THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Слайд 2

Н.В.Гоголь

Родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

Слайд 3

Дом в Васильевке Мария Ивановна Гоголь Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский

Слайд 4

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература. Нежин. Здание Историко-филологического института князя Безбородко (Гимназия высших наук князя Безбородко, в которой учился Н.В.Гоголь). Середина XIX века

Слайд 5

В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово". Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский и А. С. Пушкин в Царском Селе. Картина П.Геллера.1880.

Слайд 6

Произведения Н.В.Гоголя занимают особое место в русской литературе. Наше исследование посвящено роли детали в художественном произведении, а в частности в произведениях Н.В.Гоголя. Гоголь в своих работах активно использовал данный художественный прием.«Невский проспект» - повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл Петербургские повести. Написана в 1833-1834 годах.Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Замысел «Невского проспекта» относится ещё к 1831 году, когда Гоголь сделал несколько незаконченных набросков, рисующих пейзаж Петербурга.Сохранилось два наброска: «Страшная рука. Повесть из книги под названием: лунный свет в разбитом окошке чердака» и «Фонарь умирал…». Оба наброска, относящиеся к 1831-1833 годам, связывают с замыслом «Невского проспекта».

Слайд 7

Невский проспект

Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека. Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника. Невский проспект предстает как символ всего Петербурга - го­рода контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика - шляпки, усы, бакенбарды. На фоне этого описания, также используя принцип контрас­та, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева и поручи­ка Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красо­ты и безобразия. Пискарев - человек искусства, по происхожде­нию из народа, его жизнь - это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного. Пирогов - иной человек. Главное для него - личное преус­певание, карьера, деньги, и для достижения этой цели он ис­пользует все средства. Единственная его привязанность - чин. В этом столкновении у Гоголя красота терпит поражение и погибает.

Слайд 8

Санкт-Петербург

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, - таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.

Слайд 9

Место действия произведения - Петербург. Но для писателя это не просто геогра­фическое пространство. Он создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. Город обезличивает людей, искажает добрые их качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик. Здесь у Гоголя преобладают портретные детали,которые писатель использует, изображая Петербург. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о том, что «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь… усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые… Тысячи сортов шляпок, платьев, платков… Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки… улыбку…» и мы получаем исчерпывающее представление о пестрой петербургской толпе. Невский проспект - парадная часть города - представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве - и здесь часть теснит целое. С помощью деталей портрета в "Невском проспекте" писатель дал как бы заставку ко всему циклу "петербургских повестей".

Слайд 10

Универсальный художественный прием, который использует писатель в большинстве своего текста, изображая Петербург, - синекдоха. Замещение целого его частью.

Слайд 11

Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.

Слайд 12

Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».

Слайд 13

Невский проспект

Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, - место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

Слайд 14

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Слайд 15

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами. Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”. Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Слайд 16

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность, обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Слайд 17

У Гоголя нет как таковых портретных деталей. Внешность героев не описывается – детали портрета, одежды даются как определяющая черта героя. Одежда указывает на место человека в обществе, заменяет его личностные характеристики

Слайд 18

Пискарев

Портрет Пискарева также составляют детали одежды - «молодой человек во фраке и плаще», Гоголь не показывает нам внешность героя, есть только знак, деталь, который ничем не выделяет его из сотни таких же молодых людей. Один из главных героев произведения - скромный, застенчивый художник. Он живёт в своём небольшом мирке, и нечасто вылазиет наружу. В "Невском проспекте" его характеристика противопоставляется характеристике поручика Пирогова. По своей натуре Пискарев "застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя". Так случается и тогда, когда на Невском проспекте Пискарев встречает симпатичную брюнетку, в которой вскоре разочаруется. Но любовь его не угасает, как свечка, а наоборот раздувается до такой степени, что Пискарев становится невменяем. Его поступки необдуманы, он начинает принимать опиум, прекращает общаться со внешним миром, и в конце концов умирает. Казалось, а таком небольшом произведениии как "Невский проспект" невозможно полноценно раскрыть образ человека, но Гоголь всё же показывает нам главную слабость человека - любовь.

Слайд 19

Огромная тема была посвящена любви Пискарева и его «возлюбленной». Очень интересно показана Гоголем эта ситуация.Ведь только глазами художника мы видим портрет, яркую внешность, он прорисовывает образ «своего предмета, так сильно его поразившего». Она предстает перед нами во всей красоте, образ ее вырисовывается деталями портрета. « …о ней, что с темными волосами. И какие глаза! боже, какие глаза! Все положение, и контура, и оклад лица – чудеса. … Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез… ее гармонические уста»

Слайд 20

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

Слайд 21

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя. В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника – плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Слайд 22

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно. Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева. Поэтому он невольно обнажил условность описания.

Слайд 23

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

Слайд 24

Пирогов

Портрет Пирогова вообще не представлен в повести, его образ раскрывается через общество, к которому он принадлежит: «Но прежде, нежели мы скажем, кто таков был поручик Пирогов, не мешает кое-что рассказать о том обществе, к которому принадлежал Пирогов», и все же Гоголь выделяет поручика из толпы «Но поручик Пирогов имел множество талантов, собственно ему принадлежавших», таланты Пирогова также не раскрывают нам личности героя, автор показывает читателю насколько обычен и типичен образ Пирогова. Для Пирогова главное в жизни - преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики. Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. И все это делает он потому, что «увлечения» эти - признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения. В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов - грубый циник.

Слайд 25

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям. Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Слайд 26

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

Слайд 27

Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...». А вот другой персонаж - герой в плаще и фраке - следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него - одинокого и чужого в северной столице - этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева - жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

Слайд 28

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

Слайд 29

Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...». Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира - значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.

Слайд 30

По всей повести проявлялся мотив демона а в финале произведения он проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Посмотреть все слайды

Повесть «Невский проспект» Гоголя раскрывает перед читателями картину о жизни двух мужчин, которые прогуливаются по центральной улице города и привлекают внимание молодых девушек. Два молодых человека – художник по фамилии Пискарев и его товарищ, поручик Пирогов увлеченные двумя особами женского пола, каждую из которых они считают по своим меркам идеальными. Для живописца, являющегося натурой тонкой и чувственной, образ увиденной семнадцатилетней девушки кажется прекрасным и чистым. В действительности, она работает в самом «грязном» месте – борделе.

Несмотря на то, что Пискарев в реальности понимает, кем на самом деле является незнакомка, он пытается найти ее образу жизни оправдание. В своем подсознании он никак не хочет смириться с тем, что есть на самом деле. Девушка постоянно снится ему, он бредит идеей жениться на ней. Пискарев делает молодой даме предложение руки и сердца, а она просто насмехается над ним. В конце концов, он совершает самоубийство.

У его товарища Пирогова ситуация более проста – его незнакомка замужем за немцем по фамилии Шиллер. Но молодого человека это никак не смущает, и он продолжает вести свои настойчивые ухаживания за блондинкой. Но в один из дней немец обнаруживает в своем доме поручика и выгоняет его с позором. В порыве злости, чувствуя себя униженным и оскорбленным, Пирогов порывается отправиться к генералу и пожаловаться на Шиллера. Но, впоследствии он от этой идеи отказывается.

Главная идея произведения – это некий контраст, который создает Петербург. С одной стороны город пестрит и блистает разномастными лицами, шиком одежд, людей разных сословий и взглядов на жизнь. Но, реальность значительно отличается от человеческого желания и представления мира на самом деле. Человеку со слабой силой воли и слишком чувствительный, к окружающему миру сложно адаптироваться к реальности. Мир для него кажется слишком жестоким, действительность невыносима. Такая черта характера ярко выражена писателем в образе художника Пискарева. Реальность Петербурга сломала его, и единственным выходом из этой ситуации для живописца оказалось самоубийство.

Пирогов, человек бездушный и трусливый, оказался прямой противоположностью своему другу. Такие люди как он, более реально смотрят на вещи, думают только о себе, своем благосостоянии. Для них важно, как общество смотрит на их социальный статус. У таких личностей как Пирогов нет моральных и нравственных принципов, они эгоистичны и на самом деле глупы.

Суть повести «Невский проспект» в том, что стены большого, величественного города отнюдь не приветливы для таких мечтателей и искателей чистого и прекрасного как художник Пискарев. Наоборот, здесь все пропитано цинизмом, меркантильностью и бездушием. Здесь могут жить только испорченные, черствые и безразличные к чувствам другого человека. А таких, как художник, в этом маленьком мире многочисленных улиц нет места.

Анализ 2

Основными персонажами произведения являются поручик Пирогов и молодой художник Пискарев.

Сюжетная линия повести выстраивается на противопоставлении двух историй, одна из которых представляет собой реальный, пошлый рассказ о жизни поручика Пирогова, наказанного немцами как ловеласа, а вторая изображает романтическую историю художника, лишившего себя жизни.

Кроме персонажей, основной темой произведения является петербургская тематика, поскольку писатель неравнодушно относится к питерской столице, похожей, по мнению автора, на живого великана, который имеет свои характерные черты, привычки, капризы. Главная улица питерской столицы олицетворяет в повести целостность толпы, где у каждого бегущего человека свои дела и жизнь, но именно там они иногда пересекаются, как и главные герои произведения.

Поручик представляется писателем в образе прожженного реалиста, понимающего устройство современного мира и жизнь в большом мегаполисе, где нужно уметь рисковать и выигрывать данную богом возможность в виде исполнения сокровенной мечты. При этом Пирогов предполагает возможность проигрыша, не считая это трагичностью и нелепостью. Именно поэтому он достигает спокойствия через прохладу вечернего питерского проспекта.

Второй герой произведения тоже становится проигравшим в своей жизненной судьбе, но для него неудача становится в качестве рока, поскольку отличается робостью и застенчивостью, доверчиво надеясь на пламя проспекта.

Оба героя готовы поставить собственную жизнь на карту, но при этом поручик воспринимает происходящие с ним события как карточную игру, а художник не имеет в себе силы преодолеть невозможное, потому что не может найти в себе черты грубости и черствости.

Противоречия в характерах героев писатель подчеркивает ненавязчивым фоном Невского проспекта, при помощи которого судьба Пирогова кажется комичной, а жизнь Пискарева несет в себе оттенки драматизма и трагичности. Автор демонстрирует холодность и пустоту столичного проспекта, его лживость, после встречи с которым душа художника Пискарева оказывается опустошенной.

Повествование произведения строится на параллельном изображении жизненных путей героев, противопоставляя социальную и нравственную сферы, раскрывая разность характеров и восприятия действительности, усиливая сюжетный фон описание главной городской улицы.

Суть, смысл и идея произведения

В данном произведении писатель, на примере историй двух людей своего времени показывает изнанку окружающего мира, пошлость и бессмысленность, которые большинство предпочитает не замечать.

В истории, произошедшей с художником, Гоголь сталкивает двух персонажей-антагонистов во всем. Романтически настроенный «служитель муз», принадлежащий к миру грез и идеалов проникается симпатией к проститутке. Попытки художника Пискарева наставить свою избранницу на путь истинный закономерно оканчиваются крахом. Девушка не желает слушать его увещевания о прелестях семейной жизни.

17-летняя девушка красива, что и вызывает симпатию художника, которому в начале неизвестен ее род занятий. Ее род занятий и приземленное мышление настолько не сочетаются между собой, что это разбивает представления Пискарева о реальности. В данном случае Гоголь намеренно выступает против литературных штампом предшествующего времени, согласно которым положительные герои прекрасны во всем, а в отрицательных нет не единого просвета. Писатель стремится показать реальность такой как она есть, без приукрашивания.

Жизнь современного большого города строиться не на идеалах, а на стремлении к деньгам. Проститутка прямо говорит художнику, что ведет такую жизнь, а не выходит за него замуж просто потому, что ему нечего ей предложить. В результате человек искусства убивает себя. Этим Гоголь хотел показать, что возвышенные идеи и повседневность несовместимы. Творческий человек не может вечно прятаться от пошлой реальности. Однажды ему придется сделать выбор: стать таким как все или уйти.

Другой герой произведения – поручик Пирогов не прячется от реальности, напротив, постоянно окунается в нее. Столичная жизнь не разрушает грезы офицер, с ним происходит гораздо худшее (в рукописи муж со своими друзьями выпороли его, в опубликованном варианте дело ограничивается намеками). Однако после нанесенного оскорбления Пирогову достаточно съесть пирожное, почитать газету, потанцевать и произошедшее его больше не волнует.

Поручик оказывается своим в этом, описанном Гоголем, мире. Оскорбление чести офицера, как и позорный род занятий для проститутки, для них всего лишь мелкие недоразумения. Идеалов у них нет вообще, а обиды и оскорбления легко покрываются повышенным уровнем потребления. Недаром Гоголь подчеркивает, что поручика успокоила такая мелочь как пирожные и похвала за хорошо исполненный танец.

  • Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)

    На одном из наиболее известных полотен русского художника передвижника А. Саврасова – «Грачи прилетели» изображено начало весны. Пейзаж срисован был с окраины русской деревни в Костромской области в 1871 году.

  • Главные герои произведения Лесной царь Жуковского

    Главными героями баллады являются мужчина и его сын. Сюжет же данного произведения был взят из одной легенды.

  • Сочинение Что я жду от учебного года рассуждение

    Неожиданная тема сочинения. Обычно год учебный приходит, и это от тебя все чего-то ждут. У наших учителей есть свои учебные планы, методички, они и уроки пишут. У наших родителей есть общий план, чтоб мы стали умными и так далее

  • Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет ещё поэтами XVIII и первой половины XIX века. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество Александра Сергеевича Пушкина. Созданный им громадный, многозначно символичный образ рус-ской столицы властно вошел в русскую литературу. Никогда ещё прежде мысль Гоголя так пронзительно и беспощадно не обличала действительность современной России. Весь цикл повестей представлял собой как бы вопль негодования против всех тех, кто её опошлил, обесчеловечил, сделал невыносимой. Пушкинское понимание Петербургской темы определило её воплощение в произведениях великих писателей XIX и XX веков. Первым, кто воплотил в своих произведениях художественные открытия Пушкина в исторической, социальной и философской трактовке темы Петербурга, был Николай Васильевич Гоголь. До Пушкина произведения о Петербурге носили описательный характер. Пушкин – реалист создал образ современного Петербурга, объяснив его бытие, его прошлое и настоящее как столицы русской империи с позиций исторических и социальных, политических и философских. В первой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин, пожалуй, впервые так подробно и с такой любовью рисовал дорогой ему и близкий образ Петербурга. Быстрыми штрихами набрасывал он портрет центра столицы. Невский проспект, Летний сад, Дворцовая набережная, Нева, театры, белые ночи Очарование «онегинского» Петербурга достигается и глубоко лирической тональностью описаний, и светлыми, пастельно-прозрачными красками портрета города. Но главное в образе Петербурга первой главы романа – это исторически точно переданная атмосфера общественной жизни конца 1810-х годов, атмосфера надежд, ожидания перемен, вольности и высокой духовности. Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, – это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к её спасению от рабства.

    Пожалуй, наиболее пушкинской является повесть Гоголя «Невский проспект». Поэтика гоголевской повести, дающая читателю ключ к пониманию её глубокого содержания, своеобразно сфокусирована в названии. Героем сделана центральная улица, символизирующая град Петров. Невский проспект позволял точно выписать социальный портрет столицы чиновного государства. Действия или происходят, или завязываются на проспекте. Именно этот принцип – обнажение идеи конфликтности человека и города и социально конфликтных отношений жителей столицы – был впервые создан ещё Пушкиным в его стихотворной Петербургской повести «Медный всадник». Гоголь чутко относился к пушкинским открытиям, обладал поистине чудесной способностью понимания и разгадывания «тайной музыки» истины, извлекаемой им из поэтического изображения обыкновенного. Гоголем также подчеркнута функция большого пространства в повести «Невский проспект». Обусловлено это было писательским пониманием чиновничества. Чиновничество, по Гоголю, - главный враг нации и народа. Оно виновато во всех бедствиях России. Особенно опасно оно в столице

    2. Петербург в жизни Гоголя

    В основу «Невского проспекта» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Писатель обратился к большому городу, и ему открылся огромный страшный мир, который губит личность, убивает её, превращает в вещь. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».

    Шли годы петербургской жизни. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель всё отчётливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности»2. Именно такой Петербург и стал главным героем Петербургских повестей Николая Васильевича Гоголя, в цикл которых и включена повесть «Невский проспект», впервые напечатанная в «Арабесках» в 1835 году.

    Избрав объектом нашего исследования повесть «Невский проспект», попытаемся проследить, как Гоголю удаётся в развитии главной темы сочетать юмор и сатиру.

    Чем отличается юмор от сатиры? Между юмором и сатирой – целая гамма оттенков смеха – шутка, насмешка, ирония, сарказм. Юмор – смех дружелюбный, хотя и не беззубый, но более мягкий. Сатира – бичующий, изобличающий смех, способный причинить большую обиду, нежели простой юмор.

    Гоголь является писателем, юмористический талант которого имел до того сильное влияние на всю литературу, что дал ей совершенно новое направление. Он создаёт юмористическую наполненность, ставя рядом слова, не сочетающиеся лексически. «Видишь что-то и ожидаешь чего-то соответст-вующего слову – и вдруг».

    3. Невский проспект - предмет художественного изучения Н. В. Гоголя.

    «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней в Петербурге» - этими словами восторга начинается повесть.

    Читатель с первых слов предполагает, что Гоголь безумно восхищается Санкт-Петербургом и его главной улицей, но это обман. Подобно тому, как Петербург в своём столичном значении вознесён над Россией, Невский проспект вознесён над самим Петербургом. Эту красоту главного проспекта культурной столицы Николай Васильевич Гоголь рисует как сценическую площадку, на которой сообразно последовательности гулянье», то вместе с тем и бездействующие лица.

    Невский проспект – «всеобщая коммуникация Санкт – Петербурга», соединяющая всех со всеми. «Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург», - так изначально Гоголь описывает Невский проспект. Но чем дальше продолжаешь читать, тем больше понимаешь, что это миф. Эту идею усиливает авторская ирония. «Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нём свои следы!». Только «неуклюжий грязный сапог отставного солдата» может разрушить блаженную чистоту. Тротуар как невинное творение рук человеческих ежеминутно подвергается жутким испытаниям: «миниатюрный лёгкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нём резкую царапину, - всё вымещает на нём могущество силы или могущество слабости». Неугомонное и многоликое шествие по Невскому проспекту с рассвета до темноты – род карнавальной процессии с той только немаловажной разницей, что карнавал мешает людей разных званий, а главная улица столицы сохраняет между ними перегородки и дистанцию.

    Размеренному кругообороту времени соответствует упорядоченный (чинный и чиновный) кругооборот людей. Невский проспект показан Гоголем в разные часы дня (утром, с двенадцати часов, от трёх часов по полудни). Для людей, которые появляются в ранние утренние часы и для кого Невский проспект не представляет цели, он «служит только средством». В это время главный проспект Петербурга «наполнен старухами в изодранных платьях и салопах», нищими, «русскими мужиками, спешащими на работу, запачканными известью», теми, кому не до гуляний и у кого «свои занятия, свои заботы, свои досады».

    3. 1 Каким увидел Гоголь Невский проспект в ранние утренние часы.

    Утром до обеда знатный Петербург ещё спит, несмотря на то, что нищий и рабочий люд («нужный народ») уже берётся за работу. Благодаря сочетанию несочетаемых слов: «благородная щётка; летавший вчера, как муха, с шоколадом» - становится ясно, что Гоголь посмеивается над дворянами и их пустой хлопотнёй, а простые небогатые люди, в понимании Гоголя, «нужный народ». Он не говорит, что дворяне не нужный народ, но читатель уже самостоятельно понимает, о чём ему хочет сказать автор. В то же время Гоголь, прибегая к гиперболе, колко отзывается о «русских мужиках»: «в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотой, не в состоянии был бы обмыть». Простой народ Н. В. Гоголь называет русским, а дворяне и высший свет русскими не называются. Виной всему мода! Мода на всё французское. Вся Россия была помешана на Европе, и русские традиции сохранились только в простых семьях. И в то время, когда на улице появляется «русский народ», дамам становится неприлично ходить по улице, потому что там, слегка иронизирует автор, «русский народ» любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, «не услышат даже в театре», но настолько ли чистолюбивы уши молодых дам? « В это время, что бы вы на себя ни надели, - никто этого не заметит », никто ни на кого не обращает внимания.

    2. Ирония как один из основных художественных приёмов в изображении жизни Невского проспекта днём.

    Но уже к двенадцати часам картина меняется, и те, кто был с утра, исчезают. Им на смену показываются гувернёры со своими питомцами. В это время Невский проспект становится педагогическим. Каким же наукам можно здесь обучиться? И снова Гоголь иронизирует и показывает совсем иное: гувернёры с приличной солидностью изъясняют своим питомцам, для чего предназначены вывески на магазинах, а гувернантки учат вертлявых девчонок, на сколько выше надо держать плечо. Они уходят со сцены к двум.

    Зато днём Невский проспект, как замечает автор, ослепит любого на-блюдателя лучшими произведениями «природы и искусства». К этому вре-мени, закончив домашние дела, на прогулку выходят дамы с подругами и служащие иностранной коллегии, отличающиеся благородством своих знаний и привычек. Гоголь смеётся над привычками дворян, над их глупостью и ограниченность. Через мелкие детали автор передаёт читателю своё отношение к этим людям. Гоголь использует приём метонимии: «лёгкий, как дым башмачок молодой дамы», «щегольской сюртук с лучшим бобром», человек, «несущий превосходные бакенбарды», дама, «несущая пару хорошеньких глазок». Эти люди нам могут показаться странными, потому что под словами «важное домашнее задание» они предполагают разговоры с доктором о погоде и о небольшом прыщике на носу. Они не наделены особым умом, и здоровье их детей и лошадей находится на одной чаше весов. Гоголь, посмеиваясь над ними, иронически замечая: «Судьба наделила их благословенным званием чиновников по собственным поручениямБоже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служил и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников». Эта чистая чиновная публика поражала необыкновенным благородством и приличием. Она демонстрирует самую привлекательную поверхность людей и вещей. И ничего, кроме этой поверхностной привлекательности. Поэтому в пёстрой фантасмагории меняющихся картин, освещённых дневным светом, вперемешку мелькают только щегольские сюртуки и бакенбарды, усы и платья, рукава и талии, хорошенькие глазки и шляпки, ножки, улыбки и галстукиЭто всё «выставка», вынесенная на всеобщее обозрение, которая прячет истинную сущность людей и вещей, скрытую под миниатюрной пёстротой на всё наброшенного покрова. Люди на этой «выставке» не имеют никакого значения. Гоголя не покидает чувство насмешки и иронии: «Всё исполнено приличия». Автор неспроста оживляет усы и бакенбарды, используя приём синекдохи. Ему важно показать, что внешняя красота, поверхностное приличие – всё это лишь красочная маска. Описание не самих людей, а отдельных частей одежды просто выстреливает из общего фона повести. Да, и ранее Невский проспект был красочный и яркий, но деталь описания людей через одежду придаёт настолько ослепляющее и разительное представление, что без этой детали не в полной мере была бы раскрыта истинная сущность человека. Гоголь сравнивает женщину с морем мотыльков, которые поднялись над чёрными жуками мужеского пола, а рукава платьев «похожи на два воздухоплавательных шара». А как автор иронизирует по поводу улыбки, замечая: «улыбка, верх искусства». Она может сделать с человеком всё, что её вздумается. А люди? Как странно они себя ведут: « встретившись с вами, непременно посмотрят на ваши сапоги». Гоголь пребывает в недоумении, кто же эти люди. Он даже смеет предположить, что это сапожники, но снова обманывает читателя, говоря, что эти люди «большею частию служат в разных департаментах». Всё обман и игра.

    Но бьёт три часа, толпа редеет. Улица наполняется чиновниками в зелёных вицмундирах.

    К четырём часам Невский проспект пуст и «вряд ли вы встретите на нём хотя одного чиновника, развё какая-нибудь швея из магазина, какой-нибудь заезжий чудак, которому все часы равны, какая-нибудь англичанка, какой-нибудь артельщик- больше никого не встретите вы на Невском проспекте». Но встретите на нём тех (как бы много их ни было), у кого нет ни чина, ни отведённых ему часов, значит, вообще никого не встретить.

    3. 3 Невский проспект в сумеречное время.

    Только в сумерки, когда глаза могут быть обмануты, но не ослеплены ни блеском дня, ни мраком или блеском ночи, приоткрывается изнанка столичной жизни, тёмные и тайные её глубины. Когда начинает смеркаться, молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари очень долго прохаживаются, в отличие от своих старых коллег, которые сидят дома, потому что «это народ женатый»: в XIX веке женитьба считалась ярлыком, женатый человек терял свободу, становился одомашненным барином, не имевшим собственного мнения. Показное благородство и приличие уступают место неприглядной действительности – неизменным страстям и грязному пороку. Не отражаясь на внешности обеспеченных людей, эта низость и грязь - пятна их душ. Привлекательная и смешная фантасмагория дня сменяется, в конце концов, мрачной фантасмагорией ночи.

    Читая описание Невского проспекта и сменяющихся на нём людей, не предполагаешь, что далее будет выстроена целая вереница событий. Гоголь рисует две сюжетные линии, две судьбы, совершенно не похожие одна на другую. В повести два героя - поручик Пирогов и художник Пискарёв. Они встречаются единожды на Невском проспекте. Гоголь постоянно противо-поставляет друг другу два мира: мир дворян (или среднего класса) и бедняков – мир Пирогова и Пискарёва. После встречи на Невском каждый пошёл своей дорогой.

    4. Композиционно и идейно - художественная роль новелл о судьбах поручика Пирогова и художника Пискарёва.

    Сначала о первой истории и о Пискарёве. Он является типичным ху-дожником с тайным миром внутри себя и ранимой душой. У него есть идеал - красота. Он страстно влюблён в красоту. Пискарёв - мечтатель, романтик, его лучшие мечты слились с образом незнакомки. Душа его была открыта прекрасному и возвышенному. Ничто земное не мешало предаваться радостям творчества. Восторженный мечтатель, он самозабвенно был предан своему искусству. Его можно сравнить с Ленским (роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). Они оба жили мечтами и не могли смотреть на мир глазами реалиста. Художник, заметив на Невском проспекте одно из «дивных созданий», следит за нею. Потрясённый внешностью девушки, он создал в своём воображении идеальный образ, который стал для него объектом поклонения. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в голове героя противоречивые мысли, мечтания, надежды, но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона». Пискарев как мечтатель, живущий вне действительности, противостоит главной улице с её светской толпой. Он не вписывается в рамки времени и общества, которое его окружает. Художник Пискарёв был жертвой, по выражению Гоголя, «вечного раздора мечты с существенностью». Этот молодой человек «принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежат к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру». Гоголь ставит под сомнение тот факт, что в мрачном, сером, гладком и бледном Петербурге может жить художник. Он считает, что это неподходящее место для творчества. Спасительным местом он видит Италию. Пискарёв в глазах автора «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя». И эта искра вспыхнула, когда наш художник увидел таинственную незнакомку на Невском. К сожалению, его чувствам не было суждено долго пылать. Именно безответная любовь сожгла его изнутри и убила. После этой встречи несчастный художник погрузился в мир иллюзий и сновидений. С ним произошло самое ужасное, что только может случиться с молодым человеком, – он потерял желание творить и вкус к жизни. Он не жил, а существовал. Его перестало интересовать творчество. Живопись была заброшена. Проснувшись утром, ждал ночи, не ел и не выходил из комнаты. Во сне все его мечты становились реальностью. Он уже не понимал, что тот мир, в котором он живёт, всего лишь его воображение, но ему так не хотелось возвращаться в суровую реальность. И вот однажды он не вернулся. Его жизнь оборвалась, так и не успев начаться. В день его похорон не было никого, и никто не плакал над ним, кроме «солдата -сторожа, и то потому, что выпил лишний штоф водки».

    Эта история не могла не затронуть душу читателя, она наполнена лиризма, драмы и горьких разочарований. Обидно было осознавать, что бал, на котором оказался Пискарев и где встретил вновь таинственную незнакомку, оказался сном. Вмиг рухнули все мечты и надежды молодого художника, да и автора тоже. Гоголь как будто преднамеренно дает надежду на лучшее и тут же ее отнимает. Он, как судьба, играет со своим героем. Отношение Гоголя к Пискарёву двойственное. С одной стороны, ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устой современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Гоголь видел слабость Пискарева и неверность его жизненной позиции.

    Сатирическая, обличительная наполненность повести особенно сильно выражена во второй новелле, посвящённой Пирогову. Пирогов – типичный представитель среднего класса. Он офицер, который выслужил этот чин многолетними трудами. Он был доволен своим чином, имел множество талантов: «декламировал стихи из «Дмитрия Донского» и «Горе от ума», имел собственное искусство пускать дым кольцами, умел очень приятно рассказывать анекдоты ». Ограниченный и самоуверенный, удачливый, преуспевающий, всегда в отличном расположении духа, Пирогов был совершенно чужд каким бы то ни было нравственным терзаниям. В отличие от Пискарева, поручик был весь с головой погружен в петербургское общество и являлся его частью. Он был рядовой участник «выставки». Судьба Пирогова сложилась совершенно по-другому. Увязавшись за молоденькой немкой, он обнаруживает место ее проживания. Его даже не смущает то, что она замужем за немцем – ремесленником. Девушка отвергает нахальные ухаживания нового знакомого, но его это не останавливает, потому что этот человек не привык к отказу. И Пирогов добивается своего, после чего его избивают двое немцев (муж и его друг), но он не считает себя виноватым. Сначала поручик вознегодовал, хотел жаловаться, а потом, как саркастически замечает автор, съел в кондитерской два слоеных пирожка, успокоился и даже тем же вечером отличился в мазурке.

    Поручик Пирогов не вызывает никакого сочувствия. А за что его жалеть? Он такой же подлый и низкий, как большинство представителей его сословия, которые только и живут ради развлечений, балов и мимолетных романов. Его судьбой не управляет злостная сатира, он сам виновник той ситуации, которая с ним приключилась. Писатель создал очень яркий человеческий тип, ставший нарицательным обозначением многих сторон современного ему общественного бытия. Его история вызывает больше смех и негодование, чем сострадание. Вся сущность Пирогова ничтожна и глупа. Он – самовлюбленный эгоист, который ради своей прихоти практически разрушил чужую семью и при этом не чувствовал угрызений совести. Совесть в нем молчала. Ему самому становится нелепо и смешно от этой истории, что приключилась с ним. Для него это всего лишь развлечение, возможность разнообразить свою жизнь, и он с радостью вновь готов погрузиться в какую-нибудь новую авантюру. Образ Пирогова принадлежит к числу лучших художественных созданий Гоголя. По силе и глубине обобщения он, возможно, стоит в одном ряду с Хлестаковым и Чичиковым.

    Существует мнение, что обе истории можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Внешне сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте, и оба увлеклись (хотя любовь каждый из них понимает по-своему). Только один из них быстро утешился пирожками в кондитерской, а другой кончил жизнь самоубийством. Пискарев и Пирогов – два противоположных героя. Их связывает только прогулка по Невскому.

    Заметим, что Гоголь использует принцип говорящей фамилии. Пискарев представлен маленькой рыбкой, живущей в огромном океане, среди других непохожих на него. Он так же не заметен ни для кого, его почти никто не знает. Его можно сравнить с маленькой рыбкой – пискарем. Имена Шиллера («довольно хорошего сапожника») и Гофмана Гоголь противопоставляет именам писателя-романтика Шиллера и писателя-фантаста Гофмана. Пирогов же, как подмечает сам автор, полностью оправдывает свою фамилию. Он убивает горе, съев пару пирожков. Белинский скажет о нём: «Пирогов! – восклицал он. – Святители! Да это целая красота, целый народ, целая нация!. ».

    «Невский проспект» соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева. Два человеческих характера. Две судьбы, два совершенно различных взгляда на действительность – всё это сталкивает в своей повести Гоголь. Герои дают яркое представление о сложности жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя. Гоголь приводит читателя к выводу: какой же странный это город Петербург, в котором гибнет честный, никем не защищённый талант и преуспевает наглая, самодовольная пошлость!

    В конце повести Н. В. Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести представлен городом двойственным. Гоголь много иронизирует по поводу Петербурга и его жителей. Ему противны те маски, которые надел на себя город. Автор так и хочет сорвать их, но люди настолько привыкли к этим маскам, что уже потеряли себя и собственную сущность. Писатель подчеркивает противоречие города между видимостью и сущностью (« все не то, чем кажется»). В повести странное переплетается с повседневным, реальное – с фантастическим, величественное – с низким, красивое – с безобразным. Одновременно с этим присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга.

    5. Ирония и сатира как неотъемлемая часть повествования о жизни Невского проспекта.

    Сатира в повести представлена в обличии судьбы. Она смеется над Пискаревым, не жалея его, ведь он не герой своего времени, и Пирогов вполне реалистическая личность (если его можно назвать личностью). Он живет по правилам своего времени, а Пискарев обыкновенный чудак, к которому судьба не столь благосклонна. Этот человек не создан для жизни, он не умеет выживать.

    Юмор в повести – это Петербург. С виду яркий, честолюбивый, праздничный, а внутри серый, грязный, скучный. В каждом описании знатного жителя присутствует доля иронии. О них невозможно говорить без улыбки и насмешки.

    Драма – это жизнь. Каждый по-разному относится к жизни. У Пискарева драма – это разочарование в любимом человеке, а у Пирогова – отказ от его ухаживаний и внимания симпатичной немкой. И в чьей же жизни была истинная драма?

    Когда повесть попала к цензору, тот взбеленился. Написать, как позорно высечен был офицер – да ещё поручик! – какими-то немцами-ремесленниками. Это ниспровержение самих основ! Несомненно, что этого печатать нельзя.

    Обеспокоенный судьбой своей повести, Гоголь обратился за советом к Пушкину. Пушкин ответил короткой запиской: «Прочёл с большим удовольствием. Кажется, всё может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить: она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки. Авось Бог вынесет! С Богом!». Однако Бог не вынес, и Гоголю пришлось передать конец повести, лишь прозрачно намекнув на постигшее поручика Пирогова наказание.

    «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» - не раз восклицает Гоголь в этой повести.

    Заключение

    В повести «Невский проспект» (как, впрочем, и в других художественных произведениях) Н. В. Гоголь талантливо применяет различные приемы комического и не менее талантливо сочетает драматическое и комическое.

    Работа над темой данного исследования позволила увидеть особенности художественной манеры Гоголя, обогатила автора данного исследования новыми литературоведческими знаниями, новым опытом литературоведческого анализа.

    Название этого произведения говорит о том, что основной образ и своего рода главный участник событий, которого создал Гоголь, ‒ Невский проспект. Краткое содержание, безусловно, не сможет так ярко рассказать об этой улице, что так и «пахнет гулянием». Итак, постараемся вспомнить, о чем эта книга.

    Описание Невского проспекта

    Обратимся к тому, как начинает Н.В. Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этого произведения стоит начать именно с описания этой улицы. Богатый язык писателя очень живо передает нам атмосферу Петербурга того времени. Мы так и видим людей, проходящих по главной улице этого города. С утра на Невском можно встретить нищих, рабочих людей, чиновников. В полдень там появляются гувернантки с детьми, и этот проспект смело можно назвать «педагогическим». С двух до трех часов на проспекте можно увидеть настоящий «парад чинов». Это настоящая выставка дамских шляпок, туфелек, башмачков, платьев, мужских бакенбард и усов. После четырех часов проспект пустеет и вновь оживает с наступлением сумерек, так пишет Гоголь. Повесть «Невский проспект», краткое содержание которой мы рассматриваем, знакомит нас далее с двумя действующими лицами.

    Встреча Пирогова и Пискарева

    Вечером на проспекте встречаются два товарища. Так продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание книги невозможно без описания этих двух персонажей. Пирогов - самовлюбленный поручик, уверенный в своем успехе у женщин. Пискарев напротив, застенчивый и робкий художник, не смеющий надеяться на взаимное внимание со стороны юных особ. На Невском поручик обратил внимание на очаровательную блондинку, а художнику приглянулась брюнетка. Далее молодые люди разминулись.

    Прекрасная незнакомка

    Следует заметить, что центральное произведение в цикле "Петербургские повести" Гоголя ‒ "Невский проспект". Краткое содержание этого произведения заставляет нас проследовать вместе с Пискаревым за прекрасной молодой девушкой. Ему только хотелось узнать, где она живет ‒ ни о чем другом он и не мечтал. Однако улыбка, с которой незнакомка обернулась на молодого человека, окрылила его. А что с ним стало, когда, подойдя к дому, барышня жестом велела ему идти за ней!

    Разочарование

    Пискарев шел за незнакомкой, питая самые нежные и возвышенные чувства. Дверь им открыла женщина. Квартира, в которую они вошли, поразила Пискарева: он понял, что попал в приют разврата. Потрясенный молодой человек сбежал.

    Сны и мечты

    Оказавшись дома, Пискарев заснул. Ему приснился сон. Именно этим эпизодом продолжает Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести далее расскажет нам, что приснилось молодому человеку.

    Итак, Пискарев увидел, что за ним пришел лакей, и, сказав, будто его прислала та самая барыня, велел следовать за ним. Он оказался на бале в великолепном особняке. Все дамы были прекрасны, но блистательнее всех, конечно, была Она. Девушка пыталась что-то сказать Пискареву, но им постоянно мешали. Он проснулся. Жизнь потеряла смысл для молодого человека. Чтобы лучше спать, он купил опиум. Его существование обретало смысл только в сновидениях.

    Пискарев представлял, что женится на этой девушке, и она сойдет с того ужасного пути, по которому шла. Однажды он решился сделать ей предложение. Отправившись в тот дом, он вновь увидел ее и рассказал о своем плане. Ответом на его слова было презрение. Пискарев вновь бежал и несколько дней не выходил из своей комнаты. Когда дверь взломали, то нашли молодого человека с перерезанным горлом.

    О Пирогове

    Рассказом о друге несчастного Пискарева продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести отправляет нас по следам блондинки и Пирогова в дом жестянщика Шиллера, чьей женой и была светловолосая девушка. Кроме Шиллера в комнате был еще сапожник Гофман. Вместе они выставили Пирогова, но тот решил не сдаваться и, придя на следующий день, стал заигрывать с молодой женщиной. Она пригрозила тем, что пожалуется мужу. Пирогов заказал у Шиллера шпоры, чтобы иметь повод для того, чтобы появляться в этом доме снова. Наглое поведение Пирогова вывело жестянщика из себя. Он, сговорившись с женой и друзьями, решил проучить его. Блондинка пригласила его к себе в комнату, куда через некоторое время ворвался Шиллер с друзьями и, побив молодого человека, выставил его.

    Однако Пирогов недолго досадовал. Подкрепившись пирожками, поручик снова начал радоваться жизни.

    Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) - кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; автор многих работ по методике преподавания литературы в школе.

    Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе

    Рабочие материалы для учителя

    Из истории создания повести

    «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

    Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

    Тематика повести

    Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

    Сюжет и композиция повести

    Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

    Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

    Какой момент является завязкой действия?

    Как складывается судьба Пискарёва?

    Как складывается судьба Пирогова?

    Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

    Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

    Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

    Описание Невского проспекта

    Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

    Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

    Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

    Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

    Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

    Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

    Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

    Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

    Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

    Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.

    Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

    Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

    Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

    В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

    Художник Пискарёв

    Примерные вопросы для беседы.

    Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

    Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

    Как меняется внешний вид девушки?

    Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

    Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

    Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

    Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

    Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

    Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

    Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

    Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

    Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему - бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

    Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо - это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

    Поручик Пирогов

    Примерные вопросы для беседы.

    Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

    Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

    Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

    Что высмеивается в образе Шиллера?

    Чем кончается история Пирогова?

    Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

    В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

    О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

    В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

    Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

    Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

    Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

    Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

    Шиллер, жестяных дел мастер

    Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

    В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

    Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

    Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке http://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама