THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Осроена стала первым государством, на территории которого христианство было официально признано религией. Она занимала северо-восток нынешней Сирии. Существовало оно в период с 137-го по 242-й год н.э. Это было маленькое государство, где впервые упоминалась икона Спаса Нерукотворного. Этот образ является уникальным и обладает огромным значением для православных христиан.

Легенда об иконе

Существует немало легенд в которых рассказывается о том, как царь Осроены Авгарь, был болен страшной болезнью — черная проказа. Отсюда и начинается история Спаса Нерукотворного, однажды царю приснился необычный сон, в нем ему было сказано, что излечить его не сможет ничего, кроме иконы, на которой будет запечатлен лик Спасителя. После этого ко Христу был отправлен художник со двора, но ему так и не удалось перенести его образ на холст и сделать икону Иисуса Христа из-за божественного сияния, которое исходило от Него.

Тогда Спаситель взял воду, омыл ей свое лицо, после чего протер его полотенцем, на котором и остался запечатлен его светлый образ — икона Спаса Нерукотворного.

Формально, сам Иисус сделал икону, но образ относят к так называемым нерукотворным, то есть таким, где лик Спасителя проявляется по Божественной благодати и чудесным образом.

Классический вариант иконы представляет собой образ Иисуса, который выполнен на полотне. По краям его расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и название иконы Спас на урбусе, то есть на полотне или платке.

После того как царь Авгарь исцелился светлым образом, больше не было никаких упоминаний об иконе вплоть до 545-года. Именно в тот год Эдесса попала под блокаду персидских войск. Как раз в тот момент на помощь людям пришло провидение. В одном из нефов над городскими воротам были найдены икона Спаса Нерукотворного и ее след, отпечатавшийся на керамической стене в хранилище Керамидион. Тогда, благодаря чудодейственной силе иконы блокаду города удалось снять.

До сих пор образ Спаса Нерукотворного помогает избавиться от захватчиков и любых посягательств недругов, используется в военном деле.

Значение иконы Спас Нерукотворный

Эта чудотворная икона во всех видах ее исполнения (образ на холсте, отпечаток на керамике) отличается своими особенностями и имеет много обычаев, которые с ними связаны. Образ Спаса Нерукотворного имеет существенное значение для иконографии. Именно с написания этого образа рекомендуют начинать свою индивидуальную работу иконописцам, которые только начинают проявлять себя в этом деле.

Рассматривая описание иконы Спаса Нерукотворного, нужно обратить внимание на нимб окружающий голову Спасителя, который изображен в виде правильного замкнутого круга, внутри которого расположен крест. Каждая особенность: волосы Иисуса, основной ее фон (на всех старых холстах иконописцы оставляли фон чистым), выражают ее суть, наделяют ее особенным смыслом. По мнению многих, образ, который был создан без использования красок и кисти, является настоящей фотографией Христа и на ней запечатлено его лицо.

С момента прибытия иконы Спаса Нерукотворного из Константинополя, она стала занимать важную роль в мире православия. Случилось это в 1355-м году. Иконы данного типа существовали на Руси уже в XI веке, но только начиная со второй половины XIV века все, что связано со «Спасом Нерукотворным» приравнивается к уровню государственного культа и широко распространяется повсеместно.

Тем не менее, есть икона Спас Нерукотворный 12 века, которая также называется новгородской, но создана была в Москве в Успенском соборе. Этот образ является двусторонним. Отдельно следует отметить икону Симона Ушакова, которая создана в 17 века и Спас Нерукотворный написан тут более художественно и менее канонично.

С 14 века начинается строительство храмов, изображение наносится на русские военные знамена во время самых важных для Руси битв, таких как: Куликовская и Первая Мировая война.

«Спас Нерукотворный» – является иконой, которая имеет большое значение в православном мире. Она символизирует собой православие как крест и распятие, несет в себе такой же смысл.

Молитва иконе

Как считается, именно в этот день Христос приложил плат к своему лицу.

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!

Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,

Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!

Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,

будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,

и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,

Спас Нерукотвомрный, чудотворный Мандилиомн -- особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате).

О происхождении данной святыни, служащей источником иконографии, существует два типа предания, каждый из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Предание, сохранившееся в Восточной Церкви о Нерукотворном Образе более древнее, упоминается с первой половины IV века. История связана со страдавшим болезнью царем Эдессы Авгарем и получением им плата (убруса, куска ткани, полотенца), на котором запечатлелся отпечаток лица Христа, Который умыл лицо и вытер его этим платом. Авгарь посылал в Палестину живописца Ананию, чтобы тот написал лик Христа. Авгарь хотел в болезни утешится хотя бы тем, что сможет видеть лик Христа, в Которого уверовал, хотя даже не видел Его лично. Но по Промыслу Божию труды Анании, когда он достиг Иерусалима и нашел Христа, не увенчались успехом, и он не смог ничего написать, глядя на Спасителя. Христос Сам позвал к Себе художника, прочел послание Авгаря, умыл Свое лицо водой и вытер его куском ткани, на котором сразу же появилось подобие Его лица. Поскольку борода Спасителя после умывания была влажная, то отпечаталась на плате одной крупной клиновидной прядью, в связи с этим иногда этот образ называют "Спас Мокрая Брада."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа

Таким образом, Святой Мандилион (от греч. "убрус", "мантия", "шерстяной плащ") стал первой в истории иконой.

Евсевий Кесарийский описывает это в своем труде "Церковная история."http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/.. Евсевий Кесарийский Церковная история книга 1,13. Евсевий Кесарийский в качестве подтверждения приводит два документа из архивов Эдессы, переведенных им с сирийского: просьбу Авгаря и ответ Спасителя.http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/evsev.. Евсевий Кесарийский. Церковная история КНИГА ВТОРАЯ Рассказывает о письмах Авгаря и Христа так же Ефрем Сирин.http://www.krotov.info/library/06_e/efr/em_sirin_017... Ефрем Сирин ТВОРЕНИЯ Том 3, ПРЕДСМЕРТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ.

Так же, переписка царя со Христом и рассказ о принесении послами Авгаря изображения лика Христа включены в книгу "История Армении" армянским историком V века Моисеем Хоренским. "Это послание принес Анан, вестник Абгара (Авгаря), вместе с изображением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне."http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html MOBCEC XОPEHAЦИ «ИСТОРИЯ АРМЕНИИ» КНИГА ВТОРАЯ, 30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара.

Авгаря так же посетил Фаддей. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа в Эдессу пришел святой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Подробно рассказав о Христе Авгарю, Фаддей крестил его, после чего Авгарь был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем так же крестилась вся его семья и домочадцы, позже были крещены все жители Эдессы. Установленный на воротах города языческий идол был уничтожен. На этом месте Авгарь сделал углубление в стене, позволявшее защитить его от попадания осадков; наложил плат с изображением Христа на доску, изготовленную из дерева, не поддающегося гниению и стойкого ко внешним воздействиям, украсил получившуюся икону золотом, драгоценными камнями и установил в это углубление в городской стене над входом в город. Кроме этого, он так же выполнил надпись: "- Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа. Об этом событие рассказывает Прокопий Кесарийский, повествуя о осаде Эдессы персидским царем Хосровом в своей книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история": по его словам, Авгарь в старости страдал тяжелой подагрой.http://www.alanica.ru/library/Prokop/text.htm "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" Прокопий Кесарийский Война с персами. Книга 2,XII.Есть и апокрифические свидетельства неизвестных авторов об этом событии: Учение Аддая апостола (V--VI вв.) и более позднее Древнерусская версия легенды об Авгаре, рукопись XIII века.http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g02 Учение Аддая апостола,http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Avgar_Rus.. Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов ОГЛАВЛЕНИЕ Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века.

Кроме того сохранилось еще свидетельство Эгерии "Паломничество по святым местам"http://www.krotov.info/acts/04/3/palomn.htm Эгерия(Этерия) "Паломничество по святым местам".

Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города. Впервые историю Нерукотворного образа изложил император Константин VII Багрянородный. Согласно его повествованию Авгарь украсил Нерукотворный образ Спасителя и установил его в каменной нише над входом в город, для того, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением.

Меж тем спустя некоторое время один из потомков Авгаря вернулся к язычеству, тогда чтобы уберечь язычников, его заложили в нише кирпичами (черепицей) и он был продолжительное время спрятан до вторжения персидского войска Хосрова. Согласно версии, приведенной императором Константином, в момент закладки иконы кирпичом перед ней была установлена горящая лампада. Во время войны с персами, в одну из ночей Евлалию, епископу этого города, было дано ведение: он увидел некую женщину, которая сказала ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его», и указала на это место. Епископ ранним утром разобрал кирпичную кладку и обнаружил образ Спаса Нерукотворного. По свидетельству императора Константина, лампада продолжала гореть, не потухнув и не повредив икону, кроме того на кирпичах осталось точное изображение Спасителя, запечатлевшееся с иконы. Таким образом, был получен второй образ, точная копия первого, названная "Спас Нерукотворный на черепье" или Керамида.http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&m.. 681. (410.) Минея четья мес. август, полууст., напис. 1627 года Германом Тулуповым. Слово Константина Порфирогенита, о Христе царя греческаго, Повесть от различных собрана историй о посланием ко Авгарю нерукотворенном и божественном Образе Христа Бога нашего, и како от Едесапринесеся ко всеблагоденствующему и царствующему во градехКонстантинуграду. (перевод прп.Максима грека),http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Addai.php Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов Учение Аддая апостола. Лист 558.

В период иконоборчества защищая иконы от нападок иконоборцев на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин.http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_16.html Точное изложение православной веры. Книга 4 Глава XVI Об иконах.Григорий II папа Римский, когда узнал о начале иконоборчества в Константинополе в 730 году, то написал два послания к императору Льву Исавру, в которых убеждал его остановиться и прекратить гонения на иконы. В первом послании он пишет о Нерукотворном образе следующее: "В бытность Христа во Иерусалиме Авгарь, тогдашний князь и владыка эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение Лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным Образом и посмотри. Туда стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы."http://www.pagez.ru/lsn/0410.php Первое послание святого отца Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину о святых иконах. В 787 году Седьмой Вселенский собор использует факт существования Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

29 августа 944 года образ получил император Константин VII Багрянородный и торжественно перенес его Константинополь. Эта дата вошла в церковный календарь как общецерковный праздник. Позднее реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (предполагают, что корабль, перевозивший икону в Европу, потерпел крушение и затонул вместе со всем грузом и экипажем, в том числе с изображением Спаса Нерукотворного).

Западноевропейское средневековое предание предлагает другую версию возникновения образа Спас Нерукотворный. Этот вариант предания впервые упоминается примерно между XIII и XV веками, и возникает, вероятно, в среде францисканских монахов. Согласно ему, еврейка Вероника, сопровождавшая в числе прочих Христа при Его пути на Голгофу, вытерла от пота и крови Его лицо куском льняной ткани, на котором остался отпечаток Его лика. Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог вытереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на ткани. Святыня, так называемый "плат Вероники" хранится в Риме, в соборе Святого Петра. Предполагается, что имя этой женщины возникло в предании позже, как искажение латинской фразы veraicon ("истинный образ"). Главная отличительная особенность изображения «Плат Вероники» от «Спаса Нерукотворного» -- терновый венец на голове Спасителя, так как он отпечатался на полотенце, поданном Вероникой во время несения Иисусом Христом креста. Отсюда возникает характерное изображение в западноевропейской живописи Христа преимущественно с терновным венцом на голове, который, следует отметить, был свит не в форме диадемы, как принято изображать, а представлял собой подобие шлема, полностью покрывавшего голову и терзавшего шипами кожу, по предположениям, раздирая мягкие ткани до костей.

На плате на просвет можно разглядеть изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что оно было нанесено не с помощью красок либо каких то известных органических материалов.

Известны, как минимум, два так называемых «Плата Вероники»:

1. в соборе Святого Петра в Ватикане;

2. «Лик из Манопелло», так же именуемый «Вуаль Вероники», но на нем отсутствует терновый венец, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены. Из этого исследователи делают вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю.http://kyanina.livejournal.com/4258.html Крестный путь -- Плат Вероники, Судариум из Овьедо, Туринская Плащаница.

Существуют теории, относящие образ Спаса Нерукотворного к еще одной общехристианской святыне - Туринской Плащанице. Она представляет собой ростовое изображение Христа, чудесным образом запечатленное на льняном холсте, которым было обернуто Его тело после распятия и снятия с креста. Предполагают, что выставляемый в Эдессе плат с изображением Нерукотворного образа мог быть сложенной в несколько раз Туринской плащаницей, следовательно, Спас на Убрусе не был утерян, а все же вывезен в Европу и сохранен. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа -- «Спас Нерукотворный -- Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Необходимо сказать о двух списках образа Спас Нерукотворный, почитаемых в качестве двух великих святынь в Италии. Это две близкие по размерам иконы, примерно 40х29 см., покрытые плоским серебряным окладом, который воспроизводит очертания лика. Одна из них находится в Риме, другая в Генуе в армянской церкви св. Варфоломея и была в 1384 г. подарена византийским императором Иоанном V генуэзскому капитану Леонардо Монтальдо.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 сУ обоих изображений общие иконографические черты: острая борода и ниспадающие волосы по одной пряди с каждой стороны лика. По мнению некоторых исследователей, например Х. Бельтинга, один из этих образов мог быть средником Синайского триптиха Х в., от которого до нас дошли только боковые части. Размеры по высоте обоих вышеотмеченных образов и боковых створок триптиха практически идентичны.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.

Со второй половины XV в. изображения Плата Вероники и Римской иконы Спаса Нерукотворного соединяются. Подтверждает это Утрехтская миниатюра второй половины XV в., а так же алтарный образ для капеллы Вероники в соборе св. Петра в Риме, написанный Уго да Карпиок. 1525 г., где св. Вероника держит Римскую икону Спаса Нерукотворного. По словам Н. Кондакова, Генуэзская икона Спаса Нерукотворного легла в основу иконографического типа Святого Мандилиона, известного в России как "Спас Мокра Брада"Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.. Немецкие исследователи К. Онаш и А. Шнипер считают, что название "мокра брода" происходит из Новгорода.Онеш К. Шнипер А. Иконы: чудо духовного преображения. - М.: Интербук, 2001. - 301 с.Преданию об Авгаре более соответствует изображение Спасителя с мокрыми волосами, как отмечалось выше. Следует отметить, что изображения именно Спасителя с клиновидной бородой и собранными в две пряди волосами вокруг лика, распространяются через Новгород в России и через западные области в Украине, находившиеся на границе католического и православного миров.

Традиции изображения Нерукотворного Спаса в Украине восходят к ХІ -ХІІ вв. Самым старым памятником является икона Нерукотворного Спаса ХІІ в. из ГТГ.,Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. - М.: Искусство, 1981. - С. 10-11.определенная В. Н. Лазаревым как Новгородская, поскольку икона была вывезена Иваном Грозным из Новгорода, кроме того так же по сходству изображенных ангелов на обратной стороне иконы с росписями из Нередицы. Однако сам В. Н. Лазарев обращал внимание на стилистическую разницу лицевой и оборотных сторон иконы и допускал разновременность написания сторон Там же.. Современная наука считает, что эта икона происходит из КиеваОвсійчук В. Крвавич Д. Оповідь про ікону. - Л.: Інститутнародознавства НАН України, 2000. - 396 с. На этой иконе волосы Христа разделены на четыре пряди, борода свисает; иконописец не изображает Плат, следуя преданию, согласно которому Авгарь велел натянуть Плат на доску. В таком состоянии образовывать складки убрус не могСтерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 264 с..

Традиция не изображать складки убруса продолжается до второй половины XIII в.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с

С XV века появляются изображения Нерукотворного Спаса на полотне, покрытом складками, который держат Ангелы или Архангелы.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 15 с.

Изображенные Ангелы выражают идею соборного предстояния ангельского мира и людей Нерукотворному Образу, Самому Господу. Поводом к появлению такой композиции явилась праздничная служба Образу Спаса Нерукотворного (1629 августа), где есть слова: "Егоже пришествием совокупи с человеки Ангел множество…" (стихра 4-го гласа на великой вечерни), "Веселятся с земными Небесныя… явльшуся днесь Божественному образу" (на утрени, другой канон, глас 6, песнь 7). "Радуйся, пречестный образе, Ангелы покланяемый… человеком возжеленный…" (на утрени, на хвалитех стихира на 4, глас 5).

Этот извод широко распространяется в XVI-XVII столетиях, что подтверждает и исследуемая икона. Однако, если самый древний из сохранившихся памятников русской иконографии - псковская икона Нерукотворного Спаса, в главных чертах Лика следует образцам предшествующих эпох, то большинство украинских икон Спаса Нерукотворного идут от западных соединенных образов, созданных из соединения икон Нерукотворного Образа и Плата Вероники. Примечательно, что в XV-XVI вв. традиционный иконографический тип Плата Вероники, с ликом Христа в терновом венце еще окончательно не оформился, и в западноевропейских произведениях встречаются изображения Спасителя в венце и без него.

Русские изображения "Спаса мокра брода" изображают по преимуществу четыре пряди, иногда практически объединяя их в две.

Изображения Плата Вероники в терновом венце в Православной иконографии появляются с конца XVII в. Классическим образцом в украинской традиции предстает икона, созданная Иовом Кондзелевичем в 1722 г. Появление тернового венца на голове Христа в данной иконе предстает логическим продолжением существовавших в украинской иконографии на протяжении предыдущих столетий в украинской иконографии. В иконе И. Кондзелевича мы видим те же две пряди волос и остроконечную бородку, как на Спасе Нерукотворном, к этому добавляется терновый венец, который к тому времени становится обязательным иконографическим атрибутом Плата Вероники.

Необычайное для восточной иконографии соединение Святого Убруса и Евхаристии тоже имеет своеоснование. Традиция помещать вокруг Св. Мандилиона дополнительные изображения, объясняющие смысл почитания этой иконы, берет начало в после иконоборческом периоде, когда в подобных изображениях была острая необходимость. Сохранившиеся до нашего времени створки триптиха Х в. из Синайского монастыря дают основания утверждать, что иконописание установлено Самим Богом. Иконописец наглядно преподносит предание о Св. Убрусе, вводя в икону апостольское свидетельство в лице святого апостола Фаддея. Примеров такого соседства сюжетов немного. Самые известные - это греческая миниатюра из менология № 9 из Московского исторического музея и горельефные изображения на окладе вышеозначенной генуэзской иконы. С XVI в. Распространяется извод «Спас Нерукотворный с деяниями», известный в большом количестве списков со второй половины XVII в. К XVI в., к ним относится икона из Словакской народной галереи в Братиславе.Tkac S. IkonySlowackieod XVI do XIX wieku. - Warszawa, Bratyslawa: Arkady, Tatran, 1984. - S. 27 На иконах "Спас Нерукотворный с деяниями" в клеймах помещена история святыниПрипачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 21-23 с.. Существует старообрядческая икона второй половины ХІХ в., где Св. Убрус наложен на четырехчастное изображение. В первой написана Богородица в иконографическом типе "Знамение", с двумя Херувимами, во второй - "Спас Благое молчание", в третьей Усекновение главы Иоанна Предтечи, в четвертой - свт. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Это можно объяснить следующим образом: Знамение Пресвятой Богородицы с херувимами - ветхозаветное ожидание прихода Мессии, Спас Благое молчание - Логос до Воплощения, Усекновение главы Иоанна Предтечи - казнь последнего пророка, говорившего о приходе Мессии и начало Нового Завета, Новозаветной Церкви, изображение святителей, как вселенских учителей и создателей чина литургии, т. е. Бог Вочеловечился. Все эти четыре сцены, показывающие историю Боговоплощения, заканчивает образ Нерукотворного Спаса, являющийся весомым доказательством прихода на землю Бога во плоти. Все перечисленные варианты иконографии раскрывают догмат о Боговоплощении.

Икона «Спас Нерукотворный с Евхаристией» из собрания Харьковского Художественного музея раскрывает Нерукотворный Образ как символ Евхаристический. Судя по размерам иконы и изображения Евхаристии, этот образ некогда завершал Царские Врата.

Сцена причащения хлебом расположена с правой стороны; на переднем плане находятся Престол, на нем помещаются дискос, нож и просфора. Христос подает Апостолам хлеб В сцене причащения хлебом, расположенной с правой стороны Нерукотворного Спаса, на переднем плане изображен престол. На престоле находится дискос, нож и просфора. В правой части Христос, изображенный в профиль, подает апостолам хлеб. В сцене причащения вином, которая построена аналогичным образом, на престоле изображен сосуд для вина и потир. Христос держит в левой руке потир, правой благословляет. Сцены причащения апостолов в иконе из ХХМ, образуют одно целое с Нерукотворным Образом Спаса. Немецкий исследователь Х. Бельтинг, отмечая особенности почитания Плата в Риме, упоминал, что реальность Евхаристии соединилась с желанием видеть настоящую плоть Христа.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.-265 с. Именно в этом смысле и следует понимать иконографию данной иконы. Российский исследователь Л. Успенский так же отмечал, «что Христос в Святых Дарах не показывается, а дается. Показывается же Христос в иконе.»Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат, Паломникъ, 2001. - 474с. Таким образом, икона Спаса Нерукотворного из ХХМ своей иконографической программой показывает Христа, даваемого в Евхаристии, и для этого выбрана икона Нерукотворного Спаса, как главное свидетельство реального Воплощения Бога. Свидетельство реальности Евхаристии, показанное на данной иконе, могло быть реакцией на распространение протестантизма на западноукраинских землях, о котором упоминает П. ЖолтовскийЖолтовський П. М. Українськийживопис XVII - XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.. В протестантизме Евхаристия понимается как символ, как воспоминание о Евангельской Тайной Вечери. Данная икона призвана свидетельствовать о реальности главного таинства Православной церкви.

Итак, подведем итог обзора иконографических изводов иконы «Спас Нерукотворный»:

1) «Спас Нерукотворный» («Спас Мокрая Брада»);

2) «Спас Нерукотворный с Ангелами (Архангелами)»;

3) «Спас Нерукотворный с Евхаристией»;

4) «Спас Нерукотворный с деяниями».

Итак, вновь обратимся к Святому Мандилиону, перенесенному из Эдессы в Константинополь. Проследим историю развития его иконографии и появление новых изводов на Руси. Сначала рассмотрим, же он собой представлял. Описания, составленные свидетелями его пребывания в Константинополе нечеткие. Псевдо-Симеон Магистр, византийский автор, сообщает, что после прибытия святыни император Роман Лакапин, его сыновья и Константин Багрянородный созерцали образ «на святом полотнище Сына Божьего», однако изображение на плате было трудно различимо. По одним данным, можно было разглядеть только то, что это лицо, по другим просматривались кроме того еще уши. До наших дней сохранились лишь списки со святыни, но как на самом деле выглядело полотно, запечатленное Христом, мы не знаем.

В Италии сохранились два списка, попавшие туда при разных обстоятельствах в разное время: один из них хранится в папском дворце в Ватикане и вставлен в литую раму с изображениями ангелов; датируется 1208 годом. Точная датировка и обстоятельства его попадания в Рим не известна, некоторые ученые относят его к VI веку. Образ небольшой по размеру, выполнен на куске загрунтованного холста, написан словно бы с действительного отпечатка лица: видно только невысокий лоб, небольшие глаза, клиновидные бороду и две небольшие пряди волос; нет изображения складок и нимба; цветовое решение однообразно.

С этим образом сходен еще один список, хранящийся в в монастыре Сан Барталомео дельи Армени в Генуе (вышеозначенные римский и генуэский Спасы Нерукотворные.) Образы очень схожи, различие заключается в основном в том, что эта икона уже выполнена на доске, создана по видимому на восемь веков позже и покрыта окладом с чеканными клеймами, повествующими историю Мандилиона; размеры римского и генуэзского Спасителей практически точно совпадают, внешние характеристики почти одинаковы. Очевидно, что оба образа имели один прототип. Образ из Сан Бартоломео был прислан в Геную в 1360 году в дар Леонардо Монтальдо императором Иоанном V за особые заслуги. Монтальдо почитал эту икону за подлинный Мандилион и позже пожертвовал ее монастырю.

На момент заказа иконы для Леонардо в Константинополе подлинного Мандилиона уже не было, но у верующих хранились его копии. Один из них был привезен на Русь в 1354 году святителем Алексием, получившим его из рук патриарха Константинопольского, на момент возведения его на русскую кафедру. В Москве святитель основал я монастырь на Яузе для хранения великой святыни. Первым настоятелем монастыря во имя Нерукотворного Спаса, где в главном соборе хранилась икона, становится ученик Сергия Радонежского Андроник, чье имя в последствие приобретает и сам монастырь.

Этот собор своей архитектурой напоминал византийские храмы-реликварии, а монастырь воспринимался как небольшая копия Константинополя, о чем свидетельствует местная топономика.

Образ несколько столетий хранился в алтаре, вплоть до распоряжения царицы Евдокии Лопухиной в XVII веке поместить его в местном ряду иконостаса для получения доступа к святыне и свободного поклонения ей.

Образ хранился в монастыре до конца XIX века. В 1905 году исследователь Н. П. Кондаков опубликовал репродукцию иконы, что помогло позже обрести утраченного в 1917 году Спаса Нерукотворного в 2000 году. При подготовке к выставке в музее имени Андрея Рублева, расположенного на территории монастыря, «Спас Нерукотворный», икону обнаружили в запаснике музея «Новодевичий монастырь». Икона была сильно записана, но сохранила исходные черты.

Высказывалось мнение, что именно эта икона является древнейшим образом «Спаса Нерукотворного», поскольку черты лика и размеры доски совпадают с итальянскими иконами.

На Руси икону из Андроникова монастыря копировали, делали списки, которые быстро распространялись среди верующих; в основном это были домашние иконы, переходившие из поколения в поколение.

Кроме типа иконографии, представленной на этой и итальянских иконах Спасителя, появляются и другие ее типы, возникающие под влиянием множества процессов. Изменения, как правило, брали свое начало в Византии, позже распространяясь в других православных странах.

Небольшие по размерам и скромные по чертам изображения не передавали идею торжества Спасителя в мире, поэтому иконы Спаса Нерукотворного стали писать гораздо более крупными, придавая им черты идеальной красоты, не воспроизводя в точности первые списки.

К одной из таких икон относится Спас Нерукотворный из Новгорода XIII века для храма Нерукотворного образа на Добрыниной улице: крупные вытянутые глаза, изогнутые брови, пышные волосы, распадающиеся по две мягкие пряди с обеих сторон, отмеченные золотыми линиями; лик написан на фоне большого нимба с широким перекрестием. С обратной стороны доски написана еще одна икона: крест, которому поклоняются ангелы, и орудия Страстей Христовых: в целом обе стороны олицетворяют идею Боговоплощения и искупительной жертвы Господа. Такие иконы предназначались для поклонения в Страстную седмицу. Лик Христа при достаточно небольшом размере по видимому потому и является таким выразительным, что служил выносным образом и требовалось различить его черты с большого расстояния.

Вторая по древности икона с изображением Святого Лика происходит из Ростова Великого: она близка по размеру с новгородской, но выполнена в традициях русского искусства XIII века. На обороте ее ничего не написано; Спаситель изображен фронтально, с крупными чертами, волосы разделены на неравное количество прядей, борода распадается на множество небольших завитков; появляется растянутый плат, который вовсе отсутствует в новгородской иконе; на него наносятся надписи: «Царь Славы», борода и волосы выходят за грани нимба, что указывает на нерасторжимость самого лика и ткани. На Руси самой ткани святого изображения придавали большое значение, поскольку материальные святыни всегда высоко почитались в православии.

К XIV веку Спас Нерукотворный становится основным образом в русском искусстве. Существует ростовская икона XIV века с синим, со множеством ниспадающих полукругом складок и с узлами на верхних концах. Это связано с тем, что форма и размер плата в письменных источниках не указаны, но по видимому, такая традиция изображения восходит к обряду поклонения иконам, когда их выносили задрапированными тканью. Но скорее плат символически изображает небо, подтверждение чему есть в текстах службы на 16 августа. Лик на этой иконе может быть воспринят, как Лик на небесах, кроме того, золотистый нимб, особенно на синем фоне, воспринимается как символ небесного светила, «Христос-солнце правды».

В XIV веке возникает новый тип образа Спасителя, отличающийся масштабностью и выразительностью. Примером иконы этого периода является образ конца XIV века из собрания музея Андрея Рублева. Очень крупная доска, в размер человеческого роста, вмещает в себя плат со множеством вертикальных складок, описанный двойной линией по нижнему краю и удивительный лик Христа, с очень широким лбом и значительно и резко сужающийся к подбородку, с активным разворотом влево, но прямым напряженным взглядом. Икона по своим характеристикам относится к византийскому монументальному искусству, выразительный, крупный лик на фоне крупных складок ткани. Христос представлен грозным судьей, что объясняется эсхатологическими настроениями в обществе на тот момент.

Данная икона в силу большого размера не была выносной, а предназначалась для алтарной преграды. До появления в XV веке высоких иконостасов они были каменные, высотой до двух с половиной метров, а Царские и дьяконские врата завешивались тканью. Рядом с таким алтарными преградами, в сравнении с ними икона с изображением Лика на ткани со множеством складок приобретала еще более острый эсхатологический характер, придавая иконе новый содержательный акцент. Алтарь истолковывается как образ Небесного Иерусалима, Царства Небесного- места пребывания Господа, места принесения Бескровной жертвы и совершения Евхаристии. Лик Господа выступал как Образ Судьи на границе реального и духовного миров, на границе храма и алтаря. Таким образом, с соединением живописных и архитектурных приемов подчеркивались и передавались эсхатологические идеи христианства.

В XV-XVI веках иконы Спасителя приобретают новые черты. В храмах появляются маленькие выносные иконы. Предназначенные для аналоя, куда они выносились для поклонения не только 16 августа, но и в другое тремя служебного круга, указывая на истинность Воплощения Бога и возводя к Его страданиям.

Одной из таких икон является икона-таблетка из Великого Новгорода: она соединяет в себе несколько древних канонов: черты первой на Руси иконы Спаса Нерукотворного - узкий лик и две узкие пряди волос по бокам - и черты образов второй половины XIV века - разделенная на две пряди борода и задрапированный плат. Новый вариант иконографии, объединяющий в себе два самостоятельных образа, был впервые создан в Москве в процессе развития иконографии. Икона из Новгорода обладает абсолютным спокойствие и отрешенностью.

В искусстве XV-XVI были и точные повторения древней иконографии, как например икона из Великого Устюга, написанная ростовским мастером: отсутствует плат, лик помещен на золотой фон, нимб вписан в плоскость доски, близкой по формату к квадрату, как в новгородской, первой вышеупомянутой иконе, хотя мастер непосредственно этот образ мог не знать и не видеть, а работать с его списком от 1447 года, что становится понятным по дошедшим письменным источникам. Этот список послужил прототипом для всех устюжских икон Спаса Нерукотворного. Эта икона была установлена в башне города для избавления по видимому от чумы; к ней совершались соборные хождения с молитвами, что являлось утвердившейся на Руси традиций крестных ходов в подражание моленным шествиям Константинополя. Для таких крестных ходов появляются особые выносные иконы, закрепленные на древках.

Как видно, к XVI появилось несколько изводов, типов иконографии, одинаково почитаемых. В конце XV века появляется еще один тип, связанный с Софией Палеолог, ставшей женой князя Ивана III и привезшей с собой икону Спасителя, датировку написания который трудно установить. Царь Федор Алексеевич заказ для образа драгоценный оклад. Размеры иконы необычайно крупные для домашнего использования, 71х51 см: обычно в боярских палатах было несколько небольших икон, однако эта икона совпадает по размерам с образом из знатных европейских домов, где, судя по гравюрам, устанавливалась одна икона. Основным источником информации об иконе, привезенной Софией, на данный момент является оклад, повторяющий очертания изображения: пышные волосы, борода, разделенная на пряди, и два ангела, поддерживающие убрус за концы сверху, написанные в виде небольших полускрытых фигур. Эта иконография не известна ни в русском искусстве, не в византийском, но приобретает распространение в католическом, имея под собой основание изображения ангелов, несущих щит с изображением Христа Эммануила, представленных на саркофагах. Распространение такой иконографии произошло во времена папы Урбана V во второй половине XIV века: ангелы входили в композицию его личного герба.

Особая римская иконография Мандилиона предположительно была выбрана для благословения византийской царевны по причине того, что после окончательного завоевания турками Византии племянники последнего византийского императора жили в Италии на иждивении папы Павла II, под опекой кардинала Виссариона, перешедшего из православия в католицизм и искавшего для Софии жениха по всей Европе. Брак царевны с московским князем пришелся на время ступления на папский престол Сикста IV, особо почитавшего Святой Мандилион. Византийская царевна увозила на новую родину образ римской реликвии, напоминавшей о Константинополе. Новая иконография быстро и органично была воспринята русскими мастерами и так же стремительно получила распространение. Известны исполненные в XVI веке списки этой иконы, как например образ, вложенный княгиней Анной Трубецкой в Троице-Сергиев монастырь в память о муже. Белый, словно с усилием удерживаемый ангелами плат напоминал о нависающем полотне неба.

Такая иконография быстро распространилась до окраин Московского государства, стала помещаться в иконостасы, в том числе как средник деисусного ряда или как венчающая Царские Врата икона в соединении с Евхаристией, когда идея реального воплощения Господа соединялась с желанием видеть Его плоть и передавать ее в Евхаристическом общении. Одна из икон с ангела была особенно прославлена, это образ из города Хлынова (ныне город Киров), где на сегодняшний день не сохранилась, известна только фотография, с которой современным иконописцем сделан список.

Композиция с ангелами органично вошла в двухчастную композицию «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати»: в верхней части представлен Спас Нерукотворный с ростовыми ангелами (они кроме того изображаются в рост возле убруса, а не только как небольшие фигуры, несколько выступающие из-за него), в нижней Спаситель на фоне креста с Богоматерью и святым Иоанно Богословом. Эту композицию можно считать развернутой иллюстрацией к одной из песней Канона Космы Маюмского, исполняемого на богослужении Великой Субботы на Страстной Седмице.

В XVII веке особо возрастает почитание Спаса Нерукотворного: Ему посвящается множество храмов, изображаются клейма с сюжетами из повести Константина Багрянородного, описывающие историю Мандилиона. В первой половине века получают распространение иконы с изображением отдельных клейм, особенно исцеление царя Авгаря.

Последовательно события истории Убруса пишутся в клеймах, средником служит двухчастная композиция «Не рыдай Мене, Мати», нередко история Убруса перемежается со сценами из земной жизни Христа. В клейма вводится изображение Седьмого Вселенского Собора в Никее, когда Святой Убрус использовали в качестве аргумента необходимости и Богоустановленности иконопочитания.

В XVII веке изменился живописный язык мастеров, сами иконы, в том числе и Спас Нерукотворный. Сама иконография сохранилась неизменной, но лик стал писаться в стиле живоподобия: лик Христа писался по подобию человеческого лица, был осязаем, плотян, с румянцем, объемный; плат с мягкими шелковистыми складками. Создателем первой такой иконы стал иконописец Симон Ушаков, соединяющий традиции более ранних западных мастеров и русские традиции иконописания. Ушаков написал несколько небольших, сходных с реальным размером человеческого лица икон Спасителя. Для церковных иконостасов он так же создал икону «Спаса Нерукотворного» с летящими ангелами, поддерживающими плат в виде завесы и текстами молитв ко Христу или перепиской Христа с Авгарем.

XVII век был последним веком традиционной русской иконописи: реалистичные тенденции русского искусства XVIII века привели к появлению нового образа «Спаса Нерукотворного»: его пишут в соответствии с новым идеалом красоты и в новых, реалистичных формах. Представление оь обобщенном, созданном чудом лике уходит в прошлое, святой Лик начинает напоминать портрет.

Обобщим линию развития иконографии «Спаса Нерукотворного»:

1) Максимально приближенные к подлинному Мандилиону изображения Спасителя.

2) В целом сохранение черт Мандилиона, но написание крупных, внушительных образов, призванных подчеркнуть торжество Христа (без плата).

3) Изображение лика неизменно, появляется плат.

4) Возникновение изображений на плате со складками, характеризующие Христа как «Свет миру» на небесном полотне.

5) Обострение эсхатологических настроений и придание образу особой строгости.

6) Соединение списков подлинного Мандилиона и развившейся на Руси иконографией.

7) Спаситель на убрусе с поясными Ангелами.

8) Спаситель на убрусе с ангелами/архангелами поясыми/ростовыми, с Богородицей и Иоанном Крестителем в молении/Евхаристией/композицией «Не рыдай Мене, Мати».

9) Иконы с клеймами из повести о Святом Убрусе: средник обычно двухчастная композиция с «Не рыдай Мене, Мати.» Иконы с отдельными сценами повести.

10) Постепенный переход к живоподобию.

11) Иконы, практически схожие по изображению с портретами.

Список Литературы

лик нерукотворный образ икона

1)Евсеева Л. М. Нерукотворный Образ Спасителя. Санкт-Петербург 2013 - 7-55 с.

2) Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви». Издательство Западно- Европейского экзархата Московский Патриархат, 1989 г.

3) Мохова Г. А. Нерукотворный образ Спасителя на Вятской земле. - Киров, 2010.

4) Робин Кормак. Иконы. Британский музей. Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. «Издательство ФАИР», 2008

5) Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. Москва, Северный паломник, 2002.

6) Белик Ж. Г. Иоанн Креститель. Санкт-Петербург, 2013.

7) Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства. «Аврора», Санкт-Петербург 2008.

И Евфрат, со 137 года до нашей эры по 242 год нашей эры существовало небольшое государство Осроена, которое первым объявило христианство официальной государственной религией. Здесь же первый раз упоминается икона Спаса Нерукотворного.

Легенда об иконе

По многочисленным легендам, осроенский царь Авгарь V, резиденция которого находилась в столице государства Эдессе, заболел неизлечимой болезнью - черной проказой. Во сне ему явилось откровение, что поможет ему только лик Спасителя. Придворный художник, отправленный ко Христу, не смог запечатлеть его образ из-за божественного сияния, исходящего от Иисуса, который, пойдя навстречу царским мольбам, сам омыл свое лицо водой и отер полотенцем (платом). На нем и остался запечатленным светлый образ, получивший название «убрус», или Мандилион, или икона Спаса Нерукотворного. То есть в классическом варианте она представляет собой лик Христа, выполненный на полотне, по краям которого пущена канва, а верхние концы завязаны в узлы.

После чудесного исцеления Авгаря упоминания об этой иконе отсутствуют вплоть до 545 года, когда Эдессу взяли в блокаду персидские войска. Как часто это бывает, в трудную минуту на помощь приходит провидение. В нефе над воротами города были обнаружены не только сама прекрасно сохранившаяся икона Спаса Нерукотворного, но и ее отпечаток на керамической стене хранилища, или Керамидионе. Блокада города была снята самым чудесным образом.

Особенности иконы

Этот чудотворный образ в обоих своих проявлениях (выполненный как на холсте, так и на керамике) имеет ряд особенностей и обычаев, с ним связанных. Так, он рекомендован начинающим иконописцам как первая их самостоятельная работа.

Икона Спаса Нерукотворного - единственный образ, на котором нимб вокруг головы Иисуса имеет форму правильного замкнутого круга с находящимся внутри крестом. Все эти детали, как и цвет волос Спасителя, общий фон иконы (на самых древних иконах фон всегда оставался чистым), несут свою смысловую нагрузку.

Бытуют мнения, что созданный без кисти и красок портрет, которым является, по своей сути, икона «Спас Нерукотворный», - фото Христа, запечатлевшее его лицо.

В православии эта икона всегда, с момента привоза ее списка из Константинополя в 1355 году, играла особую роль. Хотя самые древние иконы этого вида появились на Руси еще в XI веке, только со второй половины XIV века все, связанное со «Спасом Нерукотворным», позиционируется на уровне государственного культа и внедряется повсеместно. Под него строятся храмы, изображен на знаменах русских войск в самых решающих для страны битвах - от Куликовской до сражений Первой мировой войны. Слово «стяг» заменяется постепенно словом «знамя» (от «знамения»). Хоругви с изображением «Спаса Нерукотворного» стали неотъемлемой частью побед русского оружия.

Икона «Спас Нерукотворный» сегодня

Прибытие этой чудотворной иконы, слава о которой разнеслась по всей Руси, из Новоспасского города Вятки в Успенский собор Кремля, приобрело государственный масштаб и значение. Тысячи москвичей и приезжих вышли навстречу иконе и при виде ее упали на колени. Фроловские ворота, через которые пронесли икону, стали называться Спасскими. Пройти через них можно было лишь с непокрытой головой, в знак божественности лика.

«Спас Нерукотворный» - икона, значение которой невозможно переоценить. Она воспринимается как один из основных символов православия, по смысловому значению она приравнивается к кресту и распятию.

В последние годы, которые иногда справедливо называют Вторым крещением Руси, строится небывалое количество церквей, монастырей и храмов. В Сочи к открытию Олимпиады в рекордные сроки был возведен и освящен 5 января 2014 года Храм Спаса Нерукотворного.

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Сегодня, 29 августа, празднуется Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник также называется в народе — Третий Спас.

Все мы с Вами неоднократно видели Нерукотворный лик Господа нашего Иисуса Христа. Возносили перед иконой свои молитвы за себя, своих родных и близких. Но не все из нас знают чудесную историю этого дивного образа.

А история его следующая:

Во время земной жизни Господа был болен проказой Авгарь, князь и правитель сирийского города Едессы. Услышав, что Иисус Христос исцеляет всякие болезни одним Своим словом, князь послал к Нему письмо, в котором просил об исцелении и даже предлагал Ему поселиться у себя в городе, так как слышал, что многие евреи ненавидят Его. Письмо было послано с живописцем Ананией с тем, чтобы тот списал лик Спасителя в случае, если он не захочет идти в Едессу. Анания пришел в Иудею и, подав письмо Господу, сам стал на камень и начал писать лик Его.

Как ни трудился, не мог написать, потому что лик Господа постоянно менялся. Затем Господь подозвал к Себе Ананию, и назвав по имени, чем очень удивил его, вручил ему ответное письмо князю, где хвалил веру князя, указывал причину, по которой Он не может придти в его город, и обещал ему выздоровление через одного из Своих апостолов.

Затем Христос, потребовав воды и полотенце, умылся и отер Свое лицо, и на полотенце чудесно изобразился Его лик, отчего и назван образ Нерукотворным.

Получив образ, князь с верой и благоговением поцеловал его и почувствовал облегчение болезни. Совершенно же исцелил князя по вознесении Господнем апостол Фаддей, крестив его со всем семейством и подданными.

Авгарь поставил образ над городскими воротами, и украсил его. Правнук Авгаря, заразившись идолопоклонством, хотел было снять образ с ворот и заменить его идолом; но епископ, вследствие видения, ночью заложил его камнями. Прошло около пяти столетий, и об образе совсем забыли.

В 545 г. персидский царь Хозрой с многочисленным войском осадил Едессу. Осажденные, видя неминуемую свою погибель, обратились с молитвой к Богу, и Сама Пресвятая Богородица явилась епископу города Евлавию во сне и сказала, чтобы он открыл находящийся над воротами Нерукотворный образ Спасителя, и тогда город будет спасен.

Епископ на другой же день обрел образ, и оказалось, что он совершенно цел, перед ним горит 500 лет назад зажженная лампада, и на камне, который поставлен был для закрытия образа, запечатлелся лик Спасителя, подобный лику на самом Нерукотворном образе!

Тогда неприятели легко были отражены.

В 944 году Нерукотворный образ перенесен был из Едессы в столицу греческого царства Константинополь, и день перенесения, 29 августа, сделался праздником.

В Константинополе давно уже нет Нерукотворного образа. По одному сказанию, он в 16 веке был отдан императором Палеологом в Геную за избавление Греческой империи от сарацин, где и находится доселе, в монастыре святого Варфоломея; а по другому сказанию, в 13 веке он похищен венецианским дожем Дондоло и погиб с кораблем в Мраморном море.

Тем не менее, списков этого дивного образа очень и очень много. И от всех икон Нерукотворного образа Спасителя исходит тепло и истекают многие чудотворения!

Немногие задумывались над тем, откуда вообще возникли иконы. Почитание их настолько прочно вошло в православную традицию, что кажется, так было всегда. В истории христианства самой первой иконой стал «Спас Нерукотворный». Этот образ имеет очень интересную историю и глубокое богословское значение.


Возникновение первого образа

Церковное предание сохранило немного описаний внешности Христа, а в Библии об этом вообще не сказано ни слова. Но откуда тогда взялось изображение того лика, который всем хорошо знаком? Историю иконы «Спас Нерукотворный» донес до нас во всех подробностях римский историк Евсевий, ученик Памфила, родом из Палестины. Множество сведений о жизни того периода известно именно благодаря его трудам.

Слава Христа была настолько велика, что приходили к Нему даже из других стран. Вот и правитель г. Эдесса (на территории современной Турции) послал к нему человека с письмом. Авгарь был уже стал, его мучила болезнь ног. Христос обещал послать одного из своих учеников, чтобы помочь царю и просветить его народ светом Евангелия. Рассказывает об этом случае также Ефрем Сирин.

Авгарь отправил к Христу и художника, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не смог написать портрет Спасителя. Тогда Христос передал царю в качестве подарка полотно (убрус), которым отер лицо. На плате остался отпечаток лика - поэтому он называется нерукотворным - потому что сотворен не человеческими руками, а божественной силой (как Туринская плащаница). Так возникла первая икона - еще при жизни Спасителя. Послы доставили ткань в Эдессу, где она стала городской святыней.

После вознесения Христа туда отправился апостол Фаддей - он исцелил Авгаря, совершил еще много чудес и обратил местных жителей в христианство. Об этих событиях свидетельствует другой историк - Прокопий Кесарийский. А Евагрий из Антиохии повествует о том, как образ чудом избавил жителей города от вражеской осады.


Дальнейшая судьба чудесного плата

Сделавшись христианами, жители Эдессы повесили образ Спаса Нерукотворного (он еще называется Мандилион) над городскими воротами. Когда один из потомков Авгаря сделался язычником, благочестивые христиане заложили икону кирпичом, чтобы сберечь от поругания. Образ настолько долго скрывался, что о нем забыли. Во время очередной осады, уже в 6 в., епископ увидел видение, где ему было открыто нахождение святыни. При разборе кладки было обнаружено, что лик перешел и на кирпичи.

Мандилион был перенесен в собор, откуда выносился лишь 2 раза в году. Традиции прикладываться к святыням тогда не существовало, и даже приближаться к образу было запрещено. В конце 1 в. византийская армия осадила город, в обмен на мир было предложено отдать чудесное изображение Спасителя. Жители города согласились. Так икона Спас Нерукотворный попала в Константинополь. Этот день теперь является церковным праздником.

В 1011 г. неизвестным художником западной школы был сделан список, попавший в Рим. Хранился он в особом алтаре и назывался «вера эйкон» - истинный образ. Позже он стал известен под названием «Плат Вероники» и оброс собственными легендами. Таким образом Спас Нерукотворный имел большое значение и для развития западной иконографии.

К сожалению, оригинальный Мандилион не дошел до наших дней. Он был похищен во время одного из крестовых походов (1204 г.) - легенда гласит, что корабль, где находилась икона, пошел ко дну. Однако, те списки, которые хранятся в Ватикане (капелла Санта-Матильда) и Генуе считаются довольно точными.


Как выглядит Спас Нерукотворный

Описание иконы, хранившейся у царя Авгаря, дошло до нас благодаря историческим документам. Материя с отпечатком Лика была натянута на деревянную основу. Это единственный образ, который изображает Христа как человеческую личность. Другие изображения Спасителя делаются с атрибутикой, либо Господь совершает некие действия. Здесь же показан «портрет», лицо Христа, не дается «видение» автора, а представлен Образ, как он есть.

Чаще всего встречается Спас на убрусе - лик изображается на фоне полотенца, с разными видами складок. Плат, как правило, белого цвета. Иногда лик изображается на фоне кирпичной кладки. В некоторых традициях полотенце держится за края летящими Ангелами.

Уникальность образа - в зеркальной симметрии, которую нарушают только глаза. Они немного скошены, что делает выражение лица более одухотворенным. Новгородский список считается античным воплощением идеальной красоты. Помимо симметрию, важную роль тут играет отсутствие эмоций - возвышенная чистота, духовный покой, которыми обладает Спаситель, как бы передаются и тому, кто смотрит на икону «Спас Нерукотворный».

Роль и значение образа в христианстве

Трудно переоценить значение иконы Спас Нерукотворный - его чудесное появление стало очень весомым аргументом в период иконоборчества. По сути, это основное доказательство того, что лик Христа может изображаться и пользоваться почитанием верующих, как возможность вознести хвалу Первообразу.

Именно оставшийся на ткани отпечаток стал одним из главных типов иконографии, который напоминает о божественном начале иконописи. Сама по себе она в первые века имела, в том числе, описательную функцию - библейские рассказы оживали перед глазами неграмотных христиан. К тому же книги, в том числе и Священное Писание, долгое время были очень большой редкостью. Также вполне понятно желание верующих иметь зримое воплощение Христа.

Изображение только лица Спасителя должно напоминать верующим, что их спасение возможно только в случае установления личных отношений с Христом как с Богочеловеком. Без этого никакие церковные обряды не могут служить «пропуском» в царство небесное. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя - призывая каждого конкретного человека пойти за Собой. Созерцание иконы Спас Нерукотворный помогает понять, в чем заключается смысл христианской жизни.

В чем помогает Спас Нерукотворный

Каким же образом верующий может установить контакт с Богом? Чтобы икона Спас Нерукотворный стала настоящей защитницей, надо вести молитвенный диалог с Господом. В молитве человек высказывает свои прошения, надежды, даже обиды на близких выслушает Всевышний - только не должны они быть высказаны со злостью…

Образ Спасителя обязательно должен быть в каждом христианском доме. Просить у Него можно о чем угодно:

  • о помощи близким;
  • за детей;
  • о крепком здоровье;
  • о благосостоянии;
  • о помощи в работе, любых мирских делах.

Нельзя применять иконы при ворожбе, использовать их в разных магических ритуалах. Истории известны случаи, когда для магов такие попытки заканчивались очень плохо.

Какие молитвы лучше подходят для того, чтобы произносить их перед иконой «Спас Нерукотворный»? Прежде всего - «Отче наш», молитва данная людям самим Иисусом Христом во время земного пути. Каждый день должен начинаться с нее, даже перед приемом пищи истинно верующие люди читают ее, чтобы поблагодарить Господа за то, что у них есть. Перед тем, как уснуть, тоже можно прочитать, чтобы успокоить ум, очистить душу.

Где находятся иконы Спасителя

Хотя в России никогда не было оригинального Мандилиона, имелись списки, прославленные чудотворениями. Один из них долго находился в Новоспасском монастыре (возле Таганки), прославившимся как усыпальница семейства Романовых. Хотя первое чудо было явлено в г. Вятка, вскоре чудесная икона была торжественно перенесена в столицу. Случилось это в январе 1647 г.

Поначалу образ Спаса Нерукотворного находился на одной из башен Кремля, но в этом же году отправился в Спасо-Преображенскую церковь. Вот некоторые из чудес, совершенных по молитвам у вятской иконы:

  • прозрел полностью слепой мужчина;
  • помощь в подавлении бунта С. Разина;
  • крестный ход с иконой помог остановить пожар 1834 г.;
  • множество исцелений во время эпидемии холеры.

В годы революции чудотворный оригинал был утерян. На месте прежнего образа в настоящее время находится список.

Удивительный памятник российской культуры - Храм образа Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Небольшая изящная церковь создана совместными усилиями В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они создали проект здания, иконостас, все убранство, написали иконы, даже выложили мозаикой пол. Росписи на окнах принадлежат М. Врубелю. Храм освящен в 1882 г. Проехать из Москвы можно электричкой до станции «Хотьково».

Самая древняя в России икона Спас Нерукотворный относится к 12 в., написана в новгородской манере. Изображение плата на ней отсутствует, т.к. образ воспроизводит лик Спасителя, чудесно проявленный на кирпичах (в Эдессе). По мнению специалистов, данный извод может быть очень близок к оригиналу, появившемуся на убрусе. Хранился образ в Кремле, сейчас находится в Третьяковской галерее.

Молитва иконе

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама