THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

После рассмотрения роли бихевиоризма в развитии психологии перед нами снова встает вопрос о том, что же изучает психологическая наука, каков ее предмет. Как вы помните, структурализм и функционализм были ориентированы на анализ внутренних особенностей человека, понимая психологию как науку о сознании. Однако представители бихевиоризма доказали необходимость изучения не только внутренних, но и внешних проявлений психики – поведения человека. Что же является предметом психологии в настоящее время? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разграничить два понятия – «психические явления» и «психологические факты». Начнем с первого. Психические явления представляют собой факты внутреннего, субъективного опыта человека. Всем нам хорошо знакомо выражение «внутренний мир человека», собственный, или, как сказали бы психологи, субъективный опыт. Они – на житейском уровне (уровне обыденного познания) – отражают тот спектр явлений, который научное познание относит к категории психических: наши ощущения, мысли, желания, чувства. Вот сейчас вы видите перед собой эту книгу, читаете текст параграфа, пытаетесь его понять. Содержание текста может вызвать у вас самые различные эмоции – от удивления до скуки, стремление продолжить чтение или желание закрыть учебник. Все, что мы перечислили, является элементами вашего собственного субъективного опыта, или психическими явлениями. Нам важно запомнить одно их основное свойство – психические явления непосредственно представлены субъекту. Разберемся, в чем оно проявляется. Когда вы успешно справляетесь с решением какой-либо задачи, достигаете своей цели, чувствуете радость, уверенность в своих силах, гордитесь полученными результатами, обдумываете возможности достижения новых, более сложных целей. Однако вы не только испытываете все это, но и знаете о своих чувствах, мыслях, стремлениях. Если бы вас спросили в тот момент, что вы чувствуете, вы стали бы описывать свои мысли и переживания. Представим иную ситуацию, мастерски описанную А.Н. Леонтьевым: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него… неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок».

Как видим, и в данном случае вы смогли бы понять свои чувства, причины их возникновения, но это было бы уже необходимо не для другого, а для себя самого. Подобное становится возможным благодаря способности человека к самосознанию, самопознанию. Именно на ее основе структуралисты и функционалисты решали два фундаментальных вопроса психологии – о ее предмете и методе. Однако их подход был преодолен дальнейшим развитием самой психологической науки. Вместе с тем, это не означает, что психология отказалась от изучения психических явлений. Она лишь перестала считаться наукой, которая занимается исключительно исследованием фактов внутреннего опыта субъекта, включив в свой предмет целый ряд других проявлений психики. В то же время сама категория «психические явления» используется и в современной психологии. Так как факты субъективного опыта человека включают в себя широкий круг явлений, то существуют различные подходы к их классификации. Мы будем придерживаться одного из них, согласно которому психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют первичные регуляторы поведения человека. Они характеризуются определенными динамическими параметрами, означающими, что любой психический процесс имеет свое начало, течение и окончание. Психические процессы также могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы с восприятием и переработкой информации. К ним относят ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, речь, внимание. Вместе с тем, любые сведения, которые человек получает об окружающей действительности, о себе самом, не оставляют его равнодушным. Одни вызывают у него положительные эмоции, другие будут связаны с негативными переживаниями, а третьи вообще могут остаться незамеченными. Поскольку любая информация имеет определенную эмоциональную окраску, то наряду с познавательными психическими процессами принято выделять и эмоциональные психические процессы. К данной группе принадлежат такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроение, стресс. Их значимость подчеркивал в свое время еще З. Фрейд, утверждавший следующее: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя тревожат, и ты будешь от них в безопасности».

Далеко не все в нашей жизни удается без усилий и напряжения. Всем нам еще с детства хорошо знакома пословица: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Действительно, достижение многих жизненных целей требует преодоления разнообразных трудностей и препятствий, необходимости выбирать одно решение из нескольких возможных вариантов. Поэтому неслучайно еще одной группой познавательных психических процессов стали волевые процессы.

Иногда в качестве самостоятельной выделяют еще одну разновидность познавательных психических процессов – неосознаваемые психические процессы, которые осуществляются без контроля со стороны сознания.

Все психические процессы тесно связаны друг с другом. На их основе формируются определенные психические состояния человека, характеризующие состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, могут благоприятно сказываться на деятельности или затруднять ее. К этой категории психических явлений мы относим такие состояния, как бодрость, уныние, страх, угнетенность. Они, как и психические процессы, характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Еще одну категории психических явлений составляют психические свойства личности. Они отличаются большей устойчивостью и большим постоянством, чем психические состояния. Психические свойства личности отражают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека. К ним принадлежат направленность, темперамент, способности и характер.

Особенности развития психических процессов, преобладающие психические состояния и уровень развития психических свойств в совокупности составляют неповторимость человека, определяют его индивидуальность.

Однако, как мы уже отмечали, с развитием психологии в предмет ее исследования стали включаться и другие формы проявления психики – психологические факты. Это и факты поведения, и психосоматические явления, и продукты материальной и духовной культуры общества. Почему мы изучаем их? Потому что во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика человека проявляется, обнаруживает свои свойства. А это означает, что через них мы – опосредованно – можем исследовать саму психику.

Итак, мы можем зафиксировать выявленные нами различия между психическими явлениями и психологическим фактами. Психические явления представляют собой субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическим фактами понимается более широкий спектр проявлений психики, в том числе и их объективные формы – в виде поведенческих актов, продуктов деятельности, социально-культурных явлений. Они используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, что является предметом психологии с позиций современной науки. Психология изучает психические явления и психологические факты. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в данном случае «и» не означает «или», а подчеркивает целостность и единство психических явлений и психологических фактов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Однако это – не окончательный ответ на вопрос о предмете психологии. Мы обратимся к более детальному его рассмотрению при знакомстве с психологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева.

Предмет психологии. Специфические особенности и классификация психических явлений.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии.

Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений.

Психология изучает психику в закономерностях ее развития. Она изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Психика – это свойство мозга, и это свойство – отражение действительности. Психика – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением.

Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира , на основе которого регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Специфика психологического знания.

Особенности психол. знания:

1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.

2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс – это последовательное изменение психической деятельности при том или ином виде взаимодействия человека с миром. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на:

1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение),

2) эмоциональные,

3) волевые,

4) действия.

Психическое состояние - это текущее (временное) своеобразие психической деятельности (психических процессов), обусловденное ее содержанием (объектом) и отношением человека к этому содержанию (личностной значимостью).

Психические состояния могут быть: а) кратковременными, ситуативными, и б) устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти),

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация),

3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости,

4. Состояния разных уровней организованности сознания (внимание).

Психические свойства – типичное для индивида своеобразие его психической деятельности. Психические свойства личности по своему происхождению вторичны, они возникают из процесса и вне процесса не погут появиться. Свойства психики, в отличие от процесса, - устойчивые особенности личности человека.

Психические свойства личности подразделяются на:

1. Темперамент - индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реальных психических процессов(сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики),

2. Направленность - иерархия потребностей и мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок,

3. Характер - обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде,

4. Способности - психофизиологические возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности.

1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Существуют 3 основных подхода к пониманию, что представляетсобой психика (душа):

1. Идеалистический подход – психика как первичная самостоятельная субстанция, которая существует независимо от человека и от материального мира; основоположник – Платон: «Мир идей – сущность бытия» (материальный мир является отражением человеческого восприятия и самостоятельно не существует).

2. Дуалистический подход (!) – природа психики двойственна: существуют низшие, материально обусловленные психические процессы (на основе рефлекторной дуги) и высшие, нематериальные; основоположник – Декарт: ввел понятие рефлекторной дуги и рефлекса.

3. Материалистический подход – душа состоит из атомов (материальных элементов), от движения которых зависят свойства души; основоположник – Сократ.

Доказательства материальности психики :

Понятие «психика»

Психика проявляется в психических явлениях и представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в активном отражении субъектом объективного мира.

Ряд ученых отмечают, что психика это есть функция мозга, а его изучением занимаются различные науки. Так, например, анатомия исследует его строение, а сложную деятельность мозга изучают нейрофизиология, биофизика, биохимия, медицина, нейрокибернетика.

Психология занимается изучением того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные (психические) образы этой действительности. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. У разных людей эти образы возникают по-разному и зависят от опыта прошлого, знаний, потребностей , психического состояния, интересов и др.

Определение

Таким образом, психика, это субъективное отражение объективного мира, хотя субъективный характер отражения вовсе не означает, что оно неправильно.

Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики :

  • Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
  • Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
  • Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.

Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.

Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.

Понятие «психический образ»

Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:

  • Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
  • Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения. Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.

Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.

Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.

Основные виды психических явлений

Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.

Поведение и деятельность психики проявляется в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности, психические образования.

Они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга:

  • Психические процессы. Это динамическое отражение действительности, продолжительностью от нескольких секунд до десятков минут. Выделяют познавательные, эмоциональные, волевые процессы;
  • Психические состояния. Это статический момент психики, может проявляться в повышенной или пониженной активности личности. По сравнению с психическими процессами, психические состояния могут продолжаться от нескольких мгновений до недель. Это аффекты, эйфория, тревога, рассеянность, сомнения, грезы и др.
  • Выделяют три вида психических состояний:

  1. Мотивационные состояния, проявляющиеся в желаниях, стремлениях, в интересах, влечениях и др.
  2. Эмоциональные состояния. К ним можно отнести стресс, конфликт, эмоциональный отклик на какие-либо явления действительности и др.
  3. Волевые состояния, проявляющиеся в целеустремленности, решительности, инициативности. Их классификация связана со структурой сложного волевого действия.
  • Психические свойства личности или особенности психики конкретного данного человека.
  • Как правило, эти особенности сопровождают его на протяжении всей жизни или достаточно длительный период. Данные психические свойства включают:

    1. Направленность или иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, стремление человека к чему-либо;
    2. Характер – обобщенный способ поведения и тип адаптации к среде, а также темперамент человека;
    3. Способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
  • Психические образования, являющиеся результатом работы психики человека – приобретенные знания, умения, навыки, взгляды, убеждения и др.
  • Психические явления - Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. В психологию термин "явление" пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно (через ощущения) воспринимаемое. Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

    Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин "психические явления" необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

    Довольно очевидно, что психические явления можно разделить на объективные и субъективные. Объективные явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния). Субъективные доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю - речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести сознание или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к сознанию или ценностной сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно "читаются" сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

    В классической отечественной психологии психические явления делятся на три вида:

    1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),

    2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),

    3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

    Психические процессы - это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция - обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

    Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые). Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть "вход" и "выход", то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений - не всегда они являются тем, чем кажутся.

    Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью "напрягать" память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

    Другой характерный пример - эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект. На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие. В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция - психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека - врожденные склонности действовать так, а не иначе. За смехом, печалью, удивлением, радостью - всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу - столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает. И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие - его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле "цементируется", - с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе. Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается "конфетка" - "цементирование" нашего поведения мы воспринимаем как "конфетку".

    Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и "отключением" ощущений. Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Проснувшись утром, мы осознаем довольно четко, даже не глядя на часы, сколько мы проспали. Если человек приходит в сознание после наркоза, то он даже примерно не может оценить продолжительность этого своего состояния. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.

    Один из самых важных параметров психического состояния - общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.

    Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре вида:

    Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

    Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

    Волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);

    Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

    Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как "раздражительная усталость" или "веселая настойчивость". Однако нельзя сказать "целеустремленная усталость" или "веселый стресс". Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

    Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу - предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как "обладающий памятью" или "похожий на ручеек".

    Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения - тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

    С житейской, ненаучной, точки зрения психология прежде всего выступает как совокупность явлений, известных каждому способному к самоанализу человеку по его личному опыту. Соответствующие явления представлены в виде разнообразных феноменов, которые человек обнаруживает в своем сознании в виде ощущений, образов, идей и переживаний. К психическим явлениям также можно отнести те, которые в повседневной жизни принято называть вниманием, памятью, речью, способностями, волей, темпераментом, характером, потребностями, чувствами и другими подобными терминами. Все эти явления изучает психология, пытаясь понять их природу, закономерности и связь с поведением человека.

    К явлениям, исследуемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относятся также явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия людей между собой. Это, например, социальные установки, лидерство, взаимоотношения людей, общественное мнение, групповое сознание, коллективное настроение, мода, слухи, паника, религия и ряд других явлений, свойственных людям. Их называют массовидными явлениями психики, поскольку они характеризуют многих людей. Они исследуются в области научных знаний, называемой социальной психологией.

    С помощью одних психических явлений, таких, например, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, человек познает себя и окружающий мир. Они представляют собой психические или познавательные (когнитивные) процессы человека, связанные с восприятием и переработкой информации, с получением необходимых знаний. Другие явления определяют индивидуальные особенности и поступки людей. Их соответственно называют психологическими свойствами и относят к человеку как личности. В число таких свойств включают, например, способности, темперамент, характер, волю, потребности и чувства. Третья группа психологических явлений называется психическими состояниями. Они представляют собой изменчивые состояния человека. Это, например, эмоции, установки, напряженность, расслабленность, тревога, состояние внимания и многое другое.

    Психические процессы называются именно процессами по той причине, что их можно описать как нечто продолжающееся в течение определенного времени. К примеру, восприятие как процесс можно представить следующим образом. Вначале человек обращает свое внимание на что-либо. Затем он получает определенную информацию об этом в виде набора ощущений об объекте. После этого человек формулирует и проверяет гипотезу о том, что представляет собой воспринимаемый им объект. Затем эта гипотеза уточняется в ходе дальнейшего восприятия, и в конечном счете у человека складывается более или менее адекватный образ воспринимаемого им объекта. Приведем аналогичный пример для мышления, понимаемого как психический процесс. Столкнувшись с необходимостью решить какую-либо задачу, человек прежде всего изучает и осознает ее условия. Затем он начинает, сохраняя в голове поставленную цель (задачу), последовательно соотносить условия задачи с ее искомым решением, выяснять связи между ними. Когда соответствующие связи обнаружены и осознаны как приводящие к нужному решению задачи, человек его может обнаружить и проверить на правильность.

    Психические состояния относятся к явлениям, которые изменчивы. Без них невозможно понять поведение людей в той или иной конкретной ситуации. Имея знания о психических состояниях, мы можем представить себе, как станет действовать соответствующий человек в сложившейся ситуации. Однако выйти в своих прогнозах поведения человека за пределы конкретной ситуации, зная только психические состояния, которые могут возникать у человека, мы не сможем. Дело в том, что эти состояния человека не просто изменчивы, но зачастую непредсказуемы. Они зависят от случайных обстоятельств, и в силу этого трудно точно представить, каким станет общее психическое состояние человека через некоторое время. Для долгосрочного прогноза или предсказания поведения человека необходимо иметь представление о нем как о личности, т.е. о его устойчивых психологических свойствах.

    Личностные, или психологические, свойства человека позволяют представить, как он поведет себя во множестве разнообразных жизненных ситуаций. Имея, например, представление о темпераменте человека, можно предсказать, как он отреагирует на то или иное событие, как будет общаться с людьми или что-либо делать: быстро или медленно, энергично или вяло, эмоционально или безразлично. Зная характер человека, можно представить, как он себя поведет в отношении окружающих людей: по-доброму или по-злому, с уважением или без уважения; как он отнесется к порученному ему делу: ответственно или безответственно, со старанием или без него.

    Психологи, пытаясь понять и объяснить поведение человека, разделяют и изучают в отдельности его психические процессы, состояния и свойства. Каждая из психологических характеристик человека что-то особенное объясняет в его жизнедеятельности. Например, знания о познавательных процессах позволяют представить, как данный человек воспринимает окружающий мир, каким он видит его, т.е., пользуясь словами А.Н. Леонтьева, картину мира, характерную для данного человека. Информация о психических состояниях позволяет объяснить готовность человека к тем или иным конкретным действиям и поступкам. Представление о психологических свойствах человека как личности позволяет ответить на вопрос о том, почему данный человек во множестве разнообразных ситуаций ведет себя более или менее последовательно.

    Психические процессы, состояния и свойства человека вряд ли могут быть поняты до конца, если не рассматривать их в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с людьми и с окружающим миром. Поэтому в предмет исследования психологов кроме самих психических явлений также входит и деятельность человека. Особое значение изучение деятельности имеет в связи с познанием психических процессов человека. Они, во-первых, производны от практической деятельности человека; во-вторых, сами представляют особым образом организованные виды психической деятельности; в-третьих, их строение идентично строению других видов деятельности человека, в том числе практической. Иными словами, всякий познавательный процесс - это сложно организованная, одновременно и внутренняя (психическая), и внешняя (практическая) деятельность человека.

    Психики отдельно от деятельности, объединяющей в себе внутренние и внешние составляющие, не существует, равно как невозможно представить себе чисто внешнюю практическую деятельность, состоящую исключительно из одних наблюдаемых со стороны внешних движений. Деятельность - это единое целое, своеобразная единица психологического анализа. Изучая только психические элементы деятельности, невозможно понять психику; исследуя только поведение и не принимая в расчет регулирующие его внутренние, психические компоненты, невозможно его до конца объяснить.

    Изучая сложно организованную деятельность человека, ученые- психологи ищут ответы на следующие вопросы.

    • 1. Каким образом психика человека связана с его деятельностью, формируется и проявляется в ней?
    • 2. Как практическая, внешняя деятельность человека влияет на его внутреннюю, психическую деятельность?
    • 3. Какова структура психических процессов, рассматриваемых как своеобразные виды внутренней деятельности?
    • 4. Как связаны с деятельностью человека его психические состояния?
    • 5. Как соотносятся между собой личность и деятельность человека.

    В таблице 1 перечислены и приведены примеры явлений, изучаемых в психологии.

    Таблица 1

    Явления, изучаемые в психологии

    Виды соответствующих явлений

    Психические процессы

    Ощущения

    Виды: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые

    Восприятие

    Виды: зрительное, слуховое, восприятие пространства, движений, времени

    Внимание

    Виды: активное, пассивное, произвольное, непроизвольное

    Виды: кратковременная, долговременная, непосредственная, опосредствованная, зрительная, слуховая

    Воображение

    Виды: галлюцинации, сновидения, мечты, грезы

    Мышление

    Виды: творческое, нетворческое, нагляднодейственное, наглядно-образное, словесно- логическое

    Виды: внутренняя, внешняя, вербальная, невербальная, эгоцентрическая, диалогическая, монологическая

    Психические состояния

    Виды: настроение, удовольствие, неудовольствие, радость, печаль, страх, удивление, гнев, тревога

    Продолжение

    Основные группы психических явлений

    Виды соответствующих явлений

    Установки

    Виды: фиксированная, социальная, устойчивая, неустойчивая

    Состояния внимания

    Рассеянность, концентрация, устойчивость, неустойчивость

    Состояния органов чувств

    Адаптированность, чувствительность

    Психологические свойства личности

    Способности

    Виды: общие, специальные, теоретические, практические

    Темперамент

    Типы: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический

    Характер

    Черты характера: доброта, целеустремленность, уверенность, ответственность

    Проявления воли: настойчивость, стойкость, твердость

    Виды: моральные, эстетические, возвышенные, низменные, амбивалентные

    Потребности

    Виды: материальные, духовные, познавательные, социальные

    Виды: осознаваемые, неосознаваемые, побудительные, смыслообразующие, знаемые, реально действующие

    Массовидные явления психики

    Межличностные

    Виды: личные, деловые, официальные, неофи-

    отношения

    циальные

    Межгрупповые отношения

    Виды: сотрудничество, соревнование, конфликт

    Лидерство

    Групповые нормы

    Характеристика норм: единые, противоречивые, устойчивые, изменчивые

    Групповые роли

    Виды ролей: роль лидера, роль ведомого, роль организатора

    Процессы и действующие в ней лица: возникновение, распространение, авторы, соавторы, демонстраторы, законодатели мод

    Изучаемые в ней вопросы: роль в обществе, создание, распространение, восприятие

    Виды: слух-желание, слух-пугало, правдоподобные, нелепые

    Изучаемые в ней процессы: влияние на людей, возникновение, распространение

    Окончание

    В данном учебнике в основном представлен курс общей психологии, и поэтому имеет смысл уточнить то, что является предметом исследований именно в общей психологии. Если иметь в виду основные психические явления, свойственные человеку и исследуемые в общей психологии, то они кратко обозначены на схеме, изображенной на рис. 1.

    Рис. 1.

    Из рисунка 1 следует, что в общей психологии изучаются три из четырех описанных выше групп явлений: психические (познавательные, когнитивные) процессы, психические состояния и психические свойства человека (индивидуальные или личностные свойства). Наряду с основными группами психических явлений, составляющих предмет общей психологии, на схеме показаны примеры явлений, которые входят в состав каждой из названных групп.

    Однако в связи с тем, что общая психология - это основная или фундаментальная психологическая наука, в ней также ставятся и решаются главные вопросы, касающиеся психологии как науки в целом.

    Это - определение ключевых научных понятий, постановка и решение методологических проблем научного исследования, определение места, занимаемого психологией среди других наук, ее междисциплинарных связей и ряд других вопросов.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама