THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В процессе экономического исследования используют большое количество методов и приемов. Остановимся на основных из них.

Сущность абстрактного метода состоит в том, что исследова­тель при изучении экономических процессов может мысленно от­влекаться от частных свойств и связей между экономическими явлениями, останавливаясь на характеризующих сущностные сторо­ны общих признаках. Результатом абстрагирования является фор­мирование общих понятий и законов в экономике таких, как по­требности, ресурсы, законы спроса и предложения и т.д. Форми­рование понятийного аппарата экономической науки создает ус­ловие для анализа и синтеза экономических явлений.

Метод анализа и синтеза заключается в том, что в процессе познания исследователь вначале мысленно производит разложение изучаемого объекта на составные элементы, анализирует особен­ности каждого из них, затем выявляет сущностные связи между ними, восстанавливает расчлененный объект.

Так, мы можем детально рассматривать все факторы, влияющие на величину рыночного предложения данного товара, определить, какие из них влияют на увеличение предложения, а какие приво­дят к сокращению предложения, дать всему этому количественную оценку. В дальнейшем путем синтеза, учитывая все за и против, можно спрогнозировать направление изменения рыночного предло­жения товара на перспективу.

При этом исследователь должен избегать ошибок, связанных с механическим перенесением результатов верных для отдельных частей совокупного процесса, но неприемлемых для целого. На­пример, для фирмы при прочих равных условиях эффективной фор­мой управления является командно-иерархическая. Управление фирмой предполагает строгую субординацию. Руководитель фирмы (менеджер) с помощью системы приказов, инструкций организует процесс производства и продажи товаров и услуг. В то же время распространение такой системы управления на макроуровень и создание командной экономической системы в рамках страны и группы стран показало свою несостоятельность.

Кроме того, при анализе и синтезе экономических явлений ши­роко используется допущение "при прочих равных условиях". Оно означает, что все переменные факторы, влияющие на экономичес­кие результаты, разбиваются на две группы: принимаемые в дан­ной научном исследовании в качестве неизменных и собственно переменные факторы. Например, при анализе рыночного спроса на какой-либо товар мы можем исходить из того, что на величину спроса оказывает влияние только один фактор - цена, абстраги­руясь от множества других факторов (количества покупателей, их вкусов, ожидаемого уровня инфляции и т.д.)

Продолжением метода анализа и синтеза является моделирова­ние. В экономике модель - это мысленно сконструированный и описанный образец, воспроизводящий в главных чертах реальный экономический процесс. Одной из первых экономических моделей были знаменитые "экономические таблицы" французского экономис­та XVIII века Ф.Кенэ. В них автор рассмотрел пропорции, кото­рые необходимо соблюдать в обществе при производстве матери­альных благ. В дальнейшем моделированием экономических процес­сов занимались К.Маркс, Л.Вальрас, В.Леонтьев и др. Со­временное экономическое моделирование широко использует мате­матический аппарат, математическое программирование, теорию вероятностей, математическую статистику.



В процессе построения экономических моделей большую роль играет функциональный анализ. Как известно из курса математики, чис­ловая функция у=ƒ(х) существует, если для какого-либо число­вого множества X указан закон ƒ, по которому каждому числу х из этого множества ставится в соответствие единственное число у.

Независимую величину х называют аргументом функции, а за­висимую переменную у - функцией. При этом, если с увеличением (уменьшением) аргумента значение функции растет (снижается), то между ними существует прямая связь. В том случае, когда ар­гумент и функция изменяются в разных направлениях, между ними существует обратная связь.

Функциональная зависимость может быть представлена анали­тически (задана алгебраической формулой), в виде таб­лицы или графика.

Общая форма аналитической записи у=ƒ(х), где ƒ - характе­ристика функции, указывающая на те действия, которые необхо­димо проделать с х, чтобы получить у. К примеру, уравнение у=а+bх показывает, что для получения у нам необходимо пере­менную величину х умножить на коэффициент b и полученное про­изведение сложить с постоянным числом а. Преимущество анали­тической формы записи в ее компактности, возможности произво­дить различные математические действия, облегчающие поиск зна­чений функции. В то же время аналитический подход не дает на­глядного представления о направлениях изменения функции. Так, нам известно, что при прочих равных условиях величина спроса на данный товар (Qd) зависит от цены на него (Р). В аналити­ческой форме это может быть представлено как Qd=f (P).Однако по формуле трудно определить, в каком направлении изменяется Qd при увеличении или снижении цены.

Табличная форма записи функциональной зависимости преодо­левает этот недостаток. Она обеспечивает возможность предста­вить количественную взаимосвязь между соответствующими пере­менными величинами. Например, в таблице мы можем показать ве­личину спроса на товар для каждого уровня цен. В то же время табличная форма записи не лишена недостатков: в таблице взаи­мосвязь между х и у показывается только для дискретных вели­чин, что затрудняет выявление общей тенденции изменений у при изменении х.

Для выявления взаимосвязи между аргументом и функцией для всех х € Х используется графическая форма. Графиком функции у= ƒ(х) называется множество всех точек декартовой системы координат вида (х; ƒ(х)), где х € Х. По графику можно легко най­ти значение функции для х € X.

Экспериментальный метод предполагает искусственное воспро­изведение какого-либо экономического процесса. С помощью экс­перимента можно выявить его положительные и отрицательные сто­роны, оценить возможность и необходимость практического внед­рения. Например, конвейерная система организации производства, прежде, чем получить всемирное признание, апробировалась в ав­томобилестроении Г.Фордом.

В качестве макроэкономического эксперимента можно рассма­тривать создание в 1917 году в нашей стране командной социаль­но-экономической системы. Реформирования рыночной экономики, проводившиеся в развитых странах по рецептам Дм.Кейнса, М.Фридмена, других экономистов, также носили экспериментальный ха­рактер.

Количественную сторону массовых социально-экономических яв­лений и процессов в их качественной определенности изучают с помощью специальных статистических методов и приемов. Их ши­рокое использование в экономике обусловлено тем, что в эконо­мических исследованиях, как правило, приходится иметь дело не с отдельными обособленными фактами, а со статистическими со­вокупностями взаимосвязанных фактов.

В экономике под статистической совокупностью понимается на­бор каких-либо социально-экономических объектов, имеющих об­щие качественные признаки. В частности, когда мы вводим в ми­кроэкономике понятие предпринимательской фирмы, то под ним по­нимаем всю совокупность организаций, занимающихся на платной основе переработкой ресурсов в товары и услуги и доведением их до потребителей. Для всех предпринимательских фирм харак­терны определенные качественные признаки: стремление к при­быльному ведению дела, переработка тех или иных экономических ресурсов, ориентация деятельности на удовлетворение рыночного спроса и т.д.

В целом методология экономических исследований имеет общие корни с другими естественными и общественными науками. Ее прин­ципиальное отличие от них заключается, главным образом, в объ­ектах исследования. Экономическая наука изучает проблемы, свя­занные с рациональным выбором экономических субъектов (домохозяйств, предпринимательских фирм, правительственных учрежде­ний). Этот выбор строится на основе сопоставления затрат и по­лучаемых выгод.

Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»


ВВЕДЕНИЕ. 3

1.ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. 4

2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ 7

ПРОЦЕССОВ.

3. НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДА 11

В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА.

КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ.

4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ 15

ДОХОДОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ВВЕДЕНИЕ.

В условиях становления и развития рыночных отношений в мире и Российской федерации в частности, для научного обоснования радикальных экономических реформ, обеспечения жизнеспособности рынков, целесообразности применения методов регулирования хозяйственной деятельности - большое значение приобретает экономическая наука - область научных знаний, изучающая закономерности, управляющие потреблением и производством.

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни.

Первым поводом к изучению экономической науки является то, что эта наука имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на рубль заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Актуальность экономической науки заключается в том, что с помощью неё мы можем выявить не только основные тенденции экономического развития общества на протяжении истории, а также, базируясь на знаниях и методах экономической науки, можем составить модель состояния экономики. На основе этих исследований мы можем также рассчитать будущее состояние дел в том или ином секторе экономики, спрогнозировать возможные риски, инвестиции и прибыль.

Экономическая наука позволяет оценить влияние кризиса на деятельность субъектов исследований и экономическую ситуацию в целом.Оценить эффективность государственных мер направленных на преодоление кризисных явлений.

1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявлении внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Не является исключением из этого и экономическая наука. Вся история экономической науки показывает, что это был постоянный поиск целостного системного анализа экономической жизни общества, стремления описать, объяснить и предвидеть тенденции развития, выяснить законы экономической жизни, обосновать способы наиболее рациональных экономических решений.

Экономическая наука, как и другие социальные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая наука имеет дело с деятельностью людей и в силу этого является общественной, социальной наукой в отличие от естественных наук, которые изучают не опосредованные волей и сознанием людей явления и процессы. Во-вторых, экономические действия и, следовательно, экономическая наука прямо связаны с экономическими интересами и идеологией. Это ставит перед экономической наукой задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и дисциплинам: социологии, политологии, истории и т. д. В-третьих, в силу прямой связи экономической науки с экономическими интересами людей экономическую науку интересуют не просто рациональные экономические решения, а необходимость реализации этих решений при учете социально справедливого распределения продуктов и благ, признаваемого обществом.

Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе.

Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической науки имеет и другое определение.

Экономическая наука - это наука о системах экономических отношений в обществе.

Экономическая наука, анализируя экономические отношения, должна ответить на ряд принципиальных вопросов:

1. Что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения?

2. Как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимосвязь ее элементов в процессе функционирования и какое влияние оказывает принятие экономических решений?

3. Как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной сферой и политикой?
Экономическая наука, опираясь на изучение реальных экономических процессов, вырабатывает основу для принятия эффективных решений применительно как ко всей экономике, так и при решении конкретных задач. Поскольку принятие этих решений предполагает в первую очередь всестороннее изучение объекта, т.е. того, что он собой представляет, исходная задача экономической науки - определение содержания и структуры экономической системы. Только поняв систему, ее особенности, можно принять рациональные экономические решения, сделать правильный экономический выбор.

В силу сложности экономических систем экономическая наука в современных условиях представлена совокупностью направлений и школ. Однако, несмотря на имеющиеся различные методологические подходы к анализу экономики, в современных условиях сформировалась достаточно стройная структура современной экономической науки.

Составные части современной экономической науки и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих признаков.

1. Экономическая наука развивается вместе с обществом - экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.

2. Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию экономической науки и возникновение новых направлений и школ.

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

2.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Метод любой науки - это те инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.

Экономическая наука, изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. При этом главной проблемой является эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

Метод исследования зависит от предмета науки. Ясно, что в отличие от астрономии в экономике нельзя использовать телескоп или спектральные методы исследования. Больше того, экономика не является такой наукой, где в целях нахождения истины можно произвести лабораторные эксперименты. Какой же метод используется в экономической теории? С помощью каких инструментов можно, например, определить принципы функционирования рыночной экономики?

В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.

Изучая, экономику и используя диалектический метод, экономисты опираются на следующие диалектические принципы:

Всё развивается, поэтому каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении.

Внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.

Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.

Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение "при прочих равных условиях", индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.

Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.

Абстрагирование - это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.

Допущение "при прочих равных условиях" (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.

Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идёт от теории к фактам, от общего к частному.

Единство логического и исторического. (В данном случае логическое является синонимом теоретического, историческое - синоним практики.) Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.

Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики, для экономического прогнозирования.

Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощённой абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка. В дальнейшем нам представится возможность продемонстрировать это при анализе закономерностей развития рыночной экономики, в частности, закона спроса и закона предложения.

В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы.

Экономический закон - это устойчивая, повторяющаяся, объективная, причинно-следственная связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов.

Необходимо отметить, что экономические закономерности исследуются и формулируются на разных уровнях экономического анализа, на микроэкономическом уровне, макроэкономическом, на уровне мировой экономики.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической науке – это путь к достижению научной истины экономических процессов. Метод – это совокупность приёмов, способов и принципов научного познания. Если предмет науки характеризуется тем, ЧТО исследуется, то метод – тем, КАК исследуется.

Мир экономической реальности сложен и запутан. Задача экономической теории состоит в том, чтобы привести в систему хаотический набор фактов, познать действительность и определить перспективные пути развития. Экономическая теория устанавливает связи между фактами, обобщает их и выводит на этой основе определенные закономерности.

Ориентироваться в многообразных экономических явлениях помогают разнообразные формы и способы научного познания. Это методы формальной логики (наблюдение и обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, проведение количественного и качественного анализа экономических процессов). Это системные методы исследования . Это разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей, построение графиков . Это диалектический метод (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического, учет в процессе исследований взаимного влияния друг на друга материальных и духовных основ жизни общества).

Основными методами изучения являются:

1. Использование научных абстракций, или обобщенных понятий, отвлеченных от всего второстепенного и случайного, от непосредственной конкретности, для выделения наиболее существенных признаков или сторон изучаемого явления. Метод научной абстракции – познание сущности, законов ее развития через последовательное изучение отдельных её форм.

«Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали,

то всякая наука была бы излишня»2.

Использование метода научной абстракции предполагает:

а) движение от абстрактного к конкретному.

Приёмы: анализ - разложение исследуемого предмета на составляющие с последующим изучением каждой и выделением простейшего звена

2 К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.25, ч.2, с.384.


абстракции, за которым теряется качество данного явления (товар Æденьги,

капитал);

дедукция – получение частных выводов на основе общих положений (от общего к частному).

б) движение от конкретного к абстрактному.

Приёмы: синтез – соединение элементов системы в единое внутренне взаимосвязанное целое;

индукция – формирование общих выводов на основе исследования множества фактов (от частного к общему).

Экономист исследует воспроизводственные процессы, восходя от фактов, постоянно подмечаемых, к причинам, открываемым строгим мышлением, т.е. осуществляет анализ явлений. Изучив наиболее существенное в явлении, посредством синтеза показывает, в каких формах это существенное проявляется на поверхности экономической действительности, выступает в виде конкретных фактов.



Результатом использования метода научной абстракции является формирование системы экономических категорий, характеризующих данное экономическое явление.

2.Экстраполяция – прогноз экономического развития на основе выявления тенденций с определенной корректировкой на будущее.

3. Гипотеза – предварительное непроверенное утверждение.

4. Моделирование – это конструирование образа, описанного по определенным правилам и выраженного на определенном языке. Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых интересующих нас сторон или свойств экономической системы.

В зависимости от языка представления модели делятся на:

Вербальные (словесно-описательные);

Математические;

Графические.

В микроэкономической теории используют все три типа моделей, но предпочтение отдаётся математическим (краткость и строгость) и графическим (наглядность). Применяются и смешанные модели.

В экономической науке есть ряд экономистов, придающих особое значение экономико-математическим методам исследования. Среди них: классики - Л.Вальрас, В.Парето, У.Джевонс; современники – В.Леонтьев, Л.Канторович, С.Шаталин и др.

Экономическая модель - это упрощенная картина экономической реальности. Такая модель позволяет лучше понять экономику, поскольку она абстрагируется от ненужных деталей действительности. В то же время экономическая теория строится на фактах, и поэтому она реалистична.

Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, применяемые ся экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, касающиеся рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факт и и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействующихдію.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Под индукцией понимаем вывода принципов, законов есть анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории от частного к общему. Обратный процесс, то есть когда экономисты изучают те или иные проблемы, отталкиваясь от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется я дедукцией. Индукция и дедукция - не противоположные, а взаимодополняющих методов исследованияення.

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделение из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагуван ния - это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она является реалистической. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные; применение часто приводит искажения в экономической политикетиці.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предполагает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон н, признаков. Синтез, наоборот, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сущности, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщениюння.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это означает, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логическими есть изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причину этогого.

Завершающей звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, из которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основании и аблица делаются определенные обобщения. Графики является инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие прост и двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и др. інші.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое разделение обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро-и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных ных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, у правления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий. Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и послеслуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроекономи ичних процессов разрабатывается государственное прогнозирования и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и другое. Разделение экономической науки на м икрой-и макроэкономику носит условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможноиво.

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические - это науки, изучающие законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся п политэкономия, макро-и микроэкономика. Прикладные - науки, изучающие, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных областях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, е кономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговлиівлі.

  • IV. Традиционные методы среднего и краткосрочного финансирования.
  • R Терапевтическая доза лазерного излучения и методы ее определения
  • V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
  • Автоматизация производства, ее значение и обоснованность проведения на предприятиях в РБ. Оборудование и средства автоматизации технологических процессов.
  • В процессе экономического исследования используют большое количество методов и приемов. Остановимся на основных из них.

    Сущность абстрактного метода состоит в том, что исследова­тель при изучении экономических процессов может мысленно от­влекаться от частных свойств и связей между экономическими явлениями, останавливаясь на характеризующих сущностные сторо­ны общих признаках. Результатом абстрагирования является фор­мирование общих понятий и законов в экономике таких, как по­требности, ресурсы, законы спроса и предложения и т.д. Форми­рование понятийного аппарата экономической науки создает ус­ловие для анализа и синтеза экономических явлений.

    Метод анализа и синтеза заключается в том, что в процессе познания исследователь вначале мысленно производит разложение изучаемого объекта на составные элементы, анализирует особен­ности каждого из них, затем выявляет сущностные связи между ними, восстанавливает расчлененный объект.

    Так, мы можем детально рассматривать все факторы, влияющие на величину рыночного предложения данного товара, определить, какие из них влияют на увеличение предложения, а какие приво­дят к сокращению предложения, дать всему этому количественную оценку. В дальнейшем путем синтеза, учитывая все за и против, можно спрогнозировать направление изменения рыночного предло­жения товара на перспективу.

    При этом исследователь должен избегать ошибок, связанных с механическим перенесением результатов верных для отдельных частей совокупного процесса, но неприемлемых для целого. На­пример, для фирмы при прочих равных условиях эффективной фор­мой управления является командно-иерархическая. Управление фирмой предполагает строгую субординацию. Руководитель фирмы (менеджер) с помощью системы приказов, инструкций организует процесс производства и продажи товаров и услуг. В то же время распространение такой системы управления на макроуровень и создание командной экономической системы в рамках страны и группы стран показало свою несостоятельность.

    Кроме того, при анализе и синтезе экономических явлений ши­роко используется допущение "при прочих равных условиях". Оно означает, что все переменные факторы, влияющие на экономичес­кие результаты, разбиваются на две группы: принимаемые в дан­ной научном исследовании в качестве неизменных и собственно переменные факторы. Например, при анализе рыночного спроса на какой-либо товар мы можем исходить из того, что на величину спроса оказывает влияние только один фактор - цена, абстраги­руясь от множества других факторов (количества покупателей, их вкусов, ожидаемого уровня инфляции и т.д.)



    Продолжением метода анализа и синтеза является моделирова­ние. В экономике модель - это мысленно сконструированный и описанный образец, воспроизводящий в главных чертах реальный экономический процесс. Одной из первых экономических моделей были знаменитые "экономические таблицы" французского экономис­та XVIII века Ф.Кенэ. В них автор рассмотрел пропорции, кото­рые необходимо соблюдать в обществе при производстве матери­альных благ. В дальнейшем моделированием экономических процес­сов занимались К.Маркс, Л.Вальрас, В.Леонтьев и др. Со­временное экономическое моделирование широко использует мате­матический аппарат, математическое программирование, теорию вероятностей, математическую статистику.

    В процессе построения экономических моделей большую роль играет функциональный анализ. Как известно из курса математики, чис­ловая функция у=ƒ(х) существует, если для какого-либо число­вого множества X указан закон ƒ, по которому каждому числу х из этого множества ставится в соответствие единственное число у.



    Независимую величину х называют аргументом функции, а за­висимую переменную у - функцией. При этом, если с увеличением (уменьшением) аргумента значение функции растет (снижается), то между ними существует прямая связь. В том случае, когда ар­гумент и функция изменяются в разных направлениях, между ними существует обратная связь.

    Функциональная зависимость может быть представлена анали­тически (задана алгебраической формулой), в виде таб­лицы или графика.

    Общая форма аналитической записи у=ƒ(х), где ƒ - характе­ристика функции, указывающая на те действия, которые необхо­димо проделать с х, чтобы получить у. К примеру, уравнение у=а+bх показывает, что для получения у нам необходимо пере­менную величину х умножить на коэффициент b и полученное про­изведение сложить с постоянным числом а. Преимущество анали­тической формы записи в ее компактности, возможности произво­дить различные математические действия, облегчающие поиск зна­чений функции. В то же время аналитический подход не дает на­глядного представления о направлениях изменения функции. Так, нам известно, что при прочих равных условиях величина спроса на данный товар (Qd) зависит от цены на него (Р). В аналити­ческой форме это может быть представлено как Qd=f (P).Однако по формуле трудно определить, в каком направлении изменяется Qdпри увеличении или снижении цены.

    Табличная форма записи функциональной зависимости преодо­левает этот недостаток. Она обеспечивает возможность предста­вить количественную взаимосвязь между соответствующими пере­менными величинами. Например, в таблице мы можем показать ве­личину спроса на товар для каждого уровня цен. В то же время табличная форма записи не лишена недостатков: в таблице взаи­мосвязь между х и у показывается только для дискретных вели­чин, что затрудняет выявление общей тенденции изменений у при изменении х.

    Для выявления взаимосвязи между аргументом и функцией для всех х € Х используется графическая форма. Графиком функции у= ƒ(х) называется множество всех точек декартовой системы координат вида (х; ƒ(х)), где х € Х. По графику можно легко най­ти значение функции для х € X.

    Экспериментальный метод предполагает искусственное воспро­изведение какого-либо экономического процесса. С помощью экс­перимента можно выявить его положительные и отрицательные сто­роны, оценить возможность и необходимость практического внед­рения. Например, конвейерная система организации производства, прежде, чем получить всемирное признание, апробировалась в ав­томобилестроении Г.Фордом.

    В качестве макроэкономического эксперимента можно рассма­тривать создание в 1917 году в нашей стране командной социаль­но-экономической системы. Реформирования рыночной экономики, проводившиеся в развитых странах по рецептам Дм.Кейнса, М.Фридмена, других экономистов, также носили экспериментальный ха­рактер.

    Количественную сторону массовых социально-экономических яв­лений и процессов в их качественной определенности изучают с помощью специальных статистических методов и приемов. Их ши­рокое использование в экономике обусловлено тем, что в эконо­мических исследованиях, как правило, приходится иметь дело не с отдельными обособленными фактами, а со статистическими со­вокупностями взаимосвязанных фактов.

    В экономике под статистической совокупностью понимается на­бор каких-либо социально-экономических объектов, имеющих об­щие качественные признаки. В частности, когда мы вводим в ми­кроэкономике понятие предпринимательской фирмы, то под ним по­нимаем всю совокупность организаций, занимающихся на платной основе переработкой ресурсов в товары и услуги и доведением их до потребителей. Для всех предпринимательских фирм харак­терны определенные качественные признаки: стремление к при­быльному ведению дела, переработка тех или иных экономических ресурсов, ориентация деятельности на удовлетворение рыночного спроса и т.д.

    В целом методология экономических исследований имеет общие корни с другими естественными и общественными науками. Ее прин­ципиальное отличие от них заключается, главным образом, в объ­ектах исследования. Экономическая наука изучает проблемы, свя­занные с рациональным выбором экономических субъектов (домохозяйств, предпринимательских фирм, правительственных учрежде­ний). Этот выбор строится на основе сопоставления затрат и по­лучаемых выгод.

    Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама