THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Один из первых пострадавших за веру новомучеников – священник Александр Хотовицкий, последний ключарь Храма Христа Спасителя перед его уничтожением. Протоиерей Михаил Рязанцев, первый ключарь воссозданного Храма Христа Спасителя, ответил на вопросы «ТД» о судьбе священномученика Александра, церковном почитании новомучеников и статусе патриарших соборов Москвы в советское время и сегодня.

Протоиерей Михаил Рязанцев

– Сведения довольно скудные, поскольку был уничтожен не только сам Храм Христа Спасителя, но и воспоминания о тех, кто здесь служил.– Отец Михаил, священномученик Александр Хотовицкий был последним ключарем Храма Христа Спасителя до его разрушения в 1931 году. Что Вы могли бы рассказать о деятельности отца Александра на этой должности?

Известно, что священник Александр Хотовицкий получил назначение в Храм Христа Спасителя после служения в Америке и в Финляндии.

Если быть точным, в 1914 году закончилось его послушание в Америке и он был переведен в Гельсингфорс (Хельсинки), поскольку обладал миссионерским даром, даром убеждения и даром проповеди и многих протестантов еще в Америке привел к православию. Очевидно, священноначалие сочло для него возможным потрудиться в Финляндии, где, хотя это была территория Российской империи, тоже было много протестантов.

И вот после этого в августе 1917 года он получил назначение на должность ключаря Храма Христа Спасителя.

– В чем заключаются обязанности ключаря? Для современного человека смысл этого слова далеко не очевиден…

– Обычно ключарем является священнослужитель, который отвечает за ризницу, церковные сосуды и ценности, которые хранятся в храме. Если настоятелем храма является правящий архиерей или, как в случае с кафедральным собором Москвы, Святейший Патриарх, старший священник храма называется ключарем.

Сегодня должность ключаря Храма Христа Спасителя включает в себя не только хранение ризницы, но и организацию богослужений, как патриарших, так и вседневных. Как видно, к ключам это имеет совсем не такое большое отношение. Хотя в какой-то степени это действительно хранение ключей от ризницы.


Священномученик Александр Хотовицкий


Спасителя?
– Что известно о жизни отца Александра Хотовицкого в период после его назначения на должность ключаря Храма Христа

– Тогда он был еще в сане протоиерея и, как мы знаем, на годы его служения в Храме Христа Спасителя, с 1917 по 1924, выпали тяжелые испытания для всей Русской Православной Церкви и, в частности, для Храма Христа Спасителя.

Отец Александр участвовал в Поместном соборе 1917-1918 годов.

Что касается храма, до революции 1917 года он находился на государственном обеспечении. То есть ремонтные, реставрационные работы, выплаты жалования священнослужителям осуществлялись за счет государственной казны. Государство взяло на себя заботу о материальном содержании храма, поскольку он был не просто церковным зданием, но еще и памятником погибшим во время Отечественной войны 1812 года.

Когда после революции в государственном содержании было отказано, отец Александр явился инициатором создания общества по поддержанию Храма Христа Спасителя и обратился с воззванием к современникам, москвичам и всем, кому был дорог этот храм с тем, чтобы не дать разрушиться этой святыне. Дело в том, что к тому времени стали разрушаться горельефы, которые, кстати, были сделаны не из мрамора, а из «протопоповского камня» – особого известняка, который добывали под Москвой.

Отец Александр надеялся, что какие-то добрые люди, имеющие денежные средства, могли бы помочь в этом деле. В своей квартире он собирал людей, которые были неравнодушны к судьбе Храма Христа Спасителя, и они обсуждали, как помочь храму. Советские карательные органы увидели в этом контрреволюционную деятельность, а сами собрания представили как тайные и антисоветские.

В 1924 году отец Александр был арестован и обвинен в утаивании церковных ценностей. Прокурор Вышинский требовал смертной казни для всех, кто вместе с отцом Александром был в числе обвиняемых, но в то время выносились не такие жестокие приговоры, как в 30-е годы. Отец Александр был сослан в Туруханский край на несколько лет.


Храм Христа Спасителя до разрушения

Что касается Храма Христа Спасителя, как известно, после революции он недолго принадлежал Русской Православной Церкви. В 20-е годы его захватили обновленцы, и до самого разрушения в 1931 году никаких работ по реставрации, ремонту и уходу не проводилось.

– Известно что-нибудь о деятельности отца Александра в период его служения в храме Ризоположения?

– Поскольку отец Александр был обвинен в преступлениях против советской власти, ему было запрещено проповедовать. Церковные современники рассказывали о нем как о замечательном священнике с прекрасным голосом, который с высоким духовным, религиозным чувством совершал богослужения, но никогда не проповедовал, потому что это было ему запрещено.

Летом 1937 года отец Александр снова был арестован. Мы проводили исследование и в архивах ФСБ нашли сведения о том, что 19 августа, в праздник Преображения Господня, ему был вынесен смертный приговор и в этот же день отец Александр был расстрелян. Одно время мы думали, что он покоится на Бутовском полигоне. Однако, по данным архивов ФСБ, протопресвитер Александр Хотовицкий вместе с другими расстрелянными был похоронен в братской могилев районе Донского монастыря, там, где сейчас крематорий.

Больше ничего не известно, потому что в архивах судебных заседаний ничего, кроме того, о чем я сказал, не сохранилось. Больше могли бы рассказать участники процессов, очевидцы, современники. Но время было такое, что люди, которые о чем-то знали, предпочитали молчать, чтобы не оказаться в местах не столь отделенных. И все воспоминания того времени ушли вместе с людьми.

– Вам не приходилось видеться с современниками, близкими отца Александра?

– К сожалению, нет. Кончено, времени прошло много. Если бы можно было пораньше вернуться к идее воссоздания Храма Христа Спасителя, когда многие из современников отца Александра еще были живы, мы могли бы почерпнуть больше сведений. Возможно, у кого-то сохранились какие-то сведения в домашних архивах, но пока об этом не известно.

– Известно что-то о супруге отца Александра, об их детях?


Икона священномученика Александра Хотовицкого

– Протопресвитер Александр Хотовицкий прославлен в сонме новомучеников и исповедников российских. С одной стороны, эти святые канонизированы Церковью, с другой – их почитание не очень распространено. С чем это связано? – Ничего. Детей, насколько знаю, не было.

– Это вопрос закономерный, ведь это те святые, которые были не только нашими соотечественниками, но для многих и современниками. Многие почитают святых в основном за то, что по их молитвам происходят исцеления, совершаются чудеса, а если это просто святой, к сожалению, какого-то особого отношения к нему нет. Порой, когда смотришь на современный уровень духовной жизни наших верующих людей, мелькает мысль: «А не бесплодны ли были труды и страдания новомучеников?». Потому что общецерковного их почитания со стороны верующих мирян нет. Конечно, не думаю, что, глядя на нас, новомученики отказались бы пойти на свою Голгофу, но иногда кажется, что мы не в полной степени достойны их трудов и их страданий.

Память об их подвигах должна существовать, чтобы, прежде всего, в будущем не повторился период гонений на Церковь. А ведь это зависит от нас. Конечно, всякое бывает. Возможно, если какие-то притеснения начнутся, тогда и вспомнят о тех людях, которые уже прошли через эту ситуацию, и будут искать у них помощи.

– Что делать, чтобы распространить их почитание? Что делается конкретно в отношении памяти отца Александра Хотовицкого?

– Мы в Храме Христа Спасителя всегда в молитвах к нему обращаемся. Думаю, что и в храме Ризоположения совершается его почитание.

– Вы служите молебен в день его памяти?

– Дело в том что, отец Александр был расстрелян на Преображение, а канонизирован в праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Поэтому в эти дни, конечно же, первенствуют двунадесятые праздники. Но на следующий день после Введения мы всегда служим службу священномученику Александру по чинопоследованию службы новомученикам и исповедникам российским.

– Когда была написана его икона?


Фото, с которого написан парадный портрет

А вот на стене в моем кабинете – парадный портрет отца Александра. Наши художники по моей просьбе писали его с фотографии. Теперь он присутствует здесь как один из клириков Храма Христа Спасителя.-Впервые икону отца Александра Хотовицкого мне привезли из Америки. Она была написана в Американской Православной Церкви, ведь там он почитался до его канонизации у нас, в России. А ко дню канонизации был сделан список с американского образа. Сейчас он находится в Алексеевском приделе Храма Преображения, где у нас совершается крещение.

– Тропарь и кондак были составлены в Америке?

– Нет, они были написаны ко дню канонизации.

– До революции старшим священником города Москвы был настоятель Успенского собора московского Кремля. После революционных катаклизмов 1917 года старшими священниками считался настоятель собора Богоявления в Дорогомилове, а после его разрушения – настоятель Богоявленского собора в Елохове. Теперь, после воссоздания Храма Христа Спасителя, как соотносятся между собой статусы московских кафедральных соборов?

– Успенский собор, несмотря на то, что имеет статус музея, до сих пор является Патриаршим собором. В отношении кафедрального собора Москвы произошла коллизия, которая, может быть, не совсем соответствует канонам: у нас таких соборов не один, а два.

Когда воссоздали Храм Христа Спасителя, чтобы не умалять достоинство Богоявленского собора в Елохове, был принято такое компромиссное решение: Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Патриарха как главы Русской Православной Церкви, а Богоявленский – кафедральный собор правящего архиерея города Москвы, то есть, на самом деле, тоже Святейшего Патриарха. Никакими бумагами и постановлениями Синода или Епархиального собрания это не обозначено, и, тем не менее, такое распределение существует.

– Как в период после ареста отца Александра шла линия преемства титула старшего священника Москвы?

– Вести эту линию от отца Александра неправильно, потому что главным священником кафедрального собора Христа Спасителя был не он, а настоятель (ведь до Поместного


Богоявленский собор в Елохове


– А после избрания Патриарха?
собора Патриарха на Руси не было) .

– Провести эту линию четко невозможно, потому что после смерти патриарха, к сожалению, возникли трагические коллизии с местоблюстителями. Время было такое, что о первенстве вообще не было речи, все старались как-то спасти Церковь и служили на тех местах, где приходилось, без рассуждения о том, кто первый, кто последний.

После избрания патриарха Сергия, когда начали совершать богослужения в Елоховском кафедральном соборе, его настоятелей стали возводить в сан протопресвитера. Протопресвитером был отец Николай Колчицкий, отец Иоанн Соболев, отец Виталий Боровой, в последнее время – протопресвитер Матфей Стаднюк.

В период гонений линия жизни нашей Церкви имела «белый пятна», и провести ее возможно только пунктирно.

– Сегодня многое изменилось. Вместо годовщины революции, 7 ноября, мы празднуем День народного единства. По церковному календарю – празднование в честь иконы Божией Матери Казанская. Храм Христа Спасителя – один из символов новой Росси. Перед ним, как и перед всей Церковью в последние два года встали новые задачи. В чем Вы видите, с одной стороны, продолжение традиций, а с другой – изменение роли и функций соборного храма при XVI-м Патриархе Московском и всея Руси?


Храм Христа Спасителя. Современный вид

– Я очень не люблю слово «роль», когда оно применяется к жизни Церкви.
Церковь, начиная с Патриарха Сергия: патриарх Алексий I, патриарх Пимен. И всегда Богоявленский собор являлся образцом церковной жизни, и священники для служения в этом храме подбирались так, чтобы были и грамотными, и добрыми, и опытными в духовной жизни.Если говорить о кафедральном соборе, в период гонений Богоявленский собор был местом, где, прежде всего, совершали богослужение люди, которые возглавляли Русскую

Со времени воссоздания Храма Христа Спасителя функции кафедрального собора несколько расширились. Если в период гонений людям, особенно молодежи, запрещали ходить в храмы, причем главным образом на Рождество, на Пасху (хотя богослужения совершались), сейчас кафедральный собор Храм Христа Спасителя не только открыт для всех желающих, но мы видим, как на торжественные патриаршие богослужения приезжают государственные деятели. И это не какой-то их долг, как первых лиц государства. Мы на самом дела видим, что люди приезжают сюда не просто постоять со свечкой в руках, но что-то у них в душе происходит во время богослужения.

Как человек, который 11 лет иподьяконствовал у покойного патриарха Пимена и в течение продолжительного времени участвовал в богослужениях в Богоявленском соборе, я всегда старался и стараюсь в своей деятельности продолжить московскую традицию совершения богослужения. Потому что в нашем богослужении есть определенные качества, присущие именно Москве. Надеюсь, в какой-то степени это нам удается.

В последние годы в Храм Христа Спасителя привозят мощи святых, почитаемых во всем православном мире. Когда в этом году в Россию прибыла десница святителя Спиридона Тримифунтского, предполагалось сразу отвезти ее в Даниловский монастырь, который был инициатором приезда. Но Святейший патриарх сказал, что сначала святыня она должна побыть в кафедральном соборе. Одна из причин – то, что Храм Христа Спасителя для многих, особенно иногородних – очень хороший ориентир, его легко найти в Москве и, следовательно, большее число верующих может поклониться святыне. Приметное местонахождение – одно преимуществ из кафедрального собора.


Протоиерей Михаил Рязанцев в алтаре Храма Христа Спасителя

– Что Вы имеете в виду, говоря об особенных качествах московских богослужений?

– Это трудно объяснить. Просто везде, в любом храме должны быть порядок и чистота, благолепие и домашняя атмосфера, в которую людям хотелось бы прийти, чтобы существовала забота о святынях храма. Как мне кажется, московские храмы как раз этим отличались в особой степени.

Как-то к нам еще в советские времена приехал один батюшка из Ленинграда. Побывав в московских храмах, он был как-то приятно удивлен тем, как в них поддерживается благолепие. Но об этом трудно рассказать, нужно как-то почувствовать это особое духовное настроение. Может быть, это ощутится после того, как человек побывает в разных местах.

Возвращаясь к теме кафедрального собора, отмечу, что святейший патриарх Алексий II, назначая сюда клириков, очевидно, имел в виду что здесь священники будут сталкиваться со многими проблемами. И они должны иметь достаточные образование и духовный и жизненный опыт, чтобы ответить на возникающие вопросы. Ведь кроме того, что сюда приходят люди, которые составляют приход Храма Христа Спасителя (таких немного, примерно 100-150 человек), сюда заходят и те, кто находится в Москве проездом и у кого, например, находится свободное время между поездами или самолетами. Многие хотят побывать в нашем храме, в том числе и жители мест, в которых храмов нет. Но душа-то просит духовной поддержки. И мы своими силами, трудами стараемся эту поддержку оказать. То есть здесь и миссионерство в какой-то степени.


Храм Христа Спасителя

Сюда приходят люди, совершенно далекие от Церкви и православной веры, для которых это место прежде всего – памятник Отечественной войне 1812 года (ведь, проходя по галерее храма, можно воссоздать картину боевых действий от начала до окончания войны). Но, в любом случае, нет ни одного человека, который остался бы равнодушен, посещая Храм Христа Спасителя. Надеюсь, что хоть в малой степени посещение храма будет иметь следствием то, что человек задумается о своей жизни и своем назначении. В этом мы видим миссию всех, кто сегодня трудится в Храме Христа Спасителя.

Ключарь Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя
протоиерей Михаил РЯЗАНЦЕВ
рассказывает о храмовом хоре

– Стараюсь всю свою сознательную жизнь просвещать людей в любви к классическому искусству, которое, на мой взгляд, свидетельствует о существовании Бога. Вы согласны с тем, что великое искусство, даже не будучи церковным, свидетельствует о Господе?

– Я где-то прочитал такую мысль: музыка – это дар Неба. Я с этим полностью согласен. Действительно, музыка способствует человеку проникнуть в области заоблачные, вспорхнуть в небесные выси, где находится наш невидимый мир. Особенно церковная музыка содействует молитвенному настроению.

– До разрушения, с 1901 по 1922 годы, в храме служил самостоятельный хор под руководством регентов Михаила Карпова и Александра Александрова, кстати, автора музыки гимна Советского Союза и современной России. Гимн, по-моему, имеет церковную подоплёку.

– Несомненно.

– И у Вас, наверное, есть некая гордость за то, что главный гимн огромной нашей страны, звучащий на протяжении десятилетий, зародился, можно сказать, в стенах этого храма…

– Об этом мы узнали не так давно. Было время, когда замалчивалась эта сторона творчества Александрова, но когда узнали, действительно пришла мысль о том, что такая музыка могла родиться только у человека, который очень богат духовной музыкальной культурой. А храм Христа Спасителя, естественно, являл в своё время сокровищницу этой музыкальной культуры.

– Какие здесь пели протодиаконы: Афанасий Здиховский, знаменитый Константин Розов…

– У него был титул Великий Архидиакон. Константин Васильевич Розов, на службы с участием которого в храм Христа Спасителя собирались тысячи человек – единственный человек, который имел такой титул. Это вроде Генералиссимуса среди диаконов. Ничего подобного не повторялось в истории. И он служил здесь, на этом месте. Это наделяет особой ответственностью и нынешних служителей музыки, которые здесь поют.

– Кстати, все регенты, которые здесь служили, были ещё и композиторами. Не исключение и нынешний регент Илья Борисович Толкачёв, творчество которого мне очень нравится. Илья Борисович, порой «засекречивает» свою композиторскую деятельность и нечасто сообщает, что звучит его музыка, уподобляясь в этом древним иконописцам. Что Вы скажете по этому поводу?

– Именно потому, что Илья Борисович зачастую выступает анонимно, я не сразу мог узнать, когда звучала музыка Толкачёва. Но для меня критерием удачного исполнения церковного песнопения является то, что, когда хор поёт – я его не слышу. То есть он уместен на богослужении, не отвлекает на себя внимание священника, который совершает Божественную литургию либо другие богослужения. А ведь бывают такие песнопения, которые сами по себе и красивы, и интересны в музыкальном отношении, но никак не ложатся на богослужебную канву. И тогда приходится либо подстраиваться в эмоциональную тональность этого произведения, либо принимать другие меры. Но это отвлекает от самого богослужения, что не очень хорошо. А когда пение соответствует тому, что происходит в алтаре и тому, что происходит в храме, это можно отметить как удачные моменты. Которых, кстати, у нас очень много, и певчие, и регент храма Христа Спасителя справляются с этой задачей.

– Ваш хор имеет многомиллионную аудиторию благодаря богослужениям, которые транслируются минимум два раза в год. Эта аудитория является порой строгим критиком хора, но чаще он вызывает восторг. Восторг вызывает мудрость выбора репертуара. Потому что, когда идёт богослужение, когда священник ил диакон читают молитвы, хор создаёт некую мягкую звуковую ауру, которая только помогает клирикам и прихожанам сосредоточиться на молитве. Но когда, допустим, идёт запричастный концерт, то здесь Илья Толкачёв, например, несколько лет назад позволил себе исполнить в храме песнопение Георгия Свиридова – «Странное Рождество». И, знаете, это был праздник для всего русского народа, образованные представители которого очень чтят этого гениального композитора.

– Имя Свиридова и храм Христа Спасителя неразрывно связаны своими судьбами. Ведь вместе с писателем Владимиром Солоухиным Георгий Свиридов стоял у истоков возрождения храма. Здесь он был отпет в Сочельник 1998 года в недостроенном ещё храме… Я помню тот день. Было чувство, что ушёл великий человек. И на его отпевании собрался в храме весь цвет культуры, и не только музыкальной. И может быть, это событие, как и отпевание годом раньше Владимира Солоухина (его отпевали в деревянной часовне Державной Божией Матери), и стало началом того, что храм Спасителя, ещё находившийся в процессе воссоздания, уже привлёк к себе внимание людей творческих, составляющих действительную ценность для нашего Отечества. Как, собственно говоря, составляет теперь эту ценность духовную сам храм Христа Спасителя.

– Тогда сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершал отпевание Георгия Васильевича. Это ведь редкий случай?

– Да. Это было редчайшее событие, подтверждающее высокую оценку творчества великого человека Русской Православной Церковью и её Предстоятелем. И теперь музыка Свиридова очень уместно, очень вовремя включена в праздничные богослужения, проходящие в главном храме страны. Может быть, Свиридов и не писал свой цикл «Песнопения и молитвы» для церкви – время было такое, что трудно было представить исполнение сложного сочинения церковными певчими. Но он точно писал для Господа и православных людей, и сегодня грандиозная свиридовская музыка органично вписалась в общую духовно-художественную среду нашего огромного Кафедрального собора с его мощной архитектурой, фресками, иконами, барельефами. Музыка Георгия Свиридова хорошо ложится на канву богослужения и при этом излишне не отвлекает на себя внимание людей.

– На мой взгляд, сегодня хор под управлением Ильи Толкачёва занимает ведущее место среди российских певческих коллективов. У каждого хора есть своя звучность. У хора храма Христа Спасителя светлый, радостный звук, в меру торжественный, но не кричаще торжественный, а мягкий, свидетельствующий о радости Православной Веры. Аккорды сопрягаются стройно, без биений, возникает подлинная гармония. Уверен, что это невозможно без тщательного подбора певчих. Вы как-то следите за этим процессом?

– Поначалу, когда Илья Борисович только пришёл к нам в хор, я следил за отбором. Часть певчих осталась от прежних руководителей. Здесь я хотел бы назвать имя Николая Сергеевича Георгиевского, знаменитого московского регента, которым и был воссоздан хор храма в конце XX века. Георгиевский заложил прочный фундамент церковного пения в нашем храме. Потом, когда он ушёл, человек шесть певчих осталось здесь. Это крепкие профессионалы, грамотные церковные певчие, прекрасно знающие церковный репертуар и обиход, что очень важно. Они составили костяк нынешнего хора. Потом у нас регентом был Сергей Васильевич Кривобоков, после него недолго работал ещё один регент. Его сменил Илья Борисович Толкачёв. Он пел ранее у Николая Васильевича Матвеева, знаменитого регента, управлявшего хором в храме на Ордынке, и определённые навыки управления хором вынес оттуда. Придя сюда, Толкачёву пришлось хорошо потрудиться для того, чтобы собрать и сделать из несколько разрозненного коллектива ансамбль, который отличается высокими качествами, которые Вы упомянули. Помню, как он стал проводить первые спевки, стал добиваться чёткого, гармоничного, однородного звучания хора. Ротация, конечно, происходит, но приходящие сюда люди вливаются в коллектив и добавляют свои богатые нотки, интонации. Как я уже сказал, первое время я следил за отбором певчих, но потом я понял, что можно положиться на самого регента, и необязательно его контролировать. И теперь отбор, приём певчих происходит без моего участия. Полностью доверяю Илье Борисовичу Толкачёву.

– Но не бывает же всё так благополучно, как хотелось бы. И в каждом человеке есть некая греховная отягчённость, и мир у нас совсем не идеально устроен. Проблемы всё равно возникают. Сегодня в храме Христа Спасителя прихожане слышат хор через усилитель и динамики, что не принято обычно в храмах. Это неизбежно?

– К сожалению, да. Это наше больное место. Нам часто ставят в упрёк, что хор у нас радиофицирован, звук не совсем естественный, – как произнесение возгласов священнослужителями, так и пение хора. Но, к сожалению, мы не можем без этого обойтись. Есть историческое свидетельство, что акустика в прошлом, разрушенном храме тоже была не очень хорошая. Но там был огромный хор, голоса, пробивающие толщу воздуха. И духовенство подбиралось под стать этому объёму. Сейчас ситуация изменилась, да и время изменилось, можно использовать звукоусиливающую аппаратуру за богослужением. Но обязательно высококачественную, минимально искажающую живой звук. Хор сегодня, к сожалению, использует технику, которая уже устарела и морально, и технически, находится не на том уровне, который должен быть в этом храме. Я знаю, что выделяются какие-то деньги для того, чтобы смонтировать здесь действительно достойную звукоусиливающую аппаратуру. Работа в этом направлении идёт. Надеюсь, что если не в этом году, то в следующем мы поменяем и микрофоны, и динамики, и сам пульт управления на более новые, современные. И тогда уже в полной мере можно будет насладиться замечательным пением нашего хора.

– Ну, а сейчас насладиться им можно не только на богослужении в храме Христа Спасителя, но и на концертных площадках с хорошей акустикой, где коллектив под управлением Ильи Толкачёва поёт.

– Да, это ещё одна сторона деятельности нашего хора. Славу Богу, есть сейчас возможности выступать вне стен храма. Он является непременным участником Пасхальных фестивалей, часто поёт в Московском Доме музыки. Хочется верить, что со временем у людей будет всё больше пробуждаться интерес и к классической, и академической, в частности, церковной музыке. И тогда наш хор будет ещё больше востребован.

– Он и сейчас востребован, во всяком случае, образованной православной частью наших сограждан. А для того, чтобы их было больше, работаете, в том числе, и Вы.

– Спасибо. Я – сын священника, рос и воспитывался на высочайших примерах церковного певческого искусства. В храме Преображения в Богородском, где служил мой батюшка, пел хор под управлением знаменитого московского регента Серафима Ивановича Виноградова. Будучи совсем маленьким, я не мог вполне оценить пение замечательного хора, но, видимо, в подсознании отложилось высокое качество церковного пения. Это стало некой планкой. Потом, когда в юношеском возрасте я иподьяконствовал у Святейшего Патриарха Пимена, в Богоявленском соборе пел хор под руководством Виктора Степановича Комарова, отличающийся не только высоким качеством пения, но и удивительной задушевностью, восторгавшей прихожан, и небывалым подбором репертуара для каждого праздника. Помню, как после Всенощной я добирался домой, и всю дорогу у меня в голове звучали исполненные новых интонаций тропари, только что звучавшие в Богоявленском соборе за Всенощным бдением. Восхищался я и редчайшим профессионализмом Николая Васильевича Матвеева, обладавшего консерваторским образованием. К нему в Скорбященский храм на Большой Ордынке на, к примеру, исполнение Литургии Чайковского стекалась вся музыкальная Москва.

Поэтому, когда меня назначили служить в храм Христа Спасителя, естественным стало желание поднять хоровое дело в нём на максимально возможную высоту. И, когда сюда пришёл Илья Борисович, я был рад тому, что нашёл такого человека, который тоже понимает смысл церковных текстов и музыкальных произведений, облекает их звучанием в соответствии со смыслом. Толкачёв начал свою деятельность в нашем храме с энтузиазмом, и я надеюсь, что он у него не иссякнет.

Беседовал композитор Иван ВИШНЕВСКИЙ.

Оставьте комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Отец Михаил, нынешняя награда отмечает 30-летие Вашего служения. Скажите, пожалуйста, какие из событий, произошедших за годы Вашего служения, Вам особенно запомнились?

Уточним: 30 лет прошло со дня моей диаконской хиротонии. 15 марта 1981 года Святейший Патриарх Пимен рукоположил меня в сан диакона, но еще год после этого я учился в Московской Духовной Академии и иподиаконствовал у него, так что приходской жизни как священнослужитель в тот период еще не вкусил.

Через год, 7 апреля 1982 года, состоялась моя хиротония в сан иерея. Естественно, иподиаконство мое на этом завершилось. Около месяца я проработал в Патриархии и с 12 июня 1982 года по благословению Патриарха начал приходское служение в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря, где к тому времени освободилось место священника. За время, которое прошло с того момента, произошло множество разных интересных событий, и что-то одно выделить сложно.


Успенский храм Новодевичьего монастыря

На время моего служения в Новодевичьем выпала подготовка и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси. Сейчас появляются воспоминания об этом периоде, очень хорошо о нем написал покойный епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов), который, как и я, был иподиаконом Патриарха Пимена.

У нас в Новодевичьем монастыре под председательством Святейшего Патриарха состоялся Архиерейский собор, посвященный празднованию 1000-летия Крещения Руси. Помню, была организована выставка церковных изделий завода «Софрино». Сам юбилей праздновался очень торжественно: в Большом театре состоялся концерт, в московском Даниловом монастыре, который стал одним из центров празднования, совершилось торжественное богослужение, но в нем я не участвовал, потому что служил в Новодевичьем.

Патриарх Московский и всея Руси Пимен

Вообще, это было необычное празднование необычного события. Все-таки мы жили еще при коммунистическом режиме, велась серьезная атеистическая пропаганда. Как вспоминает епископ Сергий (Соколов), думали, что Церкви не дадут провести это празднование. Но промыслом Божиим празднование все же состоялось. Церковь заявила о себе и, может быть, именно с этого момента началось движение в сторону Церкви. А потом коммунистическое здание начало рушиться, генеральные секретари стали очень быстро сменять друг друга, и уже к началу 90-х годов ситуация в отношении Церкви совершенно изменилась.

К концу моего пребывания в Новодевичьем монастыре там начала восстанавливаться монашеская жизнь: стала образовываться женская монашеская община, а игуменьей была назначена матушка Серафима, родственница святителя Серафима (Чичагова). Это тоже было очень интересное событие, но я застал только самое начало, потому что вскоре после этого меня назначили ключарем Храма Христа Спасителя, который только-только начали строить. На месте храма была строительная площадка, совершать богослужения было негде, и какое-то время я продолжал числиться и служить в Новодевичьем.

Потом, когда рядом с будущим Храмом Христа Спасителя построили деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Державная», от послушания в Новодевичьем монастыре меня освободили. Я окончательно перешел сюда, и мы тали готовить к освящению сначала нижний, Спасо - Преображенский храм, а потом и сам Храм Христа Спасителя.

Храм Державной иконы

Как прошло здесь первое пасхальное богослужение?

Первый раз на Пасху мы служили в 1995 году в храме Державной иконы, и эта маленькая деревянная церквушка была битком набита людьми. Тогда мы совершили первый крестный ход, но пока только вокруг храма Державной иконы. А в 1996 году служили уже в строящемся храме Преображения Господня. Мы попросили строителей освободить нам «трассу» вокруг строящегося Храма Христа Спасителя и в пасхальную ночь прошли крестным ходом уже по строительной площадке вокруг будущего собора. Тогда тоже пришло довольно много молящихся.

Кто возглавлял эти богослужения? Приезжали ли архиереи?

Эти богослужения возглавлял ключарь Храма Христа Спасителя. Архиереи в то время здесь богослужения не совершали, потому что, повторю, на месте храма была строительная площадка.

Но с самого начала строительства Святейший Патриарх Алексий II в праздник Рождества Христова 1995 года в присутствии председателя Правительства РФ Виктора Степановича Черномырдина и мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент будущего храма.

Пасха в 1995 году пришлась на 23 апреля, то есть на день праздновалась раньше, чем в нынешнем. За 4 месяца, которые прошли с закладки первого камня, храм был выведен на уровень пола, но ни стен, ни сводов еще не было. Ночью мы служили в деревянном храме Державной иконы, а днем, в 16 часов, здесь собралось московское духовенство, и Святейший Патриарх Алексий II совершил первую Пасхальную Вечерню на полу возводимого храма. Было очень жарко, светило яркое солнце, пришло очень много людей. Крестный ход проследовал на строительную площадку от храма Илии Пророка в Обыденском переулке.

В дальнейшем Рождество и Пасха отмечались здесь Патриаршим служением. На Рождество 1996 года мы совершили Рождественскую Вечерню по аналогии с Пасхальной, но Патриарх служил уже внутри строящегося храма. Так что строительство продвигалось очень быстрыми темпами.

19 августа 1996 года Святейший Патриарх освятил престол нижнего Спасо - Преображенского храма. С этого момента там начались регулярные богослужения.

Правда, отделочные работы к тому времени не были закончены. Поэтому в субботу перед всенощным бдением мы собирались в храме, все мыли, чистили, пылесосили, потом служили, в воскресение все убирали, а с понедельника снова приходили рабочие и продолжали заниматься облицовкой стен. Но храмовая жизнь уже начала осуществляться.

В конце 1999 года все строительные работы были завершены, и 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма.

До августа 2000 года художники заканчивали роспись храма, и 19 августа, в праздник Преображения господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя. С этого дня начались регулярные богослужения и в верхнем храме.

Помните, как Вы отнеслись к идее воссоздания Храма Христа Спасителя, когда об этом только-только начали говорить?

Конечно же, когда, еще студентом Академии, я бывал в Патриархии или Отделе внешних церковный сношений и после шел по Пречистенке к метро «Кропоткинская», то пытался представить себе, как мог бы выглядеть здесь, на месте бассейна «Москва», Храм Христа Спасителя и как было бы хорошо, если бы он здесь оставался. Но, конечно, когда возникла идея воссоздать храм, я отнесся к ней скептически.

По этому поводу ведь было очень много споров, предлагали различные варианты, например, сделать не храм, а символическое лазерное изображение.

Конечно, это промысл Божий, что идея воссоздать храм приобрела реальное воплощение и что она, после того как была высказана священноначалием, нашла отклик в сознании тогдашнего нашего градоначальника Юрия Михайловича Лужкова и все в совокупности привело к тому, что строительные работы начались.

Помню, когда я увидел строительный забор на месте бассейна «Москва», подумал: «Ну сколько раз этот забор еще будут перекрашивать, чинить… Доживу ли я до того момента, когда из-за него станут видны стены храма?». Может быть, за мой скептицизм Господь и поставит меня сюда. Мы знаем историю Симеона Богоприимца, который усомнился в том, что от Девы может родиться Спаситель, и был оставлен до того момента, как Спаситель родился от Девы и был принесен в Храм. Что-то подобное произошло и со мной. Так что я оказался в Храме Христа Спасителя и стал свидетелем того, что здесь происходило до настоящего времени и продолжает происходить.

Помните момент, в который Вам сказали, что именно Вы будете ключарем воссозданного Храма Христа Спасителя?


Это было в 1994 году. То есть в сентябре 1994 года появился строительный забор, а 6 октября меня уже назначили ключарем, так что я недолго сомневался и проявлял свой скептицизм.

В то время я был членом Епархиального совета. Состоялось заседание, на котором как раз шел разговор том, что начинается строительство Храма Христа Спасителя и необходимо назначить туда кого-то из московских священников, кто бы мог следить за строительными работами и вообще возглавить процесс воссоздания.

По какой-то причине я не смог присутствовать на этом заседании, вероятно, был занят в Новодевичьем монастыре, и отцы не нашли ничего лучше, как в мое отсутствие предложить мою кандидатуру. Когда я узнал об этом, то очень удивился, но предложение о моем назначении уже было доложено Святейшему Патриарху Алексию II и он его одобрил.

Когда я пришел к Святейшему Патриарху, чтобы просить благословение на это служение и получить указ о назначении, то спросил, почему назначили именно меня, ведь я не специалист, никогда не занимался строительством, к тому же и священник еще молодой, то есть не обладаю большим жизненным и духовным опытом. А Святейший так улыбнулся и говорит: «Храм-то ведь будет еще долго строиться».

Очевидно, он имел в виду, что, пока будет строиться храм, у меня будет время и возможности набраться опыта и, может быть, до великого освящения храма я успею и состариться. Конечно, тогда никто не предполагал, что Храм Христа Спасителя будет построен всего за пять лет.

Вы были иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена. Может быть, были какие-то эпизоды, которые особенно остались в памяти?

Не скажу, что были какие-то эпизоды: для меня это был один эпизод, очень поучительный и очень яркий.

Конечно, все вспоминают о том, что богослужения Святейшего Патриарха Пимена отличались высокой духовностью и особенной красотой, наполненной молитвой. Проповеди его были в основном назидательными, пастырскими, посвященными праздникам или евангельским чтениям, отличались краткостью, но очень западали в душу и оставались в сознании людей.

Я не был особо приближенным иподиаконом, но для себя и в теперешнем моем служении взял за образец то, как Патриарх Пимен совершал богослужения: не отвлекаться ни на что, всегда быть сосредоточенным и пребывать в молитвенном состоянии.

В основе церковной жизни лежит традиция, преемственность. В момент рукоположения священнику передается благодать от апостолов, которые были поставлены самим Иисусом Христом, и таким образом все мы, священнослужители, оказываемся их преемниками. Но в своем служении мы следуем еще и каким-то образцам. Я учился у Патриарха Пимена, а он еще у кого-то, а те еще… И в этом тоже выражаются преемственность и традиция Православной Церкви.

Ольга Богданова

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь.

Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господней. Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.

Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни .

Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год - в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того - гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя - это не хитон, а другая верхняя одежда - плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице - Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей...

У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская - Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово - «сделан» - потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно - 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Родные Галины Павловны Вишневской у иконы святителя Николая, которую передают в Храм Христа Спасителя по ее воле. 19 декабря 2012 года. Фото www.xxc.ru

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона - образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине - Карачаево - Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

Одно из сокровищ храма - старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны. Великая вечерня 7 января 2012 года. Фото www.patriarchia.ru

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты - я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, - постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров - прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

А разве эти помещения не относятся к храму?

Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя - организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

Нет. Это все - к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий - например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее - эти залы также приходится арендовать?

Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Отец Михаил и митрополит Иларион

Неделю перед началом Великого поста в Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка пребывала честная глава Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Желание о возможном паломничестве святыни из главного собора России Храма Христа Спасителя в Америку было высказано священнослужителями Русской Зарубежной Церкви во время пребывания осенью прошлого года в Москве Путеводительницы русского зарубежья - Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. Благословение на благое дело дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В США святыню сопровождал ключарь Храма Христа Спасителя - протоиерей МИХАИЛ РЯЗАНЦЕВ.

— Отец Михаил, Вы только что вернулись из Джорданвилля. Это была Ваша первая встреча с центром Русского Зарубежья?
— Да, в Америке я уже четвёртый раз, а в Джорданвилле побывая впервые. Как раз выпал снег, и мы почувствовали там настоящую русскую зиму.
Помню, когда учился в Московской семинарии, нам привозили записи монастырского хора из Джорданвилля, и мы были поражены и обрадованы, когда слушали настоящее монашеское духовное пение. Эти воспоминания остаются по сей день. И когда в обители мы пришли на место погребения митрополита Лавра, там собрались семинаристы, пропели панихиду, и вспомнилось то время, когда мы слушали Свято-Троицкий монастырский хор — та же манера исполнения, те же напевы…

— Отец Михаил, как давно Вы являетесь ключарём Храма Христа Спасителя?
— После священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, который был последним ключарём собора, я, по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II стал первым ключарём ещё не воссозданного храма. Меня назначили как раз в то время, когда бассейн «Москва» был уже разобран, и готовилась площадка для постройки главного Храма страны — Патриаршего кафедрального собора. В прошлом году, 8 октября, исполнилось пятнадцать лет, как я являюсь ключарём воссозданного Храма Христа Спасителя.
С 1982 года служил в Новодевичьем монастыре в Москве. Хотя монастыря как такового тогда не было: был музей и городская приходская церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этом храме я служил четырнадцать лет.
Когда меня благословили на послушание ключаря воссоздаваемого Храма Христа Спасителя, то первое время мне приходилось совмещать службу в Новодевичьем монастыре и исполнять обязанности ключаря, поскольку храма ещё не было. Когда построили деревянный храм, фактически на стройплощадке, я перешёл туда, и начались подготовительные работы для начала богослужений в самом храме — сначала в нижнем Преображенском, который был освящён на праздник Преображения Господня в 1996 году. Хотя строительство продолжалось, по воскресным дням там уже совершались службы. В течение недели работали строители, а в субботу мы наводили чистоту и порядок, служили всенощное бдение, в воскресенье — литургию, а в понедельник приходили строители и продолжали работу. В 2000 году, также на праздник Преображения, Храм был освящён великим освящением. Освящение совпало с Юбилейным Архиерейским Собором и торжеством канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских. С того времени у нас начались регулярные богослужения, как в воскресные дни, праздники, так и по будням.
В будни мы служим в нижнем Преображенском храме. Там же совершаются требы: молебны, панихиды, крестины, отпевания, в положение дни и венчания. Так что вся приходская жизнь проходит у нас в нижнем храме, а верхний является кафедральным собором Святейшего Патриарха. Там богослужения проходят в воскресные и праздничные дни.


— Отец Михаил, в чем Вы, как ключарь, видите специфику Храма Христа Спасителя?

— Специфика храма заключается в том, что у нас почти нет постоянных прихожан. Храм находится в самом центре Москвы, а центр, в пределах Садового кольца — это фактически не жилой район. Тем не менее, храм постоянно полон, особенно по субботам и воскресеньям. Основная масса посетителей — это люди приходящие, которые находятся в Москве либо проездом, либо москвичи, которые ещё не были в нашем Храме. Но есть человек двести постоянных прихожан, которым нравится Храм, богослужения в нем. И мы благодарны им за верность, за то, что не просто заходят, а приходят в Храм помолиться.
Отмечу, что Храм Христа Спасителя воссоздан в таких же размерах, как до разрушения, и может вместить до десяти тысяч человек. Но и такой грандиозный собор не может вместить всех желающих на такие великие праздники как Пасха и Рождество, поэтому в эти дни мы вынуждены ограничить доступ и вход осуществляется по пригласительным билетам. Во все же другие дни можно прийти, помолиться, поклониться святыням, которые находятся в Храме Христа Спасителя. Это частица Ризы Господней, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, благоверного князя Александра Невского, святителя Пера, митрополита Московского. Не так давно из Кремлевских музеев нам передали частицу Ризы Пресвятой Богородицы, один из гвоздей, которым прибивали ко Кресту Господа нашего Иисуса Христа, частицы мощей равноапостольного князя Владимира, десницу преподобного Евфимии Всехвальной, главу святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого. Так что в нашем соборе присутствует вся полнота Вселенских учителей и святителей.

— Какие не московские святыни уже побывали в Храме Христа Спасителя для поклонения верующих, и прибытие каких можно ожидать в ближайшем будущем?
— Самым значительным событием стало пребывание в нашем соборе Тихвинской иконы Божией Матери. Это был поистине всенародный праздник. Когда образ Пресвятой Богородицы находился в Храме, люди стояли в очереди дни и ночи, а когда близилось время отбытия иконы, то народ живым ручейком проходил под иконой, чтобы хотя бы прикоснуться, пройти, помолившись. Когда икону проносили из Храма Христа Спасителя на Красную площадь, по набережной Москвы-реки шёл сплошной людской поток, который сопровождал святой образ.
Другим событием явилось пребывание в Храме святыни Русского зарубежья Курской Коренной иконы Божией Матери в сентябре прошлого года. Встречали мы главу великомученика и целителя Пантелеимона, мощи апостола Андрея Первозванного со Святой Горы Афон, десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы из Знаменского синодального собора в Нью-Йорке, десницу Крестителя Иоанна из Черногории. С прибытием таких святынь ощущаешь необыкновенную, особую благодать.
Какие святыни прибудут к нам в будущем, говорить пока рано, так как процесс всегда сопровождается предварительными переговорами. Но хотелось бы, чтобы осуществилось намерение Святейшего Патриарха Алексия II привозить для поклонения в Храм и наши российские святыни, многие из которых, к сожалению, находятся в забвении, и них мало кто из верующих знает, а если и знают, то не всегда могут отправиться в дальнее паломничество.

— Отец Михаил, прибытие святынь всегда сопровождается большим наплывом людей. Насколько сложно бывает обеспечить порядок в Храме?
— Что касается богослужений, то здесь устраивается череда служащих священников по благочиниям. Батюшки приходят со своим хором, прихожанами, и в течение двух часов совершают чтение акафиста той святыне, которая пребывает в Храме. Бывают также дежурные священники, которые наблюдают за порядком в самом Храме, отвечают на вопросы.
Обеспечение порядка вокруг собора лежит на представителях Фонда Храма Христа Спасителя. Обычно перед прибытием святыни проходит совещание с представителями городских структур, органов правопорядка, социальными службами. Нужно убирать мусор, обеспечить людей водой, закусками, ведь люди приезжают в столицу из разных городов, преодолевая большие расстояния. Вокруг Храма стараемся поддерживать чистоту, порядок.


— Величественный Храм Христа Спасителя занимает огромную площадь. Как организована работа по содержанию такого грандиозного сооружения, кто заботится о благолепии — церковном и хозяйственном, кто наводит чистоту и порядок Храме?

— Обеспечение церковного благолепия лежит на четырёх священнослужителях и четырёх дьяконах. Храм Христа Спасителя — это то место, куда Святейший Патриарх Алексий II, а сегодня — Святейший Патриарх Кирилл, направляют на практику молодых священников сразу после рукоположения, и сорокоуст батюшки служат в Храме под руководством и надзором наших священников. Молодому священнику на всю жизнь запомнится начало пути в Храме Христа Спасителя, а для клириков Храма это определённая помощью.
Что касается хозяйственных дел, то наш собор не является собственностью Русской Православной Церкви, и в этом ещё одна его особенность. Он строился на те средства, которые поступали от правительства Москвы и частично от частных благотворителей. Мэр Юрий Михайлович Лужков предложил Святейшему Патриарху Алексию II взять обслуживание храма на бюджет города Москвы. Но поскольку государство у нас светское, и правительство Москвы не имеет права оказывать финансовую поддержку Церкви, то решено было оставить Храм за городом. Так что комплекс Храма Христа Спасителя — это городское имущество, оперативное управление которым, технические работы осуществляет Фонд Храма Христа Спасителя, в котором трудится около 300 человек.
Около 120 человек — это церковные работники, которые находятся в ведении ключаря: уборщицы, певчие, бухгалтерские работники.
Всего же через Храм прошло гораздо больше людей.
Остались только те, кто предан Храму и своему делу, потому что труд у нас не простой, особенно у тех, кто стоит у подсвечников, трудится в иконной лавке. Люди в Храм приходят не только помолиться, но и чтобы спровоцировать на грубость, бывают и недовольные. Тут надо проявлять такт, терпение, христианскую любовь, знания. Я уже говорит, что у нас очень много людей проходящих, кто в первый раз переступает порог храм, и таким людям приходится объяснять, и не по одному разу, самые простые вещи.

— Отец Михаил, Ваш батюшка тоже священник. Но на пастырском пути судьба сводила Вас и с другими пастырями и архипастырями нашего времени…
— Родился я в семье священника. Мой батюшка служил сначала в небольшом храме в районе Сокольников, 19 лет служил в храме в честь иконы «Знамения» Пресвятой Богородицы у Рижского вокзала, в храме Покрова Божией Матери в районе Таганки.
И для меня не могло быть иного пути, как тоже служить Церкви. Отслужив в армии, поступил в Московскую духовную семинария, а потом в академию.
Одиннадцать лет был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена. Эти годы дали мне неоценимый опыт служения Церкви. Службы Патриарха Пимена были наполнены особым смыслом и духовным горением. Для меня они были и остаются примером.

— Десятки лет, до празднования Тысячелетия Крещения Руси, когда слово «церковь» стало возможным произносить не громко, но и не совсем шёпотом, такое понятие как Патриарх Пимен было абсолютно закрытым для подавляющего большинства верующих во всех концах России…
— Наблюдая за богослужением, как совершал его Святейший Патриарх Пимен, могу с уверенностью сказать, что он был истинный молитвенник, прошедший чрез все трудности и испытания — был в ссылке, на фронте, был несколько раз ранен. По возвращении из ссылки, ему, как и многим заключённым и ссыльным, запретили жить в крупных городах центра России, и он вынужден был отправиться в Муром и там служил.
А как он читал канон преподобного Андрея Критского! С таким проникновением в смысл этого канона, с таким молитвенным настроением его редко кто читает. Каждое слово, прочитанное им, доходит до сознания человека. Сейчас появились аудиозаписи этого канона в прочтении Патриарха Пимена на кассете и на диске.


— А из Вашей семьи
кто-нибудь пошёл по духовному пути?
— Мой дядя был священником, а сын выбрал другую дорогу — стал банкиром. Но в храме бывает регулярно, в меру возможностей помогает храмам. А дочь недавно меня порадовала. Вышла замуж за выпускника Киевской духовной академии. Сейчас он учится в Афинах на богословском факультете и уже стал священником. Так что по линии дочери служба Церкви у нас в семье продолжается.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама