Религия лезгин – ислам, что с арабского языка переводится как покорность (законам Бога).
Высшей силой у лезгин, как и у других мусульман, является Аллах. С его именем приступают ко всем начинаниям, его именем клянутся. Например, когда начинают есть, произносят: Бисмилляхи рахмани рахим , а когда заканчивают есть: Альхамдулиллях .
Аллах – создатель Вселенной и всего, что есть в этом мире: солнца, звезд, земли, людей, животных. Через своих пророков Аллах передавал людям, как жить, что нельзя делать и что надо делать обязательно, что такое хорошо и что такое плохо. Пророки – это лучшие из людей, которых Аллах выбирает для передачи людям откровений. Последним таким пророком был Мухаммад (с.а.с.).
Он говорил, что нужно верить в Единого Бога, молиться, любить родителей, уважать старших, хорошо относиться к родственникам, соседям, быть гостеприимным, стремиться к знаниям, трудиться.
Запрещено убивать, воровать, обманывать, пить спиртные напитки, обзывать других и издеваться над кем-либо, беспокоить соседа и вредить ему, сплетничать.
Священной книгой мусульман является Коран. Коран – это слово Аллаха. Это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.
Мусульмане верят в Единого Бога, пять раз в день молятся (в пятницу совершают коллективную молитву в мечети), в месяц Рамазан держат пост (не едят и не пьют с рассвета до захода солнца), раздают милостыню бедным и совершают паломничество (хадж) в Мекку.
Кстати, ваш предок Хусейн в середине XIX века из Ахтов пешком совершил паломничество в Мекку, и его стали называть Хаджи Хусейн. От него и пошла наша фамилия – Гаджиевы.
Дербент – колыбель российского ислама, здесь покоится прах первых мусульман России.
Сподвижники нашего Пророка (с.а.с.) через 20 лет после его смерти пришли на землю Дагестана. Здесь прозвучал первый азан, первая проповедь ислама.
Но некоторые традиции доисламской эпохи до сих пор сохранились в народе. По дороге в Ахты мы останавливались возле пира. Вы у меня еще спросили, что это за место. Так вот слушайте.
Пиры лезгин – это одиночные могилы или небольшие каменные мавзолеи. Каждый из них связан с легендой о том или ином святом. В одних, по преданию, похоронен святой, другие – это места, где останавливался святой, в некоторых захоронены люди, отличавшиеся при жизни особым даром.
Деревья или кусты, что растут около пиров, также считаются священными, к ним паломники привязывают куски ткани. Они часто являются местом хранения священных книг, коранов.
Пожалуй, главное место среди древнейших доисламских святынь у лезгин занимает Эренлар – священная гора выше селений Микрах и Мискинджа Докузпаринского района. Сюда в летний период стекаются паломники не только из всех районов Южного Дагестана, но и из Азербайджана и всего Дагестана. Эренлар включает целый комплекс природных памятников, почитаемых как святые места. Поднимаясь по склону Шалбуздага, паломники останавливаются на поляне пира Сулеймана – здесь шейх Сулейман умер, идя на поклонение святой горе. На этом месте паломники совершают молитвы, раздают садака (милостыню).
Прибыв на место – относительно ровную поляну, где расположены мечеть и огромные каменные нагромождения, будто воздвигнутые великанами, паломники, совершив молитву, на специальном плоском камне режут жертвенных овец. Мясо варят в больших котлах, хранящихся здесь, и раздают всем паломникам. Кусок сырого мяса (примерно 2 кг) каждый паломник берет с собой, чтобы приобщить к освященной еде и тех, кто не смог совершить восхождение.
В углу одного из каменных «дворов» есть узкое вертикальное отверстие, сквозь которое поднимаются желающие очиститься от грехов. Если человек грешен, камни отверстия смыкаются вокруг него и не отпускают до тех пор, пока грешник вслух не сознается в грехах, не пообещает жертвоприношение в пользу бедных и сирот. Если человек без греха, он, даже если очень полный, легко и свободно проходит через отверстие.
До принятия ислама у наших предков были свои представления о мире. Существовали семь земель и семь небес (ирид чилер, ирид цавар ).
Земля стояла на спине огромного быка. Перед ним все время кружился овод (насекомое). Когда бык, выведенный из терпения оводом, крутил головой, происходило землетрясение. А если бык вздумает сдвинуться с места, наступит конец света – последний день Земли. А вот еще одна древняя легенда.
Солнце и луна, по преданию, были братом и сестрой. Однажды, когда сестра-солнце мазала куском овчины глиняный пол, брат-луна вступил с ней в спор о том, кому из них в какое время суток восходить над землей. Брат-луна считал, что сестре-солнцу лучше выходить в ночное время во избежание нескромных взглядов людей, а ему – мужчине – лучше днем. Сестра ответила, что это ее не пугает, так как тем, кто на нее посмотрит, она вонзит в глаза огненные иглы. Рассердившись на то, что брат не соглашается с ней, она ударила его по лицу мокрым куском овчины, что оставило на лице луны-брата несмываемые пятна.
Раньше очень боялись затмений солнца и луны. По народному поверью, затмение происходило от того, что пророк Джабраил закрывал их своим крылом от людей в наказание за грехи и что затмения влекли за собой всяческие несчастья – мор, неурожай, падеж скота.
Многие верования, обряды и обычаи, сложившиеся у народа с языческих времен, ислам использовал и приспособил к мусульманским верованиям.
Религия - дин.
Вера - инанмишвал.
Молитва - капI.
Мечеть - мискIин.
Пророк - пайгъамбар.
Легенда - кьиса.
Из книги Киевская Русь автора7. Религия Русское язычество уже обсуждалось нами (см. Гл. II). Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под
автора Гаспаров Михаил Леонович Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович Из книги О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) [изд. 1974, сокр.] автора Поршнев Борис Фёдорович2. Религия Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух. Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ
Из книги Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного автора Мантран Робер Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер ДжекобРелигия Обыкновенно, почти без исключения, дело представляется так, что Христос был довершителем еврейства, то есть религиозных идей евреев. Даже правоверные евреи, хотя и не считают в Нем довершителя, однако видят в Нем ответвление своего древа и с гордостью
Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей ВикторовичРелигия Каждое славянское поселение имело свой сакральный центр, который мог считаться местом обитания сверхъестественного покровителя - духа-предка или божества. Подобные объекты могли помещаться в священных рощах. В такой роще мог располагаться и примитивный
Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович7. Религия Русское язычество уже обсуждалось нами. Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под тонким
Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег2. Религия Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух.Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ
автора Константинова С В2. Религия Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить единобожие.Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против
Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В2. Религия В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.1. Гармония.2. Симметрия.3. Красота.Для античной религии характерно многобожие –
Из книги Япония в III-VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир автора Воробьёв Михаил Васильевич Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь
· Поселения · Культура · Язык · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт ·
Подробнее: Лезгины в Азербайджане , Лезгины в Турции, Лезгины в Узбекистане и Дагестанцы в Санкт-Петербурге
Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана (Россия) и на севере Азербайджана , являясь вторым по численности народом Азербайджанской республики . В Дагестане они населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский и Хивский районы, и, кроме этого, проживают в Рутульском и Хасавюртовском районах. По переписи 2010 года лезгины составляют 13,3% населения Республики Дагестан.
В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском (79,6 тыс., перепись 2009 г.), Кубинском (9,0 тыс., перепись 2009 г.), Хачмасском (24,7 тыс., перепись 2009 г.), Габалинском (16,0 тыс., перепись 2009 г.), Исмаиллинском (8,1 тыс., перепись 2009 г.), Огузском (4,8 тыс., перепись 2009 г.), Шекинском (6,2 тыс., перепись 2009 г.) и Кахском (0,3 тыс.) районах и во всех крупных городах, в особенности, в Баку (24,9 тыс., перепись 2009 г.). По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии ДНЦ РАН «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)» . В онлайновом справочнике Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 364 тысяч на 2007 год. В докладе Министерства Юстиции США за 1993 год «Азербайджан: статус армян, русских, евреев и других меньшинств» приводится мнение о том, что существуют неофициальные оценки численности лезгин в Азербайджане в размере 800 тысяч человек. Лезгинский народ, вероятно, является крупнейшим северокавказским народом, чей ареал расселения после распада СССР был разделён государственной границей (между Россией и Азербайджаном) практически пополам как территориально, так и численно.
Помимо своего исторического ареала проживания, многочисленные лезгинские общины имеются почти во всех регионах России, где их общая численность составляет 88 482 человек (перепись 2010); совокупная численность лезгинских диаспор странах в Ближнего Зарубежья, в первую очередь СНГ (Туркмения, Казахстан, Украина , Киргизия и др.) достигает 30 тысяч человек. Численность в Турции оценивается лезгинскими организациями до 40 тыс. человек (1990).
Год переписи | 1897 | 1926 | 1937 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | около 2000 |
около 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | 95 262 * | 93 049 | 101 789 | 100 417 | 114 210 | 170 494 | 202 854 | 257 270 | 411 535 (перепись 2002 г.) |
473 722 (перепись 2010 г.) |
Азербайджан | 63 670 ** | 37 263 | 104 789 | 111 666 | 98 211 | 137 250 | 158 057 | 171 395 | 178 000 (перепись 1999 г.) |
180 300 (перепись 2009 г.) |
всего в границах бывшей Российской империи и СССР |
159 213 | 134 529 | 206 487 | 220 969 | 223 129 | 323 829 | 382 611 | 466 006 | св.600 тыс. | св.670 тыс. |
Уже по оценкам 1891 года для территории Кюринского округа Дагестанской области, предваряющим Всероссийскую перепись 1897 года, там насчитывалось около 55 тыс. кюринцев (то есть лезгин). Но по результатам Первой всероссийской переписи населения 1897 года были получены подробные сведения относительно численности носителей кюринского наречия (вопросы о национальности, этносе, народности и т. п. при Первой всероссийской переписи не задавались, сами эти понятия в то время ещё не обрели современного нам смысла; понятие «наречие», фигурирующее в данных переписи, современные исследователи наиболее часто интерпретируют в современных терминах как «родной язык» или «основной язык, на котором говорит опрашиваемый» , носителей же кюринского наречия принято отождествлять с лезгинами) и их расселении по территории Российской империи:
- В Дагестанской области:
- Кюринский округ - 59 309 (76,35 %), в том числе сел. Касум-Кент - 905 (89,34 %)
- Самурский округ - 33 965 (95,32 %), в том числе сел. Ахты - 3173 (99,47 %)
- Казикумухский округ - 943 (2,08 %)
- Кайтаго-Табасаранский округ - 350 (0,38 %)
- остальная часть Дагестанской области - 29 (0,01 %)
- В Кубанской области - 615 (0,03 %)
- В Бакинской губернии:
- Кубинский уезд - 44 756 (24,42 %), в том числе г. Куба - 221 (1,44 %)
- Геокчайский уезд - 2 045 (1,74 %)
- Бакинский уезд - 1 235 (0,68 %), в том числе г. Баку - 310 (0,28 %)
- Шемахинский уезд - 73 (0,06 %)
- В Елисаветпольской губернии:
- Нухинский уезд - 8 506 (7,06 %), в том числе г. Нуха - 114 (0,46 %)
- Арешский уезд - 5 869 (8,72 %), в том числе мест. Агдаш 84 (15,91 %)
- Джеванширский уезд - 79 (0,11 %)
- В Тифлисской губернии:
- Закатальский округ - 975 (1,16 %), в том числе г. Закаталы - 1 (0,03 %)
- Борчалинский уезд - 102 (0,08 %)
Лезгинский народ является одним из древнейших аборигенных народов игравший большую роль в политическом устройстве Закавказья и Северного Кавказа, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. До VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц, в том числе и царство Лакс, население которого составляли вытесненные из равнинных областей лезгины и другие лезгиноязычные народы. XIII-XIV вв. отмечаются походами хазар, кыпчаков, монголов на лезгин. После татаро-монгольского нашествия в период XIV-XVIII вв. Кавказ не раз захватывался турками, персами. Так в результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Даудом Мушкюрским была остановлена иранская экспансия и были разгромлены персидские захватчики во главе с иранским правителем Надир-шахом. В середине XVIII в. на территории расселения лезгиноязычных народов начали образовываться самостоятельные ханства, вольные общества. К концу XVIII в. почти все феодальные владетели осознали, что Россия по сравнению с Ираном и Турцией является более сильной и надежной опорой, и поэтому старались укрепить отношения с ней. С 1802 г. по 1804 г. многие ханства, в том числе и лезгинские, приняли русское подданство.
В 60-е годы XIX в. произошли некоторые административные изменения. Самурский округ и Кюринское ханство вошли в состав Дагестанской области, а Кубинская провинция — в Бакинскую губернию. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а затем и государствами. Это разделение сохраняется и по сей день.
Два трагических момента для Российской государственности (1917 и 1991 г.г.) страшным образом сказались на судьбе лезгинского народа.
В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала разделились административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между южными и северными лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг с одной стороны вновь появившихся суверенных государств, а с другой стороны властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе, не смог сплотиться как единый этнос.
Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана
Лезгины были и остаются крупнейшим этносом Кавказа. Численность лезгин по неполным данным составляет более одного миллиона человек. Согласно переписи населения 2002 года на территории России проживает 411,5 тысячи лезгин. Общая численность лезгинских народов в России составляет 615,7 тыс. человек. В Азербайджане лезгины - второй по численности народ, по переписи 1999 года зафиксировано 178 тысяч. По данным экспертов в Азербайджанской республике проживает около 700 тысяч лезгин. Лезгины также проживают в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении и в других бывших республиках СССР.
В настоящее время лезгинский народ состоит из 11 близкородственных народностей. Помимо лезгин в него входят также лезгиноязычные табасаранцы, рутульцы, агульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги и хапуты.
Лезгины и лезгиноязычные народы компактно проживают в десяти административных районах Дагестана: Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском, а также городах Махачкала, Каспийск, Дербент и Дагестанские огни.
На вопрос Кто такие лезгины, и что вы о них знаете, встречались ли вы с ними, какие люди? заданный автором Осознанный
лучший ответ это Лезгины (самоназвание: лезгияр) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 600-650 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.) , Киргизии (7,5 тыс.) , Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке, который вместе с родственными ему табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским, хиналугским и удинским относятся к лезгинской ветви кавказских языков. По вероисповеданию современные лезгины - мусульмане суннитского толка.
Лезгиноязычные народности испокон веков известны под названием «леги» (леки) , от которого в последствии и произошел современный этноним «лезги» . Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племен, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками» , персы и арабы - «лекзами» . Кроме того, танец «Лезгинка» у Грузин именуется «Лекури»
Лезгинский язык - язык лезгин и других лезгиноязычных народов. Относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Число говорящих в мире около 1,5 млн человек. Является древним языком Кавказской Албании.
Имеются 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф» . Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода. Существительные имеют категории падежа (18 падежей) и числа. Глагол не изменяется по лицам и числам, сложная система временных форм и наклонений. Основные конструкции простого предложения - номинативная, эргативная, дативная, локативная. Отмечается разнообразие типов сложного предложения.
P.S Я сам лезгин. Есть и хорощие люди, есть и плохие, как в любом другом народе. В общем есть черты присущие всем лезгинам: гостеприимные, трудолюбивые, принципиальные, прямолинейные люди.Источник: мнение
Ответ от шеврон
[гуру]
Одна из народностей Дагестана, а их там сто с лишним.. . да, служил с таким.О человеке злостный, обидчивый, подхалим когда ему в угоду.. в общем, ничего хорошего не скажу.
Ответ от россказни
[гуру]
Естиь танец лезгинка, А так как я полагаю это один из народов, скорее народностей из Дагестана
Ответ от Ѐуслан Ахметов
[гуру]
одна из коренных национальностей дагестана. менее нервная, но все равно отличаются от нас всех понятимями о жизни. не связывайся.
Ответ от Bayun
[гуру]
Лезгины народность проживающая в оновном на территории современного Дагестана. Народный промысел бандитизм и торговля людьми. Могут быть услужливыми но до тех пор пока не расположат к себе и не найдт ваше положение зависимым. В этом случае будут воздействовать унижением и сломом воли для полного подчинения и ипользования в своих целях.
Ответ от Orlova Elena
[гуру]
Встречалась, хорошие люди попадались, у меня повар был лезгин, да и женщины работали тоже. Трудолюбивые, добрые, вкусно готовят, гостеприимные.
Ответ от Пользователь удален
[гуру]
Лезги́ны (самоназвание: лезгияр) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 600-650 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.) , Киргизии (7,5 тыс.) , Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке. Сулейман Стальский -советский поэт. Как все люди, разные втсречаются. Зависит и от того, какой ты сам.
Ответ от Омар
[гуру]
Леками (и лезгинами) в Грузии называли аварцев, лакцев, даргинцев.То есть эти и есть народы занимавщие набегами на Грузию. И танец"Лезгинка" их танец и от них её приняли грузины. И сегодня танец "Лезгинка"танец всех народов Дагестана (включая ногайцев и казаков) кроме самых лезгин. Проблема в том что исторические лезгины (аварцы, лакцы, даргинцы) вовсе не лезгиныони (русских источниках кюринцы) куринцы. Кюринское ханство, кюринская милициякюринское востание-вот термины времен русско-кавказской войны.Лезгинами кюринцы стали (кюринцы работающие нефтепромыслах в Баку даже 1900 годуне знали что они "лезгины") по воле коммунистов.
Ответ от Залимхан Гаджимурадов
[эксперт]
Кюринское ханство- это одно из ханств и вольных обществ, основным населением которого были лезгины. Лезгины-видоизменённое арабское название леков (или лекъ, так как у арабов нет буквы "къ", на конце они "зг" лезг или лакз). Что касается танца, лек с лезгинского переводится как "орёл", а лезгинка-танец орла. Ни в аварском, ни в даргинском, ни в лакском языках такого слова нет. Лезгины и до 1900 года прекрасно знали кто они.
Ответ от Зульфия Абдулазизова
[активный]
Ответ от Магомедович
[новичек]
Лезгины умный и трудолюбивый народ, не любят фальшивить и выставляться.
Ответ от Асланбек Исрапилов
[новичек]
Ахты - лезгинское село в Южном Дагестане является уникальным местом. Среди выпускников местной СОШ №1 более 80-ти кандидатов и докторов наук (от сельскохозяйственных до философских). По количеству ученных на душу населения (18000 жителей) это мировой рекорд. Лезгины - один из самых порядочных, интеллигентных и ненасильственных народов Северного Кавказа.
Ответ от рустам фазлыев
[новичек]
Встречался я с лезгинкой)))) ненасытные и хитрые люди))) ну эта особа точно, рассказывала сказки что разведена с мужем больше не живёт, и что беременна от меня))) в этого это было все вранье они просто хотели меня развести))) итог у неё разбитое лицо и позор на всю округу))) я просто не ожидал такого от неё думал кавказская девушка должна быть преличной и я совершенно не обратил внимание как мы с ней на следующий день после знакомства переспали))) p.s я татарин она лезгинка
Ответ от Rail Batyrshin
[новичек]
Жил с пацанами с Дагестана в общаге от универа, чистокровные лезгины. Очень умные, отзывчивые, трудолюбивые, не пьющие, не курящие парни. Служил в армии на дальнем востоке с лезгинами дружил. Гостеприимные очень, сами готовы поголодать, но соседа накормят. Я сам татарин, но лезгин очень уважаю! Говорю на собственном опыте, не по наслышке. Просто уважайте друг друга, в такой момент и чеченец уберет волчий оскал и улыбнется!
Соотношение полов у лезгин показывают преобладание мужского населения. Такая структура населения отличает лезгин от остальных крупных народов и свидетельствует о том, что в нашей стране живет и работает большое количество трудовых мигрантов из Азербайджана представленных в значительной степени мужчинами.
Правда, соотношение полов чуть выровнялось с момента последней переписи: доля женщин возросла с 48,7% до 49,5%. Но скорее всего это связано с недоучетом лезгин в крупных городах, а именно туда и направлена трудовая миграция. Кроме того, лишь небольшая часть лезгин из Азербайджана была учтена в переписях как 2002, так и 2010 года. Такая ситуация объясняется тем, что мигранты, нежелающие осложнять свое пребывание в России, избегали общения с переписчиками. В 2010 году также был замечен тренд в сторону увеличения доли русского населения в Москве и других городах, происходивший за счет нерусского население. Одной из причин такой политики является попытка успокоить русских горожан засильем мигрантов в городах.
Как бы то ни было, в Россию переехало на временное и постоянное место жительство много лезгин не только из Азербайджана, но и из Туркмении, Казахстана и других стран. Только у армян и азербайджанцев наблюдается более деформированная половая структура - у них наблюдался более мощный «наплыв» мигрантов, с гораздо более высокой долей мужчин, чем у лезгин.
Перепись также показала падение удельного веса лиц моложе трудоспособного возраста у лезгин: с 30% до 25% за счет увеличение этого показателя у трудоспособного населения (с 61% до 66%). Доля пожилого населения осталась почти неизменной - 9%. Главными факторами этой трансформации является также миграция трудоспособного лезгинского населения в Россию и падение рождаемости.
Интересным особенностью последних лет стал ощутимый рост лезгинских мужчин состоящих в браке с 60,4% до 66%, доля замужних лезгинок изменилось незначительно с 61,4% до 62,2%. Вероятно лезгины молодого и среднего возраста, мигрируя в города, начали активнее обзаводиться семьями, причем спутниц жизни они чаще выбирают из представительниц других национальностей, преимущественно русских . Тем не менее число мононациональных лезгинских домохозяйств выросло с 72 до 90 тысяч, в среднем одно домохозяйство состоит из четырех с половиной человек. Примечательно, что доля разведенных, и среди мужчин, и среди женщин чуть упала.
Лезгинская семья становится малодетной. Этот процесс охватил и другие дагестанские народы. Растет доля женщин, не имеющих детей или родивших 1-2-х, и сокращается доля матерей, имеющих 3-х и более детей (с 35% до 31%).
Упала доля лезгин владеющих родным языком - до 82,4%, русским владеет 94,6%. При этом родной язык для лезгин становится неким символом. Удельный вес лезгин, указавших лезгинский язык в качестве родного, выросла с 94% до 94,9% с 1989 по 2010 год. По этому показателю лезгины все равно уступают народам Дагестана и вайнахам.
Более благоприятная ситуация у лезгин наблюдается в образовательной сфере. В полтора раза выросла доля людей с высшим и послевузовским образованием: с 14,4% до 21,6% (среднероссийский показатель чуть выще - 23,4%). Правда, такой же и даже более быстрый рост наблюдался и у других крупных народов. Среди горско-кавказских народов только осетины имеют более высокий уровень образования (30%). Однако, как известно, качество образование за последние годы неуклонно снижалось.
К сожалению, перепись выявила у лезгин очень высокий уровень безработицы - 22,8% от трудоспособного населения частных домохозяйств. Такая ситуация характерна для всех горско-кавказских народов и связана с тем, что Северный Кавказ является депрессивным регионом. Однако значительная часть безработных на самом деле регулярно выезжают на заработки за пределы своего региона. Следует ожидать дальнейший отток лезгин из Дагестана, пока показатель безработицы не понизится до приемлемого уровня.
Амиль Саркаров
Информационно-аналитический центр ФЛНКА