THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии

  • Епископская хиротония – 4 июня 2017 года
  • Иерейская хиротония – 15 июня 2008 года
  • Диаконская хиротония – 27 апреля 2008 года
  • Монашеский постриг – 22 апреля 2008 года
  • Дата рождения – 25 апреля 1985 года
  • Тезоименитство – 8 декабря

Образование

  • Смоленская духовная семинария (2004)
  • Московская духовная академия (кандидат богословия) (2006)
  • Смоленский государственный университет (кандидат исторических наук) (2009)
  • Христианская теологическая академия в Варшаве (доктор теологии) (2017)

Ученая степень

  • кандидат богословия
  • кандидат исторических наук
  • доктор теологии

Биография

  • Родился 25 апреля 1985 года в г. Смоленске.
  • По окончании школы в 2002 году поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 году. В 2003 году поступил в Смоленский государственный университет на исторический факультет, который окончил в 2009 году.
  • В 2004 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2006 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны».
  • В 2006 году назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии. Преподавал также в Смоленском межъепархиальном духовном училище. В 2007 году назначен секретарем Смоленского епархиального управления. Являлся секретарем Епархиального Совета Смоленской епархии.
  • 22 апреля 2008 года в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, пострижен в монашество с именем Серафим в честь святого священномученика Серафима, архиепископа Смоленского.
  • 27 апреля 2008 года, в праздник Святой Пасхи, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеродиакона.
  • 15 июня 2008 года, в праздник Пятидесятницы, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеромонаха.
  • 12 июля 2008 г. назначен настоятелем церкви святого Иоанна Предтечи г. Смоленска.
  • 5 мая 2010 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом награжден наперсным крестом.
  • В 2010 году в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (На материалах Смоленской области)» .
  • 30 апреля 2012 года назначен настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни, где организовал церковно-приходскую жизнь.
  • В 2012 году к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.
  • С июля 2014 года – сотрудник Управления делами Московской Патриархии. 9 марта 2015 года назначен на должность ответственного секретаря Управления делами Московской Патриархии.
  • 25-31 июля 2016 года в составе официальной делегации Русской Православной Церкви принимал участие во Всемирных днях молодежи в Кракове.
  • В 2014-2017 годах обучался в докторантуре Христианской теологической академии в Варшаве, по окончании которой защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Święty męczennik Serafin (Ostroumow), arcybiskup smoleński oraz jego duszpasterstwo w Polsce i Rosji» («Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и его пастырское служение в Польше и России») .
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 мая 2017 года (журнал № 30) избран епископом Люберецким, викарием Патриарха Московского и всея Руси, и назначен на должность председателя Синодального отдела по делам молодежи.
  • 10 мая 2017 года в храме в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
  • 3 июня 2017 года в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры наречен во епископа. 4 июня 2017 года, в праздник Пятидесятницы, за Божественной Литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры рукоположен во епископа. Наречение и хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
  • С мая 2017 по июль 2018 года – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
  • С 22 мая 2017 года по 28 июля 2018 года являлся настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы – Патриаршего подворья на Крутицах г. Москвы.
  • 17 июля 2017 года включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в комиссию по церковному просвещению и диаконии, с 15 октября 2018 года переведен в комиссию по богословию и богословскому образованию (журнал Синода № 80).
  • С 1 марта 2018 года – заведующий Кафедрой теологии гуманитарного факультета Российского государственного социального университета.
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 г. (журнал № 48) назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом Петергофский и освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.
  • 31 июля 2018 года принят в Совет ректоров высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • 24 сентября 2018 года избран членом Ученого совета Военно-медицинской академии (г. Санкт-Петербург).
  • 8 декабря 2018 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утвержден в звании доцента.

Основные научные труды, публикации:

Слово архимандрита Серафима (Амельченкова) при наречении во епископа Люберецкого, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Монографии

1. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. - Смоленск, 2006. - 192 с.: ил.

2. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. - Смоленск, 2010. - 352 с.: ил.

3. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). - Смоленск: Свиток, 2012. - 256 с.: ил.

4. Дорогой веры, любви и правды. Исторический очерк жизни и служения священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского, 1880-1937. - Смоленск: Свиток, 2012. - 304 с.: ил.

5. Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России. ― Смоленск: Свиток, 2017. ― 416 с.: ил.

Основные статьи (за последние пять лет)

  1. Смоленская духовная семинария в первой половине XIX века // Религиозное образование в России и в Европе в XIX в. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.
  2. Религиозный фактор в развитии польско-российских культурных связей // Россия и Запад: Диалог культур: сборник статей / МГУ. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015.
  3. Pastor counseling experience of saint martyr Seraphin (Ostroumov), archbishop of Smolensk, «Rocznik Teologiczny», Warszawa 2016, LVIII (1).
  4. Богословское образование в российской семинарии во второй половине XIX века: Смоленская духовная семинария // Религиозное образование в России и в Европе в конце XIX ― начале XX века. ― СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2016.
  5. Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) как покровитель примирения народов Польши и России // Россия и Запад: Диалог культур: сборник статей XIX международной конференции 22-23 марта 2017, выпуск 19, часть I / МГУ. ― М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2017.
  6. Солидарность пастыря и народа в эпоху перемен. «Открытое письмо московскому духовенству» сщмч. Серафима (Остроумова), епископа Бельского 18 апреля/1 мая 1917 года // Теология: встреча Востока и Запада. Труды кафедры теологии РГСУ. – СПб.: Алетейя, 2018.
  7. Православие: траектории движения духовных и нравственных границ // Религиозные свободы в мире. Путь к диалогу: материалы международной конференции. – М.: Юрист, 2018.

Сфера научных интересов: история России, история Русской Православной Церкви, пастырское богословие.

Дата рождения: 15 июня 1970 г. Страна: Россия Биография:

С 1982 г. нес послушания в храмах и епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в .

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ в Троицком соборе пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

29 мая 1994 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во иеродиакона.

В сентябре 1994 г. назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии.

8 октября 1994 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры рукоположен в сан иеромонаха.

В июне 1995 г. окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии. В июне 1999 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». Оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора.

В августе 2000 г. распоряжением назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в при в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.

В 2003 г. прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по программе «Основы государственно-церковных отношений».

28 декабря 2004 г. Святейшим Патриархом Алексием II в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан архимандрита.

Архиерейская хиротония состоялась 26 марта 2005 г. в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Решением Священного Синода от 19 июля 2006 г. () назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии.

Решением Священного Синода от 6 октября 2008 г. () епископом Гатчинским, викарием , ректором .

2 апреля 2011 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. () назначен ректором , с освобождением от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ. Определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Образование:

1995 г. — Московская духовная семинария.

1999 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия: Московская епархия (городская) (Викарий Патриарха Московского и всея Руси) Место работы: Московская духовная академия и семинария (Ректор) Научные труды, публикации:

Сотериология святого Иоанна Златоуста (кандидатская диссертация).

Архиепископ Амвросий (Ермаков). . — Спб.: Издательство СПбПДА, 2018. — 192 с.

Награды:

Церковные:

  • 2011 г. — сщмч. Исидора Юрьевского III ст. (Эстонская Православная Церковь);
  • 2012 г. — прп. Андрея Рублева II ст.;
  • 2017 г. ― медаль свт. Феофана Затворника I ст. (Рязанская митрополия).

Светские:

  • 2015 г. — Дружбы.
E-mail: [email protected] Web-сайт: www.mpda.ru

Публикации на портале Патриархия.ru

Архиепископ Верейский Амвросий: Мы пока еще слишком далеки от людей, чтобы нам доверяли [Интервью]

Архиепископ Верейский Амвросий: «Не увлечься внешним деланием - наша главная задача сегодня» [Интервью]

Архиепископ Петергофский Амвросий: «Секуляризация "Христианскому чтению" не грозит» [Интервью]

Архиепископ Петергофский Амвросий: «Академия для всех» - новое направление издательской деятельности Санкт-Петербургской духовной академии [Интервью]

Архиепископ Петергофский Амвросий. Несколько слов об издательстве Санкт-Петербургской духовной академии [Интервью]

Раковиной вычерпать море. Интервью епископа Петергофского Амвросия «Журналу Московской Патриархии» [Интервью]

Интервью ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Петергофского Амвросия представителям СМИ Германии [Интервью]

Архиепископ Петергофский Амвросий.

Только чистота сердца может даровать человеку подлинную радость

Болезнь тоски легла тенью на лик современного человечества. Почему так несчастны сегодня люди? Потому, что грех отнял у них самое дорогое - чистоту и целомудрие сердца. В чистом сердце - свет и радость; в помраченном - тьма и печаль. И нет иного способа вернуть в жизнь подлинные радость и счастье, кроме борьбы со своим лютым врагом - грехом.

Лик человечества, дорогие отцы, братья и сестры, поразительно изменился за последние несколько десятилетий. Люди жалуются на усталость, отсутствие счастья и радости, потерю смысла жизни; даже в среде церковной то там, то здесь обсуждаются проблемы выгорания. Одни страдают от одиночества и жалуются на то, что их никто не понимает, другие - на непорядочность окружающих людей, третьи - на неразрешимые материальные проблемы и страх перед будущим.

Несчастны не только те, кто не имеет крова над головой, но и те, кто обладает несметным материальным богатством и колоссальными властными возможностями. Скорее именно те, которые получили уже в этой жизни все, способны все купить и пресытились всеми пороками, они более всего чувствуют пустоту, бессмысленность и изнывают в тисках уныния и отчаяния.

Многим из нас доводилось держать в руках альбомы со старыми фотографиями людей конца XIX-XX веков или наших бабушек и дедушек. Разве мы не признаемся себе, что видели на этих фото лица умиротворенные, с печатью благородства, не гордости, а достоинства. Особый свет, тепло и умиротворение излучают глаза людей, запечатленных на этих черно-белых, выцветших фотографиях.

Совсем не такие лица видим мы сегодня на улице или в метро, да что там, подчас даже в храме или у нас в Академии: тревожные, озабоченные, недовольные, серые…

Болезнь тоски легла тенью на лик человечества. И люди уходят от самих себя в виртуальный мир, пытаются забыться в пьянстве и наркотиках, теряются во тьме многочисленных пороков, копаются в навозе разврата, брызжут слюной ненависти к другим, живут сплетнями и клеветой, лгут и дышат злобой.

Почему так несчастны сегодня люди? Потому, что грех отнял у них самое дорогое - чистоту и целомудрие сердца. В чистом сердце - свет и радость; в помраченном - тьма и печаль.

У душевной усталости есть свои причины: ее порождают заразные бактерии, которые зарождаются и размножаются в нравственной грязи. Сколько ее вокруг?! И ежедневно она ищет способы пробраться в человеческую душу.

Как же вернуть в жизнь подлинные радость и счастье? Нет иного способа, как кроме борьбы со своим лютым врагом - грехом. Нет иного пути, как очищение и охранение своего сердца. «Всяким хранением храни сердце свое, ибо от него источники жизни», - говорил премудрый Соломон. «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей», - каялся, очнувшись от угара греха, пророк и царь Давид (Пс 50).

Трагедия нас, современных христиан, заключается в том, что мы забываем о самом главном в жизни - о хранении своего сердца - этого таинственного вместилища, центра нашего бытия, драгоценной дарохранительницы, в которой должны храниться святые дары благодати Божией. Сатана ни на миг не упускает нас из виду. Его главная задача - овладеть нашим сердцем, взять его в плен и сделать рабом страстей. Заглянем в глубины этого тончайшего сосуда, призванного быть хранилищем даров Святого Духа. Что мы увидим в нем зорким, не замутненным взглядом? Как много в нем змей и червей, как много в нем безобразия греха!

Мы забыли, или не хотим признавать, что не может из одного источника исходить сладкая и горькая вода; что нет ничего общего у Христа и велиара, что благодать - святая и чистая, не может соединиться с грехом, что в злохудожную душу не внидет Господь!

Вот почему несмотря на паломничества, молитвы и богослужения, чтение полезных книг, академические лекции и практики, так называемое освоение учебных программ наше сердце чаще всего остается дырявым сосудом, не способным получить и удержать благодать Божию.

Сердце, наполненное страстями, не желает молитвы и не знает ее, и молитва не способна оживить это сердце, потому что оно не принимает ее.

Молитва - это дар благодать Божией, и без чистоты сердца ни то, ни другое не придет в нашу жизнь.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

Какими бы талантами ни обладал человек, какие бы внешние дела благотворительности ни совершал, какими бы риторскими способностями не обладал, каким бы сильным апологетом христианства не был, если он не заботится о чистоте сердца, не борется со своими страстями, он оказывается духовно слепым и несчастным!

Наши прабабушки и прадедушки, пережившие войну, голод, лишения, издевательства, ссылки, сохранившие чистоту сердца (а некоторым из нас посчастливилось быть рядом с такими людьми, видеть красоту и сияние их лучезарных глаз) - были мудрее и ближе к Богу, чем теологи, которые не победили своих страстей.

Прежде христиане жили в благодати, дышали ею, явно переживали ее присутствие и действие уже здесь, во временной жизни на земле, несмотря на испытания и скорби. Благодать делала их самыми счастливыми на земле, а церковные общины - островками света и правды в темном море когда-то язычества, а в XX веке - коммунизма. Именно эта благодать привлекала тогда нас, детей, молодежь, наше поколение к Церкви, потому что детское сердце стремилось к подобной чистоте, ведь верующие люди хранили себя от греха, боялись погасить пламя благодати Божией.

Стяжание Духа Святого - цель христианской жизни. Эти слова Серафима Саровского особенно жизненно понимали люди с чистым сердцем. Но ведь сегодня целью христианской жизни перестает быть стяжание благодати, а потому и потеря ее не ощущается. Сегодня многие даже не понимают, какой урон наносит грех, что происходит в нашем сердце, не ведают, какие скорпионы селятся в нем. Поэтому и жизнь стала серой, безрадостной, выцветшей и выгоревшей.

Мы не должны сдаваться врагу. Прежде всего, своего захватчика надобно изгнать из сердца покаянием и исповедью, соскоблить со своей души смрадный слой греха. Нужно установить контроль ума и воли над своими органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Оградить свое сердце, зрение и слух от источников страстей, от пустых бесед, от клеветы, от виртуальной ямы нечистот и лжи во Всемирной паутине, от зрелищ картин разврата. Избегать тех мест и людей, которые напоминают о падении, быть бдительным, зная, что враг то на время отступает, то набрасывается с новой силой. Именно в этом - главная цель великопостного пути, начало которого для нас с вами знаменуется отложением житейских попечений и нахождением в течение многих часов в главной аудитории нашей жизни - храме Божием:«Пробудись, душа моя, поразмысли о совершенных тобою деяниях, представь их пред своими очами, капля за каплей проливая свои слезы, безбоязненно открывай Христу свои дела и помышления, не оправдывайся».

Священный Синод назначил архиепископа Петергофского Амвросия ректором Московской духовной академии.

Владыка Амвросий родился 15 июня 1970 г. в с. Лужки Железногорского района Курской обл. в семье рабочих.

В Московскую духовную академию поступил после армии. Пострижен в монашество в 23 года.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.

28 декабря 2004 г. Святейшим Патриархом Алексием II в соборном храме Сретенского монастыря возведён в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 6 октября 2008 г.назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Санкт-Петербургских духовных школ.

2 апреля 2011 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

Кандидат богословия. Имеет два светских образования. Окончил Российскую академию госслужбы по программе «Основы государственно-церковных отношений» и Институт дружбы народов Кавказа (Ставрополь) по специальности «Психология».

Газета «Фонтанка» пишет, что архиепископ Амвросий запомнился петербургской пастве своим исключительно миролюбивым слогом. В разгар конфликта между музейщиками и православными, претендующими на единоправное пользование Исаакиевский собором, Амвросий смог сбавить накал, извинившись за «тех, кто был не сдержан в словах и эмоциях», а также призвал не воздвигать стен «между собой и другими».

Жизнеописание

Амвросий (в миру Ключарев Алексей Иосифович, родился в г. Александров Владимирской губернии), архиепископ Харьковский и Ахтырский, известный проповедник-импровизатор, теоретик церковной проповеди.

Родился в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева. В 1834 окончил Переславское духовное училище. В 1834-1840 учился в Вифанской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду и в числе пяти лучших выпускников он был направлен для продолжения учебы в Московскую Духовную Академию на казенный кошт. В 1844 окончил Академию со степенью магистра богословия, присвоенной ему за диссертацию «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий». Его диссертация была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет Академии. В 1844-1848 — преподаватель логики, латинского языка и психологии в Вифанской семинарии. В 1845 утвержден в звании профессора. В том же году вступил женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского. В 1848 принял священный сан и был определен на священническое место в московском Рождественском девичьем монастыре. В начале марта 1849 года скончался его тесть, и Ключарев был определен на его место — в церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (на улице Большая Якиманка). В Казанской церкви отец Алексий сделал первые шаги к освоению искусства проповеднической импровизации. Он отказался от произнесения заранее написанных и выученных наизусть проповедей (что было обычным явлением в Синодальную эпоху) и начал предлагать народу импровизированные поучения. В 1860 основал журнал «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866. В первой половине 1860-х гг приобрел славу одного из лучших отечественных проповедников публицистического направления. На новогоднем богослужении 1864 года в Успенском соборе Кремля по благословению и в присутствии святителя Филарета (Дроздова) произнес проповедь «О воспитании характеров». После этого святитель ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Ключарева в сан протоиерея. Ходатайство было удовлетворено в том же году это.

Первый сборник его проповедей вышел в свет в Москве 1873 отца Алексия («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева»). В сборник вошло двадцать четыре проповеди, произнесенные в период с 1864 по 1872 годы. Эта книга была встречена восторженными рецензиями. Например, известный гомилет, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. И. Барсов считал ее одним из лучших проповеднических сборников XIX века.

Еще в 1860 скончалась супруга отца Алексия. С тех пор святитель Филарет и его преемник на Московской кафедре святитель Иннокентий неоднократно предлагали Ключареву принять монашество, но он отказывался. Лишь 7 ноября 1877 протоиерей Алексий принял монашеский постриг с именем Амвросий. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита, а 15 января 1878 года рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии. 6 апреля того же года преосвященный Амвросий был переименован во епископа Дмитровского и назначен первым Московским викарием. С этого времени и до смерти святителя Иннокентия он совершал богослужения повсюду, где должен был присутствовать сам Московский митрополит. Став епископом он продолжал произносить пламенные проповеди, которые нередко имели широкий общественный резонанс.

22 сентября 1882 году преосвященный Амвросий был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. На этой кафедре он проходил свое архипастырское служение до самой смерти. В 1884 по его инициативе «Харьковские епархиальные ведомости» были преобразованы в богословский журнал «Вера и разум». Также была открыта школа псаломщиков при архиерейском доме.

В 1883 участвовал в освящении Храма Христа Спасителя, где произнес приветственную речь государю императору Александру III и императрице Марии Федоровне. В 1886 возведен в сан архиепископа. В 1892 после перенесенной болезни у владыки Амвросия заметно ослабел голос. С этого времени он практически не произносил проповеди. Тем не менее по поводу особо значимых торжеств он все же писал проповеди, которые поручал прочитывать с амвона протоиерею Тимофею Буткевичу. В 1898 император Николай пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

Архиепископ Амвросий похоронен в Покровском монастыре г. Харькова.

Находясь на Харьковской кафедре, архиепископ Амвросий предпринял работу по осмыслению своего проповеднического опыта. Им была написана книга «Живое слово», посвященная теории проповеднической импровизации. Впервые она увидела свет на страницах журнала «Вера и разум» (в 1884-85 гг). Эта книга принципиально отличается от отечественных пособий по гомилетике, вышедших в свет в XIX веке. В ней автор делится с читателем своим богатым проповедническим опытом. Все выдвигаемые в книге теоретические положения преосвященный Амвросий иллюстрирует примерами, взятыми из своей собственной жизни. Можно сказать, что «Живое слово» предвосхитило начавшееся в начале ХХ века преодоление схоластического наследия в отечественной гомилетической науке.

Труды автора

  • Живое слово. Харьков, 1892. (Переиздано в: Архиепископ Амвросий (Ключарев).
  • Искусство проповеди. М., 2006. С. 23-108.) Полное собрание проповедей с приложениями. Т. 1-5. Харьков, 1902-1903.

Труды об авторе

  • Буткевич Т. И., прот. Высокопреосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Биографический очерк. Харьков, 1902.
  • Митисов И. Педагогические воззрения высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского. Казань, 1902.
  • Виноградов В. «Последний из могикан» из эпохи реформ (Памяти высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского). Сергиев Посад, 1912.
  • Бурега В. В. Служитель Живого Слова / Архиепископ Амвросий (Ключарев). Искусство проповеди. М., 2006. С. 5-22.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама