THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов, в особенности меднолитых.
Кресты различались по типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестия которых часто вставляли предметы меднолитой мелкой пластики; кресты напрестольные, аналойные и воздвизальные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты - самые многочисленные.
Древнейшие кресты X–XII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. В XIX веке такой тип крестов получил в специальной литературе название «корсунский».
Одним из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI–XV веков являются кресты-энколпионы.
Как правило, на лицевой створке крестов-энколпионов, производившихся на территории Киевской Руси, изображали распятого, страдающего Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещали изображения Богородицы и Иоанна Богослова.
В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы, святители или избранные святые. Оборотные створки крестов киевского производства также имели много общих черт с греческими энколпионами. Наиболее часто в их средокрестия помещали изображения Богоматери следующих типов - Одигитрия, Оранта, Влахернетисса и Агиосоритисса. Иногда в средокрестии оборотной створки встречается фигура святого в рост, чаще всего апостола. В боковых ветвях, как правило, располагали изображения четырех Евангелистов либо избранных святых, реже херувимов.
Основные формы крестов-энколпионов: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста.
Домонгольские меднолитые энколпионы можно разделить на несколько типов: с рельефными изображениями (известны на Руси с XI века); с центральной рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили распространение с первой половины XII века); с перегородчатой эмалью (вторая половина XII века); с гравировкой и плоскостными изображениями, исполненными чернью либо инкрустацией оловом (вторая половина XII века). Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами и литыми зеркальными надписями, матрицы которых появились не ранее конца XII - первой трети XIII века.
Кресты-тельники часто копировали монументальные формы в уменьшенном варианте. Так, рельефные изображения крестов в круге на наружных стенах новгородских храмов XIV–XV веков нашли повторение в мелких нательных крестах того же времени. Образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами послужили, вероятно, монументальные новгородские деревянные и каменные кресты XIV века, и прежде всего Людогощенский крест.
Кресты, в центре которых находилось рельефное изображение восьмиконечного креста, с копьем и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо креста», что было связано прежде всего с «Древом Жизни» - прообразом креста в Ветхом Завете [Троицкий Н. Крест Христа - «Древо жизни» // Светильник. 1914, № 3. С. 8–10].
В XVII–XVIII веках фантазия русских золотых и серебряных дел мастеров в украшении крестов-тельников не знает границ. Особым узорочьем в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера - Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. В подражание серебряным стали отливаться медные кресты таких же форм.
На крестах-тельниках часто можно встретить изображения демоноборцев - Никиты-бесогона, архангела Сихаила и других. Наибольшее количество тельных крестов с образом Никиты, побивающего беса, принадлежит к новгородско-тверскому кругу памятников XIV–XVI веков. Особенно богаты такими находками были Новгород, Тверь, Старица.
Например, в Старице найдено множество мелких красномедных крестиков (высотой 1,0–4,5 см) с изображением на них Спаса Нерукотворного, святых Николы и Никиты, а также архангела Михаила [Романченко Н. Ф. Образцы старицкого медного литья // Материалы по истории русского искусства. - Л., 1928. Т. I. С. 37–42]. По всей видимости, это были детские крестики, надевавшиеся на умерших младенцев.
В XV–XVI веках на деревянных, костяных и металлических крестах помещали образ архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Видимо, такие кресты носили на себе воины вместе со складными иконами и металлическими змеевиками-оберегами.
Начиная с XVI века возле изображения горы Голгофы на многих русских крестах воспроизводились следующие буквы: М. Л. Р. Б. Г. Г., что означает «Место лобное рай [либо «распят»] бысть. Гора Голгофа»; возле черепа - Г. А., то есть «Глава Адамова», а также К. Т., то есть «Копие. Трость», и другие. На обороте крестов помещался, как правило, текст молитвы.
Помимо нательных и наперсных крестов, на Руси были широко распространены меднолитые напрестольные и киотные кресты крупного формата.
Разработка и утверждение новых форм и иконографии меднолитых крестов тесно связаны со старообрядцами-поморцами, признававшими за истинный только восьмиконечный крест. Исключение составляли нательные четырехконечные кресты, на которых, однако, всегда присутствовало изображение креста с восемью концами.
Поморцы отрицали также изображение на крестах Господа Саваофа и Духа Святого в виде голубя, признавая лишь образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции в медном литье. Другие толки старообрядцев (например, поповцы) изображали Господа Саваофа и Духа Святого в верхней части напрестольных крестов, что, безусловно, восходит уже к западной традиции.
Техника медного литья позволила изобрести и такую крупную многосоставную форму, как крест восьмиконечный, окруженный клеймами с изображением праздничных сцен и избранных икон.

Нательный крест -носился на теле, под одеждой.
Наперсный крест -крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи
Киотный крест -в старину на Руси были распространены также киотные кресты. Часто они помещались в специальном отделении, под треугольной крышей, предохранявшей от непогоды. Киотные кресты ставились перед входом в дом или город, на улицах, перекрестках, врезались в могильные, поклонные и обетные кресты и т.п. Иногда над крестовиной возводилось треугольное покрытие, даже когда она не имела киотного креста, что помимо практических нужд (защита от осадков) несло символику божественного покровительства и защиты. Киот, кивот, киоть (от греч. - ящик, ковчег) - особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Напрестольные кресты-кресты больших размеров, без привеса. В позднем исполнении, они на подставке.
Энколпион - небольшой ковчежец, мощевик, который носили на шее на шнурке или цепочке. Внутрь помещали частицы освященной просфоры или мощи святых, что охраняло владельца энколпиона от всяческих напастей, особенно в дальних походах и путешествиях.
Форма энколпиона - квадрифолий (от лат. quadrifolium - четырехлистник) - фигура, образующаяся двумя пересекающимимся четырехугольниками, оканчивающимися полукружиями.Крест-накрест пересекающимися четырехугольниками на иконах изображают Славу Христа и в некоторых изводах - нимб. Вместе с тем квадрат со слегка вытянутыми и скругленными углами формой напоминает крестоцвет – один из первых символов христианства. Соединенный с четырехугольником, древним знаком земли, крестоцвет создает образ Христа, соединения в Нем человеческого и божественного.Квадрифолий - образ преображения земли. Форму квадрифолия мощевикам и православным нательным крестам придавали с XIV века.

Какой нательный крест является правильным?

Какой нательный крест является правильным? Допустимо ли ношение нательного креста с изображением Спасителя?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” - копие, “Т” - трость, “ГГ” - гора Голгофа, “ГА” - глава Адама. “МЛРБ” - место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы. Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия там быть не должно.


Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества.

К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту ("Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…"), или только первые слова.
Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).

(частично взято из "Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М., 2005")



Относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. Неизвестно также, где именно он зародился -- в Иерусалиме или в столице Византийской империи Константинополе. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются.

Три креста
История обретения величайшей христианской святыни -- Креста, на котором был распят Господь, -- связана с паломничеством в начале IV века равноапостольной царицы Елены на Святую землю. К этому времени место, где была совершена казнь Христа, было осквернено и забыто. На нем находилось языческое святилище в честь богини Венеры, а позже -- груды земли и мусора. По преданию, прибыв в Иерусалим, императрица Елена никак не могла отыскать Голгофу и Гроб Господень, пока ей не помог некий иудей по имени Иуда. Он указал место, где необходимо копать, и, действительно, вскоре там обнаружили Лобное место, и неподалеку от него -- три креста. Лишь один из найденных крестов был орудием казни Спасителя, а два других принадлежали распятым с Ним вместе разбойникам.

Считается, что иудей Иуда, указавший местонахождение Честного Креста, уверовал, крестился с именем Кириака и после смерти святителя Макария стал епископом Иерусалима. Позже он пострадал за веру во Христа, приняв мученическую смерть. Память священномученика Кириака совершается 28 октября (10 ноября)
На илл.: Воздвижение Креста с историей его обретения. Икона. XVI век. Сергиево-Посадский музей-заповедник (Ризница)

Истинный Крест явил себя через совершившееся чудо, по-разному описанное древними историками. Наиболее распространена версия, что силой Креста был воскрешен проносимый мимо него покойник. Некоторые источники рассказывают о больной женщине, на которую по очереди возлагали все три креста. Лишь последний из них, тот, что исцелил ее, был признан Крестом Спасителя. Церковный историк XIV века Никифор Каллист пишет, что оба эти чуда засвидетельствовали подлинность Креста. История его обретения и связанных с ней исцелений с большей или меньшей степенью подробности часто изображалась на русских иконах Воздвижения Креста Господня.

Перед собой, над головой
Что же послужило причиной установления праздника и отразилось в его иконографии? По одному из предположений, обретение реликвии царицей Еленой привлекло множество народа. Чтобы все смогли увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял (воздвиг) Крест над своей головой. Именно это действие, возможно, легло в основу обряда воздвижения креста, который до сих пор совершается в православной церкви 14 (27 сентября). При этом в западнохристианской традиции обретение Креста празднуется не в сентябре, а в мае, что связано с чудом явления креста на небе, которое видел сын Елены император Константин. Возможно, празднование было перенесено с мая на сентябрь, так как закрепление праздника в церковном календаре тесно связано с торжественным освящением храма Воскресения в Иерусалиме, произошедшим через несколько лет после обретения Креста Еленой. Освящение состоялось как раз 13 сентября, и на следующий день было совершено особое богослужение в честь главной святыни этого храма, то есть Креста Господня.

В византийской иконографии Воздвижение Креста изображается именно как торжественное богослужение в храме во главе с епископом, стоящим в сопровождении клира на амвоне. При этом византийские композиции Крестовоздвижения встречаются почти исключительно в миниатюрах рукописей. Их построение сильно отличается от того, что привычно для русских икон: здесь епископ повернут влево (или вправо) и держит крест двумя руками перед собой, а не поднимает над головой. Кроме того, тип лика изображаемого святителя всегда разный: византийские художники создавали отвлеченный образ епископа, а не конкретно патриарха Макария. В этом убеждает тот факт, что имя святителя чаще всего иконописцы не указывали. Встречающиеся в этих сценах характерные образы святителя с короткими темными волосами с залысиной и маленькой бородой позволяют предполагать, что в этих случаях изображен св. Иоанн Златоуст, как, например, в миниатюре Лекционария XII века из монастыря Святого Пантелеимона на горе Афон. Кроме этих особенностей, отметим, что в миниатюрах никогда не проявляется желание связать празднование Крестовоздвижения с историей обретения Креста святой Еленой -- изображения равноапостольной царицы и ее сына отсутствуют.


Миниатюры с композицией Крестовоздвижения были распространены в византийских лекционариях и минологиях -- рукописных книгах, в которых в календарном порядке располагались евангельские чтения и жития святых. Причиной изображения св. Иоанна Златоуста в чине Воздвижения, возможно, является тот факт, что память святителя также приходится на 14 сентября
Воздвижение Креста Господня. XII век. Миниатюра Лекционария из монастыря Св. Пантелеимона на горе Афон

Букет и конная статуя
Самый ранний сохранившийся до наших дней русский образ Воздвижения креста -- новгородская икона конца XV века из числа святцев Софийского собора. Она является памятником сложной, детально разработанной иконографии, отличающейся от византийских образцов. Здесь в центре иконы на фоне белокаменного храма представлен архиепископ. Он совершает воздвижение креста при огромном стечении народа и в присутствии Константина и Елены. Крест в букетике из веточек он держит двумя руками над головой. По сторонам святителя поддерживают два дьякона. В этой детали отразилась реальная богослужебная обрядовая практика, зафиксированная в Чиновниках (Архиерейских служебниках. -- Ред.) новгородского собора Святой Софии и Успенского собора в Москве. В нижней части образа среди толпы народа, святителей и бояр выделяются образы людей в белых остроконечных шапочках -- традиционно считается, что это певчие, а не священники или монахи, как можно
было бы подумать.

Рассмотренная иконография в точности повторена на новгородской выносной двусторонней иконе «Крестовоздвижение -- Богоматерь Знамение» XVI века из Государственного исторического музея и на иконе этого же времени из собрания Эрмитажа. На некоторых образах Крестовоздвижения, в том числе на вологодской иконе третьей четверти XVI века (Государственная Третьяковская галерея), выше архитектурных построек возносится колонна, увенчанная конным монументом. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией -- она была воздвигнута в Константинополе в VI веке, при жизни самого императора, неподалеку от храма Святой Софии. Ее описание было известно на Руси благодаря свидетельствам паломников, а наиболее ранним изображением статуи являлся несохранившийся рисунок, выполненный знаменитым Феофаном Греком. Он стал образцом при создании книжных миниатюр, а затем изображение статуи появилось и в иконописи. Ее присутствие в иконе Крестовоздвижения обозначало конкретное место действия совершаемого чина прославления Креста -- византийскую столицу, а не Иерусалим.


Букет цветов, который святитель на иконах держит вместе с воздвигаемым крестом, судя по письменным источникам, издревле украшал крест во время богослужения в день 14 сентября. Конкретные упоминания указывают, что для этого брали траву иссоп и васильки -- цветы, символизирующие царскую власть
Воздвижение Креста. Икона из праздничного ряда новгородской церкви Петра и Павла в Кожевниках. Середина XVI века. Новгородский музей-заповедник

Крест больше
Среди икон с особенностями иконографии необходимо назвать образ Крестовоздвижения из новгородской церкви Апостолов Петра и Павла в Кожевниках, где амвон, на котором стоят святитель и дьяконы, завешен красной завесой. На иконе Крестовоздвижения из частного собрания М. Елизаветина 1638 года на амвон ведут большие ступени, а святитель предстоит без привычных по сторонам фигур клириков. На двух этих иконах число предстоящих сокращено, но Константин и Елена неизменно присутствуют.
С конца XVI века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения, ставший популярным в поздней русской иконописи. Крест в иконах XVII-XVIII веков выделяется особо большим размером, достигающим человеческого роста. Так, в центре храмовой иконы из церкви села Воздвиженское, ныне хранящейся в Сергиево-Посадском музее (Ризницы Лавры), святитель держит такой крест не на голове, а перед собой, поддерживая его у основания. Точно так же построена сцена на одноименных иконах из Успенского собора Ростова Великого (конец XVII века) и из собора Сретенского монастыря в Москве (начала XVIII века). Здесь безусловно отразилось стремление представить Истинный Крест, на котором был распят Христос, ту самую обретенную в Иерусалиме святыню.

Судьба обретенного Еленой Креста Христова сложилась так, что уже в ранние времена святыня была раздроблена на множество частей, разошедшихся по всему миру. Одна из частей Креста находилась в драгоценном кресте-реликварии в Константинополе. Большая часть древа Креста хранилась в ковчеге храма Воскресения в Иерусалиме. Местонахождение обеих святынь ныне неизвестно
Воздвижение Креста. Икона из праздничного чина Успенского собора Ростова Великого. 1690-е годы, мастера Оружейной палаты. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Купить старинные бронзовые кресты и старинные распятия.

Всем известно, что крест существовал и в дохристианскую эпоху, символизируя в разные периоды солнце, землю, центр вселенной, огонь, четыре стороны света и даже стилизацию изображения человека. С появлением христианства крест становится одним из его основных символов. Ведь именно на кресте был распят Иисус. Причем даже на Руси, несмотря на то, что здесь после крещения долгое время жили языческие традиции, преломившиеся к христианским и родившие своеобразное русское православие, крест был и остается главным символом веры. Неспешно полистайте подобранный нами каталог старинных крестов. Здесь вы найдете старинные бронзовые распятия различного предназначения и в разнообразном исполнении. Итак, у нас вы сможете купить, в частности, большое бронзовое распятие христово с предстоящими. Это композиция, часто отливавшаяся из медного сплава, украшавшаяся серебром и разноцветной эмалью, в центре которой располагается бронзовый крест, вокруг него - изображения разных святых поодиночке или в группах. Нельзя не заметить в нашем каталоге старинных крестов богослужебный напрестольный крест, который вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью Святого Престола в алтаре Православной церкви. Он используется при особо торжественных молебнах, для благословения верующих в конце литургии, им освящается вода на Богоявление. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят, встречая епископа. Несомненно, что довольно обширным отделом нашего каталога старинных крестов является раздел крестов, носившихся на шее. В частности, это наперсные кресты, кстати, в средневековье носившиеся и духовенством, и мирянами на груди, поверх одежды. В современном мире наперсный крест - обязательный атрибут одеяния духовенства. Самый распространенный крест - это нательный крест. Старинные нательные крестики делали и из меди, и из серебра, и из золота - все зависело от статуса его владельца. Носились они прямо на теле, под одеждой, поэтому получили название «тельник», были небольшие по размеру и, как правило, с незатейливой иконографией. Он возлагается на грудь каждого крещаемого при обряде крещения, и должен носиться каждым христианином на протяжении всей его жизни. Конечно, довольно часто нательный крест терялся, но позволительно заменять его на новый, поскольку крест должен сопровождать христианина всю жизнь. Конечно, каталог старинных крестов был бы неполным, не включи мы в него старинный бронзовый крест энколпион, который еще именуют крестом мощевиком. Вначале это были маленькие коробочки с изображением креста на крышечке, в которых помещали мощи святых. А вот к 11 в. коробочки обрели крестообразную форму, и именно в таком виде кресты энколпионы появились на Руси.

Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными, но постепенно русские православные мастера освоили производство мелкой религиозной пластики в Киеве, а затем и в других местах. Древние меднолитые кресты были очень маленькими, и это понятно: слишком дорог и дефицитен был металл, а потому, чтобы сделать крест-тельник доступным всем, и отливали крестики маленькими.
Интересно, что первые кресты не несли на себе изображений и были односторонними, то есть скромный узор украшал только лицевую сторону креста-тельника, потому что отливались они в одностороннюю форму. Древние крестики встречаются и с разноцветными эмалями, они прекрасно сохранились до наших дней!
Постепенно производство меднолитых крестов разрасталось, а открытые собственные месторождения меди позволили не только разнообразить ассортимент продукции медниц (литейных мастерских), но и увеличить размеры изделий.
Не стоял на месте и процесс усложнения форм старинных крестов, икон, медальонов, панагий, складней. Ранее применявшиеся лишь изредка двухсторонние формы для литья теперь использовались повсеместно, благодаря чему старинные кресты тельники получили рельефные изображения на лицевой поверхности и на оборотной стороне! Кресты тельники и старинные распятия украшали разноцветными эмалями, что делало их очень красивыми, эстетичными, привлекательными.
Но несовершенство гайтана - нити для подвешивания крестиков-тельников и активный крестьянский образ жизни людей приводили к тому, что крестики часто терялись.
Настоящий расцвет производства меднолитых крестов и икон происходит после церковного раскола. Именно раскольники, староверы, уходя в труднодоступные места, прячась от преследований и пытаясь сохранить истинную веру, осваивают в своих общежительствах и скитах производство бронзовых крестов, бронзовых икон, бронзовых складней.
В своей работе они руководствуются чрезвычайно скрупулезным подходом к качеству продукции, доводят внешний вид даже обыкновенных крестов-тельников до совершенства.
Удивителен факт, который свидетельствует нам о том, что практически все старинные кресты тельники, старинные бронзовые иконы, старинные бронзовые кресты-распятия были изготовлены в медницах расколькников, то есть никонианская Церковь в этом сегменте не препятствовала распространению среди православных христиан религиозных предметов, произведенных староверами.
Форма и рельефные узоры старинных крестиков-тельников не случайны, и благодаря изобразительным тенденциям, присущим определенным периодам, мы сейчас можем с большой точностью определять принадлежность старинного крестика или распятия к конкретному временному отрезку, в который он был изготовлен. Религиозные предметы из мелкой и крупной меднолитой пластики можно отличать и по своему виду, с достаточной вероятностью устанавливая и региональную привязку и даже предоставляется возможность выявлять конкретных мастеров-литейщиков, мастеров-изготовителей матриц, что делает собирательство металлопластики увлекательнейшим занятием!
Благодаря этому на нашем сайте Вы можете оценить работу древних мастеров и купить старинные бронзовые нательные кресты, купить старинные бронзовые кресты-распятия, в том числе и красивейшие эксклюзивные экземпляры, несущие на себе многоцветные горячие эмали и индивидуальные клейма мастеров-резчиков и мастеров-литейщиков.
Во времена, когда старообрядчество не подвергалось гонениям, возникли и крупные центры по производству медного литья не только в отдаленных губерниях России, но и в Москве. Район нынешней Преображенской площади, Большой Черкизовской улицы славился своими мастерами литейщиками, но как оказывается, мало было быть хорошим мастером по литью. Важнейшей частью меднолитейного производства было наличие качественной матрицы - образца иконы, крестика-тельника, или распятия. Именно в несуществующем ныне, селе Черкизове и в окрестностях работали талантливые мастера-резчики, к которым за эталонными матрицами приезжали со всех краев мастера или посланники, ведь от качества матрицы зависело качество продукции, спрос на нее. А знаменитый мастер Родион Хрусталев работал в нынешнем районе Лефортово, старинные бронзовые распятия, имеющие клеймо этого мастера, ценятся особенно высоко!
В XVIII веке старообрядцы доводят производство религиозной пластики до наивысшего совершенства. Великолепные образчики: старинные бронзовые крестики-тельники, старинные наперсные кресты, старинные кресты-распятия поражают зрителя тончайшей проработкой рельефа, узорами, искрятся многоцветными эмалями.
Медница - часто производство семейное, где все, от мала до велика заняты на определенном этапе изготовления религиозных предметов, где каждый - специалист своего дела.
Каждый день старообрядческая медница (в зависимости от своей мощности) могла производить до пятиста крестов-тельников, сотню пядничных икон и десяток крупных крестов-распятий, или крупных бронзовых икон.
Работа тяжелая, с раннего утра и до поздней ночи, даже детям находилось дело. Удивительно, что древний мастер пользовался при изготовлении старинных бронзовых крестов и икон самыми простыми средствами. Наиболее ответственный этап - подготовка формы под отливку. Сегодня трудно себе представить, глядя на сложнейший рельеф старинного креста-распятия, что он отливался в форму, изготовленную из… песка и глины, смешанных в особой пропорции! Даже при нынешнем развитии технологий повторить старинные образцы в полной мере не удается!
В XIX веке складывается и особая культура ношения крестов-тельников. Четко проводится граница между женскими и мужскими нательными крестами. Нет, никто специально не ограничивает православных в ношении тех, или иных тельников, просто одни из них приобретают более ажурный (женский) орнамент, особую характерную форму, ныне их именуют «крестиками-листиками», другие же выдерживаются в строгой изобразительной манере, и именуются мужскими прямоугольными крестами, хотя смысловое (религиозное) наполнение у них абсолютно одинаковое.
Очень красивы крупные кресты распятия. Присмотритесь, как тонко мастер резчик проработал тело Христа, а мастер-литейщик воспроизвел образец и украсил его эмалями! Тяжелые старинные бронзовые кресты распятия с Предстоящими сосредотачивают нас на сцене Распятия Господа, дают уникальную возможность увидеть это Великое событие глазами древних верующих.
Часто оборотную сторону распятий украшал текст молитвы «Крест Спаситель Всей Вселенной…», или замысловатым цветочным узором, нитяная тонкость которого была визитной карточкой мастерской и самого мастера.
Сегодня мы ценим старинные кресты тельники, старинные кресты распятия, ценили их и тогда, когда они были изготовлены. Посланники старообрядческих общин развозили продукцию медниц по округе и даже привозили ее в столицу, и всегда на красивые изделия был спрос.
Старинные большие бронзовые кресты украшали стены жилищ, их размещали над входом в дом, на внешней стене дома или даже над воротами, их брали с собой в дальний путь.
Привлекательность медной старинной пластики понятна: все эти изделия можно с полной уверенностью назвать вечными, столь не властно над ними быстротекущее время. И сегодня мы удивляемся творениям литейщиков домонгольской Руси, восхищаемся старинными бронзовыми крестами XVIII, XIX веков.
У Вас есть отличная возможность стать обладателем одного из этих бессмертных художественных и религиозных произведений, ассортимент нашего антикварного интернет салона позволяет без труда выбрать великолепный образец меднолитой пластики и начать собирать свою собственную коллекцию древностей, или развить уже существующее собрание.
Мы уверены, что каждый православный христианин почувствует особое духовное настроение, прикоснувшись к любому старинному кресту, будь то маленький крест-тельник, или огромное многоэмальное распятие!
Старинные бронзовые кресты - украшение любого дома, утешение в любой беде, помощь в любой проблеме!

Крест – символ древний и значимый. И в православии он имеет огромное значение. Здесь это и знак веры, и указание на принадлежность к христианству. История возникновения креста довольно интересна. Чтобы узнать об этом подробнее, рассмотрим православные кресты: виды и значение.

Православный крест: немного истории

Крест как символ используется во многих мировых верованиях. Но для христиан он изначально имел не очень хорошее значение. Так, провинившихся евреев казнили сначала тремя способами, а затем прибавили еще один, четвертый. Но Иисусу удалось изменить этот порядок в лучшую сторону. Да и распят он был на столбе с перекладиной, напоминающем современный крест.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан. И стал настоящим обережным символом. С крестом на шее человек на Руси вызывал доверие, а с теми, кто нательного крестика не носил, старались не вести никаких дел. И говорили про них: «Креста на них нет», имея в виду отсутствие совести.

Кресты разного формата мы можем видеть на куполах храмов, на иконах, на церковной атрибутике и в качестве украшений на верующих людях. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.
  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.
  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.
  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.

  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Православный восьмиконечный крест: история и символизм

Этот крест напрямую связывают с моментом распятия Иисуса Христа. Когда Иисус нес на гору крест, на котором его должны были распять, его форма была обычной. Но после самого акта распятия на кресте появилась подножка. Она была сделана воинами, когда они поняли, куда достанут ноги Иисуса, после казни.

Верхняя планка была сделана по распоряжению Понтия Пилата и представляла собой табличку с надписью. Так и зародился православный восьмиконечный крест, который носят на шее, устанавливают на надгробия, украшают церкви.

Кресты с восемью концами ранее использовались как основы для наградных крестов. Например, во времена правления Павла Первого и Елизаветы Петровны на такой основе изготавливались наперсные кресты для священнослужителей. И форма восьмиконечного креста даже была закреплена законодательно.

История восьмиконечного креста ближе всего к христианству. Ведь на табличке над головой Иисуса была надпись: «Сей есть Иисус. Царь Иудейский». Уже тогда, в минуты смерти, Иисус Христос получил признание от своих мучителей и от своих последователей. Поэтому восьмиконечная форма так значима и распространена среди христиан всего мира.

В православии нательным крестом считают тот, который носится под одеждой, ближе к телу. Нательный крест не выставляется напоказ, не одевается поверх одежды и, как правило, имеет восьмиконечную форму. Сегодня в продаже имеются кресты и без перекладин сверху и снизу. Они тоже допустимы к ношению, но имеют четыре конца, а не восемь.

И все же каноничные кресты – это восьмиконечные изделия с фигурой Спасителя в центре или без таковой. Давно ведутся споры о том, стоит ли покупать распятия с Иисусом Христом, изображенным на них. Одни представители духовенства считают, что крест должен быть символом воскрешения Господня, и фигура Иисуса в центре недопустима. Другие же думают, что крест можно считать знаком страданий за веру, и изображение распятого Христа вполне уместно.

Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом

Крест человеку вручается во время крещения. После этого таинства церковное украшение нужно носить, почти не снимая. Некоторые верующие даже моются в своих нательных крестах, боясь их потерять. Но что значит ситуация, когда крестик все же теряется?

Многие православные люди считают, что потеря креста – знак приближающейся беды. Чтобы ее отвести от себя, православные усердно молятся, исповедаются и причащаются, а затем приобретают в церкви новый освященный крестик.

Еще одна примета связана с тем, что нельзя носить чужой крестик. Бог дает каждому человеку свою ношу (крест, испытания), и, надевая чужой нательный знак веры, человек берет на себя чужие трудности и судьбу.

Сегодня члены семьи так же стараются не надевать кресты друг друга. Хотя раньше крест, украшенный драгоценными камнями, передавался из поколения в поколение и мог стать настоящей семейной реликвией.

Найденный на дороге крест не поднимают. Но если подняли, то стараются отнести в церковь. Там его освящают и очищают заново, отдают нуждающимся.

Все вышеперечисленное многие священники называют суевериями. По их мнению, крест можно носить любой, но нужно следить, чтобы он был освящен в церкви.

Как выбрать нательный крест для себя?

Нательный крест можно выбирать, исходя из собственных предпочтений. При его выборе действуют два главных правила:

  • Обязательное освящение креста в церкви.
  • Православный вид выбранного креста.

Все, что продается в церковной лавке, несомненно, относится к православной атрибутике. А вот католические кресты православным христианам носить не рекомендуется. Ведь у них совсем иное значение, отличное от остальных .

Если вы являетесь верующим человеком, то ношение креста становится актом соединения с Божественной благодатью. Но защита Бога и благодать даются не всем, а только тем, кто истово верит и искренне молится за себя и ближних. А также ведет праведный образ жизни.

Многие православные кресты, виды и значение которых разобраны выше, лишены ювелирных изысков. Ведь они не являются украшением в полном смысле этого слова. В первую очередь крест – это знак принадлежности к христианству и его нормам. И лишь потом – бытовой атрибут, который может украсить любой наряд. Конечно, иногда нательные кресты и кресты на кольцах священников изготавливают из драгоценных металлов. Но и здесь главным является не стоимость такого изделия, а его сакральный смысл. И этот смысл намного глубже, чем может показаться изначально.

Во второй половине XVIII столетия в самом центре России возникает новый крупный центр старообрядческой культуры. Это Гуслицы - подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний, в настоящее время - территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области. Свое название эта местность получила от имени реки и древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев-поповцев, осевших на территории Гуслицкого края, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.

Малые киотные кресты. Гуслицы. XVIII–XIX вв.

Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда; без влияния барокко и здесь не обошлось.

Киотные кресты с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв. Процветший киотный крест XVIII в. и его прототип

Любопытным изводом небольшого киотного (наперсного?) креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.

Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.

Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.

Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.

Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.

Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале. Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.

По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.

Гуслицкие изделия можно встретить в любом уголке России, где жили старообрядцы. Именно они чаще всего обнаруживаются в бабушкиных сундуках. Эти изделия изготавливались и продавались возами. Однако во второй половине XIX века с ним соперничало московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.

На первый взгляд эти поздние кресты кажутся почти одинаковыми, отличаясь разве что размерами. Однако это первое впечатление не верно, кресты различаются навершиями, подножиями, мелкими декоративными деталями, которые имели не только эстетическое, но и технологическое предназначение, удерживая на изделии эмаль.

Киотные кресты отливались огромными партиями. В правительственных документах николаевского времени отмечается их повсеместное распространение среди последователей различных старообрядческих согласий. Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось: «у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…»

Если навершия поморских крестов с образом Спаса Нерукотворного были практически идентичными, то соответствующие части других крестов были разнообразны. Надпись «Гдь Саваоф» сменялась надписью «Гдь Вседержитель».






Навершия киотных крестов XIX в.
Подножия киотных крестов. Вторая половина XIX в.

В нижней части киотных крестов часто помещалось изображение некоего куста. Символика этого образа достаточно сложна. В первую очередь это пришедшее из апокрифической литературы «трисоставное» древо, произрастающее из могилы Адама, которое дает материал для Креста Господня. Однако существуют кресты, где вместо куста изображается плод, похожий на яблоко. Вероятно, это символ древа познания добра и зла, плод которого, устойчиво ассоциирующийся в народной мифологии с яблоком, стал причиной грехопадения Адама. В этом случае символика образа становится более глубокой: Крест Христов – истинное Древо Жизни возвышается над древом греха и побеждает последствия грехопадения, главное из которых – смерть.
Пожалуй, самым удивительным и редким изображением в подножии креста является простой бесхитростный цветок, окруженный разноцветными эмалями. Наверное так, по мысли художника, создававшего матрицу для отливки, должно было выглядеть растение из райского сада.

Безусловно, самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.

Стремясь раз и навсегда решить проблему раскола, российское правительство издавало постановления, очевидно невыполнимые. Так в 1842 г. было выпущено постановление «О повсеместном секвестровании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных».

Однако сам министр внутренних дел в 1858 г. считал невозможным приступить к такому «секвестрованию», не вызывая широкой волны народного возмущения, которое было чревато усилением старообрядчества. Поэтому вместо изъятия меднолитых крестов и икон министерство рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.

Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте. В пяти медальонах–картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама