THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

г. Хабаровск

Конспект непосредственно образовательной деятельности составила и провела в подготовительной группе воспитатель

Цой Любовь Владимировна

Конспект открытого НОД по развитию речи

и формированию целостной картины мира в подготовительной группе

(с использованием презентации)

Тема НОД «Что такое «Космос».

Цель : сформировать у детей понятие «космос».

Задачи:

1.Образовательные:

- познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу);

Ввести понятия «космонавт», «спутник», «планета»;

Объяснить, для чего проводятся исследования космоса.

2.Воспитательные:

- добиваться активности, инициативности, умения работать в коллективе;

Воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса.

3.Развивающие:

- развивать фантазию, воображение;

Активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;

Поощрять знания детей о космосе.

Словарная работа:

Активизация словаря: космос, космонавт, Земля, Луна, планета.

Существительные: космос, Луна, Земля, планета, звезда, ракета, орбита.

Прилагательные: космический, лунный, земной, планетный, звездный.

Глаголы: прилуниться, приземлиться, полететь, двигаться.

Материалы: демонстрационный: карта звездного неба с созвездиями, шапочки для детей с нарисованными на них планетами, пояс с ленточками, разной длины на ребенке, шапочка-Солнце, модель Солнечной системы: желтый шарик – Солнце, 9 шариков на ниточках разной длины – планеты, глобус, портрет Ю.А. Гагарина, книги о космосе;

демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки.

Методы, использованные в процессе НОД:

- наглядные – карта звездного неба, шапочки с названием планет, пояс с Солнцем и ленточками, модель солнечной системы;

- практические – активное общение с детьми;

- словесные – проговаривание детьми стихов;

- информационно-коммуникативные технологии – показ фильма.

Организационный момент.

(дети подходят к воспитателю, рассматривают карту звездного неба).

Воспитатель показывает карту, читает стихи.

Светятся звезды, светятся…

Даже порою не верится,

Что так велика Вселенная.

В небо смолисто-черное

Гляжу, все забыв на свете я…

А все-таки это здорово,

Что ночью нам звезды светят.

Ребята, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

Наблюдали ли вы за ночным небом? (да)

Что же вы видели на небе? (ответы детей: много разных звезд, луну).

Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. И видите вы звезды маленькими, почему? (они находятся очень далеко).

Да, и звезды, и планеты находятся очень далеко и от Земли, и друг от друга. Понятно, что обо всем этом сегодня поговорить мы с вами не сможем. Поэтому предлагаю сегодня побеседовать о планетах.

Основная часть.

Ребята, давайте посмотрим фильм о планетах. Сядьте, пожалуйста, полукругом, чтобы всем было хорошо видно (дети садятся на стульчики).

(демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки о космосе)

Интересный фильм? (да, очень).

А теперь немножко отдохнем и представим себя космонавтами.

Физ. Минутка.

Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (развести руки в стороны)

Чтобы долететь до Солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)

Но лететь туда не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет. (сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землею (развести руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх, машут).

Молодцы. Так как мы космонавты, занимаем места в своих космических кораблях (дети садятся на большие мячи), и полетели.

Воспитатель: Космос. Космос, это Земля. Космонавты, расскажите, что вы видите.

Матвей:

На небе есть звезды, но странные очень.

Гуляют по небу они между прочих

Других, настоящих, мерцающих звезд.

И звезды ль они? – нас волнует вопрос.

По небу блуждающий странник-звезда -

Совсем не звезда, а планета она!

Катя:

Планеты, в отличье от звезд, холодны –

Не светят, лишь свет отражают, они!

И свет этот ярок, но разных оттенков.

Они отличаются чем-то, наверно.

Различны поверхности – вот в чем секрет.

Изучим планеты – поищем ответ.

Космические корабли приземлились. А теперь, космонавты, расскажите о том, что же вы видели в космосе. (видели звезды, луну, солнце).

Ребята, а что же такое Солнце? (ответы детей). Да, Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, который находится в постоянном движении и вокруг него вращаются планеты. И Солнце, и планеты – это как бы одна семья, а называется она Солнечная система.

Сколько же планет вращаются вокруг Солнца? (ответы детей - 9). Правильно. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. И каждая из них вращается по своей орбите. А что такое орбита? (ответы детей – это дорожки, по которым кружатся планеты). Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя? Почему они не разлетаются в разные стороны?

Проведем опыт . Представьте себе, что желтый шарик на палочке – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если же палочку остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение. А если Солнце не будет двигаться вся система развалится и все планеты могут просто столкнуться, взорваться, погибнуть.

Давайте послушаем другого космонавта

Кристина:

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И Солнце – звезда в самом центре системы.

И притяжением связаны все мы.

Уважаемые космонавты предлагаю вам выбрать себе любую планету и поиграть в игру

«Расположи планеты правильно».

(выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс. На поясе 9 ленточек разной длины. На каждой ленточке цифра от 1 до 9. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет. Ребенок выходит, берет свою ленточку, читает стихотворение и так все 9 детей. Потом начинают идти по кругу, как бы вращаясь вокруг «Солнца»).

Воспитатель:

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вкруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному они Солнцем согреты.

Солнце-светило клокочет вулканом,

Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,

Солнце-звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.

Может быть люди на них обитают?

1.МЕРКУРИЙ

Я –Меркурий! Меркурий – это планета, самая близкая к Солнцу. Меркурий называют двойником Луны, они так похожи!

2.ВЕНЕРА

Я – Венера! Венера – это планета, самая близкая к Земле, вторая планета от Солнца.

3.ЗЕМЛЯ

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

4.МАРС

Я – Марс! Марс – это планета, на которой есть день и ночь, времена года. Марс является загадкой для ученых и на сегодняшний день.

5.ЮПИТЕР

Я – Юпитер! Юпитер – это самая большая планета в Солнечной системе. На Юпитере очень холодно.

6.САТУРН

Я – Сатурн! Сатурн – это вторая огромная планета. На Сатурне еще холоднее, чем на Юпитере. Самое удивительное и интересное у Сатурна – это кольца, похожие на обручи, которые вращаются вокруг планеты.

7.УРАН

Я – Уран! Уран – это тоже большая планета, на которой есть день и ночь. Она отличается от всех планет тем, что вращается вокруг своей оси, как бы лежа на боку.

8.НЕПТУН

Я – Нептун! Нептун – это большая планета. История открытия этой планеты очень интересна, ее открыл математик.

9.ПЛУТОН

Я – Плутон! Плутон – это самая дальняя планета Солнечной системы, поэтому тепла и света от Солнца Плутон получает очень мало.

Воспитатель читает:

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

(дети снимают с себя шапочки, садятся на стульчики).

Воспитатель: Ребята, 12 апреля все люди нашей страны будут отмечать праздник. Кто знает, что это за праздник? (День космонавтики).

А что вы знаете об этом празднике? (ответы детей).

Да, в этот день первый человек полетел в космос. И это был? (космонавт Ю. А. Гагарин). Но прежде, чем отправить человека в космос нужно было запустить спутник и не один. Спутник фотографирует и передает на Землю снимки. Эти снимки нужны ученым для исследований. А для чего нужно исследовать космос? (ответы детей).

Правильно, для того, чтобы изучать Землю, лучше знать, где что происходит, а также для того, чтобы изучать другие планеты - есть ли на них жизнь. Может быть где-то в космосе есть живые существа, и мы пока не знаем об этом. И кто-то из вас вырастет и станет космонавтом, или исследователем.

Заключительная часть.

Ребята! Давайте вспомним, что же нового и интересного узнали мы сегодня на нашем занятии.

Мы узнали, что такое космос, Вселенная.

Познакомились с Солнцем, строением солнечной системы.

Много узнали о планетах, об исследовании космоса.

Мы посмотрели интересный фильм о планетах.

Узнали, кто такие космонавты,

Мы узнали, что такое спутники для чего они нужны.

Молодцы, ребята. Все очень активно работали, хорошо вели себя, прекрасно справились с домашним заданием по изготовлению шапочек с изображением планет и заслуженно получаете награды. (детям вручаются памятные сувениры).

А дальнейшее знакомство с космосом мы продолжим с вами на следующих занятиях.

О том, что в этом мире Земля не одна, люди узнали вглядываясь в небо. Светящиеся точки на небе казались сначала чем-то, неизведанным. Но постепенно стало понятно, что это звезды, которые так похожи на наше родное Солнце, а все что рядом со звездами это и есть космос. Если попытаться разобраться, что означает слово «космос», то возникают и много других вопросов. Например, космос и Вселенная - это то же самое, или разные понятия, где начинается космос, чем он заполнен, и есть ли там разумная жизнь, подобная человеку. И тогда, пытаясь найти ответы, приходит осознание того, что космос это нечто иное, чем привычные для людей вещи. Нечто, выходящее за рамки сознания.

Что означало это слово в древние времена?

«Космос» переводится как «порядок, упорядоченность » с греческого языка. Именно так когда-то Пифагор назвал Вселенную. Тогда еще в древней Греции различные философские учения пытались представить устройство всего мира.

Вселенную представляли как Землю, вокруг которой расположены другие планеты, в том числе и Солнце. Но постепенно знания накапливались, расширялись возможности и люди стали делать все больше и больше открытий инопланетного мира.

Уже спустя некоторое время человек, казалось, совершил невероятное - смог побывать в том самом «космосе». Но побывав, понял, как много еще таит в себе загадок этот небесный мир. Теперь под «космосом» подразумевается космическое пространство - это все участки вселенной между небесными телами. Принято считать, что космическое пространство пустое, но это вовсе не так.

Что находится в космосе?

Космическое пространство или космос заполнено небольшим количеством водорода, межзвездным веществом и электромагнитными излучениями. Но эти составляющие настолько разрежены, что позволяет назвать космическое пространство относительно пустым .

Получается, что космическое пространство начинается там, где заканчиваются атмосферы планет и звезд. Космическое пространство можно условно подразделить на

  1. Межпланетное,
  2. Межзвездное,
  3. Межгалактическое.

На какой высоте начинается космос?

Четкой границы между атмосферой земли и космическим пространством не существует, так как удельная масса воздуха уменьшается постепенно, по мере удаления от уровня моря.

Именно плотность воздуха служит приблизительным ориентиром начала космоса. На высоте 100 км она имеет предельно низкое значение, которое не позволяет летательным аппаратам двигаться со скоростью менее 7,9 км/с. Если скорость будет меньше, то тело не сможет двигаться по круговой орбите и упадет на землю, в физике это значение называют минимальной космической скоростью, а линия, расположенная на высоте в 100 км, называется линией Кармана .

Однако значение 100 км не считается абсолютным, ведь и выше 100 км имеется земной воздух. Влияние атмосферных ветров заканчивается полностью на высоте 118 км, дальше начинается воздействие потоков космических частиц.

Межпланетное пространство

Межпланетное пространство - это участки между планетами одной системы. Например, между планетами Солнечной системы это пространство заполнено межпланетной средой, в которой присутствуют нейтральный газ, космические лучи, солнечный ветер, межпланетную пыль. Но плотность всех элементов этой среды очень низкая - всего 5 единиц на, причем, чем дальше от Солнца, тем плотность меньше.

Межпланетная среда нашей системы нагрета до 99, 727 °С, на все составляющие частицы влияют магнитные поля. Межпланетная среда имеет свои границы, которые совпадают с границей Солнечной системы, находится на расстоянии в 110-160 астрономических единиц от Солнца и носит название - гелиопауза . Она же очерчивает Солнечную систему, образуя, в свою очередь, гелиосферу. Дальше, за гелиосферой, начинается межзвездное пространство.

Межзвездное пространство

Межзвездное пространство - это так называемая «пустота» между системами и звездами в одной галактике. Однако и это пространство не является абсолютно пустым, хотя плотность составляющих его частиц в разы меньше чем в межпланетном пространстве и составляет всего 1000 атомов на. Расстояние между звезд заполнено межзвездным газом и пылью.

Частичками пыли являются преимущественно атомы различных элементов:

  • Железа;
  • Углерода;
  • Кремния;
  • Азота;
  • Кислорода.

Эти пыль и газ образуют туманности, которые можно наблюдать в межзвездной среде. Межзвездное пространство заканчивается там, где галактический газовый поток сталкивается с межгалактической материей. Галактики разделены между собой межгалактическим пространством, которое еще более разряжено, чем межзвездное и межпланетное пространство, и практически приближено к вакууму.

Зачем люди осваивают космос?

В научное освоение космоса каждая страна вкладывает много сил и средств. Каждое государство борется за то, чтобы быть первооткрывателем в космической отрасли. Но зачем это нужно?

Каковы перспективы освоения космоса:

  1. Известно, что энергетические ресурсы Земли исчерпывают себя, в мире надвигается проблема глобального голода, нехватки газа, нефти и воды. Для того, чтобы восполнить все эти запасы, понадобится миллиарды лет. Освоение космоса дает надежду человечеству найти решение этой проблемы. Например, переселится на другую планету или в другую систему;
  2. Изучение космоса позволяет человеку предположить, что может стать с нами через некоторое время. Зная историю развития других планет можно прогнозировать будущее Земли;
  3. Осваивая космос, человечество параллельно сделало множество других важных научных открытий: спутниковое телевидение, интернет и GPS;
  4. Люди делают интересные и полезные открытия, которые в дальнейшем могут помочь решить многие проблемы. Например, найденный в лунном грунте гелий-3 сможет стать решением вышеупомянутой энергетической проблемы.

Поскольку слово «космос» на сегодняшний день не используется наукой, то оно может быть интерпретировано по-разному. На вопрос - что означает слово «космос», каждый ответит по-своему. Но в любом случае космос для человеческого разума непостижимое понятие. Как пространство и время. Попробуйте представить бесконечность или четырехмерное пространство. Это кажется невозможным, невозможно и представить космос. И лишь малая часть, запечатленная на ночном звездном небе, нам приоткрывает занавес в тот загадочный мир, который находится за пределами планеты Земля.

Человечество вступило в космич. век. В наше время всякому образованному человеку необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах.


Прежде чем перейти к изложению совр. представлений о космосе, выясним значение самого слова "космос". "Космос" по-гречески - это порядок, устройство, стройность (вообще, нечто упорядоченное). Философы Древней Греции понимали под словом "космос" Мироздание, рассматривая его как упорядоченную гармоничную систему. Космосу противопоставлялся беспорядок, хаос. Для древних греков понятия порядка и красоты в явлениях природы были тесно связаны. Эта точка зрения держалась в философии и науке долго; недаром даже Коперник считал, что орбиты планет должны быть окружностями лишь потому, что окружность красивее эллипса.

В понятие "космос" сначала включали не только мир небесных светил, но и всё, с чем мы сталкиваемся на поверхности Земли. Знаменитый естествоиспытатель 19 в. Александр Гумбольдт создал фундаментальный труд "Космос" (5 томов, 1845-62), суммировавший всё, что тогда было известно о природе вообще.

Иногда под космосом понимали только планетную систему, окружающую Солнце. В совр. словоупотреблении в связи с этим остался термин "космогония", к-рым обычно обозначают науку о происхождении Солнечной системы, а не всей Вселенной в целом.
Чаще под космосом понимают Вселенную, рассматриваемую как нечто единое, подчиняющееся общим законам. Отсюда происходит название космологии - науки, пытающейся найти законы строения и развития Вселенной как целого. Т. о., в названиях "космогония" и "космология" космос понимается в разном смысле.

С начала космич. эры (с 1957 г., когда в СССР был запущен первый спутник) слово "космос" приобрело ещё одно значение, связанное с осуществлением давнишней мечты человечества о космич. полётах. В таких терминах, как "космический полёт" или "космонавтика", космос противопоставляется Земле. В совр. понимании космос есть всё находящееся за пределами Земли и её атмосферы. Иногда говорят "космическое пространство"; в странах, пользующихся англ. языком,- "внешнее пространство" (outer space) или даже просто "пространство" (space).

Ближайшая и наиболее доступная исследованию область космич. пространства - околоземное пространство. Именно с этой области началось освоение космоса людьми, в ней побывали первые ракеты и пролегли первые трассы ИСЗ. Полёты космич. кораблей с экипажами на борту и выход космонавтов непосредственно в космич. пространство значительно расширили возможности исследования "ближнего космоса". Космич. исследования включают также изучение "дальнего космоса" и ряда новых явлений, связанных с влиянием невесомости и др. космич. факторов на физ.-хим. и биологич. процессы.

Какова же физ. природа околоземного пространства? Газы, образующие верхние слои земной атмосферы, ионизованы УФ-излучением Солнца, т. е. находятся в состоянии плазмы. Плазма взаимодействует с маги. полем Земли так, что магн. поле оказывает на плазму давление. С удалением от Земли давление самой плазмы падает быстрее, чем давление, оказываемое на неё земным магн. полем. Вследствие этого плазменную оболочку Земли можно разбить на две части. Нижняя часть, где давление плазмы превышает давление магн. поля, носит название ионосферы. Здесь плазма ведёт себя в основном, как обычный газ, отличаясь только своей электропроводностью. Выше лежит магнитосфера - область, где давление магн. поля больше, чем газовое давление плазмы. Поведение плазмы в магнитосфере определяется и регулируется прежде всего магн. полем и коренным образом отличается от поведения обычного газа. Поэтому, в отличие от ионосферы, к-рую относят к верхней атмосфере Земли, магнитосферу принято относить уже к космич. пространству. По физ. природе околоземное пространство, или ближний космос,- это и есть магнитосфера.

В магнитосфере становятся возможными явления захвата заряженных частиц магн. полем Земли, к-рое действует как естественная магнитная ловушка. Так образуются радиационные пояса Земли.

Отнесение магнитосферы к космич. пространству обусловливается тем, что она тесно взаимодействует с более далёкими космич. объектами, и прежде всего с Солнцем. Внешняя оболочка Солнца - корона - испускает непрерывный поток плазмы - солнечный ветер. У Земли он взаимодействует с земным магн. полем (для плазмы достаточно сильное магн. поле - то же, что твёрдое тело), обтекая его, как сверхзвуковой газовый поток обтекает препятствие. При этом возникает стационарная отходящая ударная волна, фронт к-рой расположен на расстоянии ок. 14 радиусов Земли (~100 000 км) от её центра с дневной стороны. Ближе к Земле плазма, прошедшая через фронт волны, находится в беспорядочном турбулентном движении. Переходная турбулентная область кончается там, где давление регулярного магн. поля Земли превосходит давление турбулентной плазмы солнечного ветра. Это - внеш. граница магнитосферы, или магнитопауза, расположенная на расстоянии ок. 10 земных радиусов (~60000 км) от центра Земли с дневной стороны. С ночной стороны солнечный ветер образует плазменный хвост Земли (иногда его неточно наз. газовым). Проявления солнечной активности - вспышки на Солнце - приводят к выбросу солнечного вещества в виде отдельных плазменных сгустков. Сгустки, летящие в направлении Земли, ударяясь о магнитосферу, вызывают её кратковрем. сжатие с последующим расширением. Так возникают магн. бури, а нек-рые частицы сгустка, проникающие через магнитосферу, вызывают полярные сияния, нарушения радио- и даже телеграфной связи. Наиболее энергичные частицы сгустков регистрируются как солнечные космические лучи (они составляют лишь малую часть общего потока космич. лучей).

Перейдём теперь к Солнечной системе. Здесь находятся ближайшие цели космич. полётов - Луна и планеты. Пространство между планетами заполнено плазмой очень малой плотности, к-рую несёт солнечный ветер. Характер взаимодействия плазмы солнечного ветра с планетами зависит от того, имеют или нет планеты магн. поле. Магн. поля Юпитера и Сатурна значительно сильнее земного поля, поэтому магнитосферы этих планет-гигантов значительно протяжённее земной магнитосферы. Наоборот, магн. поле Марса настолько слабо (в сотни раз слабее земного), что с трудом сдерживает налетающий поток солнечного ветра на самых ближних подступах к поверхности планеты. Примером немагнитной планеты является Венера, полностью лишённая магнитосферы. Однако взаимодействие сверхзвукового потока плазмы солнечного ветра с верхней атмосферой Венеры и в этом случае приводит к образованию ударной волны.

Большим разнообразием отличается семейство естественных спутников планет-гигантов. Один из спутников Юпитера, Ио, явл. самым активным в вулканич. отношении телом Солнечной системы. Титан, самый крупный из спутников Сатурна, обладает достаточно плотной атмосферой, едва ли не сравнимой с земной. Весьма необычным явл. и взаимодействие таких спутников с окружающей их плазмой магнитосфер материнских планет. Кольца Сатурна, состоящие из каменных и ледяных глыб разных размеров, вплоть до мельчайших пылинок, можно рассматривать как гигантский конгломерат миниатюрных естественных спутников.

По очень вытянутым орбитам вокруг Солнца движутся кометы. Ядра комет состоят из отдельных камней и пылевых частиц, вмороженных в глыбу льда. Лёд этот не совсем обычный, в нём кроме воды содержатся аммиак и метан. Хим. состав кометного льда напоминает состав самой большой планеты - Юпитера. Когда комета приближается к Солнцу, лёд частично испаряется, образуя гигантский газовый хвост кометы. Кометные хвосты обращены в сторону от Солнца, т. к. постоянно испытывают воздействие давления излучения и солнечного ветра.

Наше Солнце - лишь одна из множества звёзд, образующих гигантскую звёздную систему - Галактику. А эта система в свою очередь - лишь одна из множества др. галактик. Астрономы привыкли относить слово "Галактика" как имя собственное к нашей звёздной системе, а то же слово как нарицательное - ко всем таким системам вообще. Наша Галактика содержит 150- 200 млрд. звёзд. Они располагаются так, что Галактика имеет вид плоского диска, в середину к-рого как бы вставлен шар диаметром меньшим, чем у диска. Солнце расположено на периферии диска, практически в его плоскости симметрии. Поэтому, когда мы смотрим на небо в плоскости диска, то видим на ночном небосводе светящуюся полосу - Млечный Путь, состоящий из звёзд, принадлежащих диску. Само название "Галактика" происходит от греческого слова galaktikos - млечный, молочный и означает систему Млечного Пути.

Астрономы установили, что звёзды галактич. диска, как правило, отличаются по физ. и хим. св-вам от звёзд шара. Эти два типа "населения" нашей звёздной системы наз. плоской и сфе-рич. составляющими. В диске кроме звёзд есть ещё значит, количества межзвёздного газа и пыли. Из данных радиоастрономии следует, что диск нашей Галактики имеет спиральную структуру, подобную той, какую можно видеть на фотографиях др. галактик (напр., знаменитой туманности Андромеды).

Изучение спектров звёзд, их движений и др. св-в в сопоставлении с теоретич. расчётами позволило создать теорию строения и эволюции звёзд. По этой теории осн. источником энергии звёзд явл. ядерные реакции, протекающие глубоко в недрах звезды, где темп-ра в тысячи раз больше, чем на поверхности. Ядерные реакции в космосе и происхождение хим. элементов изучает ядерная астрофизика. На определённых стадиях эволюции звёзды выбрасывают часть своего вещества, к-рое присоединяется к межзвёздному газу. Особенно мощные выбросы происходят при звёздных взрывах, наблюдаемых как вспышки сверхновых звёзд. Остатки таких взрывов часто становятся пульсарами - нейтронными звёздами радиусом ок. 10 км со сверхсильными магн. полями, создающими условия для возникновения компактных, но чрезвычайно мощных магнитосфер. Предполагается, что магн. поле пульсара в центре Крабовидной туманности, являющейся классич. примером продукта вспышки сверхновой, в 1012 раз больше земного по напряжённости. В двойных звёздных системах нейтронные звёзды могут проявлять себя как рентгеновские пульсары. С нейтронными звёздами связывают и т.н. барстеры - галактич. объекты, характеризующиеся спорадическими кратковрем. всплесками рентгеновского и мягкого гамма-излучения.

В др. случаях при звёздных взрывах могут образоваться чёрные дыры - объекты, вещество к-рых падает к центру со скоростью, близкой к скорости света, и в силу эффектов общей теории относительности (теории тяготения) как бы застывшее в этом падении. Из недр чёрных дыр излучение вырваться не может. В то же время окружающее чёрную дыру вещество образует т. н. аккреционный диск и при определённых условиях испускает рентг. излучение за счёт гравитац. энергии притяжения к чёрной дыре.

При звёздных взрывах и в окрестностях пульсаров отдельные частицы плазмы ускоряются и приобретают колоссальные энергии. Эти частицы дают вклад в высокоэнергетическую составляющую межзвёздного газа - космические лучи. По количеству вещества они составляют весьма малую, но по энергии - весьма существенную часть межзвёздного газа. Космич. лучи удерживаются в Галактике магн. полями. Их давление играет важную роль в поддержании формы галактич. диска. В земной атмосфере космич. лучи взаимодействуют с ядрами атомов воздуха, образуя множество новых ядерных частиц. Изучение космич. лучей у поверхности Земли следует отнести к ядерной физике. Приборы, вынесенные за пределы атмосферы, дают сведения о первичных космич. лучах, важные уже для исследования космоса. Таковы структура и физ. процессы, характерные для нашей Галактики.

Др. галактики показывают большое разнообразие форм и числа входящих в них звёзд, интенсивности эл.-магн. излучения в различных диапазонах длин волн. Происхождение галактик и причины, по к-рым разные галактики имеют те или иные формы, размеры и др. физ. св-ва,- одна из самых трудных проблем совр. астрономии и космологии.

Переходя к ещё более грандиозным масштабам, мы вступаем в область, о к-рой пока мало известно. Проблемой строения и развития Вселенной в целом занимается космология. Для неё особо важное значение имеют новейшие достижения радиоастрономии. Обнаружены источники радиоволн и света громадной мощности - квазары. В их спектрах линии сильно смещены к красному концу спектра. Это значит, что они очень далеки от нас - свет идёт от них миллиарды лет. Наблюдая квазары, астрономы имеют возможность изучать Вселенную (метагалактику) на ранних стадиях её развития. Откуда берётся чудовищная энергия, излучаемая квазарами,- одна из самых волнующих загадок науки. Др. важное открытие - обнаружение "фона" радиочастотного излучения, пронизывающего равномерно по всем направлениям космич. пространство. Это реликтовое радиоизлучение - остаток древнейших эпох, позволяющий судить о состоянии Вселенной многие миллиарды лет назад.

Для совр. этапа развития наук о космосе характерно колоссальное нарастание потока поступающей информации. Если раньше астрономич. приборы воспринимали только видимый свет, то теперь данные о космосе получают из анализа всего эл.-магн. спектра. Значит, информацию о физ. процессах в межзвёздной среде даёт изучение первичных космич. лучей. Удалось обнаружить всепроникающие частицы нейтрино, приходящие от Солнца. В перспективе возможно обнаружение и изучение нейтрино из глубин космоса. Расширение каналов поступления информации связано как с выходом средств наблюдения в космос (внеатмосферная и баллонная астрономия, непосредств. исследования Луны и планет приборами, доставленными на их поверхность), так и с усовершенствованием наземной аппаратуры.

Важность выноса в космос исследовательской аппаратуры объясняется тем, что природа поместила нас на дно воздушного океана, чем сузила возможности изучения космоса, но в то же время защитила от многих видов космич. излучения. Атмосфера пропускает эл.-магн. излучение к поверхности Земли лишь в двух узких интервалах частот, или, как говорят, "окнах": одно - в области видимого света, другое - в радиодиапазоне. Только с помощью приборов, вынесенных за пределы атмосферы, удалось зарегистрировать рентгеновское и гамма-излучение, УФ- и ИК-лучи, идущие из космоса. То же относится и к первичным космич. лучам.

Для повышения эффективности наземных наблюдений особое значение имеет применение мощных радиотелескопов, позволивших получить такие важные результаты, как открытие квазаров и пульсаров. Однако и в классической оптич. области (в области длин волн видимого света) мощность и чувствительность приборов непрерывно возрастают не только за счёт увеличения диаметра главного зеркала телескопов, но и благодаря введению принципиально новых методов регистрации и усиления света, таких, напр., как электронно-оптич. преобразователи, матричные приёмники.

Огромный скачок в познании космоса, произошедший во второй половине 20 в., объясняется в первую очередь глубоким внедрением во всю сферу наук о природе достижений одной из ведущих наук современности - физики. Новые физ. методы исследования и открытия в области фундаментальных св-в материи дали астрономии столь много, что совр. астрономия в очень большой своей части превратилась в астрофизику. Все космич. явления - от околоземного пространства и до Вселенной как целого - истолковываются на основе достижений совр. физики. Каждая новая область физики и её достижения (атомная и ядерная физика, физика элементарных частиц и теория поля, физика плазмы, магн. гидродинамика и т. д.) немедленно находят широкое применение в изучении космоса, поскольку физические законы, открытые на Земле, полностью сохраняют свою силу и в глубинах космоса.

С другой стороны, изучение физ. процессов, протекающих в грандиозных космич. масштабах, существенно обогащает физику. Между физикой лабораторной и физикой космической происходит непрерывный обмен научными идеями. Так, синхротронное излучение, открытое в ускорителях частиц, позволило объяснить механизм излучения Крабовидной туманности и др. космич. объектов. В свою очередь магн. гидродинамика, возникшая в связи с астрофизич. проблемами, получила широкое развитие в физ. лабораториях и в технике. О термоядерных реакциях физики впервые заговорили как об источниках энергии звёзд, а сейчас проблема освоения этих реакций в лаборатории и технике стала одной из центральных для совр. физики.

Новейшие открытия в космосе (квазары, реликтовое радиоизлучение, нейтронные звёзды и т. д.) связаны с глубочайшими проблемами физики. Многие исследователи полагают, что дальнейшее изучение космич. объектов и явлений позволит существенно углубить наши знания о самых фундаментальных законах природы.
Д. А. Франк-Каменецкий,
Р. 3. Сагдеев.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики . В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: »Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле »Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.

Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов..

Давайте расскажем детям о космосе и космонавтах, чтобы они имели представление

Хорошо, если родители читают с детьми книги о космосе, показывают картинки, рассматривают глобус звездного неба. Можно поиграть с детьми в игры на космическую тему, прочитать и выучить стихи о космосе, отгадать интересные

Рассказываем детям о космосе

Планеты и звезды

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.

Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца

Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.

Запоминаем планеты:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть -Сатурн,

Семь — Уран,

За ним -Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде арбуза, то по сравнению с ним Плутон будет выглядеть горошиной.

Чтобы дети лучше смогли запомнить все планеты, прочитайте стихотворение, пусть они его запомнят. Можно вылепить планеты из пластилина, нарисовать их, можно вырезать из бумаги и прикрепить дома к лампе, например.

Наши космические поделки из пластилина можно посмотреть

Детям о космосе

Астрономы

Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.

Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Животные-космонавты

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на »разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.

Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.

Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.

Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.

Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

Про космонавтов для детей

Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле »Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.

Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета.

Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.

Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.

Луна

Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая.

Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками-кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль, можно увидеть неровности ее рельефа.

Наблюдения за звездами с детьми

С детками нужно наблюдать за звездным небом. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Расскажите, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды, рисовали животных, людей, предметы, мифологических героев. Найдите карту звездного неба и покажите малышу, как выглядят созвездия, а потом вместе отыщите их на небе. Это развивает наблюдательность, память.

Вообще было бы здорово сводить ребенка в планетарий, если у вас есть в городе. Ребенок узнает много интересного из рассказа о звездах, планетах.

У нас нет в городе планетария, это только нужно ехать в другой город.

Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам. вообщем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.

Вот Юлины рисунки на космическую тему.

Игры на тему »Космос » для детей

С детьми можно поиграть в игры. Предлагаю некоторые игры, в которые можно поиграть.

Игра »Что возьмем с собою в космос».

Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

Игра »Космический словарь» поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

Игра »Скажи наоборот».

Научить детей выбирать слова с противоположным значением. Мы с Юлей играли в эти игры, у нее неплохо получалось называть правильно антонимы.

Далекий -…

тесный -…

большой -…

подниматься -…

улетать -…

высокий -…

известный -…

включать -…

темный -…

Рассказывайте своим детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он тоже станет потом ученым или космонавтом и вы будете им гордиться.

Пишите свои комментарии, делитесь информацией с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

Светлана Обушенко
Презентация «Что такое космос?»

Цель - расширить знания детей о космосе

Задачи - расширять представление детей о многообразии космоса .

Расширять элементарные представления о космосе ;

Рассказать об интересных фактах и событиях, связанных с космосом ;

Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине;

Обогащать речевой словарь словами по теме;

Развивать любознательность, логическое мышление, фантазию, воображение;

Сегодня мы поговорим о путешествиях в космос .

На протяжении многих веков людей манил космос своими тайнами и загадками. Человечество задавало себе многие вопросы о космосе , на которые не было ответов. Люди пытались познать тайный космос , постепенно накапливая знания о нем.

Как вы думаете, что такое «космос » ? (ответы детей)

(1-3 слайд) Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос . В нём находятся небесные тела : Солнце, звёзды, планеты, метеориты.

(4-6 слайд) Сначала изучать космос человеку помогали космические аппараты – искусственные спутники. Сегодня на орбите находятся около 300 спутников. Они служат для того, чтобы передавать по всему миру телефонные разговоры, телевизионные передачи, информацию о погоде. По сигналу спутника капитан определяет куда плыть кораблю. Они помогают изучить Землю, Солнце, планеты, звезды.

(7-10 слайд) В след за спутником в космос отправились космические корабли . Прежде чем в космос полетел первый человек, ученые отправили в космическую неизвестность различных животных. 19 августа 1960 г. Совершили полет с успешным возвращением на Землю собаки Белка и Стрелка

(11-13 слайд) после успешных экспериментах на животных, для полетов в космос начали готовить людей. Так появилась новая профессия космонавт . Космонавт (астронавт) – человек, совершивший космический полет и проводящий в полете испытания и эксперименты космической техники .

(14-15 слайд) Первый человек, совершивший полет в космическое пространство , стал Юрий Алексеевич Гагарин. Это имя известно всему Миру. На корабле «Восток-1» 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Ю . А. Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство . Корабль совершил один оборот вокруг Земли за 108 минут.

(16 слайд) Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт

(17-19 слайд) Алексей Леонов – первый человек, который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос

(20 слайд) Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны

(21 слайд) Сергей Павлович Королев –вывел человечество к звездам – создал ракету.

(22-23 слайд) Ракета-носитель выводит на орбиту космический корабль , который укреплён в голове ракеты. А ниже располагаются ступени, в которых есть свои двигатели и свой запас топлива. Космический корабль – это и дом , и научная лаборатория. В нём живут и работают космонавты .

Когда ракета поднимется на нужную высоту и отделится последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится спутником Земли.

В главном отсеке космонавты стартуют с Земли . Отсюда они управляют кораблём, связываются с Землёй по радио. Это единственная часть корабля, которая возвращается на Землю

Из своей кабины через люк-лаз космонавты попадают в орбитальный отсек.

Здесь они проводят научные эксперименты… спят и занимаются спортом

(26-29 слайд) в космосе предметы не могут упасть и разбиться. Вместе с космонавтами они свободно «плавают» внутри космического корабля . Это происходит потому, что на космических кораблях возникает состояние невесомости, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес (становятся легче пушинки) .

(30-31 слайд) в невесомости еда отличается от земной. Крошек и капель пищи не должно оставаться : они могут попасть в приборы и повредить их. Поэтому продукты питания на космическом корабле хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают.

(32 слайд) Это Центр управления полётами – место на Земле, откуда ведётся управление спутниками, космическими кораблями и межпланетными станциями.

(33 слайд) Выполнив все задания, космонавты возвращаются на Землю. Ненужные отсеки отделяются и сгорают в атмосфере. Недалеко от Земли раскрывается парашют, чтобы смягчить удар корабля о земную поверхность.

Физминутка :

А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт »

Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год . (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)

Вот мы с вами и в космосе ! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки.

А сейчас мы проверим, кто из вас был самым внимательным.

(34-39) загадки

Публикации по теме:

Досуг для детей подготовительной группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках. Задачи: -Познакомить с мимическими способами выражения эмоциональных.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Конспект занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама