THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С 2018 года вступают в действие очередные изменения, которые отразятся на уплате ЕСН. Власти планируют осуществить налоговый маневр, снижая ставки страховых взносов. При этом другие налоги будут пропорционально увеличены, что позволит сохранить уровень налоговой нагрузки на бизнес. Эксперты отмечают несбалансированность действующей системы страховых отчислений, что создает серьезные риски для отечественной экономики.

Отечественная экономика нуждается в новых факторах роста, подчеркивают чиновники. Несмотря на окончание экономического кризиса, темпы роста ВВП остаются низкими, что может привести к затяжному периоду стагнации. Структурные реформы позволят ускорить рост российской экономики, считают представители Минэкономразвития. Одно из наиболее ожидаемых нововведений в 2018 году – налоговая реформа, которая затронет основные параметры фискальной системы.

В 2018 году изменения могут коснуться ЕСН, что позволит улучшить конкурентные позиции отечественной экономики. После выборов власти смогут запустить налоговый маневр, который приведет к суммарному снижению страховых взносов. При этом компенсатором выступит умеренное повышение НДС.

ЕСН включает три основные составляющие:

  • пенсионные взносы (22%);
  • ФОМС (5,1%);
  • социальное страхование (2,9%).

Если размер заработной платы превышает установленный норматив (более 870 тыс. руб.), то ставка отчислений в ПФР снижается до 10%. Кроме того, если зарплата превышает 755 тыс. руб., то на суму превышения не начисляются взносы в ФСС.

В результате суммарная нагрузка на работодателя достигает 30%. В Минфине рассматривают несколько сценариев реформы, которая отразится на изменении ставок ЕСН с 2018 года.

Варианты реформы: проблемы ФОМС

В следующем году общая нагрузка на работодателей может снизиться, подчеркивают в Минфине. Власти рассматривают варианты снижения страховых взносов, что станет дополнительным стимулом для роста отечественной экономики. Однако чиновники должны считаться с существующими экономическими реалиями.

Представители Минфина допускают несколько вариантов изменения таблицы коэффициентов ЕСН. В первую очередь чиновники вынуждены реагировать на нехватку средств в ФОМС, что является препятствием для реализации майских указов президента РФ. В результате власти планируют увеличить отчисления в ФОМС с 2019 года на 0,8%.

В правительстве подчеркивают необходимость увеличить отчисления на медицинское страхование. В противном случае власти не смогут обеспечить повышение заработных плат врачей, что зафиксировано в майских указах. Кроме того, чиновники учитывают возможные риски для представителей бизнеса. Если первоначальная версия реформы предполагала повышение отчислений на 4%, то после обсуждений данный показатель был уменьшен до 0,8%.

Повышение взносов в ФОМС до 5,9% приведет к увеличению поступлений на 190 млрд руб., подчеркивают чиновники. В результате повышение зарплат врачей будет профинансировано в полной мере, а дефицит фонда будет сведен к минимуму. Кроме того, в Минфине рассматривают варианты корректировок пенсионных взносов, которые могут стартовать в следующем году.

Перспективы налогового бремени

В Минфине планировали отменить предельный порог при уплате страховых взносов в ПФР, что позволило бы снизить дефицит бюджета фонда. Представители ведомства подчеркивали, что взносы по ставке 22% должны уплачиваться со всей суммы зарплаты, что соответствует принципу социальной справедливости. Однако данная мера не нашла поддержки среди правительства. Действующий мораторий на увеличение налогового бремени вынуждает чиновников искать другие варианты увеличения бюджетных поступлений.

В рамках другой инициативы Минфина единый социальный налог с 2018 года может быть существенно сокращен, при этом снижение поступлений по ЕСН будет компенсировано за счет повышения ставок по НДС. Снижение страховых взносов приведет к сокращению теневого сектора экономики, подчеркивает глава ведомства Антон Силуанов. Согласно расчетам Минфина, суммарная нагрузка на работодателя может быть снижена до 22%.

Слишком большая налоговая нагрузка на работодателя негативно отражается на инвестиционной привлекательности российской экономики, уверены чиновники. Представители Минфина подчеркивают – действующая система страховых взносов препятствует восстановлению экономического роста. Кроме того, создаются дополнительные стимулы для выплат зарплат в конвертах, что приводит к снижению бюджетных поступлений.

Компенсатором налогового маневра станет повышение ставки НДС до 22%. В результате часть налогового бремени будет переложена с работодателей на конечных потребителей. Данная реформа соответствует рекомендациям МВФ и будет способствовать улучшению позиций отечественных экспортеров. Фактически будет достигнут эффект налоговой девальвации — российские товары получат дополнительные преимущества на международных рынках.

Эксперты отмечают плюсы и минусы ожидаемой реформы ЕСН в 2018 году, подчеркивая уязвимость отечественных компаний после окончания кризиса.

Цель маневров

Эксперты негативно оценивают намерения Минфина увеличить страховые взносы. Повышение отчислений в ФОМС на 0,8% и применение единой ставки для всей зарплаты отразятся на ухудшении финансового положения представителей бизнеса. При этом многие компании еще не оправились после экономического кризиса. В результате сроки восстановления экономики растянутся на более длительный период.

Власти не должны перекладывать все расходы на плечи бизнеса, считают эксперты. Подобный подход чреват системным кризисом российской экономики, выйти из которого удастся только после существенного роста цен на нефть.

Маневр, связанный со снижением взносов за счет увеличения ставки НДС, имеет ряд преимуществ. Сокращение прямых налогов на труд станет дополнительным стимулом для работодателей. Кроме того, в выигрышном положении окажутся компании, ориентированные на экспорт. В результате произойдет снижение себестоимости российских товаров на международных рынках, что расширит возможности экспортеров.

Еще одно преимущество маневра – создание условий для легализации зарплат. Снижение ставки будет стимулировать работодателей официально выплачивать заработную плату, что будет компенсировать абсолютное снижение процента страховых взносов.

Помимо стимулирования экономического роста, реформа системы страховых взносов должна решить проблему сбалансированности бюджетов, считают эксперты. В противном случае нарастающий дефицит ПФР и ФОМС может привести к коллапсу системы социального обеспечения. При этом правительство может не только увеличивать поступления, но и оптимизировать затраты.

Реформа пенсионной системы должна включать изменение ключевых параметров начисления выплат, в том числе корректировку пенсионного возраста. Только комплексный подход, направленный на снижение расходов ПФР, позволит сбалансировать бюджет фонда в среднесрочной перспективе.

С 1 января 2017 года Правительство планирует вернуть отмененный в 2010 году единый социальный налог (ЕСН). ЕСН заменит страховые взносы. Администрировать новый старый налог будет Федеральная налоговая служба. Чтобы вернуть налог достаточно будет реанимировать ныне отменную 24 главу НК РФ о ЕСН. Пока поправки не утверждены, предлагаем вам ознакомиться с отмененной главой 24 Налогового кодекса «Единый социальный налог». Новый ЕСН по всей видимости существенно от старого отличаться не будет

22.01.2016

Наши источники в ФНС и Минфине подтвердили, что вероятность введения ЕСН с 2017 года велика.

Единый социальный налог (ЕСН) с 2017 года

Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Статья 235. Налогоплательщики

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Статья 236. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Не признаются объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации, и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

2. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков - глав крестьянских (фермерских) хозяйств из доходов этих хозяйств исключаются фактически произведенные указанными хозяйствами и документально подтвержденные расходы, связанные с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств.

3. Указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Если же вы вообще не подтвердите свой основной вид деятельности, то есть не подадите указанную выше информацию в фонд, то ФСС установит вам тариф исходя из того вида вашей деятельности, который имеет наибольший класс профессионального риска. То есть тариф вам будет установлен максимальный исходя из тех видов деятельности по ОКВЭД, которые вам присвоены и содержатся в ЕГРЮЛ (п. 5 Порядка подтверждения).

Статья 237. Налоговая база

1. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 236 настоящего Кодекса, за налоговый период в пользу физических лиц.

2. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

3. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

4. При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

5. Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 221 настоящего Кодекса.

Статья 238. Суммы, не подлежащие налогообложению

1. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 разъяснены положения абзаца седьмого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 данного документа, касающиеся расходов на повышение профессионального уровня работников.

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 разъяснены положения абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 данного документа, касающиеся установления норм суточных, применяемых в целях налогообложения единым социальным налогом.

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

7.1) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

Положения подпункта 10 пункта 1 статьи 238 (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ. Положения подпункта 10 пункта 1 статьи 238 (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникающие в связи с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. Соответствующие правоотношения, возникающие в связи с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, т.е. до 1 января 2006 года.

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

15) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период;

16) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

17) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

3. В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Статья 239. Налоговые льготы

1. От уплаты налога освобождаются:

1) налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода;

Статья 240. Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статья 241. Ставки налога

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по налоговым ставкам, установленным пунктом 6 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие ставки:

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

4. Адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

6. Для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие налоговые ставки:

7. Осуществляющими деятельность в области информационных технологий для целей настоящей главы признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

8. Указанные в пункте 7 настоящей статьи организации уплачивают налог по установленным пунктом 6 настоящей статьи налоговым ставкам при выполнении ими следующих условий, если иное не установлено настоящим пунктом:

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату налога по установленным пунктом 6 настоящей статьи налоговым ставкам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;

среднесписочная численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату налога по установленным пунктом 6 настоящей статьи налоговым ставкам, составляет не менее 50 человек.

Вновь созданные организации уплачивают налог по установленным пунктом 6 настоящей статьи налоговым ставкам при выполнении ими следующих условий:

организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;

среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

В целях настоящего пункта сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса. При определении доли доходов от покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, места жительства физического лица.

Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей - иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

В случае если по итогам отчетного (налогового) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное настоящим пунктом для доходов и (или) среднесписочной численности работников, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять установленные пунктом 6 настоящей статьи налоговые ставки.

Статья 242. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса;

день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса;

день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов. При этом днем фактического получения дохода адвокатами, осуществляющими профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, признается день выплаты дохода соответствующим адвокатским образованием, в том числе день перечисления дохода на счета адвокатов в банках.

Статья 243. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам

1. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

3. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

От отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 см. Определение КС РФ от 08.11.2005 N 440-О.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), подлежащая перечислению в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу) менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

6. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

7. Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Налоговые органы обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

8. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Налоговые декларации (расчеты) по обособленным подразделениям налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенных к категории крупнейших, представляются в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших налогоплательщиков.

При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляется организацией по месту своего нахождения.

9. В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. Разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Статья 244. Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, не производящими выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц

1. Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 6 настоящей статьи.

2. Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса.

3. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи уточненной декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.

4. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

5. Расчет налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением адвокатов, самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 настоящего Кодекса.

При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

6. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов, за исключением адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном статьей 243 настоящего Кодекса, без применения налогового вычета.

Данные об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов, за исключением адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, за прошедший налоговый период коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации представляют в налоговые органы не позднее 30 марта следующего года по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с доходов, полученных от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, с применением налоговых ставок, указанных в пункте 4 статьи 241 настоящего Кодекса.

7. Налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.

В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, налогоплательщики обязаны в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Уплата налога, исчисленного по представляемой в соответствии с настоящим пунктом налоговой декларации (с учетом начисленных авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период), производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации.

Статья 245. Особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующим Конституции РФ пункта 1 статьи 245 см. определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2003 N 65-О.

1. Налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. От уплаты налога освобождаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенной системы Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.

Каждый месяц работодатель обязан перечислять за каждого своего работника страховые взносы. Они платятся помимо ежемесячной зарплаты и за счет работодателя. В этом они отличаются от НДФЛ 13%, которые работник ежемесячно уплачивает из своего кармана, а работодатель выступает лишь в качестве налогового агента и переводит эти деньги в бюджет.

Ранее работодатель уплачивал взносы единым платежом на ЕСН, который мобилизировал средства граждан на их будущее пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь. Налоговая ставка составляла 26%. После отмены ЕСН, страховые взносы стали оплачиваться отдельно в ПФР, ФСС и ФФОМС. Но от этого суть отчислений не поменялась. С 2011 г. совокупный размер отчислений увеличился до 34% за счет роста пенсионных взносов. Это привело к росту серых выплат и снижению собираемости налогов, тогда было принято решение о снижении страховых взносов. В 2013-2014 гг. их размер составил 30% от размера официальной зарплаты работника.

Распределение страховых взносов

Страховые взносы распределяются следующим образом. В Пенсионный фонд идет 22% от зарплаты работника, эти деньги учитываются на личном пенсионном счету граждан и в дальнейшем служат базой для формирования их будущей пенсии. Ранее эти средства распределялись на накопительную и страховую части пенсии, но теперь все выплаты зачисляются на страховую часть. Для сохранения накопительной части работник должен перевести свои накопления в Негосударственный пенсионный фонд.

На медицинское страхование работников перечисляется 5.1% (в ФФОМС). Еще 2.9% уходит на социальное страхование в ФСС. Этот фонд, в частности, отвечает за страховые выплаты при временной нетрудоспособности и в отпуске. Такие тарифы действуют до достижения работником годового уровня дохода в 624 тыс.р. Когда эта сумма будет достигнута, работодатель платит 10% в ПФР, а остальные выплаты достигают 0%.

Некоторые работодатели обладают льготами при уплате страховых взносов. Они выплачивают зарплатные налоги в ПФР со ставкой 20%, а в ФФОМС не платят. Это, например, аптеки на ЕНВД, компании и ИП на УСН, занимающиеся строительством, производством пищевых продуктов, швейным производством и пр.

При этом неважно, работает ли сотрудник по трудовому договору, либо выполняет работы в рамках гражданско-правового или авторского договора. Все взносы в ПФР и ФФОМС перечисляются в полном размере. Единственное, что работодатель в этом случае не обязан осуществлять платежи в ФСС (но, тем не менее, может это делать).

Не имеет значение и форма собственности работодателя. И ИП, и ООО, и ОАО платят зарплатные налоги в установленном порядке.

Расчет страховых взносов

Например, официальная зарплата работника составляет 25 000 р. Каждый месяц (до 15 числа следующего за выплатами) работодатель должен перечислить 22% в ПФР (25000*0,22) или 5500 р., 5.1% в ФФОМС (25000*0,051) или 1275 р. и 2.9% в ФСС (25000*0,029) или 725 р.

Получается, стоимость ежемесячного содержания каждого сотрудника работодателю обходится дороже на 30%, чем его зарплата.

Глава Налогового кодекса, посвященная ЕСН, пожалуй, самая короткая из второй части Кодекса. Но, это, к сожалению, вовсе не означает, что проблем и вопросов при исчислении и уплате единого социального налога не возникает. Надеемся, что после прочтения пошагового алгоритма расчета ЕСН с выплат штатным сотрудникам, сложностей у начинающих бухгалтеров станет меньше.

На что начисляется налог

На первый взгляд, единый социальный налог на выплаты штатным сотрудникам очень схож с налогом на доходы физических лиц. Точно так же, как и в НДФЛ, бухгалтеру нужно отслеживать суммы по каждому сотруднику в отдельности, исчисляя с них налог. Но при этом в отличие от НДФЛ в расчет берутся не реально выплаченные суммы, а суммы, начисленные в пользу каждого из сотрудников (ст. 242 НК РФ). Кроме того, суммы считаются не помесячно, а нарастающим итогом с начала года (п. 2 ст. 237 НК РФ). Рассчитанные таким образом суммы в конечном итоге и становятся базой для расчета налога.

Пример.
Предположим, в организации работают три сотрудника: генеральный директор, оклад которого составляет 70 тыс. руб. в месяц, главный бухгалтер с окладом 50 тыс. руб. в месяц и менеджер по продажам с окладом в 40 тыс. руб. в месяц.

Соответственно, для расчета ЕСН бухгалтеру надо каждый месяц определять нарастающим итогом сумму выплат, начисленных в пользу каждого из сотрудников. В результате получаем: в январе база по генеральному директору составит 70 тыс. руб., по главбуху 50 тыс. рублей, а по менеджеру — 40 тыс.рублей. В феврале эти суммы удвоятся и составят соответственно 140 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 80 тыс. рублей. В марте база будет уже 210, 150 и 120 тыс. рублей и так далее.

Считаем налог

Сумма единого социального налога, которую надо заплатить в бюджет, определяется ежемесячно.Ведь пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса требует уплачивать ежемесячные авансовые платежи, размер которых определяется на основании фактически начисленных за этот месяц сумм. Но, так как налоговая база определяется нарастающим итогом, то при определении суммы налога, который надо заплатить в конкретном месяце, налог нужно скорректировать на суммы, уже перечисленные ранее в бюджет с выплат, начисленных этому сотруднику (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Это не единственный нюанс, который нужно учесть при определении суммы налога. Дело в том, что ставки ЕСН снижаются при увеличении суммы выплат в пользу сотрудника (именно поэтому их и нужно считать отдельно по каждому лицу).

Так, при выплатах до 280 тыс. руб. включительно совокупная ставка ЕСН равна 26%. Но как только сумма выплат (а она, напомним, считается нарастающим итогом) превысит 280 тыс., то ставка налога уменьшается. Она составит 72 800 рублей плюс 10 процентов от суммы, превышающей 280 тыс. рублей. Ну, а если сумма выплат превысит 600 тыс. рублей, то ставка снизится до 104 800 рублей в месяц, к которым прибавляется всего 2 процента от суммы, превышающей 600 тыс. рублей (п. 1 ст. 241 НК РФ). Посмотрим, как это выглядит на примере.

Возьмем условия из предыдущего примера.

В январе сумма авансового платежа в нашей организации из трех человек составит 70 000 х 26%+50 000 х26% +40 000 х26% =41 600 руб.

В феврале сумма авансового платежа будет рассчитываться уже с учетом уплаченных 41 600 руб. и поэтому останется без изменения: (140 000 х 26%+100 000 х 26% +80 000х 26%) - 41 600 = 41 600 руб. Аналогичным образом поступим и в марте-апреле. А вот в мае уже придется применить регрессивную ставку по заработной плате генерального директора, которая по итогам 5 месяцев составит 350 тыс. рублей. В итоге формула расчета будет выглядеть уже так: (72800+((350 000-280 000) х 10%) + 250 000 х 26% + 200 000 х 26%) - 41600 х 4. И в итоге получится сумма налога, равная 30400 рублей.

В июне регрессия будет уже у двух работников организации, т.к. выплаты в пользу главбуха с начала года также превысят 280 тыс. рублей. А это значит, что величина ежемесячного платежа снизится и составит 27 200 руб. (72 800+(420 000 - 280 000) х 10%) + (72 800 + (300 000 - 280 000) х 10%) + 240 000 х 26%) - 41600 х 4 - 30 400).

Как видим, расчет ЕСН дело достаточно трудоемкое и требует внимательности. Но самое интересное, что данный расчет еще не окончательный.

Распределяем налог по бюджетам

После того, как сумма платежа определена, его нужно распределить между несколькими бюджетами. Дело в том, что ЕСН только по своему названию единый налог. В действительности же он уплачивается в четыре разных бюджета. Это федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования (ФСС), бюджет федерального Фонда медицинского страхования (ФФОМС) и бюджет территориального Фонда медицинского страхования (ТФОМС). Правильно распределить получившуюся сумму налога между бюджетами — также обязанность бухгалтера организации.

Процентное соотношение сумм между бюджетами зафиксировано в пункте 1 статьи 241 Налогового кодекса и привязано к налоговой базе по каждому сотруднику. Так, из 26%, которыми облагаются выплаты, не превышающие 280 тыс. рублей, в федеральный бюджет поступает 20%, в бюджет ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1% и в ТФОМС 2 %.

Это значит, что в нашем примере сумма платежа за январь - апрель (она, напомним, составляет 41 600 руб. ежемесячно) будет распределяться в следующих пропорциях: в федеральный бюджет уйдет 32 000 руб., в ФСС 4 640 руб., в ФФОМС 1 760 руб. и в ТФОМС 3 200 руб.

А вот с началом регрессии ситуация становится сложнее. Так, с выплат превышающих 280 тыс. рублей, налог распределяется следующим образом: 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 тыс. руб., уходит в федеральный бюджет. Фонду соцстраха достается 8 120 руб. + 1% от суммы превышения. ФФОМС и ТФОМС получают 3 080 руб. + 0,6% и 5 600 руб. + 0,5% соответственно.
Ну, а при выплатах, превышающих 600 тыс. руб., расклад ЕСН между бюджетами выглядит вот как: 81 200 руб. + 2% от суммы, превышающей 600 тыс. руб., отправляется в федеральный бюджет. Твердая сумма в 11 320 руб. уходит в ФСС. ФФОМС и ТФОМС получают также фиксированные суммы в размере 5 тыс. руб. и 7 200 руб. соответственно.

Проиллюстрируем это на примере.

Возьмем данные предыдущего примера. В январе-апреле суммы между бюджетами будут распределяться так, как указано в таблице:

В мае, зарплата генерального директора нарастающим итогом достигнет 350 тыс. рублей и у организации появляется необходимость применять регрессивную ставку. А значит, налог будет распределяться уже иначе:

Учитываем взносы в ПФР и выплаты по больничным

Но и на этом эпопея с расчетом ЕСН еще не заканчивается.Прежде чем перечислить получившиеся в результате расчетов суммы в соответствующие бюджеты, с ними нужно еще поработать. Так, платеж, причитающийся федеральному бюджету, нужно уменьшить на взносы в ПФР, а платеж, направляемый в ФСС, — на выплаты по больничным и прочие выплаты в пользу работников, производимые за счет Фонда социального страхования. Причем, уменьшается именно ежемесячный авансовый платеж (п. 2. ст. 243 НК РФ). Здесь надо учитывать следующее.

Налоговый кодекс позволяет уменьшить ежемесячный авансовый платеж по ЕСН на сумму взносов в ПФР, начисленных за тот же период. Напомним, что взносы в ПФР также начисляются и уплачиваются ежемесячно (ст. 23 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Но если по итогам квартала сумма начисленных пенсионных взносов, на которые были уменьшены ежемесячные платежи по ЕСН, окажется меньше суммы взносов, реально уплаченных за тот же период, возникает недоимка по ЕСН (абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ).

Соответственно, на эту недоимку начисляются пени. Поэтому надо внимательно следить, чтобы суммы начисленных и уплаченных за квартал пенсионных взносов совпадали. Если возникает разница, то следует исключить эту сумму из вычетов по ЕСН и доплатить налог за последний месяц квартала (до 15 числа следующего месяца).

Что касается уменьшения части ЕСН на суммы выплат по больничным и прочим расходам, покрываемым ФСС, то тут речь идет уже не о начисленных суммах, а о суммах, реально выплаченных в течение месяца (абз. 1 п. 2 ст. 243 НК РФ). Так что в данном случае нужно следить лишь за правильностью оформления документов, на основании которых производятся данные выплаты. Ведь если документы оформлены неверно, то ФСС вполне может не признать данные выплаты, а значит, у организации также возникнет недоимка.

Если компания нанимает работников, она становится плательщиком единого социального налога. ИП платят ЕСН за себя и свой персонал. Общая ставка ЕСН в 2019 году 30% плюс взносы на травматизм. В этой статье мы рассказали, зачем нужен ЕСН в 2019 году, привели ставки в таблицах, рассказали, какие изменения произошли в 2019 году, и как можно сэкономить на социальных отчислениях.

ЕСН в 2019 году: зачем нужен

Прежде чем показать ставки ЕСН, расскажем, зачем нужен этот налог. Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Сам ЕСН был отменен в 2010 году. Но по привычке единым социальным налогом и в 2019 году продолжают называть страховые взносы, заменившие его.

Цель ЕСН, а точнее, страховых взносов – наполнить внебюджетные фонды. Затем эти средства расходуются на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение граждан. Разберемся, кто платит единый социальный налог, какие ставки установлены в 2019 году, есть ли возможность сэкономить на ЕСН.

Кто платит, каков объект налогообложения

Страховые взносы перечисляют в бюджет две группы плательщиков.

Во-первых, организации и индивидуальные предприниматели, если они привлекают наемных работников или заключают с физическими лицами ГПХ-договоры на выполнение работ, оказание услуг. Базой для начисления взносов являются выплаты, начисленные в пользу физических лиц, в первую очередь, зарплата работников.

Во-вторых, индивидуальные предприниматели платят налоги ЕСН «за себя». В 2019 году они складываются из двух частей:

  • Фиксированная часть, не зависящая от размера дохода ИП,
  • Дополнительная часть, представляющая собой процент от дохода сверх 300000 руб.

Как рассчитывается ставка ЕСН в 2019 году

Большинство работодателей перечисляют социальные налоги общим ставкам:

  • На обязательное пенсионное страхование – 22%,
  • На обязательное медицинское страхование – 5,1%,
  • На обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства – 2,9%,
  • На страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (травматизм) – тариф устанавливается для каждой компании индивидуально в зависимости от класса профриска.

Таким образом, суммарная ставка ЕСН в 2019 году составляет 30% плюс травматизм. Некоторые работодатели вправе применять пониженные тарифы налога ЕСН в 2019 году, если применяют специальные налоговые режимы, занимаются льготируемыми видами деятельности или находятся на определенных территориях.

Для взносов в пенсионный фонд и соцстрах установлен лимиты – предельные базы для начисления платежей:

Для взносов в ФОМС и на травматизм лимиты не устанавливаются.

Особенности расчетов для ИП

В 2019 году изменился порядок уплаты социального налога предпринимателями. Напомним, что ИП платят два вида страховых взносов:

  • Платежи «за себя»,
  • Платежи за работников, если они есть у ИП.

ЕСН за работников в 2019 году предприниматели платят по тем же ставкам, как организации. Если у ИП нет работников, он платит взносы только «за себя». В 2019 году изменения коснулись именно этих взносов.

Обязательные платежи «за себя» предприниматели платят только в ПФР и ФСС. Еще в 2017 году размер платежей определялся, исходя из размера МРОТ. С 2019 году в Налоговом кодексе указаны фиксированные суммы, не связанные с МРОТ. Кроме фиксированных, предприниматели перечисляют дополнительные взносы, если годовой доход превысил сумму 300000 руб.

Основные изменения по ЕСН в 2019 году

Ряд поправок законодательства затронул порядок исчисления и уплаты страховых взносов.

Изменились предельные величины для начисления взносов. Теперь лимит по взносам в ПФР составляет 1021000 руб., в ФСС – 718000 руб. Напомним, что после превышения порогового значения компания начисляет взносы в ПФР по сниженной ставке, а в ФСС совсем перестает платить взносы.

Не облагаются страховыми взносами компенсационные выплаты при увольнении работника. Не облагаются выплаты в пределах трехкратного среднемесячного заработка.

Предприниматели, нотариусы и адвокаты должны документально подтверждать право не платить взносы, если в их работе образовался перерыв. Например, в связи с прохождением военной службы по призыву или уходом за ребенком до 1,5 лет.

Расширился перечень оснований отказа налоговиков принимать расчет по страховым взносам:

Компании и предприниматели на УСН по-новому определяют долю льготируемого вида деятельности, дающего право на пониженные тарифы. Льготируемая деятельность должна давать не менее 70% общего дохода. Эта формула не изменилась. Но общая сумма дохода теперь считается по-другому. В нее нужно включать доходы, перечисленные в ст.251 НК РФ. То есть если у компании есть, к примеру, кредиты, то их нужно учитывать в общей сумме дохода. Тогда доля льготируемого вида деятельности может оказаться меньше порога в 70%, и компания лишится права применять пониженный тариф.

Предприниматели с 2019 года платят взносы «за себя» не исходя из МРОТ, а виде фиксированных платежей.

Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками

С 2017 года сбором страховых взносов (кроме травматизма) занимаются налоговые инспекции. В связи с этим произошли изменения, связанные с отсрочками и проверками.

Теперь, если компания не может уплатить страховые взносы в установленный законом срок, она может обратиться в ИФНС с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки (ст.64 НК РФ). Налоговая инспекция может предоставить отсрочку, если невозможность заплатить обусловлена объективными причинами. Такие причины перечислены в ст.64 НК РФ, например, если предприятию причинен ущерб в результате стихийного бедствия или чрезвычайного обстоятельства.

Проверки с 2017 года проводят ПФР, ФСС и ИФНС. ПФР совместно с ФСС проводит проверки правильности уплаты взносов за периоды до 2017 года. проверяемый период – три года, то есть в 2019 году могут проверить 2015 и 2016 годы. Выездная проверка длится 2 месяца, но может продлиться до 4 и даже 6 месяцев.

Налоговые органы проводят проверки с 2017 года:

  • Камеральная проверка проводится по каждому отчету, поступившему от налогоплательщика. Длится до трех месяцев со дня получения отчета (ч.2 ст.88 НК РФ),
  • Выездная проверка длится 2 месяца, может продлеваться до 4 месяцев. В исключительных случаях срок проверки продлевают до 6 месяцев, например, при наличии у проверяемой компании нескольких обособленных подразделений (Приложение №4 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/189@ от 08.05.2015г.).

Таблицы ставок ЕСН в 2019 году

Размер социальных налогов в 2019 году мы привели в виде трех таблиц:

  1. Общие тарифы,
  2. Пониженные ставки,
  3. Взносы ИП «за себя».


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама