилось,
    Что б решалось, что б моглось,
    Улыбнись, удачи всем,
    Что бы не было проблем,
    Улыбнулись друг другу, создали хорошее настроение и начали работу.

    На доске написаны уравнения, посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?

    Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».

    2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

    А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными .)
    2. Как называется уравнение №1? (Линейное .) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа - в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель ).
    3. Как называется уравнение №3? (Квадратное. ) Способы решения квадратных уравнений. (По формулам )
    4. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений .) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов .)
    5. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)
    6. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю .)

    3. Объяснение нового материала.

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.

    Ответ : 10.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).

    (х-2)(х-4) = (х+2)(х+3)

    х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6

    х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.

    Ответ : 1,5.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).

    х 2 -7х+12 = 0

    D=1›0, х 1 =3, х 2 =4.

    Ответ : 3;4.

    Решение уравнений типа уравнения №7 мы рассмотрим на следующих уроках.

    Объясните, почему так получилось? Почему в одном случае три корня, в другом - два? Какие же числа являются корнями данного дробно-рационального уравнения?

    До сих пор учащиеся с понятием посторонний корень не встречались, им действительно очень трудно понять, почему так получилось. Если в классе никто не может дать четкого объяснения этой ситуации, тогда учитель задает наводящие вопросы.

    • Чем отличаются уравнения № 2 и 4 от уравнений № 5,6? (В уравнениях № 2 и 4 в знаменателе числа, № 5-6 - выражения с переменной .)
    • Что такое корень уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство .)
    • Как выяснить является ли число корнем уравнения? (Сделать проверку .)

    При выполнении проверки некоторые ученики замечают, что приходится делить на нуль. Они делают вывод, что числа 0 и 5 не являются корнями данного уравнения. Возникает вопрос: существует ли способ решения дробных рациональных уравнений, позволяющий исключить данную ошибку? Да, это способ основан на условие равенства дроби нулю.

    Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом. Дети сами формулируют алгоритм.

    Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:

    1. Перенести все в левую часть.
    2. Привести дроби к общему знаменателю.
    3. Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
    4. Решить уравнение.
    5. Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.
    6. Записать ответ.

    4. Первичное осмысление нового материала.

    Работа в парах. Учащиеся выбирают способ решения уравнения самостоятельно в зависимости от вида уравнения. Задания из учебника «Алгебра 8», Ю.Н. Макарычев,2007: № 600(б,в); № 601(а,д). Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Самопроверка: ответы записаны на доске.

    б) 2 - посторонний корень. Ответ:3.

    в) 2 - посторонний корень. Ответ: 1,5.

    а) Ответ: -12,5.

    5. Постановка домашнего задания.

    1. Прочитать п.25 из учебника, разобрать примеры 1-3.
    2. Выучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
    3. Решить в тетрадях № 600(г,д); №601(г,з).

    6. Подведение итогов урока.

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами. Независимо от способа решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать? В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?

    Всем спасибо, урок окончен.

    Уравнение» мы ввели выше в § 7. Сначала напомним, что такое рациональное выражение. Это - алгебраическое выражение, составленное из чисел и переменной х с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень с натуральным показателем.

    Если r(х) - рациональное выражение, то уравнение r(х) = 0 называют рациональным уравнением.

    Впрочем, на практике удобнее пользоваться несколько более широким толкованием термина «рациональное уравнение»: это уравнение вида h(x) = q(x), где h(x) и q(x) - рациональные выражения.

    До сих пор мы могли решить не любое рациональное уравнение, а только такое, которое в результате различных преобразований и рассуждений сводилось к линейному уравнению . Теперь наши возможности значительно больше: мы сумеем решить рациональное уравнение, которое сводится не только к линейно-
    му, но и к квадратному уравнению.

    Напомним, как мы решали рациональные уравнения раньше, и попробуем сформулировать алгоритм решения.

    Пример 1. Решить уравнение

    Решение. Перепишем уравнение в виде

    При этом, как обычно, мы пользуемся тем, что равенства А = В и А - В = 0 выражают одну и ту же зависимость между А и В. Это и позволило нам перенести член в левую часть уравнения с противоположным знаком.

    Выполним преобразования левой части уравнения. Имеем


    Вспомним условия равенства дроби нулю: тогда, и только тогда, когда одновременно выполняются два соотношения:

    1) числитель дроби равен нулю (а = 0); 2) знаменатель дроби отличен от нуля ).
    Приравняв нулю числитель дроби в левой части уравнения (1), получим

    Осталось проверить выполнение второго указанного выше условия. Соотношение означает для уравнения (1), что . Значения х 1 = 2 и х 2 = 0,6 указанным соотношениям удовлетворяют и потому служат корнями уравнения (1), а вместе с тем и корнями заданного уравнения.

    1) Преобразуем уравнение к виду

    2) Выполним преобразования левой части этого уравнения:

    (одновременно изменили знаки в числителе и
    дроби).
    Таким образом, заданное уравнение принимает вид

    3) Решим уравнение х 2 - 6x + 8 = 0. Находим

    4) Для найденных значений проверим выполнение условия . Число 4 этому условию удовлетворяет, а число 2 - нет. Значит, 4 - корень заданного уравнения, а 2 - посторонний корень.
    О т в е т: 4.

    2. Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной

    Метод введения новой переменной вам знаком, мы не раз им пользовались. Покажем на примерах, как он применяется при решении рациональных уравнений.

    Пример 3. Решить уравнение х 4 + х 2 - 20 = 0.

    Решение. Введем новую переменную у = х 2 . Так как х 4 = (х 2) 2 = у 2 , то заданное уравнение можно переписать в виде

    у 2 + у - 20 = 0.

    Это - квадратное уравнение, корни которого найдем, используя известные формулы ; получим у 1 = 4, у 2 = - 5.
    Но у = х 2 , значит, задача свелась к решению двух уравнений:
    x 2 =4; х 2 =-5.

    Из первого уравнения находим второе уравнение не имеет корней.
    Ответ: .
    Уравнение вида ах 4 + bx 2 +c = 0 называют биквадратным уравнением («би» - два, т. е. как бы «дважды квадратное» уравнение). Только что решенное уравнение было именно биквадратным. Любое биквадратное уравнение решается так же, как уравнение из примера 3: вводят новую переменную у = х 2 , решают полученное квадратное уравнение относительно переменной у, а затем возвращаются к переменной х.

    Пример 4. Решить уравнение

    Решение. Заметим, что здесь дважды встречается одно и то же выражение х 2 + Зх. Значит, имеет смысл ввести новую переменную у = х 2 + Зх. Это позволит переписать уравнение в более простом и приятном виде (что, собственно говоря, и составляет цель введения новой переменной - и запись упроща
    ется, и структура уравнения становится более ясной):

    А теперь воспользуемся алгоритмом решения рационального уравнения.

    1) Перенесем все члены уравнения в одну часть:

    = 0
    2) Преобразуем левую часть уравнения

    Итак, мы преобразовали заданное уравнение к виду


    3) Из уравнения - 7у 2 + 29у -4 = 0 находим (мы с вами уже решили довольно много квадратных уравнений, так что всегда приводить в учебнике подробные выкладки, наверное, не стоит).

    4) Выполним проверку найденных корней с помощью условия 5 (у - 3) (у + 1). Оба корня этому условию удовлетворяют.
    Итак, квадратное уравнение относительно новой переменной у решено:
    Поскольку у = х 2 + Зх, а у, как мы установили, принимает два значения: 4 и , - нам еще предстоит решить два уравнения: х 2 + Зх = 4; х 2 + Зх = . Корнями первого уравнения являются числа 1 и - 4, корнями второго уравнения - числа

    В рассмотренных примерах метод введения новой переменной был, как любят выражаться математики, адекватен ситуации, т. е. хорошо ей соответствовал. Почему? Да потому, что одно и то же выражение явно встречалось в записи уравнения несколько раз и был резон обозначить это выражение новой буквой. Но так бывает не всегда, иногда новая переменная «проявляется» только в процессе преобразований. Именно так будет обстоять дело в следующем примере.

    Пример 5. Решить уравнение
    х(х- 1)(x-2)(x-3) = 24.
    Решение. Имеем
    х(х - 3) = х 2 - 3х;
    (х - 1)(x - 2) = x 2 -Зx+2.

    Значит, заданное уравнение можно переписать в виде

    (x 2 - 3x)(x 2 + 3x + 2) = 24

    Вот теперь новая переменная «проявилась»: у = х 2 - Зх.

    С ее помощью уравнение можно переписать в виде у (у + 2) = 24 и далее у 2 + 2у - 24 = 0. Корнями этого уравнения служат числа 4 и -6.

    Возвращаясь к исходной переменной х, получаем два уравнения х 2 - Зх = 4 и х 2 - Зх = - 6. Из первого уравнения находим х 1 = 4, х 2 = - 1; второе уравнение не имеет корней.

    О т в е т: 4, - 1.

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Проще говоря, это уравнения, в которых есть хотя бы одна с переменной в знаменателе.

    Например:

    \(\frac{9x^2-1}{3x}\) \(=0\)
    \(\frac{1}{2x}+\frac{x}{x+1}=\frac{1}{2}\)
    \(\frac{6}{x+1}=\frac{x^2-5x}{x+1}\)


    Пример не дробно-рациональных уравнений:

    \(\frac{9x^2-1}{3}\) \(=0\)
    \(\frac{x}{2}\) \(+8x^2=6\)

    Как решаются дробно-рациональные уравнения?

    Главное, что надо запомнить про дробно-рациональные уравнения – в них надо писать . И после нахождения корней – обязательно проверять их на допустимость. Иначе могут появиться посторонние корни, и все решение будет считаться неверным.


    Алгоритм решения дробно-рационального уравнения:

      Выпишите и «решите» ОДЗ.

      Умножьте каждый член уравнения на общий знаменатель и сократите полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

      Запишите уравнение, не раскрывая скобок.

      Решите полученное уравнение.

      Проверьте найденные корни с ОДЗ.

      Запишите в ответ корни, которые прошли проверку в п.7.

    Алгоритм не заучивайте, 3-5 решенных уравнений – и он запомнится сам.


    Пример . Решите дробно-рациональное уравнение \(\frac{x}{x-2} - \frac{7}{x+2}=\frac{8}{x^2-4}\)

    Решение:

    Ответ: \(3\).


    Пример . Найдите корни дробно-рационального уравнения \(=0\)

    Решение:

    \(\frac{x}{x+2} + \frac{x+1}{x+5}-\frac{7-x}{x^2+7x+10}\) \(=0\)

    ОДЗ: \(x+2≠0⇔x≠-2\)
    \(x+5≠0 ⇔x≠-5\)
    \(x^2+7x+10≠0\)
    \(D=49-4 \cdot 10=9\)
    \(x_1≠\frac{-7+3}{2}=-2\)
    \(x_2≠\frac{-7-3}{2}=-5\)

    Записываем и «решаем» ОДЗ.

    Раскладываем \(x^2+7x+10\) на по формуле: \(ax^2+bx+c=a(x-x_1)(x-x_2)\).
    Благо \(x_1\) и \(x_2\) мы уже нашли.

    \(\frac{x}{x+2} + \frac{x+1}{x+5}-\frac{7-x}{(x+2)(x+5)}\) \(=0\)

    Очевидно, общий знаменатель дробей: \((x+2)(x+5)\). Умножаем на него всё уравнение.

    \(\frac{x(x+2)(x+5)}{x+2} + \frac{(x+1)(x+2)(x+5)}{x+5}-\)
    \(-\frac{(7-x)(x+2)(x+5)}{(x+2)(x+5)}\) \(=0\)

    Сокращаем дроби

    \(x(x+5)+(x+1)(x+2)-7+x=0\)

    Раскрываем скобки

    \(x^2+5x+x^2+3x+2-7+x=0\)


    Приводим подобные слагаемые

    \(2x^2+9x-5=0\)


    Находим корни уравнения

    \(x_1=-5;\) \(x_2=\frac{1}{2}.\)


    Один из корней не подходи под ОДЗ, поэтому в ответ записываем только второй корень.

    Ответ: \(\frac{1}{2}\).

    "Решение дробных рациональных уравнений"

    Цели урока:

    Обучающая:

      формирование понятия дробных рационального уравнения; рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений; рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю; обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму; проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.

    Развивающая:

      развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить; развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение и обобщение; развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом; развитие критического мышления; развитие навыков исследовательской работы.

    Воспитывающая:

      воспитание познавательного интереса к предмету; воспитание самостоятельности при решении учебных задач; воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

    Тип урока : урок – объяснение нового материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?

    Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».

    2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

    А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными .)

    2. Как называется уравнение №1? (Линейное .) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа - в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель ).

    3. Как называется уравнение №3? (Квадратное. ) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия .)

    4. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений .) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов .)

    5. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)

    6. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю .)

    3. Объяснение нового материала.

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.

    Ответ : 10.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).

    (х-2)(х-4) = (х+2)(х+3)

    х2-4х-2х+8 = х2+3х+2х+6

    х2-6х-х2-5х = 6-8

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.

    Ответ : 1,5.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).

    D=1›0, х1=3, х2=4.

    Ответ : 3;4.

    Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.

    (х2-2х-5)х(х-5)=х(х-5)(х+5)

    (х2-2х-5)х(х-5)-х(х-5)(х+5)=0

    х(х-5)(х2-2х-5-(х+5))=0

    х2-2х-5-х-5=0

    х(х-5)(х2-3х-10)=0

    х=0 х-5=0 х2-3х-10=0

    х1=0 х2=5 D=49

    Ответ : 0;5;-2.

    Ответ : 5;-2.

    Объясните, почему так получилось? Почему в одном случае три корня, в другом – два? Какие же числа являются корнями данного дробно-рационального уравнения?

    До сих пор учащиеся с понятием посторонний корень не встречались, им действительно очень трудно понять, почему так получилось. Если в классе никто не может дать четкого объяснения этой ситуации, тогда учитель задает наводящие вопросы.

      Чем отличаются уравнения № 2 и 4 от уравнений № 5,6,7? (В уравнениях № 2 и 4 в знаменателе числа, № 5-7 – выражения с переменной .) Что такое корень уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство .) Как выяснить является ли число корнем уравнения? (Сделать проверку .)

    При выполнении проверки некоторые ученики замечают, что приходится делить на нуль. Они делают вывод, что числа 0 и 5 не являются корнями данного уравнения. Возникает вопрос: существует ли способ решения дробных рациональных уравнений, позволяющий исключить данную ошибку? Да, это способ основан на условие равенства дроби нулю.

    х2-3х-10=0 , D=49 , х1=5 , х2=-2.

    Если х=5, то х(х-5)=0, значит 5- посторонний корень.

    Если х=-2, то х(х-5)≠0.

    Ответ : -2.

    Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом. Дети сами формулируют алгоритм.

    Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:

    1. Перенести все в левую часть.

    2. Привести дроби к общему знаменателю.

    3. Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

    4. Решить уравнение.

    5. Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.

    6. Записать ответ.

    Обсуждение: как оформить решение, если используется основное свойство пропорции и умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель. (Дополнить решение: исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель).

    4. Первичное осмысление нового материала.

    Работа в парах. Учащиеся выбирают способ решения уравнения самостоятельно в зависимости от вида уравнения. Задания из учебника «Алгебра 8»,2007: № 000(б, в,и); № 000(а, д,ж). Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Самопроверка: ответы записаны на доске.

    б) 2 – посторонний корень. Ответ:3.

    в) 2 – посторонний корень. Ответ: 1,5.

    а) Ответ: -12,5.

    ж) Ответ: 1;1,5.

    5. Постановка домашнего задания.

    2. Выучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений.

    3. Решить в тетрадях № 000(а, г,д); № 000(г, з).

    4. Попробовать решить № 000(а)(по желанию).

    6. Выполнение контролирующего задания по изученной теме.

    Работа выполняется на листочках.

    Пример задания:

    А) Какие из уравнений являются дробными рациональными?

    Б) Дробь равна нулю, когда числитель ______________________ , а знаменатель _______________________ .

    В) Является ли число -3 корнем уравнения №6?

    Г) Решить уравнение №7.

    Критерии оценивания задания:

      «5» ставится, если ученик выполнил правильно более 90% задания. «4» - 75%-89% «3» - 50%-74% «2» ставится учащемуся, выполнившему менее 50% задания. Оценка 2 в журнал не ставится, 3 - по желанию.

    7. Рефлексия.

    На листочках с самостоятельной работой поставьте:

      1 – если на уроке вам было интересно и понятно; 2 – интересно, но не понятно; 3 – не интересно, но понятно; 4 – не интересно, не понятно.

    8. Подведение итогов урока.

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами, проверили свои знания с помощью обучающей самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы вы узнаете на следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить полученные знания.

    Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по Вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным? Не зависимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать? В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?

    Всем спасибо, урок окончен.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама