THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В русском языке существует четыре буквы, именуемые шипящими. Это «ж», «ш», «ч», «щ». Существует целый ряд орфографических правил, которые предписывают выбор букв, следующих за шипящими.

Инструкция

  • Шипящими правильнее было бы назвать звуки, а не буквы. Но поскольку буквы используются для записи звуков, то и их называют шипящими. В русском языке таких букв четыре. Это «ж», «ш», «ч», «щ».
  • Иногда к шипящим относят и букву «ц». Но звук [ц] шипящим не является. Хотя если посмотреть правила русской орфографии, то буква «ц» требует к себе столь же внимания, как и вышеупомянутые.
  • Вспомните самые первые правила правописания, которые изучали еще в первом классе. Да, именно с «жи-ши» и «ча-ща» обычно начинается обучение русской грамоте. В последующих классах на уроках русского языка учащимся приходится изучать много правил, в том числе и касающихся правописания слов с шипящими.
  • Одно из таких правил – написание мягкого знака («ь») после шипящих. Так в именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак «ь» не пишется («шалаш», «мяч», «плащ»), а в существительных женского рода – обязательно присутствует («ложь», «мышь», «ночь»). Наречия, оканчивающиеся на шипящий обязательно имеют на конце «ь», кроме слов «уж», «замуж», «невтерпеж». Глаголы во II лице также пишутся с «ь» («читаешь», «умываешься»).
  • Еще одно правило касается выбора букв «о» или «е» («ё»). В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и «ц» под ударением пишется «о», а в безударной позиции – «е». Например: «плющом», но «овощем»; «крыльцо», но «на крыльце», «большого», но «хорошего». В таких словах, как «пастушок», «зайчонок», «книжонка», обязательно после шипящего пишется «о».
  • А вот в глагольных окончаниях и суффиксах хотя и слышится «о», пишется «е» («ё»): «печет», «выкорчевывать».
  • Будьте всегда внимательны, когда встречаете на письме буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и отчасти «ц». Помните о тех правилах, которые говорят о выборе следующих за шипящими букв.

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласные звук является твердым, если после него стоят согласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.


Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.


Свистящие согласные звуки


Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!

II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.

2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё .

3. Да! Вы правильно решили:
Буква тапохожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

4. На расческу такпохожа:
Три зубца всего. Ну что же?

А какие звуки обозначают эти буквы?

Это вам задание для чистописания,

III. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

  1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
  2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
  3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
  4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

IV. Самоопределение к деятельности.

(на доске записаны буквы.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

Что вы о них знаете?

Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)

V. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 1 (с. 104)

Прочитайте.

Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

Что вы узнали?

Упр. 3(с. 104)

([Ж])

А во второй? ([Ш])

Оба звука произносятся твёрдо.)

Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

VI. Физкультминутка.

(Музыкальная физкультминутка)

VII. Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

    Упр. 4 (с. 106)

Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)

А во второй? ([Ч"])

Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

Прочитайте сведения о языке на стр.106.

Дайте характеристику этим звукам.

  1. Работа в Рабочей тетради.

Упр. 59 (с. 53)

    Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

Упр. 60 (с. 53)

    Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

    Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

1. Знакомство с новым словом.

    Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

    Найдите тему сегодняшнего урока.

    Зайдите в раздел словарная работа.

    С каким словом мы сегодня познакомимся?

    Послушайте информацию об этом слове.

    Сколько в слове слогов?

    Какой ударный?

    Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

    Разделите слова для переноса.

    Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

    Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

3. Повторение ранее изученного материала.

    Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

    Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

    Как вы справились с заданием?

X. Подведение итогов урока.

    Какие согласные звуки называются шипящими?

1. Прочитай.

Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

(И. Эренбург)

  • Каким назван дождик? Почему?
  • Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.

2. Назови предметы.

  • Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
  • Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?

Страничка для любознательных

Шипящие

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

(В. Иванова)

3. Прочитай.

      У ежа ежата, а у ужа ужата.
      Смешные шутки у Саши и Мишутки.

  • Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
  • Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.

4. Прочитай.

      Два щенка щека к щеке
      щиплют щётку в уголке.

      У четырёх черепашек
      по четыре черепашонка.

  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
  • Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
  • Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.

5. Прочитай. Когда так говорят?

      Хорошая работа два века живёт.
      Работе время, потехе час.

  • Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

рабо́та

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.

6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.

  • Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама