THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Контрольный урок

На таком уроке по теме или разделу ведётся поэтапный контроль и выявляются пробелы в знаниях учащихся. Среди приёмов работы может быть исторический диктант или тестирование, составление сравнительной таблицы или заполнение контурной карты. Учитель применяет такие методы контроля, чтобы установить, в какой мере ученики помнят изученный материал или какова их способность воспринимать и удерживать в памяти полученную на уроке информацию. Для этого проводят письменный опрос по только что изученному или объяснённому учителем новому материалу. Ученикам полезно сравнить письменную работу с соответствующим содержанием учебника, выявить недостатки. На таком уроке полезно сочетать письменный и устный опрос.

Урок проверки и учёта знаний

Этот урок близок по своим задачам к контрольному. Здесь не ставится задача обобщения знаний, а лишь их выявление и оценка. Отсроченная проверка требует усвоения опорных фактов, отработки базовых знаний. Начинается урок со вступительного слова учителя о той тематике, которая будет повторяться письменно или устно. Во время фронтальной беседы учащиеся дополняют или исправляют ответы товарищей. Для письменной проверки учитель заранее подбирает тесты или намечает варианты заданий, продумывает образцы ответов. Письменные работы разбираются учителем на одном из последующих уроков или же рецензируются самими учениками после домашней подготовки.

Если учитель хочет выяснить, как ученики усвоили тему, он предлагает им из перечня основных вопросов темы выбрать несколько для письменного ответа. Чтобы не было списывания, соседям по парте даются разные вопросы. Работы покажут, на какие вопросы ученики дали ответы, а какие оставили без внимания. К ним учителю придётся вернуться на последующих уроках.

Беседа и взаимоопрос

При организации фронтальной беседы следует обратить внимание на содержание вопросов и технику проведения беседы. Чтобы активизировать работу учеников всего класса, учитель сначала ставит вопрос, даёт немного времени на его обдумывание и лишь затем вызывает ученика. В целях активизации памяти, мышления и внимания учитель начинает вопрос со слов: «давайте вспомним», «как вы думаете», «правильно ли такое высказывание».

Неточности ответа исправляются сразу, по ходу беседы самими учениками или учителем. В случае необходимости учитель предлагает дополнительные вопросы. По каждому пункту плана учитель делает краткие заключения. Вопросы беседы должны быть лаконичными по содержанию, точными с научной точки зрения, грамматически и стилистически правильными, дидактически простыми и доступными.

Беседа должна помочь сравнить исторические факты, выявить связи между ними, выделить главное и подвести учеников к определённым выводам. Беседа стимулирует

учащихся, побуждает их к решению поставленных задач. В более подготовленном классе ученики делают обобщения самостоятельно. В менее подготовленном в конце беседы учитель сам подводит краткий итог и выставляет оценки.

На уроке, возможен взаимоопрос учащихся. Учитель заранее объявляет темы, выносимые на урок, поручает ученикам дома составить вопросы и задания. Накануне занятия формулировки вопросов и заданий корректируются и исправляются. Ученик, задающий вопрос, должен знать на него ответ, иначе он не сможет внести исправления и оценить. На уроке к доске выходит хорошо подготовленный ученик или несколько менее подготовленных учеников (им даётся больше времени на обдумывание). Сначала им всем по очереди задают вопросы ученики, фамилии которых называет учитель. Потом в той же очерёдности следуют ответы. Ученик ответил, и ему задают новый вопрос. Пока он обдумывает, на вопросы отвечают два других ученика. Возможно проведение взаимоопроса - состязания двух учащихся или учеников класса по цепочке.

Уроки обобщающего повторения

Осмыслению и обобщению изученного материала служат уроки обобщающего повторения по проблемам, темам, разделам курса и итогового повторения по курсу в

целом. Их цель - систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно – следственным связям.

Правильно поставленная цель урока позволяет определить базовое содержание повторение, отобрать основной материал и разработать вопросы и задания. За несколько дней до урока учитель сообщает ученикам тему, план проведения занятия, даёт вопросы и задания. Содержание предстоящей работы обсуждается вместе с учащимися, а вопросы и задания к уроку вывешиваются в классе.

Повторительно-обобщающие уроки могут быть в виде практической работы или беседы. Беседа преобладает в среднем звене учащихся. Учитель проводит её по заранее продуманному плану. Обсуждается каждый пункт плана по вопросам, органически связанным друг с другом. Обсуждение может проходить в ходе развёрнутых ответов отдельных учащихся.

Иногда к повторительно–обобщающим урокам относят школьные лекции и экскурсии. Однако на них бывает сложно обобщить знания учеников. Задача этих форм занятий в большей степени в том, чтобы повторить, закрепить, конкретизировать изученный ранее материал. Повторительно–обобщающий урок может включать в себя не только устные ответы, но и письменные работы учеников: решение задач, выполнение заданий, тестов, заполнение хронологических, систематизирующих таблиц.

Уроки итогового повторения

Уроки итогового повторения проводят в конце учебного года. Это может быть аналитико-обобщающая беседа или лекция учителя. Их цель - закрепить знания важнейших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить основные процессы от начала до завершения. Таким образом, пройденное повторяется по сквозным проблемам, а не в той последовательности, что на текущих уроках истории. Такие уроки вырабатывают у учащихся определённую точку зрения на изученные события истории. Учащиеся применяют знания, работая с таблицами, графиками, логическими схемами. В их выводах и обобщениях содержатся элементы новых знаний. Итог обсуждаемым проблемам проводится в развёрнутом резюме учителя. Итоговое повторение должно содержать важные и трудные для учеников проблемы курса. Необходимо соблюдать тематическое и логическое единство повторения, повторяя не слишком большие темы.

Зачётная система обучения

В последнее время она шире применяется в практике школ. Активно работающие учащиеся получают зачёт автоматически. Зачёт сдают лишь те ученики, кому надо ликвидировать пробелы в знаниях. Из числа учеников, получивших зачёт, назначаются помощники учителя. Им учитель даёт вопросы и задания для проведения зачёта, или готовят вопросы и задания самостоятельно. В последнем случае учитель перед зачётом просматривает и корректирует подготовленный помощниками материал, называет фамилии тех, кто им будет сдавать зачёт. Группы из двух- трёх человек рассаживаются за столами, и помощники начинают выявлять и оценивать качество знаний. Если учитель

сомневается в оценке, то задаёт ответившему дополнительные вопросы и после уточнения ставит оценку в журнал.

Применение икт при организации контроля знаний

Одним из направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. В данном случае очень целесообразно использовать компьютер. Существуют программы под названием «Готовимся к ЕГЭ». Данная программа содержит все справочные сведения в объёме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдаёт подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачёта учащиеся выполняют экзаменационные задания на время. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачётам. В дневнике отображается текущее задание по курсу. Программа формирует его самостоятельно в зависимости от результатов предыдущего зачёта.

Заключение

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об образовании». Основой реформирования образовательной системы стал принцип приоритета личности. В соответствии со стратегией развития исторического и обществоведческого образования осуществлён отказ от монополии государственно- партийной идеологии и начат переход к плюрализму идей. Всё это, конечно же, отразилось на процессе обучения. Стали меняться методы, структура, формы организации и проведения уроков. Учителя и учащиеся получили возможность выбирать различные виды занятий. Произошёл отказ от командных, директивных методов ведения урока. Предмет можно изучать последовательно, а можно крупными блоками или по циклам. Занятия могут быть общеклассными, групповыми, индивидуальными с посещением консультаций. Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика в соответствии со своими особенностями и работу учителя с каждым учеником. В старших классах вводится лекционно-семинарская зачётная система по типу вузовской. Всё это способствует развитию и тренировке интеллектуальных способностей учащихся.

Обучение истории требует многообразия и вариативности форм организации учебного процесса и методов обучения, использования всех видов самостоятельной работы учащихся, переход к диалогу и сотрудничеству учителя и ученика. Обучать истории - это значит учить думать и разбираться в исторических событиях, учить делать выводы и обобщения на изученном историческом материале, учить мыслить исторически, сознательно усваивать материал всей темы и ведущих вопросов курса.

Самое сложное в школьной жизни – это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам.

Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования.

Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ лишает систему мотивирующей функции, т.е. не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок.

В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретённых знаний, умений, навыков, а учёта их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку.

Поэтому надо пытаться сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремиться к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счёт дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребёнка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребёнке заложены определённые наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует чётко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник, что выходит за рамки обязательного минимума.

Для реализации выше сказанного преподавание должно основываться на следующих основных принципах:

    Сотрудничество обучаемых и обучающихся.

Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности, только при желании аудитории получить что-то новое возможен положительный результат, т.е. должна быть определённая мотивация.

    Эффективность стратегии преподавания.

Применение той или иной стратегии преподавания должно определяться готовностью всех участников процесса к предлагаемому взаимодействию. Применяемые на уроке методы определяются поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя.

    Стратегия преподавания должна быть целесообразной.

Метод должен «работать» на выполнение определённой задачи, а не применяться ради технологии. Всегда стоит задать себе вопрос: почему занятие будет построено именно так, а не иначе? При использовании любого метода следует соизмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами - подчас очень интересный и «красивый» методический подход может быть чересчур энергоёмким и затратным по времени.

    Вариативность.

Не следует злоупотреблять даже самым эффективным и успешным способом работы. В преподавании необходимо максимальное разнообразие как содержания, так и методики, на уроке следует добиваться смены форм деятельности учащихся, она должна быть максимально разнообразной, но это разнообразие не должно быть искусственным.

    Творческий подход.

В методике не должно быть застывших догм и окончательных правил.

    Наличие алгоритма.

Необходимо иметь разработанную последовательность использования приёмов преподавания на конкретном занятии. Каждый метод должен иметь чёткую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов.

    Демократичность.

Применение любого метода должно быть построено на демократических ценностях уважения других точек зрения (мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.п.)

Только при соблюдении данных принципов возможен эффективный результат в процессе образования и воспитания.

Список литературы

    Артасов И.А. О системе и принципах подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию, - 2006. - №9.

    Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – Л.,1999г.

    Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания. Преподавание истории в школе, - 2005. - №7

    Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва. 2000г.

    Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – Москва. 2000г.

    Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – Москва. 2000г.

    Юцявичене П. « Теория и практика модульного обучения». – Каунас, 1989 г.

Проверка результатов обучения - этап в формирования знаний и умений учащихся, цель которого получение своевременной и разносторонней информации о процессе освоения содержания школьного курса истории учащимися, об их достижениях, для оперативного управления процессом обучения.

Проблемы П.Р.О. широко освещались как в дореволюционной, так и советской методической литературе, были предметом специальных исследований методистов (А.А. Вагин, Н.Г. Дайри, В.Г. Карцов, П..С. Лейбенгруб, А.И. Стражев и др.).

До 70-х гг. ХХ века основной целью проверки было выявление результатов освоения знаний. Качество знаний оценивалось по их полноте, глубине, подвижности, прочности. Со становлением развивающего обучения истории в цели проверки стало включаться выявление уровня освоения учебных умений. В советский период П.Р.О. также была связана с отслеживанием процесса идейного воспитания учеников.

В современной литературе находят свое отражение вопросы разработки новых форм и приемов проверки знаний, параметров оценки достижений учащихся (Л.Н. Алексашкина, Г.В. Клокова, О.Ю. Стрелова др.). Изменились подходы к оценке содержания проверки знаний. На протяжении всех предшествующих периодов проверялись преимущественно результаты освоения формализованных , объективизированных знаний, к которым относятся устоявшиеся в науке понятия, теоретические положения, факты. В современной литературе ставится ворос о проверке также результатов усвоения учениками неформализованных знаний , к которым относятся всевозможные интерпретации исторических фактов, вариативные оценочные суждения. Проверка их усвоения предполагает разработку дополнительных требований к тому, какие виды неформализованных знаний доступны усвоению учениками на каждой ступени обучения истории, какие требования следует предъявлять к уровню их воспроизведения и оценки учениками.

Функции (задачи) проверки и оценки результатов обучения истории – обучающая (дальнейшее углубление и систематизация знаний, развитие умений), контрольно-учетная (выставление отметок в зависимости от степени овладения учеником программным материалом), диагностическая (выявление степени решения задач обучения и эффективности выбранной методики обучения), стимулирующая (развитие познаватель6ного интереса, стимулирование систематической учебной деятельности школьников).

В литературе различают П.Р. О. по видам деятельности учеников и по дидактическим целям - на каждом этапе освоения учебного содержания.

Проверке подлежат:

результаты работы учащихся в классе и при выполнении домашних заданий;

устные ответы (при опросе, сообщении, докладе, в беседе, дискуссии и т.д.) и письменные работы (творческие сочинения, контрольные работы, тесты, диктанты рефераты, ведение тетради и т.д.);

результаты выполнения познавательных и творческих заданий (зарисовок, создания моделей, организации игр).

Именно всесторонний анализ деятельности учащихся позволяет получить полную картину их индивидуальных достижений, наиболее объективно и точно оценить результаты обучения и предпринять педагогические действия для решения задач раскрытия потенциала каждого ученика в обучении истории.

По дидактическим целям на каждом этапе освоения учебного содержания поверка различается формами и приемами проведения.

Начальный этап освоения учебного содержания связан с текущей проверкой по ходу урока. Она, в первую очередь, преследует цель установления правильности освоения сложных вопросов содержания занятия, основных единиц знаний и новых умений и предполагает незамедлительную коррекцию процесса обучения. Этот вид П.Р.О. проводится с использованием приемов контрольной беседы, диктанта, краткого теста, а также предполагает проверку продуктов деятельности учеников (заполнения таблиц, выполнения познавательных заданий и т.д.). Данная проверка, как правило, выполняет еще функции закрепления содержания занятия.

Далее проверка результатов освоения содержания осуществляется, как правило, на следующем уроке, в большинстве случаев - в виде опроса . Она преследует цели выявления полноты и правильности усвоения содержания предшествующего занятия, дополненного в процессе выполнения домашнего задания. Фиксируются изменения в уровне и глубине осмысления материала. Это наиболее развернутая, всесторонняя проверка усвоения содержания одного занятия. На этом этапе П.Р.О. выполняет функции закрепления, коррекции знаний и умений, а также, в большинстве случаев, контроля за результатами обучения.

Промежуточная проверка, проводимая в конце изучения большой темы (раздела), осуществляется с целью выявления результатов всего изученного в рамках данного этапа учебного содержания. В данном случае проверяются прочность и уровень усвоения нормативного содержания всего раздела, динамика в углублении знаний и в развитии умений учащихся (по сравнению с уровнем, заданным при их первичном освоении). Этот этап П.Р.О. осуществляется, как правило, на повторительно-обобщающих уроках , специальных уроках проверки результатов обучения . Он может быть соотнесен с функциями промежуточной аттестации и диагностики достижений учащихся, проводиться в виде тестирования, контрольной работы , устного зачета и т.д. Проверка результатов освоения всего курса истории, как правило, соотносится с годовой аттестацией школьников.

Итоговая проверка результатов обучения осуществляется в процессе аттестационных испытаний, проводимых в форме школьного зачета или экзамена по истории (в том числе в виде единого государственного экзамена).

П.Р.О. должна носить систематический характер. Ее итоги должны фиксироваться и анализироваться. Степень глубины, полноты, всесторонности анализа учителем результатов обучения непосредственно влияют на уровень эффективности совершенствования педагогом своей профессиональной деятельности и процесса обучения истории в целом.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методическая разработка раздела программы по математике «Обыкновенные дроби» учитель математики Белова Н.П. М Б ОУ « Основная общеобразовательная ш кола № 13 »

Цель современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся Федеральные государственные стандарты второго поколения: Формирование совокупности универсальных учебных действий; Новые требования к результатам обучения 1. Л ичностные; 2. Метапредметные; 3. Предметные; Системно – деятельностный подход: 1. Организация разнообразной учебной деятельности; 2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося.

Особенности программы учебного курса «Математика» Увеличение активных форм работы учащихся; Развитие интеллекта учащихся; Приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения и доказательства.

Раздел программы «Обыкновенные дроби» Предметные цели обучения: Систематическое развитие понятия числа Выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами. Цели личностного развития: Развитие логического мышления. Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность Развитие интереса к математическому творчеству. Метапредметные цели обучения: Создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности

Индивидуальный подход в обучении Ребенок – субъект собственного развития Учет физиологических, психических, возрастных особенностей Личное изучение педагогом особенностей развития и общения каждого учащегося. Учет склонностей и интересов учащихся. Уровневая дифференциация заданий

Цели и задачи раздела «Обыкновенные дроби» Основная цель: познакомить каждого учащегося с понятием дроби. Познавательные задачи: Познакомить учащихся с основными понятиями данной темы; Формировать умения отмечать дробные числа на оси координат; Формировать умения читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические действия.

Развивающие задачи: Развивать восприятие, внимание, память; Развивать умения сравнивать, анализировать; Развивать навыки реализации теоретических знаний на практике. Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес к предмету; Воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе; Содействовать рациональной организации труда.

Психолого- педагогическое объяснение специфика восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Познавательные процессы школьников Произвольность Устойчивость Продуктивность

Психологические особенности учащихся 5 класса ПАМЯТЬ Преобладание механического запоминания, которое вызывает затруднения в обучении МЫШЛЕНИЕ Преобладает словесно – логическое и образное, менее развито абстрактное мышление. САМОКОНТРОЛЬ Недостаточное сформированное произвольное внимание, требует развития. РЕЧЬ Речь влияет на развитие мышления, требуется постоянное развитие речи.

Ожидаемые результаты Учащиеся будут знать и понимать Учащиеся будут уметь Понятия окружности, круга и их элементов. Изображать окружность и круг Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя. Читать и записывать обыкновенные дроби Правило сравнения дробей Называть числитель и знаменатель Понятия правильной и неправильной дроби Изображать дроби Правила сложения и вычитания дробей Распознавать и решать три основные задачи на дроби

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм, организации деятельности учащихся Технология индивидуального обучения Дифференцированный подход Дидактические игры Устная работа Тестирование

Система знаний и система деятельности Система знаний – общенаучные знания и законы, знания профильного характера. Система деятельности – познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая деятельность.

2 блок 5 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 6 Деление и дроби 5 Смешанные числа

Система уроков по теме № урока в разделе программы Тема урока. Изучаемый материал на уроке Тип урока Форма урока Форма организации познавательной деятельности учащихся 1 Окружность и круг. Понятия: окружность, круг, центр, радиус, диаметр, полукруг, дуга. Окружность, круг и точка. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – лекция Фронтальная 2 Окружность и круг. Задачи на построение по радиусу и диаметру. Комбинированный Урок - практикум Коллективная 3 Доли и дроби. Работа с долями: половина, треть, четверть. Понятие обыкновенных дробей. Комбинированный Урок- игра Фронтальная 4 Доли и дроби. Работа с долями. Изображение на координатном луче. Урок закрепления изучаемого материала. Урок решения задач Индивидуальная 5 Доли и дроби. Решение задач. Урок системати-зации и обобщения знаний. Урок - соревнование Групповая 6 Сравнение дробей. Графическое изображение равенства дробей. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – практикум. Индивидуальная

7 Сравнение дробей. Изображение дробей и их сравнение на координатном луче. Запись неравенств. Комбинированный Урок решения задач Коллективная 8 Сравнение дробей. Вывод правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Закрепление изученного материала. Урок – исследование. Групповая 9 Правильные и неправильные дроби. Понятия правильных и неправильных дробей. Комбинированный Урок- лекция. Фронтальная 10 Правильные и неправильные дроби. Решение задач с использованием дробей. Урок закрепления изучаемого материала Урок- практикум. Коллективная 11 Обобщение. Обобщение и систематизация знаний. Урок – путешествие Коллективная 12 Контрольная работа №7 Урок проверки знаний Контрольная работа Индивидуальная 13 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вывод правила сложения и вычитания графическим способом. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – исследование. Коллективная 14 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнение действий в примерах, выражениях, уравнениях. Урок закрепления изучаемого материала. Урок решения задач Групповая 15 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач на сложение и вычитание дробей. Урок проверки знаний Самостоятельная работа Индивидуальная

16 Деление и дроби. Объяснение связи деления и дроби. Перевод записи. Получение дробного числа путем деления. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – практикум. Индивидуальная 17 Деление и дроби. Решение задач на деление с получением дробного числа. Комбинированный Урок решения задач Индивидуальная 18 Смешанные числа. Понятие смешанного числа, его представления в виде суммы целого и дробного числа. Комбинированный Урок – практикум. Групповая 19 Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Урок повторения Урок решения задач Групповая 20 Смешанные числа. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Комбинированный Урок решения задач Фронтальная 21 Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение смешанных дробей. Случай получения неправильной дроби при сложении дробных частей. Комбинированный Урок - практикум. Коллективная 22 Сложение и вычитание смешанных чисел. Случай, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Урок проверки знаний. Урок - зачет Индивидуальная 23 Сложение и вычитание смешанных чисел. Вычитание дроби из целого числа. Решение задач и уравнений с обыкновенными дробями. Систематизация знаний Урок взаимообучения Групповая 24 Обобщение. Обобщение, закрепление изучаемого материала. Урок - игра Групповая 25 Контрольная работа №8 Урок проверки оценки знаний. Контрольная работа Индивидуальная

Актуальность курса 1.Определяется значимостью понимания школьниками особого положения курса «Обыкновенные дроби» в школьном курсе математики 2.Безупречное знание действий с обыкновенными дробями требуется от каждого ученика для дальнейшего усвоения математики

Пояснительная записка

Урок № 24 «Обобщение.Подготовка к контрольной работе» Цели урока: 1. Систематизировать знаний учащихся по теме, совершенствовать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем

Знают 1.Понятие дроби, правильной и неправильной дроби.понятие смешанного числа 2.Понятие сравнения дробей

Умеют 1.Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем 2.Выделять целую часть из неправильной дроби. 3.Записывать смешанное число в виде неправильной дроби 4.Отмечать дроби на числовом луче 5.Сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями

Осознают 1. Роль аналогии и обобщения в получении новых знаний 2. Роль темы для дальнейшего изучения курса

Методы и формы организации деятельности Применяемые методы обучения: Частично- поисковый; Исследовательский; Проблемный; Репродуктивный. Формы организации деятельности. Коллективная; Парно- групповая; Фронтальная работа; Индивидуальная.

Оборудование урока Компьютер, мульти - медийный проектор, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы. Карточки самооценки


Функции проверки. Содержание и методика проверки знаний и умений.

Формы, виды и приемы проверки.

Требования к проверке: мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками.

Текущая и отсроченная проверка.

Устный, письменный и практический контроль.

Применение карточек, тестирование. Задания и задачи.

Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование.

Обеспечение успеха в деятельности учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Основным видом проверки знаний учащихся как по всем предметам, так и на уроках истории и обществознания является опрос.

Опрос учащихся - прежде всего определенная часть урока. К проведению опроса на уроке надо серьезно готовится, потому что формулировка вопросов на уроках истории и обществознания - дело ответственное, всякая неясность, нечеткость формулировки может дезориентировать учащихся и сказаться на результате контроля. Если учитель не готовится к опросу, то, хотя бы он обладал и достаточной квалификацией, вопросы его могут носить случайных характер и учащиеся не смогут логически осмыслить переход от ранее изученного материала к новому, проследить динамику развития исторических событий. Функции опроса очень многообразны. Наиболее ярко и в полной мере, т.е. в течение 40 минут он проявляется на контрольном уроке.

Контрольный урок является предпоследним в изучении темы, раздела, курса. На данном уроке учитель выбирает необходимые задания для проверки знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. Контрольный урок проводится перед уроком повторения и обобщения и позволяет учителю на основе контрольного среза, теста, контрольной работы и других форм проверки определить слабые участки в знаниях класса. Учитель тщательно выбирает наиболее важный материал для закрепления, опираясь на программу, в которой указаны знания, умения, навыки, которыми должны овладеть учащиеся в овладении знаниями данного предмета. На уроках в старших классах по истории и обществознанию форма урока может носить иную специфику, например - зачет.

Организация проверки знаний и умений важный этап организации учебного процесса.

Опрос - это первая проверка на практике полученных знаний, это важнейший вид управления.

На уроках по новой теме опрос может быть одним из видов самостоятельной работы и проходить не столько с целью контроля, сколько развития нужных навыков и приобретения новых знаний. Такой опрос развивает самостоятельность, закрепляет полученные знания, активизирует процесс обучения.

По мере накопления знаний меняется и опрос.

Обратная связь осуществляется в двух направлениях:

1. В процессе самого объяснения материала, выделив отдельные структурные элементы темы, учитель дифференцирует вопросы к сильным, средним, слабым ученикам - с просьбой повторить, уточнить, привести примеры, решить задачу, найти на карте, прочитать раздел, привести цитату из первоисточника. Учитель корректирует знания учащихся.

2. После изучения раздела, темы учитель проверяет, как усвоены термины, даты, факты, добивается связных, развернутых ответов на вопросы по текущему материалу с объяснением связей, решением задач, хронологией, работой по карте;

3. Итоговая проверка по целым разделам, темам, по итогам четверти, полугодия, года: обобщающий опрос, контрольная работа, экзамены.

Формы опроса :

фронтальный (аналитическая, эвристическая беседа, тестирование, диктант, контрольная работа).

Групповой (работа по карточкам, задание группе с защитой проекта, доклады, содоклады, оппонирование, рецензирование и др.)

Индивидуальный - письменный и устный (ответ у доски, работа по карточке, карте, заполнение таблиц, составление или отгадывание кроссвордов, сочинение-описание по картине, ответ на контрольные вопросы, решение задач, работа с первоисточниками, документами и т.д.

Комбинированный опрос сочетает в себе проведение фронтального, группового и индивидуального опроса.

Контроль проводится на основе программы курса, содержания учебника с учетом дополнительного материала, который вводит в процесс обучения учитель.

Не претендуя на полноту анализа, можно назвать несколько функций опроса:

1. Опрос - средство контроля: это элемент контроля имеет место там и в тех случаях, когда ученикам ставятся какие-либо вопросы (наводящие, развивающие логическое мышление, эвристические, направленные на творческий поиск и т.д.).

2. Опрос - средство закрепления знаний: ученик, отвечая на те или другие вопросы преподавателя, естественно, еще раз закрепляет изученный материал, часто с новых точек зрения, в разных ракурсах (присущи аналитическая беседа, проблемная ситуация, заполнение сравнительной таблицы, систематизация материала и т.д.).

3. Опрос - средство повторения того или иного раздела, курса, той или иной суммы вопросов курса (подготовка сообщений, докладов, рефератов к семинарскому занятию, выполнение творческих проектов, подбор материала к уроку-игре и т.д.)

4. Опрос - средство анализа и разбора изучаемых документов.

Сводить опрос только к контролю не следует, как бы ни важна была его функция.

Опрос играет большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует воспитанию у учащихся практических навыков - умения раскрывать тему и докладывать ее аудитории, умения обосновывать и доказывать высказываемые им положения, воспитывает самостоятельное мышление учащихся при решении поставленных вопросов, способствует воспитанию чувства ответственности за свою работу.

В условиях изменения структуры и содержания образования в средней школе на первый план выдвинулись такие проблемы, как необходимость коррекции содержания и методов организации контроля в гимназических профильных классах, а также классах коррекции.

Дифференцированный подход к отработке содержания учебного материала заставляет учителя диагностировать учащихся:

По уровню подготовленности;

Характеру мыслительной деятельности;

Направленности их познавательной активности.

Особенно сложно работать тем, где история не является профильным предметом. Вторым видом разноуровневого подхода является выявление различий у учащихся в одном классе. Диагностика проводится внутри класса по тем же критериям, с целью содействовать успешной деятельности и сильных, и слабых.

Разноуровневые задания позволяют преодолеть отставание слабых, неуверенных в себе учеников. Посильные для них формы работы будут способствовать росту уверенности в себе, помогут преодолеть страх перед контролем со стороны учителя. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволяет в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность.

Важной задачей является отработка методического обеспечения перехода от репродуктивной деятельности га уроке к деятельности, преобразующей и творчески поисковой.

Индивидуальная, групповая и парная формы работы на уроке давно известны и широко используются, но не всегда учитываются индивидуально-личностные характеристики и качества различных учеников, особенности тех или иных классов.

Разноуровневый подход - это не только обучающая, но и развивающая методика, в результате использования которой происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных навыков, навыков мыслительной деятельности, умений анализировать, обобщать, делать выводы.

Самое главное - с помощью разноуровневого индивидуально-личностного подхода появляется возможность добиться достижения этих целей каждым конкретным классом, каждым конкретным учеником.

Система проверки знаний в старших классах может иметь тестовые задания с различными видами:

свободные по форме :

Небольшие высказывания, точность и полнота которых могут быть восстановлены учеником после того, как им понята остальная часть смысловой фразы;

предполагающие выборы ответа :

Из предложенных 4-х альтернатив, одна из которых соответствует верному ответу;

На основе сопоставления двух суждений;

- на установление соответствия между двумя списками;

- на дополнение предложенного перечня;

Задания открытого типа с кратким эталоном ответа.

Другим видом работ является реферирование. В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю).

В любом реферате выделяют:

Собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

Справочный аппарат.

Различают несколько видов реферата: в зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника), и обзорные, написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования.

В устном представлении реферата предполагается:

Обоснование актуальности избранной темы (почему данная работа представляет интерес для самого автора и в чем объективная необходимость обращения к данной теме);

Анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

Подготовленный текст работы, снабженный необходимым научным аппаратом, аккуратно переписанный или перепечатанный, заблаговременно, в установленные в образовательном учреждении сроки, сдается рецензенту, а на экзамене представляется на публичную защиту.

Итоговая аттестация по истории и обществознанию может проводится в виде экзамена и собеседования.

Традиционные экзаменационные испытания могут проводится на основе примерных билетов, которые ежегодно с небольшими модификациями публикуются в сборниках Минобразования, как примерные вопросы к собеседованию.

Одним из направлений реформы системы образования в Российской Федерации является подготовка к введению единого национального экзамена, который совместит в себе функции выпускного экзамена в школе и вступительного экзамена в высшие учебные заведения.

В 2001 г. в нескольких регионах России прошел эксперимент по выработке содержания, форм, организации единого национального экзамена. Подготовлены демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов по всем предметам учебного плана. Они адресованы учителям, преподавателям высшей школы, ученикам, абитуриентам, родителям, всем кто связан с российским образованием. Демонстрационные материала предназначены, в частности, для публикации в средствах массовой информации. Материалы к ЕГЭ по истории и обществознанию опубликованы в журналах «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001. № 6,7.Они содержат инструкцию для учащихся по выполнению 58 заданий, которые разделены на 2 части. В 1-30 заданий в каждом нужно выбрать один верный ответ. В заданиях 31-38 выбрать верный ответ из предложенных четырех вариантов и записать его в бланке ответов. Задания 39-50 требуют краткого ответа в виде одного-двух слов или сочетаний, цифр и букв, которые также надо записать на бланке ответов.

Звенья комбинированного урока
Проверка знаний и умений учащихся. Комбинированный урок иначе называют составным, так как он состоит из всех основных звеньев процесса обучения. Такой урок включает в себя проверку и учет знаний и умений предыдущего урока, логически связанных с содержанием данного урока; переход к изучению нового материала; изучение и закрепление нового, включая повторение изученного на предыдущих уроках.
Вслед за оргмоментом проводится проверка знаний и умений. Это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении домашнего задания. Она может быть устной, письменной и письменно-графической.
Проверка знаний включает в себя ряд требований: 1) мотивация опроса (без знания пройденного нельзя двигаться вперед); 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей учеников, дифференциация проверки; 4) связь содержания проверки с новой темой; 5) определение места проверки на уроке; 6) мотивация оценки знаний (в чем продвижение вперед, что нужно делать для развития успеха познания).
Из опроса следует исключать приемы, требующие больших затрат времени. Нерациональна, например, длительная беседа с множеством дополнительных вопросов одному ученику, большой, излишне подробный рассказ ученика, запись на доске громоздких текстов и подробных схем, таблиц.
Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала. Желательно, чтобы опрос носил тематический характер, например, по развитию какой-либо проблемы. Учитель отбирает для проверки материал, значимый по содержанию и сложный по усвоению. К основному вопросу ставит дополнительные, внутренне связанные с основным. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, понятной детям.
При опросе ученики рецензируют развернутые ответы одноклассников.
При первоначальной проверке изученного учитель требует запоминания второстепенного материала и опорных фактов. Этому способствует проводимое в начале урока проговаривание материала: когда ученик продумывает про себя ответ или пересказывает соседу по парте его содержание. Причем при необходимости ученик может заглядывать в тетрадь или в учебник. После проговаривания учитель выясняет базовое содержание изученного, самое главное - фронтально при помощи кратких вопросов, которые ориентированы на познавательные возможности большинства учеников класса. Такой беглый опрос подготавливает последующий развернутый ответ учеников у доски в виде рассказа.
Рассказ развивает устную речь учеников и выявляет умение применять приемы устного изложения знаний (конспективное или объясняющее изложение, сюжетный рассказ и т.д.).
Иногда опрос по предыдущему материалу целесообразнее провести не в начале урока, а в ходе заключительной беседы по изучению нового. В ряде случаев опроса вообще нет. Его не проводят, если на предыдущем уроке тема закончилась и были подведены итоги ее изучения, теперь же начинается новая тема; если материал предыдущего урока не служит введением к изложению нового материала.
Переход к изучению нового. Дидактически важен этап перехода к изучению нового материала. Учитель переключает внимание учащихся на изучение нового, старается вызвать у них интерес к теме, потребность в познании неизвестного, создает необходимый психологический настрой. На этом этапе урока учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, в случае необходимости напоминает об основных представлениях и понятиях. Затем он намечает перспективу для изучения последующего материала, задачи, ставит познавательные задания и вопросы. Среди них могут быть задания проблемного характера.
Изучение нового. Основную часть урока может занимать рассказ учителя. Если рассказу отводится центральное место, то вся остальная работа подчинена ему. Рассказ строится с учетом возраста и психологических особенностей учащихся.
Исходя из этого изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате анализа иллюстраций и учебных картин, технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, видеофильмов), чтения учебника и работы с его картой, анализа документов. Основное внимание обращается на сложный теоретический материал, базовые знания.
Закрепление. Под закреплением понимают вторичное восприятие и осмысливание материала, изучаемого на уроке. Цель закрепления - добиться запоминания изучаемого на уроке материала, установить связи нового с ранее изученным, усилить внимание учеников, а также проверить усвоение новых знаний.
Место первичного закрепления на уроке зависит от характера изучаемого материала. Нельзя, например, яркое, эмоциональное содержание прерывать закреплением. Но поэтапное закрепление необходимо, если материал легко делится на самостоятельные, логически завершенные части и несет большую теоретическую нагрузку.
Закрепление базовых знаний может проходить сразу после объяснения учителя. При этом повторяют узловые события, то, что легче всего забывается в силу своей отвлеченности: последовательность исторических событий, их основное содержание, обобщения, географические названия, даты, имена. Вопросы в беседе должны быть небольшими, требующими коротких и четких ответов. В старших классах закрепление такого характера заменяет итоговый вывод, который делает учитель или ученики, или же может быть резюме учителя.
Текущее повторение. По ходу объяснения учитель проводит текущее повторение - воспроизведение ранее пройденного материала, установление органической связи между старым и новым, а также систематизация, обобщение и углубление знаний по теме, разделу или всему курсу в целом.
Таким образом, при текущем повторении недостаточно только воспроизвести пройденный материал. Задача этого повторения в том, чтобы не допустить забывания ранее изученного, сделать знания прочными, связать новые знания с ранее полученными, обобщить, систематизировать и углубить пройденное. Следует иметь в виду, что даже хорошо понятое и один раз правильно воспроизведенное без повторения не запоминается. Текущее повторение и обобщение изученного материала могут быть вводными или тематически связанными с содержанием урока. Обобщение - это выделение главного и общего.
Для установления связей с новым материалом учитель напоминает пройденное; сравнивает и сопоставляет новое с ранее изученным. По заданию учителя ученики обращаются к учебнику, читают определения и выводы, фрагменты документа, выполняют тестовые задания.
Домашнее задание. Комбинированный урок включает в себя домашнее задание. Оно должно быть конкретным и соответствовать цели урока, быть разнообразным, посильным и доступным, учитывать новые умения учащихся. Следует указывать учащимся и то старое, что надо повторить для усвоения нового на следующем уроке.
Задание на дом, как правило, учитель дает в начале или в конце урока. Назвав параграф, он разъясняет, на что надо обратить внимание, что следует твердо запомнить, какие иллюстрации тщательно рассмотреть и использовать при ответе в классе, какие вопросы и задания в конце параграфа кому и как выполнить.
Таким образом, домашняя работа предполагает не только задания для всего класса (связный и последовательный пересказ текста, ответы на вопросы, рассказ по картине, заполнение контурной карты, составление плана расположения города), но и дополнительные дифференцированные задания. Среди них могут быть составление сравнительной таблицы, схемы или диаграммы, кроссворда, подготовка сообщения на основе научно-популярной и художественной литературы, написание аннотации. Возможны практические задания на длительный срок, например: сделать макет или модель, разработать эскиз памятника, корабля, собрать архивные и статистические данные. Такие задания оцениваются, успехи учеников в познании истории отмечаются.
Следовательно, домашние задания учитель дает по определенной методической системе, в которой учитываются содержание урока, разнообразие и посильный для учащихся объем, инструктаж, постановка конкретных задач в зависимости от познавательных возможностей ученика и класса в целом. В идеале домашнее задание должно проверяться на следующем уроке у большинства учащихся. Систематическое невыполнение домашних заданий ведет к низкому качеству знаний или к их полному отсутствию.
Уроки контрольный, проверки и учета знаний
Контрольный урок. На таком уроке по теме или разделу ведется поэтапный контроль и выявляются пробелы в знаниях учащихся. Среди приемов работы может быть исторический диктант или тестирование, составление синхронистической сравнительной таблицы или заполнение контурной карты. Учитель применяет такие методы контроля, чтобы установить, в какой мере ученики помнят изученный материал или какова их способность воспринимать и удерживать в памяти полученную на уроке информацию. Для этого проводят письменный опрос по только что изученному или объясненному учителем новому материалу. Ученикам полезно сравнить письменную работу с соответствующим содержанием учебника, выявить недостатки.
Урок проверки и учета знаний близок по своим задачам к контрольному. Здесь не ставится задача обобщения знаний, а лишь их выявление и оценка. Отсроченная проверка требует усвоения опорных фактов, отработки базовых знаний. Начинается урок со вступительного слова учителя о той тематике, которая будет повторяться письменно или устно. Во время фронтальной беседы учащиеся дополняют или исправляют ответы товарищей. Для письменной проверки учитель заранее подбирает тесты или намечает варианты заданий, продумывает образцы ответов. Письменные работы разбираются учителем на одном из последующих уроков или же рецензируются самими учениками после домашней подготовки.
Если учитель хочет выяснить, как ученики усвоили тему, он предлагает им из перечня основных вопросов темы выбрать несколько для письменного ответа. Чтобы не было списывания, соседям по парте даются разные вопросы. Работы покажут, на какие вопросы ученики дали ответы, а какие оставили без внимания. К ним учителю придется вернуться на последующих уроках.
Беседа и взаимоопрос. При организации фронтальной беседы следует обратить внимание на содержание вопросов и технику проведения беседы. Чтобы активизировать работу учеников всего класса, учитель сначала ставит вопрос, дает немного времени на его обдумывание и лишь затем вызывает ученика. В целях активизации памяти, мышления и внимания учитель начинает вопрос со слов: «давайте вспомним», «как вы думаете», «правильно ли такое высказывание».
Вопросы беседы должны быть лаконичными по содержанию, точными с научной точки зрения, грамматически и стилистически правильными, дидактически простыми и доступными.
Беседа должна помочь сравнить исторические факты, выявить связи между ними, выделить главное и подвести учеников к определенным выводам. Беседа стимулирует мышление учащихся, побуждает их к решению поставленных задач. В более подготовленном классе ученики делают обобщения самостоятельно. В менее подготовленном в конце беседы учитель сам подводит краткий итог и выставляет оценки.
На уроке возможен взаимоопрос учащихся. Учитель заранее объявляет темы, выносимые на урок, поручает ученикам дома составить вопросы и задания. Накануне занятия формулировки вопросов и заданий корректируются и исправляются. Ученик, задающий вопрос, должен знать на него ответ, иначе он не сможет внести исправления и оценить. На уроке к доске выходит хорошо подготовленный ученик или несколько менее подготовленных учеников (им дается больше времени на обдумывание). Сначала им всем по очереди задают вопросы ученики, фамилии которых называет учитель. Потом в той же очередности следуют ответы. Ученик ответил, и ему задают новый вопрос. Пока он обдумывает, на вопросы отвечают два других ученика. Возможно проведение взаимоопроса-состязания двух учащихся или учеников класса по цепочке.
Уроки обобщающего повторения
Цель, формы, содержание. Осмыслению и обобщению изученного материала служат уроки обобщающего повторения по проблемам, темам, разделам курса и итогового повторения по курсу в целом. Их цель - систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процесса; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям.
Правильно поставленная цель урока позволяет определить базовое содержание повторения, отобрать основной материал и разработать вопросы и задания. За несколько дней до урока учитель сообщает ученикам тему, план проведения занятия, дает вопросы и задания. Содержание предстоящей работы обсуждается вместе с учащимися, а вопросы и задания к уроку вывешиваются в классе. Они могут быть оформлены в виде таблицы:
Тема урока Вопросы для повторения
Повторительно-обобщающие уроки могут быть в виде практической работы или беседы. Беседа преобладает в среднем звене учащихся. Учитель проводит ее по заранее продуманному плану. Обсуждается каждый пункт плана по вопросам, органически связанным друг с другом. Обсуждение, может проходить в ходе развернутых ответов отдельных учащихся. Например, для обсуждения выносятся следующие задания: а) на основе обобщения фактов, укажите, какие изменения произошли в экономической жизни России в пореформенный период; б) причины образования централизованного государства во Франции сопоставьте с причинами объединения русских земель в единое государство; определите общее и особенное.
Иногда к повторительно-обобщающим урокам относят школьные лекции и экскурсии. Однако на них бывает сложно обобщить знания учеников. Задача этих форм занятий в большей степени в том, чтобы повторить, закрепить, конкретизировать изученный ранее материал.
Сочетание устных и письменных заданий. Повторительно-обобщающий урок может включать в себя не только устные ответы, но и письменные работы учеников: решение задач, выполнение заданий, тестов, заполнение хронологических, синхронистических, систематизирующих таблиц.
Если на текущих уроках материал изучался в хронологической последовательности, то на повторительно-обобщающем можно провести обобщение по вертикальным столбцам таблицы, например рассмотреть рост дворянских привилегий на протяжении XVIII в. или развитие культуры.
Другой способ обобщения. Накануне повторительно-обобщающего урока ученикам предлагается выбрать из содержания учебника, своих конспектов и записать в хронологической последовательности факты упрочения государственной власти в период правления Петра I. На обобщающем уроке ученики коллективно обсуждают свои записи, уточняют и систематизируют их, пополняют новыми фактами из раздаточного документального материала. Итогом работы по проблемам власти в Петровскую эпоху станет совместно разработанный учениками план-конспект.
Игры. Возможно проведение повторительно-обобщающих уроков с элементами игры.
Например, готовясь к уроку, ученики пишут рассказ по изученной теме, специально допустив в нем несколько исторических ошибок. Лучшей считается работа, в которой ученики с трудом могут обнаружить запрограммированные ошибки.
Игровой характер носит работа со сводной таблицей по пройденному материалу 5-10 уроков. Таблица с датами, понятиями, ребусами, проблемными вопросами заранее пишется на классной доске. Класс делится на команды. Ответив правильно, ученик стирает с доски дату, понятие, вопрос. Каждый имеет право одного ответа. За простое воспроизведение материала - 1 балл, за привлечение сведений из дополнительной литературы - 2 балла.
Уроки итогового повторения
Цель, требования. Уроки итогового повторения проводят в конце учебного года. Это может быть аналитико-обобщающая беседа или лекция учителя. Их цель - закрепить знания важнейших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить основные процессы от начала до завершения. Таким образом, пройденное повторяется по сквозным проблемам, а не в той последовательности, что на текущих уроках истории. Такие уроки вырабатывают у учащихся определенную точку зрения на изученные события истории. Учащиеся применяют знания, работая с таблицами, графиками, логическими схемами. В их выводах и обобщениях содержатся элементы новых знаний. Итог обсуждаемым проблемам подводится в развернутом резюме учителя.
Итоговое повторение должно содержать важные и трудные для учеников проблемы курса. Необходимо соблюдать тематическое и логическое единство повторения, повторяя не слишком большие темы.
Методика проведения. Проблемы курса станут ясны ученикам только после неоднократного их рассмотрения. В конце последней четверти учитель составляет план итогового повторения для каждого класса. Повторение проводится на уроках во время беседы или докладов учеников, использовавших при подготовке доклада специальную научную литературу. Учитель также на урок подбирает из дополнительной литературы факты, цифры, высказывания, иллюстративный материал.
Весьма полезной бывает на итоговом повторении работа учеников со сравнительными таблицами столетий, раскрывающими организацию управления, развитие законодательной системы, вооруженных сил. Подготовка к экзаменам. П.С. Лейбенгруб выделил основные требования подготовки к выпускным экзаменам:
1. Повторение в течение учебного года вопросов прошлых лет обучения, необходимых для лучшего усвоения курса.
2. Накопление нужного для повторения материала в рабочих тетрадях учащихся в виде развернутых планов изучаемых тем, таблиц, схем и других записей.
3. Повторение курса истории на отдельных уроках в тематической связи с изучаемым новым материалом и на повторительно-обобщающих уроках по каждой большой теме в учебном году;
4. Итоговое предэкзаменационное повторение важнейших вопросов новейшей отечественной и зарубежной истории в конце заключительного года обучения.
При подготовке повторения следует учесть, какие вопросы наиболее трудны для учеников, какие недостатки встречались на выпускных экзаменах прошлых лет. Упор делается на разбор вопросов, включенных в экзаменационные билеты. Учитель намечает основные вопросы, продумывает тезисы ответов учеников. Работа на уроке может быть самым разной: ответ ученика, составление развернутых планов и таблиц, просмотр фильмов и т.д.
Завершается итоговое повторение к экзаменам консультацией, на которой учитель отвечает на вопросы учеников и раскрывает наиболее сложные проблемы, предупреждает учеников о типичных ошибках. Учитель дает рекомендации о примерной структуре ответа, о применении исторических карт, атласов, документальных материалов.

Список литературы
1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968.
2. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. – 1981.- №4.
3. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории в школе. - 1988.- №4.
4. Методика преподавания истории в средней школе / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986.
5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама