THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Время на чтение: 2 мин

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них . Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, и ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных . Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

Они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

Их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

Эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о задержке психического развития у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.


Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Мамы и папы, запомните главное : врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и , психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией .

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы , резус-конфликт , гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции , внутричерепные родовые травмы, недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия , грипп , нейроинфекции , рахит), черепно-мозговые травмы , эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки , авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны , непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма , хроническая диспепсия , сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность , пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом , низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, .
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж, водолечение .

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Как реагировать родителям, если в медицинской карточке крохи появилась запись «задержка психического развития». Конечно, им достаточно страшно, но не стоит опускать руки. В случае с ЗПР, главное - выяснить причину возникшей проблемы и понять, как с ней предстоит бороться. Подробнее - в нашем сегоняшнем материале.

Как распознать?

Задержка психического развития - нарушение установленных сроков созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка, замедление темпов развития психики.

Могут ли родители сами заподозрить проблему? Если у малыша в три месяца отсутствует « » , то есть он не начинает гулить и улыбаться в ответ на голос и улыбку родителей, - необходимо сходить на прием к детскому неврологу.

На что обратит внимание врач? Существуют определенные нормативные сроки, согласно которым в 1-2 месяца малыш должен следить глазами за погремушкой, в 6-7 - сидеть, в 7-8 - ползать, в 9-10 - стоять, а к годику сделать первые шаги. Если развитие ребенка не соответствует нормам - невролог может предположить проблемы. Еще один фактор беспокойства, если ребенок вдруг регрессирует, то есть вообще перестает делать то, что уже умел или делает это гораздо хуже, чем раньше.

Малыш подрос и родители заметили, что он ведет себя не так , как его сверстники, испытывает сложности с общением, проблемы с освоением речи, ему сложно сосредоточиться, он замкнут или раскоординирован? При всех подобных проявлениях доктор может констатировать задержку психического развития, а значит, пришло время разбираться, что к ней привело, и отыскать способ борьбы с недугом.

Работать придется в тесной команде: педиатр, невролог, родители, иногда в состав включается логопед и детский психиатр. Важно понять, что привело к задержке развития и найти способы, благодаря которым ребенок догонит своих сверстников.

Войновская Ирина Владимировна, детский невролог Детской клиники «Добробут» на Левом берегу рассказывает : «Причины задержки психологического развития могут быть как биологические - патологии беременности, недоношенность, травмы и асфиксия при родах, болезни матери на ранних этапах развития плода, генетическая обусловленность, так и социальные - длительное ограничение жизнедеятельности ребенка, неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. Если родители заметили у ребенка нестойкие эмоции, снижение познавательной активности, проблемы в формировании речевой деятельности с ребенком следует обратиться к детскому неврологу, логопеду, психологу или психиатру. Специалисты разработают индивидуальную схему педагогической и медицинской коррекции, которая, совместно с пристальным вниманием родителей к развитию малыша, поможет частично или даже полностью преодолеть задержку психического развития».

Как проявляется

Наиболее ярким признаком ЗПР врачи называют незрелость эмоционально-волевой сферы . Ребенку с таким заболеванием достаточно сложно заставить себя выполнить что-либо.

Как следствие - нарушение внимания и снижение концентрации . Малыш часто отвлекается, его трудно заинтересовать каким-либо процессом.

Из-за проблем с ограниченным количеством знаний об окружающем мире, у детей с диагнозом ЗРП могут возникать сложности с ориентацией в пространстве , им проблематично узнать даже знакомые предметы в новом ракурсе.

Особенностью детей с задержкой психического развития является то, что они лучше запоминают то, что видят, чем то, что слышат, а также у них нередки проблемы с развитием речи разного уровня.

Отставание наблюдается и в мышлении, например, у детей с ЗПР возникают серьезные трудности во время решения задач на основе синтеза, анализа, сравнения и обобщения.

Причины и не только

В чем же причина нарушения нормального развития у ребенка?

Это и генетические факторы, и легкое органическое поражение мозга вследствие перенесенной болезни (например, тяжелая форма гриппа или ), ряд факторов, связанных с развитием ребенка в младенчестве (нерациональное применение больших доз антибиотиков), неблагоприятное течение беременности и родов (болезни, интоксикации, асфиксия при родах).

Также спровоцировать ЗПР может вакцинация малыша с неврологическими проблемами или . Например, задержку психического развития констатируют практически у всех детдомовских детей, а у тех, кто попал туда не прямо из роддома, а был какое-то время рядом с мамой, наблюдается регресс ранее приобретенных навыков.

Многие специалисты считают что причиной ЗПР являются социально-педагогические факторы: неблагополучная обстановка в семье, недостаток развития, тяжелые условия жизни.

Наша мама- Anutik рассказывает : « У нас в 3 года была ОНР, ЗРР, псевдобульбарная дизартрия. ЭЭГ показывало органические поражение мозга, без нарушений интеллекта... Немного нарушена у него координация и постановка ножек при ходьбе. Говорил слов 5 на то время, без глаголов. Где то 3,5 лет интенсивных занятий, у ребенка появились другие слова, затем простые предложения, затем рассказ. В 5,5 лет мы начали потихоньку осваивать чтение, и к 6 годам мой ребенок начал основательную подготовку для вступления в 1-й класс... Сейчас мы первоклассники, в самой обычной школе-садике, около дома, учеба дается хорошо, даже украинский осваиваем, хотя до школы рос в русскоговорящей семье... Английский - плохо пока, но я и не очень хочу его грузить 3-им, по сути, для него языком. Память хорошая, стихи учим хорошо... Ребенку коллектив нравится, нравится когда их гулять выводят всех вместе, во всякие игры на улице играть толпой, нравится на продленке оставаться и всем дружно за столом пить чай и кушать бутерброды, нравится уроки организованно на продленке делать. Осталась смазанность речи конечно, легкая дизартрия, некоторые неврологические моменты. Но пока они маленькие, 1ый класс, одноклассники не сильно понимают в чем дело, никак его по этому признаку не выделяют, к тому же все равно много обычных деток в классе, которые еще "р" не говорят, шипящих. Но за 2 года (с 3,5 до 5,5), я вам скажу, ребенок совершил ОГРОМНЫЙ прорыв в развитии речи... Мы проходили курсы лечения в речевом центе в Киеве. А там, каждый курс занятий с логопедом, массажистом и другими специалистами подкрепляется всегда медикаментозно. Как дальше все будет развиваться, сама в неведении....Посмотрим...»

Что делать?

Итак, что необходимо делать родителям, если врачи обнаружили и подтвердили у малыша диагноз «задержка психического развития»?

Если диагноз поставлен, то специалисты должны определить причину , из-за которой возникла задержка развития. Также важно понять, нет ли у ребенка каких-то смежных проблем, например, если у ребенка сложности с развитием речи, важно понимать, что у него нет проблем со слухом.

Если врач прописывает ребенку лекарства , которые будут оказывать непосредственное влияние на его психику, постарайтесь обязательно попасть на прием к другому специалисты, чтобы выслушать не одно, а два-три-пять мнений. Чаще всего специалисты придерживаются мнения, что при ЗПР достаточно правильной реабилитации компетентных специалистов.

Найдите в своем городе по работы с детьми с диагнозом ЗПР. Работая в адаптационных группах, мини-садиках или самостоятельно ребенок сможет быстрее справиться с заболеванием, а родители получат квалифицированные консультации, смогут поучаствовать в тренингах.

Специалисты центра помощи детям с задержкой психического развития разработают индивидуальную программу реабилитации малыша, которая будет направлена непосредственно на стимуляцию пострадавших психических процессов.

Занимайтесь с ребенком по разработанной программе реабилитации под контролем специалистов центра, а главное - не теряйте контакт с ребенком, верьте в его развитие.

Наша мама- ЮлияЛ рассказывает : «По-моему, самое главное - не потерять контакт с ребёнком, не дать ЕМУ отдалиться...Понимаете, у меня ещё двое обычных деток, и я долго не могла понять, что не так в отношениях с сыном... Уже думала, может, и правда какая-то холодность у меня, что ли... А потом поняла, это он всё пытался отстраниться, уйти в себя, а отпускать нельзя. Нам такой контакт очень помогает сохранить семья вообще, сестрички, домашние зверушки - хотя проблем и нестыковок очень много. Огромным счастьем было, когда после 3-х лет он впервые стал пристраиваться рядышком со мной, потом сказал «мамичка», в 5 вдруг начал обнимать... Сейчас порой приступы нежности у него просто, и рассказывает, как он рад, что именно с нами живёт и т.д. ИМХО - врачи-специалисты-педагоги советуют то, что знают, но применять всё надо с оглядкой на то, как мама чувствует. Очень важно, чтобы нам с нашими детками и им с нами было хорошо, не нарушить этого. Честное слово - у нас поездки, какие-то хорошие, тёплые события всегда давали какой-то прогресс. А при «построении» сын прогресса не даёт вообще…Вот это для меня самое простое и самое сложное, простите за излишние эмоции…»

Мы уверены, если вы своевременно начнете работу со своим малышом, у вас получится решить многие проблемы, а со временем ребенок восстановится, и ничем не будет отличаться от своих сверстников!

Задержка психического развития – патологическое состояние, которое встречается в детском (дошкольном и школьном возрасте). Согласно данным статистики, признаки ЗПР у младших школьников негативно отражаются на успеваемости около 80% учащихся.

Эта статья расскажет о том, что собой представляет задержка психического развития у детей, почему вдруг возникает такая патология, какие зпр у детей симптомы лечение, существуют ли неблагоприятные последствия у ЗПР, как лечить патологию и проводить профилактические мероприятия?

Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, при которой развитие малыша не соответствует установленным медицинским параметрам и нормам, находясь на более низком уровне. ЗПР становится причиной нарушения некоторых когнитивных функций детского организма. Например, страдают такие аспекты личности, как эмоциональная и мыслительная сфера, память и внимание.

Почему не все дети развиваются соответственно нормам

Задержка психического развития у детей может проявить себя по нескольким причинам.


Генетическая предрасположенность. Если посмотреть, например, на детей, страдающих синдромом Дауна, то они всегда развиваются медленнее своих сверстников. Проявление этой патологии может быть разным (как лёгкая степень отставания в развитии, так и более серьёзное состояние – умственная отсталость). Существуют и другие типы хромосомных нарушений, сильно влияющих на становление интеллекта в детском возрасте и приобретение ребёнком новых навыков и умений.

Расстройства личности, связанные с аутизмом. Дети-аутисты испытывают большие сложности в общении со своими сверстниками. Происходит это из-за нарушенного восприятия мира. В зависимости от того, какую форму приобретает аутизм (лёгкую или тяжёлую) взаимодействие малыша с социумом либо сильно ограничивается, либо вообще становится невозможным. Природа детского аутизма до сих пор вызывает споры у многих специалистов. Никто из научных деятелей не может однозначно ответить, принадлежит ли аутизм к генетическим патологиям, или же он является психической болезнью.

Родовая травма. Если дитя во время своего внутриутробного развития испытывает состояние гипоксии (хроническая или острая нехватка кислорода), то это негативно отражается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет возникают проблемы с нормальным психическим развитием у малыша дошкольного и младшего школьного возраста.

Воздействие на организм беременной женщины неблагоприятных факторов становится причиной появления ЗПР у ребёнка. Если в период внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие медикаменты, трудиться в условиях вредного производства, употребляет спиртное, наркотики, курит сигареты, или переносит инфекционную болезнь – это не лучшим образом отражается на психическом развитии её будущего малыша.

Психические травмы. Если в раннем детстве ребёнок переносит сильное эмоциональное потрясение, его интеллектуальное развитие может сильно замедлиться или даже «откатиться» далеко назад.

Менее распространенные причины

Соматические болезни. Их влияние на интеллектуальное и психическое здоровье малыша может быть прямым и опосредованным. Если дитя с детства много болеет и постоянно пребывает в больничной палате – это обязательно отразиться на состоянии его психики, навыках и мышлении.

Неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи. Чтобы дошкольник (школьник) развивался нормально и в соответствии с медицинскими нормами, его нужно окружить атмосферой любви и заботы. Родители должны проявлять много внимания к маленькому обитателю дома. Если же семья, в которой растёт ребёнок, испытывает серьёзные трудности (например, нехватка денег, тяжёлая болезнь кого-то из родителей, отсутствие хорошего жилья, наличие насилия в любом виде (физического либо психологического), наркомания либо алкоголизм у родителей) – это, несомненно, отражается на психическом развитии маленького человека. Если у ребёнка нет врождённых отклонений на психическом уровне, то проживание в неблагополучной семье провоцирует их появление.


Нарушены сенсорные функции в организме ребёнка. Плохая работа органов слуха и зрения мешают малышу познавать окружающий мир. Если устранить проблему глухоты или слепоты не получается, то плохая ситуация с психическим развитием только усугубляется. Ребёнку не хватает имеющихся средств для полноценного взаимодействия и общения с окружающими людьми, поэтому его психическое развитие замедляется.

Педагогическая запущенность. Правильное и соответствующее нормам психическое развитие детей во многом зависит от того, занимаются ли с ними родители, помогают ли познавать окружающий мир и открывать в нём что-то новое, способствуют ли их полноценному и разностороннему развитию и верному воспитанию.

По статистике, лишь 20% родителей читают с ребенком развивающие книжки ! А ведь это — залог будущего ребенка!

Современные тенденции показывают, что всё больше детей страдают нарушениями психического развития именно из-за педагогической запущенности. Молодые родители слишком увлечены компьютерными играми, а времени на развитие малыша у них не остаётся.

По сути, все причины отклонений психического развития ребёнка от медицинских норм разделяются на:

  • биологические (патологические состояния, которые развиваются в период внутриутробного развития крохи);
  • социальные (связанные с условиями жизни ребёнка).

Факторы, приводящие к задержкам психического развития у детей, в конечном итоге влияют на классификацию патологии.

Разновидности задержек психического развития в детском возрасте

Вид ЗПР Основные характеристики
Конституционная Главная причина появления конституционных задержек психического развития – генетическая предрасположенность, заболевания наследственного характера. У детей наблюдаются такие признаки, как частые смены настроений, неустойчивые привязанности к чему-либо, патологическая и не всегда уместная непосредственность, наличие поверхностных эмоций, стремление к участию в детских играх в зрелом возрасте.
Психогенная Причинами проявления данного вида патологии являются социальные и психологические факторы. К ним относят неблагоприятные условия проживания, отсутствие достойных условий быта, недостаток внимания со стороны родителей, допускаемые взрослыми серьёзные промахи и ошибки в воспитании, недостаточное количество родительской любви, серьёзные отклонения в духовном развитии. Во всех названных случаях удар приходится на интеллектуальную сферу личности. Ребёнок страдает от эмоциональной нестабильности, психозов и неврозов. Более глубоким следствием всего этого становится психологическая незрелость уже взрослого человека.
Соматогенная Негативные проявления в психическом развитии ребёнка возникают вследствие нарушения функций головного мозга. Их, в свою очередь, порождают инфекционные болезни, перенесённые матерью во время беременности, и их последствия.
Такой вид патологии развивается на фоне дистрофий разного уровня тяжести, заболеваний сердечно-сосудистой системы, перенесённых операционных вмешательств, аллергий (протекающих в тяжёлой форме).
К последствиям соматогенной ЗПР относятся:

Капризы без причины;
повышенная нервозность;
страхи;
нездоровые комплексы.

Церебрально-органическая Появлению такого типа патологий способствуют отклонения в развитии малыша ещё на этапе внутриутробного развития. Если беременная женщина злоупотребляет токсическими веществами, наркотиками, табаком и алкоголем, то риски развития церебрально-органической ЗПР у малыша возрастают. Появлению такой патологии способствуют также родовые травмы. Одновременно с психической незрелостью ребёнок с такой патологией часто страдает от личностной нестабильности и психической неустойчивости.

Отличия ЗПР от умственной отсталости


Проявление задержек психического развития продолжается обычно до завершения младшего школьного возраста (3-4 класс школы). Если симптомы патологии наблюдаются в старшем возрасте, врачи говорят уже об умственной отсталости. Обе патологии отличаются друг от друга следующими аспектами:

  • умственная отсталость вызывает необратимые изменения в интеллектуальной и психической сферах личности, а при ЗПР недоразвитие этих сфер можно скорректировать специальными методиками;
  • дети, страдающие задержками психического развития, умеют использовать ту помощь, которую дают им взрослые, и впоследствии применяют полученный опыт при выполнении новых заданий (при умственной отсталости ребёнок такого сделать не сможет);
  • у детей с зпр всегда есть желание понять прочитанную информацию, а у крошек с умственной отсталостью оно отсутствует.

Если ребёнку поставлен диагноз «задержка психического развития», отчаиваться не стоит. Сегодня в педагогике и психологии есть много методик для коррекции и устранения детских задержек психического развития задержек.

Получение комплексной помощи позволяет особенным детям и их родителям совместно преодолеть трудный период развития.

Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка

Задержку психического развития у ребёнка нельзя диагностировать в домашних условиях. Точно определить патологию может лишь опытный врач. Однако есть некоторые особенности, по которым внимательные родители смогут понять, что у их ребёнка – задержка психического развития.

  1. Ребёнку сложно даётся социализация, он не может полноценно общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними.
  2. Дошкольник испытывает трудности в усвоении учебного материала, не может долго удерживать своё внимание на каком-то одном занятии, не концентрируется на объяснениях учителя и постоянно отвлекается.
  3. Любая неудача для таких детей становится поводом для обиды, возникновения эмоциональной нестабильности, проявления ранимости. Появляется замкнутость в себе, малыши долго помнят разочарования и обиды.
  4. Умения, которыми быстро овладевают сверстники, малыш с ЗПР осваивает с трудом. Он не может научиться элементарным жизненным навыкам (одевание, приём пищи, совершение гигиенических процедур).
  5. Ребёнок становится чересчур тревожным, мнительным. Им овладевают необычные страхи, появляется агрессия.
  6. Развиваются различные нарушения речи.
  7. У младенцев часто на фоне психических отклонений развития возникают и патологии физического характера. Например, малыш гораздо позднее своих сверстников начинает держать голову, разговаривать, ползать, стоять и осваивать навыки ходьбы.
  8. Функции памяти, логики и образного мышления у ребёнка с ЗПР развиты слишком слабо, или полностью отсутствуют. Особенно это заметно у детей в 2 года и старше.

Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР

Если ребёнок имеет задержки в психическом развитии, у него наблюдается ряд психологических нарушений.

  1. Трудности в межличностном общении. Здоровые дети в саду не желают контактировать и вступать во взаимодействие с отстающими ребятами. Ребёнок с ЗПР не хочет взаимодействовать с со своими сверстниками. Дети с ЗПР играют самостоятельно, а на уроках в школе – работают отдельно, ограниченно общаясь с другими младшими школьниками. Однако взаимодействие с детьми, младшими по возрасту, у них происходит успешнее, потому что те их хорошо принимают и понимают. Есть малыши, которые вообще избегают контактов со своими одногодками.
  2. Нарушения в эмоциональной сфере. Дети с ЗПР психологически лабильны, эмоционально неустойчивы, внушаемы и несамостоятельны. У них присутствуют повышенная тревожность, состояние аффекта, контрастные эмоции, резкие смены настроений, беспокойство. Иногда возникает нездоровая жизнерадостность и внезапный подъём настроения. Дети, страдающие зпр, не могут самостоятельно охарактеризовать своё эмоциональное состояние, и не различают эмоций тех людей, которые их окружают. Склонны к проявлению агрессии. Кроме того, у них наблюдается неуверенность в себе, заниженная самооценка, патологическая привязанность к одному (или нескольким) своим одногодкам.

Осложнения и последствия при задержках психического развития


Основными последствиями при ЗПР у детей становятся негативные перемены в психологическом здоровье малыша. В том случае, когда проблема не поддаётся корректировке, происходит дальнейшее отдаление ребёнка от коллектива, его самооценка существенно снижается. Прогрессирование задержек психического развития становится причиной ухудшения функций речи и письма, сложностей в социальной адаптации.

Особенности диагностики задержек психического развития

Диагностировать задержки психического развития у детей на ранних стадиях очень трудно. Связаны сложности с тем, что специалистам требуется сравнить и проанализировать существующее психическое состояние дошкольника с теми возрастными нормами, которые существуют в медицине.

Перед определением уровня и характера ЗПР проводится врачебный консилиум, в состав которого входят дефектолог, логопед, психолог и психотерапевт.

Они проводят оценку следующих критериев развития маленького пациента:

  • речевое развитие;
  • восприятие различных окружающих предметов, форм, правильная ориентация в пространстве;
  • мышление;
  • память;
  • изобразительная деятельность;
  • умения обслуживать себя самостоятельно, их уровень;
  • навыки школьного обучения;
  • уровень самосознания и коммуникабельности;
  • внимание.

В качестве основных исследовательских методик специалисты применяют шкалу Бейли, тест Денвера и IQ. В качестве дополнительных средств используются инструментальные методики МРТ, КТ и ЭЭГ.

Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте

Чтобы дошкольник, страдающий ЗПР, смог догнать по развитию своих сверстников, ему нужно своевременно поставить точный диагноз, и начать лечебный процесс. Чтобы ребёнок с отклонениями в психическом развитии имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, его родители должны заручиться поддержкой психолога, психиатра, логопеда (а иногда – и психотерапевта), сформировав с ними общую и единую команду. Для успешной коррекции ЗПР часто применяется комплексный подход, с использованием гомеопатических и медикаментозных средств.

Основная нагрузка при лечении ЗПР ложиться на плечи родителей особенного ребёнка. Главный упор делается на исправление нарушений на психолого-педагогическом уровне. Процедура способствует улучшению эмоционально-коммуникативных и когнитивных функций.


После обнаружения у детей симптомов ЗПР, лечение назначается врачом по комплексным методикам. С малышом занимаются логопед, психолог, невролог и дефектолог.

Иногда психокоррекция не даёт положительных результатов, поэтому медики рекомендуют для достижения стойкого результата подкрепить психокоррекцию медикаментозной терапией, основу которой составляют ноотропные препараты.

Коррекция ЗПР медикаментами предусматривает применение следующих лекарственных препаратов:

  • гомеопатические лекарства (в том числе – Церебрум Композитум);
  • антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
  • Глицин;
  • Аминалон, Пирацетам;
  • Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты группы В);
  • лекарственные составы общетонизирующего действия (Лецитин, Когитум).

Как проводить профилактику проблем психического развития

Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.

  • Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
  • В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
  • Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
  • С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
  • С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.

В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.


Надеемся, что после прочтения этой статьи, вы сможете распознать симптоматику зпр у детишек и вовремя приступить к лечению. Если статья оказалась вам полезной, не забудьте поставить 5 звездочек ниже!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама