THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Акафист Пресвятой Богородицы представлен двадцати пятью строфами, каждая строфа означает написание хвалебной песни. Хвалебные песни располагаются в определенном порядке, согласно буквам греческого алфавита. Двадцать пять песен включают в себя тринадцать кондаков и двенадцать икосов.

Кондак в переводе с греческого языка означает слово «домик», «палочка, на которую наматывали свиток». Кондак воплощает в себе краткую песнь, которая излагает сжатое содержание христианского праздника или хвалебную оду святому. Чтение кондака всегда заканчивается хвалой бога, «Аллилуйя».

Икос в переводе с греческого языка означает слово «дом». Икос представляет собой пространную песню, дающую объяснение сущности праздничного события. По этой причине икос никогда не читается самостоятельно, а только вместе с кондаком. Икос обязательно заканчивается чтением восклицания «Радуйся». Все икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак.

За чтением каждого кондака непременно следует чтение икоса, который разделен на две части. В первой части развивается какая-либо определенная тема. Вторая часть содержит двенадцать строк, каждая строка начинается со слова «радуйся» и содержит песню-хвалу.

Двадцать пятая строфа церковно-богослужебного акафиста или тринадцатый кондак считается обращением-молитвой к тому, кого прославляют в акафисте, и читается три раза подряд. После акафиста следует чтение . Акафист Пресвятой Богородице поется один раз в году в пятой седмицы Великого поста. Иначе этот день «Суббота акафиста».

Можно ли читать акафист дома? Конечно. Ведь чтение акафиста относится к келейным, то есть домашним молитвам. Поэтому их можно читать, даже не получая на то благословления священника. Перед чтением акафиста необходимо прочитать все предначинательные молитвы (как утренние или вечерние молитвы). Затем читается сам акафист, трижды тринадцатый кондак, первый икос и первый кондак. После этого читается Ангелу-Хранителю.

Видео по теме

Источники:

  • как правильно читать акафист

Молитва для православного человека является не просто и не только религиозным долгом, это, прежде всего, нравственная потребность человеческой души в диалоге с Богом, Божией Матерью, ангелами или святыми. Молитва - это обращение мысли, чувств к вечности, один из духовно-нравственных подвигов православного христианина.

В течение календарного года православная Церковь определяет особенные дни, в которые человек должен с большим усердием обращаться к Богу, стремиться к духовному совершенствованию. Эти периоды именуются святыми постами. При этом пост является не просто от определенной пищи, но заключается в стремлении человека быть лучше, упражнении своей личности в духовных подвигах, в том числе и молитве.


В настоящее время существует мнение о необоснованности в пост. Акафистом именуются определенные молитвенные произведения, состоящие из 12-ти кондаков и икосов, в которых находятся молитвенные обращения к Богу, Богородице, тому или иному святому, выраженные в возвышенной радостной форме. Акафист - одно из самых радостных и торжественных молитвословий в православной Церкви. Неслучайно именно в акафистных произведениях человек обращается, например, к Божией Матери восторженным приветствием: "Радуйся...".


Приверженцы мнения о запрете чтения в пост ссылаются как раз на то, что спасительное воздержание это особое строгое время, в которое даже и молитвословия должны быть аскетичными. Некоторые люди считают, что в пост душе христианина не позволительно читать молитвословия такого "радостного характера". Вместо этого, считают они, положены определенные молитвы покаянного содержания. Однако мировоззрение чуждо православной традиции.


Церковь обращает особое внимание на то, что пост - это время покаяния. Поэтому покаянные молитвословия, аскетичные каноны вполне уместны. При этом, следуя евангельским словам Христа, Церковь не налагает на человека обязанность во время воздержания ходить с грустными лицами, печалиться и всем видом показывать как строго человек . Для православного человека время поста (время покаяния) особый радостный период в жизни. Исходя из этого, если у человека появляется молитвенный настрой с чувством радостного трепета от , то этот факт не может восприниматься православием негативно. Акафист - это молитвенное произведение, несущее в себе глубокий духовный смысл. Акафисты помогают человеку сосредоточиться на одной из важных составляющих поста - молитве.


Таким образом, запрет на чтение акафистов во время поста не соответствует православной практике и несет в себе несколько неправильное понимание спасительного воздержания. Кроме того, сама богослужебная практика Церкви, церковный устав в определенные дни предписывает совершение чтения акафиста в пост. В частности, имеется в виду пятая суббота Великого поста - время, когда в православных храмах совершается чтение на распев акафиста Пресвятой Богородице. Этот день именуется в богослужебном уставе Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы). Это чинопоследование появилось в Церкви более тысячи лет назад.


Также необходимо упомянуть и о практике чтения акафиста Страстям Господним. Начиная с вечера второго воскресенья Великого поста во многих православных храмах совершается особое великопостное богослужение воспоминания страданий Христовых (таких богослужения всего четыре). Особое место в этой службе занимает чтение акафиста Страстям Христовым.

Смерть близкого человека всегда становится тяжелым душевным потрясением. Нередко люди, никогда прежде не задумывавшиеся о вере, именно в такой ситуации впервые начинают молиться.

Молитва – это не только утешение для оставшихся в живых, но и помощь умершему в загробной жизни. По словам святого Иоанна Златоуста, молитвы значат несравненно больше, чем рыдания и пышные гробницы.

Когда посещать кладбище

Для молитвы об умерших – в том числе и на кладбище – установлены определенные дни. Это мясопустная суббота (предпоследняя суббота перед Великим постом), (на 2-й, 3-й, 4-й неделях Великого поста и накануне праздника Святой Троицы) и Радоница (вторник на 2-й неделе после Пасхи). Погибших на войне поминают в последнюю субботу перед днем св. Дмитрия Солунского, который отмечают 8 ноября. Вопреки распространенному заблуждению, посещать кладбище в день Пасхи не следует.

Кроме того, молиться за усопшего следует на 9-й и 40-й дни после смерти, а впоследствии – в годовщину смерти и день памяти святого, чье имя он носил.

Молитве на кладбище должна предшествовать молитва в храме, присутствие на богослужении, желательно – исповедь и причащение. Перед началом богослужение следует подать записку «Об », где указывается имя покойного.

Посещая кладбище, не следует устраивать на могиле поминальную трапезу, оставлять там еду и тем более – вино или водку, это

Количество записей: 64

Понимаю, что на все воля Бога, но не могу успокоится. Мне 37 лет, по наставлению читаю акафист "Нечаянная радость" 1,5 года, очень хочется устроить свою жизнь и быть полезной в этой жизни, но встретить мужчину нет возможностей. Никак не могу внушить себе, что и такая жизнь должна быть радостной, во славу Божью.

Елена

Здравствуйте, Елена! Вы все делаете правильно, надеясь на волю Божию. Попробуйте обратиться в храм к какому-нибудь знакомому батюшке. Очень часто случается, что на приходе есть не только одинокие девушки, но и мужчины, желающие создать крепкую православную семью. Если хотите быть полезной, можно попросить у настоятеля какое-то послушание в храме. Главное – не отчаивайтесь! Господь все управит.

иерей Владимир Шлыков

О болезнях. В житии святого Георгия Победоносца читал про такой способ исцеления: "...Выслушав это, сарацин сказал: – Что же я теперь должен делать? Ты видишь, что рука моя сильно отекла; я нестерпимо страдаю и приближаюсь к смерти. Священник сказал ему: – Если хочешь остаться живым и выздороветь, то прикажи принести к тебе икону святого великомученика Георгия, поставь ее над своею постелью, устрой пред иконою лампаду с елеем и возжги в ней светильник на всю ночь; утром же помажь больную руку твою елеем от лампады, твердо веруя, что ты исцелеешь, -и ты будешь здоров. Сарацин тотчас же стал просить священника принести к нему икону Георгия и, приняв ее с радостью, сделал так, как научил его священник. Утром он помазал руку свою елеем от лампады, и тотчас боль в руке его остановилась, и рука его стала здоровою." Скажите, возможно ли такое в наше время, и как это правильно делается, возможно, нужно Акакфист прочесть или еще что то сделать? Ваше мнение?

Андрей

Андрей, чудеса совершались и совершаются всегда. Для это нужна наше твердая вера, благочестие и воля Божия. Бог нам дает по нашей вере. Если не будет воли Божией то ничего не произойдет. Может быть, чудо, о котором мы просим, нам навредит: например, человек возгордиться, появиться самомнение. Мы не должны искать чудес – чудо, что мы живем. Мы должны искать Христа, стремиться к Нему, жить по Заповедям Божиим, и если мы этого достигнем, то это и будет чудо Божие. Конечно, в наше время много совершается исцелений по молитвам простых людей. "По вере вашей будет вам". Чудеса совершаются, когда это очень необходимо, для вразумления или для Славы Божией, а не просто так.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что мне лучше читать, канон или акафист святому Николаю Чудотворцу, или и то, и другое? Вот уже почти 5 лет, как я не хожу. Как мне вымолить исцеление? Или принять свой недуг и не просить об избавлении от него, ведь я понимаю, что он дан мне за мои многочисленные грехи. Но я не хочу быть обузой для своей мамы.

Юлия

Юлия, молитесь теми молитвами, которые Вам больше по душе. Читайте и канон, и акафист – пусть попеременно – чего душа просит в данный момент. А к болезни надо относиться по-христиански – лучше тут поболеть, чем там мучиться.

игумен Никон (Головко)

Храни Господь! Очень расстроена, узнала, что акафист за единоумершего не есть правильный, и не надо читать, а я читала, но еще читала все 40 дней Псалтырь. Но ведь многие читают акафист, да мнения даже в интернете разные, а как же быть, где истина?

Тамара

Тамара, я, надо сказать, не знаю, кому принадлежит авторство этого акафиста, но, однако, хочу Вас успокоить, что даже если он "неканоничный", то в Вашем случае не нужно расстраиваться: Вы же молились, а это – самое главное. А то, что Вы чего-то не знали, Господь, видя Ваше доброе дело, простит. Вообще же в православной богослужебной литературе имеется канон за единоумершего, а акафиста, действительно, нет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, читала акафист иконе Божией Матери "Умиление" и встретила там такие строки (кондак 6): "Бысть проповедница милости всех в своем житии Александра честная. Божие имя всегда во устех, в сердце и мысли молитва святая" и т. д. Я запуталась, о какой Александре идет речь? Спасибо.

Александра

Светлана

Светлана, молиться за других, конечно, можно, но далеко не все могут молится за других. Когда мы молимся за своих близких, то Господь нас покрывает от разных искушений, а когда мы хотим молиться за других, то это уже должно быть дерзновение, т. е должны быть силы духовные к этому и должна быть наша жизнь праведной, нужно соблюдать заповеди. Необходимо самому очиститься, а потом уж молиться за других. Дело в том, что когда мы дерзаем молиться за других, то дьявол может на нас нападать, и мы можем не выдержать, могут быть искушения. Светлана, молитесь за близких родственников, а молиться за других людей, страдающих духом пьянства, Вам не надо. За них можно писать записки в церкви о здравии, на литургию, на молебен, можно их увещевать, подсказывать им самим, как и кому помолиться.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в какое время (день и час) читают акафист Святителю Спиридону Тримифунтскому? Спасибо.

Елена

Елена, молиться можно во всякое время. Читайте Акафист в любое время, в любой день, в любой час. В церкви нет такого регламента. Наши святые слышат нас в любое время. Как чувствуете желание помолится – так и читайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли креститься во время чтения акафиста после каждого кондака и икоса, или крестятся по окончании прочтения всего акафиста?

Юлия

Юлия, особого правила нет. Это Ваше личное желание, как Вам угодно. Мы как-то сами определяем интуитивно, когда нам крестится во время молитвы, как сердце подскажет. Но в общем-то после каждого кондака и икоса мы крестимся, и по окончании всего акафиста тоже крестимся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Мой вопрос иерею Сергию Осипову. Вы сказали, что нельзя налагать на себя исполнение молитвенного правила, кроме совершения утренних и вечерних молитв. Скажите, пожалуйста, а на чтение акафистов, канонов - тоже брать благословение? А если читаешь их часто? И еще у меня вопросы. 1. Есть ли какое-то правило, в какие дни недели их (акафисты и каноны) читать? Или можно в любой день, по зову души? 2. В конце акафистов и канонов есть молитвы. Можно ли их читать отдельно, сами по себе? Спасибо за ответ. Всего Вам доброго.

Татьяна

Татьяна, надо взять благословение, чтобы кроме молитвенного правила читать еще акафист или канон. Выбирать акафисты и каноны можно по желанию. Молитву отдельно тоже можно читать. Помоги Господь,

иерей Сергий Осипов

Олег

Олег, само слово "акафист" обозначает песнопение, которое совершают стоя. Если уж трудно стоя, то хотя бы – на коленях. Сидя читать акафист как-то уж совсем неприлично. Хотя, когда нам будет лет по сто, Господь, думаю, глядя на нашу дряхлую немощь, простит и это – лишь бы молились.

игумен Никон (Головко)

В Акафисте Трифону написано, что не исповедующих истинной православной веры жребий есть огонь неугасимый. Это значит, что все католики и мусульмане будут гореть в Аду. Ответьте подробно.

Олег

Олег, а чего же тут подробного расписывать? Если осознанно, зная Евангельскую истину, отрекутся от нее, то будут. Как бы нам вот только, исповедующим, туда же не загреметь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую молитву мне читать? Может быть, акафист Пресвятому Николаю Чудотворцу? Мой молодой человек курит и иногда пьет спиртное. У меня никак не получается его от этих недугов или грехов отвадить. В храм без меня он тоже не желает идти. Расстаться с ним мне очень тяжело.Помолитесь за рабов Божьих Евгению и Михаила. Спаси Господи!

Евгения

Здравствуйте, Евгения. Советую Вам почитать акафист Благовещению Богородицы (самый известный акафист Божией Матери). Вам нужно мягко, без нажима дать понять своему молодому человеку, что если он хочет быть вместе с Вами, ему нужно проделать над собой некоторую работу, и это не Ваша прихоть, а просто необходимо, чтобы ваша семья была крепкой.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Как быть, если на человеке порча и всяческие воздействия со стороны черных магов? Подскажите, пожалуйста. Я знаю, что нужно исповедоваться, причащаться, молиться, поститься, сейчас с благословения читаю 40 дней акафист Священномученику Киприану и Мученице Иустине, хожу в церковь на службу, но бывают моменты, что даже сил молиться нет и не могу никак приготовиться к причащению, а не могут ли в виде исключения, как болеющих, причастить без подготовки? Я долгие годы пыталась своими силами с помощью молитвы и церкви бороться, но когда пошла сдавать анализы, и они показали, что возможна самая нехорошая болезнь, а потом вдруг опять нормальные анализы, а мне становилось все хуже и хуже, я с трудом для себя решила обратиться к бабушке, которая сняла мне порчу. Мне со временем стало лучше, но мои недоброжелатели не спят и опять наносят удары, я бы ни за что не обратилась к бабушке, если бы мне помогли в церкви отчиткой, но никто этим сейчас не занимается. Как быть?

Кристина

Кристина, к бабушкам обращаться больше не надо – будет только хуже, а вот молиться, как Вы и делаете, нужно. Не отчаивайтесь, Господь Вас не оставит.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как можно молиться за некрещеную маму? Ей завтра предстоит операция. Можно ли канон о болящих читать или акафист Богородице?

Лидия

Уважаемая Лидия, к сожалению, в церкви Вы не сможете подать записки о здравии, но молиться о маме Вы обязаны, читайте каноны, акафисты, другие молитвы. Постарайтесь убедить маму после операции принять Святое крещение.
Если положение очень критическое, то по благословению священника Вы можете крестить маму прямо в больнице.

иерей Александр Бабушкин

Мария

Акафистом называют одно из чинопоследований (в переводе с греческого "неседален") "песнь, которую поют не садясь, стоя".
Акафист состоит из 12 больших строф (икосов) и 12 меньших (кондаков), после кондака следует рефрен "аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе, Боже Наш, Слава Тебе".
Акафист можно читать дома, но для того, чтобы иметь представление о том, как это делается, желательно найти аудиозапись в сети интернет или послушать в храме.
Во всех храмах на утрене Праздника "Похвала Богородице", 5 неделя Великого Поста, поется Акафист, называемый Великим.
Если Вы живете в большом городе, то можете услышать пение (именно пение, не чтение) акафиста, которое теперь происходит регулярно по некоторым дням недели во многих Храмах, и в этом чинопоследовании участвуют и клир, и миряне, поющие рефрены и припевы.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, батюшка! В последнее время раздражает молитва, чтение акафистов, духовной литературы и хождение в храм. Я понуждаю себя продолжать все это делать, но хочется зашвырнуть книги куда подальше. Есть психологическая причина, как мне кажется, - мне 29, а образ жизни, как у бабулек, которые со мной ходят в храм. На работе одна в офисе (еще минимум несколько месяцев так будет, раньше радовало, что можно что-то побыстрее сделать и, если время остается, почитать ту же духовную литературу), дома только родителей вижу (у папы все разговоры о бесах и грехах и о том, что для меня самое лучшее занятие – это придти и читать акафисты, а в 10 лечь спать), в спортзале не до общения – быстро все пришли, отзанимались и ушли, то же самое на рисовании. У подруг свои семьи, у меня личной жизни нет. Поменять что-то в жизни не получается. Понимаю, что нужно просто потерпеть этот период, он для чего-то дан, но, если раньше большой поддержкой была молитва, храм и книги и вынужденное одиночество я рассматривала, как время для духовного развития, то теперь получается наоборот. Является ли это духовной проблемой и что бы Вы посоветовали? Простите и благословите.

Светлана

Ну, уж, Светлана, "образ жизни, как у бабулек" - что Вы знаете о современных бабульках?! Они Вам фору дадут, уж поверьте!
Нам никто не сказал, что спасаться будет весело и заманчиво, наоборот: "в мире скорбны будете", "Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е". И в то же время: "дерзайте, ибо Я победил мир!"
Не унывайте! И не носите свои чувства в себе – у Вас обязательно должен быть духовник или просто священник, которому Вы можете выговориться. А то, что на пути духовной жизни бывают некоторые остановки, паузы и шаги назад, дело нормальное. Это - болезни роста. Но только нужно нам держаться одного – это наиважнейшее условие – как бы ни было тоскливо и неинтересно, с пути спасительного не сходить! Укрепляйте себя Таинствами церковными и службой, делитесь мыслями с духовником, а с прочими – не надо, и живите внутренним человеком. Будет трудно, но интересно, а самое главное – будет по-настоящему, ведь это и есть настоящая жизнь!

игумен Никон (Головко)

Православная Христианка

Очень много тут на форуме читала высказываний, что приемлемо молитвенное правило или даже правило ко Причастию, каноны, Псалтырь — читать по дороге на работу или в храм, на самой работе. Но большинство священников (я даже порылась в инете на православных сайтах вопросов к священникам) говорят, что молиться сидя можно только больным и немощным, а ведь в транспорте мы можем и сидеть. Я понимаю, что время бытротечно, мы ничего не успеваем, вечно спешим, вечно уставшие и в бытовых проблемах, потому часто так и поступаем, но насколько это позволительно? И что лучше: прочитать одну краткую молитву утром, но с вниманием, или все-таки в толчеи метро прочитать все молитвенное правило, отвлекаясь и т.д. (а не отвлечься в транспорте все равно не получится)? Лучше вообще не прочитать молитвы перед Причастием, или по-быстрому читать их прямо в храме на часах, не слушая церковные молитвы? А об этом была речь в одной из тем, и я так поняла, что многие так делают (притом люди достаточно уважаемые у нас на форуме и воцерковленные), не видя в этом ничего особенного. Мне же раньше казалось, что это формализм какой-то, что-то сродни начетчеству. Если я неправа, подскажите. Но вот правда, а как сидя читать «Приидите, поклонимся…» например — не могу понять.

В этом сообщении на форуме - основные вопросы верующих про акафисты

Очень хорошо, что в одном посте собраны практически все популярные вопросы, связанные с молитвами и акафистами. Практически ежедневно то или это верующие спрашивают, как в Интернете, так и напрямую у священников.

А в этом сообщении, пусть и давнем, ёмко собран основной костяк вопросов прихожан. Поговорим про нюансы чтения акафиста, канонов, псалмов и других молитв.

Акафист - это духовный гимн, его читают стоя

Акафист - это форма молитвы. По содержанию она больше всего напоминает гимн. Традиция сочинять подобные произведения на религиозную тему появилась давно - и не в христианстве. К нам она пришла из античности. Греческие творцы вообще много дали всему человечеству в плане культуры.

Египетский фараон Эхнатон, один из первых кто начал писать хвалебные оды богам

До сих пор во многих сферах мы пользуемся наследием афинских философов, изобретателей и поэтов. Хотя ради справедливости надо заметить, что вовсе не греки придумали сочинять гимны богам. Ещё египетский фараон Эхнатон писал хвалебные произведения в честь бога Амона. И, конечно же, он тоже не первый

В ранние века это влияние античной культуры было особенно сильным. Большая часть Европы находилась во власти Римской Империи. Собственно, распространению христианства верующие тоже во многом обязаны римской политике.

Христианская церковь формировалась в той нише, которую прежде занимали Олимпийские боги. А потому ритуалы и обычаи Рима и Греции отразились на христианской традиции.


Акафист - яркий тому пример. Поэтический дар направлен на восхваление высших сил. В некотором смысле это диалог, молитва, но в большей степени - именно гимн.

Преподобный Роман Сладкопевец, автор первого акафиста

Первый акафист предположительно написал преподобный Роман Сладкопевец, хотя есть и другие кандидаты. Шёл VI век. Церковные традиции почти сформировались, уже зрелая христианская религия обретала свои каноны. И вот в христианской среде возникает нечто необычное - огромной поэтической силы произведение во славу Божией Матери.

Далеко не сразу акафистам нашли применение. Только через век его впервые исполнили в церковном богослужении. Но с тех пор в подражание появились сотни акафистов разного качества - от восхитительных, до посредственных.

Со временем устоялись особенности и правила чтения акафиста:

  1. В богослужебной практике обязательно чтение только акафиста Пресвятой Богородице . Проводится это в один день в году - на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Другие читать в храмах можно, но это уже по желанию руководства храма. Акафисты не должны быть заменой традиционному богослужению.
  2. Православная церковь рекомендует читать акафист дома . Его можно совмещать с утренними или вечерними молитвами. Также акафист уместно читать в паломничестве или крестных ходах.
  3. Православная церковь разрешает читать акафисты, опубликованные в официальных изданиях. Если же произведения там нет или оно не одобрено Священным Синодом, такой акафист нельзя читать. По крайней мере, в храмах и монастырях это немыслимо.
  4. Акафист следует читать стоя . С греческого «акафист» так и переводится - «не сижу» или «стоячая песнь». Люди поднимаются с кресел во время государственного гимна. С акафистом - то же самое. Довольно странно выглядит, если человек восхваляет святого, Бога или архангела, но при этом располагается в кресле.

Иногда акафист можно читать сидя и даже лёжа, если человек очень устал, болен или в дороге

Рекомендации по чтению акафиста - общие, они не учитывают особых обстоятельств. А ведь в жизни бывают разные ситуации. Разве можно требовать от пожилого человека, который быстро утомляется, 30 минут стоять? Какую духовную пользу получит он, если переутомится?

Не запретить же лежащему парализованному читать акафист из-за формальности?

Гимн гимном, а Бог, Он смотрит в сердце, а не в ноги.

Да и обычный человек не обязательно должен быть серьёзно болен, чтобы ему дозволялось присесть. Усталость - это тоже недомогание. Если ноги желают отдохнуть, это не помеха для духовного дела.

Тоже самое касается и людей в транспорте. Встать там нельзя. Но отказывать себе в праве помолиться не стоит.

Об этом рассказывает на видео протоиерей Владимир Головин:

Вот то высказывание, на которое ссылается в видео протоирей:

Амвросий (Юрасов)

Архимандрит

«Молиться нужно везде и всегда: и дома, и на работе, и в транспорте. Если ноги крепкие, лучше молиться стоя, а если больные, то, как говорят старцы, лучше во время молитвы думать о Боге, чем о больных ногах».

Молитвы можно читать сидя и в транспорте, если нет другой возможности

Можно ли сидеть, исполняя утреннее и вечернее молитвенное правило или читая обычную молитву? И если можно, то когда. Ответ священника, протоиерея Александра Билокура:

Александр Билокура

Протоирей

«Нежелание молиться грехом не является, а есть признак отсутствия веры, любви к Богу и неблагодарность за все Им содеянное. Например, человек неверующий, атеист, не согрешает тем, что он не молиться, не поститься, не посещает храм. Т.к. самая большая его проблема это отсутствие веры в Бога, что делает его, по словам Библии, «безумным». В наших ежедневных молитвах мы реально беседуем с Богом.

Поэтому если у человека есть возможность на молитве постоять, а он этого не делает, этим оскорбляет Бога, проявляет к Нему небрежение и не осознает что молитва это разговор творения со своим Творцом. Если же человек реально устал, болен, находиться на работе, в транспорте или в другом месте, где он вынужден сидеть, в случае если он будет молиться сидя — это не будет считаться неблагоговейным отношением к Богу».

Вспомним начало статьи, где пользователь форума спрашивает, можно ли молиться в транспорте, если не успеваешь к причастию. Пожалуй, лучший ответ - пример достойного верующего. На фото - Сербский Патриарх Павел:


А вот что говорит священник настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков), когда его спрашивают, что важнее, почитать правило дома или прийти вовремя на службу:

Пахомий (Брусков)

«Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва».

И всё же молитва - не повинность. Нельзя читать её, потому что нужно. Желание общаться с Богом должно быть искренним.

Зачем же тогда нужны молитвенные правила? Снова процитируем игумена Пахомия (Брускова):

«Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах».

«Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелие».

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: "Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси...". Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель - со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние - вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

- Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

- Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

- Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

- Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее - дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

- Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь - можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Право решать, когда именно обратиться с мольбой к святому защитнику, дано каждому человеку. По мнению священнослужителей, делать это необходимо по зову сердца. Многие верующие интересуются , как правильно читать акафисты дома, есть ли запреты делать это во время поста. На этот счет имеются строго определенные рекомендации. По благословению священника вполне допустимо обращаться к святым не только в стенах храма, но и дома.

Акафисты в православии

Прежде всего необходимо понять, что такое акафист и когда его читают. В традиции православного христианского богослужения имеется несколько разновидностей молитвенных последований. Наиболее древними и традиционными из них считаются каноны. В 19 - 20 веках большое распространение получили и другие виды прославляющих песнопений - акафисты.

Акафистом принято называть особую поэтическую форму, хвалебное песнопение в честь Иисуса, Матери Божией или святых. По своей форме и сути эти песнопения весьма близки к более древним кондакам.

Каждый акафист включает в себя 25 песен: основной кондак, за которым последовательно расположены 12 кондаков (хвалебных песен), чередующихся с 12 икосами (пространными песнями). Все песни расположены по порядку букв в греческом алфавите. Первый кондак и все икосы заканчиваются припевом «Радуйся!», а все кондаки - припевом «Аллилуия». Традиционно последний кондак обращен к тому, кому посвящен весь гимн, и читается трижды подряд.

Слово «акафист» в переводе с древнегреческого означает «неседальное пение». Это торжественное песнопение допустимо исполнять только стоя.

Когда следует читать

Эти торжественные гимны не относятся к категории обязательных богослужебных чинов. Исключением является лишь Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…»

Обращаться к Божией Матери и святым угодникам Божиим можно, призывая помощь в следующих ситуациях:

  1. Произносить хвалебную оду следует в те моменты, когда очень тяжело на душе. Эта священная песнь поможет наполнить душу радостью и гармонией.
  2. Можно молиться , уповая на помощь святых в мирских делах.
  3. Если в душу закрадываются сомнения, а посоветоваться с клириком нет возможности, можно прочесть самостоятельно хвалебную песнь. Это поможет отбросить сомнения и приобрести уверенность в себе и в Божией помощи.
  4. С помощью чтения акафиста можно исцелять физические и душевные недуги. Очень важно при этом твердо верить в помощь Небес.

Чтение в домашних условиях

Часто женщины задают вопросы, возможно ли чтение акафистов во время критических дней. Никаких запретов на эту тему не существует и можно без сомнений обращаться к Небесам, если возникла душевная потребность.

Порядок чтения

Во время домашнего чтения начало и окончание молитв бывает обычным. Можно читать акафист или канон после утренних или вечерних правил или перед молитвой «Достойно есть…».

При чтении отдельно от утреннего или вечернего моления вначале произносится определенная последовательность молитв, затем читается Псалом 50 и Символ Веры.

Чтение же самого акафиста происходит в определенной последовательности . Кондак 13 повторяется три раза подряд, сразу же после него произносится икос 1, за ним следует 1 кондак.

По завершении чтения возносятся определенные молитвы. Найти их тексты и последовательность можно в любом молитвослове.

При чтении можно столкнуться с некоторыми общепринятыми в православной литературе сокращениями:

  1. Если написано «Слава:» или «Троичен:», следует произносить «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху».
  2. Вместо слов «И ныне» или «Богородичен» произносятся слова «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
  3. Сокращение «Сла́ва, и ны́не:» принято понимать как последовательное сочетание этих двух возгласов.

Какие песнопения выбрать в житейских нуждах

В каждой житейской нужде (на всякую потребу) можно прибегать к помощи определенных Святых или Иконы Божией Матери.

Обращения к Пресвятой Богородице

Акафисты разным святым

Существует перечень молитвенных прославляющих песнопений, позволяющих обратиться к святым во всякой нужде и житейской скорби:

В православной традиции принято Акафист Ангелу-хранителю читать по понедельникам. Почему выбран именно этот день, известно далеко не всем. В Церкви первый день недели считается днем Ангела. Обращение к своему ангелу-хранителю именно в этот день поможет благополучно прожить всю неделю.

Это далеко не полный перечень торжественных церковных песнопений. Если в праздничный день читается канон и акафист одному и тому же празднику или иконе, начинать чтение акафиста следует после шестой песни канона вместо приведенных там кондака и икоса.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама