THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.


Основные задачи обучения и воспитания -Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; -Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию; -Интегрированное содержание работы с детьми; -Партнерские взаимоотношения детей и взрослых; -Активное вовлечение ребенка в социум и др.


Преимущества интерактивного обучения - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению; - релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и т. д.




Технологии развивающего обучения - технологии проблемного обучения, проектная деятельность - кейс-технологии - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - технологии разноуровнего обучения - игровые технологии - интегрированное занятие - ИКТ-технологии - вариативность среды, наличие различных пространств, обеспечение свободного выбора детей и другие Интерактивные технологии - инструмент профессиональной деятельности педагога




Результаты интерактивного обучения активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; повышается интерес и желание участвовать в работе; умение высказать свое мнение и отстоять его; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха); формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.


«Кластер» Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. 1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа. 2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. 3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи. 4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время. Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.


«Кластер» На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними. ЗИМА елка каток Новый год лыжи праздник Дед Мороз снеговик санки подарки


Синквейн 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы) МАМА Добрая, любимая Заботится, любит, кормит Я люблю свою маму! ДОБРОТА в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.




Баскет-метод баскет- (корзина) метод обучения на основе имитации ситуаций.корзина Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации. Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.


Броуновское движение Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных (слон, обезьяна, заяц и т.д.) Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных (слон, обезьяна, заяц и т.д.)


Анализ практических ситуаций метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.




Интерактивная доска Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.


Интерактивный стол Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями. Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально. Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсором, то есть создается атмосфера для работы в коллективе.


Проекторы Использование проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера. Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно. Интерактивная песочница это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки.


Конструкторы LEGO. Робототехника. Освоение навыков работа–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов: 1. знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. 2. На втором этапе учимся собирать простые конструкции по образцу. 3. Сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.

Интерактивные методы обучения в ДОУ отличаются тем, что обучение происходит в процессе равноправного диалогического общения, а содержание учебного материала к совместному поиску, решению учебных проблем, . Такие интерактивные технологии в дошкольном образовании могут моделировать содержание профессиональной деятельности и эффективно способствовать овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями. Включать интерактивные образовательные технологии в дошкольное обучение, можно практически во все образовательные области, а также проектировать с учетом интерактивных методик.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Скачать книгу «Информатизация ОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Интерактивные технологии в дошкольном образовании: специфика применения

При организации проведения непосредственной образовательной деятельности, используя интерактивные технологии в дошкольном образовании для развития детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и психологических особенностей. Естественно, нельзя взять тренинг или мозговой штурм и его методику не обрабатывая, не изменяя, и применить к работе с детьми дошкольного возраста. Конечно, нужно учитывать особенности мышления, особенности восприятия информации, активности детей дошкольного возраста. На первом этапе необходимо погружение ребенка в сюжет непосредственной образовательной деятельности. Например, создав игровую мотивацию через развивающие беседы, они помогут справиться с поставленной задачей. Далее, на основном этапе у ребенка включается в деятельность психический процесс, включается восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, следовательно, работают интерактивные методы обучения в ДОУ.

Интерактивные методы обучения в ДОУ: метод проектов

Многими практиками используется такой метод, как метод проектов. В этом методе осуществляется тесное взаимодействие, и, можно сказать, что он, вероятно, наиболее доступный для детей дошкольного возраста, потому что создание чего-то совместно невозможно без интерактивного взаимодействия. Вообще, говорить о том, что в дошкольном детстве интерактив - это что-то новое, чисто инновационное, будет не совсем правдиво, ведь с детьми невозможно организовать по-другому образование, кроме как в активном взаимодействии с ними. Также остальные интерактивные методы обучения в ДОУ тоже доступны в той или иной мере для дошкольников, например, мозговой штурм.

Интерактивные технологии в дошкольном образовании: метод мозгового штурма

Элементы мозгового штурма можно использовать для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Здесь можно показать детям, что у одной задачи есть много разных решений, и каждое правильно, возможно, но только для конкретных своих условий. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Можно научить слушать товарищей, а еще уважать свое и чужое мнение, можно посредством данных методов сдружить группу дошкольников. Также можно поднять статус робкого ребенка, можно сделать его более смелым, раскованным, если обращать внимание на его решения, даже если они недостаточно сильны. Можно научить детей позитивной критике, используя интерактивные методы обучения в ДОУ. Конечно, скорее, если говорить о применении данных методов, стоит говорить о старших дошкольниках.

Преимущества использования интерактивных технологий в дошкольном образовании:

Если начать внедрять такие интерактивные методы обучения в ДОУ с самого раннего возраста, тогда мы придем к тому, что человек, развиваясь, будет нести в себе зерно интерактивных методов. Все конструктивные особенности этих методов будут проявляться и в дальнейшей жизни. Это поможет ребенку эффективно налаживать взаимодействия в любой сфере своей деятельности, быть хорошим собеседником и уметь воспринимать информацию, а также научит его самостоятельно прорабатывать, обрабатывать и использовать информацию, использовать интерактивные технологии в дошкольном образовании.

Применение интерактивных методов к работе со взрослыми участниками дошкольного образовательного процесса. Вы можете использовать интерактивные и в работе с родителями, чтобы активизировать их, чтобы показать им особенности вашей работы. Вы можете, если вы руководитель образовательного учреждения, организовывать таким образом ваши педагогические советы, это будет возможно эффективней, нежели просто информацию передавать с помощью классических методов.

  • правильное определение темы занятия, тщательный отбор программного содержания и задач;
  • включение предыдущего опыта детей в учебный процесс (использование метода апперцепции);
  • продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми, смены видов деятельности дошкольников;
  • использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия;
  • наличие высоких профессиональных качеств воспитателя, что обеспечит творческое сотрудничество и взаимодействие;
  • наличие содержательной игровой предметно-развивающей среды, богатого дидактического материала;
  • обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их творческих способностей.

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий , учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. Основной элемент интерактивного занятия — диалог.

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание, например, по очереди описывают картину.

Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках.

Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство, третий — объект с теми же свойствами.

Например, морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег… и т.д.

Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.

Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги.

Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4).

Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

Ассоциативный цветок — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные».

Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветокнаибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

«Дерево решений» — метод работы, который включает несколько этапов:

  1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
  2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
  3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:

  • «прослушать» звуки картины через «наушники»;
  • вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
  • почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине;
  • «выйти за пределы изображенного»;
  • мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она?

Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т.д.

Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

«Дискуссия» с английского — это то, что подлежит обсуждению, спору.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти.

Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

«Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

Викторина — метод-познавательная игра, которая состоит из речевых задач и ответов на темы из различных отраслей знаний. Она расширяет обще-познавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учетом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

Моделирование — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

«Что? Где? Когда?» активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное.

«За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).

Предвидение — метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я — первый месяц осени — сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу…».

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

«А что было бы, если бы… ?» — метод работы, в ходе которого предлагается детям подумать и высказать свои предположения, например: «А что было бы, если бы исчезли все деревья на Земле?», «А что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому подобное.

Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагается детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

«Что можно делать…?» — метод работы, в ходе которого дети учатся осознавать полифункциональные свойства предметов. Например: «Представьте, как еще можно использовать карандаш? (как указку, дирижерскую палочку, термометр, жезл и тому подобное).

Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

  • привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
  • недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
  • дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
  • опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
  • заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
  • склонность к чрезмерной критике;
  • неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;
  • несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к воспитанников;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;
  • изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.
  • 10 votes, average:

    Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к межличностному взаимодействию – была и остается одной из актуальных задач педагогики.

    Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, для формирования фонематического восприятия детей, для развития всех сторон речи. Поэтому задача детского сада – обогатить представления дошкольника об окружающем мире, научить его видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробуждать познавательный интерес.

    Федеральные государственные требования к структуре образовательной программы ставят перед педагогами важную задачу – пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

    Сегодня появляется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения. Поэтому можно утверждать, что интерактивное обучение – дидактическая система, которая имеет свою особую технологию.

    Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно–развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала.

    Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, в создании комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой и при этом каждый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

    Организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи , как:

    • развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);
    • развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
    • развивать речевую активность детей;
    • развивать коммуникативные умения и навыки;
    • формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;
    • формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

    Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей» (работа в группах), «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т.д.

    При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.

    При использовании интерактивных моделей обучения меняется и взаимодействие педагога с детьми: его активность уступает место активности ребенка. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, косвенно руководит процессом (работой в малых группах), даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

    Самой главной задачей педагога в интерактивной технологии является направление процесса обмена информацией и помощь в нем : выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания; поощрение творчества. Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, умения правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и т. д.

    Интерактивное обучение предполагает специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием интерактивных циклов. Интерактивные циклы – это специальная конструкция некоторых последовательных интерактивных действий при создании педагогом определенных условий.

    Технология интерактивного обучения «Корзина идей»

    На мотивационном этапе дети получают прямой вопрос, ставятся перед проблемой или вводятся в проблемную ситуацию. Дети распределяются на малые группы и вспоминают нормы и правила сотрудничества. Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно: выбирает картинки, рисует схему, наполняет модель содержанием и т.д. Затем происходит обмен информацией в парах или в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли противоречия, находят общие решения. Далее все идеи «сбрасываются» в общую корзину, даже если они ошибочны. Воспитатель как субъект интерактивного общения вносит и свои идеи. Обычно это новые сведения, знания. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формулируется вывод. На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию, обеспечивает возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.

    Конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии интерактивного обучения «Корзина идей»:

    1. Тема «ЦИФРЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» – Приложение 1 .
    2. Тема: «НЮШИНЫ ИМЕНИНЫ» –


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама