THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Глава Минобрнауки Ольга Васильева рассказала РБК, о работе министерства по предотвращению нападений в школах, о проблемах с зарплатами педагогов и о разработке проекта «Цифровая школа» . Материал опубликован на сайте Минобрнауки России.

- В декабре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев анонсировал запуск нового приоритетного проекта правительства - «Цифровая школа». Насколько этот документ сейчас готов?

Над паспортом проекта работает проектный офис правительства. В нём уже обозначены точки прохождения (результаты, которые правительство планирует достичь к определённым срокам. - РБК). То есть, это уже совершенно оформленный проект, с описанием конкретной деятельности.

- Когда он будет принят?

Мы его доработали по результатам первого рассмотрения на президиуме Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Когда он будет утвержден? Я думаю, что в ближайшее время. Этот проект составляет важный блок в разделе «Кадры и образование в цифровой экономике» [в программе «Цифровая экономика Российской Федерации»].

- Можете ли раскрыть какие-то показатели или ожидаемые результаты проекта?

Пока нет. Но мы точно поддерживаем возможности дистанционного обучения в высшем образовании. Допустим, есть какой-то замечательный курс в МФТИ, а я обучаюсь далеко от Долгопрудного. Я могу прослушать этот курс сертифицированный и получить за него оценку. Это будет работать, это необходимо.

Или Московская электронная школа (МЭШ) Сергея Семеновича [Собянина] - мы бы хотели её распространить по всей России, преобразовать в РЭШ. Если мы сможем, при наличии инфраструктуры, запустить эту программу, это будет большое подспорье для учителей и не только. Она поможет моделировать урок - в ней будут архивы, библиотека, виртуальные музеи, театры, концерты. Конечно, это потребует дополнительного обучения учителей старшего и среднего возраста. С чем мы ещё согласны на 100% - рассмотреть возможность целиком перевести «в облако» бухгалтерию, электронные дневники, журналы.

Что касается раннего возраста, начальной школы, то тут нужно быть осторожными. За последние 30 лет не было ни одного масштабного исследования в области детской психиатрии и нейрофизиологии. Я буду настаивать на том, что любое движение вперёд в этой области должно строиться на фундаментальных исследованиях. Мы должны понимать, к чему приведет то или иное наше решение. Невозможны такие шаги, как, например, замена чистописания клавиатурой.

- После замечания про психику не могу не спросить. Что делает министерство, для того, чтобы в школах больше не происходило таких трагедий как в Перми и Улан-Удэ? Разрабатываете ли вы нормативную базу для обязательного возвращения в школы психологов или для расширения возможностей медицинского освидетельствования подростков?

Конечно. Более того, каждую неделю в пятницу наши коллеги, мои заместители, представители министерства внутренних дел и Россгвардии вместе с психологами летают в федеральные округа. Обычно эти поездки проходят в пятницу-субботу, возвращаются в воскресенье вечером. Там они проводят встречи с педагогами, руководителями ведомств, ответственными за образование в регионах. Обсуждаются проблемы, которые перед нами стоят. Мы все прекрасно понимаем, что для их решения нам не хватит обычной охраны. Можем хоть в бункере жить. Ещё раз скажу, что мы должны работать в области когнитивных исследований. Мы должны понять, что мы можем дать этим детям.

- Я все-таки хотела уточнить про медицинское освидетельствование. Сейчас после 15 лет психиатрические освидетельствования школьников можно провести только по их желанию. Планируете ли менять эту норму?

Да. Правовая база готовится. Мы работаем вместе с коллегами. Они [поправки в законодательную базу] необходимы для того, чтобы координировать регионы, чтобы договариваться и слушать.

- Отвечая на вопросы про ЕГЭ в прямом эфире во «Вконтакте», вы сделали заявление, что в вузы не смогут поступать олимпиадники, набравшие плохие баллы за ЕГЭ. Чем вам не угодили олимпиадники?

Почему не угодили? Нам все угодили. Но вопрос: если ты олимпиадник по какому-то предмету и у тебя по этому же предмету 60 баллов по ЕГЭ, то какой ты олимпиадник?

- То есть вопрос не к олимпиадникам, а к тому, что в этой сфере могут быть фальсификации?

Мы будем вместе с Рособрнадзором решать этот вопрос. Списать или подделать ЕГЭ уже давно стало невозможно.

- Кстати, почему вы приняли решение сделать руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова своим замом?

Он большой профессионал, он прекрасно знает регионы, знает вообще всю систему образования в России. Он мне очень большой помощник в моделях регионального образования. Это никак не подчинение Рособрнадзора, нет.

- Есть ли уже результаты проверки диссертационных работ ваших замов и начальников департаментов на плагиат? Не хотите ли дать такое же поручение проверить ректоров?

Про результаты рано пока говорить. Проверять ректоров мы тоже пока не будем, но, думаю, они понимают, что рано или поздно такая проверка будет. За последнее время было много сделано для борьбы с плагиатом. Недавно мы ужесточили правила работы диссертационных советов. Например, человеку придется выйти из него, если его подопечного лишат степени.

- В каком состоянии находится разработка федеральных государственных образовательных стандартов для школ (ФГОС)?

Мы буквально подтачиваем последнее. Думаю, в самое ближайшее время работа будет завершена, этого все ждут. Исходя из результата, мы будем пересматривать содержание учебников.

- Когда ждать?

ФГОС не вступят в силу раньше следующего учебного года.

- Как вы оцениваете выполнение майских указов Владимира Путина относительно зарплат учителям? РБК недавно сравнил показатели регионов 2016 и 2017 года и выяснил, что зарплаты практически не растут, в 46 регионах они выросли меньше, чем на тысячу рублей, а в четырех и вовсе снизились.

Я хотела бы высказаться в целом про зарплаты учителей. Мы должны очень четко подходить к стимулирующей части. Часто педагоги получают ее не в должном объеме - все зависит от руководства школы. Должен быть объективный анализ и объективный подход к ее назначению и распределению.

Еще мне очень не нравится необходимость учителям создавать портфолио (материалы, которые отражают уровень активности педагога в учебных и внеучебных видах деятельности. - РБК). Баллы за достижения распределяются некорректно. Знаю примеры, когда за подготовку призера международного конкурса и за недельный курс пользователя компьютера учителя получали одинаковые баллы.

- Настолько нечестная система?..

Просто мы удивительная страна, я не перестаю это повторять. За рубежом система ЕГЭ выстраивалась десятки лет, у нас - 11 лет. Система оценки качества работы учителя там вызревает и обсуждается, у нас - хоп и встали, и пошли. Поэтому перекосы есть, но мы их будем устранять.

- Бизнесмен Аркадий Ротенберг рассказал РБК о своем проекте для молодёжи. Поддерживаете ли вы его начинание?

Это замечательно. Чем больше меценаты будут вкладывать в обучение, тем лучше. Третьяковы в России никогда не переведутся и без них бы мы давным-давно, уже не знаю, где были бы. Обратятся к нам с вопросом, за помощью - мы обязательно поможем.

Публикую пост Дарьи Корольковой, прогремевший на весь Фейсбук. Автор, мать девочки-подростка, решила «расставить все точки над i», заранее обрисовать дочери свою позицию по поводу её взросления и дальнейшей самостоятельной жизни. Орфография сохранена.
1. Через 3 года я могу выгнать тебя из дома. Страшно звучит, да? Но, тем не менее. В 18 у тебя будет 2 варианта действий: ты поступаешь в ВУЗ, и я тебя поддерживаю, как могу, до окончания, или до нахождения работы. Либо ты кладешь на ВУЗ болт (и я никогда не осужу тебя за это) и идешь работать. И обеспечиваешь свои потребности сама. Содержать не учащуюся девочку 18+ лет от роду я не буду, потому, что я считаю это неправильным. У тебя есть 3 года, чтобы выбрать…
Да, мы уже придумали перепланировку квартиры. В твоей комнате будет наша спальня.
2. Ты прекрасна. Ты красива. Ты очень умна. Ты гораздо лучше, чем я. Ты - замечательная. Я знаю тебя 15 лет, и ты гораздо лучше, чем я могла себе представить в самых смелых мечтах. Если кто-то этого не понимает, это его проблемы. Ну, и еще немного папины, но он-то шустро с лестницы спускает, тут я не беспокоюсь.
3. Я тебе не пример. Ты совершенно другая, отдельная личность, ты не должна любить то, что люблю я, ты имеешь полное право попирать мои авторитеты и класть болт на мои ценности. Один нюанс: нести ответственность за свой выбор ты тоже будешь сама.
4. Ты свободна. Я ничего от тебя не жду. Ты можешь пойти в дворники, маникюрши, слесари, токари, домохозяйки, бизнес-аналитики, офис-менеджеры и стать кассиром в Ашане. Я не считаю возможным вмешиваться в твой выбор жизненного пути. Но не забывай перечитывать первый пункт.
5. Ты не должна мне ничего. Я растила тебя не в долг. Я не жду стакана воды, будь он неладен, я не рассчитываю, что ты обеспечишь мне безбедную старость, я не грежу твоими нобелевками. Ты вправе выбрать то, что для тебя важно и ценно. Или пустить все на самотек. Это твоя жизнь и твой выбор.
6. У тебя есть дом. Что бы ни случилось в твоей жизни, я буду рядом, если тебе это нужно. Я поддержу и пожалею, я посочувствую и попробую помочь, если ты попросишь. Но я не буду вмешиваться самопроизвольно.
7. У меня своя жизнь. Я не обязана помогать по свистку, бросать свои дела ради тебя. жертвовать своим комфортом ради твоего. Я МОГУ. Но я НЕ ДОЛЖНА.
8. У тебя своя жизнь. За кого выходить замуж, рожать ли детей, становиться ли лесбиянкой, вступать ли в Единую Россию, ты всегда будешь решать сама. Мои взгляды, политические пристрастия, жизненные убеждения не должны никак на тебя влиять. Ты можешь поступать так, как велит тебе сердце, совесть и корысть. От этого ты не потеряешь меня, не перестанешь быть моей дочерью, не станешь персоной нон-грата.
9. Никто не намерен тебе вредить. Это непросто понять, но правда: все думают только о себе. И я. да. Любой человек в любых обстоятельствах ведет себя так, как считает правильным. Никто (психически здоровый) не ухудшает свою жизнь сознательно. Он (или она) действуют так. как (с их точки зрения) будет лучше им. Не более. Просто ваши картины мира не совпадают.
10. Мир несправедлив. Нет гарантированных способов добиться успеха и гарантированных способов избежать неудачи. Ты не контролируешь этот мир. Ты можешь делать все правильно и оказаться в жопе. Ты можешь нарушать все на свете и оказаться на коне. Единственное, о чем ты должна беспокоиться - это о честности. Не ври себе. Учись себя понимать. Осознавай свои истинные потребности и чувства. И думай, как тебе будет лучше.
11. Твое «хорошо» почти всегда будет означать чье-то «плохо». Ты займешь чье-то место в институте или у кассы Ашана. Ты будешь встречаться с чьей-то любовью всей жизни или сидеть на чьем-то любимом месте в кинотеатре. Не парься. Твое «плохо» всегда будет означать чье-то «Хорошо», так, что вы квиты.
12. На 100% ты можешь верить только себе. Нет, даже не мне, я же не могу пролезть в твою голову. Ты обязательно недосказываешь, скрываешь и утаиваешь. Я знаю, я тоже так делаю. У меня тоже есть мама. Только ты сама знаешь ВСЕ о себе. Только ты знаешь, на, что способна.
13. Не перекладывай ответственность. За твою жизнь с 18 лет отвечаешь ты. И никакие Онасука и Онкозел тут ни при чем. Рожай детей, если сможешь вырастить их одна. Берись за проект, если вытянешь его без коллег. Эмигрируй, если способна оказаться одна в чужой стране. ОДНА. Если повезет и будут помощники, родные, близкие - тебе будет легче. Но они тебе НЕ ДОЛЖНЫ. Не рассчитывай.
14. Просчитывай. У каждого действия есть последствия. Может быть, ты не предвидишь все. Но пробуй просчитать максимум. Чем лучше ты себе представляешь варианты - тем разумнее твое поведение.
15. Не слушай меня. Я накатала 14 пунктов, которые, на мой взгляд, сделают твою жизнь лучше моей. Но ты - не я (и об этом, кстати, был отдельный пункт). Не сравнивай. Не равняйся. Иди и живи. Я родила тебя не для того, чтобы ты была моей дочерью. Я хотела выпустить в мир человека, который проживет в нем свою собственную жизнь. Иди и живи ее.

Традиционное ежегодное Всероссийское педагогическое совещание. На этот раз оно отличалось от обычной рутины двумя важнейшими моментами - представлением нового министра образования Ольги Васильевой и выступлением премьер-министра страны Дмитрия Медведева по актуальным темам, волнующим учителей.

Одним из важнейших для педагогов, как несложно предположить, является вопрос оплаты труда. Именно эта тема стала одной центральных в субботу, широко освещённых в российских средствах массовой информации.

“Мы готовы сделать так, как вам удобно, как удобно педагогам. Давайте это все обсудим и примем решение. Можем вернуться к некоторым прежним принципам исчисления заработной платы, имею ввиду базовую часть, оклад, надбавки и так далее. Можем сохранить те принципы, которые существуют сегодня, когда основной набор решений принимается на уровне школы”, - заявил глава российского правительства.

Медведев Дмитрий Анатольевич

Разумеется, и другие моменты, поднятые премьером, например, насчёт необходимости строительства новых школ на 6,5 млн мест до 2025 года, а также закупки 1800 школьных автобусов в нынешнем году, также актуальны. Действительно, если детям не будет где учиться и на чём добираться до школы, о чём тогда можно вообще говорить?

Тем не менее, доселе подавляющее большинство российских ребятишек положенное образование получают. А дают им его именно учителя. Что, увы, обеспечить с каждым годом становится всё сложнее. Главная причина чего - непрестижность учительского труда. Да и как иначе, если при регулярно фигурирующих в отчётах высоких правительственных чиновников "средних зарплатах в отрасли" на уровне 35 тысяч рублей в месяц, многие педагоги получают на руки реально тысяч 10-20 тысяч, причем, не только в регионах, но нередко и в богатой во всех отношениях Москве. Да и то, чтобы получить эти деньги, им нужно буквально "пахать" на две, а то и больше ставок.

Желающих идти работать в школы с каждым годом становится всё меньше. Причем, среди них, грубо говоря, в основном либо настоящие фанаты своего дела, искренне любящие детей, либо неудачники, которые после окончания педагогических вузов не смогли найти себе более высокооплачиваемой работы где-нибудь в бизнесе или даже в госадминистрациях, где "педагоги по диплому" тоже могут иметь немалый карьерный рост.

Соответственно, если уделять максимальное внимание лишь "зданиям и оборудованию", растет вероятность повторения ситуации в российской медицине. Когда во многих больницах дорогостоящее оборудование элементарно простаивает, поскольку желающих работать на нём докторов просто нет. В первую очередь потому, что "врачи-инструменталисты", как правило, получают "голый оклад", в отличии от своих коллег-клиницистов, обычно имеющих и неплохие "презенты" от благодарных пациентов.

Но ведь учителя, в отличии от большинства докторов, возможности получения таких "презентов" лишены в принципе! Разве что классному руководителю после выпускного бала раз в 7 лет подарят что-то памятное. А в остальные дни, месяцы и годы российские "макаренки" и "сухомлинские" могут рассчитывать только на зарплату от школьной бухгалтерии.

После реформы оплаты педагогического труда, введённой в бытность Дмитрия Медведева президентом, расчёты прозрачностью и предсказуемостью не отличаются. Что там говорить, если на том же упомянутом в начале этой статьи совещании он признал, что базисный оклад учителя составляет не больше 10% от его реального дохода, всё остальное - надбавки.


Фото: reuters

Но вся беда в том, что их назначение находится исключительно в руках администрации школы, на которую могут "давить" региональные чиновники, с целью добиться экономии бюджетных расходов. Вот и получается, что многим учителям приходится работать на две с лишним ставки, чтобы получить хотя бы 20 с хвостиком тысяч рублей.

Можно заметить, что данную систему оплаты труда учительское сообщество критикует практически с момента ее введения. Да только до недавнего времени чиновники на это недовольство почти не обращали внимания. Даже тот же премьер еще 3 августа, выступая перед педагогами на форуме “Территория смыслов”, отвечая на вопрос преподавателя из Дагестана, почему в правоохранительной сфере сотрудники получают 50 тысяч, а молодые учителя - всего 15, посоветовал тем, кто хочет иметь высокие зарплаты " идти в бизнес ". Заодно напомнив, что, дескать, правоохранители рискуют жизнью, борясь с преступниками, а потому закономерно имеют большие оклады.

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю, ну вот», — заявил премьер.

Медведев Дмитрий Анатольевич

На самом деле, вклад педагогов и в борьбу с преступностью, и в общую обороноспособность государства, ничуть не меньше, чем у людей в форме. Бисмарку не зря приписывают фразу: "Битву при Садовой (где прусская армия разбила армию Австро-Венгерской империи) выиграл прусский учитель". Воспитание - огромная сила. Над сталинским выражением "учителя - это инженеры человеческих душ " ныне принято иронизировать, но, тем не менее, воспитанные в советских школах люди в тяжелейших условиях победили в Великой Отечественной войне , а потом за считанные годы отстроили мощнейшую экономику.

Обратный пример - успешное проведение украинским Минобразованием националистических идей в местных школах позволило антироссийским элитам за четверть века вырастить поколение "онижедетей", готовых бросать в тех же правоохранителей "коктейли Молотова" на Майдане , а потом идти в каратели, убивать мирных жителей на Донбассе . Правда, настоящих патриотов на шкурном эгоизме и желании "халявы в Евросоюзе" воспитать невозможно. Оттого число беглецов от призыва в "вийско" уже заставило Киев перейти к комплектованию войск "контрактниками".

Тем не менее, такой "разрушительный успех" прозападных властителей Украины стал возможен именно потому, что учителя сразу после обретения "незалежности" стали откровенно "привилегированной кастой". Их оклады были самыми высокими среди "бюджетников". Превышая таковые в здравоохранении в полтора-два раза - и будучи вполне сравнимыми с теми, что получали рядовые милиционеры. Кстати говоря, разница между зарплатой начинающего учителя на "голой ставке" и доходами его опытного коллеги, с массой надбавок, могла отличаться на 50-80%, но отнюдь не в разы, как после реформы 2008 года в России.

Риторический вопрос - что более предпочтительно (да и просто дешевле) для российского общества: не допустить появления в "час Х", назначенный в далеком Вашингтоне, на гипотетическом московском Майдане толп доморощенных "онижедетей", или решать уже возникшую проблему с помощью Росгвардии и других силовых подразделений? Ответ, думается, очевиден…

Так что намерение главы российского правительства обсудить изменения вызывающую очень большие нарекания систему оплаты учительского труда заслуживает лишь одобрения. Правда, при этом вызывает некоторое беспокойство нечёткость со стороны премьера на этот счет.

“Что бы мы ни делали — и система оплаты труда педагогов, и с профессиональными стандартами, вот эти любые новеллы не должны приводить к ухудшению экономического положения учителя, это абсолютно недопустимо, давайте из этого будем исходить”, - заявил он.

Ну так ведь просто "не понижать" уже мало, их повышать надо, и так, чтобы самый низкооплачиваемый педагог задумывался не о куске хлеба насущного, а о лучшем обучении и воспитании своих питомцев!

И самое главное - не заглохнет ли эта более, чем своевременная инициатива после завершения думских выборов? Хочется надеяться, что со знаковым назначением нового министра образования, патриотки и государственницы Ольги Васильевой , процесс радикального улучшения условий труда российских "сеятелей разумного, доброго, вечного" однозначно сдвинется с мертвой точки.

Министр образования и науки Ольга Васильева выступила сегодня на открытии Всероссийского семинара-совещания Общероссийского профсоюза образования, затронув ряд самых важных для сегодняшней школы проблем.

По ее мнению, педагогов необходимо освободить от излишней бюрократической нагрузки в виде заполнения многочисленных бумаг и отчётов. У учителя должно быть всего три документа, уверена министр: рабочая программа, классный журнал и дневник.

Васильева отметила, что решение о заполнении дополнительных документов должны принимать сами школы. Она также призвала "не загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов". Министр пообещала "очень жёстко требовать эти рекомендации выполнять".

Коснулась Ольга Васильева и проблемы взаимоотношения школы и родителей, которые должны определяться регламентом, а не принципом "оказания услуг".

"Каждый должен понимать, что работа учителя это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово "услуга". Мы должны в кратчайших срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия школы с родителями", — сказала Васильева. По ее словам, на это есть правовые нормы и основания. "В этом регламенте должны быть четко прописаны требования, которые родители и семья могут предъявлять к школе, а школа — семье", — отметила министр.

Работа над профессиональным стандартом для педагогов будет завершена к 2020 году, заявила министр образования. По её словам, градация должностей учителей будет предполагать введение должностей ведущего, а также старшего учителя. "Дифференциация системы должностей должна исходить из сложности выполняемых задач", — сказала министр, указав также на функции, которые возложены на педагога. "Все это планируется закрепить в профессиональном стандарте", — рассказала Ольга Васильева.

Проект примерных положений единой отраслевой системы начисления зарплаты учителям будет разработан к концу этого года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

"Нужно создать единую отраслевую систему оплату труда педагогов. К концу года мы планируем вместе с профсоюзами разработать проект примерных положений по оплате труда", — цитирует Васильеву РИА Новости.

Министр пояснила, что в этих проектах будет обеспечено нормирование учительского труда, установление верхнего предела часовой нагрузки, будет прописан порядок начисления стимулирующих выплат. "На сегодняшний день мы считаем, что соотношение базовой и стимулирующей части должно быть 70 к 30, это оптимально. Это соглашение было ранее закреплено в трёхстороннем соглашении, которое мы готовим вместе с нашим профсоюзом", — сказала Васильева.

Минобрнауки будет вести достаточно жесткую работу с регионами, где уровень учительских зарплат снижается, пообещала министр образования и науки Ольга Васильева. На сегодняшний день средняя заработная плата учителя составляет 36,8 тысячи рублей по данным за первое полугодие, пояснила министр. По ее словам, в 64 субъектах РФ учительская зарплата росла, в 21 — снижалась.

"Мы будем работать с этими регионами. Работать достаточно жестко", — сказала Васильева."Задача государства сделать так, чтобы профессия учителя, суть нашего учительского служения, стала не только престижной с точки зрения морали, но и материально", — сказала Васильева.

Она также отметила, что зачастую не исключены и обычные человеческие ошибки при начислении зарплат. Именно поэтому министерство выступает за прозрачную систему начисления оплаты труда.

Коснулась Ольга Васильева и . По ее словам в 2017 году будет введена устная часть Единого государственного экзамена по русскому языку. Решение будет принято окончательно после того, как пройдет апробация в девятых классах.

Также глава Минобрнауки России прокомментировала своё заявление о возможном возвращении уборки классов для школьников, которое сделала в ходе всероссийского совещания с региональными министрами образования.

Ранее Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в систему образования сельские бригады, работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений, прекратив тем самым воспитывать "потребителей"."Каждый ребенок независимо от того, где он живет, должен уметь трудиться", — сказала Васильева. По ее словам, школьник должен быть приучен к элементарным вещам, о том, что рабочее место требует уборки. Васильева также назвала недопустимым случаи, когда прокуратура занимается жалобами на учителей, которые заставили ребенка вытирать школьную доску.

Надо отметить, что предложение министра образования встретило массовое одобрение среди родителей учеников школ. Многим из них настолько понравилась эта идея, что поступило несколько ответных предложений — вернуть традицию использования школьной силы на сборах урожая.

Говоря о программе начального школьного образования, министр сообщила, что для ее экспертной оценки будет приглашена не только Российская академия наук, а несколько авторитетных в данной области организаций.

Также Ольга Васильева поделилась соображениями по поводу сложности программы в начальной школе, мнение о которой высказывали ей педагоги непосредственно в личных беседах. "Многие из них говорят, что сейчас программа, которая есть, слишком легка, они не говорили, что она примитивна, но они говорили, что она проста", — рассказала министр.

Напомним, как сообщала Правда. Ру, в одном из своих недавних выступление министр образования РФ заявила о необходимости из традиций советской школы воспитания подрастающего поколения. Она также отметила, что воспитание не должно ограничиваться школой, в процессе также, кроме учителей, должны принимать активное участие и родители.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама