THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.

Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик – эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на арене Колизея .

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Фото: Крупный план главного фасада

Строительство собора

После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.

В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.

Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.

Чертёж от Антонио да Сангалло

Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной Сикстинской капеллы . Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.

Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме собора : изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.

Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.

Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.

Архитектура собора

Размеры храма

Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире , однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.

Вид на собор и мост Святого Ангела

Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Алтарь с отверстием к гробнице апостола Петра

Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.


Фото: Статуя апостола Петра с ключом от небес. Статуя Павла находится правее.

Купол базилики

Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота – 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.

Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из Пантеона , демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.


Балдахин – шедевр Бернини

Входы в собор

Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый “Святой” год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.

Полезная информация

Дресс-код

При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.

Подняться на купол

  1. Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
  2. Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
  3. В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.

Часы работы

Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.

Начало VI в. Доска, восковые краски. 92,8 × 53,1 см Монастырь Св. Екатерины, Египет

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией.

В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.

Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями Бернини и молодого Микеланджело.

В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д"Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Швейцарский гвардеец

Святые ворота

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле , который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

общий вид зала.

Потолок

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Центральный неф

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Статуя Св. Петра

В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.

Св. Петр руководил церковью 25 лет. За 19 столетий единственным папой, сидевшем на престоле Петра дольше (1847-1878), чем сам Петр, был папа Пий IX. Его портрет размещен на стене над статуей апостола. Пьедестал из алебастра выполнил в 1757 г. Carlo Marchionni. Мраморное кресло относят к раннему Возрождению.

29 июня в день памяти апостола Петра, его статую облачают в одежды, так что кажется, что статуя оживает.

Трон Св. Петра и Слава

Неф базилики

Кафедра Святого Петра

Сень над папским алтарём и могилой Св. Петра ЗДЕСЬ

Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.

Предметом картины на Алтаре является праздничная месса Св Basil в присутствии Римского Императора Valens.St.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII.

Алтарь св. Иеронима. Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.

Балдахин

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Парит в сиянии символ Святого Духа.

Правый неф

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà) .

Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец” .

Это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына - Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.

Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Тосканской (или иначе Каносской) работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини.

Гробница Матильды Тосканской

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Григорий XIII Gregorius PP. XIII

226-й папа римский

Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII ; барельеф напоминает об осуществлённой папой реформе — введении нового календаря (григорианского).

Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме.

Его Святейшество папа римский Климент XIII Clemens PP. XIII

Надгробие Климента XIII.

Памятник святому Викентию де Полю

созданное в 1498 г. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.

Памятник апостолу Андрею

Левый неф

Надгробие Александра VII работы Бернини.

Монумент папе Александру VII , это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом.

надгробие Иннокентия VIII,

Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.Надгробие выполнено на средства английского короля Георга III.На монументе в центре изображен Яков, слева Карл, справа Генрих.

Памятник последним Стюартам

Памятник Марии Собесской

Собор Святого Петра в Ватикане — это важная культурная достопримечательность со множеством произведений искусств, и в то же время — главный центр христианских святынь. Вход в собор бесплатный.

Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri) в символ маленького, но могущественного государства, мировой центр католицизма. При свете дня этот храм выглядит торжественно и грандиозно. Ночью, в лучах прожекторов, его мощный овальный купол напоминает парус огромного корабля, устремлённого в небо.

Пространство храма сосредоточено вокруг центрального нефа. В самом конце нефа находится бронзовое изваяние Святого Петра. Многолетнее поклонение верующих оставило след на скульптуре – паломники целуют правую стопу святого. От бесконечного множества истовых поцелуев металл ступни сгладился и блестит, словно отполированный.

Огромный купол собора – подлинный архитектурный шедевр. Гигантское сооружение, которое строили более тридцати лет, покоится на четырёх мощных столбах. Столбы эти – непростые, в них устроены ниши для хранения святых реликвий.

Внутренняя поверхность купольного пространства украшена потрясающей ажурной мозаикой в золотых, белых и голубых тонах, изображающей ангелов и серафимов. Мозаикой отделаны все своды и стены собора. Голова идёт кругом, когда представляешь, сколько времени и усилий потратили мастера прошлого на это великолепие!

Под куполом, над папским алтарём, нависает тёмный бронзовый балдахин на четырёх спиралевидных колоннах. Сооружение выглядит небольшим в масштабах собора, однако высота его составляет почти тридцать метров! Этот причудливый киворий – первая работа Бернини в храме. Искусствоведы считают его эталоном барокко. За балдахином находится впечатляющая кафедра Святого Петра – тоже работа Бернини.

Статуй, капелл и алтарей, полихромных и золотых мозаик, искусных надгробий в соборе множество. Описать здесь их все неблагодарное занятие – это нужно увидеть.

Собор Святого Петра - главная достопримечательность не только Ватикана, но и Рима. Свое название он получил от могилы апостола Петра, предположительно находящейся на этом месте. Это грандиозный собор, внутри которого могут поместиться крупнейшие храмы Европы. Высота купола собора - 136 м. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Собор строился около 50 лет и был почти полностью завершен в 1607 году. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади.

Обычно посещение собора Святого Петра является продолжением экскурсии по музеям Ватикана. После осмотра Сикстинской капеллы мы спускаемся во внутренний дворик, и переходим в собор Святого Петра.

Группы идут одна за другой непрерывным потоком

По пути я снимаю скульптуру в нише зданий

В источнике можно бесплатно попить святую воду

Источник «Святой воды»

Известно, что в Собор Святого Петра ведут 5 дверей. Одна из дверей, ведущих в Собор, особенная. Это Святая дверь, она замурована бетоном. Открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово «юбилей».

Нам повезло, что нынешний папа Франциск решил сократить этот срок до пятнадцати лет. Последний Юбилей был в 2000 году, а новый начался в декабре 2015 года, и поэтому до 25 декабря 2016 года дверь открыта. Поторопитесь, кто хочет ее увидеть

Фрагмент Святой двери.

16 прямоугольных панелей Святой двери разделены гербами 36 римских пап, праздновавшие очередные юбилейные годы. Основная тема сюжетов, изображенных на панелях, это искупление грехов человека по милости Божией. Господь стучит в дверь каждого и ждет, что мы откроем ему.

Снимать приходится над головами, идет сплошной поток, и останавливаться нельзя. Поэтому показываю только несколько верхних панелей.

Вверху: Благовещение.

Внизу: Возвращение блудного сына (слева) и Исцеление расслабленного (справа).

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По всему периметру Собора Св. Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна. В первой капелле правого нефа рядом со Святой дверью находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà).

Скульптура была высечена из единого блока белого каррарского мрамора, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром. Микеланджело был первым мастером, который полировал свои мраморные скульптуры. В результате они гладкие и блестящие, до него этого никто не делал. Лет тридцать назад, когда я здесь был первый раз, к Пьете можно было подойти вплотную. После того, как какой-то вандал набросился на статую с молотком и повредил ее, теперь она находится под специальным стеклом. У ограждения, за которым находится Пьета, всегда стоит много народу. Мы тоже долго стояли там, разглядывая детали и восхищаясь тем, насколько точно гений Микеланджело смог передать тончайшие эмоции скорбящей матери и детали тела и одежд.

Собор Святого Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников, в том числе бронзовую статую XIII века Св. Петра Благословляющего, которой приписываются чудодейственные свойства.

.

Статуя Святого Петра Благословляющего

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

В левой руке Святой апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором Св. Петра. Буквы выполнены из меди. Чтобы отметки были видны, их огораживают от туристов бордовыми барьерами.

Знаменитый купол, сконструированный Микеланджело, составляет в диаметре 42,5 метра.

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором. Стоять, задрав голову кверху, и разглядывать купол Собора и детали его декора можно часами.

В самом центре купола изображен Бог-отец. Вокруг надпись по-латински: "S. PETRI GLORIAE SIXTUS PP. V.A. MDXC PONTIF. V." ("К славе Св. Петра, папа Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата")

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию.

Считается, что под ним и находится место, где был похоронен апостол Пётр. Лестница отсюда ведёт вниз, в ватиканский некрополь.

Сквозь балдахин видна созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло Св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Внутри собора множество капелл, где находятся статуи и скульптуры, надгробия и гробницы римских пап и императоров. Богатство внутреннего убранства просто поражает своим великолепием!

Все папы похоронены в некрополе под Собором Святого Петра. Надгробия лишь самых достойных из них установлены в самом соборе.

Одним из таких был папа Бенедикт XIII

Ангелочки, держащие сосуд со святой водой. В разных местах они разные

Гробницы, выполненные итальянскими мастерами, уже сами по себе - произведения искусства.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII

Блаженный Иоанн XXIII (25 ноября 1881 - 3 июня 1963), римский папа с 1958. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Итальянцы называли его "Добрый папа".

Алтарь Непорочного зачатия в капелле хора. Мозаика 1744-47 гг. по картине Bianchi с изображением Непорочной Девы в славе, окруженная ангелами. 8 декабря 1854 г. в день установления догмата Непорочного зачатия папа Пий IX украсил изображение Марии короной, через 50 лет папа Пий X добавил 9 звезд,

Роскошь и грандиозность

Конная статуя императора Карла Великого, первого кого короновали в соборе (старом)

Карл Великий преклонил колени, когда в 800 в рождество он был коронован папой Львом III императорской короной.

Выходим из Собора Святого Петра и направляемся к площади

Площадь Святого Петра

Вход и выход из Ватикана охраняется швейцарской гвардией.

Швейцарский гвардеец

Бросается в глаза пестрая форма, восходящая еще к XVI веку. С тех пор она почти не изменилась: шлем или берет, белый воротник, камзолы и панталоны в красно-желто-голубую полоску. По преданию, форму папских гвардейцев придумал Микеланджело.

Единственным оружием швейцарских гвардейцев на протяжении многих веков была двухметровая средневековая алебарда.

Гвардия официально была основана в 1506 году, и в ней насчитывается чуть более 100 человек. Гвардейцы выстраиваются в почетный караул во время приемов и государственных визитов в Ватикан. Гвардейцы отвечают также за личную безопасность Папы, сопровождая его во время выездов на площадь Святого Петра на специальной бронированной машине (так называемом «папамобиле»).

Два швейцарских гвардейца - представители вооружённых сил государства Ватикан. Им запрещено жениться, носить усы и бороду, иметь рост ниже 174 см и возраст меньше 19 и больше 30 лет. Кстати, в гвардию принимают только холостяков. Жениться они могут только по специальному разрешению, которое выдаётся тем, кто прослужил более трёх лет и имеет звание капрала, причём их избранницы обязательно должны придерживаться католического вероисповедания.

Пройдя несколько метров, мы попадаем на Площадь Святого Петра - самую большую римскую площадь, ее размеры - 340 на 240 метров. Площадь была спроектирована Джованни Лоренцо Бернини в 1656-1667 гг.

Вид на собор Святого Петра со стороны площади.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

В заключение несколько фото самой площади

Площадь Святого Петра двумя дугами окружают величественные колоннады, украшенные великолепными скульптурами из 140 статуй. В центре находится древнеегипетский обелиск, доставленный сюда по приказу императора Калигулы в 37 г.

В левой части фото над колоннадой видна часть резиденции Папы Римского. Отсюда Папа читает воскресную проповедь.

Площадь Святого Петра

Собор Святого Петра и площадь неоднократно описаны во множестве источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

Мы прощаемся с Собором Святого Петра и с Ватиканом, и говорим Италии: «До свидания!»

Апрель, 2016

Более подробно с музеями Ватикана и с наиболее интересными экспонатами в них можно познакомиться в книге:

ВАТИКАН

Что можно увидеть за один день в Ватикане, какие музеи осмотреть, на что обратить внимание и как лучше подготовится к такой экскурсии? Книга снабжена большим количеством фотографий, и может служить своеобразным путеводителем по музеям Ватикана, а также виртуальным гидом для тех, кто готовится к такой поездке.

Цена книги 100 рублей

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Нерон согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к 15 веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале 17 века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в 1 веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор в Риме расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (13 век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с 15 века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама