THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как известно, христиане во время молитвы используют свечи и иконы , и многие из них удивляются, как мусульмане обходятся без них. У последних же на этот счёт собственное мнение, которое попытается выразить в этой статье верный раб Божий, с Его соизволения.

Иконы

"Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" (Библия, Ветхий Завет, Второзаконие 4:16)

"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им" (Второзаконие 5:8-9; Исход 20:4-5)

Дело в том, что мусульмане, молясь Богу, обращаются к Нему без всякого посредства, без священника, без икон и каких-либо других атрибутов богослужения. Объяснение этому просто - Бог не нуждается в посредниках, чтобы услышать молитву Своего раба и ответить на неё.

"Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне" (Коран 2:186)

Христианские богословы утверждают, что икона помогает человеку сосредоточиться в молитве, и изображение - всего лишь формальность. Дмитрий Таланцев в своей статье «Ересь иконопечатания» об этом сказал так: «Молитва - это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог - это Личность. Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, - нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата? Это же глупость».

Стало быть, разговор о сосредоточении внимания даже как-то не к месту.

На это можно ответить также по-другому. На свете есть огромное множество икон с изображением Иисуса (мир ему!), Марии, и даже троицы! Но эти иконы не были срисованы с натуры, и не были написаны с описания в Библии (такого описания не существует). В вышеупомянутой статье об этом сказано очень точно: «Все дело, однако, в том, что реально-то никто не знает истинного изображения Иисуса Христа. Во времена, когда жил и проповедовал Христос, еще не изобрели фотографию. [...] Давайте посмотрим на иконы, где изображен Иисус. Как правило, лицо Христа на разных иконах совершенно разное (за исключением копий одной и той же иконы). [...] Теперь представьте, что после вашей смерти кто-то будет показывать или продавать рисунок, с изображением лица совершенно неизвестного человека и утверждать всем, что это вы. Вам это понравится? Вот также вряд ли и Христу нравятся эти портреты совершенно незнакомых ему людей, про каждого из которых говорят, что, мол, это Христос».

В подтверждение достоверности икон часто приводят легенду о царе Авгаре, который якобы получил от самого Христа (мир ему!) полотенце с изображением своего лица. Однако если это было бы так, то иконы имели бы хоть какую-то схожесть, но этого нет. И вообще, это только легенда, которую не подтверждает ни один историк.

Проследим становление иконы в церковном богослужении с исторической точки зрения.

VIII век, начало - духовенство борется с иконопоклонством, понимая, что это явное попрание второй заповеди.

726 г. - византийский император Лев III созвал собор, на котором было принято решение убрать из церквей иконы и вообще все изображения Христа и девы Марии.

754 г. - сын и преемник Льва III-го созвал собор из 300 епископов, на котором поклонение иконам было объявлено "мерзостью", и было вынесено постановление, что через иконы сатана пытается утвердить в Церкви идолопоклонство.

787 г. - Седьмой Вселенский Собор (2-й Никейский) - большинством голосов присутствующих было узаконено почитание икон.

Борьба с иконопоклонством была проиграна. Причём интересно, что против икон выступало высшее духовенство, интеллигенция, знающие Писание. За иконы же выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество.

Что же происходит с верующими? Почему они поклоняются тому, о чём ничего не сказано в Святом Писании, а их поклонение не подчиняется здравому смыслу и логике? Сегодня люди толпами идут на поклонение иконам, верят, что эти иконы исцеляют, приносят благословение, чувствуют, и т.д. Я прошу Всевышнего защитить нас всех от подобных поступков, и в завершение привожу цитатой строки из Псалтыря:

"Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них" (Псалом 134:15-18)

Свечи

В последнее время мне несколько раз доводилось услышать подобный вопрос: «Почему мусульмане молятся без свеч?» Тема не из лёгких, поэтому начну с самого начала.

Религия - будь то иудаизм, христианство или Ислам, приходит к народу через определённого человека, пророка. Говоря, что мы исповедуем Ислам или христианство, мы должны выполнять то, что делал и велел делать Мухаммад или Иисус (мир им обоим!), и воздерживаться от того, чего они не делали и запрещали делать. Если мы принесём в религию что-либо новое, что в эту религию не приносил её пророк, это будет уже не ниспосланная религия, а придуманная нами же. В Исламе это явление называется «новшество» (бид).

Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил: "Худшее из дел - это новшество". "Всякое новшество - заблуждение, всякое заблуждение - в огне".

Обращался ли к свечам Иисус?

"И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине" (Библия, Новый Завет, евангелие от Матфея 14:23)

"Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился" (Матфей 19:13)

"И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" (Матфей 26:39)

"А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился" (Марк 1:35)

"И, отпустив их, пошел на гору помолиться" (Марк 6:46)

"Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился" (Лука 3:21)

"В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (Лука 6:12)

"В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним" (Лука 9:18)

"После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться" (Лука 9:28)

"И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился" (Лука 22:41)

Вот десять примеров из Нового Завета молитвы Иисуса, пророка, принёсшего христианство. Ни в одном из них даже мельком не указано про свечи. Он просто поднимал руки к небу и молился, и между ним и Богом не было никаких посредников, хотя бы в виде свечи. Почему же и нам не молиться так, как делал это Иисус, или кто-либо другой из пророков (мир им!), о которых рассказывает нам Священное Писание? Почему же миллионы христиан идут в церковь, чтобы зажечь свечу? Неужто от этого Бог скорее примет их молитвы? Конечно же, нет. Но христиане говорят просто: «Так делали до нас, так делаем и мы», и продолжают делать новшества.

Но откуда же пришёл этот обряд?

Задолго до пришествия Ислама, и даже христианства свечи зажигали люди, которые не поклонялись Богу. Они поклонялись огню. Чтобы помолиться, огнепоклонники вызывали своего «бога» - огонь. Как легче всего вызвать огонь? Зажечь свечу. Вот они и зажигали свечи для молитвы, а впоследствии этот обряд перешёл в христианство.

То есть, свечи - обряд, придуманный огнепоклонниками. Да упасёт Аллах всех нас от этого! Аминь.

Василий Ордынский

1) Приписывание христианству тринитарных ересей

Основной «богословский» тезис мусульман в полемике с христианством – это тезис о «единобожии» ислама и «многобожии» христианства. Мусульмане, начавшие изучать христианство, в большинстве своем начинают повторять слова мусульманских апологетов о том, что христиане поклоняются трем Богам. Обычно они говорят о том, что христиане поклоняются Богу Отцу (Аллаху), Марии и их Сыну – Иисусу (Это написано в Коране). Реже они утверждают что Отец, Сын и Святой Дух Святой Троицы – это три разных Бога. Понятно, что ни первое, ни второе утверждение не имеют ничего общего с христианским учением. Тем не менее, миф о том, что христиане поклоняются трем Богам, – это один из самых устойчивых стереотипов мусульман.

Позиция мусульман в вопросе о Святой Троице очень похожа на позицию, которую в свое время озвучивали представители многих псевдохристианских сект: динамистов, медалистов (патрипассиан), павликиан, савеллиан, мариамистов и т.д., которых принято называть антитринитариями. Истоки подобного ложного понимания догмата о Святой Троице уходят корнями в далекое прошлое, еще к III веку нашей эры.

По всей видимости, именно позицию секты мариамистов по вопросу о Святой Троице основоположник ислама Мухаммед воспринял как учение Христианской Церкви.

В Коране Мухаммед резко возражает против позиции мариамистов, правда – одновременно возражая против Божественной Сущности Иисуса Христа:

«И вот сказал Аллах: “О, Иса, сын Мариам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать богами кроме Аллаха”?» (5:116).

Другие места Корана свидетельствуют о том, что точку зрения мариамистов Мухаммед воспринимал как истинно христианское учение о трех Богах (Суры 4:169; 5:77; 6:101).

Ересь мариамистов появилась и распространилась в околоаравийских регионах в V веке н.э., еще до возникновения ислама. Сторонниками этого учения стали бывшие язычники, которые до знакомства с христианством поклонялись богине Венере, «царице неба». Однако, приняв христианство, они фактически не отказались от этого культа. Это привело к ложному пониманию учения Церкви.

Считая себя христианами, вместо Венеры объектом поклонения они избрали Деву Марию (отсюда и их название).

Мариамисты, как и «христиане», описанные в Коране, действительно учили, что существует три Бога: Бог Отец, Мария и Их Сын Иисус Христос. На самом же деле, не считает Деву Марию богиней.

Православная Церковь боролась против ереси мариамистов и категорически отвергала ее, отлучая ее адептов от Причастия.

К концу VII века, когда учение ислама уже окончательно утвердилось и текст Корана (в 651 году) был утвержден и канонизирован мусульманами, ересь мариамистов была полностью искоренена – данная секта просто исчезла.

Однако их еретическое учение осталось на страницах Корана и в мировосприятии мусульман, среди которых до сих пор бытует мнение, что Троица христиан – это Бог Отец (Аллах), Мария и Иисус Христос.

В действительности, учение Церкви не имеет ничего общего с многобожием, поскольку учит, что Бог един в Трех Лицах. Святая Троица – это Отец, Сын и Святой Дух, что полностью сообразуется с данными Священного Писания.

Иисус Христос не противопоставлял себя Богу Отцу, но учил, что «Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне» ().

Мусульмане часто ссылаются на слова Корана: «Поистине, Бог – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (4.171).

«Бог один, не рождал Он и не был рожден» (114.2 3) Они не понимают того, что, согласно учению Церкви, Бог Отец вовсе не рождал Бога Сына в физическом смысле.

Православные христиане живут по Библии. С точки зрения Библии, наша позиция безупречна, а ссылки мусульман на авторитет Корана для нас не имеют значения, так как мы не признаем богодухновенности Корана. С тем же успехом в полемике с нами оппонент мог бы апеллировать к опусам мормонов или к «Капиталу» Карла Маркса – все это для нас не имеет никакого веса.

Что самое интересное, хотя в исламе и отвергается Святая Троица, Коран не только не отрицает, но и придает особенное значение Святому Духу. С. Путилов справедливо указывает в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «Действительно, согласно Корану единственным во всей человеческой истории от Святого Духа родился Иса…»

В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров»(21: 91).

У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса.

Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение.

«Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16-21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом:

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ().

Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же.

С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»:

«В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…»

2) Мусульмане считают Библию искаженной

Когда исследователи-библеисты говорят о неискаженности книг Нового Завета – можно сказать, что они имеют дело с совершенно уникальной ситуацией. От первого тысячелетия до нас дошло свыше 5000 рукописей книг Нового Завета.

Как пишет советский историк, специалист по древним языкам А.Ч. Козаржевский в своей монографии «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», полные своды книг Нового Завета встречаются уже в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы). Рукописи отдельных книг относят к III в.: Оксиринхский папирус, найденный в 1902 г. Артуром Хантом и датируемый началом III в., несет на себе фрагмент Евангелия от Матфея.

Древнейшей записью Евангелия является папирус, который ученые-библеисты обозначают как «папирус Райленда», или «папирус p52». Этот папирус был найден в Египте в 1920 г. исследователем Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. солдата.

Этот папирус содержит фрагмент 18-й главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с Пилатом во время суда. Найден папирус в Нижнем Египте, в небольшом селении, среди писем воинов, стоявших здесь гарнизоном.

Эта находка отстоит от предполагаемого церковной традицией времени написания Евангелия (96–ЮО гг.) всего на 20–30 лет – очень небольшой срок, если учесть, что за это время Евангельский текст должен был успеть попасть в Египет из Малой Азии (Эфеса), где писал Евангелие св. Апостол Иоанн Богослов.

Этот папирус хранится в Библиотеке Райленда в Манчестере. Все исследователи, независимо от своей конфессиональной принадлежности, датируют этот папирус первой половиной II в.

Евангелие от Иоанна написано позже всех Евангелий; Апостол Иоанн был юношей во времена земной жизни Христа, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р. Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, то есть на рубеже I–II вв. Евангелие от Иоанна дошло до нас почти полностью в папирусе, именуемом среди библеистов «Бодмер II», или «p66». Этот древний текст относится, по уточненным недавно данным, к первой половине II в. Возможно, он создан позже папируса Райленда, но зато содержит в очень хорошей сохранности текст почти всего Евангелия от Иоанна, написанный на 108 страницах (рукопись содержит в себе полностью главы 1–14 и фрагменты глав 15–-22).

Польский исследователь Зенон Косидовский пишет в своей книге «Сказания евангелистов»: «Считается установленным с полной достоверностью, что четвертое Евангелие было создано в 95–100 годах».

Основываясь на работах разных исследователей-библеистов, диакон Андрей Кураев в своей статье «Искажен ли текст Нового Завета» делает справедливый вывод о папирусе рукописи Евангелия, найденной в ранце солдата из Египта: «Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала».

В наши дни археологи говорят о новозаветных рукописях начала второго века.

Историки и археологи беспристрастно свидетельствуют, что Евангелия были написаны в очень древнюю эпоху. Мы знаем, что уже христианскими авторами конца I в. (св. ап. Варнавой, свт. ) цитируются 14 из 27 новозаветных книг, а авторы, чье творчество приходится на первую половину II в. (свтт. , ), использовали цитаты из 24 новозаветных книг.

Зачастую мусульмане говорят: да, мы знаем, что эти древние рукописи существуют, но это всего лишь маленькие фрагменты, а в средние века эти фрагменты ваши попы дополнили своими собственными сочинениями. По мнению некоторых мусульман, эти мифические «средневековые попы» что-то из Евангелий выбрасывали, а что-то вставляли. Нередко мусульмане утверждают, что христиане Средних веков вычеркнули из Евангелий пророчества о Мухаммеде.

Но эти утверждения легко опровергаются. Дело в том, что те Церкви, которые мы называем дохалкидонскими (армянская, сирийская, коптская), в V–VI вв., к сожалению, отпали от единства со Вселенским Православием.

Диакон Андрей Кураев пишет:

«…С точки зрения историков это означает, что появилась уникальная возможность сопоставить греко-римское христианство с другими версиями христианской жизни…

Поскольку эти общины (т. н. дохалкидонские Церкви) порвали всякие отношения с Православным Константинополем и, тогда еще Православным, Римом, это означает, что если бы в последующие века цензоры в Греции или в Италии взялись бы править Евангелие, то армяне, копты, эфиопы или сирийцы эту правку никогда бы не приняли. Более того – их национально-церковная литература сразу наполнилась бы гневными выпадами:

“Смотрите, до чего дошли эти греки и римляне в своем еретичестве – даже Евангелия они цензурируют!” Но нет таких криков. И Библия у нас едина. Мы можем сравнивать их переводы Писания с нашими. И подобное сличение показывает, что Библия неизменна. Нет такого фрагмента, который бы отсутствовал у латинян, но был бы у коптов, нет такого текста у сирийцев, который бы отсутствовал в славянской Библии…

Сравнение тысяч рукописей и десятка древних переводов новозаветных книг показывает, что не было таких фрагментов, которые были бы в Библии во II-IV веках, но в X или XV в. были бы оттуда выброшены цензорской рукой…»

Имеет смысл сравнить судьбу Евангелий с судьбой Корана. Древнейшие дошедшие до нас рукописи Корана (хранящийся в Ташкенте «Самаркандский кодекс» и кодекс стамбульского музея Топкапи) не могут быть отнесены ко времени ранее конца VIII в. и отстоят от даты кончины Мухаммеда приблизительно на 150 лет.

Вроде бы, временная дистанция сопоставима с аналогичной дистанцией в истории текстов Нового Завета.

Но история знает одно немаловажное событие, произошедшее в период между смертью Мухаммеда и временем создания коранических рукописей, дошедших до нас. Собирание разрозненных записей откровений Мухаммеда и воспоминаний его современников началось после его кончины, и лет через 20 после его смерти одна из этих коллекций – составленная юношей Заидом – была халифом Усманом провозглашена единственно верной. Все остальные записи, в том числе и хранившиеся у вдов пророка, были объявлены ложными и сожжены.В частности, об этом мы можем прочитать в книге известного исследователя ислама Дж. Гилкриста «Мухаммад – пророк ислама».

Общеизвестно, что сам создатель исламской религии не записывал получаемых им откровений и не собирал их.

Самые древние рукописи Ветхого Завета датируются III в. до Р.Х. Речь идет о рукописях, найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря. Из свыше 400 текстов, найденных там, 175 текстов являются библейскими. Среди них – все ветхозаветные книги, кроме книги Есфирь. Древнее всех из библейских текстов оказалась копия Книги Самуила (1, 2Цар.) (III в. до Р. X.).

Самой ценной находкой являются два манускрипта книги пророка Исаии – которого называют «ветхозаветным евангелистом» из-за его пророчеств о Христе.

Дошедшая до нас целиком книга великого пророка датируется II в. до Р. Х. До открытия ее в 1947 г. самым древним еврейским текстом был масоретский – 900 г. по Р.Х. Сличение двух документов, разделенных по времени десятью веками, показало исключительную надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет копировался еврейский священный текст. Ученый-библеист Глисон Арчер (G.L. Archer) пишет, что найденные в пещере Кумрана копии книг пророка Исаии «оказались слово в слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией более чем на 95 процентах объема текста».

3) Мусульмане считают, что христиане поклоняются иконам как богам и воспринимают иконы как идолов.

Православные христиане живут по Библии. Из Библии мы знаем, что ветхозаветные иудеи молились в присутствии статуй ангелов. Статуи – это не что иное, как изображения. Правда, наши оппоненты могут сказать, что херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой. Но на это мы можем справедливо возразить, что на самой завесе были также вышиты изображения херувимов.

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» ().

И перед этими изображениями совершались точно такие же культовые действия, которые в наши дни совершаются в православных храмах перед ликами икон: возжигались светильники и лампады (), совершалось каждение.

Вспомним слова Библии: «Сделай жертвенник <…> пред завесою, которая пред ковчегом откровения <…> где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением <…> И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ <…> и сделай из них <…> состав, стертый, чистый, святый <…> это будет святыня великая» ().

Ветхий Завет с осторожностью, но допускает изображения священных реалий, изображение духовного мира. «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки <…> там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ().

Это повеление указывает, прежде всего, на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма: «Сделал <Соломон> в давире двух херувимов из масличного дерева <…> И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ().

Напомню, херувимы были сделаны и для второго храма, построенного вместо разрушенного Храма Соломонова ().

Мусульманам можно указать на то, что в этом храме, в котором были изображения ангелов, был и сам Иисус Христос – Которого они почитают как пророка. И этот Храм Христос называл Своим домом ().

VII Вселенским собором было объяснено: поклонение – только Богу; изображениям – только почитание.

Для православного христиан всегда была актуальной заповедь «Богу твоему одному поклоняйся и Ему одному служи».

Настоящее христианство гораздо строже ислама и не является «религией аморальной и либеральной». Но настоящих христиан в наши дни очень мало.

Практикующие христиане в современном постхристианском обществе находятся в подавляющем меньшинстве.

Православные миряне выглядят не менее скромно и целомудренно, чем верующие мусульмане, но ведут гораздо более строгий образ жизни.

По духовной же чистоте жизни они не сопоставимы с последними, ибо ислам, даже в самом строгом своем выражении, не предусматривает чистоты помыслов.

Сам факт того, что на протяжении двух тысячелетий Церковь не снизила столь высокую «планку требований» для своих верующих, свидетельствует о том, что этот идеал реально достижим. И примером тому – сотни тысяч святых, фактом канонизацией которых Церковь засвидетельствовала, что эти люди воплотили этот нравственный идеал в своей жизни.

От мусульман приходится слышать: «»Ислам – религия более строгая, чем христианство, поэтому, став мусульманином и выполняя строгие требования этой религии, человек становится более сильным в плане духовном».

Они забывают о том, что христианство учит обузданию собственных страстей – таких, например, как похоть, ненависть, сребролюбие.

Известный православный публицист Юрий Максимов пишет: «Ислам же, напротив, потакает всем им: например, хотя и признает, что Богу угоднее милосердие, но позволяет месть, хотя и говорит, что Богу приятнее единство семьи, но признает развод по любой прихоти мужа, хотя и поощряет милостыню, но ублажает страсть к накопительству, почитая богатых».

Церковь благословляет брак с одной лишь женой, мусульманская религия дозволяет иметь четыре жены и бесчисленное количество наложниц.

Я думаю, всем понятно, что соблюдать супружескую верность в законном браке с единственной женой намного сложнее, чем иметь связь практически с неограниченным количеством женщин.

Ислам запрещает вкушать свинину. Понятно, что гораздо проще не есть свинину, чем блюсти заповедь воздерживаться от греха даже в мыслях – как учит христианство.

Юрий Максимов пишет: «Некоторые как нечто высокое приводят в пример мусульманский закон, запрещающий винопитие. Но при внимательном рассмотрении и в этом религия арабов уступает учению Церкви. Христианство не запрещает употребление вина как такового, но строго-настрого запрещает пьянство – пьяницы Царства Божьего не наследуют (). А любому очевидно, что только сильный человек может, употребляя спиртное, соблюсти меру и не впасть в пьянство, полный же отказ от спиртного является куда более легким путем преодоления этого греха».

Мусульмане постятся лишь три недели, тогда как в Православной Церкви постными являются почти две трети дней в году, причем пост длится полные сутки, а не только днем (как в исламе). Для того чтобы поститься 240 дней и ночей – усилий надо гораздо больше, чем для поста на протяжении 20 дней.

Невозможно не согласиться с мнением Юрия Максимова: «…Можно вполне объективно сказать, что христианство – религия сильных людей, тогда как ислам – это религия для слабых и хилых. Христианство – для свободных, ислам – для рабов. Мы говорим здесь о самой важной для человека свободе – свободе от греха и собственных страстей, от которых не в силах освободить своих последователей мусульманская вера».

7) Мусульмане говорят что ислам это «религия сильного человека», а христианство «религия для слабых», «религия пацифистская»

Выше мы уже показали что именно христианство, а не ислам, является религией сильного человека.

Однако современные мусульмане часто говорят, что «мусульмане сильнее христиан», что христиане – трусы, которых они побеждают и запугивают, как хотят. Поэтому за ними, мусульманами, правда, то есть, Бог на их стороне (так они считают).

Этим они показывают, что плохо знают историю.

Христианская держава Византия была действительно сильной державой – когда ее жители действительно были христианами. Мы, православные христиане, понимаем: главные причины падения Византии – это причины духовные.

Точно так же и западный мир – отказавшись от Бога и став миром постхристианским, он потерял свою силу; это Божия кара. Когда люди европейской цивилизации вернутся к Богу – тогда Бог вернет и силу!

От мусульман можно слышать о том, что христианство является «религией пацифистской, религией непротивления злу».

Однако христианство никогда не было «пацифистской» религией. Слова Спасителя о том, что Его сила в немощи совершается, надо понимать именно применительно к необходимости Его Крестной Смерти, ибо в тот конкретный момент не было иного выхода, как спасти нас от вечной смерти таким трагическим путем. Христос никогда не отвергал применения силы и показал нам пример справедливого насилия, когда с побоями изгнал торговцев из Храма; не возбранял Он Своим ученикам и носить оружие.

Приводится в Священном Писании пример – о сотнике (римском офицере), который просил Иисуса Христа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы от Него: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (). Христос ничего не говорил ему о том, что тот должен отказаться от воинской службы.

Иоанн Креститель (которого и мусульмане признают пророком) также считал воинское служение вполне приемлемым. Воины, которые приходили к нему и спрашивали: «Что нам делать?», в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» ().

Вспомним, что говорится о сотнике: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога, он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия» ().

Итак, христианство – это не только миролюбивая религия, но и – религия воинского служения.

Оборонительная война всегда однозначно благословлялась Церковью.

Недаром очень многие православные святые по своей профессии являются воинами и оружие изображается на иконах в качестве атрибута этих святых людей.

Но если в исламе ведение войны основано на ненависти к противнику на поле брани, то в христианстве основанием воинского служения является любовь к защищаемым: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ().

Таково далеко не пацифистское учение Господа нашего Иисуса Христа.

Мы, православные христиане, и в плане «силовом» всегда были и будем сильнее мусульман, при условии нашей верности Богу.

8) Часто от мусульман можно слышать о том, что в плане историческом христианство является религией «преходящей», «отжившей», при этом мусульмане говорят об «исторической статичности» ислама

Говоря об «исторической статичности ислама» либо об «исторической стабильности ислама» мусульмане имеют в виду, что канонов исламской религии стабильно в большей или меньшей степени придерживается большинство представителей народов традиционного ислама (которых иногда в СМИ называют «этническими мусульманами»), считая законы этой религии для себя обязательными.

Мусульмане говорят: «Если тот или иной народ принял ислам – от этой истинной религии этот народ уже не откажется».

Этому наши оппоненты противопоставляют тот аргумент, что от христианства большинство его приверженцев (даже те кто формально продолжает себя считать христианами) отошли, не считая христианские ценности для себя определяющими.

В этом мусульмане видят подтверждение «божественности» религии Мухаммеда. Здесь нужно сказать, что искушений больше там, где есть Истина. А где ее нет, где общество и так во власти сатаны – там и террора с его стороны, различных искушений – не требуется.

В исламе же мы видим: люди сами вырабатывают себе правила, более или менее приемлемые для них (поскольку удобны для выполнения), и живут своим чередом. Правила же, которых придерживаются настоящие христиане (выше мы частично перечислили эти правила), – строги, поскольку даны Самим Господом Богом.

Но эти строгие требования христианской религии вполне выполнимы – потому что Иисус Христос, Которому возможно всё, подает христианам силу совершать все вышеперечисленное, и сверх того.

Поэтому именно христианство, а не ислам, является религией сильного человека.

Мы, православные христиане, пусть нас и мало, находимся на переднем крае борьбы с сатанинским злом. Христианство (настоящее, не формальное) – это религия для сильных людей, которые не знают покоя в своей духовной борьбе никогда.

Пусть многие отпали, но Церковь Христова выстоит, верные будут вознаграждены.

Невозможно не согласиться со словами известного апологета Юрия Максимова: «…Нужно знать и помнить, что со всех, кому надлежало стать сильным, но кто по своей воле остался слабым, спросится по всей строгости – в свое время».

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ().

Мы не можем возродить христианский мир. Сделать это нам своими силами просто невозможно. Богу же возможно всё (

С любовью к мусульманам: об Иконах

В от вы нас всё за иконы поносите, а напрасно.

Дело в том, что у вас, мусульман, иконы есть. Просто вы их не воспринимаете как иконы. А зря. Кстати, у вас даже есть «икона» Иблиса!

Но по - порядку обо всём.

Что такое икона? В общем смысле слова это образ, который символизирует что-то (кого-то) и указывает на это. Фото моего друга – тоже икона, потому что оно указывает на друга, а не на кого-то иного. Знамя – икона государства. Имя – икона личности. Я могу сказать «Петя», а могу показать фото, могу и портрет его показать. Во всех случаях я имею в виду Петю, а не Машу, не Васю, не Абдуллу. И тот, кто знаком с Петей понимает, о ком идёт речь. Если я разорву чью-то фотографию, то это будет значить, что я этого человека не люблю. А если я разорву флаг страны, то меня могут посадить в тюрьму, потому что я этим выразил отношение к стране. Но все же понимают, что я не ткань крашенную разорвал, не фотобумагу, а образ – икону. И все понимают, что честь, оказываемая образу, относится к первообразу, то есть к тому, на что образ (икона) указывает, направлена на то, что он символизирует. Если я от полноты чувств поцеловал фото жены, то это же относится не к фотобумаге, а к жене. Просто, если мы в разлуке, а любовь наша так сильна, что видя образ любимого человека хочется хотя бы его поцеловать.

Есть даже одна африканская пословица: когда бьют собаку, имеют в виду её хозяина. Но также и человек может быть иконой: чиновник – образ министерства, посол – образ страны. Честь послу – это честь стране, а если посла взашей выгонят – это оскорбление не ему лично, а стране. В Библии прямо сказано, что человек создан по образу Бога, таким образом человек есть Его живая икона.

Если кто-то при вас начнёт топтать ногами Коран, рвать его, вы что сделаете? Как минимум возмутитесь, полагаю? А вам скажут, ах вы идолопоклонники! Я же бумагу рву и топчу, мало ли, на что бумага понадобиться… Думаю, вас это объяснение не убедит. То есть вы понимаете, что дело не в том, из чего Коран сделан: из бумаги, из листьев пальмы или не дереве написан. И кладёте вы Коран на почётное место в доме. Зачем? Бумаге что - ли поклоняетесь? Чернилам? Переплёту?

А как быть с керамической «статуэткой» Корана? У вас такие продаются в лавках.

Итак, если я куплю чернила, пачку бумаги и начну топтать – это ничего. А если я напишу текст Корана на той бумаге теми чернилами, то что-то изменилось. А что, собственно? Просто теперь это приобрело иное значение и стало указывать на Аллаха. И поэтому почитание, которое вы воздаёте Корану относится не к бумаге же, а к Аллаху, которому вы поклоняетесь, как говорите.

В христианском понимании иконой в истинном смысле является то (и только то), что возводит наш ум и сердце к Богу. Например, слова о Боге тоже можно понимать как икону, это словесная икона Бога. И само слово «Бог» есть икона, икона «звуковая». Ведь Бог не прячется же в слове «Бог», как в шкатулке! Нет, но произнося слово «Бог», я возвожу свой ум и свое сердце к Богу и благоговение, с которым я это произношу относится не к звукам, не к буквам, которыми это слово написано, а к Нему. И совершенно не важно, чем создаётся образ, из какого материала, пусть даже из мысли.

Поэтому надписи слова «Аллах», которые вы вешаете в доме и которые у вас в мечетях – это ваши иконы. И то, что они у вас располагаются на видных местах, и что вы их бережёте и почитаете – это лишь повторяет наше обращение с иконами. Тоже относится к надписям «Бисмилля» и «Мухаммад». А то, что вы каждый раз говорите «да благословит его Аллах и приветствует» и т.п.– это почитание, которое вы воздаёте его словесной иконе, а через неё и ему. Ведь можно и не говорить этого, вы же внутренне его почитаете, Бог же знает это. Нет, вы произносите, тем свидетельствуя о нашей правоте!

Просто мы используем не только словесные иконы, но и написанные красками. Потому что христианство далеко от суеверного языческого страха перед изображением. У вас же, похоже, суеверный страх слишком силен, знать, недалеко ещё от язычества отошли.

Кстати, у нас изображение всегда связано со словом – икона должна иметь надпись, чтобы не было никаких сомнений об изображаемом. А если на иконе стёрлось изображение или надпись так, что не разобрать, то мы спокойно её уничтожаем, потому что не в дереве и не в красках икона, а в смысле.

Изображение святого человека для нас – это обращение к Богу. Что значит, что человек свят? Только то, что он – с Богом, а Бог в нём являет Свои Божественные силы (чудесами, мудростью, любовью).

Но мы не поклоняемся святым.

Может быть надо было сразу сказать, что христиане НИКОГДА не поклонялись иконам. Мы иконы почитаем, а поклоняемся только Богу.

Вы ведь почитаете Коран, а не поклоняетесь Корану!

Это вообще всем понятно: люди почитают знамя, потому что почитают страну, по обычаям почитают заслуженных людей, но не поклоняются им, как богам. А если поклоняются, то это, конечно, язычество. Так что и в отношении христиан обвинения в «образопоклонстве» – это полная чушь! Только Богу Единому и Истинному мы поклоняемся, а иконы – почитаем.

В тех же Десяти заповедях сказано: чти отца и матерь. То есть прямо сказано о необходимости почитания людей. Почитая иконы мы выполняем пятую заповедь, не нарушая вторую (Вт:5,8 и 16).

Теперь об идолах.

Идол в некотором смысле тоже образ, но мы чётко отделяем одно от другого. Идол не связан с Богом.

В том-то и дело, что язычники поклонялись идолам, полагая, что это боги. Это безобразие.

Ещё они поклонялись и почитали идолы, потому что те представляли богов, которых нет, то есть через идола они воздавали честь тем, кто Богом не являлся и не является, например, ангелам, как равным Богу. Это тоже ужасно.

Ни то, ни другое к христианам не относится. Так что говорить, будто икона – идол просто неграмотность или свинство.

Икона соединяет нас с Богом, поскольку делать иконы заповедал Бог, об этом в Библии очень много сказано и Христос об этом нас учил. Ведь любая икона указывает на Бога.

А как показать, что поклонение оказывается Богу? Ведь Бог не изобразим. Но Он и словом не изобразим! И мыслью. Что же? Молчать и не думать?

Почитая Крест Христов, мы поклоняемся Богу, Который Крестом спас нас от зла и явил Свою великую любовь. Почитая святых, мы поклоняемся Богу, Который в святых Своих явил Свои духовные милости и блага. Почитая икону Христа, мы поклоняемся Истинному Богу в Его воплотившемся Слове – Иисусе Христе.

Тут есть и практическая сторона – мы явно свидетельствуем, что мы Богу поклоняемся, Тому, Кто пророков посылал и в конце времён Христа.

Об «иконе» Иблиса.

Насколько я знаю, в Мекке есть три столбика, указывающие на места, где Иблис искушал кого-то. И верующие мусульмане кидают туда камни. Я не знаю, как вы это объясняете, но с христианской точки зрения всё просто: честь, в данном случае бесчестие, воздаваемое образу, относится и переходит на первообраз. У христиан в момент крещения мы отрекаемся от Сатаны один раз и навсегда сходным образом: плюём и дуем в сторону. В принципе не важно в какую, этот символ относится к Сатане в любом случае, и это показывает наше самоопределение в отношении этого персонажа.

Мы не делаем особых икон диавола, а у вас, как не странно, есть.

Да, давно хотел спросить: надеюсь, вы не верите, что дьявола, духовное существо, можно отогнать камнями?

Поймите, когда вы обвиняете нас в идолопоклонстве на основании того, что у нас есть иконы, то вы автоматически сами попадёте под собственное обвинение сами. Тогда любой язычник будет иметь полное право обвинять вас в черно-камне-поклонстве на совершенно законном основании – в молитве вы поклоняетесь Каабе (кладёте поклоны обязательно в её сторону). Или в том, что вы пусто-поклонники, т.к. кланяетесь в сторону пустого михраба. И даже в том, что Аллах … страшно сказать: Аллах повелел ангелам поклоняться человеку!

Так что, дорогие, тут третьего не дано: или признавайте иконы или живите под собственным проклятием.

С искренней любовью!

Ваш, Александр.

И многие из них удивляются, как мусульмане обходятся без них. У последних же на этот счёт собственное мнение, которое попытается выразить в этой статье верный раб Божий, с Его соизволения.

Иконы

«Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Библия, Ветхий Завет, Второзаконие 4:16)

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Второзаконие 5:8-9; Исход 20:4-5)

Дело в том, что мусульмане, молясь Богу, обращаются к Нему без всякого посредства, без священника, без икон и каких-либо других атрибутов богослужения. Объяснение этому просто – Бог не нуждается в посредниках, чтобы услышать молитву Своего раба и ответить на неё.

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Коран 2:186)

Христианские богословы утверждают, что икона помогает человеку сосредоточиться в молитве, и изображение – всего лишь формальность. Дмитрий Таланцев в своей статье «Ересь иконопечатания» об этом сказал так:
«Молитва — это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог — это Личность. Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, — нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата? Это же глупость».

Стало быть, разговор о сосредоточении внимания даже как-то не к месту.

На это можно ответить также по-другому. На свете есть огромное множество икон с изображением Иисуса (мир ему!), Марии, и даже троицы! Но эти иконы не были срисованы с натуры, и не были написаны с описания в Библии (такого описания не существует). В вышеупомянутой статье об этом сказано очень точно:
«Все дело, однако, в том, что реально-то никто не знает истинного изображения Иисуса Христа. Во времена, когда жил и проповедовал Христос, еще не изобрели фотографию. […] Давайте посмотрим на иконы, где изображен Иисус. Как правило, лицо Христа на разных иконах совершенно разное (за исключением копий одной и той же иконы). […] Теперь представьте, что после вашей смерти кто-то будет показывать или продавать рисунок, с изображением лица совершенно неизвестного человека и утверждать всем, что это вы. Вам это понравится? Вот также вряд ли и Христу нравятся эти портреты совершенно незнакомых ему людей, про каждого из которых говорят, что, мол, это Христос».

В подтверждение достоверности икон часто приводят легенду о царе Авгаре, который якобы получил от самого Христа (мир ему!) полотенце с изображением своего лица. Однако если это было бы так, то иконы имели бы хоть какую-то схожесть, но этого нет. И вообще, это только легенда, которую не подтверждает ни один историк.

Проследим становление иконы в церковном богослужении с исторической точки зрения.

VIII век, начало – духовенство борется с иконопоклонством, понимая, что это явное попрание второй заповеди.

726 г. – византийский император Лев III созвал собор, на котором было принято решение убрать из церквей иконы и вообще все изображения Христа и девы Марии.

754 г. – сын и преемник Льва III-го созвал собор из 300 епископов, на котором поклонение иконам было объявлено «мерзостью», и было вынесено постановление, что через иконы сатана пытается утвердить в Церкви идолопоклонство.

787 г. – Седьмой Вселенский Собор (2-й Никейский) – большинством голосов присутствующих было узаконено почитание икон.

Борьба с иконопоклонством была проиграна. Причём интересно, что против икон выступало высшее духовенство, интеллигенция, знающие Писание. За иконы же выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество.

Что же происходит с верующими? Почему они поклоняются тому, о чём ничего не сказано в Святом Писании, а их поклонение не подчиняется здравому смыслу и логике? Сегодня люди толпами идут на поклонение иконам, верят, что эти иконы исцеляют, приносят благословение, чувствуют, и т.д. Я прошу Всевышнего защитить нас всех от подобных поступков, и в завершение привожу цитатой строки из Псалтыря:

«Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них» (Псалом 134:15-18)

Свечи

В последнее время мне несколько раз доводилось услышать подобный вопрос: «Почему мусульмане молятся без свеч?» Тема не из лёгких, поэтому начну с самого начала.

Религия – будь то иудаизм, христианство или Ислам, приходит к народу через определённого человека, пророка. Говоря, что мы исповедуем Ислам или христианство, мы должны выполнять то, что делал и велел делать Мухаммад или Иисус (мир им обоим!), и воздерживаться от того, чего они не делали и запрещали делать. Если мы принесём в религию что-либо новое, что в эту религию не приносил её пророк, это будет уже не ниспосланная религия, а придуманная нами же. В Исламе это явление называется «новшество» (бид).

Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил: «Худшее из дел – это новшество». «Всякое новшество – заблуждение, всякое заблуждение – в огне».

Обращался ли к свечам Иисус?

«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине» (Библия, Новый Завет, евангелие от Матфея 14:23)

«Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился» (Матфей 19:13)

«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Матфей 26:39)

«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марк 1:35)

«И, отпустив их, пошел на гору помолиться» (Марк 6:46)

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился» (Лука 3:21)

«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лука 6:12)

«В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним» (Лука 9:18)

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лука 9:28)

«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лука 22:41)

Вот десять примеров из Нового Завета молитвы Иисуса, пророка, принёсшего христианство. Ни в одном из них даже мельком не указано про свечи. Он просто поднимал руки к небу и молился, и между ним и Богом не было никаких посредников, хотя бы в виде свечи. Почему же и нам не молиться так, как делал это Иисус, или кто-либо другой из пророков (мир им!), о которых рассказывает нам Священное Писание? Почему же миллионы христиан идут в церковь, чтобы зажечь свечу? Неужто от этого Бог скорее примет их молитвы? Конечно же, нет. Но христиане говорят просто: «Так делали до нас, так делаем и мы», и продолжают делать новшества.

Но откуда же пришёл этот обряд?

Задолго до пришествия Ислама, и даже христианства свечи зажигали люди, которые не поклонялись Богу. Они поклонялись огню. Чтобы помолиться, огнепоклонники вызывали своего «бога» – огонь. Как легче всего вызвать огонь? Зажечь свечу. Вот они и зажигали свечи для молитвы, а впоследствии этот обряд перешёл в христианство.

То есть, свечи – обряд, придуманный огнепоклонниками. Да упасёт Аллах всех нас от этого! Аминь.

Если вам приснилась икона, то отношения с партнером вы считаете греховными и неправильными. Какими тогда, по-вашему, они должны быть и нужно ли в этом случае руководствоваться какими-то правилами.

Нострадамус говорил: «Икона является символом духовности, пророчества, покаяния.

Сон, в котором вы молитесь перед иконой, означает, что вы слишком много внимания уделяете материальным проблемам и забываете о духовных.

Видеть во сне плачущую икону – дурное предзнаменование.

Если во сне вы держите в руках икону – наяву вы получите долгожданное известие.

Увидеть во сне, как вы ставите перед иконой свечу, – испытывать угрызения совести из-за прошлых ошибок.

Упавшая икона – символ роковой ошибки».

А болгарская прорицательница Ванга так трактовала сны, в которых появляется икона: «Видели во сне иконы в доме – такой сон предсказывает, что в вашей семье вспыхнет конфликт.

Если вам приснились иконы в церкви, то это означает, что единственным вашим спасением в трудное время будет вера, и пусть вы не очень религиозный человек, но придете в церковь как блудный сын, и Бог не отвернется от вас».

Д. Лофф писал: «Сны об иконах часто отражают либо силу, либо единство. Вы хотите чувствовать единство со Вселенной, и иконы являются подходящим звеном, позволяющим осуществить такое единение. Порой вам может сниться ситуация, в которой для разрешения конфликта вам необходима сверхъестественная сила. Иконы в этом случае послужат проводником или символом такой силы. Существует огромное количество доступных всем людям образов-икон. Те, которые вы обнаружите в своих сновидениях, будут иметь отношение еще и к вашему жизненному опыту (например, распятие, полная Луна, звезда Давида, Стоунхендж, Будда)».

Толкование снов из Психологического сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама