THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Всего формаций существует 5. Это: первобытнообщинное общество, рабовладельческая формация, феодальное общество, капиталистический строй и коммунизм.

a) Первобытнообщинное общество.

Энгельс так характеризует эту ступень развития общества: «здесь нет места для господства и порабощения… не существует еще никакого различия между правами и обязанностями… население в высшей степени редко… разделение труда - чисто естественного происхождения; оно существует только между полами». Все «наболевшие» вопросы решаются вековыми обычаями; бытует всеобщее равенство и свобода, бедных и нуждающихся - нет. Как говорит Маркс, условие существования этих общественно-производственных отношений - это «низкая ступень развития производственных сил труда и соответственная ограниченность людей рамками материального процесса производства жизни».

Едва начинают складываться племенные союзы, либо начинается меновая торговля с соседями, этот общественный строй сменяется следующим.

b) Рабовладельческая формация.

Рабы - суть те же орудия труда, просто наделенные способностью говорить. Появляется имущественное неравенство, частная собственность на землю и средства производства (и то и другое в руках господ), первые два класса - господ и рабов. Особенно ярко проявляется господство одного класса над другим через постоянное унижение и измывательство над рабами.

Как только рабство перестает себя окупать, как только исчезает рынок работорговли - этот строй буквально уничтожается, как мы видели это на примере Рима, павшего под напором варваров с востока.

c) Феодальное общество.

Основа строя - земельная собственность вместе с прикованным к ней трудом крепостных и собственный труд ремесленников. Характерно иерархическое землевладение, хотя разделение труда было незначительно (князья, дворяне, духовенство, крепостные - в деревне и мастера, подмастерья, ученики - в городе). От рабовладельческой формации отличается тем, что крепостные, в отличие от рабов, были собственниками орудий труда.

«Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни», а «государство здесь - верховный собственник земли. Суверенитет здесь - земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе».

Необходимые условия феодального производства:

1. натуральное хозяйство;

2. производитель должен быть собственником средств производства и быть прикрепленным к земле;

3. личная зависимость;

4. низкое и рутинное состояние техники.

Как только сельское хозяйство и ремесленное производство достигают такого уровня, что начинают не умещаться в существующих рамках (лен феодала, цех ремесленников) - появляются первые мануфактуры и это знаменует собой появление новой общественно-экономической формации.


d) Капиталистический строй.

«Капитализм - процесс производства материальных условий существования человеческой жизни и… процесс производства и воспроизводства самих производственных отношений, а тем самым и носителей этого процесса, материальных условий их существования и взаимных их отношений».

Четыре основные черты капитализма:

1) Концентрация средств производства в немногих руках;

2) Кооперирование, разделение труда, наемный труд;

3) Экспроприация;

4) Отчуждение условий производства от непосредственного производителя.

«Развитие производственных сил общественного труда - это историческая задача и оправдание капитала».

Основа капитализма - свободная конкуренция. Но цель капитала - получить как можно прибыли. Соответственно образуются монополии. О конкуренции уже никто не говорит - происходит смена строя.

e) Коммунизм и социализм.

Основной лозунг: «каждый по способностям, каждому - по потребностям». Позже Ленин добавил новые символические черты социализма. По его словам, при социализме «невозможна эксплуатация человека человеком… кто не работает, тот не ест… при равном количестве труда - равное количество продукта».

Отличие социализма от коммунизма в том, что организация производства основана на общей собственности на все средства производства.

Ну а коммунизм - это высшая ступень развития социализма. «Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением».

Общественно-экономическая формация - в марксистском историческом материализме - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею . Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений . В основе каждой формации лежит определённый способ производства . Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (например, социальными группами, народностями, нациями и т. п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни . Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Завершением социализма является коммунизм , «начало подлинной истории человечества», никогда ещё не существовавшее устройство общества. Причиной коммунизма является развитие производительных сил до той степени, что оно требует, чтобы все средства производства находятся в общественной собственности (не государственной). Происходит социальная, а затем и политическая революция. Частная собственность на средства производства полностью устранена, классовое разделение отсутствует. Из-за отсутствия классов нет классовой борьбы, нет и идеологии. Высокий уровень развития производительных сил освобождает человека от тяжелого физического труда, человек занят только умственным трудом. На сегодняшний считается, что эту задачу выполнит полная автоматизация производства, машины возьмут на себя весь тяжелый физический труд. Товарно-денежные отношения отмирают из-за их ненадобности для распределения материальных благ, поскольку производство материальных благ превышает потребности людей, а значит и обменивать их не имеет смысла. Общество предоставляет любые технологически доступные блага каждому человеку. Реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» Человек не имеет ложных потребностей в следствие устранения идеологии и основным занятием имеет реализацию своего культурного потенциала в обществе. Достижения человека и его вклад в жизнь других людей - высшая ценность общества. Человек, мотивированный не экономически, а уважением или неуважением окружающих людей трудится сознательно и намного более продуктивно, стремится принести обществу наибольшую пользу, чтобы получить признание и уважение за проделанную работу и занять как можно более приятное положение в нём. Таким способом общественное сознание при коммунизме поощряет самостоятельность как условие коллективизма, а тем самым добровольное признание приоритета общих интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления, государство отмирает .

    Развитие взглядов Маркса на исторические формации

    Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский» . Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая»

    К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», - Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства» . Историк античности М. Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ . Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке , а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен .

    ступень прогрессивного развития человеч. общества, представляющая совокупность всех обществ. явлений в их органич. единстве и взаимодействии на основе данного способа производства материальных благ; одна из осн. категорий исторического материализма. См. Формация общественно-экономическая.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Формация общественно-экономическая

    исторически определенный тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства и производственных отношений, детерминирующих все основные сферы социальной, политической, духовной и т.д. жизни людей. Одна из центральных категорий марксизма, согласно которому история поступательного развития общества включает в себя смену первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций, каждая из которых имеет свои законы возникновения и развития.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

    основополагающая категория в марксизме - ступень (период, эпоха) в развитии человеческого общества. Характеризуется совокупностью экономического базиса, социально-политической и идеологической надстройки (форм государственности, религии, культуры, морально-этических норм). Тип общества, представляющий особый этап в его развитии. Историю человечества марксизм рассматривает как последовательную смену первобытно-общинного, рабовладельческого строев, феодализма, капитализма и коммунизма - высшей формы общественного прогресса.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Общественно-экономическая формация (ОЭФ)

    исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.

    По мнению представителя данного подхода К. Маркса решающим фактором общественного развития является базис (экономический строй общества, представляющий определенную систему исторически определенных производственных отношений), который определяет и соответствующий тип надстроечных элементов (надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов – политика, право, мораль, религия, философия, искусство и соответствующие им организации и учреждения).

    В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую

    Каждой формации соответствует определенный тип производственных отношений. Их изменение по причине усовершенствования способа производства (способа создания материальных благ) приводит к социальной революции, к переходу от одной формации к другой. Например: изобретение парового двигателя привело к появлению принципиально новых орудий труда (станков), к складыванию машинного (фабричного производства), переходу от феодальной к капиталистической ОЭФ.

    Важнейшим фактором, определяющим тип государства при таком подходе, является его классовая сущность (т. е. интересы какого класса выражает государство), а также наличие или отсутствие частной собственности, товарного производства.

    Первой ОЭФ являлась первобытнообщинная, но она не знала ни частной собственности, ни товарного производства, ни классов, поэтому не было первобытного типа государства и типология государств начинается с рабовладельческого и далее каждой из формаций соответствует свой исторический тип государства.

    Рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и пролетариат представляют основные классы рабовладельческой, феодальной и буржуазной ОЭФ между ними существуют антагонистические (непримиримые) противоречия и потому неизбежной является классовая борьба.

    Классовая борьба, в ходе которой непрерывно усиливается роль народных масс, в частности рабочего класса должна привести к социалистической революции, установлению диктатуры пролетариата, которая обеспечит переход к бесклассовой коммунистической ОЭФ, где все равны.

    Достоинства данной типологии:1) продуктивна сама идея анализировать исторический процесс на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития общества.

    Слабые стороны: 1) она характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы. В мире всегда существовало и существует множество переходных типов которые "не вмещаются" в рамки той или иной формации (например: Киевская Русь в 10-12 вв.); 2) только буржуазный общественно-экономическая формация имела универсальный характер. Рабовладельческие государства в чистом виде существовали только в Греции и Риме, феодальные только в Европе. Социалистическое государство так и не стало высшим типом государства. 3) отсутствует объяснение весьма важных различий между государствами одной и той же формации; 4) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    социально-экономическая, общес- твенная) - важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к-рой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и к-рой свойственны собственные, присущие только ей типы политич., юридич. и др. организаций и учреждений, свои идеологич. отношения. Понятие "Ф. о.-э." введено в науку К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идея этапов человеческой истории, различающихся формами собственности, впервые выдвинутая ими в "Немецкой идеологии" (1845-46), проходит через труды "Нищета философии" (1847), "Манифест Коммунистической партии" (1847-48), "Наемный труд и капитал" (1849) и наиболее полно выражена в предисловии к работе "К критике политической экономии" (1858-59). Здесь Маркс показал, что каждая формация представляет собой развивающийся социально-производств. организм, определенную систему - со своим способом производства материальных благ, своим типом производств. отношений, совокупность к-рых составляет экономич. структуру общества, реальный базис, над к-рым возвышается юридич. и политич. надстройка и к-рому соответствуют определенные формы обществ. сознания. Маркс показал также, как происходит движение от одной формации к другой, как с переворотом в экономич. условиях произ-ва, с изменением экономич. основы общества (начинающимся с изменения производит. сил общества, к-рые приходят на известной ступени своего развития в противоречие с существующими производств. отношениями) происходит переворот и во всей надстройке (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-7). В "Капитале" учение о Ф. о.-э. глубоко обосновано и доказано на примере анализа одной формации - капиталистической. Маркс не ограничился исследованием производств. отношений этой формации, а показал "...капиталистическую общественную формацию как живую - с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139 (т. 1, с. 124)). Учение о Ф. о.-э. в концентрированном виде содержит марксистское представление о материальной основе обществ. развития и его важнейших закономерностях. Бурж. наука отрицает понятие Ф. о.-э., не оставляющее места для идеалистич. трактовки ист. процесса. О Ф. о.-э. см. также в ст. Исторический материализм (особенно раздел Основные теоретические принципы ист. материализма). Конкретное представление о смене во всемирной истории Ф. о.-э. развивалось и уточнялось основоположниками марксизма по мере накопления науч. знаний. В 50-60-х гг. 19 в. Маркс рассматривал как "...прогрессивные эпохи экономической общественной формации" азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 7). Когда исследования А. Гакстгаузена, Г. Л. Маурера, M. M. Ковалевского показали наличие общины во всех странах, причем в различные ист. периоды, включая феодализм, а Л. Г. Морганом было открыто бесклассовое родовое общество, Маркс и Энгельс уточнили свое конкретное представление о Ф. о.-э. (80-е гг.). В работе Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) отсутствует термин "азиатский способ производства", вводится понятие первобытнообщинного строя, отмечается, что "...для трех великих эпох цивилизации" (сменившей первобытнообщинный строй) характерны "...три великие формы порабощения...": рабство - в античном мире, крепостничество - в средние века, наемный труд - в новое время (см. Ф. Энгельс, там же, т. 21, с. 175). Выделив уже в своих ранних произведениях коммунизм как особую формацию, основанную на обществ. собственности на средства произ-ва, и научно обосновав необходимость смены капиталистич. Ф. о.-э. коммунизмом, Маркс в дальнейшем, особенно в "Критике Готской программы" (1875), разработал тезис о 2 фазах коммунизма. В. И. Ленин, уделявший большое внимание марксистской теории Ф. о.-э. начиная со своих ранних работ ("Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", 1894), подытожил представление о конкретной смене Ф. о.-э., предшествующих коммунистич. формации, в лекции "О государстве" (1919). Он в целом присоединился к концепции Ф. о.-э., содержащейся в "Происхождении семьи, частной собственности и государства", выделив как последовательно сменяющие друг друга: общество без классов - первобытное общество; общество, основанное на рабстве, - общество рабовладельческое; общество, основанное на крепостнич. эксплуатации, - феод. строй и, наконец, общество капиталистическое. В кон. 20 - нач. 30-х гг. среди сов. ученых прошли дискуссии о Ф. о.-э. Нек-рые авторы отстаивали представление об особой формации "торгового капитализма", лежавшей будто бы между феод. и капиталистич. строем; другие защищали теорию "азиатского способа производства" как формации, возникавшей якобы в ряде стран с разложением первобытнообщинного строя (Л. И. Мадьяр); третьи, критикуя как концепцию "торгового капитализма", так и концепцию "азиатского способа производства" (С. М. Дубровский), сами пытались ввести новую Ф. о.-э. - "крепостническую", место к-рой, по их мнению, было между феод. и капиталистич. строем. Указанные концепции не встретили поддержки большинства ученых. В результате обсуждения была принята схема смены Ф. о.-э., соответствующая той, к-рая содержится в работе Ленина "О государстве". Утвердилось т. о. следующее представление о Ф. о.-э., последовательно сменяющих друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, коммунизм (его первая фаза - социализм, вторая, высшая ступень развития, - коммунистич. общество). Выделение осн. периодов всемирной истории - древности, средних веков, нового и новейшего времени - в конечном счете связано со сменой Ф. о.-э. Но вследствие большого разнообразия путей развития отд. стран и регионов указанные периоды во всемирной истории соответствуют формациям, лежащим в их основе, лишь в общих чертах (напр., начало периода новой истории определяется по вступлению на капиталистич. путь одной передовой страны - Англии, хотя в остальных странах мира господствовали - иногда еще длит. время - докапиталистич. отношения; начало новейшей истории датируется Великой Октябрьской социалистической революцией, хотя во всем остальном мире еще существовали досоциалистич. отношения и т. д.). Марксистское представление о смене Ф. о.-э., имея в виду общее развитие человечества по пути прогресса, предполагает в то же время, что в истории каждая конкретная страна идет своим путем и может миновать те или иные стадии. Напр., герм. и слав. народы перешли непосредственно от первобытнообщинного строя к феодальному. В новейший период Монголия после революции 1921 миновала при помощи СССР период позднего феодализма, капиталистич. формацию и приступила к строительству социализма; пример нек-рых народностей Сов. Севера показывает народам молодых афр. и азиатских гос-в (перед к-рыми открывается путь некапиталистич. развития) перспективу перехода от феод. и даже от дофеод. форм, минуя капиталистич. стадию, - к социализму. Материал, накопленный ист. наукой ко 2-й пол. 20 в., поставил перед учеными-марксистами задачу дальнейшего развития представлений о Ф. о.-э., уточнения нек-рых положений. Предметом оживленной дискуссии, развернувшейся с 60-х гг. среди ученых-марксистов СССР и ряда других стран, вновь стала проблема докапиталистич. формаций. В ходе дискуссий нек-рые из ее участников защищали точку зрения о существовании особой формации азиатского способа производства, нек-рые поставили под сомнение существование рабовладельч. строя как особой формации, наконец, была высказана точка зрения, фактически сливающая рабовладельч. и феод. Ф. о.-э. в единую докапиталистич. формацию (подробнее см. в ст. Рабовладельческий строй, там же см. лит.). Но ни одна из этих гипотез не подкреплена достаточными доказательствами и не легла в основу конкретно-историч. исследований. Внимание историков и социологов привлекают также конкретные проблемы, связанные с анализом различных форм и особенностей перехода от одной Ф. о.-э. к другой, носящего революц. характер. Лит. (кроме указанной в ст.): Гановский С., Общественно-экономическая формация и мирное сосуществование, пер. с болг., М., 1964; Жуков Е. М., Ленин и понятие "эпохи" в мировой истории, "ННИ", 1965, No 5; его же, Некоторые вопросы теории социально-экономических формаций, "Коммунист", 1973, No 11; Багатурия Г. А., Первое великое открытие Маркса. Формирование и развитие материалистического понимания истории, в кн.: Маркс - историк, М., 1968; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972; Барг М. Б., Черняк Е. Б., Структура и развитие классово- антагонистических формаций, "ВФ", 1967; No 6; Hoffmann E., Zwei aktuelle Probleme der geschichtlichen Entwicklungsfolge fortschreitenden Gesellschafts- formationen, "ZG", 1968, H. 10; Mohr H., Zur Rolle von Ideologie und Kultur bei der Charakterisierung und Periodisierung der vorkapitalistischen Gesellschaften, "Ethnographisch-Arch?ologische Zeitschrift", 1971, No 1. В. Н. Никифоров. Москва.

    Одним из путей изучения общества является формационный путь.

    Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

    Формация

    Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .

    Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

    Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

    Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

    Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.

    Пять типов формаций по К.Марксу

    • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
    • Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
    • Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
    • Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
    • Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Основоположником формационного восприятия исторического процесса стал немецкий ученый Карл Маркс. В ряде своих работ философского, политического и экономического направления он выделил понятие общественно-экономической формации.

    Сферы жизничеловеческого общества

    Подход Маркса базировался на революционном (в прямом и переносном смысле слова) подходе к трем основным сферам жизни человеческого общества:

    1. Экономическая, где впервые были фундаментально изучены специфические

    понятия рабочей силы и прибавочной стоимости к цене товара. На основании этих источников Марксом был предложен подход, где определяющей формой экономических отношений являлась эксплуатация рабочих владельцами средств производства - заводов, фабрик и так далее.

    2. Философская. Подход, названный историческим материализмом, рассматривал материальное производство в качестве движущей силы истории. А материальные возможности общества - его базисом, на котором возникает культурная, экономическая и политическая составляющие - надстройка.

    3. Социальная. Эта область в марксистском учении логично вытекала из двух предыдущих. Материальные возможности определяют характер общества, где так или иначе происходит эксплуатация.

    Общественно-экономическая формация

    В результате разделения исторических типов социумов и родилось понятие формации. Общественно-экономическая формация - это своеобразный характер социальных отношений, определяемый способом материального производства, производственных отношений между разными слоями общества и их ролью в системе. С такой точки зрения движущей силой общественного развития становится постоянный конфликт между производственными силами - собственно, людьми - и производственными отношениями между этими людьми. То есть при том, что материальные силы растут, господствующие классы все равно пытаются законсервировать создавшееся положение в обществе, что приводит к потрясениям и, в конце концов, смене общественно-экономической формации. Таких формаций было выделено пять.

    Первобытная общественно-экономическая формация

    Характеризуется так называемым присваивающим принципом производства: собирательство и охота, отсутствие земледелия и скотоводства. В результате чего материальные силы остаются крайне низкими и не позволяют создать прибавочный продукт. Еще не хватает материальных благ, чтобы обеспечить какое-то социальное расслоение. Такие общества не имели государств, частной собственности, а иерархия основывалась на гендерных и возрастных принципах. Лишь неолитическая революция (открытие скотоводства и земледелия) позволила возникнуть прибавочному продукту, а вместе с ним появились имущественное расслоение, частная собственность и потребность в ее защите - государственном аппарате.

    Рабовладельческая общественно-экономическая формация

    Такой характер имели античные государства I тысячелетия до нашей эры и первой половины I тысячелетия нашей эры (до падения Западной Римской империи). Рабовладельческим общество называлось потому, что рабство являлось не просто явлением, а основательным его фундаментом. Основной производственной силой этих государств были бесправные и полностью лично зависимые рабы. Такие общества уже имели выраженную классовую структуру, развитое государство и существенные достижения во многих областях человеческой мысли.

    Феодальная общественно-экономическая формация

    Падение античных государств и приход им на смену варварских королевств в Европе породил так называемый феодализм. Как и в античности, здесь господствовало натуральное хозяйство и ремесло. Торговые отношения были еще развиты слабо. Общество представляло собой сословно-иерархическую структуру, место в которой определялось земельными пожалованиями от короля (фактически высшего феодала, обладающего наибольшим количеством земельных угодий), что в свою очередь было неразрывно связано с господством над крестьянами, являвшимися основным производственным классом общества. При этом крестьяне, в отличие от рабов, сами обладали средством производства - небольшими земельными наделами, скотом, орудиями труда, с которых кормились, хотя и были вынуждены отдавать дань своему феодалу.

    Азиатский способ производства

    В свое время Карл Маркс недостаточно проработал вопрос об азиатских обществах, что породило так называемую проблему азиатского способа производства. В этих государствах, во-первых, никогда не было понятия частной собственности, в отличие от Европы, и во-вторых, отсутствовала сословно-иерархическая система. Все подданные государства перед лицом государя являлись бесправными рабами, по его воле в момент лишавшимися всех привилегий. Ни один европейский король не имел такой власти. Это подразумевало совершенно необычную для Европы концентрацию производственных сил в руках государства с соответствующей мотивацией.

    Капиталистическая общественно-экономическая формация

    Развитие производительных сил и промышленный переворот привели к возникновению в Европе, а позже и во всем мире, нового варианта общественного рисунка. Эта формация характеризуется высоким развитием товарно-денежных отношений, возникновением свободного рынка как основного регулятора экономических отношений, появлением частной собственности на средства производства и

    использованием там рабочих, не имеющих этих средств и вынужденных трудиться за зарплату. Силовое принуждение времен феодализма сменяется экономическим принуждением. Общество переживает сильную социальную стратификацию: появляются новые классы рабочих, буржуазии и так далее. Важным явлением этой формации является нарастающее социальное расслоение.

    Коммунистическая общественно-экономическая формация

    Нарастающие противоречия между рабочими, создающими все материальные блага, и господствующим классов капиталистов, все больше присваивающим результаты их труда, по мнению Карла Маркса и его последователей, должны были привести к пику социального напряжения. И к мировой революции, в результате которой будет установлено социально однородное и справедливое в распределении материальных благ общество - коммунистическое. Идеи марксизма оказали существенное влияние на общественно-политическую мысль XIX - XX веков и на облик современного мира.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама