THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Русская Православная Церковь – самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же “точкой отсчета” становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589-1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов – Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин “старообрядцы”.
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала “каноническая территория” Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления – Патриархат – митрополия – епархия.

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Кто глава Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей

На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

  1. Диаконы.
  2. Священники.
  3. Епископы.

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Заключение

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

Виктор Еремеев, Большой город,

Как устроена РПЦ

Патриарх

Глава Русской православной церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» (но с точки зрения христианского богословия глава церкви - Христос, а патриарх - предстоятель). Его имя поминается во время главного православного богослужения, литургии, во всех храмах РПЦ. Патриарх де-юре подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам: он «первый среди равных» епископов и управляет только Московской епархией. Де-факто же церковная власть очень сильно централизована.

Русскую церковь не всегда возглавлял патриарх: его не было с крещения Руси в 988 году до 1589 года (управлялась митрополитами Киевскими и Московскими), с 1721 до 1917 года (управлялась «Ведомством православного исповедания» - Синодом во главе с обер-прокурором) и с 1925 до 1943 года.

Синод

Священный синод занимается кадровыми вопросами - в том числе избранием новых епископов и перемещением их из епархии в епархию, а также утверждением состава так называемых патриарших комиссий, занимающихся канонизацией святых, делами монашества и проч. Именно от имени Синода осуществляется главная церковная реформа патриарха Кирилла - разукрупнение епархий: епархии делятся на более мелкие - считается, что так ими легче управлять, а епископы становятся ближе к народу и к духовенству.

Синод cозывается несколько раз в год и состоит из полутора десятков митрополитов и епископов. Двое из них - управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион - считаются самыми влиятельными людьми в патриархии. Глава Синода - патриарх.

Поместный собор

Коллегиальный высший орган управления церковью. В нем представлены все слои церковного народа - делегаты от епископата, белого духовенства, монахов обоих полов и мирян. Поместным собор называется, чтобы отличить его от Вселенского, на котором должны собираться делегаты от всех шестнадцати православных церквей мира для решения общеправославных вопросов (однако Вселенский собор не проводился с XIV века). Считалось (и было закреплено в уставе церкви), что именно поместным соборам принадлежит высшая власть в РПЦ, фактически же за прошедшее столетие собор созывался только для выборов нового патриарха. Эта практика была окончательно узаконена в новой редакции устава РПЦ, принятой в феврале 2013 года.

Разница не просто формальная: идея Поместного собора - в том, что в церковь входят люди разных званий; хотя они и не равны друг другу, но церковью становятся только вместе. Эту идею принято называть соборностью, подчеркивая, что такова природа именно православной церкви, в отличие от католической с ее жесткой иерархией. Сегодня эта идея в РПЦ все менее популярна.

Архиерейский собор

Съезд всех епископов Русской церкви, который проходит не реже чем раз в четыре года. Именно Архиерейский собор решает все главные церковные вопросы. За три года патриаршества Кирилла число архиереев увеличилось примерно на треть - сегодня их около 300. Работа собора начинается с доклада патриарха - это всегда самая полная (в том числе и статистическая) информация о состоянии дел в церкви. На заседаниях, кроме архиереев и узкого круга сотрудников патриархии, не присутствует никто.

Межсоборное присутствие

Новый совещательный орган, создание которого стало одним из символов реформ патриарха Кирилла. По задумке - крайне демократический: в него входят эксперты-специалисты из разных областей церковной жизни - епископы, священники и миряне. Есть даже несколько женщин. Состоит из президиума и 13 тематических комиссий. В Межсоборном присутствии готовят проекты документов, которые потом обсуждаются в открытом доступе (в том числе в специальном сообществе в «Живом журнале»).

За четыре года работы самые громкие дискуссии разгорелись вокруг документов о церковнославянском и русском языке богослужения и положения о монашестве, которое посягало на устройство жизни монашеских общин.

Высший церковный совет

​Новый, довольно загадочный орган церковного управления, создан в 2011 году в ходе реформ патриарха Кирилла. Это своего рода церковный кабинет министров: в него входят все руководители синодальных отделов, комитетов и комиссий, возглавляет ВЦС патриарх. Единственный орган высшего церковного управления (кроме Поместного собора), в работе которого принимают участие миряне. На заседания ВЦС не допускается никто, кроме членов совета, его решения никогда не публикуются и строго засекречены, узнать о ВЦС хоть что-нибудь можно только из официальных новостей на сайте патриархии. Единственное публичное решение ВЦС - заявление после оглашения приговора Pussy Riot, в котором церковь дистанцировалась от решения суда.

Русская православная церковь (РПЦ) - крупнейшее религиозное объединение в рамках русской православной традиции, одна из 16 поместных Православных церквей. С X по XV век существовала в качестве митрополии (церковной области) Константинопольского патриархата; с 1448 г. фактически независима (в результате отказа поддержать унию Константинополя с Римско-католической церковью); в 1589 году автокефалия РПЦ официально признана восточными патриархатами и учрежден Московский патриархат , который занимает пятое место в диптихе поместных Православных церквей.

В 1721 году патриаршество в РПЦ упразднено и учрежден государственный орган Российской империи по делам церковного управления - Святейший правительствующий синод , формальным главой которого стал Император. Патриаршество восстановлено в 1917 году, когда Поместный собор РПЦ избрал Патриархом Тихона (Белавина). После его кончины в 1925 году власти воспрепятствовали созыву нового Собора для выборов Патриарха, разрешив провести их лишь в 1943 году на Соборе епископов, состоявшем из 19 человек. В настоящее время главой РПЦ является Патриарх Алексий II , избранный на Поместном соборе 10 июня 1990 года. Он является 15-м по счету Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх имеет три резиденции - официальную (в Свято-Даниловом монастыре), рабочую (в Чистом переулке в центре Москвы) и загородную (в Переделкино). Кафедры Патриарха расположены в трех столичных соборах - Успенском в Кремле, Богоявленском в Елохове и в храме Христа Спасителя. РПЦ насчитывает 128 епархий в России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении (эти страны считаются «канонической территорией» РПЦ), а также в диаспоре - Австрии, Аргентине, Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Венгрии, США и Канаде. Приходы, представительства и иные канонические подразделения РПЦ имеются в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии, Греции, на Кипре, в Израиле, Ливане, Сирии, Иране, Таиланде, Австралии, Египте, Тунисе, Марокко, ЮАР, Бразилии и Мексике. В состав РПЦ номинально входят Японская автономная православная церковь , которая управляется самостоятельным Митрополитом всея Японии, избираемым на Соборе этой Церкви, и Китайская автономная православная церковь , которая в настоящее время не имеет своей иерархии.Высшая вероучительная, законодательная, исполнительная и судебнаявласть в РПЦ принадлежит Поместному собору ,в состав котороговходят все правящие (епархиальные) архиереи, а также представителиот клира и мирян каждой епархии. Согласно Уставу РПЦ, действовавшемус 1988 по 2000 год, Поместный собор должен был созываться разв пять лет, однако на практике это предписание не исполнялось:с 1990 года по настоящее время не было ни одного Поместного собора.В августе 2000 года Архиерейский собор принял новый Устав РПЦ,в котором не оговаривается периодичность созыва Поместного собора,к исключительной компетенции которого отнесены лишь выборы новогоПатриарха. Реальная полнота церковной власти передана Архиерейскому собору , в состав которого входят постоянные члены Священногосинода и правящие архиереи. Согласно Уставу, действующему с августа2000 года, Архиерейский собор созывается Синодом не реже одного раза в четыре года (прежний Устав требовал его созыва не режеодного раза в два года). Перечень полномочий Архиерейского соборавесьма широк. Даже во время работы Поместного собора, которыйтеоретически может отменять решенияархиерейского, вся полнотацерковной власти принадлежит Архиерейскому совещанию , состоящемуиз архиереев – членов Собора. В случае, если за то или иное решениеподается большинство голосов членов Поместного собора, но эторешение не набирает большинства голосов членов Архиерейского совещания,оно считается принятым.

В период между Архиерейскими соборами Церковью управляет Патриархи Священный синод , который считается совещательным органомпри Патриархе. На практике Патриарх принимает важнейшие административныерешения только с согласия Синода. В состав Священного синода входят,помимо Патриарха, семь постоянных членов (митрополиты Крутицкийи Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и всеяУкраины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, а такжеуправляющий делами Московской патриархии и председатель Отделавнешних церковных связей – ОВЦС МП) и шесть временных ,вызываемых самим Синодом для участия в заседаниях на протяжениилишь одной синодальной сессии. Заседания Синода разделены на двесессии – весеннюю и осеннюю, каждая из которых состоит из двух-трехзаседаний, обычно продолжающихся два дня. Как правило, Священныйсинод заслушивает доклады о важнейших событиях церковной жизни,имевших место между его заседаниями (к числу таких событий относятсявизиты Патриарха, визиты в РПЦ глав других поместных Церквей,участие официальных представителей РПЦ в крупных мероприятияхобщероссийского или международного масштаба), а также учреждаетновые епархии, назначает и перемещает архиереев, утверждает открытиеновых монастырей и назначение их наместников и настоятельниц,открывает и реорганизует духовные учебные заведения, открываетновые канонические структуры РПЦ в дальнем зарубежье и назначаетих клириков. В исключительных случаях Синод выступает с Посланиями,отражающими точку зрения церковного священноначалия на те илииные значимые общественные проблемы (последнее подобное Посланиебыло посвящено проблеме ИНН и -- шире -- цифровой идентификацииграждан).

За минувшие 10 лет число епархий РПЦ увеличилось вдвое, а приходов– почти в три раза. По сведениям, которые огласил Патриарх АлексийII на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года, в составРПЦ входит более 19 000 приходов и около 480 монастырей .Пастырское служение в РПЦ осуществляют более 150 архиереев, 17 500 священников, 2300 диаконов . Епархии РПЦ, возглавляемыеепархиальным архиереем, напрямую подчиняются Патриарху и Священномусиноду (Патриарх имеет свою собственную епархию на территорииг. Москвы, которой фактически управляет его викарий). В управленииепархиями архиереям помогают епархиальный совет и благочинные (священники, возглавляющие церковные округа, объединяющие,как правило, храмы одного или нескольких соседних районов большогогорода или региона). Так, например, территория г. Москвы (более400 храмов) разделена на 11 благочиний. В некоторых крупных епархияхимеются викарии – вспомогательные епископы, на которыхправящий архиерей возлагает часть своих обязанностей. В титулахепархиальных и викарных архиереев имеется небольшое различие –епархиальный архиерей носит «двойной» титул (например: «митрополитСанкт-Петербургский и Ладожский»), а викарный – «одинарный» (например:«архиепископ Истринский»). Больше всего – около 10 – викариевимеется в Московской епархии. Это связано с тем, что часть изних являются титулярными епископами, занимающими административныедолжности в центральном церковном аппарате (например, руководителиСинодальных отделов).

Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому чтоона состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства . В зависимости от отношения к браку и образажизни духовенство подразделяется на две категории– «белое» (женатое) и «черное» (монашествующее) . Диаконы и священникимогут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими,а архиереи – только монашествующими. Диаконы являются помощникамиархиереев и священников при совершении богослужений, однако самине могут совершать ни одного из семи основных церковных таинств.Священники лишь властью своих епископов и по их «поручению»могут совершать все таинства, кроме священства – т. е. рукоположенияв священный сан (его совершает лишь епископ). Самого епископарукополагают несколько епископов, согласно решению Священногосинода. Епископы обладают полнотой сакраментальной и административно-каноническойвласти в Церкви, поэтому их персоны окружены особым почетом, аих богослужения совершаются по особому, торжественному чину (кархиереям принято обращаться «владыка» , а к диаконам исвященникам, а также к монашествующим, не имеющим иерархическогосана, – «отец» ). Представители «белого» и «черного» духовенстваимеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за«выслугу лет» или за особые заслуги перед Церковью. Эти структуры можно представить в виде таблицы.

Иерархическая степень

"Белое" (женатое) духовенство

"Черное" (монашествующее) духовенство

Диакон
Протодиакон

Иеродиакон
Архидиакон

2. Священство

Иерей (= священник)
Протоиерей
Протопресвитер

Иеромонах
Игумен
Архимандрит

3. Архиерейство

Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица "схи" (например, "схиигумен" или "схимитрополит"). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета - безбрачия, послушания и нестяжания, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

В современной РПЦ мужскими монастырями управляет наместник в сане архимандрита (реже в сане игумена или иеромонаха; наместник одного монастыря имеет сан епископа), который "представляет" в нем настоятеля - епархиального архиерея. Наиболее крупные и знаменитые монастыри, а также мужские монастыри столицы являются "ставропигиальными" - их настоятель сам Патриарх, представленный в монастыре наместником. Женскими монастырями управляет настоятельница , имеющая почетный титул игумении (реже настоятельница является простой монахиней). В крупных мужских монастырях при наместнике действует совещательный орган - Духовный собор . Монастыри могут иметь свои подворья (представительства) в городах или селах, а также скиты и п"устыни , расположенные на некотором расстоянии от основной обители. Например, ТроицеСергиева лавра имеет Гефсиманский и Вифанский скиты, подворья в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо священнослужителей, принадлежащих к одной из трех ступеней церковной иерархии, в РПЦ есть и церковнослужители, или низшие клирики, - иподиаконы и чтецы . Первые почти исключительно прислуживают архиерею, а вторые читают на клиросе или выполняют пономарские функции в алтаре.

При Священном синоде РПЦ действует ряд "отраслевых ведомств" - Синодальных отделов , важнейший из которых - ОВЦС МП (председатель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)). Сам ОВЦС МП так определяет круг своих задач: "Осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; осуществление связей РПЦ с поместными Православными церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации". Председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл считается самым влиятельным иерархом РПЦ.

В большинстве случаев будущие священнослужители получают "профессиональное" образование в духовных учебных заведениях, сетью которых руководит Учебный комитет Московской патриархии (председатель - архиепископ Верейский Евгений (Решетников)). В настоящее время в РПЦ действуют 5 духовных академий (до 1917 г. было лишь 4), 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, женское духовное училище, 28 иконописных школ . Общее количество учащихся духовных школ достигает 6000 человек . Патриарх Алексий II и епархиальные архиереи стали все чаще обращать внимание на новую тревожную тенденцию, появившуюся в системе духовного образования РПЦ: лишь незначительный процент выпускников духовных учебных заведений продолжает свое служение Церкви в священном сане.

Синодальный Отдел по религиозному образованию и катехизации (председатель - игумен Иоанн (Экономцев)) руководит сетью учебных заведений, предназначенных для мирян. В эту сеть входят воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов .

При Священном синоде РПЦ действуют также Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (и. о. председателя - митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин)), Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (и. о. председателя - протоиерей Димитрий Смирнов), Миссионерский отдел (председатель - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)); Отдел по делам молодежи (председатель - архиепископ Костромский и Галичский Александр (Могилев)); Издательский совет (председатель - протоиерей Владимир Силовьев; он же главный редактор Издательства Московской патриархии , выпускающего официальный орган РПЦ - "Журнал Московской патриархии" ), ряд временных советов и комиссий. Текущими административными делами занимаются Управление делами (руководитель - митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин)) и канцелярия (руководитель - протоиерей Владимир Диваков) Московской патриархии. В непосредственном ведении патриархии находятся (и считаются главными источниками ее доходов) Художественно-производственное предприятие РПЦ "Софрино" и гостиничный комплекс "Даниловский" .

Русская православная церковь (РПЦ) (Название «Русская православная церковь» официально вошло в употребление с 1943 г.; до 1942 г. именовалась «Поместной российской православной церковью»), или Московский патриархат - автокефальная православная церковь, старейшая религиозная организация России. Правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Священное Писание - Библию и Священное Предание (символы веры древнейших поместных церквей, догматы и каноны, разработанные на семи Вселенских соборах (IV-VIII вв.) и ряде поместных, творения святых отцов и учителей церкви, богослужебно-литургические тексты, устная традиция). Первоначально возглавлялась митрополитами, подчинявшимися Константинопольскому патриархату. Патриаршество учреждено в 1589 г., упразднено в 1721 г., восстановлено в 1917 г. Реформы патриарха Никона в 1653-1655 гг., проведенные по инициативе царя Алексея Михайловича (исправление богослужебных книг по греческим образцам, установление единообразия церковной службы, изменение некоторых элементов обрядности), привели к расколу и появлению старообрядчества. После установления Советской власти РПЦ была отделена от государства и подвергалась репрессиям. В настоящее время является крупнейшей религиозной организацией РФ. В ее состав входят епархии прямого подчинения в России, ближнем зарубежье, Европе и США, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская и Эстонская православная церкви, Белорусский экзархат и Казахстанский митрополичий округ. В 2007 г. подписан акт о каноническом общении с Русской православной церковью за рубежом.

РПЦ ведет свое историческое бытие от крещения Руси в 988 г. в Киеве при великом князе Владимире. В 1448 г. она стала де-факто независимой от Константинопольского патриархата, т.е. автокефальной. Рязанский епископ Иона, поставленный Собором русских епископов, получил титул митрополита Московского и всея Руси. В 1589 г. константинопольский патриарх особой грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил московского митрополита Иова первым русским патриархом. Рост духовного влияния и материального богатства РПЦ, ее влияние на политику (включая вопросы престолонаследия) временами делали ее равновеликой царской власти.

Реформы патриарха Никона 1653-1655 гг., проведенные по инициативе царя Алексея Михайловича (исправление богослужебных книг по греческим образцам, установление единообразия церковной службы, изменение некоторых элементов обрядности), привели к расколу и появлению старообрядчества. Раскол был вызван не только собственно религиозными, но и социальными причинами: старообрядцы не принимали «самодержавства» царя в церковных вопросах, падения роли епископов и др.

Консолидация политической власти Петром I потребовала введения государственного контроля над церковью. После кончины в1700 г. патриарха Адриана царь задержал выборы нового предстоятеля, а в 1721 г. учредил государственный орган церковного управления - Духовную коллегию. Позднее она была переименована в Святейший правительствующий синод, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Синода назначались императором, а управляли им светские государственные чиновники - обер-прокуроры. Епископы должны были присягать на верность царю.

В дореволюционной России РПЦ выполняла важные политические функции: это легитимация царской власти, организация народного образования, ведение метрических книг, регистрация браков и смерти, оглашение царских манифестов и т.д. Церковноприходские школы находились в прямом подчинении церкви, а во всех остальных учебных заведениях преподавался «Закон Божий». Священнослужители находились на государственном обеспечении.

В начале ХХ в. в РПЦ, а также среди российских религиозных интеллектуалов сформировалась группа так называемых «обновленцев», выступавших за демократизацию церковного управления и модернизацию богослужения. С целью обсуждения этих и других вопросов была начата подготовка к созыву Всероссийского поместного собора, который, однако, начал свою работу лишь после Февральской революции - в 1917 г. Он восстановил патриаршее управление (патриархом был избран московский митрополит Тихон (Белавин) (1917-1925), призвал вернуться к апостольским соборным началам церковной жизни, т.е. развитию инициативы как на уровне иерархии, так и в среде мирян, и разрешил общинам выдвигать кандидатов на архиерейское и священническое служение. Были образованы два органа коллегиального управления церковью в период между соборами: Священный синод и Высший церковный совет (ВЦС). К компетенции первого были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, второго - дела церковно-общественного порядка: административные, хозяйственные, школьно-просветительные. Особо важные вопросы, связанные с защитой прав РПЦ, подготовкой к соборам, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и ВЦС.

Весной 1917 г. с новой силой развернулось движение за обновление РПЦ. Одним из организаторов новой реформистской организации - Всероссийского Союза демократического православного духовенства и мирян, возникшего 7 марта 1917 г. в Петрограде, был священник Александр Введенский, ведущий идеолог и вождь движения во все последующие годы. В Москве возникла аналогичная по задачам Социал-христианская рабочая партия. «Союз» пользовался поддержкой члена Временного комитета Государственной Думы, обер-прокурора Святейшего синода В.Н. Львова и издавал на синодальные субсидии газету «Голос Христа». В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные обрядовые формы и канонический строй церковного управления.

РПЦ в советский период

После прихода к власти большевистской партии, для которой церковь была идейным и политическим противником, многие священнослужители, монахи и верующие миряне подверглись жестоким репрессиям. В феврале 1918 г. был издан декрет «Об отделении церкви о государства и школы от церкви», который провозгласил светский характер советского государства .

Реакция РПЦ на происходившие события была крайне негативной, хотя патриарх Тихон отказал в поддержке Белому движению и призывал к прекращению братоубийственной гражданской войны. Обострение конфликта между РПЦ и властью произошло в 1921-1922 гг., когда в условиях охватившего страну голода советское правительство, не довольствуясь добровольными пожертвованиями церкви и верующих, приступило к изъятию ценных священных предметов. В мае 1922 г. патриарх был арестован по ложному обвинению в сопротивлении изъятию ценностей, что приравнивалось к контрреволюционной деятельности, и до 1924 г. находился в заключении. Этим воспользовалась группа «обновленцев», которая объявила себя «Высшим церковным управлением». В раскол, провозгласивший солидарность с целями революции, ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил.

В ходе гражданской войны на территориях, контролировавшихся Белым движением, были созданы Временные высшие церковные управления (ВВЦУ). В результате эвакуации армии генерала П.Н. Врангеля из Крыма группа архиереев РПЦ оказалась в Константинополе, где в 1920 г. на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое заграничное заседание ВВЦУ Юга-Востока России (в декабре того же года преобразованное в Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУЗ). В 1921 г. по приглашению сербского патриарха оно переехало в г.Сремски Карловцы (Сербия), где в ноябре того же года состоялось Всезаграничное русское церковное собрание, впоследствии переименованное в Собор. Ряд заявлений Собора носил чисто политический характер (в частности, призыв к восстановлению на российском престоле законного православного царя из дома Романовых и прямой призыв к мировым державам оказать помощь для вооружённого свержения советского режима).

Еще до своего ареста патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому), находившемуся в Германии, и объявил недействительными решения Карловацкого собора. Непризнание его указа положило начало самостоятельной Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) .

После смерти патриарха Тихона развернулась борьба за руководство РПЦ. В итоге во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский) (1925-1944), который избрал путь лояльности советскому режиму. В 1927 г. он издал декларацию, в которой говорилось о необходимости легального и мирного существования РПЦ и поддержке народа и правительства СССР , что вызвало протест части духовенства и верующих, которые отвергли юрисдикцию Московского патриархата и перешли на нелегальное положение (получили собирательное наименование «Катакомбной церкви»). РПЦ было дано разрешение восстановить временное синодальное управление. С 1931 г. стал издаваться официальный «Журнал Московской патриархии», но его выпуск был приостановлен в 1935 г. (возобновлен в 1943 г.) . Церковная структура по всей стране оставалась почти полностью разрушенной.

Катастрофическое для СССР начало Великой Отечественной войны потребовало мобилизации всех ресурсов, включая духовные. РПЦ заняла патриотическую позицию. Поскольку партийно-государственное руководство еще со времен всесоюзной переписи 1937 г. знало, что значительная часть населения СССР относит себя к верующим (56,7% от всех выразивших свое отношение к религии) , оно вынуждено было пойти на сближение с церковью. Для богослужений стали открываться храмы, началось освобождение священнослужителей из мест заключения, были разрешены массовые богослужения, церемонии и общецерковные сборы средств, расширена издательская деятельность. Была свернута всякая публичная антирелигиозная пропаганда. Кульминацией этого процесса в 1943 г. стал созыв Архиерейского собора и избрание патриарха (митрополит Сергий; с 1945 по 1970 г. - Алексий (Симанский) . Возможности РПЦ также использовались для интеграции, денационализации и ассимиляции населения присоединенных к СССР украинских, белорусских и других территорий. После окончания войны она была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе И.В.Сталина международному движению борьбы за мир. В 1961 г. РПЦ вступила во Всемирный совет церквей (международную экуменическую организацию, основанную в 1948 г.)

При Н.С.Хрущеве произошел возврат к методам административной борьбы с религией. После прихода к власти Л.И. Брежнева активное гонение на РПЦ прекратилось, но улучшения отношений с государством не произошло.

Конец 1970-х гг. ознаменовался феноменом так называемого «религиозного возрождения», означавшего рост интереса к православию, прежде всего в кругах интеллигенции (выпуск недолговечных подпольных журналов, создание религиозно-философских семинаров и православных групп). В 1979-1981 гг. наиболее известные представители церковного инакомыслия были арестованы .

В период «перестройки» М.С. Горбачев был заинтересован в поддержке религиозных центров для продвижения реформ в СССР и создания благоприятного общественного мнения за рубежом. С этой целью он воспользовался предстоявшим празднованием тысячелетия крещения Руси: с начала 1988 г. советские газеты, в том числе региональные, были наполнены религиозной тематикой, священникам повсюду предоставлялось слово. На Поместном соборе 1988 г. был принят и новый устав об управлении РПЦ, по которому настоятели храмов могли вновь выполнять обязанности по руководству приходами, чего они были лишены с 1961 г. В результате либерализации РПЦ получила право на большое количество церковных зданий и свободную регистрацию новых приходов, духовных заведений, обществ милосердия и братств.

Развитие РПЦ в 1990-2000-е гг.

После кончины патриарха Пимена (Извекова) (1970-1990) новым патриархом в результате тайного альтернативного голосования был избран митрополит Алексий (Ридигер) (1990-2008) - Алексий II. В своем слове в день интронизации (Интронизация (греч. ένθρονισμός ) - торжественное общественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного предстоятеля церкви на его кафедру.) 10 июня 1990 г. он назвал следующие насущные задачи церкви: возрождение должного духовного состояния христианского общества, возрождение монашества, катехизаторская деятельность (широкая сеть воскресных школ, обеспечение паствы духовной литературой), развитие свободного духовного просвещения, увеличение числа духовных школ, милосердие и благотворительность .

В 1989 г. началось издание газеты «Церковный вестник» , в 1991 г. - ежеквартального журнала Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата «Церковь и время» . В 1991 г. в связи с новым законодательством о свободе совести и религиозных организациях был принят гражданский устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РСФСР. В 1993 г. было издано распоряжение президента о признании РПЦ юридическим наследником собственности дореволюционной РПЦ и безвозмездной передаче культовых зданий и иного имущества.

В политической борьбе 1990-х гг. вокруг РПЦ почти не было конфликтов. Православие стало приобретать особое значение символа национальной идентичности - отсюда и стремительный рост людей, считающих себя православными. Все политические силы, за исключением, может быть, сторонников праволиберального Союза правых сил (СПС), выражали РПЦ свою лояльность. Одновременно среди части духовенства РПЦ появились сторонники более активного вмешательства церкви в политические процессы. Их лидером был митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995), который выступал против либерально-демократических преобразований, отстаивая принцип самодержавной монархии как «богоучреждённой формы существования православного народа» .

В этот же период стали появляться общественные фонды (Фонд Андрея Первозванного (1993) , Центр национальной славы России (2001) , которые заявляли о необходимости возвращения к вере, традиции, собственным корням и формирования в обществе «позитивного отношения к традиционным, скрепляющим остовам России - государству, церкви, армии».

В 1993 г. создан Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) , который определяет себя как «крупнейший российский общественный форум». Его главой является «Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания». В заседаниях, посвященных актуальным вопросам жизни страны, принимают участие представители всех ветвей власти и всех сегментов российского общества, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья. ВРНС 2010 г. был посвящен теме «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

В 2000 г. Архиерейский собор принял документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , который излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. В нем констатируется, что в ходе развития цивилизации, в основе которой лежит идея все большей «эмансипации» человеческой личности и общества, постепенно нарастает «отпадение от Бога», усиливаются «греховные устремления отдельных людей и целых государств». Два основных фактора этого - утверждение принципа так называемой «свободы совести» и ложное понимание человеческих прав. Однако «религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе». Поскольку государство, как правило, сознает, что «земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм…, которые необходимы и для вечного спасения человека», задачи и деятельность Церкви и государства «могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви». Областями сотрудничества РПЦ и государства названы: миротворчество; забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; наука, включая гуманитарные исследования; здравоохранение; культура и творческая деятельность; работа церковных и светских СМИ и др. «Основы» демонстрируют открытость и активную позицию РПЦ по отношению к миру.

В 2000-х гг. РПЦ активно выступала за преподавание в средней школе «Основ православной культуры». В результате многочисленных обсуждений и эксперимента, проведенного в ряде регионов РФ, была одобрена концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». В 2010 г. этот предмет должен быть введен в 18 субъектах РФ, а с 2012 г. - во всех субъектах.

РПЦ имеет сеть православных СМИ (включая электронные) церковно-общественной направленности. Это газета, радио и телеканал «Радонеж», журнал «Альфа и омега», газета «Воскресная школа», женский журнал «Славянка» и др.

В 2009 г. был создан новый церковный консультативный орган - Межсоборное присутствие, работающее на постоянной основе с участием не только духовенства, но и мирян. Его задача - обсуждение актуальных проблем церковно-общественной жизни между поместными соборами. В 2010 г. им были разработаны и опубликованы с целью проведения общественной дискуссии проекты документов о социальной и благотворительной работе РПЦ, об общественной деятельности православных христиан, о практике заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний и проблеме выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах и др.

Организационная структура РПЦ

Современная структура РПЦ определена ее Уставом , принятым Архиерейским собором в 2000 г. (с поправками 2008 г.). Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями - каждый в своей компетенции. По Уставу РПЦ является «многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами», а ее юрисдикция «простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Таким образом, особенностью РПЦ является транснациональный характер деятельности, обусловленный распространением канонической территории на постсоветские государства. В результате на Украине, в Молдавии и Эстонии существуют параллельные церковные юрисдикции (расколы).

Высшая власть в области вероучения и канонического устроения РПЦ принадлежит Поместному собору, сроки созыва которого определяются Архиерейским собором (в исключительных случаях - Патриархом). Он состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Ему принадлежит право избрания патриарха и определение принципов отношений между РПЦ и государством.

Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления РПЦ и состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Он созывается Патриархом и Священным синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного собора, а также в исключительных случаях.

Священный синод, возглавляемый Патриархом, является органом управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами. Судебная власть в РПЦ осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства.

В настоящее время РПЦ представляет собой крупнейшую централизованную религиозную организацию с разветвленным административным аппаратом. В ее состав входят епархии прямого подчинения в России, ближнем зарубежье, Европе и США, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская и Эстонская православная церкви, Белорусский экзархат и Казахстанский митрополичий округ. В 2007 г. между РПЦ и РПЦЗ был подписан Акт о каноническом общении, который восстановил единство внутри Поместной русской православной церкви, признав РПЦЗ ее «неотъемлемой самоуправляемой частью» . По данным на 2006 г., РПЦ было зарегистрировано 12 214 религиозных организаций, 50 духовно-образовательных учреждений, 391 монастырь, 225 религиозных учреждений .

В 2009 г. патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Кирилл (Гундяев) .



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама