THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Они всегда знают, «как надо». Они уверены, что знают вас лучше вас самих. Они не любят, когда им перечат. Контролирующие люди могут искренне считать, что желают вам добра. Но их поведение говорит о том, что их не волнует, чего вы хотите на самом деле. Как распознать и нейтрализовать контролера? Мнение психолога Патрисии Эванс.

ФОТО Getty Images

Нас раздражает, когда кто-то пытается решать за нас, что нам делать и как жить. Но если среди наших близких есть человек, склонный все контролировать, нам следует быть особенно осторожными - иначе мы можем утратить волю и подчинить себя его желаниям. «Контролер уверен, что имеет право распоряжаться жизнью другого человека, потому что воспринимает его как продолжение самого себя, - говорит психолог Патрисия Эванс (Patricia Evans), автор книги «Контролирующие люди» («Controlling People»). - В глубине души такой человек не может признать независимость и отдельность существования другого. У него в голове есть иллюзия идеального мира. Если она вступает в противоречие с реальностью, контролер пытается подправить реальность, но не свои представления о ней».

Почему многим из нас сложно сопротивляться попыткам контроля? Прежде всего, нам трудно распознать их - особенно если они выражаются в мягкой и скрытой форме, в виде совета, предложения или шутки. Обычные фразы, которые использует контролер, - «ты совершаешь ошибку, выходя за него замуж», «на твоем месте я бы подумал еще», «в глубине души ты знаешь, что я права»... Сказывается и наше нежелание портить отношения. «Часто контролер оказывается в числе близких и значимых для нас людей, - говорит Патрисия Эванс. - Это может быть кто-то из родителей, партнер, начальник. В таких отношениях он занимает более сильную позицию и поначалу кажется умным, авторитетным, уверенным в себе. Если нам не удается отстоять себя с самого начала, мы можем попасть в зависимость».

Очень может быть, что в детстве окружающие не уделяли особого внимания чувствам и потребностям такого человека. Он получал от других указания и подсказки, что ему чувствовать, что думать. С проявлениями его собственного «Я» не считались. Вырастая, такой человек оказывается неспособен слышать самого себя, осознавать и называть свои эмоции. Вместо этого он ориентируется на тот образ, который ему внушили старшие. Поэтому свои отношения с другими он строит таким же образом - применяя к ним тот «правильный» образ, который уже существует у него в голове. «Когда друг, возлюбленный или ребенок поступает не так, как от него ждут, контролер начинает вести себя иррационально, - объясняет Патрисия Эванс. - Это поведение отражает страх контролера - страх, что его мир потеряет целостность. Поэтому он не осознает, насколько оторванными от реальности могут быть его ожидания и насколько невыполнимыми могут быть его требования».

Как быть, если вы уже попали в зависимость от контролера? Прежде всего, советует Патрисия Эванс, необходимо отделить свои собственные мысли и чувства от тех, которые нам навязывает другой человек. «Некоторые, особенно дети контролирующих родителей, годами живут словно под заклятием «Империус» из книг о Гарри Поттере - не в силах принять волевое решение и делая лишь то, что от них требуют другие, - говорит психолог. - Но если вы осознаете, что подгоняете свою жизнь под чужую иллюзию, и найдете в себе смелость отделить реальность от вымысла, вы сможете разрушить чары». Вот несколько советов, которые помогут высвободиться из-под влияния контролера.

  • Найдите свой внутренний стержень. Те, кто находится под чарами контролера, начинают верить в историю, которую им рассказывают. Они привыкают думать чужими категориями, говорить чужими словами и оборотами, начинают лучше ориентироваться в чужих иллюзиях о своей жизни, чем в собственных представлениях о ней. Чтобы выработать иммунитет к контролирующему поведению, нужно создавать свою, альтернативную историю. Принимайте самостоятельные решения, какими бы трудными они ни были. Найдите себе дело, которым вы будете заниматься в одиночку, не прося советов и подсказок. Так вы будете знать наверняка, на что способны и куда хотите двигаться.
  • Работайте над своей самооценкой. Один из распространенных приемов контролера - принизить значение собеседника, внушить ему чувство незначительности. «У тебя ничего не получится». «Ты без меня никто». «Без меня ты бы пропал». Лучший способ избежать упреков со стороны контролера - найти в себе как можно больше положительных сторон. Запишите свои хорошие качества на бумагу. Не бойтесь немного преувеличить их. Опишите то, что вам когда-либо удавалось сделать успешно (даже если речь идет о прибитой полке). Займитесь спортом или хотя бы делайте упражнения по утрам - вы будете чувствовать себя энергичнее, а вместе с тем и способнее.
  • Будьте тверды. Прямая конфронтация может не дать результата, а наоборот, лишь усилит беспокойство контролера. Вместо этого лучше твердо высказать свое отношение к ситуации. Допустим, так: «Я чувствую себя некомфортно, когда ты говоришь мне, что мне делать и как думать. В будущем я бы хотел(а), чтобы ты уважал(а) мое мнение и признавал(а) мое право принимать самостоятельные решения».
  • Задавайте вопросы. Простой вопрос «что?» может быть очень эффективен, чтобы указать контролеру на то, что его поведение иррационально. Не бойтесь выглядеть глупо. Если вы будете настойчиво просить собеседника прояснить, чего он от вас хочет, вы заставите его задуматься над своими собственными словами. Как правило, контролер способен осознать, что бывает чересчур требовательным, но сделать это во время разговора ему трудно.
  • Проконсультируйтесь с терапевтом. Отношения зависимости, которые формируются между контролером и его спутником, могут быть очень прочными. Если ваши попытки пересмотреть ситуацию не приводят к желаемому результату и вы боитесь разорвать отношения, лучше обратиться к помощи профессионала.

Юридические основы социальной помощи инвалидам В России принята и соблюдается концепция инвалидности, которая существует во всех цивилизованных странах, основанная на высокогуманном отношении общества к инвалидам. Законодательством как на федеральном, так и на региональном уровнях определены различные формы социального обеспечения инвалидов.

Информация о предусмотренных правах и обязанностях инвалидов позволит сгладить бремя заболевания, возложенного на плечи родственников. Особую значимость в связи с омолаживанием инсульта приобретает обеспечение занятости инвалидов, их профессионального обучения и адаптации к новым условиям жизни. Этим вопросам посвящено настоящее занятие.

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

Это легальное определение содержится в Федеральном Законе (ФЗ) от 24.11.1995 г. в редакции от 31.12.2005 г. «О социальной защите инвалидов». Это наиболее общее понятие инвалида. Детализация этого понятия представлена также в других законодательных актах, таких как Закон РФ от 15.05.1991 г. в редакции от 05.12.2006 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ФЗ от 12.01.1995 г. в редакции от 19.12.2005 г. "О ветеранах" и др. (здесь и далее нормативные акты приведены по состоянию на 29 мая 2007 года).

На данном занятии обсуждаются лишь общие вопросы, касающиеся установления инвалидности, пенсионного обеспечения инвалидов, их социального обслуживания. Частные вопросы, затрагивающие правовой статус отдельных категорий граждан (военнослужащих, государственных служащих и др.) на занятии не рассматриваются.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (органы службы медико-социальной экспертизы).

Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Порядок и условия признания лица инвалидом

Порядок и условия признания лица инвалидом регламентируются постановлением Правительства РФ от 20.02. 2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Для признания лица инвалидом необходимо наличие всех перечисленных условий:

Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями;

Ограничение жизнедеятельности;

Необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

Нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

Нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

Нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

При установлении лицу группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Для подтверждения или изменения группы инвалидности необходимо переосвидетельствование через 2 (1) год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

Кто направляет пациента для прохождения медико-социальной экспертизы?

Направить на медико-социальную экспертизу могут:

Лечебно-профилактическое учреждение;

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (в основном это территориальное отделение Пенсионного фонда РФ);

Орган социальной защиты населения.

Следует обратить внимание, что направление лица на медико-социальную экспертизу органами, упомянутыми в п. 2 и п. 3, осуществляется только при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний.

Для прохождения медико-социальной экспертизы необходим следующий пакет документов:

1. направление на медико-социальную экспертизу, выданное лечебно-профилактическим учреждением (приложение 1, 2). В данном направлении должны быть указаны данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий;

2. заявление лица, направленного на прохождение медико-социальной экспертизы или заявление его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения;

3. медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья (выписной эпикриз, результаты инструментальных исследований и др.).

В какие органы нужно обратиться для прохождения медико-социальной экспертизы?

Медико-социальная экспертиза проводится в органах службы медико-социальной экспертизы. Как правило, медико-социальная экспертиза проводится в бюро по месту жительства пациента. Однако в случаях, требующих специальных или особо сложных видов обследования, она может проводиться в главном бюро или Федеральном бюро. Направление для этого выдается соответственно бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства больного или главным бюро медико-социальной экспертизы.

Следует обратить внимание слушателей на тот факт, что медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если пациент не может явиться в соответствующее бюро по состоянию здоровья. Это должно быть подтверждено заявлением лечебно-профилактического учреждения, или может быть решено заочно бюро (главным бюро, Федеральным бюро).

Как оформляется решение органов медико-социальной экспертизы?

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и в акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения. Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему.

Решение объявляется лицу, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Лицу, признанному инвалидом, выдаются:

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности;

Индивидуальная программа реабилитации.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.

Решения органов службы медико-социальной экспертизы обязательны для всех организаций, вне зависимости от форм собственности, например, для отделений Пенсионного фонда, органов социальной защиты населения, органов государственной власти.

Куда и в какие сроки можно обратиться с обжалованием решения бюро медико-социальной экспертизы?

В случае несогласия с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы больной или его законный представитель может обжаловать его на основании письменного заявления. Заявление подается в учреждение, проводившее освидетельствование, или главное бюро медико-социальной экспертизы.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в трехдневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее одного месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как проводится переосвидетельствование инвалида?

Переосвидетельствование инвалида проводится в том же порядке, в каком устанавливается инвалидность. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1 раз в год. Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению лечебно-профилактического учреждения в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля над решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Пройти переосвидетельствование можно заранее, но не более чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности. В этом случае необходимо подать заявление лично инвалидом или его законным представителем. Кроме этого, лечебно-профилактическое учреждение в связи с изменением состояния здоровья может выдать направление на прохождение переосвидетельствования ранее установленного срока.

При неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган службы медико-социальной экспертизы будут приостановлены пенсионные выплаты на три месяца, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

Если при переосвидетельствовании в органе службы медико-социальной экспертизы будет подтверждена его инвалидность до истечения вышеуказанного трехмесячного срока, выплата пенсии по инвалидности возобновляется со дня, с которого это лицо вновь признано инвалидом. Если же инвалид запоздал с переосвидетельствованием по уважительной причине и ему установлена группа инвалидности, равноценная прежней, за прошлое время, то выплата пенсии по инвалидности возобновляется со дня, с которого лицо вновь фактически признано инвалидом, в том числе за пропущенный срок. При этом не имеет значения длительность периода, прошедшего после приостановления выплаты трудовой пенсии. Если при переосвидетельствовании установлена другая степень ограничения способности к трудовой деятельности (выше или ниже), то выплата пенсии за пропущенное время возобновляется по прежней степени ограничения способности к трудовой деятельности. Решения о возобновлении выплаты пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда автоматически после получения из территориального органа службы медико-социальной экспертизы выписки из акта переосвидетельствования инвалида.

Ограничение жизнедеятельности

Ограничение жизнедеятельности (ОЖД) - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять основные компоненты повседневной жизни.

В этой классификации последствия болезней рассматриваются в виде последовательных состояний:

  1. болезнь - внутреннее давление;
  2. нарушения - внешнее проявление болезни в виде расстройств организма или анатомической структуры;
  3. ОЖД - невозможность выполнить основные компоненты повседневной жизни (или возможность выполнять лишь частично);
  4. социальная недееспособность - недостаток, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для него роль в обществе (неспособность к самостоятельному проживанию - физическая зависимость, невозможность интеграции в общество, невозможность к обеспечению экономической независимости).

Основные виды нарушений функций организма человека

  • Нарушения психических функций (восприятия , внимания , памяти , мышления , интеллекта , эмоций , воли , сознания , поведения , психомоторных функций).
  • Нарушения языковых и речевых функций
    • Нарушения устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия)
    • Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия)
    • Нарушения вербальной и невербальной речи
    • Нарушения голосообразования и пр.
  • Нарушения сенсорных функций (зрения , слуха , обоняния , осязания , тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности).
  • Нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений).
  • Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета.
  • Нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Категории ОЖД и степень

Выделяются четыре степени выраженности нарушений функций организма человека:

  • незначительные нарушения (нет ограничений жизнедеятельности),
  • умеренные нарушения (1 степень ограничений жизнедеятельности),
  • выраженные нарушения (2 степень ограничений жизнедеятельности),
  • значительно выраженные нарушения (3 степень ограничений жизнедеятельности).

Способность к самообслуживанию

Способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

Способность к самостоятельному передвижению

Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность к ориентации

Способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения.

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств.

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц.

Способность к общению

Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу.

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность контролировать свое поведение

Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции.

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц.

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц.

Способность к обучению

2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.

3 степень - неспособность к обучению.

Способность к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

3 степень - неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

См. также

Ссылки

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» и приложение .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ограничение жизнедеятельности" в других словарях:

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от… … Официальная терминология

    ограничение жизнедеятельности - 3.2 ограничение жизнедеятельности: Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься… …

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом (инвалидом) способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью … Административное право. Словарь-справочник

    ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Словарь терминов по социальной статистике

    Ограничение жизнедеятельности - Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. ст. 1 федерального … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью … Социальная статистика. Словарь

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Федеральный закон… … Словарь юридических понятий

    Ограничение жизнедеятельности человека - – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. * … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ограничение - 2.43 ограничение (restriction): Ситуация, когда услуга (2.44) не отвечает условиям доступности, оговоренным в соглашении об услуге (2.45). Примечание Ограничения могут быть плановыми или внеплановыми. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 51079-2006: Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация - Терминология ГОСТ Р 51079 2006: Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация оригинал документа: [ инвалидов ]: Система медицинских, психологических, педагогических, социально экономических мероприятий … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Интеграция академической и авангардной школ живописи: педагогические аспекты , Богустов Алексей Павлович. 80 стр. Настоящая работа представляет собой исследование состояния и перспектив развития художественного образования в постсоветский период. Проводится исследование некоторых практических…
  • Введение в системную рискологию , В. Б. Живетин. Системная рискология – это наука, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных (достоверных) знаний о рисках и безопасности системной деятельности… электронная книга

Медико-социальная экспертиза при нарушениях зрения
(Информационное письмо для специалистов учреждений здравоохранения и бюро МСЭ общего профиля)

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Федеральный закон дает определение основным понятиям, связанным с представлениями об инвалидности. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (1, 2, 3), а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (ст. 1).

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст.7).

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационноправовых форм и форм собственности (ст. 8).

В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством РФ, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, Министерством труда и социального развития РФ утверждено Разъяснение Минтруда России от 15.04.2003 № 17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (Разъяснение).

В случае если инвалидность является следствием военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, трудового увечья или профессионального заболевания, устанавливается соответствующая причина инвалидности. При возникновении ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого нарушения зрительных функций в возрасте до 18 лет, причина инвалидности устанавливается с мотивировкой «инвалидность с детства».

При установлении причины инвалидности граждан, ставших инвалидами с детства в результате ранений, контузий, увечий, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, учреждения медико-социальной экспертизы руководствуются «О порядке установления инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями» (далее - Указание).

Указанием было предложено организовать переосвидетельствование во врачебно-трудовых экспертных комиссиях инвалидов с детства с целью уточнения обстоятельств возникновения у них нарушений здоровья и причин инвалидности. В случае документально подтвержденного факта наступления инвалидности вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, причину инвалидности было рекомендовано определять с формулировкой «инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья (соответственно), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».

Таким образом, названная причина инвалидности, в соответствии с действующим законодательством РФ, может быть установлена только инвалидам с детства, при условии установления этой инвалидности по прямым последствиям ранений (контузии, увечий), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, и подтверждения в установленном порядке обстоятельств получения этих ранений.
В остальных случаях, как правило, устанавливается причина «общее заболевание», в соответствии с пунктом 3

Задачей медико-социальной экспертизы является и определение путей реабилитации инвалидов (система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности). Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (ст. 9 ).
В каждом случае признания лица инвалидом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11.1 ).

В процессе реабилитации инвалидов по зрению определяющую роль играет рациональное трудоустройство. Так как основную роль дистанционного анализатора у слепых и слабовидящих играет слух, компенсирующий зрительный дефект и способствующий ориентировке слабовидящих и незрячих, производственный шум по возможности должен быть полностью устранен.
При освещении рабочего места наиболее рациональным является применение индивидуальных светильников, позволяющих регулировать световой поток. Учитывая низкую функциональную активность зрительно-нервного аппарата, эти лица могут выполнять зрительную работу грубой точности с объектом размером не менее 5 мм. Инвалидам, имеющим выраженное и значительно выраженное ограничение жизнедеятельности вследствие снижения остроты зрения до возможности только ориентировки на рабочем месте, доступно выполнение рабочих заданий без применения зрения (по слепому методу), что возможно только в специально созданных производственных условиях, в том числе возможна также консультативно-методическая работа с использованием накопленного профессионального опыта и знаний в обычных или специально созданных условиях производства (представители искусства и культуры, юристы, преподаватели, инженерные работники) и др., а также надомный труд, не требующий зрительного контроля.

Больным среднего и пожилого возраста с достаточно сохранными зрительными функциями, имеющими большой профессиональный стаж и сложившийся рабочий стереотип, по возможности рекомендуется трудовое устройство на своем или другом производстве по той же или близкой к ней специальности с учетом противопоказанных факторов условий труда.
В тех случаях, когда снижение зрения наблюдается у лиц молодого возраста с небольшим профессиональным стажем или отсутствием трудового стажа, важное значение в целях профилактики инвалидности приобретает своевременная рациональная профессиональная ориентация, а при необходимости - переобучение с приобретением другой специальности.
В случае стабилизации патологического процесса после хирургического вмешательства в ранней стадии заболевания, положительный клиникотрудовой прогноз позволяет этим больным выбрать специальность из довольно широкого круга доступных им работ.

Профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих для социально-трудовой реабилитации осуществляется в специальных техникумах, профессиональных лицеях и на предприятиях Всероссийского общества слепых. Незрячие дети проходят курс реабилитации в специализированных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование, обучаются письму и чтению по точечной азбуке Брайля (комбинации 6 выпуклых точек создают 63 знака, достаточных для обозначения букв, цифр, знаков препинания и нотных знаков). Все это направлено на социальную адаптацию слепых и слабовидящих.

Существенное значение имеет социально-психологическая адаптация. Инвалиды, длительное время или с рождения лишенные зрения, как правило, работают в специально созданных условиях, в том числе на предприятиях общества слепых. Они не имеют профессий, позволяющих им трудиться в обычных условиях производства. Изменение же сложившегося социального стереотипа требует времени для осуществления ряда восстановительных мероприятий (обучения, приобретения новой профессии, рационального трудоустройства).

В структуре инвалидности по зрению в России наибольшее значение имеет такая патология как: глаукома, последствия травм органа зрения, миопическая болезнь, заболевания сетчатки и зрительного нерва, заболевания хрусталика.

1. Глаукома. При осуществлении трудовой деятельности должны быть исключены вредные вещества, оказывающие нейротропное и ангиотропное действие, ультразвук, вибрация и различные виды излучения выше предельно допустимых норм, а также такие факторы как: тяжелая физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная нервно-психическая нагрузка. Противопоказаны условия «горячего» или «холодного» цехов, при закрытоугольной форме глаукомы - работа в ночное время и работа с длительным наклоном головы вниз. При ограничении поля зрения нельзя работать водителем любого вида транспортного средства, на большой высоте (крановщик, монтажник, кровельщик, пожарный, каскадер и др.).

2. Травмы, реконструктивные операции. Независимо от времени, прошедшего после хирургического вмешательства, и характера предшествующей деятельности всем больным, перенесшим травмы и реконструктивные операции, противопоказана работа, связанная со значительной физической нагрузкой, наклонами туловища, большим зрительным напряжением, воздействием высоких температур, излучений и вибраций, опасностью глазного травматизма у движущихся механизмов, в запыленном помещении и в контакте с токсическими веществами.

3. Близорукость высокой степени является противопоказанием к тяжелому физическому труду, спортивным упражнениям с резким поднятием тяжестей и контактным видам спорта, к работе с сотрясением тела и наклонным положением головы, к зрительной напряженной работе.

4. При заболеваниях сетчатки и зрительного нерва противопоказана работа, связанная с нейротоксическими веществами, опасностью интоксикации ртутью, мышьяком, анилином, метиловым спиртом, никотином и др. Нельзя работать водителями любых транспортных средств и на высоте.

5. Катаракта. Больным с катарактой противопоказан труд, связанный с необходимостью точного зрения, работа среди движущихся механизмов, на высоте. Противопоказана работа в условиях разных видов излучения, вибрацией, токсическими веществами и другими факторами, оказывающими катарактогенное воздействие.

Специальные требования к условиям труда инвалидов вследствие заболеваний органа зрения изложены в п. 6.4 «Гигиенических требований к условиям труда инвалидов» (Санитарные правила СП 2.2.9.250-09), утверждённых постановлением Роспотребнадзора и главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30.

Для инвалидов со слабовидением средней степени рекомендуются виды труда, относящиеся к IV - VI, VIII, "в", "д", "ж", "з" разрядам зрительных работ. Инвалиды со слабовидением высокой степени могут выполнять работы, относящиеся к VI, VIII, "д", "ж", "з" разрядам зрительных работ. Инвалиды с абсолютной или практической слепотой могут выполнять трудовые операции без зрительного контроля, используя анализаторные системы, компенсирующие зрительный дефект (осязание, тактильномышечное чувство, слух).
Гигиенические характеристики условий труда на рабочих местах инвалидов вследствие зрительных нарушений дифференцируются в зависимости от заболевания органа зрения (таблица 1).

В таблице 1 приведены показанные при разных видах офтальмопатологии классы условий труда.
Рабочее место для инвалидов с полной и практической слепотой, а также со слабовидением высокой степени должно быть обустроено системой тифлотехнических ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), обеспечивающих ориентировку этих инвалидов на рабочем месте (в соответствии с "Рекомендациями по устройству систем ориентиров на предприятиях и в организациях ВОС"). Технологическое оборудование данных рабочих мест (от простого инструмента до сложных технических устройств) должно быть оснащено тифлотехническими приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного контроля и исключающими возможность получения производственной травмы. Освещенность на рабочих местах инвалидов с патологией глаз должна устанавливаться индивидуально с учетом нозологической формы заболевания путем устройства комбинированного освещения. Общее освещение в системе комбинированного должно составлять не менее 20%.

Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня (не более 30%). По мере снижения естественного освещения автоматически должно подключаться искусственное путем ступенчатого включения отдельных групп светильников.
Для снижения резкой неравномерности распределения яркости в поле зрения работающих инвалидов необходимо предотвратить попадание прямых солнечных лучей в помещение с помощью штор или жалюзи, которые, однако, не должны значительно снижать освещенность. Местные светильники должны быть оснащены устройствами для регулирования направления и интенсивности светового потока.

Таблица 1

Окраска поверхностей рабочих помещений и элементов рабочего места инвалидов по зрению должна осуществляться таким образом, чтобы коэффициент отражения световой энергии был близок к максимальному. Наименьшие коэффициенты отражения поверхностей приведены в таблице 2.

Таблица 2

На рабочих местах инвалидов по зрению соотношение между коэффициентами отражения рабочих поверхностей и обрабатываемых изделий должно быть не менее 1:3, что достигается покраской рабочих поверхностей (либо использованием комплектов съемных покрытий) в цвета, подобранные по цветовому контрасту к обрабатываемому материалу:
а) для деталей холодного цвета (сталь, алюминий и т.п.) - теплые цвета (например, кремовый);
б) для деталей теплого цвета (медь, латунь и т.п.) - холодные цвета (например, серо-голубой);
в) для деталей темного цвета - светлые тона. Для инвалидов с врожденной цветоаномалией и с заболеваниями, сопровождающимися нарушением цветовой чувствительности, не следует предоставлять виды работ, требующие различения цветов.

Одиночные рабочие места для слепых следует радиофицировать. При размещении нескольких рабочих мест для слепых в одном помещении радиофицировать следует помещение.
Окраска помещений на предприятиях проводится с учетом широты местности, ориентации окон, имеющегося оборудования и цвета выпускаемых изделий.
Для лучшей ориентировки работников с остаточным зрением следует производить окраску ярких цветовых тонов в виде полос по краям проходов, около контейнеров, др. Дорожки для проходов выделяются в светлые тона на темном фоне.
Для обеспечения достаточной контрастности между обрабатываемой деталью и фоном следует на рабочих местах использовать, когда это возможно по технологии, комплекты съемных покрытий для рабочих поверхностей, подобранные по цветовому контрасту к различным материалам.
Инвалиды с потерей зрения не допускаются к работам с источниками локальной вибрации и шума.

«Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены

Для лиц с заболеваниями и дефектами органа зрения в Федеральном перечне предусмотрены: специальные устройства для чтения «говорящих книг» (на флэш-картах), для оптической коррекции слабовидения (электронный ручной видеоувеличитель, электронный стационарный видеоувеличитель, лупа, лупа с подсветкой), медицинский термометр с речевым выходом, медицинский тонометр с речевым выходом, собака-проводник с комплектом снаряжения.
Обеспечение инвалидов ТСР, не вошедшими в Федеральный перечень, осуществляется на основании ИПР органами социальной защиты населения в соответствии с «Перечнем технических средств реабилитации, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств краевого бюджета» (приложение № 1 к приказу Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 07.02.2013 № 170) (Краевой перечень).

Для лиц с заболеваниями и дефектами органа зрения в Краевом перечне предусмотрены: мини-ноутбук с программами речевого экранного доступа, диктофон цифровой, прибор для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, грифель для письма по Брайлю, бумага специальная для письма по Брайлю, часы наручные механические с рельефными делениями, часы-будильник с термометром электронные "говорящие", нитковдеватель, нож-дозатор, часы-будильник наручные электронные с вибрационным сигналом.
«Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств краевого бюджета» утверждён приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 07.02.2013 № 170.

Заместитель руководителя-главного эксперта
по медико-социальной экспертизе ФКУ ГБ МСЭ по Краснодарскому краю
Т.В.Терещенко



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама