THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Зачем нужно знакомство с логикой?

В наш прагматичный век, сталкиваясь с чем-то для себя новым, люди первым делом спрашивают:

«А зачем мне это нужно?» Увы, простая любознательность постепенно исчезает, да и вечная погоня за карьерой, успехом, просто за куском хлеба почти не оставляет времени и сил на занятия, не приносящие немедленной пользы. Поэтому – зачем? Зачем мне читать эту книжку? Быть может, следующие соображения покажутся вам заслуживающими внимания.

Прежде всего, знакомство с логикой приучает нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. Многие люди вообще не способны связать двух слов. Другие говорят, но так бессвязно и расплывчато, что ничего не поймешь. Логика содействует формированию связной и ясной речи.

Логика воспитывает умение обосновывать свои идеи и решения и убеждать других людей. Если вы способны обосновать свою мысль, решение того или иного вопроса, то ваша речь будет не только ясной, но и убедительной. Каким бы родом деятельности вы ни занимались, часто это – необходимое условие ее успеха.

Еще более важно то, что знакомство с логикой постепенно формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения. Логика вооружает нас и средствами, позволяющими обнаружить, точно обозначить и устранить ошибку рассуждения. Она помогает нам справиться с демагогией и софистикой, избавляет нас от того земляного простодушия, которое легко толкает нас в объятия сладкоречивых жуликов. Обращаются, например, к вам с таким рассуждением: «Я – человек, а вы – не я, следовательно, вы – не человек». И даже если вы чувствуете, что здесь что-то не так, сможете ли вы достойно возразить? Вряд ли. В лучшем случае буркнете что-то вроде «Сам дурак!» и отойдете с чувством интеллектуального унижения. Знакомство с логикой даст вам возможность определить, что это за рассуждение, каким требованиям оно должно удовлетворять и какое из этих требований здесь нарушено. Указав на все это, вы пристыдите демагога или невежду, и уже он отойдет от вас, посыпав голову пеплом.

Логика научит вас спорить. И в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности нам часто приходится вступать в полемику по разным поводам. Спорить мы, как правило, не умеем, и наши столкновения чаще всего заканчиваются перебранкой, криком, а то и дракой. Познакомившись с логикой, вы научитесь корректно отстаивать свое мнение, опровергать ошибочное убеждение своего оппонента, находить компромиссы, разоблачать недобросовестные приемы и уловки.

И все-таки самое важное – логика вырабатывает привычку думать. Современная жизнь вынуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены таким образом, чтобы вложить в голову учащегося как можно больше информации. Но они, как правило, не учат думать, не стремятся развить эту драгоценную способность человека. Поэтому многие не любят и не умеют думать. Вместо того чтобы задуматься и найти свое решение тех или иных проблем, мы охотно полагаемся на мнение какого-нибудь телевизионного вещателя, друзей или знакомых. Конечно, думать трудно, напряженное размышление забирает столько сил, сколько тратит шахтер или молотобоец. Но ведь думать необходимо, если вы не хотите прожить всю свою жизнь куклой, которую дергают за веревочки ловкие манипуляторы. А когда думание становится привычкой, оно начинает доставлять наслаждение. Так атлет, хрустя позвоночником, обливаясь потом, со стонами развивает свои мышцы. Зато потом, какой восторг доставляет ему игра этих мышц, когда каждая клетка тела поет о радости телесного бытия!

Именно с этой целью в книжку включены самые разнообразные задачи. Они просты, но все-таки заставят вас слегка задуматься. Думайте! Но это не учебник по логике. Для более глубокого знакомства с этой наукой нужно обратиться к специальной литературе.

Существует мнение, что человек может правильно мыслить, не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне. Ведь встречаются музыканты, которые играют на каком-либо музыкальном инструменте, не зная музыкальной (в частности, нотной) грамоты.
Но такие музыканты ограничены в своем творчестве: они не могут ни исполнить произведение, записанное с помощью нот, ни записать сочиненную ими мелодию.

Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее, чем у того, кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается. А ведь заблуждение, приведшее, например, к простой ошибке в расчетах при проектировании космического корабля, повлечет затем и аварию. Дорого обходятся людям их заблуждения!

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами. Систематическое изучение науки логики - один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.

Специфическим приемом развития логического мышления является решение логических задач.

Так, американский математик Р.Смаллиан - автор множества остроумных задач - предлагает такую: «Одного человека судили за участие в ограблении, обвинитель и защитник в ходе судебного заседания заявили следующее.

Обвинитель: Если подсудимый виновен, то у него был сообщник.
Защитник: Неверно!
Ничего хуже защитник сказать не мог.

Почему? Ответив на поставленный вопрос, можно еще раз убедиться в необходимости для повседневной жизни правильной, четкой словесной формулировки мысли.

Или такой пример.

У сотрудника одного из предприятий пропал кошелек. Украсть кошелек мог только один из пяти сотрудников отдела, где работал потерпевший: Алексей, Леонид, Дмитрий, Татьяна или Ольга.

При опросе этих сотрудников каждый из них дал следующие ответы:
Алексей: Я не брал кошелек; я никогда в своей жизни не брал чужого; это сделала Татьяна.
Леонид: Я не брал кошелек; мой отец достаточно богат; кроме того, я сам неплохо зарабатываю.
Дмитрий: Я ничего не знаю о краже; с Ольгой я не был знаком до поступления на работу на это предприятие; это сделала Татьяна.
Татьяна: Я невиновна; это сделала Ольга; Алексей лжет, утверждая, что это сделала я.
Ольга: Я не брала кошелек; в этом виновен Леонид; Дмитрий может за меня поручиться, так как знает меня еще со школы..

В дальнейшем каждый из подозреваемых признал, что только два из трех его заявлений являются истинными. Этого оказалось достаточно для того, чтобы инспектор Борисов, который вел расследование этой кражи, сразу же назвал виновного. Кто же виноват?

Интересным приемом развития мышления является размышление над парадоксами. Это, без сомнения, одно из лучших испытаний наших логических способностей и одно из наиболее эффективных средств их тренировки.

Знакомство с парадоксами, проникновение в суть стоящих за ними проблем - непростое дело. Оно требует максимальной сосредоточенности и напряженного вдумывания в несколько, казалось бы, простых утверждений. Только при этом условии парадокс может быть понят, а предлагаемые его решения оценены. Трудно претендовать на изобретение новых решений логических парадоксов, но уже ознакомление с предлагавшимися их решениями является хорошей школой практической логики.

Парадокс сельского парикмахера

Представим, что совет одной деревни так определил обязанности парикмахера этой деревни: брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли этот парикмахер брить самого себя?
Если да, то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя. Мы приходим, таким образом, к заключению, что этот парикмахер бреет себя в том и только том случае, когда он не бреет себя. Это, разумеется; невозможно. Может ли существовать такой парикмахер?

Существует ли таксист, который возит всех тех и только тех, кто не ездит на автомобиле сам?

Парадокс лжеца


Наиболее известным и, пожалуй, самым интересным из всех логических парадоксов является парадокс лжеца. Иногда его называют «королем логических парадоксов». Он был изобретен еще в Древней Греции.

В простейшем варианте «лжеца» человек произносит всего одну фразу: «Я лгу». Можно ли определить, истинно или ложно это суждение?

Традиционная лаконичная формулировка этого парадокса гласит: если лгущий говорит, что он лжет, то он одновременно лжет и говорит правду.

Действительно, истинно или ложно высказывание «Выраженное сейчас высказывание ложно»? Если оно истинно и утверждает, что ложно, то оно ложно. Если же оно ложно и утверждает, что ложно, то оно истинно.

Вот такой парадокс!








Все эти теории объединяет стремление к каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений-посылок приводят к истинным суждениям-следствиям; каталогизация осуществляется, как правило, в рамках логических. исчислений. Особую роль в ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и др.


Что такое математическая логика? МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, дедуктивная логика, включающая математические методы исследования способов рассуждений (выводов); математическая теория дедуктивных способов рассуждений. Математической логикой называют также логику, которой пользуются в математике.


Задача. Встретились три подруги Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было черное платье, на другой – красное, на третьей - белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то у всех троих цвет платьев не соответствует фамилиям». Кто в каком платье был одет?






У меня так и остаётся вопрос «Зачем нужна логика?», а вернее «Зачем МНЕ нужна логика?» и где она может мне пригодиться. В январе на семинаре в Небуге Михаил Ефимович сказал, что «до логики не надо дорастать, с логики надо начинать»… И вот, в очередной раз я открыла учебник логики. Судя по моим записям, я начинала изучать её в сентябре 2008 г., затем в мае 2009 г. Не знаю, надолго ли меня хватит в этот раз.

Что ж, «Логика – это наука о законах правильного мышления». Хорошо, это я уже запомнила, уже радует.

«Мышление – это психический процесс опосредованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и их внутренних взаимосвязей». Ой, как всё сложно… И зачем это знать?…

Так, а что же пишут в книгах?

«Можно знать только логику, и она заменит риторику, психологическое айкидо, нейролингвистическое перепрограммирование, целенаправленное моделирование эмоций и прочее… Кроме того, только она помогает понять, как всё в мире взаимосвязано».

«Логика есть великий преследователь тём­ного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы пони­маем предмет, в то время когда мы его не понимаем».

«Логика есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута ис­тина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина».

«Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить чётко, лаконично, правильно».

«Логика поможет отделять главное от второстепенного, критически воспринимать различные определения и классификации разнообразных понятий, подбирать формы доказательств своих истинных суждений и опровержения ложных».

«Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее, чем у того, кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается».

«Каждый из нас от родителей получает ума столько, сколько получает. Его можно сравнить с алмазом. Но алмаз ещё не бриллиант. Его нужно отшлифовать. Жизнь с её трудностями потихонечку шлифует ум. Но грани часто получаются не очень красивыми… Только один предмет…, лучше всего может отшлифовать наш ум. Этот предмет – формальная логика».

«Овладевший логическим мышлением открывает для себя неиссякаемый источник наслаждения, ибо в периоды творческого мышления, в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества и у человека поднимается настроение. При этом отмечается оздоравливающий эффект».

Пока писала заметку, написала стихотворение:

«Зачем нужна логика?».

Так ли логика важна?

Чем поможет нам она:

Чётко мыслить?

Лучше жить?

Зарабатывать?

Любить?

Что нам логика даёт?

Больно все надежды бьёт

И рассеивает туман,

Позволяя вскрыть обман.

Но чтоб в дискуссиях побеждать

И свой ум отшлифовать,

Мышления выучить законы,

Чтоб разбежались все Драконы,

Лучше логику учить,

Явно легче будет жить.

И напоследок цитата Дейла Карнеги: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведёт к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведёт к напряжению и нервным срывам».

Литература:

1. Гетманова А.Д. Учебник логики со сборником задач. – М.: КНОРУС, 2006. – 448 с.

2. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.

3. Челпанов Г.И.Учебник логики(www.koob.ru )

Продолжение следует (надеюсь).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама