THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.

    Социальный конфликт - столкновение, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение. Противоречия могут быть

      примиримыми

      антагонистическими (непримиримыми).

    Запоздалое разрешение конфликта способствует его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, правильное ведение переговоров позволяет разрешить конфликт.

    Выделяют социальные конфликты:

      политические (связаны с борьбой за власть),

      социально-экономические - это конфликты за использование материальных ресурсов, уровень заработной платы, уровень цен на товары и услуги и пр.

      Национально-этнические конфликты.

    Конфликты могут проходить несколько стадий:

      конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание возникших противоречий;

      нарастание конфликта;

      исход конфликта.

    Выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

      Приспособление - одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

      Избегание - уход от конфликтной ситуации.

      Компромисс - совместное решение, удовлетворяющие обе стороны.

      Соперничество - активное противостояние другой стороне.

      Сотрудничество - попытка прихода к совместному решению.

    Конфликт возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. Хотя для разрешения конфликта каждая сторона должна понимать необходимость идти на компромисс, компромисс - не самое лучшее решение.

    Это хорошо демонстрирует хрестоматийный пример с двумя сестрами, которые поделили апельсин пополам. После чего, одна из кожуры сварила варенье, а мякоть выбросила. Вторая съела мякоть, выбросив кожуру. Если бы они вовремя выяснили цели друг друга, каждая получила бы вдвое больше.

    Современная теория ведения переговоров подчеркивает необходимость вести обсуждение на принципиальной основе. Это означает отказ от торгов и обсуждение предмета спора по существу, с использованием аргументов, принимаемых обеими сторонами.

    Так, можно долго требовать от водителя довезти вас за 100 рублей, но если он скажет, что бензин обойдется ему в 150 руб., это должно вас убедить.

    Для разрешения конфликта важно выяснить суть интересов сторон. Нередко конфликт возникает в силу того, что стороны (субъекты конфликта) неверно расценивают притязания другой стороны.

    Представим ситуацию, описанную в фильме «Игры разума». Слушатели в аудитории требовали открыть окно, поскольку им было душно. Лектор возражал, потому что шум строительства на улице мешал занятиям. Ситуацию удалось разрешить, открыв окно и попросив строителей сделать небольшой перерыв.

    Уважение к оппонентам будет способствовать лучшему взаимопониманию и поможет не допустить отрицательных эмоций.

    2. Для удовлетворения жизненных потребностей человека необходимы деньги. Джек Лондон однажды написал: «Больше денег - больше жизни». Предположите, какие аргументы и какие контраргументы могли бы выставить защитники и противники этой точки зрения.

    (Вопрос сформулирован некорректно)

    Эту фразу приводит в своих мемуарахзнакомая писателя, Anna Strunsky.Джек Лондон признается, что ему не нравится работать ради денег, но деньги дают ему возможность жить, не заботясь о расходах.

    «Я ненавижу зарабатывание денег как цель… Так что привычка к получению денег никогда не станет одним из моих недостатков. Но привычка к расходу денег, ах бог! Я буду всегда её жертвой.»

    1. В общем, такой точки зрения придерживается большинство людей: деньги, богатство важны не сами по себе, а как средство удовлетворения потребностей в еде, жилище, одежде и т.д. Перефразируя пословицу, можно было бы сказать: «Мы не живем ради денег, но деньги необходимы нам для жизни.»

    Сама фраза «больше жизни», по видимому, перекликается с теорией современного писателя Михаила Веллера, что в основе устремлений живых существ лежит потребность переживать сильные ощущения. Тогда деньги дают возможность получать больше таких ощущений, т.е. дают «больше жизни».

    Другие точки зрения:

    2. Некоторые считают, что деньги дают власть сами по себе. Герой драмы А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» терпел нужду, получая наслаждение не от использования, а от самого факта владения деньгами:

    «Счастливый день! могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золота накопленного всыпать. … Я каждый раз, когда хочу сундук мой отпереть, впадаю в жар и трепет. …

    (обращаясь к деньгам):

    Усните здесь сном силы и покоя, Как боги спят в глубоких небесах»

    Обладание деньгами скупой рыцарь рассматривает как возможность властвовать над миром:

    «Что не подвластно мне? как некий демон Отселе править миром я могу;»

    Герой романа Чарльза Диккенса «Домби и сын», крупный предприниматель, тоже пытался внушить своему сыну мысль об огромных возможностях, которые дает обладание богатством. Но сын его умирает, фирма становится банкротом, а сам отец хоть поздно, но понимает, что счастье - в любви и возможности быть со своими близкими.

    3. Можно критиковать точку зрения Дж.Лондона и с другой стороны. Дело в том, что Джек Лондон был к концу жизни состоятельным человеком и много тратил.

    Лев Толстой, например, разъясняет, что при современном разделении труда невозможно с точностью определить, кто сколько принес пользы. Поэтому нужно стараться жить скромнее и давать другим больше, чем берешь.

    Это утверждает еще Иисус в «Новом завете»: «кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (Евангелие от Матфея, глава 20, ).

    «…не заботьтесь, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (там же, гл.6, ).

    То есть, для людей такого мировоззрения, не стои́т вопрос о заработке ради еды и одежды. Они готовы помогать людям, зная, что в этом и есть настоящее счастье. Правда, это понимаешь обычно, когда самые насущные потребности в пище и одежде все-таки удовлетворены.

    Примером такого бескорыстного служения могут быть молодые люди - волонтеры на олимпийских играх и других массовых мероприятиях.

    Надо учитывать, что этот вопрос билета приводит фразу Дж.Лондона, вырванную из контекста, и экзаменатор может ее толковать на своё усмотрение. Желательно на консультации обсудить этот вопрос и возможные варианты ответа.

    3. Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?

    Данная ситуация регулируется нормами, закрепленными в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ).

    Задержание подозреваемого орган дознания вправе применить на срок до 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

    Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения (ч. 2 ст. 14 УПК РФ).

    После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, подозреваемому должны быть разъяснены его права, что вносится в протокол задержания, который должен быть составлен в срок не более трех часов (ст. 92 УПК РФ).

    Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

    По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители - родители, усыновители, опекуны или представители учреждений, организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый.

    Допрашиваемое лицо вправе:

    пользоваться документами и записями. получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения; давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний (Важно помнить: допрашиваемое лицо, независимо от возраста, не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников); давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания (ст.46).

    Билет № 16

    УТВЕРЖДАЮ

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    Для проведения занятия по служебной подготовке старшего и среднего начсостава

    ПРЕДМЕТ: Психологическая подготовка

    ТЕМЫ № 3.1.: «Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций»

    ВРЕМЯ: 13.20 – 15.00

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать у слушателей представление о способах разрешения конфликтных ситуаций

    МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: зал заседаний

    МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция

    ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА:

    1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных./Под общей ред. к. психол. наук Ю.С. Шойгу. – М.:СМЫСЛ, 2007.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: видеопроектор

    Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций

    Опросник множественного выбора.

    1. Психологическая дезадаптация проявляется:

    В нарушении восприятия пространства и времени;

    Нарушениях памяти, внимания, мышления;

    В проявлении необычных психических состояний;

    Выраженными вегетативными реакциями.

    Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности

    2. Психические состояния

    Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

    3. чувства;

    Настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);

    Внимание (сосредоточенность, рассеянность);

    Воля (решительность, растерянность, собранность);

    Мышление (сомнения);

    Воображение (мечты) и т. д.

    4. Дезадаптивные психические состояния

    Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

    5. Закон Йеркса-Додсона

    6. Профилактика неблагоприятных психических состояний

    Основные механизмы:

    Первый механизм связан с включением волевой регуляции;

    Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;

    Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

    7. Виды конфликта

    Виды конфликта

    С участием человека

    Без участия человека

    Внутриличностные

    Социальные

    Межличностные

    Межгрупповые

    8. Социальный конфликт

    Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.

    9. Конфликт влияет на:

    Психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;

    Взаимоотношения оппонентов;

    Качество индивидуальной деятельности;

    Социально-психологический климат группы;

    Качество совместной деятельности.

    10. Последствия конфликта

    Конструктивные

    Деструктивные

    11. Деструктивные последствия конфликта

    Затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;

    Усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;

    Противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;

    Проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;

    Уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;

    Снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

    12. Конструктивные последствия конфликта

    В поиске и выработке взаимоприемлемых решений;

    В снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;

    В эмоциональной разрядке;

    В психологическом обновлении отношений;

    В возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

    13. Структура конфликта:

    Объективный уровень

    Субъективный уровень

    14. Объективный уровень

    Предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;

    Основные участники конфликта;

    Второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;

    Факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;

    Факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

    15. Субъективный уровень

    Образ конфликтной ситуации каждой из сторон;

    Потребности сторон;

    Опасения сторон;

    Позиции сторон;

    Актуальное психическое состояния участников конфликта;

    Динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.

    16. Карта конфликта

    Потребности стороны А Опасения стороны А

    Индивидуально-психологические особенности стороны А

    Актуальное психическое состояние стороны А

    Позиция стороны А

    Второстепенные участники А

    Сторона А

    Конфликтогенные факторы

    Предмет конфликта

    Конфликтогенные факторы

    Сторона Б

    Второстепенные участники Б

    Позиция стороны Б

    Актуальное психическое состояние стороны Б

    Индивидуально-психологические особенности стороны Б

    Потребности стороны Б Опасения стороны Б

    17. Причины конфликта:

    Объективные причины

    Социально-психологические причины

    Личностные причины

    18. Объективные причины

    1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

    2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

    3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

    4.Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

    19. Социально-психологические причины

    1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

    2. Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

    3. Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;

    4. Внутригрупповой фаворитизм;

    5.Атмосфера соревнования и конкуренции.

    20. Личностные причины

    1. Высокая конфликтность;

    2. Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;

    3. Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;

    4.Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.

    21, 22. Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

    Соперничество Соперничество перерастание в другой конфликт

    Соперничество Уступка урегулирование

    Соперничество Компромисс урегулирование

    Соперничество Сотрудничество урегулирование

    Соперничество Уход затухание

    Компромисс Уступка урегулирование

    Компромисс Компромисс урегулирование

    Сторона А Сторона Б Форма разрешения

    Компромисс Сотрудничество урегулирование

    Компромисс Уход затухание

    Уход Уступка затухание

    Уход Сотрудничество затухание

    Уход Уход затухание

    Уступка Уступка урегулирование

    Уступка Сотрудничество урегулирование

    Сотрудничество Сотрудничество разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

    23. Стратегии поведения

    Соперничество

    Компромисс

    Сотрудничество

    24. Динамика конфликта

    Этапы развития конфликта:

    Развитие доконфликтной ситуации

    Развитие собственно конфликта

    Развитие послеконфликтной ситуации

    25. Развитие доконфликтной ситуации

    Возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;

    Ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;

    Попытки разрешить неконфликтными способами;

    Начало предконфликтной ситуации.

    26. Развитие собственно конфликта

    Инцидент;

    Переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;

    Конфликтное взаимодействие;

    Попытки завершить конфликт;

    Завершение конфликта.

    27. Развитие послеконфликтной ситуации

    Частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;

    Полная нормализация взаимодействия.

    28. Основные этапы и фазы конфликтов

    29. Соотношение деловой и личностной сфер в длительном конфликте

    Руководитель занятий.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Социальные конфликты в современном обществе

    Методы разрешения конфликтов

    Анализ конфликтной ситуации

    Заключение

    Список литературы

    Глоссарий

    ВВЕДЕНИЕ

    Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники - словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

    К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

    Что такое конфликт, знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли, попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца?

    Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя, и т.д.

    Социальные конфликты в современном обществе

    Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, - они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века.

    Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict - англ., konflikt - нем., conflit - франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство.

    Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п.

    Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

    Выделяются следующие типы конфликтов:

    внутриличностные;

    межличностные;

    групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);

    конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений организации):

    межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

    Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные - в межличностные, межличностные - в групповые).

    В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

    Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране. Объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

    Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.

    Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

    Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые “группы давления”, объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.

    В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она, в свою очередь, начинает планировать и предпринимать ответные действия. Поведение одного конфликтанта вызывает соответствующие изменения в поведении другого. Таким образом, конфликтующие стороны, так или иначе, воздействуют друг на друга. «В конфликтной деятельности воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших планов и целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и другие».

    Процесс развития конфликта:

    Предконфликтная ситуация.

    Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату неожиданно вошел посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта (даже в вышеприведенном примере - это, скажем, сама возможность появления в комнате постороннего человека).

    Инцидент.

    С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент - это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Если в предконфликтной стадии конфликт находился в эмбриональном, утробном состоянии, то теперь он появляется на свет. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

    Эскалация

    На латинском scala - лестница. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. В ситуации №1 нетрудно выделить отдельные «ступеньки», через которые проходит эскалация конфликта.

    Кульминация.

    Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают, общности, в составе которой они живут, или, при внутриличностном конфликте, ставящим под угрозу целостность личности.

    Кульминация - это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

    Завершение конфликта.

    Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что конфликтанты устают враждовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость они, если контакты между ними неизбежны, постепенно приучаются не придавать особого внимания неприятным чертам поведения другой стороны, не наступать ей на «больную мозоль», находя вместе с тем способы отстаивания своих основных интересов. Многое здесь зависит от житейской мудрости конфликтантов, их способности понять, что можно жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия взглядов и привычек.

    Постконфликтная ситуация.

    Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Он всегда оставляет после себя, прежде всего, какие-то следы в душах конфликтантов. Иногда это горечь, разочарование, утрата веры в людей и в себя, иногда - чувство самоутверждения, гордости за свою моральную стойкость и принципиальность, сознание полезности приобретенного опыта. Но конфликт имеет не только такие, чисто субъективные последствия. Когда он завершается, создается постконфликтная ситуация, которая в большинстве случаев по своим объективным особенностям в большей или меньшей мере отличается от той, которая существовала до и во время конфликта.

    конфликт эскалация кульминация урегулирование

    Методы разрешения конфликтов

    Сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта не избежать, надо его использовать.

    Способы, или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Приведем некоторые из них.

    Существуют три главных способа урегулирования конфликтных ситуаций:

    1) доминирование, как победа одной стороны над другой, однако преимущества относительной простоты этого способа элиминируются его неэффективностью с точки зрения дальней перспективы;

    2) компромисс, который означает уступки с обеих сторон и который потому для них обеих нежелателен;

    3) интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует.

    Именно интеграция открывает принципиально новые возможности конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия заинтересованных сторон: ясное и открытое выявление всех различий, вычленение наиболее существенных противоречий, уяснение используемых обеими сторонами понятий и др. Однако урегулирование конфликтов интегративным путем зачастую осложняется трудными поисками этих новых решений, требующих острого восприятия и изобретательности ума, распространенной потребностью в непременном одержании победы, подменой конструктивных предложений бесплодным обсуждением, наконец, просто отсутствием подобного опыта. Благодаря интеграции может быть создано нечто новое и ценное. Тем самым утверждается понимание конфликтов как явлений, связанных с прогрессивным развитием организации, а их содержание рассматривается как возможный критерий

    оценки организации.

    Все многообразные причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: (1) объективный, или социальный, и (2) субъективный, или психологический.

    Объективные, или социальные, причины - это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, фанатизм и т.п. Методы предупреждения причин конфликтов этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к следующему:

    Проведение экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости;

    Укрепление во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;

    Повышение культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.

    Реализация этих социальных программ является самым надежным средством исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений.

    Конечно, у любого социально обусловленного конфликта всегда есть своя психологическая составляющая. Ведь развитая психика является неотъемлемым качеством человека, которое, так или иначе проявляется во всех формах его деятельности.

    Еще варианты разрешения конфликтов:

    Тактика ухода или избегания конфликта.

    Является весьма популярным способом поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации.

    Силовое подавление или метод насилия.

    Во многом противоположен рассмотренному способу ухода метод силового подавления. Использование его свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения.

    Метод односторонних уступок или приспособления.

    Тактики «выигрыш-проигрыш».

    Именно тактики «выигрыша-проигрыша» как наиболее простые являются первыми из освоенных людьми способов разрешения конфликтов. Использование этих тактик приобрело со временем почти автоматический, рефлексивный характер. Одинаково рассчитанных на выигрыш, победу одной стороны и проигрыш, поражение в конфликте другой стороны.

    Тактики «выигрыш-выигрыш».

    Им противопоставляются основанные на принципе «выигрыш-выигрыш» цивилизованные, основательно рационализированные методы, прежде всего тактика односторонних уступок и тактика компромиссов, взаимовыгодных соглашений или сотрудничества.

    Тактика компромисса или сотрудничества.

    Более надежным, эффективным методом регулирования конфликта признается тактика компромисса, взаимных уступок. Именно в реализации этого метода большую роль играет такой универсальный механизм регулирования конфликта, как переговоры. Переговорный процесс, проведение дискуссий в наибольшей степени позволяют выявить точки соприкосновения интересов противников, так называемые «зоны согласия». Конечно и тактика компромисса, важнейшим элементом которой выступают переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам конфликтных ситуаций.

    Анализ конфликтной ситуации

    Описание ситуации

    Урок английского языка. Класс делится на группы. В одной из групп в этом году поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Ученица Настя сказала учителю, что раньше им разрешалось пересказывать текст, передавая его основной смысл; что она не знает эту тему наизусть, а желает пересказывать его, используя синонимы, смысловые обороты и т.д. За пересказ учитель снизила оценку ученице, поставила "удовлетворительно". Ученица грубо настаивала на том, что свободный пересказ данного текста свидетельствует не о незнании темы, а, наоборот, о ее понимании, а также о свободном владении английским языком. Учитель категорически отказалась исправлять оценку, объясняя это несоблюдением ученицей требований. На следующий урок восьмиклассница пришла без выполненного домашнего задания (хотя всегда была прилежной ученицей, училась на "4" и "5"). Преподаватель начала опрос класса с ученицы Насти и, когда та отказалась отвечать, поставила "2" сразу в журнал. Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив учеников своей группы прогулять урок. Учитель заметила убегающих детей и попросила их всех вернуться в класс. На этом уроке ученица Настя отказалась выполнять задания учителя. После урока она обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее и подругу в другую группу по английскому языку.

    Алгоритм разрешения школьного конфликта

    Этапы разрешения ситуации

    Анализ конфликтной ситуации на данном этапе

    Какой конфликт произошел в школе?

    Шаг 1. Ее участники. Поведение сторон конфликта

    Участники: учитель английского языка, ученица Настя, одноклассники.

    Поведение сторон конфликта:

    учитель предъявила новые требования к учащейся во время устного опроса, не познакомив заранее группу с этими требованиями, и снизила оценку за ответ;

    ученица на этом уроке грубо отреагировала на новые требования учителя, а в дальнейшем отказалась выполнять домашнее задание и предложила одноклассникам прогулять урок английского

    Шаг 2. Выявление подлинной проблемы: в чем ее суть? Толчок к возникновению конфликта

    Причины конфликта: столкновение интересов сторон (требования учителя и интересы учащихся (более свободная форма выполнения задания)) и ошибки в общении учителя и ученицы (категоричность со стороны учителя и грубость ученицы).

    Суть данной ситуации заключается в том, что учитель своевременно не познакомила учащихся данной группы со своими требованиями, очень категорично подошла к оцениванию ученицы. Толчком к возникновению конфликта послужила оценка "удовлетворительно", выставленная учителем за пересказ ученицей темы по английскому языку

    Шаг 3. Определение в ситуации момента, когда можно было предупредить перерастание проблемы в конфликт

    Ученица сообщила о том, что ранее требовался пересказ вместо заучивания наизусть.

    Учитель могла:

    Предложить ученице ответить на следующем уроке с учетом новых требований.

    Позволить на этом уроке пересказать тему, не снижая за это оценки, но в дальнейшем попросить девочку учесть новые требования.

    Ученица могла:

    Пересказать тему и вежливо объяснить учителю причину, по которой она не выучила текст наизусть.

    Подойти к учителю после урока, вежливо объяснить свою позицию и попросить учителя дать ей время, чтобы подготовиться с учетом новых требований.

    Предупреждение возникновения проблемы:

    Учитель должна была познакомить учеников со своими требованиями и, соблюдая принцип преемственности, ознакомиться с подходами учителя, ранее преподававшего в этой группе

    Шаг 4. Всесторонний анализ причины возникновения конфликта

    Столкновение интересов и позиций:

    Позиция учителя: уверенность в том, что необходимо оценивать знания в соответствии с существующими критериями.

    Позиция ученика: «Мне всегда за подобный ответ ставилась отметка "5", и в данной ситуации учитель ко мне была несправедлива»

    Как был разрешен этот конфликт?

    Шаг 5. Поиск вариантов решения конфликта и выбор наиболее эффективного из них

    Руководствуясь принципом мультидисциплинарного подхода к проблеме, были привлечены коллеги из психолого-педагогического медико-социального центра для всестороннего анализа ситуации.

    Классный руководитель и психолог поговорили с ученицей Настей и ее подругой, выяснили их точку зрения на сложившуюся ситуацию и предложили девочкам поискать эффективные варианты выхода из конфликта, прогнозируя возможные последствия каждого из них.

    Беседа с учителем английского языка позволила определить, в чем преподаватель видит причину возникновения конфликта и варианты его преодоления. Они вместе проанализировали плюсы и минусы той или иной стратегии выхода из конфликта.

    Привлечение третьей стороны. Классный руководитель и психолог (по просьбе учителя и ученицы) составили план посещения уроков с целью получения объективной информации.

    Они предложили той и другой стороне на данном этапе развития конфликтной ситуации стратегию поведения "компромисс" (учет интересов обеих сторон), планируя в дальнейшем переход к сотрудничеству

    Шаг 6. Оценка эффективности выбранной стратегии разрешения конфликта; дальнейшие шаги для предупреждения аналогичного сценария развития ситуации

    Выбор данной стратегии разрешения конфликта ("компромисс") можно считать адекватным, т. к. в результате последовали положительные изменения в учебной ситуации:

    На следующем уроке учитель познакомила учеников со своими требованиями.

    Учет интересов учеников заключался в том, что педагог использовала уточняющие вопросы после их ответов, если учащиеся отступали от дословного изложения темы.

    Ученица Настя не пропускала уроки, выполняла домашнее задание. Вопрос о переходе в другую группу больше не обсуждался.

    Шаги предупреждения возможного продолжения конфликта

    Реализация программы "Учимся решать проблемы", в рамках которой с учащимися рассматриваются темы "Разрешение конфликтов" и "Управление эмоциями" (см. далее).

    Специалисты психолого-педагогического медико-социального центра подготовили и провели обучающий семинар для учителей гимназии по теме "Конфликты".

    Ученикам и учителям был предложен следующий алгоритм, используемый на начальном этапе развития конфликтной ситуации:

    остановиться, присмотреться, прислушаться! Необходимо осмыслить происходящее, прежде чем продолжить спор;

    выявить подлинную проблему: в чем ее суть;

    отказаться от установки "Победа любой ценой!";

    рассмотреть несколько возможных решений;

    оценить варианты и выбрать наилучший с учетом возможных последствий.

    Тип конфликта - межличностный

    Заключение

    Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.

    Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

    Список литературы

    1. Кармин А.С. Конфликтология. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

    2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

    3. Ратников В.П. Конфликтология. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    4. Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. СПб.: ВИС, 1994.

    Глоссарий

    Интеграция - когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует.

    Конфликт - противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы.

    Конфликтанты - стороны участвующие в конфликте.

    Компромисс - метод урегулирования конфликта, который означает уступки с обеих сторон.

    Объект конфликта - материальная, социальная, политическая или духовная ценность, по поводу которой возникает противоборство сторон, стремящихся к обладанию или пользованию ею.

    Переговоры - способ разрешения конфликтов, совместная деятельность противоборствующих сторон по нахождению взаимоприемлемого решения проблемы.

    Эскалация - нарастание остроты и размаха конфликтных действий, обусловленное обострением противоречий между оппонентами.

    Этнический конфликт - форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Конфликтология. Сущность конфликта. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Процесс развития конфликта. Предконфликтная ситуация. Инцидент. Третья стадия развития конфликта. Кульминация. Разрешение конфликта. Переговоры.

      реферат , добавлен 06.02.2004

      Понятие конфликта как столкновения сторон, мнений, сил, за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы. Основания для классификации конфликтов, их причины возникновения и фазы протекания. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

      реферат , добавлен 06.06.2014

      Исследование теории конфликтов древними мыслителями. Роль конфликтов и способы управления ими в современном обществе, их классификация. Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации и способы разрешения с помощью посредничества, арбитража.

      курсовая работа , добавлен 20.05.2009

      Понятие конфликта: его субъекты, объекты и предметы, причины и стадии развития. Методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций. Политические конфликты и их особенности. Управление конфликтом: предупреждение и стимулирование.

      реферат , добавлен 27.08.2009

      Классификация и типология конфликтов. Субъекты конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Функции конфликтов. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения. Модели развития конфликта. Управление конфликтами.

      реферат , добавлен 18.03.2007

      Во всех сферах человеческой деятельности при решении различных задач в быту, на работе, отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Изучение конфликтных ситуаций, определение их видов и путей разрешения.

      реферат , добавлен 25.02.2010

      Предконфликтная ситуация, ее общее описание и структура. Открытый конфликт и его компоненты: инцидент и повод, эскалация конфликта и ее характеристики. Тенденция к расширению и углублению. Стили поведения частников и пути выхода. Послеконфликтный период.

      контрольная работа , добавлен 25.04.2016

      Понятие и социально-психологическая характеристика конфликта, основные причины его возникновения, типы и отличительные признаки. Особенности протекания конфликтных ситуаций в воинских коллективах. Пути, условия предупреждения и урегулирования конфликтов.

      курсовая работа , добавлен 14.06.2010

      Исследование генезиса конфликтных ситуаций в организации. Типология причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на примере служащих Комитета культуры и молодежной политики.

      дипломная работа , добавлен 09.06.2011

      Причины, виды, уровни и функции конфликта, методы разрешения. Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии ООО "СМУ 11", исследование социально-психологического климата в коллективе, направления разрешения конфликтных ситуаций.

    Так как типологии конфликтов очень неоднозначны, изменчивы и непохожи, поэтому нет единой формы разрешения конфликтов.

    Л. А. Козер считал, что в социальном конфликте должна быть установлена четкая договоренность между соперниками относительно его завершения. В том случае, когда не достигнуто никаких взаимных соглашений к некоторому моменту борьбы, ее окончание становится возможным лишь как следствие гибели минимум одного из противников. Это означает, что завершение конфликта содержит в себе ряд проблем, которые не свойственны конечным процессам.

    Американский исследователь Р. Даль выделяет три возможные

    альтернативы завершения: тупик, применение насилия и мирное урегулирование. Т.е. конфликт завершается гибелью одной или обеих сторон, «приостанавливается до лучших времен» или получает то или иное конструктивное разрешение. Но гибель обеих или одной стороны не означает, что конфликт разрешен. Завершением конфликта - всякое его окончание, прекращение по любым причинам, а разрешение - положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращение противоборства и снятие противоречия мирными или силовыми средствами. Предпосылки конструктивного разрешения конфликта определяются в значительной мере возможностями сторон и других участников. А главной предпосылкой прекращения конфликта является устранение объективных причин, которые породили конфликтную ситуацию. Таким образом, объектно-субъектный характер возникновения конфликта подразумевает и объектно-субъектный характер разрешения последнего.

    Л. А. Петровская считает, что разрешение конфликта возможно:

    1. За счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации;

    2. За счет преобразования образов ситуации, имеющихся сторон.

    Причем, возможно и полное, и частичное разрешение конфликта как на объективном, так и на субъективном уровне.

    По мнению исследователей, чтобы урегулировать и разрешить конфликт, нужно выяснить условия:

    1) необходимые для разрешения, институционализации и регулирования конфликта;

    2) создающие возможность урегулирования конфликта непосредственно

    самими сторонами, включенными в него;

    3) способствующие конкурентному иди кооперативному разрешению конфликта.

    Главные предпосылки для урегулирования конфликта:

    1. Конфликтующие стороны должны быть сами по себе организованы.

    2. Каждая из конфликтующих сторон должна быть готова признать законность требований другой стороны и принять результат урегулирования конфликта, даже если он оказался вне ее интересов. Если такого рода готовность не будет ощущаться противоборствующими сторонами, то у них не будет желания урегулировать конфликт, особенно если она в чем-нибудь ущемляет их интересы.

    3. Конфликтующие стороны должны принадлежать к одной социальной общности. В данном случае близость нормативных систем, общность ценностей и традиций облегчает коммуникацию между участниками конфликта и ускоряет его разрешение.

    В настоящее время в рамках объектно-субъектного подхода известны две модели разрешения конфликта: модель арбитража и посредническая. Арбитр изучает суть проблемы, обсуждает ее с участниками конфликта, а затем выносит окончательное и обязательное для выполнения решение.

    А. Г. Ковалев разные пути разрешения конфликтов в производственной организации сводит к педагогическому и административному решению.

    1. Педагогический путь предполагает объективацию конфликта (перевод его с эмоционального на рациональный уровень), умение различить интересы и позиции участников конфликта и убеждать их в необходимости разрешения ситуации, учитывая их индивидуально-психологические особенности.

    2. Административный путь предполагает учет возможностей аффекта у обоих или у одной из сторон, сбор необходимых сведений о конфликтующих сторонах и выбор соответствующего способа разрешения конфликта, организацию наблюдения за вышедшими из конфликта.

    Т. М. Данькова считает эффективным способом разрешения конфликтов вынесение их на обсуждение коллектива и принятие группового решения.

    С. Е. Аксененко выделяет два способа разрешения конфликтов:

    1. самообобщение, т. е. создание условий для продуктивного обмена информацией в конфликте;

    2. вмешательство других лиц, окружающих, и прежде всего официальных. Подобный путь автор считает наиболее подходящим для использования в организаторской и педагогической работе.

    А. Б. Добрович считает, что истоком конфликта часто являются неподтверждения ролевых ожиданий, предъявляемых друг другу партнерами общения или относительная психологическая несовместимость людей, вынужденных контактировать друг с другом.

    Предлагает следующие прямые методы погашения конфликта:

    1. Руководитель поочередно приглашает к себе враждующих, просит изложить суть причины столкновения, уточняет факты и принимает решение.

    2. Педагог или руководитель предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг другу при группе, на собрании. Последующее решение принимается на основе выступлений участников собрания по данному вопросу.

    3. Если, несмотря на указанные меры, конфликт не утихает, педагог или руководитель прибегает к санкциям в отношении конфликтующих (от критических замечаний до административных взысканий).

    4. Если это не помогает, изыскивается способ развести конфликтующих по разным классам, цехам.

    Добрович считает, что прямые методы погашения конфликта менее эффективны, чем косвенные, поэтому предлагает некоторые принципы косвенного погашения конфликта:

    1) Принцип «выхода чувств» заключается в том, чтобы дать человеку беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, и тогда они сами собой постепенно сменяются положительными; после «выхода чувств» человек легче принимает разумные доводы педагога.

    2) Принцип «эмоционального возмещения». Вы соглашаетесь с тем, что он ощущает себя «жертвой» конфликта (даже если это не так), тогда обращение к его разуму и совести (если он не прав) будет действенным и приведет к раскаянию.

    4) Принцип «обнажения агрессии» заключается в том, что психолог или педагог намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу, побуждает их ссориться в его присутствии и, дав им выговориться, продолжает «работу» с ними.

    5) Принцип «принудительного слушания оппонента» заключается в том, считает автор, что обычно во время ссоры конфликтующие не слушают друг друга, приписывая обидчику тон и слова, которых в действительности не было. Фиксирование на этом внимания конфликтующих может снять или уменьшить накал борьбы.

    6) Принцип «обмена позиций». Побудить конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента. Этот прием, по мнению А. Б. Добровича, обладает универсальной эффективностью и уместен при разрешении конфликтов любого типа.

    7) Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих заключается в разборе ссоры, в показе недобросовестности аргументации, мелочности и непринципиальности причин конфликта. Необходимо показать конфликтующим, что в ценностях более высокого порядка они едины, а не враждебны.

    Кроме вышеперечисленных принципов разрешения конфликтов автор предлагает использовать специальные психологические игры, которые способствуют более успешному разрешению и профилактике межличностных конфликтов.

    В. М. Афонькова считает, что на высоких стадиях развития коллектива возможна саморегуляция конфликта. Когда же этого не происходит, то целесообразно вмешательство в конфликт, которое может быть полным или частичным и идти двумя путями:

    1. Прямым -- метод «взрыва» по А. С. Макаренко, индивидуальная и групповая беседы, коллективное решение, коллективная терапия, компромисс.

    2. Косвенным (педагогический маневр) -- изменение числа участников конфликта, изменение деятельности, теоретический анализ аналогичных ситуаций, переключение внимания конфликтующих на другой объект.

    1) прекращение реального противоборства;

    2) устранение травмирующих факторов;

    3) достижение цели одной из конфликтующих сторон в результате ее успешной стратегии и тактики поведения;

    4) изменение позиции индивида (имеется в виду снятие или ослабление эмоциональной напряженности);

    5) наличие навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

    Посредническая (медиаторская) деятельность по разрешению конфликтов -- новая психологическая реальность. Серьезно этот вопрос рассматривается в работах Н. В. Гришиной. Она считает, что в отечественной практике к «естественным» посредникам можно отнести руководителей и учителей, социологов и психологов, занятых практической деятельностью.

    1) Уяснением специфической природы посредничества, принципов поведения посредника;

    2) Возможностями посредника выйти за привычные рамки своего профессионального опыта.

    Дж. Макграта выдвигает три основные разнонаправленные «силы», влияющие на поведение каждого из участников и преследующие цели:

    1. отстоять позицию, которую поручено защищать;

    2. найти согласие с противостоящей стороной;

    3. выработать такое решение, которое было бы оценено как качественное и конструктивное посредником, представляющим ту социальную общность, в которую «вписан» конфликт.

    Сам же посредник является объектом действия двух «сил», ставящих различные цели:

    1) привести участников переговоров к той позиции, которая будет одобрена стоящей за ним социальной системой;

    2) способствовать достижению согласия между сторонами.

    Осгуд предложил метод ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения), который применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных.

    Метод включает следующие правила:

    1. Делать искренние публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет снизить напряжение и остановить эскалацию конфликта.

    2. Объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены. Крайне необходимо сообщать, что, как и когда будет сделано.

    3. Выполнять обещанное.

    4. Побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний.

    5. Уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью.

    Но сделанные уступки не должны приводить к увеличению беззащитности и уязвимости стороны, их осуществляющей.

    Разрешение конфликта -- это достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. Поэтому полезно, чтобы все действия по разрешению конфликта совершались не только третьей стороной, но и самими субъектами. Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное

    осознание участниками конфликта может послужить основой для выработки конструктивного решения, а в некоторых случаях полностью разрешить конфликт, если окажется, что в его основе лежит искаженное восприятие ситуации участниками конфликта.

    Основной акцент в успешности разрешения конфликта переносится на личность, ее адаптивные возможности и ресурс. В данном случае речь идет о переходе с субъект-объектных форм общения на субъект-субъектные, где каждый участник ситуации является субъектом деятельности и ответственен за все, что происходит с ним в данный момент.

    Ситуация общения -- это творчество обеих сторон, и устранение любого противоречия между людьми должно основываться на уважении к каждой индивидуальности и одновременно на убеждении в том, что человек обладает многогранными возможностями, в большинстве своем способен к самоуправлению и работе над собой.

    На основе вышесказанного можно сделать вывод, что прогнозирование и предупреждение конфликта - это важное составляющее работы над собой человека. Это повышает его личностные характеристики, следовательно, помогает управлять динамикой событий собственной жизни. А так же социальный конфликт имеет свою цикличность в зарождении, разгаре и затухании. Способность определять этап протекания конфликта, формирует дальнейший выбор стратегии людей.

    Социальный конфликт – необходимое условие развития общества, результат несовместимости взглядов отдельных лиц. Конфликт позволяет обнажить и решить различные проблемы общества, или свести его к анархии.

    Неоднородность общества, различия в положении и благосостоянии неизбежно приводят к появлению и обострению социальных конфликтов. Рассмотрим основные понятия, сущность и причины социальных конфликтов подробнее.

    Что это такое

    Социальный конфликт – результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии различных социальных групп.

    Такое противостояние может возникнуть в любой социальной группе. Его можно назвать одним из необходимых условий развития общества. Ведь этот процесс и состоит из конфликтов и их преодоления.

    Основной источник социального конфликта – это сама структура общества. Чем она сложнее, тем больше раздроблено общество. Возникают новые группы, социальные слои, имеющие собственные системы ценностей, цели и методы их достижения. Все это ведет к возникновению новых конфликтов.

    Вместе с тем, сложная структура общества предлагает и многочисленные способы разрешения этих конфликтов, механизмов для нахождения консенсуса. Основная задача общества – минимизировать возможные негативные последствия социального конфликта и разрешить накопившиеся проблемы.

    Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии:

    1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами.
    2. Конфликт.
    3. Попытки разрешения конфликта.
    4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.

    Сущность и теория

    Проблема социальных конфликтов насчитывает многие тысячелетия. Однако до Адама Смита вся проблема сводилась к тому, что одни должны править, другие подчиняться, а государство должно осуществлять управление.

    Адам Смит впервые указал на природу конфликта, как социальной проблемы. По его мнению, в основе социального конфликта лежит классовая и экономическая борьба.

    С тех пор появилось множество теорий, объясняющих суть противоречий:

    1. Согласно приверженцам социально-биологической теории , конфликтность человека объясняется агрессией, присущей всем животным.
    2. Сторонники социально-психологической теории связывают возникновение социальных конфликтов с перенаселенностью и другими факторами окружающей среды. Однако эта теория не объясняет, в какой именно момент возникает явный конфликт.
    3. По мнению функционалистов , социальный конфликт – это дисфункция по отношению к обществу. При идеальной системе противоречий быть не должно.

    Причины социального конфликта

    В основе каждого конфликта лежит множество явных и скрытых причин. Главные социальные предпосылки для противоречий – это социальное неравенство (всегда есть богатые и бедные, начальники и подчиненные) и культурная разнородность (существование в обществе различных ценностных ориентиров, поведенческих систем и т.д.).

    Причин, почему возникают социальные конфликты, очень много. Рассмотрим основные:

    1. Идеологические причины. Есть определенная система идей и ценностей, определяющая доминирование и субординацию. Взгляд на эту систему у участников может различаться.
    2. Различные ценностные ориентиры . Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника. Конечная цель – удовлетворение собственных потребностей – у многих участников одна. Вследствие этого возникает взаимодействие противоположных интересов (каждый хочет удовлетворить именно свои потребности) и возникает конфликт.
    3. Социальные и экономические причины . Связаны с распределением богатства и власти, если кому-то из участников кажется, что его обделили. Это одна из самых распространенных причин возникновения социального конфликта.
    4. Прочие причины : различие поставленных задач, введение инноваций, соперничество между группами и лидерами.

    Структура

    Конфликт представляет собой многомерный процесс с развитой структурой. Каждая конкретная конфликтная ситуация имеет собственные объективные и субъективные составляющие.

    Их можно рассмотреть более подробно, начиная с объективных:

    1. Субъекты конфликта . Каждый социальный конфликт – это, прежде всего, невозможность достичь взаимопонимания между конкретными людьми. Это верно как для межгосударственного конфликта, так и для семейного. В каждом случае главные действующие лица – люди, выступающие, в зависимости от ситуации, как физические либо юридические лица.
    2. Предмет . Это противоречие, лежащее в основе конкретного конфликта, то, из-за чего происходит столкновение интересов участников.
    3. Объект . Это некая ценность, которую стремятся получить все субъекты. Форма может быть любая: материальная (деньги или другой ресурс), духовная (какая-либо идея), социальная (власть). В каждом конкретном случае выделить объект конфликта нелегко. Он не всегда встречается в чистом виде, зачастую это смесь минимум двух форм.
    4. Микросреда и макросреда . Это условия, в которых приходится действовать сторонам. Микросреда – это непосредственное окружение участников. Макросреда – это принадлежность к определенным социальным группам.

    В каждом отдельном конфликте есть также субъективные составляющие. Это тактика и стратегия поведения каждой стороны, восприятие определенной ситуации и т.д.

    Виды и классификация

    Различные социологические школы выдвигают собственные классификации конфликтов. Чаще всего встречается следующая типология:

    1. По причинам возникновения . Причины могут быть как объективные, так и субъективные.
    2. По особенностям социальных разногласий . Такие конфликты различаются по времени действия и характеру разногласий, сфере проявления и т.п.
    3. По влиянию конфликта на окружающих . Формы конфликтов различаются по времени протекания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), остроте, масштабности.
    4. По особенностям конкретных участников . Конфликт может быть коллективный, межэтнический и т.д.
    5. На основании степени открытости различаются скрытые и открытые социальные конфликты. Скрытые конфликты не влекут за собой внешнюю агрессию по отношению к сопернику и проходят с использованием косвенных методов воздействия. В открытых конфликтах происходят явные столкновения – ссоры, споры.
    6. Наиболее известно деление конфликтов на горизонтальные и вертикальные . Это деление происходит исходя из положения оппонентов. Вертикальный конфликт бывает между начальником и подчиненным, горизонтальный – между людьми, находящимися на одном уровне. Прежде всего, это трудовые споры.
    7. Исходя из состава участников , разделяют межличностные типы конфликтов, групповые, организационные, политические и т.д. В межличностных конфликтах противостояние идет между людьми, не относящимися к какой-либо социальной общности. В групповых – между отдельными социальными группами. Политические конфликты могут возникать как внутри общества (внутриполитические), так и на международном уровне (внешнеполитические).

    Стоит учесть, что любая попытка классифицировать конфликты достаточно условна. На практике можно встретить, к примеру, вертикальный закрытый межличностный конфликт с уникальным набором свойств.

    Роль и функции

    В общественной жизни социальный конфликт играет двоякую роль. С одной стороны, благодаря конфликту общество развивается, достигаются определенные соглашения, договоренности. С другой стороны, последствия открытого столкновения для общества непредсказуемы.

    Конфликт имеет множество частных функций. Благодаря адаптивной функции индивиды приспосабливаются к новым обстоятельствам. Благодаря инновационной функции повышается осведомленность участников о плюсах и минусах друг друга.

    В целом, функции социального конфликта можно разделить на две большие группы:

    1. Конструктивные . Включают в себя положительные функции: разрядка напряженности, проведение социальных изменений и т.д.
    2. Деструктивные . Сюда относятся функции, несущие негативный характер: дестабилизацию отношений, сложившихся в определенной социальной среде, разрушение социального сообщества.

    Последствия

    Последствия конфликта могут рассматриваться с двух противоположных точек зрения:

    1. Функционалистской.
    2. Социологической.

    Функционалисты рассматривают конфликт, как негативное явление, дестабилизирующее социум. Они выделяют следующие возможные последствия:

    1. Дестабилизация общества. Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления.
    2. Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником.
    3. Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом.
    4. Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.

    Приверженцы социологической точки зрения, например, Дарендорф, считают, что при соблюдении определенных условий можно добиться положительных результатов. К позитивным последствиям можно отнести:

    1. Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны. Это сплотит людей и укрепит их взаимопонимание. Если каждый участник будет чувствовать, что он имеет отношение к решению проблемы, он будет участвовать и в реализации этого решения.
    2. Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов. Образуются новые социальные группы, соблюдается определенный баланс интересов. Это обеспечивает относительную стабильность.
    3. Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.

    Пути разрешения

    Чтобы проанализировать способы разрешения социальных конфликтов, нужно разобраться с тем, как себя ведут участники конфликта. От их характеристики зависит стратегия разрешения социального конфликта.

    • Уклонение – у участника нет желания конфликтовать, активно работать для достижения собственных целей. Такой участник может и сам устраниться от конфликта.
    • Приспособление . Участники готовы сотрудничать, идти навстречу другой стороне и одновременно работать над собственными интересами.
    • Конфронтация . Интересы других сторон не учитываются, каждый участник стремится добиться только своих целей и навязать свое мнение другим.
    • Сотрудничество . Каждый участник работает над осуществлением своих интересов. Однако готов работать над поиском решения конфликта в команде с другими участниками.
    • Компромисс . Этот стиль основан на уступках. Каждый участник ограничивается частичным достижением своих целей и в чем-то уступает остальным. Этот стиль предпочтительнее остальных, т.к. позволяет частично удовлетворить желания всех заинтересованных сторон.

    Итогом конфликта может быть полное либо частичное его решение. Первый вариант означает полное устранение причин конфликта. Во втором случае решается лишь часть проблем, остальные могут проявиться позднее.

    Примеры в обществе из истории

    Классическим примером социального конфликта является студенческая забастовка во Франции в 1968 году. Причины – несовпадение ценностей студентов-шестидесятников и старого французского генерала де Голля.

    Еще одна причина – «реформа Фуше», заключавшаяся в ускоренной подготовке специалистов без устранения недостатков в образовательной системе. Вслед за студентами прошли массовые забастовки рабочих, служащих, инженеров.

    В конечном счете, президент добился частичного разрешения конфликта, использовав страх населения перед очередной революцией. Но уже через год он ушел в отставку.

    Видео: Социальный конфликт и пути его решения



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама