THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Функциональная подготовка (ОФП и СФП)

спортсмен тренировка соревновательный

Высокие требования к функциональным возможностям организма должны предъявляться на начальных этапах спортивной подготовки с целью повышения функционального уровня в процессе обучения за счет средств ОФП, большого многообразия видов спорта (спортивные игры, плавание, бег, лыжи и др.), которое оценивается уровнем общей физической работоспособности. На этапах спортивного совершенствования, высокого спортивного мастерства функциональная подготовленность совершенствуется за счет средств акцентированной специальной и значительной общей физической подготовки, а также направленности тренировочных методов с варьированием объемов и интенсивности как основных параметров тренировочной нагрузки. Такое соотношение средств стимулирует успешную соревновательную деятель на базе высокой функциональной готовности организма.

Функциональная подготовленность охватывает развитие всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной мышечной и т.д., которые и обеспечивают базовый уровень физической работоспособности в условиях тренировочных и соревновательных режимов. По основным параметрам функциональных систем организма представляется возможность определить их состояние, реакцию на выполняемую нагрузку, восстановление, уровень подготовленности спортсмена и его адаптацию к тренировочной и соревновательной нагрузке. Главной задачей в развитии функциональной готовности является создание уровня избыточности в системах организма, которые способны в единстве обеспечить высокую надежность при соревновательных действий. Необходимо знать особенности параметров организма, их динамику, которая позволяет оперативно и достаточно точно оценить уровень функциональной подготовленности спортсмена.

Относительно тренировочного цикла подготовки основными средствами специальной физической подготовки (СФП) являя упражнения, свойственные избранному виду спорта, в том числе соревновательного характера.

Уровень развития основных физических качеств с учетом развития функциональных систем организма спортсмена, включая специфику избранного вида спорта и акцентированные качества (сила, скорость, выносливость и др.) характеризуют специальную физическую подготовку.

Таким образом ОФП проводится в течение всего годичного цикла, однако удельный её вес уменьшается в основном периоде и особенно соревновательном (до 10-20%), в то время как СФП уделяется большая часть времени (80-90%).

Основы техники

Задача технической подготовки сводится к становлению умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в процессе выполнения соревновательных действий, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки.

Умение выполнять двигательное действие формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации основных элементов их координационной структуры, и двигательное умение переходит в навык, который характеризуется такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизированно, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться двояко. Во- первых, когда необходимо добиться прочного освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков. Во-вторых, когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий.

Большое количество разнообразных двигательных умений является хорошей предпосылкой для эффективного технического совершенствования и в связи с тем, что в процессе их освоения у спортсменов вырабатывается способность к творческому мышлению, анализу выполняемых движений, совершенствуются специализированные восприятия, способность объединять простые движения в более сложные двигательные действия.

Существует целый ряд методов функциональной подготовки. В основном это те же методы, которые используются в других видах подготовки. Но существует ряд специальных методов. К ним можно отнести различные методы подготовки в измененных условиях внешней среды (в условиях высокогорья, в барокамере, использование бани), методы подготовки на фоне критических состояний организма спортсмена (в условиях голода, переохлаждения, повышенной опасности, во время конфликтов и т.п.).

Функциональная подготовленность спортсмена не всегда может быть определена по внешним признакам как, например, физическая. Нередко внешне сложенный не атлетично спортсмен может демонстрировать огромные функциональные возможности, и наоборот в горах не редки случаи, когда атлет с огромной мышечной массой демонстрирует очень слабые функциональные возможности. В горах преимущество имеет спортсмен, обладающий большей выносливостью, а не атлетическим телосложением. Выносливость же определить внешне по морфологическим признакам спортсмена бывает очень сложно.

Функциональную подготовку альпиниста необходимо четко планировать так как в экстремальных ситуациях именно функциональные возможности спортсмена, его физиологические резервы играют решающую роль.

Функциональная подготовка в теории спорта не выделена в самостоятельный раздел и нет достаточно четкого ее анализа. Видимо поэтому этот вид подготовки часто входит в компетенцию физиологов, психологов и врачей, работающих с альпинистами.

На самом же деле физиологи и врачи должны только контролировать функциональную подготовленность спортсмена и давать тренерам практические рекомендации. Планирование этого раздела подготовки и методика реализации на практике этого плана входят в обязанности тренера.

Занятия по программе функциональной тренировки не требуют предварительной подготовки и подходят для людей с низким уровнем физических возможностей. Функциональный тренинг – прекрасный вид тренинга для восстановления организма после долгого отсутствия двигательной активности, после родов или в постреабилитационный период.

2.3. “УДЕРЖАТЬ РАВНОВЕСИЕ”

Функциональный тренинг проводится и как отдельная тренировка, и как дополнение к традиционному силовому тренингу. Усложнение тренировки происходит не за счет увеличения веса отягощения, а за счет усложнения движений при помощи специального оборудования, в частности кор-платформ, босу (резиновых полусфер), фитболов (резиновых гимнастических мячей), балансировочных подушек Airex Balance Pad (подушек, изготовленных из мягкого «пенного» материала») или силовых тренажеров со свободной траекторией выполнения движения.
В работе по программе «Функциональный тренинг» используется и вес собственного тела, а также свободные веса, тяговые тренажеры, амортизаторы, мячи. Балансирующая основа, на которой выполняются упражнения, активизирует большое количество мышц, как крупных, так и мелких (глубокие постуральные мышцы) которые на обычных тренажерах не работают. Наши старания удержать равновесие, чтобы не упасть или не скатиться с неустойчивой поверхности, способствуют затратам большего количества энергии, при этом наши суставы надежно оберегаются от излишнего воздействия, так как неустойчивая, пружинящая поверхность принимает на себя часть ударной нагрузки.

2.4. Цели функциональной тренировки.
На начальном уровне это развитие общей выносливости, координационных способностей (сохранение равновесия), силовых способностей (общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата), развитие гибкости.

На среднем уровне это развитие общей выносливости, собственно силовых способностей и их соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость), координационных способностей, гибкости.

На продвинутом уровне это развитие специальных физических способностей непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта

2.5. Методика проведения Функциональной тренировки на примере круговой тренировки .
При составлении комплексов Круговой Тренировки следует исходить из того, что в них должны чередоваться упражнения общего и избирательного воздействия, на разных этапах в работу должны вовлекаться различные мышечные группы. В результате комплекса нагрузка будет иметь рассеянный характер (оптимальный срок смены КТ составляет 6-8 занятий).

После тяжелых физических упражнений работоспособность восстанавливается не сразу. Поэтому если на следующем этапе дать нагрузку на работавшие перед этим мышцы, то работоспособность и тренирующий эффект снизятся. При «рассеянной» нагрузке на разные мышечные группы повторная работа выполняется менее утомленными мышцами на фоне недовосстановления сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Заключение.

Подводя итог, можно отметить, что отбор упражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способствует активизации переноса тренированности и повышению тренировочного эффекта тренировок.


Список использованной литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. ил. - (Наука - спорту; Ос­новы тренировки).

3. Васильева В.В. Изменение возбудимости центральной нервной систе­мы при интенсивной работе. // Теория и практика физической культуры. 1949г. - № 6. - С. 12.

4. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической культуры,- 1986г.- № 2. - С. 18.

5. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. -М., 1987г. - 157с.

6. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 1994. -368с.

7. Кряж B.IL Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. - М.: Высшая школа, 1982. - 120 с, ил.

Функциональная подготовленность

О функциональной подготовленности судят как по показателям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций организмапри работе. Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки подбираюттакие, которые доступны всем обследуемым лицам независимо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям человека.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп восхождения пристеп - тестах, длительность работы и интервалы между пробами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа. В этой ситуации лучше подготовленный человек, работая более экономно за счет совершенной координации движений, имеет небольшие энерготраты и показывает меньшие сдвиги. Стандартные нагрузки бывают общие, неспециализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрические тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта (проплывание, пробегание отрезков с заданной скоростью или заданным временем, поддержание заданного статического усилия в течение необходимого времени и т. п.).

В случае выполнения предельных нагрузок тренированный спортсмен работает с большей мощностью, выполняет заведомо больший объем работы, чем неподготовленный человек. Несмотря на экономичность отдельных физиологических процессов и высокую эффективность дыхания и кровообращения, для выполнения предельной работы тренированный организм спортсмена затрачивает огромную энергию и развивает значительные сдвиги в моторных и вегетативных функциях, совершенно недоступные для неподготовленного человека.

Таким образом, особенности морфологических, функциональных и психофизиологических показателей организма человека в состоянии покоя характеризуют степень его функциональной подготовленности к определенной физической нагрузке. Также все показатели дополняются и анализируются в совокупности с медицинскими данными получаемые при обследованиях и врачебном контроле .

Показатели функциональной подготовленности

Изменения физиологических показателей у тренированных и нетренированных лиц при стандартных и предельных нагрузках имеют принципиальные различия.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности: более быстрое врабатывание,меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,лучше выраженное устойчивое состояние,более быстрое восстановление после нагрузки.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических усилий -- меньше подавление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше послерабочее их нарастание, чем у других лиц.

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), высокая скорость восприятия и переработки информации, хорошая помехоустойчивостью и др. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, ас другой -- большое количество нейропептидов и гормонов.

У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма -- 11 -12 колеб.- с` (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.- с1).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществспортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Следовательно, повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания. Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях).

Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц,увеличена длительность задержки дыхания что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно - сосудистойсистеме спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость наблюдается особенное увеличение объема сердца. Большой объем сердца -- до 1200 см3 -- характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы -- ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000 см3). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов -- 6 * 1012 * л"1 и гемоглобина -- 160 г * л1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000 г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700 г). Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Величины МПК, характеризующие аэробные возможности, достигают у выдающихся спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов и др.) 6 и даже 7 л/ мин для абсолютного МПК и 85-90 мл/ кг/мин для относительного МПК. Такие величины МПК позволяют спортсмену развивать значительную мощность передвижений и показывать высокие спортивные результаты. Огромны и величины суммарного потребления кислорода на всю дистанцию.

Высококвалифицированные спортсмены, работающие в зоне субмаксимальной мощности, отличаются очень высокими показателями анаэробных возможностей.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам и в частности, к особенной функциональной подготовленности купражнениям в избранном виде спорта .

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1570

(ГБОУ гимназия № 1570)

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Работу выполнили

Ученики 10,А” класса:

Скрябин Игорь Олегович

Грицков Игорь Олегович

Руководитель:

Поляков Дмитрий Васильевич
Москва 2014 год
Содержание.

Введение_____________________________________________ стр. 3

Предисловие____________________________________стр. 6

Ортостатическая проба”__________________________стр.7

Гарвардский степ тест”___________________________стр.7

Проба Летунова”________________________________стр.8

Вывод__________________________________________стр.10

Организация исследования________________________стр. 11

Результаты исследования__________________________стр.11

Заключение____________________________________________стр. 15

Список литературы______________________________________стр.16

Приложение____________________________________________стр.17

Введение.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека .
Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.
В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца .
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.
Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль .

Ускоренное развитие учебного процесса в образовательных учреждениях, связанная с необходимостью усвоения возрастающего объема учебной информации, приводит к значительному нервно-психическому напряжению и утомлению учащихся, служат причинами ухудшения состояния здоровья и как следствие ведет к понижению учебной активности.

В результате наблюдается существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физическому воспитанию и итогами ее практического результата.

Мы считаем, что одним из путей решения возникающей проблемы является определение функциональной подготовленности организма и профилактика переутомления на основе полученных данных .

Существует разница между понятиями: физической подготовленностью и функциональной подготовленностью.

Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для выполнения спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется степенью развития основных физических качеств: силы, выносливости и быстроты.

Функциональная подготовленность – это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической и психологической подготовки.

Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющего без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства.

Согласно нашим сложившимся представлениям мы можем сказать, что функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических резервов организма, достигнутых в процессе спортивной тренировки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим нагрузкам в разных условиях внешней среды.

Функциональная подготовленность оценивается как высокая, средняя или низкая по уровню физиологических резервов и экономического их использования .

Проблема:

На уроках физической культуры существуют тесты для оценки физических качеств, но нет тестов для определения уровня функциональной подготовленности учеников.

Актуальность исследования заключается в том, что сделана попытка, позволяющая решить задачу определения уровня функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры с помощью тестов, что является актуальным как с теоретической, так и с практической стороны.

Методы исследования:

1)Теоретический анализ научно-методической литературы.

2)Контрольно-педагогические испытания (тесты).

3)Методы математической статистики.

Цель проекта:

Выбрать из множества существующих тестов для анализа функциональной подготовленности тест, наиболее информативный и доступный для массового применения его на уроках физической культуры.

Задачи проекта:

1)Найти и изучить информацию о тестах для оценки функциональной подготовленности учащихся.

2)Отобрать тесты наиболее информативные и наиболее полно характеризующие функциональную подготовленность.

3)Экспериментально опробовать выбранные тесты.

4)Обработать полученные данные и выбрать тесты наиболее подходящие для применения на уроках физической культуры.

Глава 1

Состояние вопроса.

В современной практике используется множество тестов для определения функциональной подготовленности человека. Изучив литературу, мы смогли найти несколько тестов с помощью которых можно узнать о функциональной подготовленности организма. В книгах описывается ряд проб (экспериментов) при помощи которых мы сможем достичь нашей цели, а так же приведены данные и критерии оценки, сравнив которые с результатами проведенных тестов мы сможем судить о функциональной подготовленности организма.

Виды тестов:

1)ортостатическая проба.

2)гормональная цитодиагностика.

3) медикаментозная проба.

4) гарвардский степ тест.

5)проба Летунова.

6) тредмил-тест.

В процессе проб, испытуемые будут выполнять физическую работу. При выполнении физических упражнений, у подопытных будет учащаться ЧСС и увеличиваться артериальное давление. Разницы между ЧСС и артериальном давлением перед, между и после нагрузок и будет нашей отправной точкой в определении функциональной подготовленности учащихся.

Из всего многообразия тестов мы выбрали три, наиболее отвечающих нашим требованиям. Наши критерии для выбора: валидность, доступность, информативность. По этим требованиям подходят тесты №1,4,5 их мы и возьмем на рассмотрение.
Ортостатическая проба.

Суть этой пробы заключается в анализе изменений частоты сердечных сокращений и артериального давления в ответ организма на переход тела из горизонтального положения в вертикальное. Один из вариантов ее проведения – это определение частоту пульса и давление лежа, затем (не снимая манжетки тонометра, но выпуская из нее воздух) в положении стоя определить чсс после первой и третьей минуты, а АД после третьей и пятой.

По разнице между частотой пульса, АД лежа и стоя судим о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела.
1)Среднее учащение не более 11 ударов и повышения давления говорит о хорошей тренированности (хорошая)

2)Среднее учащение на 12-18 ударов и незначительное повышение или отсутствие повышения давления показывает здоровый, но не тренированный человек (удовлетворительная)

3)Среднее учащение на 19 ударов и более, и снижение давления свидетельствует либо о полном отсутствии физической тренированности, говорить либо о переутомлении, либо о заболевании сердечно-сосудистой системы. (неудовлетворительная)

Гарвардский степ тест.

По названию пробы можно догадаться, что физической нагрузкой в ней будет шаги.

Для теста берется степ-платформа высотой 50 см для мужчин, 45 для женщин и столько же для подростков. В течении пяти минут испытуемый должен шагать на платформу с правой ноги, подставляя к ней левую и перенося вес тела на платформу и с правой же спускаться. Частота шагов должна быть 4 шага в секунду. По окончанию пяти минут замеряется ЧСС после второй, третьей и четвертой минутой отдыха.

Где значения f1, f2, f3 будут данные измерения пульса за вторую третью и четвертой минутой отдыха, а Т – время выполнения теста в секундах.

По ИГСТ мы и узнаем функциональную подготовленность учеников.

Проба Летунова .

В этой пробе будет важно не только разница между ЧСС и АД во после и до нагрузок, но и скорость их послерабочего восстановления.

У испытуемого в состоянии покоя, после пяти минут пребывания в положении сидя в расслабленном состоянии, измеряют (до получения стабильных цифр) показатели ЧСС и АД, полученные при этом значении принимают за 100%. Затем испытуемый выполняет три стандартные нагрузки не снимая манжеты тонометра.

1) 20 приседаний за 30 секунд.

2)В течении 15 секунд бег на месте в максимальном темпе с высоким подниманием бедра

3)В течении 3-х минут бег на месте в темпе 180 шагов в минуту (3 шага в секунду)

Интервал отдыха между первой и второй нагрузками три минуты. Между второй и третьей нагрузкой – четыре минуты. Фиксированное время восстановления после третьей нагрузки – пять минут. В указанные

промежутки времени ежеминутно у обследуемого в состоянии сидя определяют ЧСС (первые 10 секунд с каждой минуты) и ИД (с 15 по 45 секунд с каждой минуты).

Результаты пробы Летунова оцениваются путем изучения типов реакции. У хорошо тренированных людей наблюдается особый тип реакции на пробу, который выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отмечается в различной степени выраженное учащение пульса (но не более 140 уд/мин), повышение максимального АД (160-180 мм рт. ст.), а минимальное АД осталось без изменений или незначительно снизилось (до 50-60 мм рт. ст.). Важным критерием такой реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наблюдаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки - на 3-й минуте, после 3-й - на 4 минуте. Замедление восстановления выше приведенных показателей свидетельствует о недостаточной тренированности человека.
Гипертонический тип реакции характеризуется резким повышением максимального АД до 180-220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. У таких людей отмечается и более высокая пульсовая реакция с замедлением восстановления ЧСС до исходного уровня. Этот тип реакции чаще всего отмечается при переутомлении, перетренированности, а также при предгипертонических состояниях.
Гипотонический тип реакции характеризуется незначительным повышением максимального АД в ответ на нагрузку. Такого рода изменение АД сопровождается резким учащением пульса на 2-ю и 3-ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Время восстановления ЧСС и АД замедлено. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок становится равным нулю ("феномен бесконечного тона"). Максимальное
АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке при сохранении "феномена бесконечного тона" в течении нескольких минут после нагрузки.
Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД . Этот тип реакции характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых людей повышается на 2-3-й мин по сравнению с его величиной на 1-й мин. Такая реакция чаще всего

наблюдается после 15-секундного бега. Этот тип реакции свидетельствует об

ухудшении функционального состояния организма и служит показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение.

Вывод.

На основании анализа научно-методической литературы были выбраны наиболее подходящие под наши задачи тесты, которые можно с легкостью проводить на уроке физической культуры во время урока. Осталось провести их и выбрать один тест наиболее отвечающий нашим требованиям (доступность, простота, информативность).

Глава 2
Организация исследования.

Исследование проводилось (сентябрь 2013 – январь 2014) на базе ГБОУ гимназии №1570 г. Москвы и состояло из трех этапов.

На первом этапе изучалось и анализировалось научно-методическая литература по проведению тестирования функциональной подготовленности, а так же по вопросам организации проведения учебных занятий по физическому воспитанию в школе.

Выбрана тема, определены цель, задачи и методы исследования.

Завершением первого этапа исследования было определение информативных тестов для оценки функциональной подготовленности учащихся.

На втором этапе было проведено тестирование функциональной подготовленности школьников, уточнены задачи исследования.

На третьем этапе анализировались и обобщались полученные материалы. Позволившие отобрать наиболее подходящие тесты для дальнейшего их использования на уроках физического воспитания.

Сделаны выводы по результатам эксперимента, разработаны практические рекомендации, происходило оформление исследовательской работы.

Ниже мы рассмотрим результаты которые были получены в ходе проведения тестов.
Тест 1 ,Ортостатическая проба”

Результаты первой пробы

(см. приложение №1).

Для выяснения функциональной подготовки рассчитывается разница между средней ЧСС в положении стоя с ЧСС в спокойном состоянии

(то есть выясним на сколько участилось ЧСС).

Первый испытуемый: (86+96):2-70=21

Второй испытуемый: (82+100):2-73=18

Полученные числа мы наносим на график (см. приложение №2), где:

1)до 5 – хорошее состояние (красный цвет)

2)от 6 до 10 – удовлетворительное состояние

(оранжевый цвет)

3)от 11 до 15 – неудовлетворительное состояние

(желтый цвет)

4)более 16 – свидетельствует о переутомлении или

заболевании сердечно-сосудистой системы.

После чего мы сравниваем среднее АД в положении стоя с АД в спокойном состоянии:

Первый испытуемый: (115+115):2-120=-5 – АД понижается

Второй испытуемый: (112+118):2-120= -5 – АД понижается

Результат:

Результаты первого испытуемого по приведенным в первой главе критериям говорит нам, что функциональная подготовленность этого человека неудовлетворительная

Чсс: (86+96)\2-70=21 =>учащение на 21 удар

Ад: (115+115)\2-120=-5 =>давление понижается

Результаты второго испытуемого так же показывают неудовлетворительный результат.

Чсс: (79+93)\2-73=13 =>учащение на 13 ударов

Ад: (112+118)\2-120=-5 =>давление понижается

Для проведения этого теста требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Тест 2 ,Гарвардский степ тест”

Результаты второй пробы (см. приложение №3).

Полученные данные обрабатываются по изложенному в первой главе методу. Обработав их, выстраивается график (см. приложение №4), где критерии оценки приставлены в первом столбце так:


  1. Более 90 – отличная подготовка

  2. От 80 до 89 – хорошая подготовка

  3. От 65 до 79 – средняя подготовка

  4. От 55 до 64 – подготовка ниже средней

  5. Менее 55 – слабая подготовка

При проведении теста испытуемые показали следующие результаты:

Первый испытуемый 60*5*100\(72+70+68)*5.5=26

оценка - неудовлетворительная.

Второй испытуемый 60*5*100\(80+75+68)*5.5=25

оценка - неудовлетворительная.

Для проведение этой пробы нам понадобился только секундомер и гимнастическая скамейка высотой 50 см. В связи с этим данный тест отлично подходит для массового применения на уроках физической культуры, т.к. не требует сложного и дорогостоящего оборудования и специальных знаний. Кроме этого, тест можно применять с большим количеством участников одновременно. Все условия проведения этого эксперимента отвечают нашим требованиям.

Тест 3 ,Проба Летунова”

Результаты третьей пробы (см. приложение №5).

Полученные результаты по ЧСС мы можем нанести на график (№6)

На графике можно проследить путь ЧСС до полного восстановления.

Пронаблюдав график восстановления ЧСС и проследив за восстановлением АД, мы можем сделать вывод, что организмы обоих испытуемых имеют гипертонический тип реакции на физические нагрузки, что говорит об высоком уровне переутомления испытуемых.

Тест обладает хорошей валидностью, но для его проведения требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Заключение.
Проведя все три пробы, мы выбрали одну наиболее подходящую под наши требования, которую можно проводить в учебном порядке в школе на уроке физической культуры. Наш выбор пал на Гарвардский степ тест. Эта проба не требует специальных знаний в какой-либо области, дорогого, сложного и труднодоступного оборудования, а так же может применяться с большим количеством участников одновременно.

Практическое значение исследования заключается в том, что тест может быть использован для определения функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры. Мы считаем, что наша работа достигла поставленной цели – мы нашли тест, довольно точно показывающий уровень функциональной подготовки, не требующий дорогостоящего оборудования и пригодный для проведения на уроках физической культуры.

Список литературы.

1),Физиология человека” А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб 2008 г.

2),Физиология сердечно-сосудистой системы” Д.Хорман, Л.Хеллер

3),Анатомия и физиология человека” учебное пособие. Издание 2-е

4),Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни” Т.П.Виноградов 2006 г.

5),Технология кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов”А.Д.Скрипко РГУФК 2004 г.

6),Атлетическая гимнастика для старших школьников и студентов: методические рекомендации для студентов”Ю.Г.Травин РГАФК 2003 г.

7),Физическая культура как компонент здорового образа жизни подрастающего поколения”В.С.Коротков Калининград: БалГу 2009 г.

Приложение.

Первый испытуемый

Спокойное состояние

В положении стоя

Второй испытуемый

Спокойное состояние

В положении стоя

№3


F1

F2

F3

Первый испытуемый

72

70

68

Второй испытуемый

80

75

68

2 – первый испытуемый

3 – второй испытуемый

Первый испытуемый:

В спокойном состоянии
ЧСС: 108 уд\мин
Давление: 100/80
ЧСС: 150 уд\мин, 138 уд\мин, 120 уд\мин
давление:140/90,131/84,122/80.
ЧСС: 180 уд\мин, 132 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин
давление 140/78,135/78,130/75,120/70
ЧСС:180 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин,108 уд\мин, 102 уд\мин
давление 165/90,150/85,145/85/,135/80,130/70

Второй испытуемый:

В спокойном состоянии
ЧСС: 95 уд\мин
Давление: 100/86
ЧСС: 145 уд\мин, 140 уд\мин, 126 уд\мин
давление:140/80,131/80,120/80.
ЧСС: 170 уд\мин, 150 уд\мин, 130 уд\мин, 126 уд\мин
давление 140/80,135/80,130/80,120/80

ЧСС: 160 уд\мин, 120 уд\мин, 120 уд\мин, 100 уд\мин, 97 уд\мин
давление 170/90,150/90,145/80,125/80,115/80

Что такое функциональная подготовка и функциональная подготовленность?

Традиционно формально выделяют физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. Используемая классификация видов подготовки в спортивной деятельности достаточно условна и применяется с целью определенной формализации. Это целесообразно для удобства оперирования средствами и методами, определения генеральных линий в развитии того или иного компонента подготовленности спортсмена на определенном этапе подготовки.

Вместе с тем, каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы и физиологические механизмы. Например, такое двигательное качество, как выносливость, и все ее разновидности, в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития механизмов энергообеспечения – анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.

Если рассматривать каждый вид подготовки спортсмена, традиционно выделяемые в подготовке спортсмена вообще, то можно сказать, что в своей основе все эти виды содержат процесс совершенствования определенных механизмов и функций определенных систем организма.

- Техническая подготовка , т.е. формирование двигательного навыка и его совершенствование – это формирование определенного уровня функционирования центральной нервной и нервно-мышечной системы, и затем совершенствование механизмов их функционирования.

- Тактическая подготовка – в своей основе имеет совершенствование функций центральной нервной системы и ее высших отделов, развитие их основных отправлений – восприятия, анализа, синтеза, реагирования, принятие решения.

- Психологическая (психическая) подготовка – развитие функций высших отделов центральной нервной системы. Этот вид подготовки вплотную смыкается с тактической подготовкой, они имеют в своей основе много общих свойств и механизмов.

- Физическая подготовка (вернее было бы сказать двигательная подготовка) – развитие и совершенствование функций центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата и вегетативных систем, обеспечивающих эту двигательную активность.

Мы видим, что уровень функционирования различных систем организма является основой для всех видов подготовки, которые выделяются в теории спорта, кстати, весьма условно (Л.П.Матвеев, 1977, 1997).

Большинство авторов, так или иначе, используют термин «функциональная подготовка», но каждый из них вкладывает в него свой смысл. Чаще всего, как уже отмечалось выше, под функциональной подготовленностью, функциональными возможностями понимают уровень состояния и возможности вегетативного компонента реакции на нагрузку. Иногда функциональную подготовленность отождествляют только с совершенства механизмов энергообеспечения, или вовсе только с уровнем аэробной производительности (которая, кстати, является всего лишь интегральным показателем функций дыхательной системы, свидетельствующий об уровне окислительного процесса (М.Я.Горкин и др., 1973).

К примеру, В.С. Мищенко (1990) рассматривает в качестве функциональных возможностей (функциональной подготовленности) именно аэробную производительность, а «комплекс функциональных физиологических свойств» (качественных характеристик функционирования систем - мощность систем, их экономичность, устойчивость, подвижность и способность реализации потенциала системы) рассматривает как структурные элементы функциональной подготовленности (В.С. Мищенко, 1990).

С этим вряд ли стоит соглашаться, так как эти свойства компонентами не являются. В.С.Горожанин (1984) справедливо обозначает понятия «мощность», «устойчивость» и «экономичность» в качестве характеристик функционирования.

Исходя из определения слова функция, которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности, способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) (Солопов, 2001).

В этом плане весьма интересно определение понятия «функциональная подготовленность», которое дает тот же В.С.Мищенко (1990): «Функциональная подготовленность спортсменов - это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» (Мищенко, 1990).

Отвечая на вопрос, что такое функциональная подготовленность, неизбежно обращение к ее структуре.

Интересны представления болгарского специалиста Ф.Генова (1971), работавшего в нашей стране и хорошо знакомого с отечественными публикациями, по вопросам подготовленности спортсменов. Он предложил свой вариант структуры готовности спортсмена. В спортивной подготовленности, при всей ее целостности, он выделил следующие основные стороны (подструктуры ее целостной структуры):

- Физиологическая подготовленность, определяемая приспособительными изменениями, наступающими в организме спортсмена в результате тренировки в данном виде спорта.

- Психологическая подготовленность, характеризующаяся приспособительными изменениями, наступающими в психике человека в связи со специфической деятельностью в данном виде спорта.

- Техническая подготовленность, определяется уровнем развития у спортсмена способности к выполнению соответствующих по форме и интенсивности двигательных действий.

- Социальная подготовленность, определяемая мотивами выполняемой спортивной деятельности (объединяющее звено).

РИС. 1. Спортивная подготовленность спортсменов (по Ф.Генову, 1971).

При этом физиологическая подготовленность спортсменов включает следующие компоненты:

    приспособление работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

    приспособление работы мышечно-двигательного аппарата,

    центральной нервной системы и других органов и систем к требованиям данной спортивной деятельности (Ф.Генов, 1971).

В.С.Фоминым (1984) применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) четырех компонентов:

    психического (восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакции, скорость переработки информации, другие функции высшей нервной деятельности);

    нейродинамического (возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции);

    энергетического (аэробная и анаэробная производительность организма);

    двигательного (сила, скорость, гибкость и координационные способности (ловкости) (Фомин и др., 1985).

РИС. 2. Структура функциональной подготовленности спортсменов (по В.С.Фомину, 1984).

Вместе с тем, вопрос структурирования функциональной подготовленности спортсменов еще далек от полного решения. Схема, предложенная В.С.Фоминым (1983, 1984, 1986), может быть при соответствующем интегрировании с другими построениями взята за основу.

К примеру, если сопоставлять компоненты функциональной подготовленности по В.С.Фомину с традиционно выделяемыми видами подготовленности спортсменов, то вполне можно двигательный компонент объединить с физической подготовленностью, а психический компонент считать аналогичным психофункциональной (психической) подготовленностью.

РИС. 3. Структурные взаимосвязи основных компонентов функциональной подготовленности спортсменов ( I – базовый уровень функциональной подготовленности, II – специально-базовый уровень функциональной подготовленности, III – специальный уровень функциональной подготовленности) (Солопов, Шамардин, 2003).

Первый – «базовый уровень функциональной подготовленности» должны составлять энергетический и нейродинамический компоненты, как компоненты неспецифические.

Второй – «специально-базовый уровень функциональной подготовленности должны составлять двигательный (физическая подготовленность) и психический (психофункциональная подготовленность) компоненты.

Третий – «специальный уровень функциональной подготовленности» составляют техническая и тактическая подготовленность, как интегральные проявления функциональных возможностей, обусловливаемых развитием свойств и качеств компонентов первого и второго уровней, в специфической двигательной функции.

Компоненты функциональной подготовленности находятся в определенном взаимодействии (взаимосодействии). Архитектура этих взаимосвязей, на наш взгляд, подчиняется определенной иерархии, что в свою очередь может быть основанием для условного деления компонентов и функций на глобальные (интегральные) и вспомогательные (частные).

К глобальным компонентам могут быть отнесены: «информационная функция», «регуляторная функция», «функция энергопродукции» и «двигательная функция». Вспомогательные или частные функции являются составными частями глобальных.

Рис. 4. Архитектура взаимосвязей глобальных и частных компонентов функциональной подготовленности спортсменов при обеспечении специфической двигательной деятельности (Солопов, Шамардин, 2003).

Необходимо отметить, что приведенная схема достаточно условна и выглядит излишне обобщенно. Возможно, следовало бы в большей степени конкретизировать частные функции по каждому глобальному компоненту. Ее можно было бы дополнить и качественными характеристиками в соответствие с критериями выделенными В.С.Мищенко (1990) – мощности, подвижности, экономичности, устойчивости функционирования и реализации функциональных возможностей. При этом в отличие от В.С. Мищенко (1990) эти фундаментальные свойства следует рассматривать, не как компоненты функциональной подготовленности, а как именно характеристики и свойства тех или иных компонентов функциональной подготовленности.

Можно, конечно принять упрощенную и несколько прямолинейную схему В.С.Фомина. В этом случае функциональную подготовленность следует рассматривать как тождество подготовленности спортсмена вообще, что вряд ли правомерно. Можно выделить функциональную подготовленность в отдельный вид подготовленности, наравне с технической, физической и др.

Но это было бы, все-таки не правильно, так как, на наш взгляд, эти явления не равнозначные, более того, мы считаем эти явления разноуровневые.

В настоящий момент мы рассматриваем функциональную подготовленность не как составную часть специальной подготовленности спортсменов, а как физиологическую основу, базу, фундамент всех остальных видов подготовки. Следует говорить о ф ункциональной составляющей в каждом виде подготовки – технической, физической, тактической и психической.

Надо сказать в этом плане мы не пионеры. Стоит вспомнить того же Ф.Генова (1971), который утверждал, что «физиологическая подготовленность» является основой всей спортивной деятельности и особенно той, которая требует протекания ряда физиологических функций организма спортсмена на максимальном уровне».

Что же в конечном итоге составляет сущность функциональная подготовленности? Если сущностью, например, физической подготовленности считают уровень развития двигательных способностей и качеств и внешнее их проявление, то сущностью функциональной подготовленности следует признать уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент, проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств.

Таким образом, имея ввиду все выше изложенное, функциональная подготовленность спортсменов представляет собой базовое, комплексное, многокомпонентное свойство организма, сущностью которого является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент, проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств, обусловливающее, прямо или косвенно, мышечную деятельность, физическую работоспособность в рамках специфического регламентированного двигательного акта. В связи с выше изложенным мы предлагаем следующую структуру функциональной подготовленности спортсменов (рис. 5).

РИС. 5 Структура функциональной подготовленности спортсменов

В данной схеме отражено понимание функциональной подготовленности как базового генерального свойства организма, являющегося основой для специфической двигательной функции в виде спортивно-технического результата, который реализуется через проявление физической, технической и тактической подготовленности спортсмена. Эти виды подготовленности рассматриваются нами именно как спортивно-технические параметры проявления специфической двигательной функции.

Мы сочли целесообразным и обоснованным рассматривать психическую подготовленность не в рамках уровня специально-технической подготовленности, а как структурное звено функциональной подготовленности и обозначили его как психический компонент, который наряду с двигательным и энергетическим компонентами составляют специально-базовый уровень.

Регуляторный компонент, включающий механизмы моторного, вегетативного и коркового контуров регуляции, а также информационно-эмоциональный компонент, обеспечивают функцию управления.

Данное структурирование в определенной мере интегрирует предложенные ранее, как нами, так и другими авторами, построения структуры функциональной подготовленности спортсменов. Здесь отражены представления о разноуровневости компонентов и свойств, специфичности функциональных отправлений, их взаисвязанность и взаимообусловленность.

Приведенная структура функциональной подготовленности спортсменов, наличие всех указанных компонентов, будут едиными для всех видов спорта, но роль, значение тех или иных компонентов, совершенство определенных механизмов, уровень развития определенных функциональных свойств, их сочетание и взаимообусловленность, будут весьма специфичны для каждого вида спорта. Более того, даже для конкретной специализации в рамках вида спорта (амплуа, дистанция и т.п.).

Теперь несколько слов о практическом значении изысканий в этом проблемном поле. Что все это реально может дать практике? Нам представляется, что понимание сущности такого явления как «функциональная подготовленность», знание ее структуры и сущностных механизмов, качеств и свойств, ее характеризующих, факторов ее обусловливающих и лимитирующих, открывает новые, на более высоком качественном уровне, возможности осуществлять диагностику уровня специальной готовности спортсмена. Появляется возможность дать именно «качественную» оценку функциональной подготовленности спортсмена, выявить слабые и сильные звенья. Это, в свою очередь, будет являться основой объективизации системы контроля, послужит отправным моментом для действительной индивидуализации тренировочного процесса. Позволит определить функциональный предел для его интенсификации. В вязи с этим, делается шаг вперед в решении ряда проблем современной спортивной тренировки – повышения оперативности и качества управления процессом адаптации, объективизации спортивного отбора, ориентации и специализации спортсменов и ряда др.

В заключение рассмотрим вопрос о функциональной подготовке. Целью функциональной подго­товки в спорте является расширение границ функциональной адаптации (наращивание функциональных возможностей), по­зволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы трени­ровочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спор­тивного мастерства (Кудашова, 2000).

Тогда функциональная подготовка есть процесс совершенствования физиологических механизмов функционирования организма, которые так или иначе обеспечивают двигательную деятельность и составляют физиологическую основу всех других видов подготовки.

Соответственно структуре функциональной подготовленности спортсменов в конкретном виде спорта, необходимо целенаправленное развитие соответствующих, лимитирующих и определяющих, именно в этом виде спорта, компонентов, физиологических механизмов и функциональных свойств.

Конкретизируя этот тезис можно сказать, что Функциональная подготовка - планомерный, многофакторный про­цесс управления индивидуальными биологическими резервами организма че­ловека с использованием различных средств и методов физической, техниче­ской, тактической и психической подготовки.

Более того, нам представляется, что в современных условиях в тренировочном процессе спортсменов следует использовать не только физические упражнения, разнообразно структурируя их в рамках тех или иных методов, но и в обязательном порядке необходимо применять уже не как дополнительные, а как интегративно составляющие, средства целенаправленного воздействия на ключевые для определенной специфической спортивной деятельности функциональные процессы, свойства, функциональные системы. Эти, т.н. эргогенические, средства напрямую воздействуют на функциональный потенциал организма. В отдельных случаях это воздействие носит генеральный характер и обусловливает функциональные перестройки на уровне целого организма, в других – влияние ограничивается какой либо одной функцией (рис. 6).

Говоря об организации и реализации функциональной подготовки спортсменов, можно выделить два ее основных направления:

1. Наращивание функциональных резервов и совершенствование механизмов функционирования . Как составные части этих процессов следует рассматривать и такие аспекты, как «функциональная экономизация», «функциональная специализация» и «функциональная мобилизация».

2. Оптимизация функциональной подготовленности , т.е. обеспечение максимальной эффективности использования уже имеющегося (достигнутого) уровня функциональных возможностей. При этом, как показали наши ранние исследования, такая оптимизация должна быть комплексной, затрагивать все основные стороны и управляющее звено процесса функциональной подготовки (Шамардин, 2000; Солопов, 2002).

3. МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

В основе повышения функциональных возможностей лежат процессы развития адаптации организма к физическим нагрузкам и мобилизации функциональных резервов.

Приспособление (адаптация) организма к представляет собой реакцию целого организма, направленную на обеспечение мышечной деятельности и поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма – гомеостаза.

Адаптация является одной из наиболее существенных физиологических основ тренировоч­ной деятельности спортсменов.Весь тренировочный процесс направлен на формирование адаптации к специфической мышечной деятельности.

Весь процесс спортивной тренировки можно представить как взаимодействие двух основных факторов, обусловливающих совершенствование адаптированности (повышение функциональных возможностей) спортсменов.

    Одним из таких факторов будет являться физическая нагрузка, выступающая в качестве основного раздражителя – адаптогенного агента, вызывающего соответствующие функциональные реакции.

    Другим фактором является эффективность восстановления, в течение которого происходит закрепление функциональных и структурных изменений в организме.

Оба эти фактора организовываются по различным параметрам посредством системы управления спортивной тренировкой.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама