THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

· Поселения · Культура · Язык · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт ·

Подробнее: Лезгины в Азербайджане , Лезгины в Турции, Лезгины в Узбекистане и Дагестанцы в Санкт-Петербурге

Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана (Россия) и на севере Азербайджана , являясь вторым по численности народом Азербайджанской республики . В Дагестане они населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский и Хивский районы, и, кроме этого, проживают в Рутульском и Хасавюртовском районах. По переписи 2010 года лезгины составляют 13,3% населения Республики Дагестан.

В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском (79,6 тыс., перепись 2009 г.), Кубинском (9,0 тыс., перепись 2009 г.), Хачмасском (24,7 тыс., перепись 2009 г.), Габалинском (16,0 тыс., перепись 2009 г.), Исмаиллинском (8,1 тыс., перепись 2009 г.), Огузском (4,8 тыс., перепись 2009 г.), Шекинском (6,2 тыс., перепись 2009 г.) и Кахском (0,3 тыс.) районах и во всех крупных городах, в особенности, в Баку (24,9 тыс., перепись 2009 г.). По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии ДНЦ РАН «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)» . В онлайновом справочнике Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 364 тысяч на 2007 год. В докладе Министерства Юстиции США за 1993 год «Азербайджан: статус армян, русских, евреев и других меньшинств» приводится мнение о том, что существуют неофициальные оценки численности лезгин в Азербайджане в размере 800 тысяч человек. Лезгинский народ, вероятно, является крупнейшим северокавказским народом, чей ареал расселения после распада СССР был разделён государственной границей (между Россией и Азербайджаном) практически пополам как территориально, так и численно.

Помимо своего исторического ареала проживания, многочисленные лезгинские общины имеются почти во всех регионах России, где их общая численность составляет 88 482 человек (перепись 2010); совокупная численность лезгинских диаспор странах в Ближнего Зарубежья, в первую очередь СНГ (Туркмения, Казахстан, Украина , Киргизия и др.) достигает 30 тысяч человек. Численность в Турции оценивается лезгинскими организациями до 40 тыс. человек (1990).

Динамика численности лезгинского населения по переписям в России и Азербайджане
и в целом на территории бывшей Российской империи/бывшего СССР
Год переписи 1897 1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 около
2000
около
2010
Россия 95 262 * 93 049 101 789 100 417 114 210 170 494 202 854 257 270 411 535
(перепись 2002 г.)
473 722
(перепись 2010 г.)
Азербайджан 63 670 ** 37 263 104 789 111 666 98 211 137 250 158 057 171 395 178 000
(перепись 1999 г.)
180 300
(перепись 2009 г.)
всего в границах бывшей
Российской империи и СССР
159 213 134 529 206 487 220 969 223 129 323 829 382 611 466 006 св.600 тыс. св.670 тыс.
* За пределами Кавказа носители кюринского наречия переписью не зарегистрированы, поэтому в качестве численности лезгин России 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по Дагестанской, Кубанской и Терской областях, и, кроме этого, Черноморской и Ставропольской губерниях. ** В качестве численности лезгин Азербайджана 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по Бакинской и Елисаветпольской губерниям, а также Закатальскому округу Тифлисской губернии.

Уже по оценкам 1891 года для территории Кюринского округа Дагестанской области, предваряющим Всероссийскую перепись 1897 года, там насчитывалось около 55 тыс. кюринцев (то есть лезгин). Но по результатам Первой всероссийской переписи населения 1897 года были получены подробные сведения относительно численности носителей кюринского наречия (вопросы о национальности, этносе, народности и т. п. при Первой всероссийской переписи не задавались, сами эти понятия в то время ещё не обрели современного нам смысла; понятие «наречие», фигурирующее в данных переписи, современные исследователи наиболее часто интерпретируют в современных терминах как «родной язык» или «основной язык, на котором говорит опрашиваемый» , носителей же кюринского наречия принято отождествлять с лезгинами) и их расселении по территории Российской империи:

  • В Дагестанской области:
    • Кюринский округ - 59 309 (76,35 %), в том числе сел. Касум-Кент - 905 (89,34 %)
    • Самурский округ - 33 965 (95,32 %), в том числе сел. Ахты - 3173 (99,47 %)
    • Казикумухский округ - 943 (2,08 %)
    • Кайтаго-Табасаранский округ - 350 (0,38 %)
    • остальная часть Дагестанской области - 29 (0,01 %)
  • В Кубанской области - 615 (0,03 %)
  • В Бакинской губернии:
    • Кубинский уезд - 44 756 (24,42 %), в том числе г. Куба - 221 (1,44 %)
    • Геокчайский уезд - 2 045 (1,74 %)
    • Бакинский уезд - 1 235 (0,68 %), в том числе г. Баку - 310 (0,28 %)
    • Шемахинский уезд - 73 (0,06 %)
  • В Елисаветпольской губернии:
    • Нухинский уезд - 8 506 (7,06 %), в том числе г. Нуха - 114 (0,46 %)
    • Арешский уезд - 5 869 (8,72 %), в том числе мест. Агдаш 84 (15,91 %)
    • Джеванширский уезд - 79 (0,11 %)
  • В Тифлисской губернии:
    • Закатальский округ - 975 (1,16 %), в том числе г. Закаталы - 1 (0,03 %)
    • Борчалинский уезд - 102 (0,08 %)

Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.

Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов.

После молотьбы каждая семья, согласно шариату, выделяла закят (пожертвование) для бедных, вдов и сирот.

Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Во многих лезгинских селениях был такой обычай. После вечерней дойки кто-нибудь из хозяев по очереди приглашал пастуха к себе. Он уже знал, чья очередь, и, пригнав стадо в аул, шел в этот дом. Здесь его ожидал ужин, а когда пастух уходил, на завтрак в его сумку (чанта ) клали чуреки, масло, сыр, халву.

Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.

С конца XIX – начала XXвв. некоторые жители сел занимались извозом – перевозили людей и грузы в близкие и дальние села и города.

Гора - дагъ.

Река - вацI.

Лес - там.

Дерево - тар.

Трава - векь.

Цветок - цуьк.

Животное - гьайван.

Корова - кал.

Овца - хеб.

Лошадь - балкIан.

Волк - жанавур.

Заяц - къуьр.

Лев - аслан.

Тигр - пеленг.

Лиса - сикI.

Медведь - сев.

Тур - суван яц.

Птица - нуькI.

Орел - лекь.

Сокол - кард.

Соловей - билбил.

Ласточка - чубарук.

Ворона - пехъ.

Птенец - шараг.

Курица - верч.

Бабочка - чепелукь.

Жук - пепе.

Кузнечик - цIицI.

Муравей - цвег.

Паук - хушракан.

Рыба - балугъ.

Лягушка - къиб.

Червяк - шар.

А смысл задавать вопрос если знаешь ответ? понты? глупо?

Скорее всего лезгины. Название не «чеченка» ж. а так этот танец практически у всех кавказских народов есть в том или ином варианте

Название- в честь лезгинов, народа с Юга Дагестана, скорее всего, танец, изначально, дагестанский, а распространился во время 1 Кавказской войны.

Ответ: лезгины Родиной «лезгинки» , по мнению исследователей, является Лезгистан, где созданы классические образцы лезгинок, позже перенесенные во все соседние области.

Что же такое «лезгинка» ?

Это своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Лек (лекь) — «лезгин, орел» означает люди-орлы. Народы-соседи слово лек воспринимали как название определенного народа, а сами леки вкладывали в слово лек понятие «человек-орел».

Отсюда и название танца — лезгинка — как человеческого танца в отличие от танцев птиц, зверей.. . Так что, не танец «лезгинка» именуется по названию народа, а народ стали называть в соответствии с танцем.

Лезгинка — танец дружбы, любви и счастья.

Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана и Южного Дагестана — Кавказской Албанией. Античный автор Страбон (65 г до н. э. -24 г н. э.) писал, что население Албании говорило на 26 языках. Один из них принадлежал легам/лекам – предкам настоящих лезгин, жившим на Восточном Кавказе, язык которых был государственным языком Кавказской Албании. В составе античного государственного образования «Кавказская Албания» предки нынешних лезгин, рутульцев, цахуров, агульцев, табасаранцев, арчинцев, будугов, крыцов, хиналугцев под общим этнонимом «Леки» являлись главной военно-политической силой ее.

В раннем средневековье лезгины являлись, по описанием современников «Оплотом Ширвана». А в арабских источниках IX-X веков имеются сведения о царстве лакзов в Южном Дагестане. Что же такое «лезгинка» ? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Музыка «лезгинки» , с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов.

Так, Глинка в «Руслане и Людмиле» , Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку» . Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные исполнители. ….Знаменитый танец лезгин — лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури — лека «лезгин, дагестанец») , который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально ‘соколиный, орлиный танец’ (см. фото) . Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка).

у чеченцев вообще нет тацев

Вообще то Леки это Лакцы, а Лезгины непонятно каким боком стали Леками?

само слово лезгин происходит от персидского лезджи как халаджи, белуджи

все хотят украсть такую Великую историю Лезгин. а чеченцы вообще не причем

Кавказцы – горячий, страстный и эмоциональный народ. Кавказ – родина прекрасных экспрессивных танцев. Особого внимания заслуживает такой национальный танец Кавказа, как лезгинка. Этот танец, как никакой другой, передает массу чувств и несет в себе неисчерпаемую живую энергетику народа Кавказа.

Танец лезгинки заключается в наборе уникальных движений, которые несут экспрессию и передают глубину чувств страстной натуры танцующего человека.

Многих сегодня интересует вопрос: как в точности сохранить стиль древнего танца? Выучить движения? Пристально следить за хореографией? Нет, этого мало – важно найти одежду, которая станет основной составляющей танца .

Одежда для лезгинки – актуальный вопрос для любителей сего танца.

Как выглядит одежда для лезгинки? Какие ее характерные особенности?

Рассмотрим все упомянутые ранее аспекты подробно. Костюм для лезгинки должен сохранять все национальные обычаи кавказского народа. Но так как основоположниками лезгинки были лезгины, соответственно и костюм для лезгинки должен сохранять традиционные черты национальной одежды лезгинов.

Мужской костюм для лезгинки состоит из черкески, то есть однобортного кафтана с открытой грудью . Рукава у черкески могут быть как длинные, так и короткие. Для более холодного сезона вместо черкески одевают бешмет, то есть та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной или на шерстяной основе. На ноги одеваются штаны (по-лезгински — вахчагар). Эти штаны имеют широкий шаг, который постепенно к низу сужается.

502: Bad Gateway

Сверху может одеваться бурка – то есть плащ черного цвета (реже — белого). Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки (так как издревле их носило только высшее сословие), реже одевают войлочные чувяки.

Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом.

Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения.

Женский костюм для лезгинки – это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Лезгины - один из крупных народов Дагестанской АССР. Они проживают компактно в юго-восточноой части республики и в сопредельных районах северной части Азербахтджанской ССР. В Дагестанской АССР они населяют районы Курахский, Касумкентокий, Ма- гарамкентский, Докузпаринский и Ахтынский, а также частично Рутуль- ский и Хивский, а в Азербайджанской ССР - Кубинский и Кусарский районы. Лезгины сами себя называют лезги. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана.

Численность лезгин по переписи 1959 г.-223 тыс. человек, из них в Азербайджане - 98 тыс. человек.

Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. За исключением ‘собственно лезгинского и табасаранского, все эти языки бесписьменные. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком.

На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев. Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка, подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский (оба в Дагестане) и кубинский (в Азербайджане).

Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект.

Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную. Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин.

На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Самура. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи.

Реки, протекающие по лезгинской территории (самые крупные - Самур и Гюльгерычай), имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков.

Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв.

знали в Южном Дагестане «царство лакзов». Находки куфических надписей в селениях Ахты, Зрых, Кочхюр, Гельхен, Ашага-Стал, Курах позволили считать, что эти, как, очевидно, и многие другие лезгинские селения, возникли до XIV в.

В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. не составляло единого целого. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам.

В XVIII в. лезгинская территория временно была захвачена сосед- н-ими казикумухскими ханами. В 1812 г. в долине р. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство (с центром в сел. Курах), вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин (Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара).

Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии.

Хозяйство

Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие.

Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием. В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство.

Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз.

Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота.

Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана.

Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной.

Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство.

Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища. В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника (сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т.

Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г., в горном Ахтынском районе площадь пастбищ и сенокосов почти в пять раз больше посевной площади, то в предгорных.Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами. Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами.

Сеюг кУкУРУзу, пшеницу (преимущественно озимую), рожь, ячмень, просо, чину, рис. Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т.

д. Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов. Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак.

С каждым годом расширяются посевы кормовых культур. Значительная часть полей имеет искусственное орошение.

До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в. у русских. В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния.

Зерно мололи на ручных и водяных мельницах.

За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника.

Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками.

Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г. имелось более 50 тракторов (в 15-сильном исчислении), два десятка комбайнов, около сотни грузовых автомашин и т.

д. В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями.

Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство.

До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной. Особенно богатые сады имеются в селениях Гильяр Магарамкентшого района, Касумкент, Ашага^Стал, Куркент и Орта-Стал Касумкентского района и в сел. Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им.

Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района. Кроме садов, которые занимают 782 га (1959 г.), этот совхоз имеет значительное полеводческое и животноводческое хозяйство.

Развитию земледельческого хозяйства способствовали крупные ирригационные работы. В советское время территория расселения лезгин покрылась густой сетью оросительных каналов. Благодаря применению искусственного орошения многие тысячи гектаров прежде не возделывавшихся или заброшенных земель в Касумкентскомг Магарамкентском, Ахтынском и других районах превратились в колхозные поля, сады и огороды.

Большие успехи достигнуты и в области электрификации. Построено много электростанций, в том числе Ахтьшская, являющаяся одаой из крупнейших в Дагестане.

В прошлом обрабатывающая промышленность на территории лезгин была представлена только ремеслами и домашними кустарными промыслами.

Наиболее значительными центрами ремесла были селения Ахты, Икра, Касумкент. В Ахтах, например, насчитывалось около сотни мастеров - кожевников, сапожников, шубников, швейников, кузнецов и др. Это был крупный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана. Селение Икра славилось своими оружейниками и ювелирами. Развито было ковроделие. Лезгинские ковры пользовались большим спросом в России и в других странах. Мастерицы-ковровщицы работали в одиночку, в темных и грязных помещениях, на самодельных станках, получая за свой тяжелый труд скудное вознаграждение.

За годы Советской власти у лезгин появилась своя промышленность: леспромхозы, фруктово-консервные заводы!, рыборазводные станции, заводы минеральных вод, маслосырозаводы, пищевые комбинаты, типографии, а также ряд кооперативных производственных артелей, среди которых большое значение имеют ковровые артели, объединяющие свыше 1,5 тыс.

мастериц. Из других традиционных кустарных промыслов сохраняются: обработка кожи, производство медных и других металлических изделий.

История лезгинского народа

В каждом районе существуют промкомбинаты, объединяющие кустарей, занятых изготовлением и починкой бытовых металлических предметов (печей-времянок, тазов, кувшинов и пр.), одежды, обуви и т.

До революции многие тысячи лезгин уходили на сезонные заработки, преимущественно в Азербайджан. Большую часть отходников составляли крестьяне горных селений, особенно страдавшие от безземелья. Из ряда селений Самарского и горной части Кюринского округов (Ахты, Кана, Хрюк, Микрах, Икра, Хучхюр, Курах, Гельхен и др.) уходили на заработки почти все взрослые мужчины.

Большинство отходников уходило осенью вместе со скотом, перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в Северном Азербайджане. Таким образом, отходничество у лезгин часто сочеталось с отгонным животноводством.

Отходники нанимались копать оросительные канавы, сажать деревья, выжигать уголь, [работать каменотесами, чернорабочими и т.

д. Другая часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где многие оседали на постоянной работе. К 1917 г.

среди лезгин существовала уже значительная прослойка промышленного пролетариата, принявшая активное участие в борьбе большевистской партии за утверждение Советской власти в Дагестане и Азербайджане. В советское время, особенно после коллективизации, сезонный отход лезши сильно сократился, но численность лёзгин-рабочих значительно выросла,

Большое значение для развития хозяйства и культуры лезгин имела ликвидация векового бездорожья.

Ныне лезгинские селения связаны между собой т. с другими районами хорошими автомобильными и колесными дорогами. Автомобильные дороги прошли даже в такие высокогорные селения, как Куруш, Хучхюр, Рича, Кураг и другие, которые прежде сообщались с внешним миром только по труднопроходимым тропам.

ФЛНКА в Дагестане и проблемы лезгинских районов

Author channel Федеральная Лезгинская Национально-Культурная Автономия (ФЛНКА)5 год. назад

Милет на Лезгинском языке. Албанист Ярали Яралиев

Гость передачи, Профессор, Доктор Технических Наук Ярали Алиевич Яралиев.

(Ученный Альбанист). Наш сайт — http://www.nnttv.ru Мы в ВКонтакте — http://vk.com/nnttv Мы в Facebook — https://www.facebook.com/tv.nnt.ru Мы в Instagram — http://www.instagram.com/NNT_TV Мы в Twitter — http://www.twitter.com/NNT_TV Мы в Одноклассниках — http://ok.ru/nnttv Мы в YouTube — http://www.youtube.com/c/ННТТВ Если понравилось, то не поленитесь подписываться и ставить лайк. #ННТ‬ ‪#телеканал_ННТ‬ ‪ ‪#Дагестан‬ #Махачкала #Новости #sport #Islam #культура #традиция #дружба #Ислам #Шариат #Иман #Ихсан #Намаз #Сунна #Пост #Наследие #Кавказ #Дагестан #Махачкала #Коран

Руслан Курбанов разорвал Владимира Жириновского на Поединке

Руслан Курбанов разорвал Владимира Жириновского на Поединке

Самурский узел Samur forest ecology

Экология Самурского леса, Самурский лес, лезгины, пресная вода, экологические проблемы России, гибель леса, река Самур, Samur River, Къулан ВацI, Самур ВацI, экология Дагестана, дагестанские реки, заповедник Самур, Юждаг, Тв Звезда, Дербент, Магарамкент, Баку, Хачмас, Ахты, Рутул, Агул, Табасаран, лиановый лес в России, Samur Waldökologie, Samur orman ekolojisi, Lezghins, Ecology Samur forest Samur forest Lezghins, fresh water, and environmental problems in Russia, liana forest in Russia, Лезгины, Родина, Юждаг, Лезгин, лезгины, лезгинский фольклор, ностальгия, Кавказская Албания, Алпан, нехватка воды, Лезгистан, лезгинский фильм, Кавказ, аул Хрюг, Дагестан, Азербайджан, азербайджанские лезгины, кубинские лезгины, кусарские лезгины, хачмасские лезгины, экологические проблемы России, этнополитика, табасаранцы, агулы, агульцы, крызы, рутулы, рутульцы, хновцы, Хнов, дагестанские лезгины, Махачкала, Баку, Ахты, Ахтынский район, Дагестан, Каспийск, Куба, Дербент, Сумгаит,митинг в Самуре, Хасавюрт, Кусары, Худат, Куруш, Доккузпаринский район, Шахдаг, Шалбуздаг, лезгинка, Kuba, дагестанские пословицы, кинохроника Дагестан, Лезги шиират, Дагъустан, Ахцегь район, Дербент, Каспийск, Изберг, Ялахъ кам, Чими ятар, Lezginskie proverbs Lezghins Lezghins lezghin sayings Lezgin folklore, oral folklore Lezghins Caucasus, Dagestan, Azerbaijan, Azerbaijani Lezghins Lezghins Dagestan, Makhachkala, Baku, Akhty, Caspian, Derbent, Sumgait, Khasavuirt, Kurush, Dokkuzparinsky area Shahdagh , Shalbuzdag, lezginka, Dagestan proverbs, Lezginskie Sprichwörter Lezghins Lezghins lezghin Sprüche Lezgin Folklore, mündliche Folklore Lezghins Kaukasus, Dagestan,里海,杰尔宾特,苏姆盖特, 达吉斯坦共和国,阿塞拜疆,lezgi, Ləzgi, Ləzgilər, Dağıstan, Qusar, Quba, Xaçmaz, Bakı, Gəncə, Sumqayıt , Mingəçevir, Qəbələ, Qubaİsmayıllı, Oğuz, Göyçay, Лезгиял, Лаьзгий, булаг, лезгинские леса, СДК,Самур-дивичинский канал, высыхание леса, lezgins,Dagestan

Affaire Bemba:les parties présentent des observations sur la détermination de la peine

Abonnez-vous sur notre chaine et partagez nos vidéos svp.

Лезгины. История, культура, традиции (М. Н. Гаджиева, 2011)

Pour vos soutiens, contactez nous: E-mail: [email protected] Page fcbk:congosynthese.com Site:www.congosynthese.com

Салам, учитель!

Рассказ о русских учителях в Дагестане, о том, как на протяжении долгих лет советской власти делалось все для того, чтобы обучить детей в республике.

А ведь в Дагестане говорят более чем на сорока языках, и у подавляющего числа этих языков не было письменности, ее создали ученые-филологи ведущих научных заведений СССР. Все послевоенные годы выпускницы провинциальных российских пединститутов направлялись в Дагестан, в горные села, и всю жизнь проработали там учителями русского языка и математики, химии и физики.

Они приезжали в села, где не было электричества, где приходилось корпеть над книжками при свете жировых и керосиновых ламп и собирать для обогрева жилищ кизяк, где немыслимо было выйти на улицу без платка.

Им удалось завоевать авторитет и уважение у людей совсем другой культуры. Приезжие учителя не только обучали грамоте, но и меняли местные нравы. Устраивали танцевальные вечера, были советчицами и местным женщинам, и молодежи. Именно они выучили то поколение, которое стало основой интеллигенции республики. И к восьмидесятым годам прошлого века уже выпускники собственных, дагестанских вузов поехали в горные села. Но очень многие русские учительницы так и остались жить в Дагестане, не уехали на родину.

У них сложились семьи, растут дети и внуки. Сейчас о них помнят. На свои средства их ученики написали и издали книгу «Мой первый учитель» о русских учителях в Дагестане. Автор сценария: Вадим Гончаров (Godza) Режиссер: Максим Огечин

Лезгинский народ является одним из древнейших аборигенных народов игравший большую роль в политическом устройстве Закавказья и Северного Кавказа, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. До VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц, в том числе и царство Лакс, население которого составляли вытесненные из равнинных областей лезгины и другие лезгиноязычные народы. XIII-XIV вв. отмечаются походами хазар, кыпчаков, монголов на лезгин. После татаро-монгольского нашествия в период XIV-XVIII вв. Кавказ не раз захватывался турками, персами. Так в результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Даудом Мушкюрским была остановлена иранская экспансия и были разгромлены персидские захватчики во главе с иранским правителем Надир-шахом. В середине XVIII в. на территории расселения лезгиноязычных народов начали образовываться самостоятельные ханства, вольные общества. К концу XVIII в. почти все феодальные владетели осознали, что Россия по сравнению с Ираном и Турцией является более сильной и надежной опорой, и поэтому старались укрепить отношения с ней. С 1802 г. по 1804 г. многие ханства, в том числе и лезгинские, приняли русское подданство.

В 60-е годы XIX в. произошли некоторые административные изменения. Самурский округ и Кюринское ханство вошли в состав Дагестанской области, а Кубинская провинция — в Бакинскую губернию. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а затем и государствами. Это разделение сохраняется и по сей день.

Два трагических момента для Российской государственности (1917 и 1991 г.г.) страшным образом сказались на судьбе лезгинского народа.

В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала разделились административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между южными и северными лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг с одной стороны вновь появившихся суверенных государств, а с другой стороны властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе, не смог сплотиться как единый этнос.

Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана

Лезгины были и остаются крупнейшим этносом Кавказа. Численность лезгин по неполным данным составляет более одного миллиона человек. Согласно переписи населения 2002 года на территории России проживает 411,5 тысячи лезгин. Общая численность лезгинских народов в России составляет 615,7 тыс. человек. В Азербайджане лезгины - второй по численности народ, по переписи 1999 года зафиксировано 178 тысяч. По данным экспертов в Азербайджанской республике проживает около 700 тысяч лезгин. Лезгины также проживают в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении и в других бывших республиках СССР.

В настоящее время лезгинский народ состоит из 11 близкородственных народностей. Помимо лезгин в него входят также лезгиноязычные табасаранцы, рутульцы, агульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги и хапуты.

Лезгины и лезгиноязычные народы компактно проживают в десяти административных районах Дагестана: Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском, а также городах Махачкала, Каспийск, Дербент и Дагестанские огни.

Родственные народы: Агульцы , Табасаранцы , Цахуры , Рутульцы , Удины , Будухи , Крызы , Хиналугцы , Арчинцы

Лезги́ны (самоназвание: лезги , лезгияр (мн.числ) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана . Численность лезгин составляет по официальным данным порядка свыше 1,5 млн. человек. Помимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (20 тыс.), Киргизии (14 тыс.), Турции (25 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке, который вместе с родственными ему табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским, хиналугским и удинским относятся к лезгинской ветви кавказских языков. По вероисповеданию современные лезгины - мусульмане суннитского толка (за исключением жителей одного дагестанского селения Мискинджи, исповедующих шиизм).

Название

Лезгиноязычные народности испокон веков известны под названием «леги» (леки), от которого в последствии и произошел современный этноним «лезги» . Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племен, населяющих Кавказскую Албанию . До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы - «лекзами». Кроме того, танец «Лезгинка» у Грузин именуется «Лекури»

Лезгинский язык

Лезгинский язык - язык лезгин и других лезгиноязычных народов . Относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Число говорящих в мире около 1,5 млн человек. Лезгинская ветвь восточнолезгинская группа : лезгинский язык, табасаранский язык, агульский язык, западнолезгинская (рутульско-цахурская) группа : рутульский язык, цахурский язык, южнолезгинская (шахдагская, бабадагская) группа : будухский язык, крызский язык, арчинская группа : арчинский язык, удинская группа : удинский язык, вымерший албанский, агванский язык, Хиналугский язык,

Основные положения

Имеются 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф». Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода. Существительные имеют категории падежа (18 падежей) и числа. Глагол не изменяется по лицам и числам, сложная система временных форм и наклонений. Основные конструкции простого предложения - номинативная, эргативная, дативная, локативная. Отмечается разнообразие типов сложного предложения.

Письменность

Изначально, у лезгиноязычных народов не было единой письменности. Согласно Корюну в начале 420-гг с неким иереем переводчиком Бениамином Маштоц создал письмена для алуанцев -лезгиноязычных племен Кавказской Албании .

А а Б б В в Г г Гъ гъ Гь гь Д д Е е
Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Къ къ Кь кь
КӀ кӀ Л л М м Н н О о П п ПӀ пӀ Р р
С с Т т ТӀ тӀ У у Уь уь Ф ф Х х Хъ хъ
Хь хь Ц ц ЦӀ цӀ Ч ч ЧӀ чӀ Ш ш Щ щ Ъ ъ
Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я

Цветом в таблице отмечены буквы, встречающиеся в гюнейском диалекте только в словах, заимствованных из русского языка.

История

Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4-го тысячелетия до н. э.). Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказкую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Выдающиеся лезгины

При своей богатой истории, насчитывающей не одну тысячу лет, среди лезгин выросло немало величайших исторических личностей, деятелей науки и искусства, спортсменов. Не мало среди них и тех, которые внесли вклад не только в развитие лезгинского народа, но и всего Кавказа.

Исторические личности

Хаджи-Давуд Мюшкюринский

  • Хаджи-Давуд Мюшкюринский . Один из величайших лезгин за всю историю лезгинского народа. Крупный исторический государственный деятель в истории Азербайджана. С именем Хаджи-Давуда связана история народно-освободительной борьбы Азербайджана против иноземного владычества в первой трети XVIII века. Именно он стал её главным организатором и руководителем. Объединил восточные азербайджанские ханства . Официально был ханом Ширвана и Кубы в 1723 г., со столицей в Шемахе, где была его резиденция.

Шейх Мухаммад-эфенди Яраги

Абрек КӀири-Буба

Военные деятели и политики

Балакиши Араблинский (1828-1903),генерал, За безупречную службу и проявленную храбрость генерал Араблинский был награжден орденами Святого Станислава первой степени, Святой Анны первой степени, Святого Владимира второй степени и именной саблей.

Георгий Лезгинцев , доктор технических наук, адмирал Военно-морского флота бывшего СССР. Г.Лезгинцев - автор более 70 изобретений, пять из которых были запатентованы за рубежом - в Англии, США, Канаде, Японии и в других странах

Генрих Гасанов , контр -адмирал, главный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей, 1942-государственная премия, 1958-ленинская премия. 1970-герой соцтруда, трудового красного знамени и др.

  • Эфендиев Нажмудин Панахович(Самурский ). Родился в селении Куруш Докузпаринского района. Выдающийся революционер, государственный и общественно-политический деятель, политик, историк, религиовед, политолог, публицист, первый Председатель Дагестанского Центрального Исполнительного Комитета (1921-1928 гг.), первый секретарь Дагестанского обкома ВКП(б) (1934-1937 гг.). Его активное социальное и духовное творчество, талант государственного и общественного деятеля, талант ученого и публициста прочно вошли в историю народов Дагестана.
  • Абилов Махмуд Абдулрза оглу . Проделал путь от рядового бойца до боевого генерала. В годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. соединения, которыми командовал генерал-майор Махмуд Абилов неоднократно успешно решали боевые задания командования в оборонительных и особенно в наступательных операциях, что отражено в приказах Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. Перед Берлинской наступательной операцией 20 апреля 1945-го года решением Совета Народных Комиссаров СССР М. А. Абилов в возрасте 47 лет был удостоен звания генерал-майор. Он - единственный боевой генерал в Дагестане. Он был награждён орденами Суворова II степени и Кутузова II степени, а также орденами Богдана Хмельницкого, Красной Звезды, американского Креста Почёта I степени офицерского легиона, 14 медалями. Его приветствовали в своих личных посланиях председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин и президент США Г. Трумэн. В память о большом соотечественнике центральная площадь города Кусары и одна из центральных улиц города, а также одна из улиц Баку носят почетное имя Махмуда Абилова. Также на центральной площади Кусаров на высоком постаменте возведен бюст Махмуда Абилова.

КУЛИЕВ Якуб Кулиевич (1900-1942), советский кавалерийской военачальник, генерал-майор (1942). Родился 25 января 1900 года в городе Шуша бывших Елисаветпольской губернии Закавказского края Российской Империи, а ныне Нагорно-Карабахской республики Республики Азербайджан, но в шестимесячном возрасте был вывезен в Туркмению, где и вырос. Лезгин по национальности, но в Туркмении необоснованно считается этническим туркменом, а в Азербайджане - этническим азербайджанцем по имени Кулиев Ягуб Аллахгулу оглу. Член ВКП(б) с 1919 года.

С декабря 1917 года – в рядах Красной Гвардии: боец Социалистической бригады при Советском департаменте города Мерв (ныне – областной центр Республики Туркменистан город Мары). На военной службе в Красной Армии с весны 1918 года – в качестве добровольца. Активный участник Гражданской войны в Средней Азии и, в частности, в августе 1918-феврале 1920 гг. – красноармеец в составе войск Закаспийского фронта. Имел боевые ранения. В 1920 году был произведён в краскомы с назначением на должность командира взвода Отдельного кавалерийского дивизиона 1-й Туркестанской стрелковой дивизии. В 1921-1924 гг. и 1929-1931 гг. участвовал в борьбе с басмачеством и, в частности, в операции конца апреля-начала мая 1931 года по разгрому у каракумского колодца Кзыл-Каты банда Мурат-Али-хана. За боевую доблесть, проявленную в ходе тех контртеррористических операций, был удостоен ордена Трудового Красного Знамени Туркменской ССР и Почётной грамоты ЦИК Туркменской ССР, а также ценных подарков от РВС СССР и Военного Совета САВО. Кроме того, трижды представлялся к награждению орденом боевого Красного Знамени, но данные представления по каким-то причинам не получили реализации в вышестоящих штабах. Приблизительно со второй половины 1920-х и по 1933 год – военнослужащий 2-го Туркменского кавалерийского полка 4-й Туркменской отдельной кавалерийской бригады (с 27 сентября 1932 года – 4-я Туркменская горнокавалерийская дивизия) Среднеазиатского военного округа: - по состоянию на 1927 год – командир 2-го сабельного эскадрона; - в 1929-1932 гг. – начальник полковой школы младшего начальствующего состава; - в 1932-1933 года – начальник штаба полка. В 1933-1936 гг. – слушатель очного отделения Военной академии имени М.В. Фрунзе, которую закончил с дипломом 1-й степени. В этот же период в порядке переаттестации комначсостава на персональные воинские звания произведён в капитаны. В 1936-октябре 1938 гг. – на ответственных постах в штабе 18-й Туркменской горнокавалерийской дивизии САВО (Военный гарнизон города Мары Туркменской ССР); в данный период был произведён в майоры): - в 1936-декабре 1937 гг. – начальник 1-го (оперативного) отделения штадива. Одновременно назначался Врид командира 25-го горнокавалерийского полка; - в декабре 1937-октябре 1938 гг. – начальник штаба соединения. В октябре 1938-апреле 1939 гг. – слушатель Курсы усовершенствования высшего командного состава при Военной академии Генерального штаба Красной Армии. Произведён в полковники. В мае 1940-июне 1941 гг. – на ответственных постах в штабе САВО: начальник отдела боевой подготовки, а с октября 1940 года – помощник командующего войсками округа по организационно-мобилизационным вопросам. В это же период избран депутатом Верховного Совета Узбекской ССР. 22 июня 1941 года был назначен командиром 21-й горнокавалерийской дивизии 4-го кавалерийского корпуса САВО. Первый приказ, подписанный ими в качестве комдива-21, - № 061 от 11 июля 1941 года «Об испытаниях нач. состава дивизии». В должности комдива-21 состоял по 1 января 1942 года. Впервые в составе действующей армии – с 22 июля 1941 года как комдив-21. Боевое крещение принял 2 августа 1941 года у станции Понятовка Шумячского района Смоленской области. На тот момент 21-я горнокавалерийская дивизия де-юре входила в состав Оперативной группы войск 28-й армии (1-го формирования) Западного фронта, но с 4 августа 1941 года – 13-й армии последовательно Центрального (1-го формирования) и (с 16 августа 1941 года) – Брянского (1-го формирования) фронтов. Умело руководил возглавляемым соединением в ходе боевых операций 13-й армии Центрального фронта (1-го формирования) первой половины августа 1941 года, в том числе 10-12 августа 1941 года главные силы 21-й горнокавалерийской дивизии под его руководством вели упорные бои на территории Климовичского района Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь), находясь в плотном кольце вражеского окружения. 12-26 августа 1941 года – в составе группы в семь человек командиров и бойцов, включая начальника Особого отдела НКВД СССР 21-й горнокавалерийской дивизии старшего лейтенанта госбезопасности (но при знаках различия майор кавалерии) А.С. Кибальникова, пробирался по тылам врага к линии фронта. Ещё в первые дни пути, остановившись на отдых в одной из деревень Климовичского района Могилёвской области Белорусской ССР (ныне - Республика Беларусь), полковник Я.К. Кулиев и старший лейтенант госбезопасности А.С. Кибальников переоделись в штатское. Из окружения вышел в паре со старшим лейтенантом госбезопасности А.С. Кибальниковым в ночь с 25 на 26 августа 1941 года на участке обороны 55-й кавалерийской дивизии (1-го формирования) Брянского фронта (1-го формирования). Факт выхода комдива-21 полковника Я.К. Кулиева из окружения был документально зафиксирован в Оперативной сводке штаба 13-й армии Брянского фронта (1-го формирования) № 107 от 1 сентября 1941 года. 20 сентября-24 октября 1941 года одновременно – командующий сводной кавгруппой в составе 21-й горнокавалерийской, 52-й и 55-й (1-го формирования) кавалерийских дивизий. Данное сводное объединение вошло в историю Великой Отечественной войны как «Кавалерийская группа Брянского фронта (I ф) под командованием полковника Я.К. Кулиева». 3-6 декабря 1941 года одновременно – командующий, а затем в течение всей Елецкой наступальной операции правового крыла Юго-Западного фронта (1-го формирования) - заместитель командующего Северной оперативной группой войск 13-й армии Юго-Западного фронта (1-го формирования). 1 января 1942 года был освобождён от должности командира 21-й горнокавалерийской дивизии и отозван с фронта в Москву, что было вызвано просьбой руководства ЦК компартии Туркмении, которое хотело видеть этого своего земляка во главе одного из двух находившихся в стадии формирования туркменских национальных кавалерийских соединений. В Москве был удостоен ордена Красного Знамени. Одновременно получил предписание об убытии в город Мары Туркменской ССР на должность ново формируемой из коренных жителей Туркмении 97-й отдельной кавалерийской дивизии САВО. Генеральского звания был удостоен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 11 февраля 1942 года. В советский период считался первым по счёту генералом среди этнических турмен. С 13 августа 1942 года на основании изданного в этот день приказа командующего войсками САВО – заместитель командира 4-го кавалерийского корпуса по строевой части Среднеазиатского военного округа. С 11 октября 1942 года – вновь на фронтах Великой Отечественной войны: в рядах однополчан по 4-му кавалерийскому корпусу, прибывшего из САВО в состав войск 51-й армии Сталинградского фронта. Около 10.00 19 декабря 1942 года в районе районного посёлка Котельниково бывшей Сталинградской области (ныне – одноимённый город в составе современной Волгоградской области), находясь в авангарде 61-й кавалерийской дивизии, был смертельно ранен в ходе вражеского авиаудара. После оказания первой неотложной медицинской помощи был незамедлительно отправлен в военный госпиталь, дислоцировавшейся в селе Абганерово Светлоярского района на тот момент бывшей Сталинградской, а ныне современной Волгоградской области, однако скончался ещё по дороге.

Посмертно на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года удостоен ордена Ленина. Формулировка: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Сам же наградной лист (но первоначально генерал-майор Я.К. Кулиев представлялся к награждению посмертно орденом Красного Знамени) был подписан 16 декабря 1942 года командиром 4-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенантом Т.Т. Шапкиным и, в частности, гласил: «Генерал-майор Кулиев находился на важных и опасных участках, проявляя при этом личную храбрость и мужество, чем воодушевлял командиров и бойцов на подвиги. 23 ноября 1942 года лично т. Кулиев находился в цепи с бойцами и вел их в бой для занятия Курган-Соляного, этого требовала обстановка и Курган-Соляной был взят. Генерал-майор Кулиев вёл 222 кавалерийский полк в конную атаку на врага. В танковых боях находился на огневых позициях артиллерии, способствовал успеху артиллеристов. Генерал-майор Кулиев вполне достоин награждения орденом Красного Знамени за выполнение персонального задания командования Сталинградским фронтом в борьбе с немецкими оккупантами и за проявленные при этом личное мужество и храбрость на поле боя». Государственные награды генерал-майора Я.К. Кулиева: три ордена - Ленина (22 февраля 1943 года, посмертно), Красного Знамени (январь 1942 года) и Трудового Красного Знамени Туркменской ССР (конец 1920-х гг.), - а также одна медаль - «ХХ лет РККА» (1938 год). Являлся автором ряда военно-научных публикаций и, в частности, статьи «Бой кавполка в песках (Тактический пример из опыта борьбы с басмачеством)», опубликованной на второй странице № 113 от 18 мая 1940 года ежедневной красноармейской газеты САВО «Фрунзевец». Ратный боевой путь генерал-майора Я.К. Кулиева подробно отражён на страницах специально посвящённых ему двух книг: сборника воспоминаний «Генерал Якуб Кулиев» (Ашхабад, 1970 год) и военных мемуаров ветерана органов военной контрразведки подполковника в отставке А.С. Кибальникова «Огненные рубежи» (Ашхабад, 1979 год). Кроме того, его имя озвучено на страницах военных мемуаров целого ряда советских военачальников и, в том числе: Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова (Когда гремели пушки / Воениздат, 1962); генерала армии А.С. Жадова (Четыре года войны / Воениздат, 1978); генерала армии С.П. Иванова (Штаб армейский, штаб фронтовой / М.: Воениздат, 1990) и генерал-лейтенанта в отставке Х.Л. Харазия (Дорогами мужества / М.: Воениздат, 1984), - а также в многочисленных журнальных и газетных публикациях.

Эмиров Валентин Аллахярович

  • Эмиров Валентин Аллахярович. родился 17 Декабря 1914 года в селе Ахты, ныне Ахтынского района Республики Дагестан, в семье рабочего. Учился в авиационном техникуме. Окончил Таганрогский аэроклуб. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В составе 36-го истребительного авиаполка сражался на Северо - Кавказском фронте. К Сентябрю 1942 года командир 926-го истребительного авиационного полка (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт) Капитан В. А. Эмиров совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника. 10 Сентября 1942 года при сопровождении бомбардировщиков в районе города Моздок в паре вступил в бой с 6 истребителями противника. Сбил один из них, затем своим горящим самолётом таранил второй и погиб. 13 Декабря 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени (дважды). После войны останки лётчика были перезахоронены в столице Дагестана Махачкале. Именем В. А. Эмирова названы одна из улиц города и судно Морского Речного Флота. В родном селе установлен бюст Героя.
  • Гасанов Генрих Алиевич . Специалист в области судовой теплоэнергетики. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1935). Д. т. н. (1966). Провел на действу­ющих кораблях комплекс наладочных и исследо­вательских работ по повышению их надежности в период Великой Отечественной войны. Началь­ник КБ (1946). Руководил созданием ряда судовых теплоэнергетических установок. Герой Социалис­тического труда (1970). Ленинская премия (1958). Сталинская премия (1942).

Заманов Хаирбек Демирбекович

  • Магомед Гусейнов (Михаил Лезгинцев). Прошел путь от простого отходника до крупного революционера. М. В. Лезгинцев принимал участие в подготовке Октябрьского вооруженного восстания, штурма Зимнего дворца и ареста Временного буржуазного правительства. Сразу же после Октябрьского переворота в 1917 году была создана Всероссийская коллегия по формированию Красной Армии. В коллегию, руководящую тройку которой составляли Н. И. Подвойский, Н. В. Крыленко, К. К. Юранев, вошел и М. В. Лезгинцев. Он был назначен начальником финансового отдела. На заре Советской власти имя Михаила Лезгинцева, генерала армии, часто встречалось в постановлениях Совнаркома России, в которых на М. Лезгинцева возлагались ответственные задания, как главного военного финансиста страны. В эти годы М. Лезгинцев проявил себя как талантливый организатор, подлинный реформатор. Разработанные им в годы гражданской войны важнейшие принципы финансирования и снабжения войск, по признанию видных советских военных специалистов в этой области, сыграли свою роль в годы Великой Отечественной войны. По инициативе М. Лезгинцева были созданы первые военно-финансовые учебные заведения в стране. К их числу относятся Военно-хозяйственная Академия, Высшая военная и морская финансово-хозяйственная школа.
  • Заманов Хаирбек Демирбекович . Единственный из военачальников-дагестанцев, кто в годы Великой Отечественной войны командовал стрелковой дивизией. Боевые действия соединения неоднократно отмечали в приказах Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, ему салютовала столица Родины Москва. К тому же поздней осенью и холодной зимой 1941-42 гг. Хаирбек Демирбекович, еще будучи командиром стрелкового батальона, участвовал в героической обороне столицы и в числе первых кадровых офицеров-дагестанцев был удостоен высокой правительственной награды -ордена Боевого Красного Знамени.

Деятели науки, искусства и литературы

Забит Ризванов

  • Сулейман Стальский . один из основоположников лезгинской советской поэзии, выдающийся ашуг, которого на Первом Всесоюзном съезде писателей СССР М. Горький по праву назвал «Гомером XX века». В 1934 году выходит в свет «Избранные» С. Стальского и в этом же году ему присваивается почетное звание народного поэта Дагестана. За большой вклад в многонациональную советскую литературу С. Стальский награжден орденом Ленина, был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР первого созыва.
  • Етим Эмин . Етим Эмин является известным мастером лезгинского стиха. Он оказал большое влияние на развитие родной поэзии. Творчество Етима Эмина претерпело эволюцию: от любовных песен, в которых слышится недовольство частными случаями жизни, препятствующими влюбленным, поэт перешёл к стихам, бичующим социальную несправедливость.
  • Лезги Нямет (Мамедалиев Нямет Нифталиевич). родился в 1932 году в селении Эчехюр Кусарского района Азербайджана, окончил филологический факультет Азербайджанского пединститута, руководил литературным объединением. Писать начал, когда ещё учился в начальных классах сельской школы. Сочинял стихи и сказки. Первое стихотворение было опубликовано в 1947 году в газете «Молодежь Азербайджана». При жизни изданы в Баку четыре поэтических сборника.
  • Эльза Ибрагимова . Известный композитор. Родилась в 1938 году в городе Аджигабул. Музыке училась ещё с детства. Первая представительница дагестанских народностей, получившая специальное композиторское образование. Внесла большой вклад в развитие азербайджанской культуры. Песни, музыку к которым написала Э. Ибрагимова, исполняли такие знаменитости, как Рашид Бейбутов , Шовкет Алекперова , и многие другие.
  • Ризванов Забит Ризванович . Поэт и писатель. Широко известен как автор книги «История Лезгин». Среди прочего, внёс существенный вклад в сборе и напечатании материалов о фольклоре лезгин.
  • Гаджиев Магомед Магомедович . Ему принадлежит значительное и почетное место в истории изучения лезгинского языка. Он заложил основы ряда новых отраслей и направлений в исследовании лезгинского языка, принявшему активное многостороннее участие в языковом и общекультурном строительстве лезгинского народа в 1930-50-х гг. Всего лишь за 20 лет деятельности на указанном поприще М. М. Гаджиеву удалось осуществить многое.
  • Джалилова Алла Гаевна . принадлежала высокому искусству балета, была духовной целительницей своего поколения. Алла Джалилова оставалась образом, наполненным очаровательной тайной уже ускользающей натуры и самого времени, а для многих дагестанцев и своих учеников - проводником в мир гармонии и красоты балетного искусства. Ее беззаветное служение сцене отмечено в 1951 году орденом «Знак Почета», ей присвоено звание заслуженной артистки ДАССР. Её имя вместе со сценическим портретом внесено в большой буклет, посвящённый юбилею Большого театра (издан в 1947 г.) наряду с такими величинами, как Ф.Шаляпин, Л.Собинов и С. Мессерер, О, Лепешинская, С. Головкина. А. Джалилова названа превосходной исполнительницей характерных танцев.
  • Гасанов Готфрид Алиевич . Родился в 1900 году в г. Дербенте. Он был внуком учёного, поэта, философа, автора книги «Асари Дагестан» Гасана-Эфенди Алкадарского и праправнуком шейха Мухаммада Ярагского. Выдающийся основоположник дагестанской профессиональной музыкальной культуры. Автор первой дагестанской национальной оперы «Хочбар», автор многочисленных произведений разных жаров, концертов для фортепьяно с оркестром. Его именем названо музыкальное училище в Махачкале, основателем которого он является. Его концерт для фортепиано с оркестром часто и в настоящее время исполняется оркестрами России и в других странах зарубежья. Творчество Г.Гасанова высоко оценило правительство СССР. Он дважды удостоен звания лауреата Государственной премии, имеет почётные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР.
  • Меджидов Кияс Меджидович .1911- 1974 г. Родился в с. Ахты Народный писатель Дагестана. Меджидов Кияс сын своего народа. В своих книгах он очень красочно показал жизнь горцев. Его роман «Къашкъа духтур» был очень высоко оценен и переведен на русский язык под именем «Сердце оставленное в горах».

Его работы: «Зи гъвеч1и дустариз», «Лувар квай дустар», «Лувар квай Алуш», Пьесы: «Бубаяр», «Партизандин хизан», «Урусатдин цуьк». Совместно с поэтом Хрюг Тагиром он написал пьесу «Ашукь Саид». Повесть «Дагълар Юзазва» и другие. Яралиев Ярали Алиевич, родился в 1941 году в селе Верхний Тагиржал, Кусарского района Азербайджана. В1959 году поступил в химико-биологический факультет Азербайджанского ГПИ им.В.И. Ленина, а после окончания его с отличием -в аспирантуру ИНФХ АН Азербайджана.Защищает кандидатскую и докторскую диссертациюпо специальности Электрохимия.В 1993 году профессорым Яралиевым Я.А. сделано первое открытие-дешифрована кавказко-албанская письменность. Им доказано, что все известные до сих пор албанские письменные памятники, буква в букву читаються на древне- лезгинском языке \ЯралиевЯ.А.Алупанская письменность и лезгинский язык. Махачкала.1995г.\ Этот успех направляет профессорав довольно увлекательный и почти неисследованый мир древних письменностей лезгиноязычных нородов.И вот новое,второе, открытие, заговорил Фестский диск,который уже 90 лет поражает весь мир своей таинственностью. Успешная дешифровка надписей на фестском диске оживила почти забитый и давно отброшенный в неизвестность догреческий пелазгский язык, родственный....лезгинской подгруппе кавказких языков. Это дало творчеству Яралиева Я.А. новый импульс. В настояшее время, работая в институте ЮЖДАГ(Россия, Дагестан,город Дербент,Советская 2),Яралиев Я.А. закончил дешифровку кипро-минойского письма из Энкоми и продолжает поиски по расшифровки других образцов пелазгского письма, а именно,пикто-слогового письма критских печатей и линейного письма А.

Спортсмены

  • Владимир Назлымов Аливерович-3-х кратный чемпион Олимпийских игр,11-ти кратный чемпион мира.Является самым титулованным спортсменом Дагестана и одним из тит-х в России
  • Мукаилов Сефибек Магомедтагирович - заслуженный тренер, судья международного класса по вольной борьбе
  • Джабар Аскеров - чемпион мира, 2-х кратный чемпион Европы по тайскому боксу
  • Назим Гусейнов - олимпийский чемпион по дзюдо, двукратный чемпион Европы
  • Арсен Аллахвердиев - двукратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпиады (вольная борьба)
  • Руслан Ашуралиев - двукратный чемпион мира, бронзовый призер Олимпиады (вольная борьба)
  • Алим Селимов - чемпион мира.Первый Даг.чемпион в этом виде (греко-римская борьба)
  • Велихан Аллахвердиев - чемпион Европы (вольная борьба)
  • Кямран Мамедов - чемпион мира (дзюдо)
  • Эльхан Раджабли -чемпион мира(дзюдо)
  • Артур Муталибов - чемпион мира (вольная борьба)
  • Вагиф Казиев - чемпион мира (вольная борьба)
  • Давид Эседов - чемпион мира (рукопашный бой)
  • Эльвира Мурсалова - чемпионка мира (вольная борьба)
  • Магомед Куруглиев - чемпион Азии (вольная борьба)
  • Виталий Рагимов - чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр 2008 года в Пекине (греко-римская борьба)
  • Нарвик Сирхаев - чемпион России, обладатель Кубка России (футбол)
  • Осман Эфендиев - обладатель Кубка мира (вольная борьба)
  • Ибрагим Ибрагимов - пятикратный чемпион мира (армрестлинг)
  • Альберт Селимов - чемпион Европы, чемпион мира, обладатель Кубка мира(бокс)
  • Рамазан Ахадулаев - трехкратный чемпион мира (боевое самбо)
  • Тельман Курбанов - чемпион мира (дзюдо)
  • Маидин Юзбеков - чемпион мира (тайский бокс)
  • Джабраил Джабраилов - интеркантинентальный чемпион мира, многократный чемпион россии среди профессионалов (бокс)
  • Кавказ Султанмагомедов - чемпион мира (бои без правил)
  • Эмиль Эфендиев - 2х кратный чемпион мира (бои без правил)
  • Мухудин Агакеримов - чемпион мира среди юниоров(тайский бокс)
  • Бахтияр Самедов - чемпион мира (французский бокс Савват)
  • Алим Эминов - чемпион мира (карате)
  • Тамерлан Сардаров - чемпион мира (карате)
  • Арсен Меликов - чемпион мира (француском бокс савват)
  • Эльдар Алиев - чемпион мира (боевое самбо)
  • Тимур Алиханов - серебряный призер Кубка мира среди юношей (дзюдо)
  • Мустафа Дагистанлы-2-х кратный олимпийский чемпион,4-х кратный чемпион мира.Лезгин из Турции.Ушел непобежденным(Вольная борьба)
  • Шахри Шихметов-чемпион мира(армрестлинг).
  • Тагир Магомедов-чемпион мира(армрестлинг)
  • Руслан Хайиров - неоднократный участник Олимпийских игр (бокс)
  • братья Гасан и Гусейн Курбановы
  • Артур Сефиханов - чемпион Европы (бокс)
  • Шафидин Аллахвердиев - неоднокртный призер чемпионатов России (бокс)
  • Хабиб Аллахвердиев - призер чемпионата мира, профессионал с 2006 года (бокс)
  • Эльдар Рамазанов - чемпион России (тайский бокс)
  • Айаз Умудалиев - бронзовый призер чемпионата Европы, пятикратный чемпион Азербайджана (самбо)
  • Нажмудин Хуршидов-чемпион мира по боевому самбо, чемпион России
  • Эмре Белезодоглу-обладатель кубка УЕФА,бронзовый призер чемпионата мира и Европы в составе сборной Турции. Играл за Галатасарай, Интер(Италия), сейчас играет за Ньюкасл(Англия)
  • Кардаш Фатахов-чемпион мира(панкратион).
  • Сейфулла Магомедов-2-х кратный чемпион Европы(тхеквондо)
  • Заур Ремиханов-чемпион мира(кик-боксинг)
  • Ибрагим Гасанбеков-лучший бомбардир в истории Фк Анжи,лучший бомбардир чемпионатов России(футбол).

  • Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Лезгин" в других словарях:

      Кюринец Словарь русских синонимов. лезгин сущ., кол во синонимов: 1 кюринец (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      М. см. лезгины 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Лезгин, лезгины, лезгина, лезгин, лезгину, лезгинам, лезгина, лезгин, лезгином, лезгинами, лезгине, лезгинах (



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама