THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой неврологическое заболевание, имеющее группу постоянных нарушений, большей частью связанных с проблемами движения.

Признаки ДЦП появляются в раннем возрасте и варьируются среди разных детей, хотя в целом имеют сходную картину патологических отклонений.

Нарушения, связанные с ДЦП, включают в себя плохую координацию движений, ригидность затылочных мышц, слабость мышц и тремор. Могут возникать проблемы с физическими ощущениями, зрением, слухом, глотанием и речью.

Задержки в развитии ребенка являются одними из первых признаков церебрального паралича у грудного ребенка.

Признаки ДЦП у детей до 1 года и после года рассмотрим далее.

Каждый малыш развивается с разной скоростью. Некоторые задержки раннего развития обычно уходят по мере взросления ребенка, однако пропуск некоторых важных этапов может указывать на скрытые неврологические расстройства.

Отсутствие прогресса в физическом развитии является одним из первых признаков того, что у ребенка может развиться церебральный паралич.

Если родители обеспокоены тем, что их ребенок не ползает, не ходит или не говорит в соответствующий его возрасту период, это является поводом обратиться к специалистам, которые помогут проконтролировать развитие ребенка и сформулировать правильный диагноз.

Стадии детского развития

Детское развитие разделяется на 4 основные стадии:

  • физический рост;
  • когнитивное (мыслительное) развитие;
  • обучение навыком социального взаимодействия;
  • эмоциональный рост.

Некоторые дети испытывают задержки, связанные с физическим ростом, у других детей занимает больше времени обучение социальному или эмоциональному взаимодействию.

Развитие каждого ребенка по-своему уникально. Однако, знание, что считается нормой развития, может помочь быстрее распознать проблемы и принять необходимые меры.

Нормальные этапы развития ребенка относятся к общей схеме физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных достижений, которым следуют большинство детей.

Эти этапы формулируются на основании среднего прогресса общего числа детей.

Признаки ДЦП у новорожденного

Признаки ДЦП у новорожденного грудничка до первого месяца жизни определить довольно трудно, т.к. они проявляются только при развитии его нервной системы в виде первых отклонений.

Определение признаков ДЦП у новорожденных детей и детей старшего возраста оптимально проводить методом дифференциальной диагностики. Наличие отклонений в развитии может указать на возможные проблемы со здоровьем.

Нормальным развитием новорожденного считается, если он:

  • имеет нормальный тонус во всех мышцах;
  • не имеет нарушений функций области таза;
  • не имеет затруднений со зрением и слухом;
  • совершает плавные, контролируемые, не резкие движения;
  • не имеет непроизвольных сокращений мышц или их повышенного тонуса.

Диагностика здоровья детей старшего возраста проводится таким же образом.

2 месяца и старше

  • требует поддержки головы;
  • реагирует на свет;
  • автоматически складывает руки, не отпуская их;
  • резко толкается ножками, лежа на спине;
  • кричит голодным и при дискомфорте;
  • начинает улыбаться.

Признаки ДЦП у ребенка в 6 месяцев

Нормальным развитием ребенка в этом возрасте считается, если он:

  • сидит с поддержкой;
  • независимо держит голову;
  • общается через «язык тела»;
  • показывает счастье и наслаждение;
  • начинает есть мягкую пищу;
  • любит играть с людьми;
  • начинает «лепетать».

10 месяцев и старше

  • распознает лица людей;
  • реагирует на собственное имя;
  • садится без посторонней помощи;
  • может переворачиваться;
  • перекладывает предметы из одной руки в другую;
  • начинает связывать гласные при общении.

12 месяцев и старше

Нормальным развитием ребенка в этом возрасте считается, если он:

  • стоит с поддержкой;
  • начинает ползать;
  • может использовать пальцы независимо друг от друга;
  • понимает некоторые жесты;
  • знает свое имя;
  • подражает родителям;
  • отображает эмоции;
  • выбирает игрушки;
  • играет в ку-ку!;
  • визуально внимателен.

Менингит — опасное заболевание, которое может иметь опасные последствия. В этой теме вы можете почитать о первых и явных симптомах менингита у ребенка. Эта информация полезна для родителей.

До 18 месяцев

Нормальным развитием ребенка в этом возрасте считается, если он:

  • начинает ходить самостоятельно;
  • может подобрать небольшие предметы;
  • может использовать цветные карандаши и маркеры;
  • получает удовольствие от чтения ему книг;
  • имеет словарный запас до 20 слов;
  • может использовать столовые приборы;
  • подражает звукам и действиям других;
  • реагирует на основные вопросы к нему.

Дети в возрасте от 18 месяцев и старше

Нормальным развитием малыша в этом возрасте считается, если он:

  • играет с другими людьми;
  • может «закатывать истерики»;
  • показывает любовь;
  • начинает работать;
  • может подниматься вверх по лестнице;
  • бросает мячик;
  • словарный запас пополняется, говорит короткие фразы;
  • начинает создавать вид игры;
  • может прыгать двумя ногами.

Необходимо отметить, что указанные этапы развития не всеобъемлющи. Некоторые дети достигают требуемых ориентиров раньше или позже, чем ожидалось, но при этом находятся в пределах нормального диапазона развития.

Признание явных признаков церебрального паралича

Как правило, родители и воспитатели могут обнаружить задержки в развитии ребенка путем сопоставления его развития на определенных этапах с другими детьми.

Если кажется, что ребенок отстает в некоторых направлениях, особенно в двигательной области, это может быть симптомом церебрального паралича.

Признание признаков церебрального паралича через внимательное наблюдение за ребенком может привести к ранней диагностике заболевания. Диагноз ДЦП у большинства детей признается в возрасте около 18 месяцев.

Общие отличительные признаки детского церебрального паралича включают в себя:

  • ребенок не пинается;
  • движения чрезмерно «жесткие»;
  • движения ленивые или безвольные;
  • проблемы перемещения глаз;
  • предпочтение движений одной стороны тела;
  • нет улыбки в течение трех месяцев;
  • ребенок не может держать голову от трех до шести месяцев;
  • не подносит руку ко рту в трехмесячном возрасте;
  • не тянет руки, чтобы взять предмет;
  • не чувствителен к звуку или свету;
  • задерживаются признаки общения;
  • не может ходить через 18 месяцев;
  • не имеет дружественных отношений с людьми;
  • у него нет своих предпочтений к предметам;
  • у ребенка «неудобный» или необычный тонус мышц.

Случаи умеренного церебрального паралича занимают больше времени в диагностике, потому что его признаки и симптомы не становятся достаточно очевидными, пока малыш не станет немного старше. Как правило, эти признаки надежно определяются в дошкольном возрасте.

Возраст от рождения до трех лет требуют внимательного наблюдения. Родители должны проявить бдительность, если они замечают, что другие дети опережают в развитии их малыша.

Ранняя диагностика ДЦП увеличивает вероятность улучшения долгосрочного качества жизни ребенка.

Что делать, если малыш развивается медленно?

Родители должны найти врача-педиатра, который:
  • опытен в диагностике детского церебрального паралича и других двигательных нарушений;
  • имеет желание строить отношения с семьей;
  • чуток и сострадателен к ребенку;
  • знает специалистов в других полезных областях.

Поиск хорошего врача – один из первых шагов на пути получения надлежащей диагностики и лечения ребенка.

Заключение

Несмотря на то, церебральный паралич нельзя вылечить, своевременная помощь малышу может помочь ему научится делать некоторые вещи, которые позволят ему отчасти справиться с симптомами болезни. Это поможет предотвратить вероятные проблемы и выявить максимальные возможности ребенка в ситуации его заболевания.

Физическая терапия является одним из наиболее важных методов лечения. Лекарственные методы, хирургия, применение специального оборудование и технических средств также могут помочь ребенку в долгосрочном плане улучшении качества его жизни.

Видео на тему

Иногда беременность заканчивается не так, как ожидалось, малыш рождается с патологией развития, например, ДЦП (детский церебральный паралич). Следует отметить, что болезнь не передается по наследству, а возникает во время вынашивания ребенка или при родах. ДЦП – это заболевание, которое представляет собой ряд синдромов, возникших из-за поражения головного мозга, признаки недуга связаны с нарушением двигательной сферы человека.

История выявления заболевания

ДЦП был выявлен и изучен в начале 19-го века британским врачом Литтлом, именно поэтому ДЦП еще называют «болезнью Литтла». Британский ученый и врач считал, что основная причина ДЦП заключается в патологической родовой деятельности, во время которой ребенок испытывает сильное кислородное голодание (гипоксию). Зигмунд Фрейд в свое время тоже изучал ДЦП. Он выдвинул предположение, что причина заболевания в повреждении центральной нервной системы ребенка во время внутриутробного развития. Это предположение было доказано в 1980 году. Но последующие исследования выявили, что осложненная родовая деятельность – наиболее распространенная причина ДЦП.

Общая характеристика состояния

В настоящее время врачи утверждают, что ДЦП возникает сразу после рождения или в период беременности. Причин болезни множество. Но главным образом это повреждение ЦНС и связанные с этим проблемы неврологического характера. При болезни наблюдается самые разнообразные нарушения двигательных функций. Максимально поражаются мышечные структуры, проявляется это в нарушении координации. Двигательная активность нарушается вследствие поражения структур головного мозга. Локализация и объем этих поражений определяют форму, характер и тяжесть мышечных нарушений, которые могут быть единичными или в сочетании. Варианты основных мышечных нарушений:

  • Напряжение мышц.
  • Движения непроизвольного хаотичного характера.
  • Разнообразные нарушения походки.
  • Ограниченная подвижность.
  • Сокращения мышц.

Кроме нарушений двигательной функции, ДЦП может сопровождаться ухудшением слуха и речевой деятельности. Кроме того, очень часто болезнь сопровождается эпилепсией, отклонениями в психологическом и умственном развитии. Дети имеют нарушения в сфере ощущений и восприятия.

ДЦП не прогрессирует, так как повреждение головного мозга является точечным, оно не распространяется и не захватывает новые участки.

Причины

Детский церебральный паралич вызывается повреждением определенных участков мозга, которые развиваются. Это повреждение может произойти в период беременности, когда мозг малыша только начинает формироваться, в процессе родов, в первые годы жизни. В большинстве случаев точную причину установить очень сложно. В научной литературе причины развития ДЦП разделяют на несколько групп:

  • Генетические причины (повреждение хромосом матери или отца, может произойти из-за старения организма).
  • Кислородное голодание головного мозга (плацентарная недостаточность как во время родов, так и в период вынашивания малыша). Факторы развития кислородной недостаточности: отслойка плаценты, долгие или, наоборот, стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежащие плода.
  • Инфекционные заболевания, например, энцефалит, менингит вызывают недуг ДЦП. Особо опасно, если инфекция протекает с высокой температурой.
  • Токсическое воздействие на ребенка (работа на вредном производстве, курение, наркотики, алкоголь).
  • Физическое воздействие (если на ребенка происходило воздействие рентгена или радиации).
  • Механические причины, следствие родовых травм.

Также факторами, которые порождают ДЦП – это:

  • Преждевременные роды.
  • Малый вес новорожденного.
  • Большой вес малыша или крупноплодие.
  • Хронические заболевания женщины.
  • Многоплодная беременность.

Риск развития заболевания возрастает, если воздействуют сразу несколько факторов, которые влияют на мозг малыша и его нервную систему.

Факторами развития заболевания в первые дни жизни может быть:

  • Гемолитическое заболевание (врожденный недуг, который развивается из-за несовместимости крови матери и ребенка).
  • Асфиксия ребенка в период родовой деятельности.
  • Попадание околоплодных вод в дыхательные пути плода.
  • Дифекты развития органов дыхания.

Детский ДЦП является следствием воздействия различных факторов, которые приводят к нарушению нормального функционирования головного мозга ребенка. Наибольшее влияние имеет кислородное голодание, которое развивается из-за преждевременной отслойки плаценты, ягодичном положении плода, быстрых или затянувшихся родов, обвитии пуповиной. Факторами риска является резус-конфликт мамы и малыша, инфекции.


Иногда причиной развития ДЦП считают различные патологии сосудистой системы. Это ошибочное мнение, так как сосуды ребенка эластичные и мягкие, они не могут разорваться без причины. Именно поэтому повреждение сосудов у ребенка может произойти только в результате сильной травмы.

Важно своевременно установить причину развития ДЦП, так как это определяет дальнейшую тактику работы с ребенком и его лечения.

Признаки

Симптомы ДЦП делятся на поздние и ранние. К ранним ученые относят:

  • Отставание ребенка в физическом развитии (не держит голову, не ползает, не сидит, не ходит к положенному сроку).
  • Рефлексы, которые свойственны младенцам, сохраняются со взрослением ребенка (движение конечностей долгое время хаотические, хватательный рефлекс, рефлекс шаговый).
  • Ребенок пользуется только одной рукой, явно заметно это во время игры или в бытовых условиях.
  • Ребенок не интересуется игрушками.
  • Если ставить ребенка на ножки, он встает только на носочки.

Поздние признаки ДЦП - это:

  • Деформация скелета, на пораженном участке конечность гораздо короче.
  • Нарушение координации, малая подвижность ребенка.
  • Частые судороги конечностей.
  • Походка затруднена, в основном на носочках.
  • Проблемы с глотанием.
  • Слюнотечение.
  • Проблемы с речью.
  • Близорукость, косоглазие.
  • Заболевание органов желудочно-кишечного тракта.
  • Непроизвольная дефекация и мочеиспускание.
  • Эмоциональные и психологические проблемы.
  • Детям трудно писать, читать, считать.

Степень инвалидности зависит от уровня развития ребенка и усилий родных людей. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше нарушений двигательных функций у малыша.

Формы

Выделяют две классификации заболевания - первая основывается на возрасте малыша, вторая на форме нарушения.

По возрасту заболевание подразделяют:

  • Раннее – симптомы проявляются до 6 месяцев жизни малыша.
  • Остаточное начальное – болезнь выявляется с 6 месяцев до 2 лет.
  • Остаточное позднее – после 2 лет.

Относительно форм ДЦП классифицируют:

  • Спастическая тетраплегия - поражаются участки мозга, которые отвечают за двигательную функцию. Происходит это, как правило, во внутриутробном периоде развития ребенка из-за кислородной недостаточности. Этот вид ДЦП – одна из самых тяжелых и серьезных форм заболевания. Болезнь проявляется в виде проблем с глотанием, нарушения образования звуков и их воспроизведения, пареза мышц конечностей, проблем с вниманием, нарушениями зрения, косоглазием, задержкой умственного развития.
  • Спастическая диплегия – это самый распространенный вид заболевания, на него приходится около 75 % всех случаев. Как правило, выявляется у детей, которые родились в результате преждевременных родов. Болезнь проявляется в виде поражения нижних конечностей, задержки психического и умственного развития, проблем с речью. Но, несмотря на все проявления болезни, больные с ДЦП этого вида успешно учатся в школе, адаптированы в социуме. Они выполняют определенные виды работ.
  • Гемиплегическая форма чаще видны нарушения в движении верхних конечностей. Причина появления этой формы ДЦП – кровоизлияние в мозг или инфаркты в головном мозге. У таких деток хорошие способности к обучению, они могут выучить целый ряд действий, но скорость их будет не большая. У детей, которые страдают, этой формой болезни, часто встречается задержка умственного развития, отставание в речевом развитии, проблемы с психикой, частые эпилептические припадки.
  • Дискинетическая форма – причина в гемолитической болезни (врожденное заболевание, которое развивается при резус-конфликте крови матери и малыша). У таких детей непроизвольные телодвижения, проявляются парезы и параличи во всех частях тела. Положения конечностей не являются нормальными. При этом данный вид ДЦП считается наиболее легкой формой. Дети могут обучаться в школе, не уступать в интеллектуальных способностях своим сверстникам, они могут окончить высшее учебное заведение, жить нормальной жизнью в обществе.
  • Атаксическая форма - основные причины заболевания - это гипоксия плода или травмы лобных долей мозга. Признак этой формы парез голосовых связок и мышц гортани, дрожание конечностей, непроизвольные движения. Как правило, дети страдают умственной отсталостью. При правильной работе с ребенком он может научиться стоять и даже ходить.
  • Смешанная форма – когда у больного присутствуют симптомы нескольких форм заболевания.

Следует отметить, что у новорожденных тяжело достоверно диагностировать форму ДЦП, характерные признаки выявляются к 6 месяцам жизни малыша.

Диагностика состояния

Болезнь диагностируется на основании выявленных характерных признаков. Проверяются условные рефлексы и тонус мышц, кроме того, делают МРТ мозга. Если есть подозрение на поражение мозга, проводят ЭЭГ и УЗИ.

Своевременно поставленный диагноз очень важен для маленького пациента. Важно распознать расстройство. Осматривать детей должны еще в роддоме, особое внимание врачи уделяют детям:

  • С небольшим весом.
  • Родившиеся преждевременно.
  • Имеющие пороки и аномалии развития.
  • С диагнозом "желтуха новорожденного".
  • Появившиеся на свет в результате тяжелых и продолжительных родов.
  • С инфекционными заболеваниями.

ДЦП диагностирует невролог, но он дополнительно может назначить другие анализы, чтобы уточнить диагноз.


Особенности детей с ДЦП

Главная причина ДЦП – это изменение структуры головного мозга, а основными симптомами являются нарушение двигательной активности. Расстройства движений происходят из-за нарушения передачи сигналов от головного мозга к мышцам. ДЦП характеризуется наличием речевых, двигательных, эмоциональных, умственных расстройств. Они связаны с повреждением разных групп мышц и тканей головного мозга.

Сложности развития таких детей обусловлены огромными трудностями во время выполнения сложных или координированных движений. У таких деток ограниченная самостоятельность, возможность свободно двигаться, и только частичная способность к самообслуживанию.

Любые движения детей замедленные, именно поэтому возникает диспропорция между мышлением и представлением об окружающей действительности. Логическое мышление и абстрактные знания у таких детей формируется отлично, а представление об окружающем мире формируются только в условиях постоянного движения ребенка, в результате которых вырабатывается мышечная память.

Дети, больные ДЦП, не способны заниматься продолжительное время, они усваивают меньший объем информации, по сравнению со сверстниками. У этих деток трудности со счетом, им очень тяжело усвоить математические действия.

В эмоциональном плане они ранимые, впечатлительные, очень привязаны к родителям и опекунам.

У них, как правило, расстройство речи, из-за чего всегда ограничен круг общения со сверстниками.

Лечение и реабилитация ДЦП

Цель и главная задача всех лечебных мероприятий – уменьшение проявлений признаков и симптомов заболевания. Полностью вылечить недуг невозможно, но можно при правильно выбранной методике добиться того, чтобы ребенок приобрел необходимые навыки и умения для жизни.

Для выбора характера лечения врачу нужно знать форму ДЦП, сопутствующие заболевания и тяжесть недуга.

В качестве медикаментов, как правило, назначают противосудорожные препараты, расслабляющие.


В настоящее время не существует универсальных методов лечения ДЦП. Хорошо зарекомендовали себя следующие методы:

  • Массаж.
  • Лечебная физкультура.
  • Медицинские лекарственные препараты, которые направлены на нормализацию тонуса мышц ("Диспорт", "Мидокалм", "Баклофен").

Обладают положительным эффектом в лечении заболевания такие методы и приемы:

  • Бобат-тарапия.
  • Метод Войта.
  • Нагрузочный костюм «Гравистат» или «Адели».
  • Пневмокостюм «Атлант».
  • Логопедические занятия.
  • Вспомогательные устройства (кресло, ходунки, вертикализаторы, тренажеры, велосипеды).

Успешно применяется бальнеотерапия, водолечение в бассейне. В воде ребенку легче двигаться, он сначала учится ходить в воде, после этого ему легче выполнять те же действия на земле. Водные процедуры завершают гидромассажем.

Хорошим эффектом обладает грязелечение, которое оказывает стимулирующее воздействие на нервные клетки и снимает тонус мышц. Кроме того, гипертонус хорошо нормализуется при помощи электрофореза, магнитотерапии, парафинотерапии.

Если изменения структуры мышц не удалось исправить, то прибегают к хирургическому лечению ДЦП. Операции направлены на выполнение пластики мышц и сухожилий. Если есть возможность исправить нарушения в тканях нервной системы, то проводят нейрохирургические вмешательства, стимуляцию спинного мозга, удаление поврежденных участков.

Согласно отзывам, ДЦП необходимо лечить как можно раньше, так как состояние может ухудшаться из-за постепенного развития ортопедической проблемы. Это может быть искривление позвоночника, плоскостопие, косолапость, дисплазия бедренного сустава, и другие. Если упустить время придется лечить не только ДЦП, но и исправлять ортопедические нарушения, надевая распорки, лангеты, шины.

Принципы работы с детьми

С детьми, которые болеют ДЦП, необходимо заниматься как врачам, так и педагогам. Начинать работать лучше с раннего возраста детей - от 1 года до 3. Необходимо их водить на занятия, на которых будут обучать говорить, выполнять повседневные действия, обучат навыкам самообслуживания. Такие учебные центры ДЦП развивают способности взаимодействовать и общаться со сверстниками.

В работе с такими детками, большое внимание уделяют развитию речи и поведению в обществе. К каждому ребенку индивидуальный подход, который учитывает возраст, форму патологии. Обучение детей, как правило, проводится в группах в форме игры, которой руководит грамотный специалист. За движениями каждого ребенка внимательно наблюдают, неправильные движения корректируют, а верные – поощряют.

Для развития правильных навыков движений применяются специальные устройства и приспособления, предназначенные для поддержки головы, конечностей, туловища в нужной позе. Ребенок тренируется и изучает окружающее пространство.

ЛФК и массаж

Массаж при ДЦП начинают проводить с 1,5 месяцев. Проводит курс только специалист, который может оценить тонус мышц, частоту сеансов, степень воздействия. Не рекомендуется делать массаж самостоятельно.

Лечебная физкультура включает в себя комплекс терапии, занятия должны быть регулярными. Сложность упражнений устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом возраста, способностей, уровня умственного и эмоционального развития. Нагрузка должна увеличиваться постепенно, по мере улучшения состояния ребенка.

Как правило, при ДЦП выполняют следующие упражнения:

  • Растяжка.
  • Уменьшение тонуса мышц.
  • Укрепление отдельных групп мышц.
  • Упражнения на выносливость.
  • На равновесие.
  • На увеличение сил в мышцах.

Осложнения

ДЦП не прогрессирует во времени. Но опасность заболевания в том, что на его фоне развиваются дополнительные патологии. Осложнения ДЦП:

  • Инвалидность.
  • Проблемы с приемом пищи.
  • Эпилепсия.
  • Задержка роста и развития.
  • Сколиоз.
  • Недержание.
  • Слюнотечение.
  • Психологические и психические расстройства.

Профилактика ДЦП

Во время беременности необходимо строго следить за своим здоровьем. Важно исключить вредные привычки, регулярно ходить на приемы к лечащему врачу, строго следовать его рекомендациям. Вовремя диагностировать опасные для плода состояния, например, гипоксию. Врачу следует правильно оценить состояние матери и выбрать правильный путь родоразрешения.

Инвалидность

Инвалидность при ДЦП присваивается в зависимости от тяжести и форм заболевания. Дети могут получить статус «ребенок-инвалид ДЦП», а после 18 лет – первую, вторую или третью группу.

Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, в результате которой устанавливается:

  • Степень и форма заболевания.
  • Характер поражения опорно-двигательной системы.
  • Характер речевых нарушений.
  • Степень и выраженность психических поражений.
  • Степень умственной отсталости.
  • Наличие эпилепсии.
  • Степень потери зрения, слуха.

Родители ребенка-инвалида могут получать необходимые средства реабилитации и путевки в санатории за счет государственного бюджета.

Специальные средства, которые облегчают жизнь ребенка

Такие приспособления и спецсредства можно получить за счет государственного бюджета. Это возможно только, если врач внес их перечень в специальную реабилитационную карту, а комиссия МСЭ при подтверждении инвалидности зафиксировала все средства как необходимые для реабилитации ребенка.


Такие приспособления делятся на 3 группы:

  • Гигиенического назначения: кресла-туалеты, кресла для купания. Эти приспособления оснащены специальными сидениями, удобными ремнями для фиксации ребенка.
  • Приспособления, предназначенные для перемещения: инвалидные коляски для детей с ДЦП, параподиум, ходунки, вертикализаторы. Все эти приспособления позволяют ребенку перемещаться в пространстве и изучать его. Ребенку, который не способен ходить самостоятельно, понадобится коляска (ДЦП - тот диагноз, при котором этот предмет зачастую крайне необходим), причем не одна. Для перемещения по дому – домашний вариант, а для прогулок по улице, соответственно, уличный. Прогулочная коляска (ДЦП), например, «Стингрей» наиболее облегченная, оснащена съемным столиком. Есть очень удобные и комфортные коляски, с электроприводом, но цена у них достаточно высокая. Если ребенок может ходить, но не умеет удерживать равновесие, ему понадобятся ходунки. Они хорошо тренируют координацию движений.
  • Приспособления для развития ребенка, лечебных процедур, тренировки: лангеты, столы, тренажеры, велосипеды, специальные игрушки, мягкие валики, мячи.

Кроме того, ребенку с ДЦП понадобятся специальная мебель, обувь, одежда, посуда.

Полноценно жить

Многие дети с ДЦП успешно адаптируются в обществе, некоторые проявляют себя в творчестве. Так, например, семилетний мальчик с ДЦП (тяжелая форма), который совершенно не может ходить, но очень любит петь, стал настоящей звездой. Интернет буквально взорвало видео, где он сделал кавер на трек «Минимал» рэпера Элджея. ДЦП-диагноз совершенно не препятствует занятиям творчеством и самореализацией. Этого талантливого ребенка посетил сам рэпер, их совместный снимок пользуется огромной популярностью среди поклонников как Элджея, так и мальчика Сергея.

ДЦП не считается самостоятельным заболеванием.

Данный термин используется для обозначения целого комплекса двигательных нарушений, которые возникают вследствие поражения головного мозга во внутриутробном периоде .

Патология имеет врожденный характер, первые ее признаки можно заметить уже у детей первых дней жизни . Наиболее полная и развернутая клиническая картина проявляется у детей грудного возраста, то есть до достижения ребенком 1 года. О том, что такое ДЦП у детей, расскажем в статье.

Понятие и характеристика

ДЦП (детский церебральный паралич)– патология, которая возникает вследствие поражения областей головного мозга, отвечающих за двигательную активность ребенка .

Заболевание развивается во внутриутробном периоде, когда головной мозг только формируется.

На протяжении первых лет после появления ребенка на свет, при наличии определенных негативных причин, заболевание прогрессирует, приобретает все новые и новые проявления.

Однако, по мере взросления малыша развитие патологии приостанавливается, то есть поражение мозга не усугубляется. А двигательные нарушения поддаются частичной коррекции .

Поражение головного мозга может проявляться в 2 вариантах:

  • нервные клетки изначально здорового головного мозга претерпевают патологические изменения;
  • нарушается строение самого органа.

Проявления ДЦП весьма разнообразны, у одних детей нарушается двигательная активность ног (наиболее частый вариант развития событий), у других – рук, у третьих страдает координация движений.

Такие различия зависят от того, какие именно повреждения головного мозга имеют место, и в какой период времени они произошли (при воздействии негативных факторов наибольшим образом страдает тот отдел головного мозга, который активно формировался на момент возникновения неблагоприятных условий ).

Причины возникновения

Почему ребенок родился с ДЦП? Первопричина – нарушение работы головного мозга, в частности, его отделов, отвечающих за возможность двигаться.

К такому поражению могут привести самые различные неблагоприятные факторы, которые возникают как во внутриутробном периоде, так и в момент появления на свет и в первые месяцы жизни малыша.

Внутриутробные факторы

Причины на момент рождения

Причины в первые месяцы жизни

  1. Длительный и интенсивный токсикоз.
  2. Преждевременное старение и отслойка плаценты.
  3. Угроза прерывания беременности.
  4. Заболевания почек будущей мамы.
  5. Травмы плода во внутриутробном периоде развития.
  6. Кислородная недостаточность.
  7. Фетоплацентарная недостаточность.
  8. Инфекционные и вирусные заболевания в период беременности.
  1. Узкий таз женщины. При прохождении через родовые пути ребенок нередко получает серьезные травмы.
  2. Ослабление родовой деятельности.
  3. Рождение ребенка раньше положенного срока.
  4. Большой вес плода.
  5. Стремительная родовая деятельность.
  6. Тазовое предлежание на момент родов.
  1. Нарушение работы органов дыхательной системы, приводящее к гипоксии новорожденного.
  2. Попадание околоплодных вод в ротовую и носовую полость ребенка, что так же способствует развитию удушья.
  3. - патология, возникающая вследствие резус-конфликта, сопровождающаяся повышенной скоростью распада эритроцитов.

Как развивается?

У детей, появившихся на свет раньше положенного срока , отмечается незрелость головного мозга и его структур.

Это может привести к неправильному развитию органа, и, как следствие, возникновению ДЦП.

Кислородное голодание во внутриутробном периоде способствует возникновению поражений мозга, однако, если других отклонений в развитии ребенка нет, это явление не оказывает какого–либо видимого эффекта (при условии, что недостаточность кислорода была незначительной).

Если же ребенок имеет малый вес при рождении , его органы, в том числе и мозг, до конца не сформированы, при гипоксии некоторые области головного мозга отмирают, и на их месте возникают полые участки.

Соответственно, функциональность органа нарушается, что приводит к нарушениям двигательной активности организма.

Классификация патологии

Существует несколько разновидностей ДЦП, которые отличаются друг от друга своими характерными особенностями, набором признаков .

Форма

Особенности

Спастическая диплегия

Данная форма встречается наиболее часто. Возникает вследствие поражения участков головного мозга, которые отвечают за двигательную активность конечностей. У детей в первые месяцы после появления на свет отмечается частичный или полный паралич ног или рук.

Атонически-астатическая

Патология возникает как следствие неправильного развития или поражения мозжечка. Ребенок неустойчив, у него нарушена координация движений, так же отмечается пониженный тонус мышечной ткани.

Гемипаретическая

Поражаются подкорковые и корковые участки одного из полушарий головного мозга. В этом случае двигательные нарушения отмечаются только с одной стороны.

Двойная гемиплегия

Повреждения имеют место сразу в обоих полушариях мозга. Данная форма считается самой опасной, так как зачастую приводит к полному параличу.

Гиперкинетическая

Обусловлена поражениями подкорковых участков головного мозга. Часто развивается на фоне спастической формы. Ребенок, страдающий данной разновидностью ДЦП склонен совершать неконтролируемые телодвижения. Часто это проявление усиливается в те моменты, когда малыш перевозбужден, нервничает, волнуется.

В зависимости от возраста ребенка принято выделять раннюю форму (первые признаки проявляются сразу же после рождения и до 6-месячного возраста), начальную остаточную (6-24 мес.), позднюю остаточную (старше 2 лет).

По степени тяжести выделяют:

  1. Легкую форму, при которой наблюдаются незначительные отклонения в двигательной активности. При этом ребенок способен обходиться без помощи посторонних, может самостоятельно одеваться, есть, играть, посещать детские образовательные учреждения.
  2. Среднюю форму, когда малышу требуется посторонняя помощь в осуществлении сложных задач. Тем не менее, такой малыш может посещать общеобразовательные учреждения, успешно обучаться.
  3. Тяжелую форму, при которой ребенок не может обойтись без помощи, ведь в этом случае он не способен выполнять даже самые простые действия.

Спутники заболевания

ДЦП у ребенка может проявляться не только в нарушении двигательной функции, или ее полном отсутствии. Возможно наличие и других неприятных моментов , таких как:

  • непроизвольные судороги;
  • (образование патологической жидкости в области головного мозга);
  • снижение зрения и слуха;
  • (сложности в произношении звуков, отсутствие речи, заикание);
  • сложности в обучении письму, счету, чтению;
  • нарушения поведения, эмоциональные расстройства.

Симптомы и признаки

У ребенка, страдающего ДЦП, проявляются следующие симптомы :

Осложнения и последствия

ДПЦ приводит к развитию таких серьезных осложнений как:

  1. Нарушение опорно-двигательного аппарата (патологическое сгибание рук, которое в тяжелых случаях может спровоцировать вывих суставов, деформация стопы, когда малыш передвигается только на носочках, искривление позвоночника и стойкое нарушение осанки, в результате чего тело ребенка теряет свою симметричность).
  2. Нарушения речи до полного ее отсутствия.
  3. Задержки психического развития , проблемы с адаптацией в коллективе.

Диагностика

После появления малыша на свет ребенка в обязательном порядке обследует врач. Это позволяет выявить патологию на ранней стадии ее развития и как можно скорее начать лечение. Особого внимания требуют дети, у которых повышен риск развития ДЦП.

Это недоношенные дети, имеющие маленький вес при рождении, страдающие врожденными аномалиями развития внутренних органов, появившиеся на свет в результате тяжелых родов, имеющие низкую оценку по критерию Апгар .

Врач тщательно обследует ребенка, проверяя выраженность врожденных рефлексов, тонус мышечной ткани.

При обнаружении тех или иных отклонений, назначают аппаратное исследование :

  • УЗИ головного мозга;
  • КТ, МРТ.

Дифференциальная

ДЦП в первые дни жизни ребенка может проявляться в виде признаков, характерных и для других заболеваний, лечение которых осуществляется с использованием принципиально других методов и средств .

Именно поэтому особое значение имеет дифференциальная диагностика. Важно отличить ДЦП от таких недугов как нарушение обмена аминокислот, мукополисахаридоз, нейрофиброматоз, гипотиреоз.

Задачи лечения и реабилитации

Правильно подобранная терапия направлена на решение следующих задач:

  1. Необходимость побудить маленького пациента к развитию навыков передвижения, самообслуживания, движения рук и ног;
  2. Предотвращение развития контрактур (сгибания конечностей), нарушения осанки;
  3. Создание необходимых условий для психического развития ребенка, приобретения им речевых, письменных и социальных навыков.

Терапия, позволяющая частично восстановить двигательную активность, должна быть комплексной, включающей в себя различные способы лечения и коррекции. Выбор того или иного метода осуществляет врач.

Медикаментозное

Ребенку назначают противосудорожные средства (Вальпарин, Эпилим), если имеют место судороги, а также препараты, способствующие устранению спазмов мышечной ткани (Диазепам).

Использование ноотропов и других препаратов для улучшения мозговой деятельности при ДЦП не дает никаких результатов, так как повреждения головного мозга в этом случае имеют необратимый характер.

Самолечение такими средствами может лишь навредить ребенку . Все лекарства, используемые в терапевтических целях, должен назначать только лечащий врач.

Массаж и ЛФК

Массаж и специальные упражнения, способствующие укреплению тонуса мышц, восстановлению осанки, предотвращению искривления позвоночника , ребенку необходимо делать на протяжении всей его жизни.

В первое время работать с малышом должен специалист, так как комплекс массажных движений и укрепляющих упражнений разрабатывается индивидуально для каждого ребенка, страдающего ДЦП.

Коррекция патологической позы

Изменения, происходящие в организме ребенка при ДЦП приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата, в результате чего организм не способен принимать физиологичное положение.

В этом случае формируются неправильные позы , которые нуждаются в коррекции. В противном случае возможно развитие стойкого нарушения осанки, формирование контрактур. Для коррекции применяют различные медицинские приспособления, такие как шины, лонгеты, бандажи.

Исправление контрактур хирургическим методом

Контрактура – сформированное в результате неправильного положения организма стойкое сгибание конечностей.

Данная патология нуждается в коррекции, в противном случае возможно развитие еще более серьезных последствий, таких как значительная деформация сустава, его вывих.

Для коррекции используют 2 разновидности хирургического вмешательства: хирургическому воздействию может подвергаться ахиллово сухожилие, либо мышечная ткань в области поясницы.

Иные способы

В зависимости от того, какие проявления ДЦП наблюдаются у ребенка, для более успешного лечения возможно использование и других методов, таких как:

  1. Физиотерапия , способствует расслаблению мышц, устранению болезненных спазмов.
  2. Занятия с логопедом позволяют устранить (или уменьшить) нарушения речи.
  3. Социализация ребенка (общение со сверстниками) поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.
  4. Общение с животными (лошадьми, дельфинами) позволяет нормализовать эмоциональное состояние ребенка, улучшить его двигательную активность.

Реабилитационные центры

Название

Адрес

г. Электросталь, ул. Тевосяна, д.27

Реацентр

Г. Самара Ново-Вокзальный тупик 21"А"

Парус надежды

г. Воронеж, ул. Плехановская, 10-а

г. Санкт-Петербург, Пушкин, Парковая ул. дом 64-68

Реабилитационный центр

г. Москва ул. Лодочная, д. 15, к. 2

НПЦ Солнцево

г. Москва Солнцево, ул. Авиаторов, д.38

Центр лечебной педагогики

г. Москва Строителей, 17б

Центр патологии речи

г. Москва, Солнцево, ул. Авиаторов, д.38; Николоямская, 20

ДЦП – заболевание, проявляющееся у детей самого младшего возраста . К его развитию приводят многочисленные причины, которые могут оказывать негативное действие как во внутриутробном периоде развития плода, так и после появления малыша на свет.

Симптомы патологии весьма разнообразны, повреждения затрагивают не только двигательную функцию. Заболевание негативно сказывается и на эмоциональном, интеллектуальном, психическом развитии ребенка. Поэтому недуг необходимо как можно раньше выявить и приступить к лечению.

О том, как распознать ДЦП у ребенка , вы можете узнать из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период). При этом особенно страдают «молодые» в филогенетическом плане отделы мозга и кора больших полушарий. ДЦП может проявляться как целый комплекс двигательных, психических и речевых нарушений, сочетаться с расстройствами зрения, слуха, различных видов чувствительности. Основной клинический синдром детских церебральных параличей это двигательные нарушения.

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано ЛИТТЛЕМ В. в 1853 году. В течении почти 100 лет ДЦП называли болезнью ЛИТТЛЯ. Термин «Детский церебральный паралич» предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

ВОЗ утвердила следующее определение: «Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга»

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Пренатальные факторы.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Натальные факторы.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Постнатальные факторы.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.). Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

Патогенез ДЦП.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ;

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ;

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом - повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам). Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая). Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ - МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.

Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. объединяет в себе , которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития.

ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.

Проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.

Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.

До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются , двигательные нарушения, потеря равновесия.

Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.

Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:

  • ультразвуковое исследование мозга;
  • краниография и др.

Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения.

Для постановки диагноза ДЦП достаточно наличия специфических двигательных расстройств у ребенка на начальном этапе развития болезни. В качестве дополнительных мер исследования делают , которое позволяет оценить тип повреждения и определить конкретное место поражения головного мозга.

Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику.

Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Распространенность различных форм нарушения

Является распространенным заболеванием. По примерным подсчетам, на одну тысячу здоровых детей приходится до 3 больных ДЦП. Если рассматривать данные по распространенности форм ДЦП, то можно отметить, что

  • среди всех форм лидирует спастическая диплегия,
  • второе место – гемипаретическая форма,
  • третье — двойная гемиплегия,
  • четвертое – атонически-астатическая форма,
  • и, наконец, пятое место по распространенности ДЦП имеет гиперкинетическая форма заболевания.

Гиперкинетическая форма ДЦП — удел девочек

Мальчики гораздо чаще страдают спастической диплегией и двойной гемиплегией, у девочек чаще встречается гиперкинетическая форма ДЦП.

Если сравнивать общее соотношение мальчиков и девочек с диагнозом ДЦП, то получается, что мальчики составляют 58,1 %, девочки – 41,9 %.

Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание, но это не значит, что его лечением не нужно заниматься вовсе.

Больным необходима помощь и врачей, и педагогов, для того, чтобы они могли достичь максимально возможных при данном заболевании положительных результатов и могли по мере и возможностям адаптироваться к окружающей среде. В этих целях, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать его лечение.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама