THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Шестьдесят лет назад три ленинградских пионера: я, будущий автор этой книги, Саша Клибанов, теперь известный историк, лауреат Государственной премии СССР, и Лева Иссерлин - он погиб в 1941 году в горящем танке в бою под Ленинградом - написали письмо ответственному редактору газеты «Безбожник» Емельяну Ярославскому.

Мы рассказали выдающемуся пропагандисту ленинской партии о том, как вожатая проводила с нашим пионерским отрядом антирелигиозные беседы: «Сколько лет Земле?», «Как вещество стало существом», «Жил ли Адам?», «Откуда взялись боги и дьяволы?», и о том, как пионеры в своем клубе создали «Уголок безбожника», где развесили на стенах сатирические плакаты художника Дмитрия Моора (Орлова).

Написали мы и про то, что каждый месяц выпускаем стенную газету «Икар». А назвать ее так ребята решили потому, что всем очень понравился древнегреческий миф о Дедале и Икаре, который прочитала на сборе наша вожатая.

…Жил когда-то знаменитый архитектор и скульптор Дедал. Он высекал из белого мрамора такие дивные статуи, что их принимали за живых людей, Дедал выстроил на острове Крит дворец Лабиринт с запуганными ходами, из которого невозможно было найти выход. Царь Минос заключил в Лабиринт Минотавра - чудовище с телом человека и головой быка. Много дней прожил Дедал на Крите, но когда захотел покинуть остров, чтобы вернуться в родной город Афины, царь не пожелал отпустить знаменитого зодчего. Дедал долго думал, как бежать, и наконец нашел способ освободиться от неволи. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и изготовил из них четыре больших крыла. Дедал и его сын Икар привязали крылья на спины, продели руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнули ими и поднялись в воздух, как птицы. Отец предупредил сына, чтобы он не поднимался близко к солнцу: оно растопит воск, и не спускался низко к морю: соленые брызги морских волн намочат перья. Но Икар забыл наставления Дедала. У смельчака мелькнула гордая мысль: проверить, есть ли на небе боги? Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скрепляющий перья крыльев. С огромной высоты рухнул Икар вниз и погиб в морской пучине.

О многом написали мы тогда Емельяну Ярославскому. Вспомнили и про один смешной случай, произошедший с первоклассниками. Когда они пришли из Зоологического сада, то заявили, что теперь перестали бояться водяного, так как он оказался попросту «бидимотом».

В ответ на наше письмо Емельян Ярославский опубликовал в 1925 году в газете «Безбожник» статью «Боги и пионеры». Он писал:

«Я получил несколько писем из разных городов России о том, как пионеры борются с религией. Вот идет по улице отряд пионеров со своим знаменем. Весело отбивает дробь барабан, льется задорная песня. А навстречу им выходят из церкви старики и старушки. Они крестятся в страхе и ругаются: «Ах, антихристы! Вот черти-то вас будут мучить в аду!». Смеются пионеры: не страшны им черти. Почему? Да потому, что они знают, что ни богов, ни чертей нет.

Если верующие родители и надерут уши пионеру за то, что он стал безбожником, это не велика беда. Отец или мать потом призадумается: а ведь сын, пожалуй, более прав, этот самый молокосос, у которого молоко на губах не обсохло, и им будет стыдно перед сыном. Придет время, когда верующие родители поймут, что между религиозным и научным объяснением мира лежит пропасть.

Религия внушает, что всем миром управляет бог, от воли бога будто бы и зависит все на земле: война и мир, безработица и бедность. Но если это так, то зачем же бороться против войны, голода, бедности? Религия учит покорности: страдай и терпи: «рабы да повинуются господам своим».

Наука исследует небо и землю и знает, что там нет никаких сверхъестественных «чистых и нечистых сил». В 1924 году в Туркестан прилетела саранча. Муллы говорили, что ее убивать нельзя, потому что саранчу послал Аллах, и на крыльях ее написано, что она послана в наказанье людям за грехи. Когда верующие пытались прочитать, что написано на крыльях саранчи, и не могли, потому что там ничего не написано, муллы говорили: «значит, у вас есть какой-нибудь грех».

Пионеры должны знать правильные объяснения явлений природы и общества и, конечно, верные объяснения самой религии.

Вместо «закона божьего», который учили в старой школе, мы не предлагаем ввести «закон антибожий» в новой школе, но мы хотим., чтобы все предметы, изучаемые в ней, вся система образования и воспитания разрушала религиозные верования, формировала научные взгляды на мир.

Пионер! К борьбе против суеверий - будь готов! Но это не значит, что ты будешь изгонять из своих рядов верующих детей, не примешь в отряд тех, кто пришел в него из религиозной семьи. Нет, ты будешь терпеливо убеждать их в правоте знаний, а не веры.

Из пионера должен вырасти настоящий целостный человек, настоящий ленинец, который не боится, никаких богов, святых, ангелов и чертей, знает, что их нет».

Пионеры, к которым в 1925 году обратился Емельян Ярославский, выросли, стали рабочими, инженерами, учителями, врачами, артистами.

В нашей стране давно изменились содержание и формы пропаганды научных знаний по сравнению с двадцатыми годами. В общеобразовательной школе вы узнаете гораздо больше, чем те, кто учился тогда.

Путешествие по стране знаний помогает формировать научное мировоззрение, то есть систему верных обобщенных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и общественных явлениях, об отношении к ним человека. Потребность в истолковании сущности мироздания, смысла и ценностей жизни, стремление получить ответы на вопросы: «Кто я есть, чем хочу быть и что могу дать людям?» рождаются в золотую пору отрочества.

Только революционное учение марксизма-ленинизма дает правильное миропонимание, верно отвечает на мировоззренческие вопросы, в том числе и на вопросы о религии. Отношение его к ней неизменно, потому что коммунисты стоят за науку, а всякая религия несовместима с наукой. Коммунисты - атеисты, но они с уважением относятся к тем, кто глубоко верит в бога.

Замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без понимания религии невозможен настоящий атеизм. А без атеизма, без настоящего свободомыслия невозможна коммунистическая идейность, убежденность в справедливости благородных идеалов человечества. Я старался, чтобы к отрицанию бога мои воспитанники пришли, поняв религию».

Между покоренными племенами и народами, исповедовавшими различные религии, происходили кровавые столкновения. Страну раздирали смуты и волнения. Люди разных исповеданий отказывались вместе пить и есть. Индусы-земледельцы скорее готовы были умереть от жажды, нежели напиться воды в мусульманском дворе. Они призывали к восстанию против крупных землевладельцев-мусульман, которые в союзе с индийскими князьями и предводителями племен грабили народ. Мусульманская беднота создавала тайные организации для борьбы против феодалов и купцов.

Шахнович Марианна Михайловна (23.07.1957) - специалист в области истории античной философии, философии религии и религиоведения, доктор философских наук, доцент. Родилась в Ленинграде. С отличием закончила философский факультет Ленинградского государственного университета (1979). Младший (1979), старший (1985), ведущий научный сотрудник (1996–1997) Государственного Музея истории религии. С 1982 по 1997 г. совмещала работу в Музее с преподавательской деятельностью на философском факультете СПбГУ. С 1997 г. - доцент философского факульета СПбГУ. С 1999 г. по настоящее время - заведущая кафедрой философии религии и религиоведения философского факульета СПбГУ.
Кандидатская диссертация - «Эпикур и проблемы атеизма» (1982).
Докторская диссертация - «Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской мысли» (2000).
Читает следующие курсы лекций: «История и философия религии», «Феноменология религии», «Социология религии», «Античная философия религии», «Религиоведение», «Религия в контексте культуры: методологические проблемы», «Мифологии народов мира: сравнительно-исторический и семантический анализ».
Имеет 75 научных публикаций.
Член редколлегии журнала «Религиоведение». Председетель секции «Философия религии» Проблемного Совета по философии при Минвузе РФ.
В ее трудах иследуются основные этапы античной философии религии; доказывается, что в европейской культуре, начиная с середины I в. до н. э., существовала эпикурейская традиция, связанная с восприятием и распространением атомизма, секулярной этики и свободомыслия; предложена реконструкция теологии и благочестия Эпикура. В ряде статей рассматриваются теоретические и методологические проблемы религиоведения.
Из словаря «Русские философы XIХ-ХХ вв. Биографии. Труды. Идеи». М., 2001

Публикации

Монографии

  • Парадоксы теологии Эпикура. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000

Статьи

  • Эпикур в Древней Руси // Русское православие и атеизм в отечественной
    истории. Л., ГМИР, 1988.
  • Диагор Мелосский - античный критик религии//Проблемы религиеведения и атеизма в музеях. Л., ГМИР, 1989.
  • Учение софистов о религии Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Вып. № 3, 1992.
  • The Study of Religion in the Soviet Union // Numen. Leiden: 1993, vol.40.
  • Некоторые проблемы эпикурейской этики и иудаизм // Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода. СПбГУ, 1996.
  • Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство // Сакральное в истории культуры. СПб, ГМИР. 1997.
  • Джереми Бентам о религии // Философский век. Альманах № 9. Наука о морали. Дж. Бентам и Россия. СПб., 1999.
  • Христос-Арплекин. «Комическая теология» Х.Кокса. Метафизические исследования. Вып.10. Религия.
  • Русское православное богословие и эпикуреизм (X–XIX вв.) // Идейное наледие русской философии. СПб: «Летний сад», 2000.
  • Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. СПбГУ; СПб., 2000.
  • Антропологическое религиоведение в российской академической науке в первой четверти ХХ века // Петербургская Академия Наук в истории академий мира. Том IV. СПб, 1999.
  • Египтомания и театрализация пространства // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11–13 апреля 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.211-213
  • Античная философия религии и парадоксы античного атеизма // AKADHMIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 3. СПб., 2000.
  • Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции 12-14 июня 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.21-28
  • Эпикуреизм в европейской философии XV - XVII вв. // История философии, культура и мировоззрение. Сборник к 60-летию профессора А.С. Колесникова. Серия «Мыслители», выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
  • Происхождение греческой философии и восточная традиция проблема влияний // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.258-264.
  • Феноменологическое религиоведение: история и метод // Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.301-308
  • «Наука о религии» в современном российском обществе // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C.75-79.
  • Спиноза в зеркале русской культуры конца XIX-начала ХХ вв. // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.225-229
  • Мифологемы «остров блаженных» и «золотой век» в римском эпикуреизме // Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.61-75
  • Эпикурейская пирушка // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.453-456

Переводы:

  • Гордон Д.Р. Христианская этика: Pro et contra // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.90-97

В школе города Краснодона, где учились герои «Молодой гвардии», выпускают стенную газету «Атеист».

Социализм, материализм, атеизм шагают по планете. Миллионы верующих и неверующих протестуют против того, что американский империализм использует религию в целях антикоммунистической пропаганды. В Израиле военные раввины уверяют, что, мол, сам бог приказал захватывать земли арабов, превращать их дома в развалины. В Афганистане душманы-бандиты, объявившие себя «защитниками Аллаха», за семь лет сожгли 1814 школ, убили сотни учителей и учительниц, уничтожили 40 больниц. Головорезы убили свыше двухсот мулл и других духовных лиц, причем над некоторыми из них расправу в мечетях учинили только за поддержку народной власти. Афганские трудящиеся-мусульмане борются против душманов.

Будущий космонавт.

Спор между истиной и заблуждением продолжается…

В 1966 году летчики-космонавты Герои Советского Союза В. Терешкова, Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский обратились с письмом к пионерам, призывая их участвовать в пропаганде атеизма среди своих сверстников:

«Учитесь, набирайтесь знаний, они сделают вас сильными в жизни и в борьбе за великое дело коммунизма. Любите человека труда, все делайте для его счастья. Эта любовь окрылит вашу мечту и ваш труд, послужит источником неиссякаемого творческого вдохновения. Без этой любви к человеку никакая работа не будет полноценной. «Все во имя человека, для блага человека» - таков девиз Коммунистической партии Советского Союза. Он должен быть и вашим девизом. Воспитывайте в себе настойчивость и сильную волю. Боритесь с религиозными пережитками прошлого сообща, дружно. То, что не под силу одному, под силу коллективу.

Дерзайте и добивайтесь своего!

Больших вам успехов, юные атеисты-ленинцы!»

М. И. ШАХНОВИЧ

ЧЕЛОВЕК ВОССТАЕТ ПРОТИВ БОГА

Научно-художественная книга

Ленинград «Детская литература» 1986

Плакат Л. Моора. 1924 г.

Издание второе, дополненное

Рецензент - директор Государственного музея истории религии и атеизма, профессор, доктор философских наук Я. Я. Кожурин

ОФОРМЛЕНИЕ Б. ЗАБИРОХИНА

Ш 4802000000-119 44–86

М 101(03)-86

© Издательство «Детская литература», 1986 г.

Библейский бог. Рисунок Д. Моора. 1923 г.

ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шахнович Михаил Иосифович

ЧЕЛОВЕК ВОССТАЕТ ПРОТИВ БОГА

Ответственный редактор О. В. Москалёва. Художественный редактор В. П. Дроздов. Технический редактор Т. С. Тихомирова. Корректоры Н. Н. Жукова и Т. Г. Янина.

Сдано в набор 19.07.85. Подписано к печати 18.12.85. Формат 70 х 100 1 / 16 . Бумага офсетная № 1. Шрифт литературный. Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,3. Усл, кр. - отт. 29, 25. Уч. - изд. л. 13,54. Тираж 100 000 экз. М-21038. Заказ № 865. Цена 90 кон. Ленинградское отделение орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов издательства «Детская литература» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 191 187, Ленинград, наб. Кутузова, 6. Фабрика «Детская книга» № 2 Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 193036, Ленинград, 2-я Советская, 7.

Шахнович М. И.

Ш31 Человек восстает против бога: Научно-художественная книга/ Оформл. Б. Забирохина. - Изд. 2-е, доп. - Л.: Дет. лит., 1986. - 175 с., ил.

В пер.: 90 коп.

Книга профессора, доктора философских наук М. И. Шахновича рассказывает о том, что такое религия, какова ее роль в современном мире; знакомит с историей атеистической мысли, с развитием и формированием научных знаний в борьбе против религиозных суеверий.

Ш4802000000- 119 44–86

Михаил Иосифович Шахнович (23 февраля 1911 - 4 марта 1992) - философ, историк культуры, фольклорист, специалист в области философии религии и религиоведения.

Научные интересы М. И. Шахновича определились ещё в юности во время учёбы в Санкт-Петербургском З-м реальном училище (102-й школа Петрограда) под влянием его школьных учителей, прежде всего, его классного наставника В. Я. Проппа, преподававшего русскую литературу ифольклор, А. И. Боргмана, преподававший историю, и А. А. Богданова, ведшего кружок по философии. В конце 20-х годов, ещё учась в школе, М. И. Шахнович начинает активно работать как журналист в газетах «Смена» и «Безбожник», пишет репортажи, очерки, фельетоны.

На историко-филологическом отделении Ленинградского университета М. И. Шахнович учился (1929-1932) у П. К. Коковцева, Ф. Ф. Щербацкого,В. А. Алексеева, И. Г. Франк-Каменецкого, В. В. Струве. В аспирантуре (1933-1936) в Академии наук СССР он занимался фольклористикой под руководством М. К. Азадовского, одновременно сотрудничая с В. Г. Богоразом и Н. М. Маториным в области этнографии (этнологии) и сравнительного религиоведения. В этот же период М. И. Шахнович был ответственным секретарем журналов «Советская этнография» и «Советскийфольклор». В 1936 году он написал диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник», за которую в 1937 г. решением ВАК получил сразу две степени - кандидата исторических и кандидата филологических наук.

[править]Научная деятельность и карьера

М. И. Шахнович окончил ИФЛИ ЛГУ (1932), аспирантуру АН СССР (1936). Один из основателей Музея истории религии АН СССР (1932). Старший научный сотрудник (1932-1941), зам. директора этого музея (1944-1960). В 1946-1949; 1953-1960 гг. совмещает работу в музее с преподавательской деятельностью на философском факультете ЛГУ. Старший преподаватель (1960), доцент (1962), профессор философского факультета ЛГУ (1965-1991). Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденами и медалями. За возрождение Музея истории религии АН СССР и восстановление Казанского собора после Великой Отечественной войны награждён орденом «Знак почета» (1953). Кандидат исторических и филологических наук (диссертационный труд «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1937)). Доктор философских наук (тема «Ленини проблемы атеизма: критика религии в трудах Ленина» (1963)). В 1946 г. впервые в истории ЛГУ начал преподавать на философском факультете курс «Всеобщая история религии и атеизма», затем, постоянно обновляя и дополняя, читал его более 40 лет. Подготовил более 120 кандидатов и докторов наук.

М. И. Шахнович автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов. Многие его книги до сих пор не напечатаны, а некоторые вышли совсем не в том виде, в каком они задумывались или были написаны первоначально.

Дочь - Шахнович Марианна Михайловна - доктор философских наук, в настоящее время преподаёт на философском факультете СПбГУ.

Ещё в 30-е годы М. И. Шахнович работал над изучением проблем происхождения мифологии и взаимоотношения мифологии и философии. Результатом этой многолетней работы стал труд «Происхождение философии», опубликованный в сокращенном варианте в виде двух отдельных книг «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии» (Л., 1971) и «Происхождение философии и атеизм» (Л., 1973; переведена на армянский язык). В них исследуются особенности первобытного мышления, и происхождение мифологии, показывается, как в пределах мифологического мировоззрения зародились рационалистические представления о мире, рассказывается о зачатках философии в древневосточной «литературе премудрости», рассматривается проблема возникновения натурфилософии. Большой интерес представляют главы, посвященные анализу происхождения и сущности космогонических сказаний (см. также «Мифы о сотворении мира». М., 1969) и появлению философии как преодоления теокосмогоний.

Особое место в наследии М. И. Шахновича принадлежит монографии «Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах Ленина» (М.; Л. 1961). Этот капитальный труд (50 п.л.), переведенный на польский и немецкий языки, - фундаментальное сочинение по истории русского марксизма имарксистской философии религии. В нём анализируется марксистская теория происхождения и сущности религии, взаимоотношения религии, философии и науки, рассматривается отношение Ленина к православной церкви, сектантству, христианскому социализму и т. д.

В начале 30-х годов член-корреспондент Академии медицинских наук, профессор Л. Л. Васильев пригласил М. И. Шахновича для участия в комиссии по изучению таинственных явлений человеческой психики. Длительная экспериментальная работа совместно с психиатрами (А. В. Дубровским и др.), а также глубокое знание истории оккультных наук в России сделали М. И. Шахновича крупам специалистом по изучению мистики. В 30-е годы он подготовил большую книгу «История спиритизма», из которой опубликована лишь малая часть. В 1965 г. в издательстве «Наука» вышла в свет книга «Современная мистика в свете науки», в которой впервые в нашей стране были раскрыты на большом фактическом материале происхождение и сущность вневероисповедной мистики, дана классификация форм мистики и проведен анализ психопатологии мистицизма. В брошюре «(Психозы и религия». Л., 1967), написанной совместно с известным психиатром профессором А. А. Портновым, исследование этой темы было продолжено. В середине 1991 г. М. И. Шахнович начал писать книгу очерков «Мистический Санкт-Петербург. Потомки Калиостро» - воспоминания о своих встречах с питерскими медиумами, алхимиками, магами, астрологами, теософами ипредсказателями. Это увлекательное сочинение стало последним трудом профессора. Перед самой своей кончиной он делал исправления в рукописи этих очерков для газеты «Невские ведомости», в которой они печатались из номера в номер. В 1996 г. книга была опубликована под названием «Петербургские мистики».

В 1965 г. в издательстве АН СССР небольшим тиражом вышла монография М. И. Шахновича «Гойя против папства и инквизиции» (25 п.л.). Она сразу стала библиографической редкостью. Интерес к этому художнику возник у М. И. Шахновича ещё в середине 30-х годов, когда он участвовал в создании выставок «Инквизиция» (позже преобразованная под его руководством в отдел «Истории папства и инквизиции») и «Революционная Испания в борьбе с фашизмом», в которых были использованы офорты Гойи. Книга была написана к 125-летию со дня смерти художника. В ней М. И. Шахнович рассказывал о жизни и творчестве великого просветителя и гуманиста, наследие которого отразило трагическую судьбу испанского народа в конце XVIII-начале XIX в. Ценность исследованию придают комментарии к офортам серии «Капричос» и «Провербиос» («Диспаратес»). М. И. Шахновичу удалось раскрыть тайны «зашифрованных» офортов. Глубокое знание фольклорных источников произведений Гойи позволило прояснить загадочность их сюжетов, показать связь «потусторонних кошмаров» художника с народным антиклерикализмом.

Научная деятельность М. И. Шахновича была неразрывно связана с Музеем истории религии АН СССР. Он был один из его основателей (1932) и прошёл путь от старшего научного сотрудника (1932-1941), до зам. директора по научной части (1944-1960). (Директором в это время был В.Д. Бонч-Бруевич, постоянно живший в Москве). Все экспозиции музея с 1932 по 1960 г. были созданы при его участии, а с 1946 по 1960 г. - под его руководством. За возрождение Музея истории религии АН СССР и восстановление Казанского собора после Великой Отечественной войны М. И. Шахнович был награждён орденом «Знак почета» (1953). Он составил несколько развернутых путеводителей по экспозициям музея, редактировал знаменитые музейные «Ежегодники».

М. И. Шахнович - историк иудаизма и библеистики. Его первая книга «Социальная сущность Талмуда» (М., 1929), вышедшая, когда автору было 18 лет, выявила его интерес к библейской и талмудической литературе, истории еврейской культуры в целом. В 1939 г. он был одним из организаторов большой выставки в Государственном Музее Этнографии «Евреи в царской России и СССР» (Путеводитель. Сост. И.М. Пульнер и М. И. Шахнович. Л., 1939). Современному читателю названия книг М. И. Шахновича, в которых рассказывается о прошлом и настоящем еврейской религии, о еврейских вольнодумцах, - «Реакционная сущность иудаизма. Критические очерки происхождения и классовой сущнсти иудейской религии» (М.; Л. 1960) и «Закат иудейской религии» Л., 1965) - могут показаться одиозными. Но в тех условиях это был единственный способ «протащить» в подцензурную печать подобную тему. М. И. Шахнович всегда боролся против расовой вражды, шовинизма и национализма, против позорного пережитка средневековья - антисемитизма. С молодых лет он собирал материал об истории создания и распространения фальшивки царской охранки - «протоколов сионских мудрецов». Лишь небольшой фрагмент этого труда был опубликован в 1965 г. в книге «Закат иудейской религии». Книга о «протоколах» говилась к печати трижды (последний раз в 1990 г.), но так и осталась ненапечатанной. В 1988 г. в Лениздатевышла последняя книжка М. И. Шахновича на библейскую тему - «Библия в современной борьбе идей».

М. И. Шахнович - автор фундаментального труда «Русская паремиография как исторический источник». К сожалению, была опубликована лишь первая его часть - «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» («Советский фольклор». 1936. № 4-5), а также два приложения - архивные документы, связанные с В. И. Далем. В 30-е годы М. И. Шахнович исследовал весь доступный русскийпаремиографический материал как рукописный, так и печатный, и составил первый библиографический указатель по русской паремиографии на 1435 работ. Сам паремиографический материал (свыше 2,5 тысяч пословиц) был собран и систематизирован по 20 разделам. Среди них такие разделы, как «Феодальные княжества XIV–XVI вв.», «Господин Великий Новгород», «Татарское господство», «Московский царь и бояре», «Царский суд и тюрьма», «Правда и кривда», «Богатый и бедный», «Крестьянская война XV–XVII вв.» и т. д. В работе Шахновича впервые было доказано, чторусская паремиография является бесценным источником для изучения истории, она дает такой материал о семье, праве, языке, религии и проч., который не может быть получен из других источников. («Русские пословицы и поговорки как исторический

Ее очерк об отце:

"Направление научных интересов М. И. Шахновича во многом было предопределено учёбой в Санкт-Петербургском 3-м реальном училище, где наибольшее влияние на него оказали В. Я. Пропп (тогда учитель русской литературы), А. И. Боргман (учитель истории) и А. А. Богданов, ведший кружок по философии. Первыми произведениями Шахновича стали репортажи и очерки, напечатанные в конце 1920-х годов в газетах «Безбожник» и «Смена».

В 1929-1932 годах, во время учёбы М. И. Шахновича на историко-филологическом отделении Ленинградского университета, его преподавателями в разное время выступали П. К. Коковцов, Ф. И. Щербатской, В. А. Алексеев, И. Г. Франк-Каменецкий и В. В. Струве. Три года аспирантуры в Академии наук СССР (1933—1936) прошли уже под руководством М. К. Азадовского. Также в это время М. И. Шахнович сотрудничает в области этнографии и сравнительного религиоведения с В. Г. Богоразом и Н. М. Маториным, занимая в то же время пост ответственного секретаря журналов «Советская этнография» и «Советский фольклор».

М. И. Шахнович окончил ИФЛИ ЛГУ (1932), аспирантуру АН СССР (1936). Один из основателей Музея истории религии АН СССР (1932). Старший научный сотрудник (1932—1941), заместитель директора этого музея (1944—1960). В 1946—1949 и 1953—1960 годах совмещает работу в музее с преподавательской деятельностью на философском факультете ЛГУ. Старший преподаватель (1960), доцент (1962), профессор философского факультета ЛГУ (1965—1991). Участник Великой Отечественной войны.

За написанную в 1936 году диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» М. И. Шахновичу в 1937 году были присвоены две научные степени — кандидата исторических и кандидата филологических наук. Доктор философских наук (тема диссертации — «Ленин и проблемы атеизма: критика религии в трудах Ленина» (1963)). Подготовил более 120 кандидатов и докторов наук.

Более 40 лет, начиная с 1946 года, читал курс «Всеобщая история религии и атеизма» на философском факультете ЛГУ.

В 1953 году учёному за восстановление Музея истории религии АН СССР и Казанского собора после Великой Отечественной войны был вручен орден «Знак Почёта».

Дочь, Шахнович Марианна Михайловна — доктор философских наук (2000), c 1999 года заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ.

М. И. Шахнович автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов. Многие его книги до сих пор не напечатаны, а некоторые вышли совсем не в том виде, в каком они задумывались или были написаны первоначально.

ачиная с 1930-х годов, М. И. Шахнович развернул работу над проблемами происхождения мифологии, а также взаимоотношения её и философии. Результаты этой деятельности наиболее полно отражены в труде «Происхождение философии», исследующем проблемы первобытного мышления, возникновения мифологии и натурфилософии, в частности космо- и теогоний. Он был издан двумя отдельными книгами: «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии» (Л., 1971) и «Происхождение философии и атеизм» (Л., 1973).

Важное место в исследовательской деятельности М. И. Шахновича было отведено изучению мистики и оккультных наук. Начало было положено приглашением Шахновичу от профессора Л. Л. Васильева принять участие в деятельности комиссии, объектом изучения которой стали различные явления человеческой психики. После длительного сотрудничества с различными психиатрами (А. В. Дубровским и др.) и глубокого изучения данной темы Шахнович ещё в 1930-е годы пишет «Историю спиритизма», только малая часть которой увидела свет. Следующим шагом в этом направлении был выпуск в 1965 году книги «Современная мистика в свете науки», в которой были впервые в стране рассмотрены такие темы как происхождение самой мистики, её сущность, была дана классификация её форм. В 1967 году М. И. Шахнович в соавторстве с психиатром А. А. Портновым выпускает брошюру «Психозы и религия», где изучение предмета было продолжено. Уже в 1996 году была выпущена книга учёного под названием «Петербургские мистики», по сути сборник очерков о встречах медиумами, алхимиками и предсказателями Санкт-Петербурга, начатый ещё в середине 1991 года.

М. И. Шахнович был также одним из основателей Музея истории религии АН СССР, где последовательно занимал должности старшего научного сотрудника в 1932—1941 годах и заместителя директора по научной части в 1944—1960 годах. Он участвовал с 1932 года в создании всех выставок данного музея, а, начиная с 1946 года, руководил ими и даже составлял путеводители по ним.

Как историк иудаизма и библеист, М. И. Шахнович впервые проявил себя в 1929 году, когда вышла его книга «Социальная сущность Талмуда». Через десять дет, в 1939 году, он уже участвует в организации выставки в Государственном Музее Этнографии «Евреи в царской России и СССР». Основными последующими работами в этом направлении стали: «Реакционная сущность иудаизма. Критические очерки происхождения и классовой сущности иудейской религии» (1960), «Закат иудейской религии» (1965), в которой был напечатан фрагмент его же труда об «протоколах сионских мудрецов», и «Библия в современной борьбе идей» (1988).

Ещё одним важной областью научных исследований М. И. Шахновича стала русская паремиография. Результатом многолетних изысканий по этой теме стал его труд «Русская паремиография как исторический источник», но только его первая часть увидела свет. Он вышла под названием «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» в журнале «Советский фольклор» в 1936 году. Выпущены были также два приложения, содержавшие архивные материалы, касающиеся В. И. Даля. Также важными работами учёного как паремиографа являются его библиографический указатель по русской паремиографии, содержащий 1435 работ, «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945) и неопубликованная «Русская книга любви», содержащая эротические и «заветные» пословицы.

Следствием паремиографических исследований М. И. Шахновича явился его интерес и к народным приметам, что нашло отражение в выпуске двух книг соответствующего содержания: «Приметы в свете науки» (1954, 1963, 1964) и «Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия» (1984)".



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама