THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В православной церкви существует множество постов, но многодневных всего четыре и один из них назван в честь ближайших учеников Иисуса Петра и Павла.

Однако в названии упомянуто только имя первого апостола по той простой причине, что слишком неудобно и долго произносить полный вариант — Петропавловский пост или пост Петра и Павла. Частично этот вопрос решает одно из названий поста – Апостольский. Также он известен как Петровский пост.

Отказ от скоромной пищи, то есть мясных блюд и продуктов животного происхождения, в сочетании со смирением и молитвами, помогает христианам достичь главной цели – очиститься духовно и физически, подготовиться к церковному празднику, обрести душевное спокойствие и умиротворение.

От этого поста, как и от остальных, освобождаются верующие люди с проблемами со здоровьем, маленькие дети (вплоть до 7-летнего возраста), беременные и кормящие грудным молоком, путешественники, миряне.

История праздника

Согласно преданию, Петр и Павел, будучи учениками Христа, несли Слово Божье язычникам. Однако проповедям предшествовала тщательная подготовка по плотскому и духовному очищению – апостолы ограничивали себя в определенной пище и усердно молились. Их пример послужил основой для Петрова поста, который заканчивается праздником в честь этих святых.

До настоящего времени правила поста претерпели некоторые изменения. Изначально он был объединен с Успенским и был призван служить своего рода компенсацией для тех, кто не соблюдал Великий пост. То есть тот, кто не постился перед Пасхой, мог «наверстать упущенное» после этого великого церковного праздника.

Эти правила действовали в период 3-11 веков, а в дальнейшем его окончательно разделили на две части, что повлекло за собой и смещение дат. Со временем роль Петра и Павла в христианстве продолжала расти, поэтому к 15 веку Апостольский пост дополнил список важнейших событий в православном календаре, сегодня таких периодов всего четыре.

Каковы традиции Петрова поста

В отличие от Великого этот пост менее строгий и даже предусматривает некоторые послабления, которые не считаются грубым нарушением.

Главное, что требуется соблюдать по церковным предписаниям – молиться, подавать милостыню просящим, творить добрые дела, обуздать страсти, избавиться от пагубных мыслей и действий. Только при таких условиях возможно достижение желаемого очищения тела и души.

Какие послабления допускаются в Петров пост? В основном они связаны с меню. Например, в выходные дни разрешается рыба и даже немного вина. Исключение этих продуктов и сухоядение рекомендуется в каждый понедельник, среду, пятницу.

В остальные будние дни постящиеся могут вкушать горячие блюда с добавлением растительного масла, но без рыбы и/или мяса. Также «запретные» продукты допускаются в храмовые праздники, дни памяти святых.

Желательно на весь период поста отказаться от просмотра теле- и радиопередач, которые не несут в себе назидательный, просветительный, поучительный характер. Разговоры, в том числе по телефону «ни о чем» тоже не рекомендуются, все только по делу. Злоупотребление алкоголем, чревоугодие, посещение и/или участие в развлекательных мероприятиях, естественно, под запретом.

В это время следует максимально оградить себя от мирской и прочей суеты, всего непотребного и пустого, вражды и раздоров. Можно даже составить список с указанием всех ограничений, который постящийся готов возложить на себя, чтобы добиться желаемого результата.

Когда празднуется Петров пост в России в 2018 году

Несмотря на то, что этот пост напрямую связан с праздником в честь двух апостолов (12 июля), он относится к переходящим. Уже известно, когда он начнется в 2018 году – это будет начало Недели Всех Святых – 4 июня (понедельник).

Последним днем соответственно будет канун указанного праздника – 11 июля. Длительность поста тоже может меняться из года в год, так как связана с днем Пасхи: самый короткий срок – чуть больше недели, самый продолжительный – 6 недель.

Как поздравляют друг друга в этот день

Любой пост, особенно если он в числе четырех важнейших, для верующего человека является праздником. На такое отношение не влияют ни ограничения в пище, ни отказ от каких-либо удовольствий. Ведь благодаря ему происходят желаемые перемены в жизни постящегося.

Поэтому можно смело поздравлять с постом как с праздником. В тексте рекомендуется упоминание заслуг и примера апостолов, пожелание успешного воздержания, терпения и смирения.

Сегодня можно найти готовые поздравления таких поздравлений, в том числе в стихотворной форме. Такой вариант подходит для тех, у кого возникают трудности с выражением чувств и мыслей своими словами. Но слишком заострять на этом внимание не обязательно, каждому христианину достаточно нескольких искренних слов от сердца.

Какого числа будет Петров пост в 2019 году? В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2019 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Петров пост – это один из летних постов, установленных Православной Церковью. Поговорим о том, какого числа начинается Петровский пост в 2018 году, а также о его сути и истории.

Петров пост – 2018: дата начала и сколько дней длится

Дата начала Петровского поста зависит от того, какого числа праздновалась Пасха в этом году. Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы), на следующий день после праздника Всех святых. В 2018 году, поскольку празднуется 27 мая, то датой начала Петровского поста стало 4 июня.

А вот заканчивается Петров пост всегда в один день – 12 июля, то есть в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Кстати, в честь этого праздника пост и именуется Петровым или иначе Апостольским. Вот и получается, что в разные годы пост перед днем Петра и Павла может длиться от 8 до 42 дней.

Смысл Петрова поста

Петров пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

У Петровского поста есть особое предназначение. «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и сделаться достойными даров Святого Духа», - пишет святой Лев Великий.

Апостольский пост заповедан, чтобы предохранить верующих людей от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на разнообразную пищу.

Как правильно питаться в Петров пост – 2018: что можно есть

Летний пост перед днем Петра и Павла не очень строгий. Во время Петровского поста по уставу Церкви строгий пост (сухоядение) приходится только на среду и пятницу. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника можно кушать рыбу. Можно также в эти дни есть грибы, крупы с растительным маслом. А вот мясо, яйца и молочные продукты тем, кто постится по всей строгости, есть нельзя.

Праздник, которым завершается пост, – день памяти святых апостолов Петра и Павла – не входит в сам пост. Но если он попадает на среду или пятницу, то поститься нужно.

Стараясь правильно питаться в пост перед днем Петра и Павла, помните, что не каждый из нас в силу особенностей организма может поститься так строго, как это предписывает Церковь. А потому меру поста лучше всего согласовать с духовником. Но зато каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, соблюдая пост духовный.

Реклама

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Петров пост в 2017 году начинается в понедельник, 12 июня. В чем его особенность? Какова продолжительность этого, одного из четырех основных в православной церкви, постов? В чем себя ограничить, а что дозволяется есть? Об этом рассказывает магистр богословия Карлового государственного университета в Праге Надежда СКВАРНИК.

Почему пост называется Петровым?

На самом деле, это народное название, на церковном языке он называется иначе - Апостольским. Его окончание приходится на праздник двух святых первоверховных христианских апостолов – Петра и Павла, отсюда и пошло название, которое со временем сократилось до просто «Петров пост».

Почему именно эти два апостола?

На самом деле, апостолов в христианской церкви было больше - 12 непосредственно учеников Христа, и еще 70 «отобранных».

Но именно апостолы Петр и Павел отличались друг от друга как небо и земля. Их жизненные пути были настолько несхожи, что кажется невероятным, как они вообще могли встретиться.

Апостол Петр - простой галилейский рыбак, ближайший ученик и сподвижник Христа, вспыльчивый и в какой-то момент отрекшийся от него, раскаявшийся и уверовавший так, что вера его стала скалой, на которой и было основана христианская церковь.

Апостол Павел (до своего обращения именовавшийся Савлом), еврей-фарисей, с хорошим образованием - он относился к интеллектуальной элите. Переломным моментом в его жизни стало явление ему Христа по дороге в Дамаск, куда убежденный фарисей направлялся преследовать христиан. И круто изменивший там всю свою жизнь.

Жизнь обоих апостолов оборвалась в Риме: Петра распяли на кресте вниз головой, Павлу отсекли мечом голову.

Этот пост считается нестрогим: мирянам предписывается воздерживаться от молочной и мясной пищи, однако можно есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Понедельник, среда и пятница (12 июня, 14 июня, 16 июня, 19 июня, 21 июня, 23 июня, 26 июня, 28 июня, 30 июня, 3 июля, 5 июля, 7 июля, 10 июля):

сухоедение – в рацион нельзя добавлять вареную пищу и растительное масло. При сухоедении разрешается употреблять хлеб, соль, свежие фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед. Чтобы не навредить здоровью, рекомендуется пить побольше воды;

есть можно один раз в день после 15:00.

Вторник, четверг (13 июня, 15 июня, 20 июня, 22 июня, 27 июня, 29 июня, 4 июля, 6 июля, 11 июля):

можно употреблять вареные блюда, но без масла;

есть можно дважды в день.

горячая пища с растительным маслом. Также можно приготовить рыбу;

есть можно дважды в день.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Этот пост держат в церквях и в мире православные в честь святых Петра и Павла. Он начинается после проведенного праздника Троица, по пасхе это после девятого воскресенья. В конце поста обязательно воспевают твердость Петра и разум Павла. Количество дней поста может зависеть от даты, на которую назначается Пасха. В общем это от 8 до 42 дней.

Это не строгий пост, если сравнивать с Великим постом. Нельзя принимать лишь мясную и молочную пищу, а в среду и пятницу стоит отказаться и от рыбы.

История праздника

История поста начинается с 4 века, именно тогда были первые упоминания поста в Апостольских постановлениях. В самом начале пост не связывали с апостолами, а считали компенсацией для тех, кто не смог поститься в Великий пост. Ужу в 1000 году из поста убрали июль и стал он заканчиваться на праздник Петра и Павла. На то время это было 29 июня, а после перевода на наш календарь этой датой стало 12 июля.

Успенский пост это вторая часть этого компенсационного поста, она стартует 1 августа или по новому календарю 14 августа. Со временем Петров пост установился, особенно после открытия в Констатинополе храма. Сегодня это торжественное событие в православном мире, оно призвано подготовить человека к великому празднику апостолов Павла и Петра.

Каковы традиции Петрова поста

Как и любого православного события у Петрова поста есть свои традиции. Самой главной считается соблюдение запретов на прием мясной и молочной пищи. Рыба доступна, но только не в пятницу и не среду. Для тех, кто болен, детям и старикам правила поста могут быть ослаблены.

Священники паралелльно с приемом ограниченной пищи советуют и не смотреть телевизор, а посвятить все время молитве и духовному очищению. Как можно чаще в это время посещают храмы, ходят на службы и стараются не обижать никого в дни поста. Обязательно причащаться в пост, а к самому празднику Петра и павла стоит убрать дом. Весь мусор и не нужные вещи выносят из дома, ходят на рыбарку, что тоже в деревнях как традиция и начинают первые посевы.

Когда празднуется Петров пост в России в 2018 году

Петров пост на 2018 год выпадает на 4 июня, которое знаменует неделю после праздника Святой Троицы. Не смотря на то, что каждый год пост начинается в разное время, заканчивается он всегда одинаково 12 июля, поэтому и количество дней в посту может меняться, но он считается в православии многодневным постом. В 2019 году пост начнется 24 июня и закончится 12 июля, таким образом продлиться он 19 дней.

Как поздравляют друг друга в этот день

Для православного мира Петров пост считается одним из праздников, это время, когда можно обратиться к Богу с молитвой, все благодарят его за то, что имеют. В пост в некоторых семьях устраивают торжественный стол с постной пищей, другие ходят в церковь. Все поздравляют друг друга с началом периода очищения и становления на путь, ведущий к Богу и открывающий врата перед ним.

В церквах начинаются службы, поток прихожан увеличивается. Все приходят на причастие и чтобы послушат песнопения. Не редкостью становятся учения от батюшки, рассказы о святых апостолах, перед праздником которых и готовится человек духовно. В этот день принято давать милостыню и ни на кого не злиться, не ругаться и пребывать в спокойном состоянии.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама