THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии.

Смотреть или слушать?

Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению. Один называется методом целых слов, другой - фонологическим.

Долгое время шли дискуссии на тему, нужно ли вообще учить фонетике. К 1930 году был проведен ряд исследований на эту тему, и все пришли к заключению, что фонетика необходима, весь вопрос лишь в том, как и в каком объеме давать ее детям.

Например, был поставлен такой эксперимент. Группу детей пяти-шести лет разделили пополам, причем первую подгруппу обучали чтению по методу целых слов, вторую - с помощью фонологического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы. "Фонологические" же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу второго класса перегнали своих одноклассников по уровню восприятия и богатству словарного запаса.

По наблюдениям ученых, "целословные" дети делали типичные ошибки. Например, читая подпись под картинкой, они заменяли слова, близкие по смыслу. Вместо "тигр" могли сказать "лев", вместо "девочка" - "дети", вместо "машина" - "колеса". Стремление закрепить слово за строго определенным значением приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без чьей-либо помощи.

Справедливости ради нужно сказать, что "фонологические" дети испытывали трудности в чтении тех слов, где буквы были переставлены или заменены на похожие.

Таким образом, стало понятно, что большинству меленьких читателей фонетика необходима. Последние исследования подтвердили то, что люди читают слова по буквам. Но из-за того, что процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы воспринимаем слово целиком.

Пойдя дальше в исследованиях, психологи поняли, что чтение - это произнесение текста про себя. Сторонники теории восприятия текста как целого считали и считают, что мы воспринимаем слова из текста напрямую. Но опыты показали, что во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух.

Нужен ли нам алфавит?

Как ни странно, можно научиться читать, не зная алфавита. Последователи метода "целых слов" призывают не обучать ребенка буквам. На ТНТ крутяк можно посмотреть И лишь недавно стали известны окончательные выводы ученых: только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным.

Был проведен эксперимент. Детям показывали карточки со словами. Только в одной группе эти слова были подписями под картинками, а в другой те же самые слова давались без иллюстрации. Каждой группе предъявляли одни и те же четыре слова. Затем детей соединили, карточки перемешали и показали заново. Выяснилось, что дети узнают слова лишь на тех карточках, по которым они учились. То есть ребенок, запоминающий слов с иллюстрацией, гораздо с меньшей степенью вероятности опознает графический облик слова, чем тот, кто запоминал написание в "чистом виде".

Это косвенно подтверждает тот факт, что алфавит необходим. Но главное не то, как называются буквы, а то, что они обозначают. Дети должны не столько знать названия и последовательность букв, сколько учиться обращать внимание на буквы, воспринимать их как часть целого.

Кроме того, алфавит - это абстрактный код. Малыш, который до этого имел дело с реальными вещами, начинает пользоваться символами, а ведь это первый шаг к развитию абстрактного мышления.

Языки разные, принцип один

Не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке. Но общим может быть подход: начинать обучение с понимания букв и звуков, с фонетики. Этот принцип действует практически в любом языке. Даже в Китае, где традиционно на письме используются иероглифы, последние 50 лет детей сначала учат читать слова с помощью латинского алфавита, а потом уже переходят к традиционному написанию.

В некоторых языках связь между буквами и фонемами весьма и весьма сложная. Например, в английском многие слова читаются совершенно иначе, чем пишутся. Правила чтения зависят от того, закрытый слог или открытый, от порядка букв и от их сочетаний между собой. Одни звуки могут влиять на произношение других и так далее. Именно поэтому в английском раньше был очень популярен алфавит для начального обучения чтению Джеймса Питмана и метод whole-language (восприятие текста как целого). Сегодня же в Америке на государственном уровне рассматривается проект обязательного введения фонетики в программу обучения во всех штатах.

В русском языке все гораздо проще. Большинство слов читаются так, как пишутся. Исключение составляют случаи так называемой "лености" языка, когда исторический облик слова изменен современным произношением ("малако" вместо "молоко", "кроф" вместо "кров", "сонце" вместо "солнце" и т.д.) Но даже если мы будем читать так, как пишется, - это не будет ошибкой и не изменит смысла.

Еще несколько десятилетий назад методика была одна: сначала дети учили названия букв, затем звуки, а потом соединяли буквы в слоги. Трудность была в том, что первоклашки долго не могли усвоить разницу между тем, как буква называется и как произносится. Слоги оказывались длинными, и ребенку было очень сложно удерживать в голове несколько букв. В последние годы успешно используется принцип складов - фонем. В русском языке не так много складов, и ими удобно манипулировать. Особенно если они размещены на кубиках, а значит, их можно потрогать и повертеть в руках. Кубики Зайцева, в которых используется принцип складов, очень хорошо согласуются со структурой русского языка.

Итак, мы выяснили, что ребенку фонетику знать необходимо. Но это не значит, что малыш должен зубрить скучные правила и отличать качественную редукцию от количественной. Главное, что необходимо поддерживать, - это интерес к учебе. А правило здесь одно: ребенку интересно до тех пор, пока его возможности совпадают с поставленными задачами.

Нужно сделать так, чтобы у ребенка получалось, чтобы его успехи были очевидны. Например, взять для освоения пару десятков слов, обозначающих предметы в доме. Если повесить на эти предметы таблички со словами, малыш вскоре начнет узнавать знакомые надписи. Затем можно играть в "угадайку", в лото с теми же самыми словами - и ребенок почувствует уверенность в своих силах. Только на фоне положительных эмоций дальнейшее обучение будет эффективным.

Но и самых маленьких детей не грех готовить к обучению чтению в будущем. Рецепт здесь прост: как можно больше читать им вслух. Причем тексты должны по своему словарному запасу превосходить языковой уровень ребенка. Кроме того, правильное чтение, по мнению специалистов, предполагает паузы, незаконченные мысли, сложные вопросы, требующие размышлений. Полуторогодовалые дети, родители которых подобным образом читали книги, обогнали своих сверстников в развитии на восемь месяцев!

Так что, несмотря на продолжающиеся споры о способах обучения чтению, определен обязательный элемент, не зависящий от конкретного языка: освоение соответствий между буквами и звуками. Этот шаг - первый, но не последний на пути к глубокому и полному овладению родной речью.

Фонетический метод.

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления:

Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.
Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В целом у этого метода эффективность ниже, чем у метода систематической фонетики. Это связано с некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при начальном обучении чтению оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.

Лингвистический метод

Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Метод целых слов

Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.

В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах.

Метод целого текста

В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.

Цель этого подхода - сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Метод Зайцева

Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Методика относится к фонетическим методам, ведь склад - это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)

Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменяются на обычные.

Метод Мура

Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать.

Метод Монтессори

Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.
Минусы метода
  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
Минусы метода
  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.
Минусы методики
  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Минусы методики
  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

Родители, начиная за­ниматься с малышом, обучать и развивать его, в первую очередь, стремятся научить ре­бёнка читать. Как сделать это занятие весёлым и интересным? По какой из существующих ме­тодик заниматься? Об этом - наш материал.

Главное - заинтересовать!

Приступая к обучению, не торопитесь ставить сроки, за которые ребёнок должен научиться читать. Стараясь при­влечь внимание малыша к гра­моте, наблюдайте за ним, отме­чайте, что ему нравится, а что нет. Если он не проявляет ни­какого энтузиазма, не стоит настаивать. Значит, ещё не время. Продолжайте игры, ежедневно читайте ему вслух, сами же подковывайтесь в тео­рии обучения.

Методики

Выделяют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению: фонетический и лингвистичес­кий. В ходе экспериментов, проводимых с целью опреде­лить необходимость изучения фонетики, учёные пришли к выводу: для того чтобы сво­бодно читать, необходимо лег­ко и быстро распознавать бук­вы и соотносить их со звуками, а значит, большинству малень­ких читателей фонетика необходима. Анна Шевякова, автор статьи «Читают все!», выдели­ла следующие методы обуче­ния чтению:

Фонетический метод

Основан на алфавитном принципе. Вначале ребёнок учится произношению букв и звуков (фонетике), а затем переходит к слогам и к целым словам. В фонетическом под­ходе есть два направления.

* Метод систематической фонетики. Перед тем, как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на со­единение этих звуков. Ино­гда программа включает в себя и фонетический ана­лиз - умение манипулиро­вать фонемами.
* Метод внутренней фонети­ки уделяет основное внима­ние визуальному и смысло­вому чтению. То есть детей учат узнавать или идентифи­цировать слова не с помо­щью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые бук­вами.

Лингвистический метод

Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть её используется при обу­чении чтению. Этот метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пи­шутся. Именно на примере по­следних ребёнок усваивает соответствия между буквами и звуками.

* Метод целых слов. Детей обучают распознавать слова как целые единицы, не раз­бивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребёнку показывают слово и произносят его. После то­го, как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встреча­ются.
* Метод целого текста. Больше апеллирует к языко­вому опыту ребёнка. Напри­мер, даётся книга с увлека­тельным сюжетом. Ребёнок читает, встречает незнако­мые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом по­ощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель - сделать процесс чтения приятным. Если ребёнок читает слово неправильно, его не исправ­ляют. Согласно этому мето­ду, чтение, как и освоение разговорного языка - есте­ственный процесс, и дети способны освоить все его тонкости самостоятельно.
* Складовой метод. Складом считается слияние соглас­ной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в за­крытом слоге), согласная со знаком. Например, КО-РО-ВА, КА-ПИ-ТА-Н, А-И-С-Т. Младенец начинает гово­рить МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же лег­че и естественней научить его читать. Основополож­ником складового принци­па в обучении чтению стал Н. А. Зайцев, придумавший свои знаменитые кубики. На их гранях он написал скла­ды, сами же кубики сделал различными по цвету, раз­меру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

P.S. Какой бы метод обучения чтению Вы не выбрали, не забывайте о главном: поддерживайте интерес ребенка к учёбе. А малышу интересно, пока его возможности совпадают с поставленными задачами. Нужно сделать так, чтобы у ребёнка получалось, чтобы его успехи были очевидны. Только на фоне положительных эмоций дальнейшее обучение будет эффективным.

"Кубики Зайцева" - пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.
Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.
Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.
Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.
В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память.
"Побочные" результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

* появляются навыки грамотного письма,
* выправляются логопедические недостатки,
* речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
* быстро расширяется словарный запас,
* формируется логическое мышление,
* развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).
Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):

Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и прочитывать их.
Достигните ли вы таких результатов или даже превзойдёте их, будет зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в "Учебнике".

Статья взята с сайта -

Методики обучения чтению: что лучше?
Для большинства взрослых людей чтение - естественный процесс, в котором непросто выделить элементы, из которых он состоит. И при этом для большинства детей обучение чтению - это процесс, требующий упорства и усилий. Помните, как трудно было научиться читать? Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово. Все усилия уходят на то, чтобы прочитать одно единственное слово, и когда ребенок читает следующее слово, он нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть эту статью вверх ногами и прочитать ее. Трудно? Много из прочитанного Вы запомнили? Интересно было читать таким образом? Сомневаюсь, что интересно. Так же и ребенку: трудно читать, мало что из прочитанного он запоминает, и потому не интересно читать.

Зная все это, множество методистов пытается понять механизмы чтения, придумать методику, по которой было бы легко научиться читать. Хотя многие родители думают, что то, насколько быстро и хорошо их ребенок научится читать, не зависит от того, каким методом его обучают читать, а зависит от интеллекта, - на самом деле это не так. Два независимых исследования в 60-х и 70-х годах показали, что, в общем, способности в обучении чтению мало зависят от IQ. Более поздние исследования показали, что дети, имеющие трудности в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего .

Существует поверие, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу - научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это не так . К. Станович показал, что успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение - это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают, в целом, больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить важную «привычку» читать на всю жизнь.

Методы обучения чтению
XX-й век - далеко не первый, в котором придумывают новые подходы для обучения чтению. Каждый век методы обучения переоткрывают заново, говорят, какие они хорошие, естественные и логичные, потом же, когда мода на какой-то метод проходит, его забывают на несколько десятилетий, позже вновь переоткрывают.

Каждый из методов, придуманных в 20-м веке, либо целиком, либо частично, повторяет хорошо забытые старые методы. Но, как и в прошлом, каждый из них называется «новым», «естественным», «правильным» и «логичный».

Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению и к каким результатам они приводят.

Фонетический метод.
Фонетический подход состоит из системы обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе. Это система, центральным компонентом которой является обучение соотношениям между буквами или группами букв, и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и, когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Фонетический метод подразделяется на два направления:

1. Метод систематической фонетики («systematic-phonics») - это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда ) перед тем, как дают читать целые слова . Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами. Не все программы, которые классифицируются как «systematic-phonics» удовлетворяют этим критериям. Однако, все они делают акцент на раннем и серьезном обучении звукам букв.

2. Метод внутренней фонетики («intrinsic-phonics») - это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способ идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрах ниже , чем у метода систематической фонетики .

Различные исследователи выявили корреляцию между знанием букв и звуков и способностью читать. И для начинающих и для продолжающих читателей знание букв и чувствительность к фонетической структуре (способность выделять фонемы) из устной речи является хорошим предсказанием будущих успехов в чтении, даже лучшим, чем, например, уровень IQ . Даже у людей, которые давно научились читать и читают, но испытывают трудности при чтении, эти трудности часто связанны с недостаточными знаниями буквенно-звуковых соответствий. Однако, наилучшие фонологические знания не обязательно переводятся в высокий уровень чтения. Напротив, и не удивительно, уровень чтения у более старших людей все больше коррелирует с уровнем IQ.

Лингвистический метод
Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Сейчас лингвистику используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать эти слова, особенно те, которые наиболее часто используются. Bloomfield предлагает сначала учить читать на словах, которые часто используются и которые читаются так, как пишутся. Читая слова, которые читаются так, как пишутся, ребенок научается определять соответствия между буквами и звуками .

Метод «look-say»
Другое его название - метод «whole-word» (метод целых слов) .

Метод «целых слов» заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение по этому методу строится по принципу визуального распознавания целых слов. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению. Для того, чтобы научить читать, ребенку показывали целые слова и произносили их, то есть учили ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом выучит около 50-100 слов, ему дают тексты, в которых эти слова часто встречаются .

В России этот метод известен как метод Домана - Гленн Доман все обучение чтению строит только на нем.

Этот метод был очень популярен в 20-е годы XX века. После 30-х годов исследователи выявили серьезные недостатки этого метода.

Метод «whole-language»
В чем-то эта методика напоминает метод whole-word, но больше полагается на языковой опыт ребенка. Например, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают детям прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того, чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.

Одна из целей подхода whole-language - сделать процесс чтения приятным. Одна из характерных особенностей этого метода - что фонетические правила не должны объясняться обучающимся читать. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово не правильно - его не исправляют. Философский взгляд этого учения в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка - естественный процесс и дети способны сами его постичь.

Метод Зайцева
Как единицу строения языка Зайцев определил склад. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад - это не что иное, как фонема (за исключением двух складов: «Ъ» и «Ь») . Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответствие - на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)
Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, то есть чтобы все слова читались так, как они пишутся. Заглавные буквы в этом расширенном алфавите пишутся так же, как и маленькие, только более крупным шрифтом. По мере освоения ребенком чтения, буквы заменялись на обычные.

Метод Мура
Основа обучения - интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг - ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Также его программа включает устную речь, слушание и письмо под диктовку.

Метод Монтессори
Монтессори давала детям буквы алфавита и обучала их идентифицировать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она учила их соединять слова в значащие предложения .

Метод «look-say» или «phonics»?
Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два - метод «look-say» и метод «phonics». Это два глобальных и противоположных по своей основе метода обучения чтению. Давайте разберемся, какой же метод более эффективен для обучения чтению .

До 1930 года было проведено восемь исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В результате исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной . После 1930 года исследователи уже ставили эксперименты, чтобы понять, как и в каком количестве надо обучать фонетике.

Был поставлен эксперимент для сравнения методов «look-say» и фонологического метода . Для эксперимента взяли группу детей, зачисленных в первый класс (5-6 лет) и еще не умеющих читать. Группу разделили пополам и одну подгруппу обучали чтению с помощью метода «look-say», другую - с помощью фонологического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. Оказалось, что в начале дети, которых обучали с помощью метода «look-say», быстрее читали и лучше понимали прочитанное про себя и читали вслух бегло и с выражением. Дети же, которых обучали чтению с помощью фонологического метода, лучше читали незнакомые слова, как и в начале обучения, так и в любое время дальше . Ко второму классу, к концу обучения чтению оказалось, что « фонологические» дети догнали и перегнали своих одноклассников и лучше читали про себя, лучше понимали прочитанное и имели больший словарный запас чем дети, обученные читать с помощью метода «look-say» .

В 80-х годах Симор и Элдер наблюдали за первоклассниками, обучающимися с помощью метода «целых слов». Исследователи обращали особое внимание на то, какие ошибки делали ученики. В одной из задач детям показывали карточки с подписанными картинками, и просили читать подписи к картинкам. Часто дети прочитывали слово, близкое по смыслу, но совершенно далекое по структуре. Например, «лев» вместо «тигр», «девочка» вместо «дети» и «колеса» вместо «машина». Исследователи сделали вывод, что эти дети обращают мало внимания на буквенно-звуковое соотношение: дети ассоциировали слово с определенным значением, но не всегда точно. За весь год обучения дети так и не научились читать новые слова без чьей-либо помощи.

Также у детей, обучающихся с помощью метода «целых слов», были большие трудности с чтением слов, в которых буквы записаны разными шрифтами (РоБиН), а «фонологические» дети испытывали большие трудности с чтением слов, в которых была изменена последовательность букв (цвиток) или некоторые буквы заменены на похожие, но другие (тслсвизор) .

Возможно, что некоторые дети могут постигнуть правила фонетики самостоятельно, нобольшинство нуждается в явном обучении фонетике , иначе их навыки чтения пострадают . Это заключение частично основано на знании того, как хорошо читающие люди воспринимают слово на странице . Один из первых исследователей этого вопроса Джеймс Каттел показал, что если людям демонстрировать в течение короткого времени слова или ряд букв, то слова воспринимаются лучше. Поэтому кажется, что люди не читают слова по буквам. Новые исследования дали более точные знания об этом явлении. Например, исследования движения глаз во время чтения показывают, что хотя люди и замечают каждую букву как отдельный символ, они обычно воспринимают все буквы в слове одновременно.

Дольше занял ответ на вопрос: «Произносят ли хорошо читающие люди текст про себя?». Сторонники whole-language уже более 20-ти лет утверждают, что люди часто воспринимают значения слов из текста напрямую, без произнесения. Некоторые психологи и сейчас придерживаются такого взгляда, но большинство из них думает, что чтение - это процесс произнесения текста про себя, даже у хорошо читающих людей.

Самое убедительное доказательство этого последнего утверждения происходит из остроумных экспериментов Гай Ван Орден: когда испытуемого сначала спрашивали, например, «Это - цветок?», а затем показывали слово, например, «лилия» , и спрашивали, принадлежит ли это слово данной категории. Иногда испытуемому предлагали слово, которое звучит как подходящий ответ, например «лилийа», и действительно испытуемые часто идентифицировали эти слова как подходящую категорию, и эти неправильные ответы показывают, что читатель действительно преобразует последовательности символов в последовательности звуков, которые потом использует чтобы понять смысл.

Недавние исследования мозга показали, что даже у хорошо читающих людей во время чтения про себя активизируются те же области моторной коры, что и при чтении вслух . Есть и другие экспериментальные подтверждения тому, что чтение есть быстрое произнесение про себя. Например, при обучении англоязычных студентов чтению по-арабски гораздо больший успех в чтении новых слов имела группа, которой явным образом преподавали соответствия букв и звуков , по сравнению с группой, которую учили по методу «whole-word» .

Лабораторные исследования выявили, что наиболее важным фактором на пути к тому, чтобы свободно читать, является способность распознавать буквы, шаблоны произношения, и целые слова легко, автоматически и визуально . Поэтому знание букв и фонологические навыки являются одним из самых важных для развития способности читать .

Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого студента, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики.

Так ли необходим алфавит?
Конечно, вы можете сказать, что всем известно, что ребенок должен знать буквы, прежде чем он начнет читать слова. Но, как ни странно, можно научиться читать, не зная букв алфавита. Последователи метода «whole-word» призывают либо совсем не обучать ребенка буквам, либо обучить их буквам только после того, как они смогут прочитать около 100 слов самостоятельно .

Было проведено множество исследований и оказалось, что знание букв является очень хорошим предсказанием того, что у ребенка будут быстрые успехи в чтении . И знание букв является более сильным предсказателем, чем коэффициент интеллекта. Способность детей произносить звуки букв перед обучением чтению также предсказывает ранний успех в чтении .

Когда дети только начинают читать, корреляция между знанием букв и/или знаниями фонетики и их способностью читать очень высока. На каком бы уровне не тестировалось - от детского сада до института - знание букв и/или знание фонетики положительно ассоциируется со способностью читать (которая измеряется с помощью устного распознавания слов, связанного с чтением вслух, понимание в чтении про себя, или со скоростью чтения) и, конечно, с умением произносить слова по буквам.

Уиллоус, Борвик, Хэйврен провели такой эксперимент. Они учили читать детей с помощью предъявления карточек со словами. Детей разделили на две группы: первой группе показывали карточки, содержащие картинку и слово, второй группе предъявляли карточки, содержащие только слово. Каждую группу обучали одним и тем же четырем словам. Когда группы выучили эти четыре слова, т. е. правильно называли слова по карточкам, обе группы соединили вместе. Исследователи смешали карточки со словами и показывали соединенной группы и карточки со словами с картинками, и карточки, содержащие только слова. Выяснилось, что те дети, которых учили читать по карточкам с картинками, лучше читают слова на карточках с картинками и хуже - те же слова, но на карточках без картинок по сравнению с теми детьми, которых учили по карточкам без картинок. Дети, которых учили читать с помощью карточек со словами, но без картинок, лучше читали слова на карточках без картинок, по сравнению с детьми, которых учили по карточкам с картинками, но хуже читали слова на карточках с картинками.

Получается, что обратная сторона полезности картинок - это понижение внимания к напечатанному тексту (к буквам). Таким образом, если мы видим цель в том, чтобы помочь ребенку прореагировать на незнакомое слово (увидеть его образ) - то картинки помогают, а если же цель в том, чтобы привлечь внимание ребенка непосредственно к написанию слова - то картинки мешают .

Итак, теперь мы готовы ответить на вопрос: необходим ли алфавит? - Ответ: да, необходим .

Основная идея обучения алфавиту не в том, что дети должны знать все буквы, а в том, что дети должны обращать внимание на буквы . Знание букв и знание их звуков помогает обращать внимание на напечатанный текст. Известно, что интерес к буквам у маленьких детей положительно связан с успехом в чтении . Однако с возрастом важность букв и звуков для чтения меняется: в начальных классах школы знание букв и звуков важнее, чем образованность и хорошая устная речь, а в средней школе уровень читаемых текстов уже требует более высоких интеллектуальных и языковых способностей ученика (при наличии хорошего знания алфавита и соответствия букв звукам).

Знание алфавита, интерес к буквам, является следующим шагом в развитии ребенка , потому что алфавит - это абстрактный код, в отличии от реальных предметов, с которыми ребенок имел дело и раньше. Ребенок начинает использовать символьное представление информации,что является более высокой формой умственной деятельности . Возможно , что раннее введение алфавита подтолкнет развитие абстрактного мышления , так необходимое в нашем научном автоматизированном мире .

Существует ли методика обучения чтению, подходящая для всех языков?
Структуры разных языков отличаются друг от друга, какие-то больше, какие-то меньше. И методика обучения чтению должна быть подогнана под особенности той структуры языка, чтению на котором мы обучаем. Из этого следует, что не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке, но может быть наиболее подходящая методика, которая охватывает различные аспекты лингвистики какого-нибудь определенного языка . Общим может быть только подход к обучению: сейчас уже ясно, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков , но методы, какими дается фонетика, для каждого языка должны быть разными .

Метод "look-say" основан на том, что детей обучают словам, как целым единицам, и когда дети выучат около 50-100 слов, им дают тексты, в которых эти слова часто встречаются. Кажется, что этот метод лучше всего подошел бы для обучению чтению на китайском языке, однако последние 50 лет в Китае обучают детей читать слова сначала с помощью романского алфавита, и только потом с помощью китайских символов. Похожим образом детей из большинства многих других языковых групп обучают сначала отношения между буквами и звуками, которые с ними ассоциируются (фонемами).

Связь между буквами и фонемами не очень простая в языках с большим количеством слов-исключений, каким, например, является английский. Такие слова-исключения читаются не так, как пишутся. Правила чтения зависят от того, какой слог - закрытый или открытый, от порядка букв и от их сочетаний между собой. Например, буква «b» произносится так же, как и в слове «bat». А буква «e» в конце слова не произносится, но удлиняет произношение предыдущей гласной: «pave» «save» «gave». Таким образом, в английском языке буквы могут произноситься или так, как написаны, или сами не произноситься, но влиять на произношение других букв. Именно поэтому в английском языке раньше был очень популярен алфавит для начального обучения чтению (ITA) Джеймса Питмана, и сейчас очень популярен метод «whole-language». В данный же момент администрация Буша рассматривает проект обязательного введения фонетики в программу обучения по всем штатам Америки.

Правила чтения в русском языке гораздо проще - слова читаются так, как пишутся, исключение составляют лишь те слова, которые читаются не так, как пишутся, лишь из-за «лености» языка: безударные буквы произносятся так, как удобнее для произношения, и в безударных слогах звонкие согласные оглушаются (молоко -> малако, кров -> кроф) и некоторые буквы вообще не произносятся (солнце -> сонце). Но даже если мы будем читать слова по правилам, так, как они пишутся, - то это не будет считаться ошибкой и смысл слова от этого не изменится, как произошло бы в английском языке.

Несколько десятилетий назад в России была популярна методика: обучать сначала буквам и их названиям, их звукам, потом слиянию букв в слоги и чтению по слогам. Часто дети подолгу не могли усвоить разницу между названиями букв самими звуками, звучанием букв - их сбивали названия букв . К тому же, для первоначального чтения слоги слишком длинные, и ребенку трудно прибавлять букву к букве и удерживать это в голове, чтобы прочитать целый слог. Возможно, эффективнее было бы обучать читать по складам-фонемам, и не называть ребенку названий букв, по крайней мере, пока не научится читать . В русском языке складов не очень много, и ими удобно манипулировать, когда они записаны на кубиках. Кроме того, алфавит, буквенно-звуковое соответствие тоже легко усваивается, если обучать с помощью кубиков Зайцева - на гранях кубиков написаны и сами буквы. Из-за самой структуры русского языка, из-за того, что практически все слова читаются так, как пишутся, складовый принцип очень хорошо подходит для обучения чтению .

Итак, мы выяснили, что основное, чему надо обучать ребенка, если мы хотим научить его хорошо читать - это фонетике . Но п остижение буквенно-звуковых соответствий чаще всего довольно скучное занятие , и в нем совсем не просто достичь быстрых успехов. Если обучать чтению только с помощью одной фонетики - то это, скорее всего, приведет к снижению интереса к процессу чтения у ребенка . А интерес поддерживать необходимо, чтобы не воспитать в ребенке отторжение чтения , к тому же заинтересованный человек постигает предмет обучения в несколько раз быстрее незаинтересованного. Для того, чтобы ребенок поверил в свои силы , и ему интересно было бы обучаться чтению - надо дать ему импульс , показать, что учиться читать - увлекательное занятие. Интерес к чтению сформируется только в том случае, если ребенок довольно быстро достигнет успехов. Например, если научить ребенка распознавать несколько десятков слов, а этого легко можно достичь и при хорошем подходе, - это принесет ребенку радость и уверенность в собственных силах, и при этом его можно медленно но верно обучать фонетике . Для того, чтобы научить ребенка узнавать несколько десятков слов, можно подписать дома разные предметы, повесить под ними или на них таблички (стол, шкаф, диван, плита, и т. д.) . Можно еще играть в «угадайку»: выбрать десяток слов и писать вместе с ребенком слова из этого десятка, просить угадывать ребенка угадывать, что написано . Такие игры обычно очень нравятся детям .

Однако, и самых маленьких детей можно готовить к обучению чтению в последующие годы: исследователи выявили, что самым важным занятием для построения знаний и навыков, которые в конце концов потребуются для чтения - это чтение детям вслух . Наивеличайший прогресс достигается, когда словарный запас и синтаксис читаемого всегда чуть-чуть выше, чем собственный языковой уровень ребенка . Для проверки этой гипотезы были выбраны пятнадцать родителей, которых научили, как правильно читать детям: активно вовлекать ребенка в чтение. Родителям предложили во время чтения задавать вопросы не на «да-нет», а требующие более развернутого ответа. Им предложили почаще делать паузы, оставлять незаконченные мысли, выслушав ответ ребенка предлагать альтернативные ответы, задавать все более и более сложные вопросы . Обучив родителей, их просили в течение месяца читать ребенку таким образом и записывать эти чтения на магнитофон. В то же время были выбраны пятнадцать необученных таким способом родителей, чьи дети были ровесниками детей из первой группы. Их тоже просили записывать свои чтения на магнитофон. Через месяц тех и других детей протестировали, и оказалось, что дети, чьи родители были обучены, перегоняли своих сверстников на 8.5 месяцев и в тесте на словесное выражение мыслей, и в словарном тесте - а это огромная разница для детей 30-ти месяцев от роду .

Общей методики для обучения чтению на любом языке не существует, однако есть важные элементы, из которых состоит чтение, и их надо освоить каждому, кто хочет научиться хорошо читать. Эти элементы оказываются одними и теми же для всех алфавитных языков - это звуко-речевой код, буквенно-звуковое соответствие . Как их осваивать - зависит от структуры языка, чтению на котором мы обучаем, но обучать этим элементам все равно надо для того, чтобы сделать процесс чтения легким, приятным и чтобы усваиваемость прочитанного материала была максимально высокой.

Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:

1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах

2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки

3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги

4. Малыш читает слова, а потом - предложения

Обучения чтению - это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах.

Плюсы звукового метода

1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах , поэтому ребенку не придется "переучиваться", он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)

2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению . Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи .

4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании . Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых - не нужно будет даже и этого.

5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени . Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.

Минусы звукового метода

1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги - к словам, то это - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно .

2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова - длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться . Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.

3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного , поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама