THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Трумен Гарсия Капоте (имя при рождении – Трумен Стрекфус Персонс) – американский романист, драматург театра и кино, актёр; многие его рассказы, романы, пьесы и документальные произведения признаны литературной классикой – родился 30 сентября 1924 года в Новом Орлеане (штат Луизиана, США) в семье 17-летней Лилли Мэй Фолк и коммивояжера Аркулуса Персонса.

Его родители развелись, когда ему было четыре, и отправили его в Монровилль, штат Алабама, где до пяти лет он жил у родственников матери. Особенно ему запомнилась Ненни Рамбли Фолк, дальняя родственница матери, которую он звал «Сук» (Sook). «Её лицо - почти как у Линкольна, словно высеченное из скалы и приобретшее свой оттенок от солнца и ветра» - так её описывает Капоте в «Рождестве памяти» (1956 ). В Монровилле он жил по соседству с Харпер Ли, которая по слухам наделила персонажа Дилла из «Убить пересмешника» чертами Капоте.

Одинокий ребенок, Капоте сам научился читать и писать перед поступлением в школу. В возрасте пяти лет его часто видели со словарём и блокнотом в руках, а в 11 лет он уже попробовал написать свой первый рассказ. В то время у него было прозвище «Бульдог».

По субботам он путешествовал из Монровилля в соседний Мобил, город на побережье Мексиканского залива, и однажды послал свой рассказ «Старая миссис Бизибади» на детский литературный конкурс, устроенный местной газетой «Мобил Пресс Реджистер». Литературный дебют Капоте был удостоен награды с формулировкой: «За высокий литературный уровень» (The Scholastic Arts & Writing Awards) в 1936 .

В 1933 он переезжает в Нью-Йорк со своей матерью и её вторым мужем, кубинцем по происхождению, Джозефом Капоте, текстильным брокером, который усыновил его под именем Трумэн Гарсиа Капоте. Вскоре отчима обвинили в растрате, доходы семьи упали, и они были вынуждены покинуть квартиру на Парк-авеню.

В 1935 он поступает в нью-йоркскую школу св. Троицы, а затем в Военную академию Сент-Джозеф. В 1939 семья Капоте переезжает в Гринвич, штат Коннектикут, где Трумен учится в школе последней ступени и пишет в школьную газету и литературный журнал «Зелёная ведьма» («The Green Witch»). Когда они возвращаются в Нью-Йорк в 1942 , он поступает школу Франклина, которую заканчивает в 1943 . В дальнейшем Капоте не получил больше никакого официального образования.

Учась в школе, в 1943 году Капоте устраивается на работу копировальщиком в художественном отделе «Нью-Йоркера». Проработал он там два года и уволился, разозлив этим Роберта Фроста.

Жившая в Монровилле по соседству и его лучшая подруга Харпер Ли стала прообразом Идабель, героини романа Капоте «Другие голоса, другие комнаты». Он однажды подтвердил это: «Мистер и миссис Ли, её мать и отец, жили неподалёку. Она была моей лучшей подругой. Читали вы её книгу „Убить пересмешника“? Я персонаж в этой книге, в которой действие происходит в том самом маленьком алабамском городке, где мы жили. Её отец был адвокатом, мы с ней ходили смотреть судебные процессы всё детство. Мы ходили на суды вместо походов в кино». После того, как Харпер Ли получила Пулитцеровскую премию в 1961, а Капоте опубликовал «Хладнокровное убийство» в 1966 , отношения между ними стали постепенно более прохладными.

В 1943-1946 годах Капоте пишет ряд произведений - «Мириам», «Моя сторона в деле», «Закрой последнюю дверь» (премия О. Генри в 1948 ). Его рассказы публикуются и в литературных ежеквартальных изданиях, и в популярных журналах - «Атлантик Мансли», «Харперс Базар», «Харперс Мэгэзин», «Мадемуазель», «Нью-йоркер», Prairie Schooner и «Стори». В июне 1945 «Мириам» была опубликована в журнале «Мадемуазель» и выдвинута на премию «Лучший первый рассказ» в 1946 . Капоте был принят в «Яддо», колонию художников и писателей в Саратога-Спрингс в штате Нью-Йорк. Позднее он способствовал вступлению туда Патрисии Хайсмит, в писательской колонии она написала роман «Незнакомцы в поезде».

«Рэндом Хаус», опубликовавшее роман «Другие голоса, другие комнаты», решило на волне успеха выпустить сборник «Дерево ночи и другие рассказы» в 1949 . Помимо «Мириам» туда вошел рассказ «Закрой последнюю дверь», впервые опубликованный в «Атлантик мансли» в августе 1947 .

Одной из самых популярных работ Капоте является «Завтрак у Тиффани» - книга, которая помимо заглавной новеллы включает в себя три рассказа. Но все-таки наибольшую известность ему приносит книга «Хладнокровное убийство». В 1959 , прочитав заметку об убийстве семьи в Канзасе, Капоте предложил редактору «Нью-Йоркера» Уильяму Шону опубликовать серию статей об убийцах. А потом он провел шесть лет, собирая материал для своего главного бестселлера, документальной истории преступников Дика Хикока и Перри Смита, следя за тем, как его герои приближаются к смерти.

Роман «Хладнокровное убийство» принес писателю около четырех миллионов долларов (семьдесят тысяч из них Трумен потратил на надгробный камень для своих героев).

Капоте превратился в живого классика. Но ему хотелось большего: быть главным светским персонажем своего времени, войти в историю гламурной жизни. Светским львом он стал еще до литературного признания. Трумен общался с известными художниками и писателями, влюблялся в мужчин, дружил с женщинами, подслушивал, умело пользовался сплетнями. Все, кто знал его, говорили, что у Капоте был дар заводить дружбу с первого знакомства, с первого взгляда. И он пользовался этим даром.

Трумен добился своего: его имя мелькало буквально во всех сборниках по истории моды. Как одевался он сам, никого не волновало. Но он окружил себя такой свитой, что по ней можно было изучать модные тенденции еще до того, как они становились модными.

Светские развлечения и напряжение, связанное с работой над «Хладнокровным убийством» подорвали его здоровье.

Трумен Капоте умер 25 августа 1984 года в Лос-Анджелесе от цирроза печени, вызванного наркотическим токсикозом.

В 2013 14 неопубликованных историй, написанных Капоте в возрасте 11-19 лет, были обнаружены в архивах Нью-Йоркской публичной библиотеки швейцарским издателем Петером Хаагом. Они были опубликованы в «Рэндом Хаус» в 2015 под названием «Ранние рассказы Трумэна Капоте».

Его произведения многократно экранизировались (по ним было снято более 20 кинолент), нередко снимался в кино и он сам.

В 2005 Беннетт Миллер снял фильм «Капоте». Фильм рассказывает об истории написания романа «Хладнокровное убийство». Премьера фильма состоялась в день рождения Трумена Капоте.

Произведения:
Летний круиз (Summer Crossing, роман, 1943 , публикация - 2005 )
Другие голоса, другие комнаты (Other Voices, Other Rooms, роман, 1948 )
Дерево ночи и другие рассказы (A Tree of Night and Other Stories, сборник рассказов, 1949 )
Местный колорит (Local Color, сборник эссе, 1950 )
Голоса травы (The Grass Harp, роман, 1951 )
Музы слышны (The Muses Are Heard, эссе, 1956 )
Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany’s, «повесть и три рассказа», 1958 )
Хладнокровное убийство (In Cold Blood, документальный роман, 1965 )
Собаки лают (The Dogs Bark: Public People and Private Places, антология эссе, 1973 )
Музыка для хамелеонов (Music for Chameleons, антология, 1980 ).

Трумен Гарсия Капоте (англ. Truman Garcia Capote, имя при рождении — Трумен Стрекфус Персонс (англ. Truman Streckfus Persons), 30 сентября 1924, Новый Орлеан, США — 25 августа 1984, Лос-Анджелес, США) — американский романист и новеллист.

Трумен Капоте родился в Новом Орлеане и прожил там первые восемнадцать лет жизни. Писать начал в восемь лет, «ни с того ни с сего, не побуждаемый ничьим примером». Уроков в школе он не делал, а писал так, как занимаются музыкой будущие скрипачи и пианисты: каждый день и по несколько часов в день.

Я писал приключенческие повести, детективные рассказы с убийствами, скетчи, истории, слышанные от бывших рабов и ветеранов Гражданской войны. Получал большое удовольствие — поначалу.

Удовольствие кончилось, когда обнаружил разницу между хорошим письмом и плохим; а потом сделал ещё более тревожное открытие, ощутив разницу между очень хорошим письмом и подлинным искусством. Едва уловимую — но страшную. К семнадцати годам я был законченным писателем.

В возрасте 19 лет Труман опубликовал в журнале «Мадемуазель» рассказ «Мириам», который был отмечен премией О. Генри. В 1949 году был опубликован его сборник «Древо ночи и другие рассказы» (англ. A Tree of Night and Other Stories), а в 1951 — повесть «Голоса травы» (англ. The Grass Harp).

В 1948 году вышел его первый роман «Другие голоса, другие комнаты», встреченный критиками с восторгом и удивлением: как может такой молодой человек так хорошо писать. Ничего удивительного — к этому времени Капоте писал уже шестнадцать лет. В отличие от документальных произведений, в романе проявились склонность автора к фантазии и гротеску и его отвращение к филистерской жизни.

С самого начала в его творчестве различались два течения: чисто художественная проза и документальная, существовали два мира: лирический и объективный; иногда они расходились, иногда сливались, сообщая друг другу дополнительную глубину.

Это течение вышло на поверхность в «Местном колорите» (1950), книге портретов и очерков. За ней, в 1956 году последовала книга «Музы слышны» — рассказ о поездке в СССР негритянской группы со спектаклем «Порги и Бесс».

Для советских людей этот приезд был едва ли не первым дуновением воздуха западной культуры из-за железного занавеса; для американцев — едва ли не первым обыденным свидетельством о жизни «загадочного и опасного соседа по планете».

Наибольшую известность принесла Капоте книга «Хладнокровное убийство» (1966; (англ. In Cold Blood) — «невымышленный роман» о двух молодых психопатах, истребивших канзасскую семью. Сращение художественности и документальности, всё сильнее занимавшее умы американцев в то время, породило «новую журналистику».

Но и тут Капоте оказался, как всегда оригинальным: тогда как у «новых журналистов» вроде известных у нас Тома Вулфа и Нормана Мейлера пишущий находился на первом плане и его переживания чуть ли не важнее того, о чём он пишет, для Капоте, по его признанию, «самым трудным в этой работе было полностью убрать себя из книги». Во время написания этой книги, Капоте провёл шесть лет, странствуя по равнинам Канзаса, беседуя со свидетелями и убийцами.

Если попытаться грубо, в нескольких словах, очертить темы, больше всего привлекавшие писателя в беллетристике, то это: люди, не встроенные в общество и поиски любви.

Возможно, в этом факте нашла отражение гомосексуальность писателя, которую он не скрывал. Фантастика, мотивы ужасного и болезненного, отмечавшиеся критиками — лишь производные. Ни одна любовь не сбывается, ни одна надежда не сбывается, и не к кому прислониться его героям, но это не чёрная литература — человек жив, покуда у него не исчезла потребность жить.

Случаи, о которых он ведёт речь, скорее частные, чем общие. Подобно его современнику Джерому Сэлинджеру, Трумена Капоте занимал не масштаб, а совершенство написанного, не сильное заявление, а правдивое, не воспитание людей, а их понимание.

Он не был авангардистом. Он мог взять готовую форму и антураж готического романа, как в «Других голосах, других комнатах», и наполнить их свежестью, оправдав тайны и ужасы тем, что действительность воспринята глазом неискушённого, чувствительного, но быстро взрослеющего ребёнка.

Иной раз одно хорошо прописанное лицо скажет о человечестве больше, чем многофигурная композиция с множеством персонажей.

Произведения Трумена Капоте многократно экранизировались, нередко снимался в кино и он сам (писатель вообще тяготел к самодемонстрированию). В 2005 году Беннет Миллер снял фильм «Капоте». Фильм рассказывает об истории написания романа «Хладнокровное убийство». Премьера фильма состоялась в день рождения Трумена Капоте.

— Экранизации

  • 1953 — Beat the Devil
  • 1958 — Das Gluck sucht seine Kinder
  • 1959 — De grasharp
  • 1961 — «Завтрак у Тиффани» / Breakfast at Tiffany’s
  • 1965 — Ruohojen harppu
  • 1967 — The Thanksgiving Visitor
  • 1967 — In Cold Blood
  • 1969 — Trilogy
  • 1972 — The Glass House
  • 1992 — Hello Stranger
  • 1994 — One Christmas
  • 1995 — «Луговая арфа» / The Grass Harp
  • 1995 — Other Voices, Other Rooms
  • 1996 — In Cold Blood
  • 1997 — A Christmas Memory
  • 2002 — Children on Their Birthdays
— Библиография
  • Летний круиз (Summer Crossing, роман, 1943, публикация — 2005)
  • Другие голоса, другие комнаты (Other Voices, Other Rooms, роман, 1948)
  • Дерево ночи и другие рассказы (A Tree of Night and Other Stories, сборник рассказов, 1949). Включает следующие восемь рассказов:
  • Злой дух (Master Misery)
  • Дети в день рождения (Children on Their Birthdays)
  • Закрой последнюю дверь (Shut a Final Door)
  • Бутыль серебра (Jug of Silver)
  • Мириэм (Miriam)
  • Ястреб без головы (The Headless Hawk)
  • Я тоже могу такого порассказать (My Side of the Matter)
  • Дерево ночи (A Tree of Night)
  • Местный колорит (Local Color, сборник эссе, 1950)
  • Голоса травы (`The Grass Harp`, роман, 1951)
  • Там, где слышны музы (The Muses Are Heard, эссе, 1956)
  • Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany’s, «повесть и три рассказа», 1958). Помимо заглавной новеллы, включает следующие три рассказа:
  • Цветочный дом (House of Flowers)
  • Бриллиантовая гитара (A Diamond Guitar)
  • Воспоминания об одном рождестве (A Christmas Memory)
  • Хладнокровное убийство (In Cold Blood, документальный роман, 1965)
  • Собаки лают (The Dogs Bark: Public People and Private Places, антология эссе, 1973)
  • Музыка для хамелеонов (Music for Chameleons, антология, 1980). Авторский сборник короткой документально-художественной прозы в трех частях:
I. Музыка для хамелеонов (Music for Chameleons)
  • Музыка для хамелеонов (Music for Chameleons)
  • Мистер Джонс (Mr. Jones)
  • Лампа в окне (A Lamp in a Window)
  • Мохаве (Mojave)
  • Гостеприимство (Hospitality)
  • Ослепление (Dazzle)
II. Самодельные гробики (Handcarved Coffins)
  • Документальный рассказ об одном американском преступлении (A Nonfiction Account of an American Crime)
III. Разговорные портреты (Conversational Portraits)
  • Поденка (A Day’s Work)
  • Здравствуй, незнакомец! (Hello, Stranger)
  • Потаенные сады (Hidden Gardens)
  • Оторвался (Derring-do)
  • Вот так и получилось (Then It All Came Down)
  • Прекрасное дитя (A Beautiful Child)
  • Ночные перевертыши, или Как сиамские близнецы занимаются сексом (Nocturnal Turnings)
  • Отвеченные молитвы (Answered Prayers, неоконченный роман, 1966-1980, публикация — 1987)
  • Полное собрание рассказов (The Complete Stories of Truman Capote, 20 рассказов, 2004). Включает все рассказы из сборников «Дерево ночи» и «Завтрак у Тиффани», а также следующие:
  • The Walls Are Cold
  • A Mink of One’s Own
  • The Shape of Things
  • Preacher’s Legend
  • The Bargain (до этого не публиковался)
  • Один из путей в рай (Among the Paths to Eden)
  • Гость на празднике (The Thanksgiving Visitor)
  • Мохаве (Mojave)
  • One Christmas
  • Короткое удовольствие: письма Трумана Капоте (Too Brief a Treat: The Letters of Truman Capote, 2004)
  • Портреты и наблюдения: эссе Трумана Капоте (Portraits and Observations: The Essays of Truman Capote, 2007)
— Публикации на русском языке
  • Голоса травы, 1971.
  • Другие голоса, другие комнаты, 1995.
  • Хладнокровное убийство, 2001, 2004, 2008.
  • Завтрак у Тиффани, 2004, 2008.
  • Злой дух, 2005.
  • Закрой последнюю дверь, 2006.
  • Музыка для хамелеонов, 2007.
  • Летний круиз, 2008.
  • Собрание сочинений в 3 т., 2008.

Трумен Капоте - американский писатель, драматург и актер.

Трумен Капоте родился в Новом Орлеане и прожил там до восемнадцати лет. В возрасте четырех лет, еще перед поступлением в школу, Трумен научился читать. К восьми годам он начал писать рассказы, и, к одиннадцати годам, по его утверждению, он уже писал от шести до девяти часов в день. Критики даже считают, что это правда, потому что в возрасте десяти лет он выиграл престижную награду за короткий рассказ.

В 1933 году он переехал с матерью и отчимом в Нью-Йорк. Учась в средней школе, Капоте писал для школьной газеты и для литературного журнала. В семнадцать лет он бросил колледж, ссылаясь на то, что там его ничему не учат, а только отнимают время, которое он мог бы провести, занимаясь писательством. Капоте начинает работать в еженедельнике Нью-Йоркер, где он узнает подноготную мира издательского дела.

Начал свою литературную карьеру рассказом «Мириам», опубликованным в журнале «Mademoiselle» в 1945 году. А в 1948 году он получил премию за рассказ «Закрой последнюю дверь». Вскоре Трумен Капоте публикует свою первую книгу «Другие голоса, другие комнаты». Книга становится бестселлером, и карьера Трумена стремительно идет вверх.

Одной из самых популярных работ Капоте является «Завтрак у Тиффани» - книга, которая помимо заглавной новеллы включает в себя три рассказа. Но все-таки наибольшую известность ему приносит книга «Хладнокровное убийство». В 1959 году, прочитав заметку об убийстве семьи в Канзасе, Капоте предложил редактору «Нью-Йоркера» Уильяму Шону опубликовать серию статей об убийцах. А потом он провел шесть лет, собирая материал для своего главного бестселлера, документальной истории преступников Дика Хикока и Перри Смита, следя за тем, как его герои приближаются к смерти.
После казни преступников Капоте пожаловался Харпер Ли, что ничего не мог сделать для этих людей. «Может быть, - ответила Харпер, - но на самом деле ты и не хотел ничего делать». Зато роман «Хладнокровное убийство» принес писателю около четырех миллионов долларов (семьдесят тысяч из них Трумен потратил на надгробный камень для своих героев). Капоте превратился в живого классика.
Но ему хотелось большего: быть главным светским персонажем своего времени, войти в историю гламурной жизни. Светским львом он стал еще до литературного признания. Трумен общался с известными художниками и писателями, влюблялся в мужчин, дружил с женщинами, подслушивал, умело пользовался сплетнями. Все, кто знал его, говорили, что у Капоте был дар заводить дружбу с первого знакомства, с первого взгляда. И он пользовался этим даром. Трумен добился своего: его имя мелькало буквально во всех сборниках по истории моды. Как одевался он сам, никого не волновало. Но он окружил себя такой свитой, что по ней можно было изучать модные тенденции еще до того, как они становились модными.

Светские развлечения и напряжение, связанное с работой над «Хладнокровным убийством» подорвали его здоровье. Из привлекательного мужчины он превратился в дряхлого старика. Он пил. Даже если не было повода, он его всегда находил. Если кто-нибудь отнимал у него бутылку, впадал в ярость. Валиум стал его постоянным «спутником». Хотя он и продолжал выпускать новые литературные произведения, особого, по-настоящему волнующего успеха они уже не приносили.

Его последнее произведение задумывалось широкомасштабным. «Answered Prayers» - так назвал Трумен свой амурный роман о голливудских идолах. Однако он остался незаконченным.

Некоторые считали Капоте немного не в себе, другие были в восторге от его творчества... Тем не менее, будучи незаурядной личностью, он оставил значительный след в литературе Америки.

Капоте умер от цирроза печени, вызванного наркотическим токсикозом в возрасте 59 лет.

Труман Капоте - американский писатель и драматург.

Труман Стрекфас Персенз, так звали его в действительности, родился 30 сентября 1924 года (а ему так хотелось, чтобы правда об указанном им самим фальшивом годе рождения - 1925 - никогда бы не всплыла наружу!) в Новом Орлеане. Как и его закадычный друг Теннесси Уильямс, Труман был «дитя Миссиссиппи». Оба были просто настоящими Томом Сойером и Гекльберри Финном, «невоспитанными озорниками», будто и впрямь сошедшими со страниц приключенческих романов Марка Твена. Только оба - голубые. В 1948 году они играли совсем в другие игры. На океанском лайнере Queen Mary, во время их скандального возвращения из Англии назад в США, они незаметно меняли пассажирам в первом классе обувь. Переодевшись, заявлялись позже на чужие вечеринки, сердили полицейских, нервировали репортеров, изображали из себя любовников на отдыхе, врали с три короба направо и налево.

Но когда-то Труман был ребенком. Его отец, представитель солидной торговой фирмы, мало заботился о нем. Его мать, экзальтированная «королева красоты», постоянно уходила, запирая светловолосого мальчика одного в квартире. Она курсировала по городу от одного джаз-кабака к другому, как волчица в поисках куска мяса повкуснее. Когда пришла его «седьмая весна», Трумана отправили к двум ворчливым тетушкам в сельское захолустье, в Алабаму. Вот где он вдохнул воздух свободы, вот где началась жизнь. «Я быстро сексуально созрел и стал развлекаться с парнями постарше». Уже в восемь лет - гениально! - Труман знал, что он голубой. Он лишь удивлялся, что многие другие не были таковыми, либо не хотели ими быть. Поскольку неразговорчивого юношу считали умственно отсталым, ему пришлось пройти тест для обучения в соответствующей спецшколе. Этот странный экзамен он выдержал блестяще. «Вдруг я совершенно отчетливо понял, что я был научно проверенным гением».

Уже в 12 лет он был беззастенчивым маленьким «папарацци» в провинции. Он снабжал местную газету сплетнями из соседских домов.

Чтобы окончательно преодолеть пубертатный период, Капоте начал понемногу, однако же очень убедительно писать. «Я писал приключенческие повести, детективные рассказы с убийствами, скетчи, истории, слышанные от бывших рабов и ветеранов Гражданской войны. Получал большое удовольствие - поначалу. Удовольствие кончилось, когда обнаружил разницу между хорошим письмом и плохим; а потом сделал еще более тревожное открытие, ощутив разницу между очень хорошим письмом и подлинным искусством. Едва уловимую - но страшную. К семнадцати годам я был законченным писателем». Первый его роман «Другие голоса, другие комнаты» появился в 1948 году. Там Труман натуралистически изображает психологический кризис 13-летнего подростка, которому мир взрослых кажется жутким кошмаром. Особенно ярко показана фигура его весьма феминизированного двоюродного брата Рэндольфа, художника. В конце романа герой оставляет позади себя «голоса и комнаты прошлого» и направляется к окошку Рандольфа. И кошмары, кажется, тоже остались позади.

Критика рассыпалась в любезностях, Капоте вдруг приобрел широкую известность. Вскоре он решил отправиться в Англию. С ним вместе - также «приобщившийся» к славе Теннесси Уильямс. За обоими приударял один епископ, от похотливых взглядов и стойкого алкогольного запаха которого они боялись никогда не отделаться. Труман как-то однажды обратился к этому церковнику, сладострастно растягивая слова: «Знаете, я всегда хотел иметь кольцо епископа».

В 1951 году вышла в свет повесть Трумана Капоте «Голоса травы». Снова он вступал в единоборство со своей юностью в Алабаме. Из литературного чудо-ребенка, как Трумэна окрестила пресса после выхода его первой книги, он превратился в современного рассказчика сказок.

Том Сойер в лиловых одеждах. Частная жизнь стала лихорадочной. Все больше стрессов, все больше спешки. Он позволил себе роскошную жизнь, величественно-небрежно купался в бассейне со своими мальчиками. «Завтрак у Тиффани» рисует этот мир, в котором Труман теперь чувствует себя как дома. Плейбои, богема, прожигатели жизни. Они все кружатся в едином потоке легкой жизни и своих наслаждений. Та самая восемнадцатилетняя девчонка из глубинки, Холли Голайтли, в какой-то степени он сам. Классик модного жаргона, Труман стал звездой. Теперь он блистал в полном великолепии среди великих киномира сего. На каждом празднике маленький проказник их южного штата в своих помпезных шляпах был настоящим событием. Мэрилин Монро он вертел на танцплощадке как волчка (к слову, его городок в Алабаме назывался Монровилль), с Монтгомери Клифтом он ложился в постель.

В 1965 году - настоящая удача на поприще журналистики - сенсационный роман-репортаж «Обыкновенное убийство». Он описал историю жизни двух приговоренных к смерти убийц (они убили семью из 4-х человек). На 6000 страниц «записей» Капоте собрал все имеющиеся факты, опросил свидетелей и самих виновников преступления. Эта детальная реконструкция «жизни и смерти», первоначально опубликованная в журнале The New Yorker, стала настоящим бестселлером, раскупалась нарасхват. Имя «протоколиста» было у всех на устах. ТВ-шоу, интервью круглые сутки. Он купался в лучах славы.

«Высшее общество» буквально сошло с ума: у Капоте не было отбоя от поклонников. Полуголым он отплясывал на вечеринках, подтрунивал при этом над самим собой, утверждая, что, по его словам, «даже павиан стал бы малиново-красным от стыда», увидев такое.

Триумф подорвал его здоровье. Одутловатое лицо, висящий мешком пивной живот, неуверенные шатающиеся движения. Он пил. Даже если не было повода, он его всегда находил. Если кто-нибудь отнимал у него бутылку, Капоте впадал в ярость. Валиум стал его постоянным «спутником». Хотя он и продолжал выпускать новые литературные произведения, особого, по-настоящему волнующего успеха они уже не приносили. Впрочем, такая же участь постигла и Теннесси Уильямса. Казалось, Капоте дошел «до ручки».

В одном из утренних телевизионных шоу он угрожал суицидом: «Поверьте, это серьезно!» В другой передаче он признавался, что влюблен в Ли Радзивилл, сестру Джеки Кеннеди. Его высмеяли. Однако нашлись некоторые, воспринявшие это всерьез. «Когда лают собаки» - новый литературный труд. На любовном фронте же - напротив, ничего нового. Он приглашал к себе в роскошные светские апартаменты стареющих, даже женатых джентльменов. В последние годы Труман, «измученный шампанским», много говорил, все время кому-то что-то рассказывал. Он был хорошо информирован, его телефон перегревался от бесконечных бесед, ни один мало-мальски значимый скандал не ускользал от его пристального внимания. Мастер великосветской интриги, этакая «салонная ведьма» с обостренным чувством сексуально-информационного голода. И скоро он и одеваться стал как салонная дама.

В темных шортах, белом дамском пиджаке, в итальянских «лодочках» на босу ногу, помпезных очках от солнца, с дамской сумочкой через плечо - так он и катался в своем авто по всему Нью-Йорку. Полиция задержала его, полагая, видимо, что только пьяный мог так вырядиться. Капоте предстал перед судом. Но и в зале суда он вел себя как стареющая поп-дива. Вспышки фотокамер так и сверкали.

Лечебное голодание, лечение от алкоголизма, салоны красоты - он убивал время. Его последнее произведение задумывалось широкомасштабным. «Возвышенные молитвы» - так назвал Труман свой роман о голливудских идолах. Однако он остался незаконченным. И все же - было опасение, что публикация книги вызовет скандал. Но разве остались еще такие, кто воспринимал бы его всерьез, какие еще чувства мог вызвать этот пьяница?! Когда же роман все-таки увидел свет какое-то время спустя после смерти Капоте от цирроза печени в 1984 году, волнения уже улеглись. Хотя - его голая правда, опубликованная под псевдонимом голубого топ-плейбоя П. В. Джонса, была слишком перченой. Так что некоторые из именитых читателей действительно обожгли на этом языки. Капоте, видимо, и с того света с удовольствием наблюдал за этой сценой. В конце концов, хорошим наблюдателем был он всегда. Его глаза и уши всегда были данными свыше божественными инструментами его гения. И он производил ими вскрытия, как настоящий хирург, достойный Нобелевской премии.








«У меня было очень тяжелое детство. Полное отсутствие любви. Но к семнадцати годам я был законченным писателем»
Трумен Гарсия Капоте родился в Новом Орлеане 30 сентября 1924 года. Родители рано развелись и мать отправила его к родственникам, компенсируя любовь дорогой одеждой. Она одевала сына настолько хорошо, что вскоре его стали дразнить девчонкой. В восемь лет «ни с того ни с сего, не побуждаемый ничьим примером», Капоте начал писать повести, детективные рассказы, скетчи, «истории, слышанные от бывших рабов и ветеранов Гражданской войны». Он посвящал этому все свое время, поэтому не делал школьные задания и совсем не успевал в школе. «Удовольствие кончилось, когда я обнаружил разницу между хорошим письмом и плохим; а потом сделал еще более тревожное открытие, ощутив разницу между очень хорошим письмом и подлинным искусством», -- вспоминал тот период Капоте

«Удивительно поздно мы открываем самих себя»
В возрасте 18 лет Капоте вместе с матерью и отчимом бизнесменом-кубинцем Джозефом Гарсией Капоте переезжают в Нью-Йорк. Смена обстановки не охладила пыл молодого писателя к творчеству: он продолжал писать для школьной газеты и литературного журнала. В Нью-Йорке обострились отношения Капоте с матерью: она не могла смириться с гомосексуальными наклонностями сына и постоянно водила его к психиаторам. Тогда же 19-летний писатель публикует в журнале «Мадемуазель» рассказ «Мириам», с которого и начинается его литературная карьера. За этот рассказ Капоте был отмечен престижной премией О"Генри. В 1948 году он получил еще одну премию за рассказ «Закрой последнюю дверь» и опубликовал свою первую книгу «Другие голоса, другие комнаты». Книга стала бестселлером, дав мощный толчок для карьеры молодого писателя

«Вся литература -- это сплетни»
После выхода романа «Другие голоса, другие комнаты» критики недоумевали: как 20-летний юноша может так хорошо писать. «Загадочный уроженец Нового Орлеана Трумен Капоте пишет рассказы, которые невозможно забыть» - с таким заголовком вышла статья в журнале Life. Уже тогда в его творчестве были видны два направления: чисто художественная и документальная проза, иногда они расходились, иногда сливались, сообщая друг другу дополнительную глубину. Эти два мира проявились в книге портретов и очерков «Местный колорит» (1950), а затем и в книге «Музы слышны» (1956) - рассказ о поездке в СССР негритянской группы со спектаклем «Порги и Бесс», который стал для советских людей едва ли не первым дуновением воздуха западной культуры из-за железного занавеса
На фото Трумен Капоте со своей тетей Марией Идой Фолк Картер

Фото: AP / Jennings Faulk Carter Collection, Monroe County Heritage Museum, Monroeville, Ala., Jennings Faulk C

«Есть раса людей, что все время в пути, /Им дома покоя нету; /Разбивают сердца, говорят "прости" /И уходят топтать планету»
Наибольшую известность и признание Капоте получает после выхода книги «Хладнокровное убийство». Толчком к написанию романа стала увиденная писателем в 1959 году заметка в газете об убийстве семьи в Канзасе. В течение шести лет Капоте собирал материал о совершивших убийство преступниках Дике Хикоке и Перри Смите, приговоренных судом к смертной казни, что и стало основой романа. Он глубоко переживал смерть преступников, с которыми успел подружиться, и даже признался своей подруге детства и писательнице Харпер Ли, что жалеет о том, что ничего не смог сделать для них. Публикация романа принесла Капоте $4 млн и звание живого классика

«Однако он понимал, что нелюбим; это понимание билось в нем как добавочное сердце» («Закрой последнюю дверь»)
Кроме писательства Капоте увлекался светской жизнью. Он был завсегдатаем клуба «Студия 54» и всегда мечтал стать главным светским персонажем своего времени. Он общался с известными художниками и писателями, дружил с известными актрисами (на фото с актрисой Джиной Лоллобриджидой), был одним из главных сплетников Нью-Йорка. Общение с Капоте вошло в моду. Он умел влюблять в себя людей с первого взгляда, как женщин, так и мужчин. Своего отношения к последним он никогда не скрывал – Капоте был открытым гомосексуалистом. В списке его любовников были литератор Ньютон Арвин, художник Энди Уорхол, светская знаменистость Денхем Фаутс, драматург Жан Кокто и другие

«Если я не решу проблему с алкоголем и наркотиками, я убью себя»
Процесс написания «Хладнокровного убийства» и постоянные вечеринки серьезно отразились на здоровье Капоте. Все его знакомые отмечали, что из привлекательного, полного сил мужчины он превратился в дряхлого старика. Несмотря на успех книги, Капоте не получил ни Пулитцеровскую, ни Национальную премию. Писатель объяснял это заговором. Он стал много пить, если не пил – впадал в ярость. Пристрастился к валиуму

Постоянно вращаясь в кругу актеров и режиссеров, Капоте сам начал сниматься в кино. В 1977 году за роль Лайонела Твейна в фильме «Ужин с убийством», получил номинацию на кинопремию «Золотой глобус» в категории «Лучший актерский дебют в художественном фильме». Кроме того, восемь его книг были экранизированы, четыре – при жизни автора. Самой громкой экранизацией стала картина «Завтрак у Тиффани» по одноименному роману, хотя сам Капоте остался недоволен фильмом, прежде всего из-за выбора актрисы. В этой роли вместо Одри Хепберн, для которой роль стала звездной, он видел свою хорошую подругу, актрису Мэрилин Монро
На фото режиссер Джон Хьюстон (в центре), писатель Трумен Капоте и звукорежиссер Кевин Донован Макклори

Последним успешным произведением Капоте, которое попало в топ лучших произведений, стала книга «Музыка для хамелеонов» -- «разговорные портреты», в которую вошли очерк о Мэрилин Монро и диалог с самим собой, в котором автор объявляет: «Я алкоголик, я наркоман, я гомосексуал, я гений». Книга продержалась в списке бестселлеров 16 недель, что редко для сборника рассказов. После этого Капоте, кажется, пришел в себя, но избавиться от алкогольной и наркотической зависимости не мог. Он привлекался к суду за вождение в нетрезвом виде. Кроме того, страдал от галлюцинаций и мании преследования. Стремясь спрятаться, он укрылся в доме Джоан Карсон, бывшей жены телеведущего Джонни Карсона
На фото с писателем Норманом Майлером

«Я никогда ни к чему не привыкаю. А кто привыкает, тому спокойно можно умирать»
25 августа 1984 года в доме Джоан Карсон американский писатель-прозаик Трумен Капоте умер от цирроза печени, вызванного наркотическим токсикозом

Фото: AP / Sony Pictures Classics, Attila Dory



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама