THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Методическая работа в ДОУ - это комплексная система мер, взаимосвязанных между собой, в основе которой - научные достижения и педагогический опыт (в т. ч. и прогрессивные идеи). Она направлена на профессиональных умений, навыков воспитателя и всего педагогического коллектива.

Направления работы

В дошкольных учреждениях уже сформировались способы повышения уровня мастерства педагогов. Но часто между различными видами методической работы в ДОУ нет четкой взаимосвязи. Поэтому задачей заведующей детского сада и методиста является формирование единой системы и поиск эффективных, доступных методов мастерства.

  • воспитательное - повышение квалификации воспитателей в теоретическом плане и овладение современными методиками взаимодействия с детьми;
  • дидактическое - получение знаний по повышению эффективности работы детского сада;
  • психологическое - проведение занятий по психологии (общей, возрастной, педагогической);
  • физиологическое - проведение занятий по физиологии и гигиене;
  • техническое - воспитатель должен уметь применять ИКТ в своей работе;
  • самообразовательное - чтение специальной литературы, посещение семинаров на актуальные темы.

Такое большое разнообразие направлений методической работы в ДОУ нуждается в подборе наиболее эффективных форм взаимодействия с педагогическими кадрами.

Формы проведения

Они подразделяются на две группы: индивидуальные и групповые.

  1. - высший орган руководства всего воспитательно-образовательного процесса. Решает конкретные задачи.
  2. Консультирование - воспитатель может получить консультацию на интересующий его вопрос.
  3. Семинары - на них идет обсуждение определенной тематики, могут приглашаться специалисты из других учреждений. А на семинарах-практикумах проводится совершенствование умений педагогов.
  4. Открытое занятие.
  5. Деловые игры - имитация принятие каких-либо важных решений в разных ситуациях.
  6. "Круглый стол".
  7. Педагогическая газета - объединение коллектива при помощи творчества.
  8. Творческие микрогруппы - они организуются для поиска эффективных методов работы.
  9. Работа над общей для всех методической темой.
  10. Самообразование воспитателей.

Желательно использовать все формы организации методической работы в ДОУ (которых больше вышеперечисленных), чтобы достичь наиболее эффективных результатов.

Вывод

Методическая работа - это один из важных аспектов, которому нужно уделять внимание. При правильной организации, не без участия заведующей и методиста, она способна мотивировать педагогов к профессиональному росту. Поэтому ведется поиск новых, нестандартных форм для повышения квалификации. Это не значит, что традиционные будут не нужны. Только в сочетании с устоявшимися и современными методиками можно создать профессиональный и сплоченный педагогический коллектив.

Система методической работы ДОУ

В ДОУ создают условия для благоприятного пребывания, развития и оздоровления детей квалифицированные, опытные и творческие педагоги, специалисты и сотрудники. Педагоги ДОУ выстраивают целостность педагогического процесса, который обеспечивает полноценное развитие ребенка : физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое во взаимосвязи.

Методическая работа в ДОУ представляет собой систему мероприятий, которые направлены на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на обеспечение достижения оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в детском саду является создание условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Это создание условий для профессионального развития педагогов и обеспечения педагогического просвещения родителей в целях непрерывного развития детей.

Задачи методической работы:

Организационное обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов. Учебно-методическое обеспечение эффективной реализации образовательной программы в соответствии с современными требованиями. Изучение, обобщение и распространение передового опыта педагогов ДОУ в обеспечении качества образования. Информационное обеспечение педагогического просвещения родителей воспитанников ДОУ.

Анализируя методическую работу ДОУ по основным критериями эффективности, характеристикам самого методического процесса, ее можно охарактеризовать как систему. Формы и содержание методической работы соответствуют поставленным целям и задачам. Дифференциация реализуется в индивидуальных и групповых формах работы с педагогами с учетом уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. При этом учитываются три уровня педагогического мастерства: низкий (интуитивный); средний (поисковый); высокий (мастерский). Этапность методической работы представлена в виде определенных последовательных этапов:

1-й этап – теоретический – осознание идеи, изучение передового педагогического опыта;

2-й этап – методический – показ лучшего из образцов; построение индивидуальной методической системы;

3-й этап – практический – реализация замысла; самостоятельная апробация педагогами новых технологий обучения и воспитания;

4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Данная последовательность не всегда сохраняется, иногда некоторые из этапов отсутствуют.

Одним из основных направлений методической работы ДОУ является функционирование методического кабинета. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Организация деятельности методического кабинета основывается на таких принципах как информативность, доступность, эстетичность, содержательность.

В методическом кабинете сформирован информационный банк данных , где определены источники, содержание, направленность информации.

Информационный банк данных содержит:

    нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ; документы и материалы:

По планированию деятельности ДОУ;

По организации методической работы в дошкольном учреждении;

По организации и руководству образовательной деятельностью ДОУ;

По контролю и регулированию образовательной деятельности ДОУ;

По развитию ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

По организации взаимодействия ДОУ с семьей, школой, социумом;

    методическая, дидактическая, психологическая литература; аудио, видеоматериалы, медиатека; наглядно-дидактический материал; банк методических разработок, периодические издания дошкольного образования .

Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования важное условие высокой результативности воспитательно-образовательного процесса. Повышение информированности педагогов способствует принятию и реализации единой педагогической стратегии развития детского сада, которая обсуждается и утверждается на педагогическом совете и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ.

Педагогический коллектив характеризуется:

По образованию

По наличию квалификационной категории

По возрасту

По педагогическому стажу работы

По наличию грамот, наград, званий и т. п.

Для повышения профессионального уровня педагогов используются такие формы, как обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования , на курсах повышения квалификации, профессиональная переподготовка; участие в заседаниях методических объединений и в работе творческих групп муниципальных ресурсных центров, и др.

Внутреннее повышение квалификации педагогов ДОУ происходит за счет разнообразных форм методической работы. При выборе форм и методов мы руководствуемся: целями и задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; особенностями образовательного процесса; материально-техническими условиями ДОУ; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Используются как групповые, так и индивидуальные формы методической работы.

Таблица 1

Используемые формы методической работы


Консультации на темы:

    Требования к ведению документации педагогов. Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды Разнообразие видов закаливающих мероприятий. Проектируем и оформляем зимние участки. «Портфолио группы ДОУ». Основные проблемы в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации. Планирование летней оздоровительной работы с детьми. Соблюдение ОТ, ТБ, охрана жизни и здоровья детей.

Аукцион педагогических проектов

Цель - выявление и распространение передового педагогического опыта.

Создать условия для личностной и профессиональной самореализации;

Повысить творческую активность педагогов;

Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности педагога.

Каждый из педагогов делился своими идеями, задумками, своим опытом по реализации этих идей, своими впечатлениями от собственной деятельности, а также перенял опыт других педагогов.

Открытые просмотры (взаимопосещение) форм совместной деятельности с детьми в рамках использования педагогами игровых технологий (ТРИЗ, социо-игровая технология, развивающие игры , логические блоки Э. Дьенеша и др.). Благодаря данной форме работы педагоги видят, как работают коллеги, осознают свои недочёты. Кроме того могут использовать позитивный опыт коллег в своей педагогической деятельности.

Работа творческой группы. Педагоги, которые вошли в состав творческой группы, разрабатывали план подготовки и проведения праздничных мероприятий, сценариев, положений конкурсов, которые проводятся в ДОУ, эскиз оформления помещений и территории ДОУ.

Деятельность рабочей группы по разработке Образовательной программы ДОУ можно разбить на следующие этапы:

Разработка разделов программы ДОУ;

Обсуждение и принятие разработанных разделов;

Оформление документа «Образовательная программа ДОУ»;

Представление документа коллективу ДОУ.

С целью оказания помощи воспитателям в их профессиональном становлении в ДОУ в этом учебном году организована такая форма работы, как наставничество. Педагог стажер ведет деятельность, направленную на:

Способствование успешной адаптации вновь принятых воспитателей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении,

Развитие способностей педагога самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности,

Формирование интереса у вновь принятых воспитателей к педагогической деятельности.

В ходе реализации поставленных задач педагог-наставник совместно с вновь принятым воспитателем выполняет следующие мероприятия:

Изучение содержания Основной общеобразовательной программы ДОУ,

Изучение педагогических технологий и применение их в работе с детьми,

Ознакомление воспитателя с организацией предметно-развивающей среды в группе в соответствии с современными требованиями,

Посещение режимных моментов, совместной деятельности с детьми, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми,

Консультации по общим вопросам организации работы с родителями,

Консультации по самообразованию воспитателя и др.

По итогам деятельности педагогом-наставником проводится анализ работы, воспитателем - показ открытого мероприятия.

Благодаря данной деятельности мы планируем улучшить качество образовательного процесса ДОУ, ускорить процесс профессионального становления вновь принятого воспитателя. При этом воспитатель, работая совместно с педагогом-наставником, приобретает возможность личностного и профессионального роста.

Организована работа педагогов по самообразованию, которая помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления, выставки, проекты, мастер-классы.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы в ДОУ, так как решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.

Обобщение и распространение педагогического опыта проходит в виде выступлений на педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах, в виде представления материалов в методическом кабинете, в виде публикаций и др.

Отдельно отметим такую форму как участие педагогических работников в профессиональных конкурсах . Несмотря на многочисленные предложения об участии в профессиональных конкурсах на муниципальном, областном уровне, не все наши педагоги участвуют в них. Данная форма в системе методической работы ДОУ представлена ограниченным кругом педагогов и мероприятий.

Одним из стержневых условий жизнедеятельности детского сада является методическое обеспечение образовательного процесса. Программно-методический комплекс в ДОУ подобран с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус, особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

В ДОУ ведется работа по созданию условий для реализации результативного образовательного процесса по следующим направлениям:

1. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

    разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды; обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.

2. Соотнесение содержания образовательного процесса с выбранной программой и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

    формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; анализ содержания и методов воспитания и обучения; анализ исполнений решений педсоветов.

3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.

4. Разработка режима дня, расписания занятий , графики работы кружков для каждой возрастной группы и т. п.

5. Отслеживание проведения и эффективности двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

Как видим, в системе методической работы ДОУ используется достаточно широкий перечень традиционных мероприятий. Педагоги принимают участие в методических мероприятиях других ДОУ района. Содержание методической работы педагогов соответствует современным требованиям: изучаются современные образовательные технологии, требования ФГОС ДО, др.

Заместитель заведующего по МВР Аксенюк В.Р.

первая категория

Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.

Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям:

Направления методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и мастерство педагогов,тем самым обогащают содержание педагогического процесса.

Информационно- аналитическое направление.

Для того чтобы решать различные педагогические проблемы и творчески организовать методическую работу, необходимо владеть информацией о состоянии работы ДОУ, новых направлениях в педагогике и психологии дошкольного воспитания и образования, о новых программах и технологиях, а также об уровне профессиональной компетенции педагогов. В ДОУ создан банк данных о педагогах, их образовательном уровне, стаже и т. д.

Важное направление работы с педагогическими кадрами – организация повышения их квалификации. В ДОУ составляется перспективный план на следующий учебный год, в котором предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов и курсовой подготовки. Цель аттестации – определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории.

Педагоги ДОУ систематически проходят переподготовку на курсах повышения квалификации в ИДПОПР г.Челябинска и при УО г. Копейска.

Для повышения самообразования и уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста создана и постоянно пополняется библиотека специальной психолого – педагогической литературы.

Ежегодно оформляется подписка на периодические издания:

    «Дошкольное воспитание»,

    «Дошкольная педагогика»,

    «Обруч»,

    «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и многие другие).

Знакомство с интересной и новой информацией проходит также через Интернет.Изучение новой литературы проводится в формепедагогических чтений, информационных консультаций, устных журналов, на которых в течение учебного года выступает каждый педагог, знакомя коллег с интересными статьями.

В ДОУ существует не только банк данных педагогов, но и банк сведений о семьяхвоспитанников детского сада – социальный паспорт семьи. Организуя работу с родителями, педагогу необходимы знания о том, где и с кем ребёнок проживает, несёт ответственность за его воспитание и обучение. Такой банк включает в себя следующие сведения:

    отчество родителей,

  • национальность,

    социальный статус,

    место работы,

    условия проживания и т. д.

За годы существования дошкольного учреждения сложилась определённая система взаимодействия с организациями:

    детская библиотека,

    городская центральная библиотека,

    физкультурный диспансер,

    краеведческий музей,

    МОУ СОШ №1,

    школа искусств.

В начале учебного года совместно с администрацией этих учреждений подписываются договора овзаимодействии.

Мотивационно-целевое направление.

Качественное сопровождение педагогического процесса в ДОУ невозможно без высокой эффективности организации методической работы. Ведущим критерием благотворности педагогического процесса нашего коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности.

В начале учебного года совместно с заведующей ДОУ, Творческим советом педагогов определяются цели и задачи работы педколлектива, формы и методы учебно – воспитательной работы в детском саду.

На педсовете № 1 утверждается проект плана работы педколлектива на следующийучебный год, утверждаются проекты направлений педагогической деятельностиузких специалистов, сетка занятий, котораяразрабатывается в соответствии с законом РФ «Об образовании» и приказом МинистерстваОбразования России от 22.08.96 г. № 448 .

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается следующими программами:

    С(К)ОУ 4 вида под ред. Л.И. Плаксиной;

    «Радуга» под ред. Т.Н. Дороновой.

Анализируя результаты проведённой работы в прошедшем учебном году, определяются основные направления и годовые задачи педагогической деятельности и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В начале учебного года Творческим советом педагогов продумывается план методических мероприятий. Работая над проектом годового плана, проводится анкетирование педагогов и родителей, где они указывают интересующие их вопросы воспитания и обучения детей.

За годы существования ДОУ педагогами накоплен достаточно большой опыт воспитательно-образовательной работы с детьми, которым они охотно делятся среди коллег учреждения и города. Отрытые мероприятия, расписанные по месяцам, отражаются в годовом плане.

Каждый педагог в течение одного учебного года или нескольких лет (по необходимости) занимается подробной разработкой одного вопроса воспитания и обучения детей дошкольного возраста и накоплением материала о выбранной теме. Итогом работы является повышение уровня самообразования педагога и накопление методических рекомендаций по изучаемым проблемам. В конце учебного года проводится «Фестиваль педагогических идей», на котором происходит обмен опытом, наработанным за учебный год, и определяются перспективы его внедрения на будущий год в ДОУ.

Наиболее интересные разработки педагогов оформляются в передовой педагогический опыт. Это является стимулом в работе педагогов.

Планово-прогностическое направление.

Для повышения эффективности деятельности учреждения в целом необходимо определить скоординированную систему задач и мероприятий по их решению на предстоящий год.

При определении годовых задач на текущий учебный год, анализируя состояние педагогической работы, в целях повышения её эффективности, возникла необходимость разработки целевых программ. Так, в 2005 году коллективом педагогов детского сада внедрена целевая программа «Педагогика здоровья» на пять лет комплексной стратегии улучшения здоровья детей. Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровьесберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В 2006 году былаутверждена целевая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу», где определены направления методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, разработаны эффективные методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста, условия, необходимые для успешной подготовки детей к школе, и вопросы преемственности между дошкольным и школьным звеном.

В соответствии с годовым планом создаются текущие планы: месячные, недельные, которые конкретизируют, в отдельных случаях корректируют, дополняют мероприятия, намеченные на год, приводят их в соответствие с условиями, сложившимися на тот или иной период времени.

Все педагоги ДОУ работают по единому тематическому плану. Это отражается в том, что одна тема рассматривается в течение месяца на всех занятиях, что способствует расширению и закреплению имеющихся сведений у детей об окружающем мире, развитию активного и пассивного словаря, практическому овладению навыков в разных видах деятельности.

При составлении годового плана всеми специалистами ДОУ разрабатывается план совместных мероприятий на текущий учебный год, включающий праздники, развлечения, викторины, в организации и проведении которых участвуют все педагоги и сотрудники ДОУ (воспитатели учат игры и стихи с детьми, специалисты разучивают роли, кастелянша продумывает новые костюмы, художник рисует оформление, повара готовят вкусное угощение).

В начале учебного года утверждается также план интегрированных занятий, которые проводят узкие специалисты вместе с воспитателями групп. Эта форма работы хорошо воспринимается родителями на открытых мероприятиях и очень нравится детям.

Регулярно проводятся заседания с медицинскими работниками, где обсуждаются вопросы лечебно-оздоровительной работы. В конце учебного года медработниками и педколлективом разрабатывается план летней оздоровительной работы, где находят свое отражение:

    Общие физкультурные праздники на улице для всего ДОУ;

    Музыкальные праздники и развлечения;

    Занятия и беседы с детьми по социально-бытовой ориентировке и охране безопасности жизнедеятельности в летний период;

    План оздоровительных мероприятий для детей и консультации для воспитателей и родителей.

Организационно – исполнительское направление.

Формы методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и педагогическое мастерство сотрудников, и тем самым обогащают содержание педагогического процесса и обеспечивают выполнение годового плана работы детского сада.

Методическая работа в ДОУ строится с учётом затруднений педагогов в работе через разнообразные формы с использованием новых достижений педагогической науки и практики. Проводятся не только традиционные методические мероприятия (педагогические советы, консультации, семинары), но и различные педагогические ринги, КВН, коллективные просмотры занятий и др. В процессе применения методов активного обучения педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепление знаний вделовых играх, решении проблемных ситуаций, кроссвордов и т. д. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.

Ежегодно осенью в детском саду проводится День открытых дверей. В этот деньпроводится экскурсия по детскому саду, во время которой родители воспитанников знакомятся с условиями, созданными для воспитания и обучения детей, проводятся открытые занятия, праздники (День рождение группы, Новоселье группы), где педагоги показывают эффективные методы взаимодействия с детьми.

Под руководством музыкальных руководителей, преподавателей ритмики, изодеятельности и физинструктора наши воспитанники принимают активное участие и являются лауреатами городского конкурса «Весенняя капель», победителями спортивных соревнований «Гномики», лауреатами зональных конкурсов художественной самодеятельности для детей с ограниченными возможностями «Искорки надежды».

В связи с требованиями современного общества возникла необходимость систематизации работы по охране безопасности жизнедеятельности детей. В связи с этим, педагогами разработан цикл занятий по данной теме, основные положения конкурсов рисунков и поделок, были оформлены фотогазеты и разработаносодержание праздников по безопасности дорожного движения с участием сотрудников ГИБДД.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. В ДОУ проводится большая работа с семьёй по оказанию психолого-медико-педагогической помощи. Создан консультативный пункт для родителей по вопросам воспитания детей, организуются брифинги в вопросно-ответной форме с участием психолога, медиков, дефектологов идругих специалистов детского сада.

Контрольно – диагностическое направление.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, необходимо выявлять несоответствие между практикой и требованиями, которые представлены в программах дошкольного образования, а также определять пути улучшения педагогической деятельности. Важным звеном в методической работе является организация и осуществление контроля в ДОУ.

В ДОУ сложились следующие виды контроля:

    оперативный,

    тематический,

    итоговый,

    предупредительный,

    сравнительный.

Например, тематический контроль по созданию условий для воспитательно-образовательной работы с детьми проводится специалистами ДОУ, компетентными по данному вопросу. Так, учитель-логопед проверяет «Создание условий в группах для развития речи детей»; физинструктор «Создание условий для развития двигательной активности дошкольников» и т.д. Специалистами разработаны основные положения проверки (соответствие современным требованиям, наличие дидактического и методического материала, соответствие возрасту и программным требованиям, соблюдение санитарно-гигиенических условий и т.д.).

Изучение педагогического процесса, его объективная оценка, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующая разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности дошкольного учреждения возможно при организации педагогического анализа. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля. Ежегодно проводится анализ результатов работы ДОУ.

    Состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы; общие выводы по блоку (тенденция по уровню здоровья и здорового образа жизни); резервы планирования деятельности на новый учебный год.

    Результаты выполнения программы по всем направлениям; анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, художественно-эстетического развития и др.; общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.

    Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости учеников 1-2 классов, бывших воспитанников детского сада; общие выводы.

    Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь в следующем учебном году; качество методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса; общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами.

    Система работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями; общие выводы.

    Итоги административно-хозяйственной работы и оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. На заключительном педагогическом совете подводятся итоги медико-педагогической деятельности учреждения, анализируетсявыполнение годовых задач, состояние образовательного процесса (специалисты знакомят коллективс результатами сравнительного контроля) и оздоровительной работы (медицинские работники анализируют состояние здоровья детей).

В ходе педагогического анализа и контроля проводится обсуждение деятельности как отдельного педагога (индивидуально), так и педагогическогоколлектива в целом, определяются основные направления работы по устранению недостатков.

Коррекционное направление.

Модель коррекционно-развивающей работы ДОУ представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

В ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум с 2002г. За эти годы отработана нормативно-правовая база коррекционного сопровождения ребёнка с проблемами в развитии:утвержден приказ о создании ПМПк и положениео ПМПк, разработан пакет документов.

При определении задач и направлений воспитательно-образовательной работы с целью повышения эффективности педагогической деятельности возникла необходимость отбора и систематизации диагностического инструментария по изучению уровня развития воспитанников. Творческой группой педагогов ДОУ определена диагностика развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (в норме, при нарушении зрения, нарушении речи), расписаны критерии уровней развития – всё это помогает педагогам выявлять особенности каждого ребёнка и его трудности, прогнозировать задачи воспитания и обучения с учетом зоны ближайшего развития. В диагностике нашёл своё отражение анализ всех сторон развития ребёнка.

Диагностические карты включают в себя изучение уровняразвития различных видов деятельности:

    познавательной,

    коммуникативной,

    эмоциональной,

    игровой деятельности,

    социально-бытовых навыков.

Разработаны основные положения представлений каждого специалиста, работающего с ребенком, для проведения ПМПк. Результаты диагностического обследования обсуждаются на минипедсоветах и заседаниях ПМПк. При совместном обсуждении педагогами на ПМПк в коррекционных группах и мини-педсоветах в общеобразовательных группах вырабатываются единые требования и рекомендации педагогам для пропедевтической и коррекционно-образовательной работы. В ходе проведения ПМПк также составляется коррекционно-образовательный маршрут, прослеживается динамика развития воспитанника.

Мини-педсоветы и ПМПк проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май), в конце года проводится итоговый педсовет, где обсуждается эффективность проделанной воспитательно-образовательной работы.Таким образом, важная роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами. Работа с детьми требует от педагогов большого напряжения, сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важна доброжелательность, тактичность, требовательность на основе уважения среди всех участников педагогического процесса. Механизм взаимодействия всех педагогов ДОУ отлажен годами, в учреждении активно и творчески работает группа единомышленников. Всё это, наряду с организацией методической работы по вышеописанным направлениям,способствует росту педагогического мастерства педагогов, их профессиональной компетенции, и, как итог, повышению эффективности педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Типовым положением о ДОУ в Российской Федерации определены основные задачи дошкольного образования:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей.

Мобилизовать воспитателей для решения данных задач призвана специально организованная методическая работа.

Методическая работа в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом, развитие творческого потенциала, повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Методическое руководство в ДОУ осуществляется старшим воспитателем. В его деятельности условно можно выделить два направления: научное управление педагогическим процессом и методическое обеспечение педагогического процесса.

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя ДОУ, строится на основе теории управления. Основным компонентом управленческой деятельности является определение цели. Цель - это идеально планируемый результат.

Основными целями методической работы могут быть:

повышение педагогической квалификации как отдельного воспитателя, так и коллектива в целом;

освоение новых педагогических технологий;

оказание помощи воспитателям в создании и развитии их индивидуальных методических систем;

развитие гуманистической направленности личности каждого воспитателя. Реализации данных целей способствуют задачи:

1. Выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя.

2. Выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании.

3. Развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя.

4. Развить педагогическую технику.

Организация методической работы включает в себя целый ряд важнейших функций:

изучение, анализ состояния дел в ДОУ с учетом нового «социального заказа»;

выбор цели и конкретных задач деятельности;

планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;

стимулирование, оказание практической помощи воспитателям на основании

результатов диагностики;

комплектование проблемных групп педагогов;

подведение итогов каждого этапа методической работы и определение новых

ближних и дальних перспектив;

сбор и обработка полученной информации;

корректировка образовательного процесса в ходе различных методических занятий

с воспитателями;

поощрение творческих работников, создание атмосферы сотрудничества,

взаимопонимания и взаимопомощи.

Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива. В содержание методической работы включаются следующие направления:

1. Воспитательное. Предусматривает формирование у воспитателей нового
педагогического мышления в условиях гуманизации воспитательного процесса.

2. Дидактическое. Направлено на повышение профессиональной компетентности по
наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.

3. Психологическое. Ориентировано на актуализацию знаний воспитателей в
области общей, возрастной и педагогической психологии.

4. Физиологическое. Предусматривает повышение квалификации по общей и
возрастной физиологии и гигиене.

С целью определения эффективности методической работы можно выделить ряд основных критериев:

1 .Результативность основных показателей (уровень педагогического мастерства педколлектива; атмосфера творчества в организации и ходе воспитательно-образовательного процесса; наличие авторских программ и технологий; уровень интеллектуального, физического и личностного развития воспитанников ДОУ и др.).

2. Системность в методической работе (соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы).

З.Этапностъ. Эффективность методической работы определяется наличием следующих последовательных этапов:

1-й этап - теоретический. Цель: ознакомление с идеями, передовыми системами, их осмысление.

2-й этап - методический. Цель: показ лучших образцов передового опыта; проектирование индивидуальной методической системы.

3-й этап - практический. Цель: апробация новых образовательных технологий, индивидуальных методических систем.

4-й этап - аналитический. Цель: определение эффективности методической работы; анализ причин, вызывающих наиболее типичные затруднения; планирование способов их устранения.

4.Взаимосвязь этапов и форм методической работы. Практикой доказана целесообразность выбора той или иной формы методической работы в зависимости от ее этапа.

Так, на теоретическом этапе эффективны следующие формы: лекции, научно-теоретические конференции, теоретические и проблемные семинары, консультации, аннотация литературы, аукцион педагогических знаний.

На методическом этапе целесообразны методические консультации, коллоквиумы, обзоры передового педагогического опыта, психолого-педагогические семинары, научно-методические семинары и конференции, педагогические ринги.

На практическом этапе - практикумы, «творческие лаборатории», взаимопосещения, творческие отчеты, научно-практические семинары и конференции.

На аналитическом этапе - оранизационно-деятельные игры, «эстафеты» педагогического опыта, конкурсы педагогического мастерства, аукционы педагогических идей, брейн-ринги, педсоветы (по опыту контроля за воспитательно-образовательным процессом, результатам диагностики воспитателей и детей).

5. Дифференциация. Данный критерий предполагает организацию методической
работы с учетом уровня профессионализма и готовности к саморазвитию. Выделяют три
уровня педмастерства:


Низкий (интуитивный);

Средний (поисковый);

Высокий (мастерский).

В соответствии с уровнем педмастерства воспитателей методист разрабатывает индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня направлена на мотивацию к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями; с воспитателями среднего уровня - на стимулирование творчества и создание индивидуальной педагогической системы.

Важная роль в работе старшего воспитателя отводится организации работы методического кабинета в ДОУ, который является центром сбора, обобщения и распространения педагогического опыта.

Оснащение методического кабинета может быть представлено следующими разделами:

нормативные и инструктивные материалы;

методические материалы;

методическая, научно-исследовательская и справочная литература;

дидактический и наглядный материал;

детская художественная литература;

передовой педагогический опыт;

материалы по работе с родителями.

Литература:

1. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий дошкольным учреждением. - М.,
1984.

2. Васильева А., Бахтурина Л., Кабитина И. Старший воспитатель детского сада.
-М., 1990.

3. Белая К. О нетрадиционных формах работы/Дошкольное воспитание. 1990, №12.

4. Белая К. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве.
/Дошк.восп. 1997, №2.

5.Никишина И.В. Методическая работа в дошкольном учреждении: организация, управление. Волгоград, 1995.

6. Калмыкова В. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе. М.,
1997.-с.34-38.

7. Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы
дошкольного образования /Дошкольное воспитание. 1991, №5 - с.40.

Контрольные задания по теме: «Организация методической работы в ДОУ»

1. На что направлена специально организованная методическая работа?

а).................... б)................. в)...............

2. Дайте определение понятия «методическая работа».

3. Рассмотрите нижепредложенную схему, дополните ее, указав все функции
организации методической работы.

Методическая работа

Организация методической работы






4. Что в методической работе определяется целями и задачами с учетом
результатов воспитательного процесса ДОУ, уровня педагогического мастерства и
квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического
коллектива?

5. Какие два главных направления можно выделить в деятельности старшего
воспитателя?

I ..................................... II ...........................

6. Сопоставьте направления методической работы с их характеристиками:

а) воспитательное 1) обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным

б) физиологическое проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ;


в) дидактическое 2) повышение квалификации воспитателей

г) психологическое по вопросам теории и методики воспитания

дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации образовательного процесса.

7. Назовите четыре основных критерия эффективности методической работы:

а)........................ б)...................... в).................... г).......................

8. Верно ли, что системность (критерий эффективности методической работы) -
это соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы?

9. Заполните таблицу, внесите в графы необходимые буквы, предварительно дав
определения понятиям: «цель» и «задача»:

а) формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;

б) развитие гуманистической направленности личности каждого воспитателя;

в) развитие педагогической техники: организаторских, коммуникативных и других
умений;

г) выработка у воспитателей потребности в саморазвитии, самообразовании и
самовоспитании;

д) повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического
коллектива в целом;

е) выявление исходного уровня педагогического мастерства каждого воспитателя (уровня его
знаний, педагогических способностей и умений);

ж) освоение новых педагогических технологий.

10. С воспитателями какого уровня методическая работа предполагает
стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности,
на создание индивидуальной методической системы? Выберите верный ответ, отметьте
его каким-либо знаком:

11. С воспитателями какого уровня методическая работа ориентируется на
выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение
творческими знаниями? Выберите верный ответ, отметьте его каким-либо знаком:

а) мастерский, б) поисковый, в) интуитивный.

12. С воспитателями какого уровня методическая работа направлена на
формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой?
Выберите верный ответ, отметьте его каким-либо знаком:

а) мастерский, б) поисковый, в) интуитивный.

13. Сопоставьте этапы методической работы в ДОУ с их целями и задачами:

1) теоретический, а) выявление результативности работы, анализ

2) методический, наиболее типичных затруднений и способов их

3) практический, устранения;

4) аналитический. б) построение замысла индивидуальной методической системы;

в) осознание идеи, осмысление передовых систем;

г) показ лучших образцов передового опыта;

д) самостоятельная разработка и апробация воспитателями
новых технологий обучения и воспитания.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Похожая информация.


Организация методической работы в ДОУ

Подготовила заведующая

МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»

Екатерина Владимировна Бобровская




Основной целью методической работы в нашем ДОУ на современном этапе является:

создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.


  • вовлекать каждого педагога в творческий поиск;
  • совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
  • способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта и творчества, желания делиться педагогическим опытом;
  • способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников профессионального мастерства.


Основными направлениями интегрированного подхода в работе с педагогическим коллективом является:

  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • самообразование;
  • саморазвитие через разные формы методической работы;
  • обновление педагогического процесса в рамках инновационного режима;

  • взаимодействие и интегрирование всех участников образовательного процесса;
  • методическое обеспечение интегрированного подхода к организации педагогического процесса;
  • поиск и реализация методов педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.

В ДОУ обновляются формы и методы организации методической работы.

Наиболее целесообразными формами методической работы выступают интерактивные формы.

Интерактивная форма – это способ взаимодействия и воздействия друг на друга.



Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

  • педсовет;
  • семинары, семинары-практикумы;
  • открытые просмотры;
  • медико-педагогические совещания;
  • консультации;
  • педагогическая мастерская;
  • мастер-классы;
  • «круглые столы»;
  • проектная деятельность;
  • методические объединения.

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в ДОУ является семинар-практикум.

Основная цель его проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.


Проведенные семинары практикумы на уровне ДОУ:

  • «Современные технологии эффективной социализации дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»,
  • «Проектный метод деятельности в ДОУ»,
  • «Формирование психологического микроклимата в группах детского сада».

На муниципальном уровне были проведены семинары-практикумы для всех категорий дошкольных работников:

Учителей-логопедов - «Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

Воспитателей – «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»:,


Инструкторов физической культуры «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ».

Музыкальных руководителей – «Формирование музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста»


Активно используется в методической работе ДОУ игровое моделирование по различным проблемам:

  • «Познавательно-речевое развитие дошкольников»;
  • «Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности»;

  • «Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса – как условие реализации ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»;
  • «Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».

Мастер – класс.

Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов других ДОУ.

На уровне ДОУ были проведены мастер-классы:


  • «Развитие речи дошкольников в процессе работы с бумагой в технике «Квиллинг»;
  • «Развитие интегративных качеств дошкольников в театрализованной деятельности»;

  • «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в технике «Карвинг»;
  • «Развитие личности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности».

Педагогическая мастерская

Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми


Были представлены педагогические мастерские:

  • «Развитие логического мышления посредством развивающих игр»,
  • «Развитие творческих способностей дошкольников в работе с тестом».

Направление методической работы - методический кабинет, как центр методической работы.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.



В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки:

  • Идет аттестация!
  • К праздничным датам.
  • Подготовка к педсовету.

В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:

  • материал семинаров-практикумов;
  • план – график повышения квалификации педагогов;
  • план аттестации педагогических кадров;
  • передовой педагогический опыт.

Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.


Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:

Курсовая подготовка;

Участие в работе творческих групп, клубов;

Участие в методических объединениях.

Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.


Темы по самообразованию педагогов ДОУ

1 . КарпенкоА.А. воспитатель «Роль сказки в воспитании дошкольника»

2.Преснякова Е.Н.- воспитатель «Занимательная математика»

3.ЖаркихО.Г.учитель-логопед « Пальчиковая гимнастика в речевых группах»

4.Толстых Л.Г. учитель-логопед «Изучение моделирования» связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники»

5. Некрасова Л. В. – воспитатель «Воспитание нравственных чувств у дошкольников через театрализованную деятельности».

6.Казакова А.В. - воспитатель «Изучение игр как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

7.Тихонова Л.П. воспитатель «Игрушки в нравственном воспитании малыша»


8. Коломыцева А.В. воспитатель «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

9. Караева М.В.- воспитатель «Патриотическое воспитание дошкольников.»

10.Назаренко Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе сказкотерапии»

11. Шулешова Н.М. проеподаватель « Нравственно - эстетическое, воспитание на занятиях по изодеятельности»

12.Дмитракова В.Н. - инструктор ФИЗО «Новые подходы в воспитании физически здорового ребёнка»

13.Давыдова М.А. - воспитатель «Развитие речи детей и приобщение их к художественной литературе

14.Ференц С.С. воспитатель «Экологическое воспитание дошкольников»


15. Лазарева Е. В. - воспитатель «Работа с родителями».

16. Якубовская И.А. - воспитатель «Занимательная математика”

17. Романова Л.Н. - воспитатель «Нравственное воспитание детей на современном этапе»

18. Вдовченко Л.А.- воспитатель «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

19. Бессонова Р. Н. - музыкальный руководитель «Народное творчество в жизни дошкольника»

20. Петрова О.А. музыкальный руководитель «Народное творчество. Танцы народов мира».

21.Карташова О.А. «Развитие связной речи у дошкольников»


Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Передовой опыт представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.

Передовой опыт – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.


На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.

На втором этапе передовой педагогический опыт обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания передового педагогического опыта комплексом информационно-педагогического модуля: сообщение, запись педагогической информации.

Третьим этапом является распространение и внедрение передового педагогического опыта.

В рамках ДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, выставки, взаимопосещения, открытые просмотры и т.д.


К групповым формам относятся:

Участие педагогов в методических объединениях района, МДОУ;

Организация теоретических и научно-практических конференций;

Педсоветы.

К индивидуальным относятся:

Наставничество,

Взаимопосещения,

Самообразование,

Индивидуальные консультации.


Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, мы руководствуемся:

Целями и задачами ДОУ;

Количественным и качественным составом коллектива;

Сравнительной эффективностью форм и методов работы;

Особенностями образовательного процесса;

Материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

Реальными возможностями;


Планирование методической работы

Планирование осуществляется на аналитической основе:

Анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов);

Анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы);

Уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы;

В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется мониторинг ее эффективности. Данные мониторинга способствуют современности и действенности внесения корректив в организацию методической работы.


В методической работе ищем новые инновационные формы работы с педагогами,

но главное - любовь к детям.


Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное – захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих воспитанников.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама