THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Содержание статьи

ДРЕЙК, ФРЭНСИС (Drake, Francis) (ок. 1540–1596), английский мореплаватель, пират. Родился близ Тавистока в Девоншире между 1540 и 1545. Его отец, в прошлом фермер, стал проповедником в Чатеме, расположенном к югу от Лондона. Вероятно, Дрейк плавал вначале на каботажных судах, заходивших в Темзу. Семья Дрейка была связана родственными узами с богатым семейством Гаукинсов из Плимута. Поэтому после малоизвестного первого плавания через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Джона Гаукинса, которая занималась торговлей невольниками и доставляла их из Африки в испанские колонии в Вест-Индии. Путешествие 1566–1567 закончилось неудачно, поскольку испанцы совершили вероломное нападение на английские суда у крепости Сан-Хуан-де-Улуа в порту Веракрус на восточном побережье Мексики . Месть за это нападение стала одним из мотивов последующей пиратской деятельности казначея военно-морского флота Дж.Гаукинса и капитана Ф.Дрейка.

Кругосветное путешествие.

На протяжении нескольких лет Дрейк совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своей территорией, захватил Номбре-де-Дьос в центральной Панаме, грабил караваны, перевозившие на мулах грузы серебра из Перу в Панаму . Его деятельность привлекла внимание Елизаветы I и группы придворных, включая государственного казначея лорда Берли и министра внутренних дел Фрэнсиса Уолсингема. Были собраны средства для проведения экспедиции, которая продолжалась с 1577 по 1580. Первоначально планировался поход для поиска предполагаемого Южного материка, но он вылился – возможно, по указанию королевы (хотя Англия и Испания еще не находились в состоянии войны) – в самый успешный в истории пиратский набег, принесший доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт.

Дрейк плыл в качестве капитана корабля «Пеликан» (впоследствии переименованного в «Золотую лань») водоизмещением в 100 т. Кроме того, были еще четыре меньших судна, которые, однако, так и не завершили путешествия. Подавив мятеж на судне у берегов Патагонии в Аргентине, когда был наказан один из его офицеров, Томас Даути, Дрейк вышел в Тихий океан через Магелланов пролив. Затем его флотилию отнесло на юг примерно до 57° ю.ш., и в результате Дрейк открыл между Огненной Землей и Антарктидой пролив, носящий ныне его имя (хотя, вероятно, сам он никогда не видел мыса Горн). На пути к северу он грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу и, похоже, намеревался возвращаться через предполагаемый Северо-Западный проход. Где-то на широте Ванкувера (никаких судовых журналов не сохранилось) из-за плохой погоды Дрейк был вынужден повернуть на юг и стать на якорь несколько севернее современного Сан-Франциско. Место стоянки, названное им Нью-Альбионом, было установлено в 1936 благодаря находке медной пластинки с датой 17 июня 1579 примерно в 50 км к северо-западу от пролива Голден-Гейт (теперь бухта Дрейка). На пластинке выбита надпись, объявлявшая данную территорию владением королевы Елизаветы. Затем Дрейк пересек Тихий океан и достиг Молуккских о-вов, после чего вернулся в Англию.

Дрейк совершил плавание вокруг света, продемонстрировав мастерство судовождения. Королева пожаловала ему звание рыцаря как первому капитану, совершившему кругосветное плавание (притязания Магеллана оспаривались, поскольку он скончался во время плавания в 1521). Повествование о морских путешествиях Дрейка, составленное судовым священником Фрэнсисом Флетчером и опубликованное Хэклутом, до сих пор пользуется большой популярностью. Получив свою долю добычи, Дрейк приобрел аббатство Бакленд близ Плимута, где теперь размещается музей Фрэнсиса Дрейка.

Война с Испанией.

В 1585 Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся в Вест-Индию, что означало начало открытой войны с Испанией. Его мастерство в тактике комбинированных морских и наземных операций позволило захватить последовательно Санто-Доминго (на о.Гаити), Картахену (на карибском побережье Колумбии) и Сент-Огастин (во Флориде). Перед возвращением на родину в 1586 он забрал с собой колонистов (по их просьбе) из долины р.Роанок (Виргиния). Таким образом прекратила существование первая в Америке колония, основанная Уолтером Роли, которая была не просто поселением, но и стратегической базой для пиратских набегов в Карибском море.

Между тем в Испании успешно завершалась подготовка Непобедимой армады для нападения на Англию, поэтому в 1587 Дрейк был направлен в Кадис на южном атлантическом побережье Испании. Дерзость в сочетании с превосходящей мощью позволили Дрейку уничтожить суда в этом порту. Все ожидали, что Дрейк будет командовать флотом в Плимуте для защиты Англии от нападения Испанской армады в 1588. Однако королева посчитала, что из-за низкого происхождения и независимого характера Дрейка нельзя назначить главнокомандующим. Хотя сам Дрейк лично участвовал в подготовке и снаряжении флота, он покорно уступил руководство лорду Хауарду из Эффингема и на протяжении всей компании оставался его главным советником по тактическом вопросам.

Благодаря искусному маневрированию английский флот прорвался в море и повернул Армаду вспять. Когда началась недельная погоня за Армадой в Ла-Манше, Дрейка назначили командующим флотом на «Реванше» (корабле водоизмещением 450 т с 50 пушками на борту), но он отклонил это предложение, захватил поврежденный испанский корабль «Розарио» и привел его в Дартмут. На следующий день Дрейк сыграл решающую роль при разгроме испанского флота у Гравлина (северо-восточнее Кале).

Экспедиция Дрейка против Испании и осада города Ла-Корунья на ее северо-западном побережье, предпринятая в 1588 для уничтожения остатков Армады, обернулась полным провалом, главным образом из-за просчетов в материально-техническом обеспечении кампании. Дрейк попал в опалу, хотя и продолжал активно участвовать в местных делах как мэр Плимута и депутат парламента от этого города. Кроме того, он основал в Чатеме приют для раненных моряков. В 1595 его вновь призвали в военно-морской флот, чтобы возглавить экспедицию в Вест-Индию вместе с Дж.Гаукинсом. Экспедиция закончилась неудачей, Гаукинс погиб у берегов Пуэрто-Рико, а сам Дрейк умер от лихорадки 28 января 1596 у берегов Портобело.

Фрэнсис Дрейк был старшим среди двенадцати детей в семье Эдмунда Дрейка, ярого приверженца Мартина Лютера. Двенадцати лет от роду Фрэнсис был отдан в обучение на торговый корабль.

В 1563 году он совершил первое далекое путешествие в Африку со своим кузеном. Там они начали захватывать местных жителей и на Карибах продавать их испанцам. Так как испанским поселенцам было запрещено торговать с иностранцами, у Дрейка произошел конфликт с властями Испании.

Спустя пару лет он предпринял первое нападение на испанское судно. Его часть добычи состояла из серебра и золота общей стоимостью около 40 000 фунтов стерлингов. Убежденный протестант, Дрейк мнил себя орудием Бога в борьбе против католиков.

Биография Фрэнсиса Дрейка насчитывает немало захватов иностранных судов у берегов обеих Америк и в Атлантическом океане. После знакомства с сэром Фрэнсисом Уалсингемом у него созрел план отправиться в Тихий океан и разгромить тамошние поселения испанцев.

Таким образом, целью путешествия Фрэнсиса Дрейка не был праздный интерес: его целью были богатства испанцев и укрепление позиций протестантской церкви. Экспедицию вызвались спонсировать несколько влиятельных людей Англии и сама королева Елизавета 1. Всего в поход было снаряжено пять кораблей, оснащенных пушками.

Путешествие началось в ноябре 1577 года. К концу месяца Фрэнсис Дрейк разграбил шесть испанских и португальских кораблей. На одном из них оказался капитан, хорошо знавший побережье Африки. Его решено было взять с собой. Кроме того, Дрейк оставил свое судно и присвоил один из кораблей испанцев.

К июню 1578 года флотилия добралась до порта Сан-Хулиан на юге Аргентины, где Дрейк велел казнить одного из своих подчиненных за попытку мятежа. Боясь нового заговора, он объявил, что все капитаны кораблей, назначенные их владельцами, лишаются своих полномочий. Правда, потом почти всех он вновь назначил капитанами, но уже под своим руководством.

Во время прохода к Тихому океану корабли попали в сильный шторм. Один из кораблей повернул обратно в Англию, другой бесследно исчез, еще один остался в Сан-Хулиане. В итоге в Тихий океан Дрейк попал один, на своем «Пеликане», переименованном в «Золотую лань». В ходе путешествия он обнаружил, что Огненная земля не является частью Южной Америки, как считалось прежде. Пролив, что открыл Фрэнсис Дрейк, был впоследствии назван его именем.

Обогнув Аргентину, флотилия двинулась вдоль ее западного побережья. По ходу дела был захвачен корабль с богатой добычей и разгромлен порт Вальпараисо. К марту Дрейк ограбил еще два испанских судна, перевозивших деньги. Однако к этому моменту его команда состояла лишь из 70 человек, половина из которых были ранены или больны. Кроме того, «Золотая лань» серьезно текла. Добравшись до Северной Америки, он велел бросить якорь в районе будущей Калифорнии.

Здесь их встретило местное племя, посчитавшее англичан богами, сошедшими с небес. Мужчины преподнесли им дары в виде листьев табака и перьев птиц, а женщины рыдали и царапали лица до крови. Когда пришло время отчаливать, индейцы были сильно опечалены. Тем не менее, в июле кораблю отправился дальше. На Яве они запаслись едой и пересекли Индийский океан, затем обогнули Мыс Доброй Надежды.

26 ноября 1580 года Дрейк вернулся в Плимут, став первым англичанином, совершившим кругосветное путешествие. Этот поход принес ему богатство и славу. По указу королевы Елизаветы отныне он именовался сэр Фрэнсис Дрейк и был избран в палату общин. Он еще не раз выходил в море для захвата испанских кораблей.

В 1588 году сэр Фрэнсис Дрейк участвовал в отражении атаки Непобедимой армады Испании, которая закончилась сокрушительным поражением для испанцев. Преследуя остатки вражеского флота, англичане имели возможность захватить Лиссабон, но на кораблях не было осадных орудий. За заслуги перед отечеством королева назначила его мэром Плимута.

В 1595-м он отправился в свой последний поход, и на этом биография Френсиса Дрейка заканчивается - на Карибских островах прославленный пират и мореплаватель скончался от дизентерии в возрасте 56 лет. После смерти его тело было предано океану, с которым он когда-то связал свою жизнь.

знаменитый корабль Дрейка - галеон «Golden Hind»

Если вкратце охарактеризовать этого человека, то его судьба весьма необычна. В юношестве он стал капитаном корабля, а впоследствии удачливым морским пиратом. Затем он стал мореплавателем и совершил второе кругосветное плавание после Фернана Магеллана. И после всего этого он был произведен в адмиралы и разгромил непобедимую испанскую армаду. Речь идет о легендарном Фрэнсисе Дрейке — английском мореплавателе и вице-адмирале.

адмирал Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк родился в Англии в поселке Тависток, графства Девоншир в семье фермера в 1540 году. Мальчик с самого детства мечтал о дальних морских походах и известности. Дорогу к своим грезам Фрэнсис начал в 13 лет нанявшись юнгой на . Юноша оказался смышленым моряком и уже скоро он стал старшим помощником капитана. Позже, когда Френсису исполнилось 18 лет, он приобрел небольшой барк, на котором стал перевозить различные грузы. Но обычные морские перевозки не приносили особого богатства, чего не скажешь о пиратстве и работорговле. Они давали больше прибыли, а посему Фрэнсис Дрейк в 1567 году в качестве командира корабля во флотилии своего дальнего родственника Джона Хокинса отправился в дальний поход к Африке за рабами а оттуда в Вест-Индию, где мореплаватели промышляли грабежами и захватом испанских кораблей. Во время этого плавания молодой мореплаватель получил огромный опыт сопряженных с грабежами и нападением на торговые корабли испанской короны. Вернувшись в Англию, о нем сразу заговорили как об удачливом капитане.

Вскоре, в ноябре 1577 года, Фрэнсис Дрейк вышел на корабле из порта Плимут и направился во главе экспедиции в Тихий океан к берегам Америки, целью являлось приведение под английскую корону новых земель а также завладение испанскими кораблями и их ценными грузами. На этот раз под командованием Дрейка находилось уже пять кораблей. Корабль Дрейка под названием «Pelican» был вооружен 18 орудиями и имел три мачты. По парусному вооружение стотонное судно относилось к галеону. При сравнительно небольших размерах, корабль Дрейка обладал хорошими мореходными качествами. Историки говорят, что даже сама королева Елизавета благословила эти корабли и преподнесла памятные подарки.

Морской поход начался удачно. К концу января 1578 года корабли Дрейка прибыли к побережью Марокко, где англичане захватили город Могадар. Получив в качестве вознаграждения большое количество различных ценных товаров, морские пираты направились к берегам Америки, где занялись разбойным грабежом. Во время этого на нескольких кораблях Дрейка назрел бунт. Некоторые моряки решили сами заняться пиратством. Однако мятеж был подавлен. Оставив два самых прохудавших корабля, и заново сформировав команды, Фрэнсис Дрейк отправился к проливу Магеллана. Успешно миновав пролив, парусники вышли в открытый океан, где сразу же попали в сильный шторм. Разбросанные корабли Дрейка так больше и не смогли собраться в эскадру. Один корабль разбился о скалы, другой течением снова затащило в пролив, и его капитан принял решение самостоятельно возвратиться в Англию. А корабль Дрейка, который к тому времени получил новое название за прекрасные мореходные качества, понесло далеко на юг.

корабль Дрейка «Золотая Лань»

Галеоны как тип судна возникли в 17 веке в Испании, когда неуклюжие каракки и небольшие каравеллы уже не подходили для дальних морских походов. Английский галеон, каким был корабль Дрейка, был более вместительным и имел более мощное вооружение. Кормовые надстройки были высокими, но более изящными за счет сильно зауженной к верху форме. Часто из кормовых помещений делались выходы на открытые галереи. Транец, как правило, создавался прямым. Корма галеонов часто обладала роскошным убранством в виде позолоченного орнамента. Форштевень тоже имел свои декорации. Парусное вооружение галеона состояло из двух рядов прямых парусов на первых двух матчах и большого латинского паруса на бизань-мачте. На бушприте, как правило, устанавливался прямой парус под названием блинд. Впервые на кораблях как у Дрейка появились орудийные палубы, располагавшиеся под главной палубой. Корпус корабля был несколько уже, чем у его предшественника каракки, а обводы корабля — более плавными, что способствовало улучшению маневренности и повышению скорости хода.

Корабль Дрейка «Pelican» был построен на верфи Альбурге, а оба вооружения (парусное и артиллерийское) были установлены в его родном городе Плимуте. Парусный корабль имел длину 21,3 м, ширину 5,8 м, осадку 2,5 м и водоизмещение 150 тонн. Перед длительными морскими походами корабль Дрейка принимал раскраску испанского галеона, состоящую из орнамента из красных и желтых ромбиков. Первоначально на корме корабля находился рисунок пеликана, но после переименования на носу появилась фигура лани, полностью отлитой из золота.

Но вернемся к великим географическим открытиям Фрэнсиса Дрейка. Итак, успешно миновав Магелланов пролив, корабль Дрейка двинулся на юг. Сам того не осознавая, он сделал важное открытие. Выяснилось, что Огненная Земля вовсе не является выступом известного Южного материка, а всего лишь есть крупный остров, за которым продолжается открытый океан. Впоследствии данный пролив между Антарктидой и Южной Америкой был назван в честь его имени.

Далее корабль Дрейка направился на север, обирая и захватывая по пути прибрежные города. Особенно удачный «клад» ждал английских корсаров в Вальпараисо. В этом порту разбойники напали на стоявший в гавани , загруженный золотом и редчайшими товарами. Но самое главное на испанском корабле оказалась неизвестная морская карта с описанием западного побережья Северной Америки.

Дрейк не только занимался грабежом испанских колоний, он прошел вдоль побережья Америки гораздо севернее испанцев. В середине июня корабль Дрейка причалил к берегу для ремонта и пополнения запасов. И между делом он решил исследовать район, где ныне располагается город Сан-Франциско, объявив его владением английской королевы, и нарек его Новый Альбион.

Путешествие вдоль западного побережья Америки оказалось весьма успешным. Когда корабль Дрейка был перегружен большим количеством золота и драгоценностей, капитан подумал о возвращение на родину. Однако проследовать через Магелланов пролив он не посмел, осознавая наличие там испанских кораблей. Тогда Дрейк решил отправиться в неизвестный путь через Южный Океан и погода ему в этом благоприятствовала. Вскоре корабль Дрейка достиг Марианских островов. Простояв на ремонте несколько дней в индонезийском Целебесе, капитан продолжил плавание.

26 сентября 1580 года Дрейк и его корабль благополучно прибыли в порт Плимут. Здесь его встретили с почестями. Даже сама королева Елизавета пришла на корабль и прямо здесь произвела бесстрашного мореплавателя в рыцари. И эта награда была заслуженной, ведь корсар привез «добычу», которая в несколько раз превосходила годовой доход британской казны.

Кроме титула Френсис Дрейк был назначен мэром Плимута, стал инспектором королевской комиссии, которая проводила регулярные проверки кораблей британского военного флота. А в 1584 году был избран почетным членом палаты общин.

В период с 1585 по 1586 годы сэр Фрэнсис Дрейк снова командовал вооруженным британским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии. Именно благодаря оперативным и умелым действиям Дрейка выход в море испанского флота короля Филиппа II был отложен на год. А в 1588 году он приложил свою тяжелую руку к окончательному разгрому непобедимой испанской армады. К сожалению, это был закат его славы.

Френсис Дрейк предпринял попытку рейда на Лиссабон в 1589 году, но она оказалась не очень успешной — корсары ограничились разорением окрестностей и торговых судов. Кроме того это стоило Дрейку расположения и милости королевы. Ведь королевская казна немного опустела, а к таким делам Елизавета относилась не наилучшим образом. Скорее всего, госпожа фортуна покинула Дрейка и следующий морской поход на Сан-Хуан у Канарских островов стал для него роковым. Захватить город английским корсарам не удалось, а корабли Дрейка смогли потопить всего лишь несколько испанских галеонов, и были вынуждены уйти. К тому же среди команды распространилась болезнь, которая не обошла стороной адмирала. Дрейк смертельно заболел тропической лихорадкой. Утром 28 января 1996 года сэр Френсис Дрейк скончался. По морской традиции его тело опустили в море (как истинного моряка), а остатки эскадры в главе с Томасом Баскервилем вернулись в Плимут без своего командующего.

В Англии высоко почитают имя Фрэнсиса Дрейка. В Плимуте в честь адмирала установлен памятник. А в 1973 году группа энтузиастов построила реплику корабля Дрейка «Золотая Лань» и повторила славный маршрут великого мореплавателя. Сейчас корабль стоит в Лондоне и используется в качестве корабля-музея.

реплика корабля Дрейка

английский галеон «Golden Hind»

памятник Френсису Дрейку в Плимуте


Френсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.

Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников "это был властный и раздражительный человек с бешеным характером", жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия - флагманский корабль "Пеликан" (Pelican) водоизмещением 100 тонн, "Елизавета" (80 тонн), "Морское золото" (30 тонн), "Лебедь" (50 тонн) и галера "Христофор" - покинула Плимут.

Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями - 20,2 метров, наибольшая ширина - 5,6 метров, глубина трюма - 3,03 метров, высота борта: на миделе - 4,8 метров, в кормовой части - 9,22 метров, в носовой части - 6,47 метров; осадка - 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение - 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме. По форме корпуса "Пеликан" представлял переходной тип от каракки к галеону и был хорошо приспособлен для длительного морского плавания.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: "Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог".

Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же "Пеликан" был переименован в "Золотую Лань" (Golden Hind).

2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия ("Золотая Лань", "Елизавета" и "Морское Золото") вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. "Морское Золото" погиб, "Елизавета" был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а "Золотую Лань", на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, - оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской "Непобедимой армады" в 1588 году обошлись Англии "всего" в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой - в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!

Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода - Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море "Непобедимой армады", что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли "Армады". Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому "Непобедимой армады". К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.

Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Легендарный пират, он служил английской королеве, разгромил Непобедимую Армаду и совершил кругосветное плавание. Его ненавидели и боготворили, он своими руками творил геополитику и менял границы мира.

Дракон

Начинал свою противозаконную деятельность главный британский корсар Фрэнсис Дрейк в статусе работорговца, но тогда это занятие британская корона еще не преследовала по закону. Дрейк вместе со своим дядей возил африканских рабов в Новый Свет и промышлял мелким грабежом, пока в 1567 году на них не совершили вероломное нападение испанские корабли. Из той переделки Дрейку удалось выбраться. Теперь к жажде наживы у Дрейка примешивается лютая ненависть к испанцам и жажда мести - он действует в одиночку, пускает ко дну и грабит торговые корабли Филиппа II десятками, безжалостно уничтожает прибрежные города.
У испанцев в Карибском море появляется серьезная помеха- капитан Дрейк, свирепость и жестокость которого принесла ему страшную славу среди них и дикое прозвище Эль Драко- Дракон. Впоследствии они даже назовут его «причиной всех войн с Англией», но до этого еще далеко.

Пират на службе короны

В 1575 году Фрэнсис Дрейк был представлен английской королеве Елизавете I, которая предложила пирату (на тот момент Дрейк уже заработал себе дурную славу многочисленными грабежами и работорговлей) государственную службу. Более того, она профинансировала вместе с другими пайщиками его экспедицию к восточному побережью Южной Америки. Финансовая поддержка кампании во многом была тайной акцией, во всяком случае каперскую лицензию, подтверждающую факт службы короне, Елизавета Дрейку так и не выдала. К тому же официальной целью экспедиции значилось открытие и исследование новых земель, но на деле Дрейк отправлялся в Новый Свет беспощадно грабить испанские корабли и порты.
Как оказалось, это было очень дальновидным решением со стороны британского двора - Дрейк не только приумножил вложения высокопоставленных чиновников, но и совершил несколько важных географических открытий, открыл множество важных морских путей.

Кругосветное путешествие

Кроме безусловных военных заслуг (во время своего рейда Дрейк разграбил множество испанских кораблей и поселений, заметно пошатнув уверенность испанцев в своем превосходстве на море) перед британской короной, на счету Фрэнсиса Дрейка есть еще и крупные географические достижения. Так он выяснил, что Огненная земля не является, как считалось раньше, частью Южного континента. И пройдя между Огненной Землей и Антарктидой на своем знаменитом корабле «Золотая Лань», навсегда увековечил своей имя в названии пролива (пролив Дрейка - пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны). Кроме того он стал вторым человеком в истории (после Магеллана), который совершил кругосветное путешествие, причем в отличие от Магеллана, из кругосветного плавания он вернулся к точке отправления живым. И несметно богатым.

Рыцарское звание

Вернувшись в Британию из кругосветного плавания, Дрейк был всячески обласкан английской королевой. Слава о нем расползалась по стране и миру- кругосветное путешествие, несметные награбленные богатства (из своего путешествия Дрейк привез 600 тысяч фунтов стерлингов, что превышало в два раза годовой доход английской казны) и пощечина испанскому флоту и короне превратили Дрейка в национального героя. Королева Елизавета лично навестила Дрейка на корабле и прямо на палубе произвела его в рыцари. Так пират Фрэнсис Дрейк стал сэром Фрэнсисом Дрейком. А испанцы впоследствии назвали его «причиной всех войн с Англией».

Дрейк и картофель

Кроме несметных богатств, из своей экспедиции Дрэйк привез другой ценный артефакт - клубни картофеля. И хотя первым, кто завез этот овощ в Старый Свет был, вероятнее всего, испанец Сьеса де Леон, имя Фрэнсиса Дрейка также часто всплывает в истории освоения агрокультуры на европейских землях. И, как ни странно, всплывает не только на родине - в немецком городе Оффенбург знаменитому корсару установлен памятник, на котором он держит в руке клубни картофеля с надписью-посвящением «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».

Непобедимая армада

Несмотря на достижения и успехи британского флота, на море по-прежнему царствовала Испания. Чтобы окончательно покончить с дерзкими набегами англичан, испанской короной было инициировано создание Непобедимой армады - огромного на 130 кораблей военного флота, собранного с целью вторжения в Англию и разгрома пиратства, распространившегося под британским флагом. Планам испанского короля не суждено было сбыться - армада была разбита у берегов Англии. Огромную роль в этих сражениях сыграл ставший на тот момент адмиралом Фрэнсис Дрейк, которому, несмотря на численное превосходство испанского флота, не раз удавалось разбить противника.
Известно сражение у города Кале, в котором, благодаря его хитрости, британцы одержали локальную победу. Дрейк направил на испанскую армаду подожженные суда, наполненные серой, дегтем и порохом. Армада в замешательстве рассеклась по гавани и стала легкой добычей для маневренных английских кораблей. Победа над Армадой еще сильнее укрепила Дрейка в статусе национального героя и фаворита королевы Елизаветы. Впрочем, ненадолго.

Немилость королевы

Благоволение со стороны королевы не было вечным. После разгрома Армады, практически все предприятия Дрейка были неудачными. Он не смог захватить Лиссабон, потратив солидную сумму из казны, и впал в немилость. Елизавета на простила ему неудачу и даже приставила к нему надсмоторщика - адмирала Томаса Баскервиля. Следующая кампания и вовсе стала для Дрейка последней - в возрасте 55 лет он в очередной раз отправился к золотым берегам Америки за новыми сокровищами. Но возраст, многочисленные прошлые раны и разыгравшаяся в пути эпидемия сделали свое дело - он скончался от дизентерии в море, недалеко от Панамы. Там же, облаченный в свои боевые доспехи и запаянный в свинцовый гроб он отправился в свою последнюю обитель - на дно океана.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама