THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.

В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет – избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, – пишет С. Н. Булгаков, – старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений…

Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь… Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть – на бедных…»

При этом он будто бы говаривал, что сейчас много бедных, но придут времена, когда вся страна обнищает.

В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.

Письма старца публикуются с сокращениями .

Калайтан А.

О супружестве

Счастье основано на страхе Божием

Поздравляю тебя с новобрачными, а N – с новой супругой… Сердечно желаю им взаимного супружеского союза и мира, а тебе утешения в их благопокорности, достодолжной почтительности и уважении, какое приличествует родителям от благоразумных и послушных детей. Все же трое должны помнить и не забывать того, что тогда только жизнь наша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя, и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его – значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих.

Всеблагий Господь да утвердит нас на спасительном Своем пути!

Семейные тяготы

Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. «Задние» мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительна лишь молитва Богу о себе и о семействе, да сотворит нам полезное по Своей святой воле.

От души желаю вам всего того, что вы выразили в вашей краткой приписке касательно истинного разумения дел и кроткого обращения с другими, и благодушного перенесения скорбей, и благоразумного отражения человеческих интриг и козней исконного врага. Поминайте царепророка Давида, который, помощью Божией пройдя подобные обстоятельства, написал так: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою, и возведе мя от рова страстей и от брения тины (греховной), и постави на камени (заповедей Божиих) нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Пс. 39).

Без столкновений прожить невозможно

Пишешь мне о случае, который произвел на всех вас неприятное впечатление. Что делать? В старину люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с

горшком сталкивается; тем более людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи: один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели по первому правилу арифметики слагается один и один, то выходит два, если же по третьему правилу помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди них – черта: так бывает и в делах человеческих. Если их сильно раздробить, то неудобство окажется и вверху и внизу, с какой-либо преградой посредине.

Как прежде я тебе писал и говорил, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысел Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств… и… будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, что может и не случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то только напрасно будешь себя беспокоить.

Тебе думается, как бы не отказали тебе вдруг. Из получаемых мною писем не вижу я и намека об этом и не думаю, чтобы с тобой так поступили, разве уж по каким-либо особенным непредвиденным обстоятельствам. Мало ли что предлагают люди: не всегда это применяется к делу. <…>

А тебе советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей со вестью.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием всего тебе душеполезного, внешние же неудобства надо потерпеть.

Надо терпеть

Ты ожидала себе успокоения, а получила огорчение. Что делать? Не унывай, а утешай себя мыслью, что ты не лучше святого царя Давида, который во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби, больше твоего не во сто ли раз. Всего описывать не буду, а скажу только, что сын его Авессалом решился низвергнуть отца с царского престола и покушался на… его жизнь. Но святой Давид искренне смирился пред Господом и пред людьми, не отвергнув досадных укоризн от Семея, а сознавая свою вину пред Богом, смиренно говорил другим, что Господь повелел Семею проклинать Давида. За такое смирение Господь не только явил ему помилование, но и возвратил царство.

…Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага, которые выпали и выпадают из ослабленных рук сына. Впрочем, силен Господь исправить и его, если только он захочет преклониться под крепкую руку Божию. Нужно смиренно и с верой молиться Богу об этом, да вразумит его и нас.

Довольство портит людей

Касательно N… слова наши переданы верно, что

О. А. советовала вам постращать ее монастырем, чтобы удержать от попытки возвратиться в родительский дом по известной причине. Слава Богу, что N… осталась… жить с мужем, хотя и в нужде; но довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.

О запрете на развод

N вам говорит, что развод между супругами запрещен Господом Иисусом Христом. Читаем собственные слова Господа: А Я говорю вам: кто разведется с женою своей, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (Мф. 5: 32).

Из этого каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и святая Церковь. <…>

Утешение покинутой жене

Пишешь, что тебя муж отослал, и ты, не имея себе пристанища настоящего, какого желалось бы тебе, скорбишь, почему решилась прибегнуть к Богу и просить Его на основании евангельских слов: «Просите, и дастся вам…» И что же – вот и проси, и проси несомненно и терпеливо – получишь.

Будь же благоразумна в прошении, чего просить. Он сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а сия (то есть временное, жизненное) вся приложится вам». Учит просить так: «…да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя…» и «внидете узкими враты в Небесное Царствие». А святой апостол Иаков говорит: «Не имате, зане не просите, просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете».

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ.Советы и духовные наставления March 1st, 2009

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться; потому что с помощию Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого конечно нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.
Как жить?
От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: "Как жить?" Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение". "Не тужить" значит переносить благодушно в жизни скорби и неудачи. "Не осуждать" указывает на распространенный между людьми недостаток осуждать ближних. "Не досаждать" - не причинять кому-либо неприятность или скорбь. "Всем мое почтение" - относиться ко всем с почтением и не гордиться. Основная мысль этого изречения - смирение. На этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: "Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно".
Или так: "Жить можно и в миру, только не на юру".
"Мы должны жить на земле так, - говорил старец, - как колесо вертится - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем".
На вопрос: "Что значит жить по сердцу?" - батюшка ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее".
"Смотри, Мелитона, - говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона".

О кресте
Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают разные, кому какие нужно.
Крест иногда бывает мысленный - смущают, случается, человека греховные помыслы, но человек в них не виновен, если не соизволяет им. Одна подвижница, говорил старец, долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: "Где Ты был доселе, о Сладкий мой Иисусе?" Господь ответил: "Был в твоем сердце". Она спросила: "Как же это могло быть, ведь сердце мое было наполнено нечистыми помыслами". И сказал ей Господь: "Потому разумей, что Я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а болезновала о сем и старалась избавиться от них, - этим уготовала Мне место в сердце твоем".
Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: "Днесь со Мною будеши в рай", а между тем после этих слов перебили ему голени. Каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями провисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное.
Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них; а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи.
Иногда страдания посылаются человеку безвинно для того, чтобы он по примеру Христа страдал за других. Сам Спаситель пострадал за людей. Апостолы Его мучились также за людей.

О крестном знамении
Старец писал одной духовной дочери: "Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, особенно перед принятием пищи, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо. И чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный... Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей".
О силе крестного знамения старец передавал такой рассказ: "Любил один лишнее выпивать. В таком виде он где-то заблудился, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает стакан водки и предлагает выпить. Но заблудившийся предварительно, по своей привычке, осенил себя крестным знамением, и вдруг все исчезло, а вдали послышался лай собаки. Придя в себя, он увидел, что забрел в какое-то болото и находится в весьма опасном месте. Если бы не лай собаки, не выбраться ему оттуда".
Одна женщина рассказывала батюшке, что она стыдилась креститься в мирском доме, чтобы не увидали. На это он привел следующий пример: "П.В. С-на была в хорошем доме, ей захотелось пить, а батюшка Макарий благословил ей креститься. Она думает: "Креститься нельзя и не креститься нельзя", - и не стала пить. Так и ты: не хочешь креститься - не пей чаю".

О храме и молитве
К началу службы ходить - трезвеннее будешь.
Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать "Достойно есть". А в церковь придя, положи три поклона со словами: "Боже, милостив буди мне грешнику" и прочее.
К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здоровее и трезвеннее будешь.
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
Читайте "Отче наш", но не лгите: "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем..."
Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем просите помощи Божией, то есть необходима усердная молитва.
Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь.
Когда ложишься спать, кровать и келлию крести с молитвой "Да воскреснет Бог".
Прежде всего должно молиться, прося милости у Бога: "Имиже веси судьбами, помилуй мя, грешного". Утром, когда проснешься, говори: "Слава тебе, Боже".
"Богородицу" надо читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница.
Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет.
Когда бьют часы, должно перекреститься с молитвой "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". Как пишет святитель Димитрий Ростовский, "для того помилуй мя, что час прошел, ближе к смерти стало". Можно не при всех креститься, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить.
А когда тебя начнет копать (то есть когда во время молитвы станет беспокоить раздражительность на кого-либо), помолись так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!"
Один брат жаловался старцу, что во время молитвы бывает множество разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару. Вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: "Но-но! Но-но!" Так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!»
Наставляя, что Бог прежде всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, старец вспоминал: «Пришел как-то к о. игумену Антонию один больной ногами и говорит: "Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает". Отец Антоний отвечает ему: "Да уж в Писании сказано "сыне, даждь ми сердце", а не ноги».
Одна монахиня сказала старцу, что видела во сне икону Божией Матери и услышала от Нее: "Принеси жертву". Батюшка спросил: "Что же ты, принесла жертву?" Та ответила: "Что же я принесу? У меня ничего нет". Тогда Батюшка сказал: "В псалмах написано: жертва хвалы прославит Мя".
Одна верующая сказала батюшке: "Когда сердита бываю, то молюсь рассеянно". А батюшка ответил: "Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности".
Когда батюшку просили помолиться, чтобы исправиться, он отвечал: "Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпляше".
Если не хочется молиться, надо понуждать себя. Святые отцы говорят, что молитва с понуждением - выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: "Нудится бо Царствие Небесное".
«Не должно тебе молиться за сестер, - писал старец одной монахине. - Это враг под видом добра подущает; это дело совершенных. А ты только перекрестись и скажи: "Господи, помилуй нас"».
Когда ударят к "Достойно", если находишься в келлии, нужно встать и положить три поклона Святой Троице: "Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу". Просить заступления Царицы Небесной и читать: "Достойно есть яко воистину...", а если кто чужой будет (в келлии), то только перекреститься.
Батюшка о. Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам святого пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. Выбирать из этих псалмов стихи, приличные к скорби, и почаще прочитывать их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь - прочитывать псалмы 101-й, 36-й и 90-й. Если во имя Святой Троицы исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза, со смирением и усердием, предавая себя всеблагому промыслу Божию, тогда изведет Господь, яко свет, правду твою и судьбу твою,
яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его (Пс. 36, 6-7).
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: "Боже -то поможи - да и сам мужик не лежи". И прибавлял: "Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он. не слышал их; а сама стала просить - упросила".

О молитве Иисусовой
Многим о. Амвросий советовал и в письмах, и устно не оставлять краткой молитвы Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного".
Хотя бы шепотом произноси молитву Иисусову, а от умной многие повредились.
Батюшка рассказывал о силе Иисусовой молитвы: "У одного священника был скворец, который постоянно слышал от своего хозяина молитву и повторял довольно часто. Вот раз на улице налетел на него коршун, а он по привычке говорил в это время молитву. И что же - коршун не посмел его тронуть: бессмысленно твердил молитву Иисусову, и то спасла!"
Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: "Кто тебя обучил молитве Иисусовой?" А тот отвечал: "Бесы". - "Да как же так?" - "Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил Иисусову молитву, так и привык"».

Грех
Батюшку спросили: «Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и прочее. Почему так?» Ответ: «Всякий, хоть и маленький, грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются.
У нас (в Оптиной) была на скотном дворе скотница в чахотке, у которой были три греха забыты, и ей представлялось, будто то кошки ее царапают, то девка давит, а как покаялась, так и умерла. Еще в скиту был рясофорный монах больной; ему все казалось, будто за ним кто-то лежит, и никак не мог припомнить греха. В продолжение недели вспомнил грех и как покаялся, так и умер. Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или "после скажу", а придем каяться - и нечего сказать».
Три колечка цепляются друг за друга: ненависть - от гнева, гнев - от гордости.

Отчего люди грешат
Старец этот вопрос решал так: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; иди если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности - служить Богу. От лености и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Леность, забвение и неведение - это три исполина, от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами... Поэтому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение...»

Самооправдание
Люди всегда стараются оправдать свои поступки. А старец говорил, что самооправдание - великий грех.
Для примера он рассказывал следующий случай: «Приехал раз в острог покойный Государь Николай Павлович да и стал спрашивать арестантов, за что каждый из них сидит в остроге. Все оправдывали себя и говорили, что посажены в острог безвинно-напрасно. Подошел Государь еще к одному из них и спросил: "А ты за что тут?" И получил ответ: "За великие мои грехи и острога для меня мало". Тогда Государь обернулся к сопровождавшим его чиновникам и сказал: "Отпустить его сейчас на волю».

23 октября Русская Православная Церковь празднует день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. Преподобный старец оставил после себя множество наставлений. Собранные изречения – это «звуки его речи», дошедшие до нас. Каждый из нас, вслушиваясь в них, непременно найдет что-то важное для себя, полезное на пути спасения. Предлагаем вашему вниманию подборку наставлений преподобного Амвросия Оптинского

Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.

Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.

Не надо верить приметам, и не будут исполняться.

Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.

Страх Божий есть начало очищения совести.

О семейной жизни

Тогда только жизнь будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его - значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям….

Семейные тяготы должно переносить, как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой.

Советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей совестью.

Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств и будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить.

Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага.

Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.

Развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и святая Церковь…

Фотография Амвросия Оптинского. 1870-е годы

Муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься. <…> Лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвы Своих угодников, отвратил его от пути погибельного и возвратил на путь трезвой воздержанной жизни.

Молитва за близких должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем.

Избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это.

О воспитании детей

Что благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.

Крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо.

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: аще… не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное (Мф. 18: 3). А святой апостол Павел протолковал это так: Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте (1 Кор. 14: 20).

Икона с изображением Амвросия Оптинского

О покаянии

Полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся - временное, а непокаявшимся - вечное.

Всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести какую-либо рану или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе души иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь…

О спасении

Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.

О лени и унынии

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.

Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий нерушимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.

Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Преподобный Амвросий Оптинский в келии (Шамордино)

О понятии “свой крест”

Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но, когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.

О смирении

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Преподобный Оптинский старец Амвросий родился два века тому, причислен к лику святых 25 лет назад – в год 1000-летия Крещения Руси. Именно благодаря этому доброму, веселому, простому старцу в Оптину Пустынь потянулись люди со всего мира.

«Как на людях я родился, так все на людях и живу», – шутил преподобный Амвросий, вспоминая что родила его мама в бане, в день семейного праздника, когда в доме было много гостей.

В 12 лет Александра (так звали святого в миру), который рос веселым, бойким, смышленым мальчиком, отдали в Духовное училище, которое, без особых усилий, он закончил первым в классе. Так же легко учился он и в семинарии. Здесь, более всего полюбив Священное Писание, богословские, исторические науки, он получил те знания, которые пригодились ему в будущем.

Пережив ряд испытаний, в 28 лет Александр оказался в месте своего будущего подвига, – в Оптиной Пустыне, и в 30 лет был пострижен здесь в мантию с именем Амвросий.

Промыслом Божьим ему открылся путь духовничества и старчества. Целыми днями его келья была открыта. Старец принимал с одинаковым расположением и любовью и старушек, и известных общественных деятелей, и писателей, среди которых были Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой, М.Н. Погодин и другие.

Чем же так привлекал к себе сердца людей преподобный Амвросий?

«Нужно жить не­лицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно».

«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Именно таким способом часто разговаривал старец со своими посетителями.

Преподобный Амвросий, наделенный от Бога дарами рассудительности, любви к ближнему, прозорливости и чудотворения, был смирен и никогда не учил прямо от себя, свои слова основывал на словах Священного Писания или говорил сокровенно, скрывая свое знание за словами: «люди говорят». Даже дар исцеления святой старец скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам или святыням.

Предлагаем вам некоторые из поучений старца Амвросия, а также его искрометные пословицы и поговорки.

Поучения

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальным непрестанно вверх стремится; а мы заляжем на землю, и встать не можем.

Рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего.

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает.

Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих; а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое, потому что в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет.

Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце.

Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а скорее составляет недостаток, даже и в людях великих.

Жить в простой хижине и не смирятся – к хорошему не приведет. Немощному душой и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью.

Христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного, и по правилам святоотеческим, и прежде всего по заповедям Божиим. И что в нас несогласное с заповедями Божиими и правилами святоотеческими, в том должно приносить покаяние и смиряться перед Богом и людьми, а не придумывать новые правила в свое оправдание.

Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует.

Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы.

Поистине, отчаяние хуже всех зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих утешительное слово апостола: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12:6).

Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, но если они приводят в смущение, это явный признак, что они с противной стороны и, по Евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают.

Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будующую, где он с ним будет праздновать Пасху вечную.

Пословицы и поговорки

"Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение",

О жиз­ни как подготовке к вечности: "Как поживешь, так и умрешь"

"Отчего человек бывает плох?" - "От того, что забывает, что над ним Бог"

"Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пи­щи в доме нет, жилец лезет вон"

"Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай"

"Кто уступает, тот больше приобретает"

"Смиряйся, и все дела твои пойдут"

"Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет"

"Ес­ли очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь"

"Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться"

"Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить"

"В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь"

"Неиспол­ненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода". "Не хвались, горох, что ты лучше бобов: раз­мокнешь - сам лопнешь"

«Если кого хочешь уколоть сло­вом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой"

«"Гордых сам Бог исцеляет" - что зна­чит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылают­ся от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: "достоин сего" »

Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания:

"Иди мытаревым путем и спасешься"

"Не судите, да не судимы будете"

"Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши"; "Благословля­ющие уста не имут досаждения"

"Томлю томящего мя. Истома хуже смер­ти"

"Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение"

"Иди, куда по­ведут; смотри, что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!"

Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, - разный, старец ответил: "Мрамор и металл - все пойдет". Потом, помолчав, продолжал: "Век медный, рог железный, кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и воз­несется рог праведного (Пс. 74. 11). У грешных два рога, а у праведного один - смирение". (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти - гордость и тщеславие.)

Часть пословиц, имеющая параллели с русскими народными посло­вицами и поговорками, творчески переработана старцем, причем ак­центы сделаны на других значениях:

"Благое говорить - серебро рассы­пать, а благоразумное молчание - золото" (ср.: "Слово - серебро, а молчание - золото")

"Ум хорошо, два лучше, а три - хоть брось", т.е. советы многих людей не принесут пользы (ср.: "Ум хорошо, а два луч­ше")

"Всякий сам кузнец своей судьбы", т.е. каждый человек сам при­чина своих скорбей (ср.: "Каждый сам кузнец своего счастья")

Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашеству­ющим: "Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз"

"Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: же­лезной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смире­ние"

«Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет»

Однако большинство пословиц содержало наставления, обращен­ные ко всем слушателям.

Например, о том, что поучать легче, чем са­мому что-либо делать:

"Теория - это придворная дама, а практика как медведь в лесу"

"Нужно себя понуждать гряды копать и на все"

"Грехи, как грецкие орехи, - скорлупу раско­лешь, а зерно выковырить трудно"

На исповеди старец учил: "Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей"

"Чужие дела не передавай"

Любя простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, он говорил:

"Смотри на всех просто"; "Будь проста, и все пройдет"; "Жить просто - значит не осуждать, не зазирать никого".

На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодежью, ответил ей таким образом: "Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды".

И прибавил: "Сеешь рожь - растет лебеда, сеешь лебеду - растет рожь. В терпении вашем стяжите души ваши [Лк. 21, 19]. А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи".

"N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе"

"На слово не верь всякому вздору без разбору - что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать"

"Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение - вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание"

"Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай"

"Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна - и будешь мирна!"

"Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих"

"Знай, что горе - как море: чем более человек в него входит, тем более погружается"

"Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет".

А как не вспомнить молитву святых Оптинских старцев?

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.

В день памяти преподобного Амвросия Оптинского предлагаем внимание читателям изречения этого великого подвижника II половины XIX века. .

Истина, вера, неверие:

Истина одна, но люди приближаются к ней разным образом, как показывают девять Евангельских блаженств.

Причина неверия - любовь к земной славе, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете (Ин. 5: 44).

Духовная жизнь и спасение:

…дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое.

Надобно… направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи.

…без мысленной борьбы, и без недоумений и недоразумений ни в каком месте пробыть нельзя… на земле, по слову преподобного Петра Дамаскина, спасение совершается между страхом и надеждой.

Дело же спасения совершается очень просто, как говорит апостол (Рим. 12: 14): Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа . И паки: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2) .

Любовь и милость:

Амвросий Оптинский

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение…

…постараемся положить твердое начало - не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думать дурно и подозрительно.

Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству (см. 1 Ин. 3: 15).

…начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона.

Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его - выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним…

…всем вам желаю мирного жития; понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает; все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что кийждо от своих дел или прославится или постыдится.

Осуждение и обиды ближних. Гордыня и смирение:

Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, - судить и осуждать ближнего.

…из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта - не судить и не осуждать…

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.

Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков.

Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

…на всякое искушение победа - смирение с терпением.

…за ложным смирением следует смущение.

…кто сам захочет искать чести, тот будет получать одно только бесчестие, и с этим сопряженную скорбь.

От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие…

Помни всегда отеческое слово: “Келья высит, а люди искушают”. Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, - да научится смиряться и не порицать других.

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти - ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

Зависть:

Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах, не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает.

Зависть происходит от гордости и вместе от нерадения к исполнению должного.

Всего лучше, как сказано ранее, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренной молитвой и смиренной исповедью и благоразумным молчанием.

Лукавство и правда:

…называй всякую вещь своим именем…

Мы же зело ожесточились уклонятися на шуюю сторону, под благовидными предлогами, работая тонкому чувству самолюбия и самооправдания.

…прежде всего старайся языку не давать воли, а потом и мысли. Сказано: язык - лепота неправды, сквернит все коло рождения нашего, то есть всю текущую жизнь.

Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства…

Уныние и мир душевный:

…уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим, или хоть и не дорожим, а не отвергли еще его.

…унывать и малодушествовать паче меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело…

…и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других. Мир душевный имей, а терпеть - терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина.

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: “Да воскреснет Бог”, и поклон; “Богородице Дево” (три раза и за каждым разом поклон); “Достойно есть” - и поклон.

Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений…

Грех и покаяние:

…нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы.

Неудивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.

Посты и правила:

Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости.

Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься.

Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило; но: аще хощеши внити в живот - соблюди заповеди.

Добро и зло:

Зло всегда забегает вперед, но не одолевает…

Судьбы мира:

Будущее един Бог весть. Человецы же елико глаголют, глаголют по соображению обстоятельств, елико слышат или видят.

Мудрость и знания:

…теперь все сами многое знают, а только мало из нас таких, которые бы произволяли делом исполнять то, что знают.

…кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении.

Биография преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский родился в семье пономаря Михаила Фёдоровича Гренкова 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица (Тамбовской губернии).
Мальчика назвали Александром. Он был 6-м ребенком в многодетной семье, рано оставшейся без отца. Воспитанием детей занималась мать, происходившая из семьи священника.
Когда Александру исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское духовное училище, затем в 1830-в Тамбовскую семинарию, где обучался до 1836 года. Среди наук, преподававшихся там было, в том числе, и 5 языков: греческий, еврейский, французский, татарский и славянский.
Во время учебы в семинарии Александр тяжело заболел и дал обет принять монашество, если выздоровеет. Но потом забыл об этом решении.
После семинарии он 3 года преподавал в Липецком духовном училище.
О своем обете Александр вспомнил, когда заболел снова.
Обратившись за советом к старцу, он получил благословение ехать в Оптину пустынь, куда и прибыл 8 октября 1839 г., а 2 апреля 1840 года стал послушником.
29 ноября 1842 Александр принял постриг с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского.
4 февраля 1843 он был рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря 1845 – в сан иеромонаха. Но по слабому состоянию здоровья он почти не служил в храме, и был почислен за штат. Великую схиму он принял с тем же именем – Амвросий.
После смерти преподобного Макария, помощником к которому он был назначен ранее, Амвросий принял на себя труд старчества в 1860 году.
В 1868 году Амвросий, заболев опасно в очередной раз, получил исцеление по молитвам пред чудотворной Калужской иконой Богоматери.
В 1884 году по благословению старца Амвросия, данному им духовной дочери схимонахине Софии, в селе Шамордино (неподалеку от Оптиной пустыни) был основан женский монастырь.
10 (23) октября 1891 года Амвросий отошел ко Господу и был погребен в Оптиной пустыни.
В июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама