THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Критика дарвинизма велась со дня его возникновения. Одним не нравилось, что изменения, по Дарвину, могут идти во всех возможных направлениях и случайным образом. Концепция номогенеза утверждала, что изменения происходят не беспорядочно и случайно, а по законам форм. Русский ученый и революционер П. А. Кропоткин придерживался точки зрения, в соответствии с которой взаимопомощь является более важным фактором эволюции, чем борьба.

Эти возражения не могли поколебать общей теории эволюции вплоть до появления под влиянием экологических исследований концепции коэволюции, которая смогла объяснить возникновение полов и другие феномены. Как химическая эволюция - результат взаимодействия химических элементов, так по аналогии биологическая эволюция может рассматриваться как результат взаимодействия организмов. Случайно образовавшиеся более сложные формы увеличивают разнообразие и стало быть устойчивость экосистем. Удивительная согласованность всех видов жизни есть следствие коэволюции.

Концепция коэволюции объясняет и факты альтруизма у животных: заботу о детях, устранение агрессивности путем демонстрации «умиротворяющих поз», повиновение вожакам, взаимопомощь в трудных ситуациях и т. п.

Гипотеза Гея-Земли .

Эта гипотеза возникла в последние два десятилетия на основе учения о биосфере, экологии и концепции коэволюции. Авторами ее являются английский химик Джеймс Лавлок и американский микробиолог Линн Маргулис. Вначале была обнаружена химическая неравновесность атмосферы Земли, которая рассматривается как признак жизни. По мнению Лавлока, если жизнь представляет собой глобальную целостность, ее присутствие может быть обнаружено через изменение химического состава атмосферы планеты.

Лавлок ввел понятие геофизиологии, обозначающее системный подход к наукам о Земле. Согласно Гея-гипотезе, сохранение длительной химической неравновесности атмосферы Земли обусловлено совокупностью жизненных процессов на Земле. С начала жизни 3,5 млрд. лет назад существовал механизм биологической автоматической термостатики, в котором избыток двуокиси азота в атмосфере играл регулирующую роль, препятствуя тенденции потепления, связанной с возрастанием яркости солнечного света. Другими словами, действует механизм обратной связи.

Лавлок сконструировал модель, в соответствии с которой при изменении яркости потоков солнечного света растет разнообразие, ведущее к возрастанию способности регулировать температуру поверхности планеты, а также к росту биомассы.

Суть Гея-гипотезы: Земля является саморегулирующейся системой, созданной биотой и окружающей средой, способной сохранять химический состав атмосферы и тем самым поддерживать благоприятное для жизни постоянство климата. По Лавлоку, мы - обитатели и часть квазиживой целостности, которая обладает способностью глобального гомеостаза, снисходительного к нарушениям, если она в хорошей форме, в пределах своей способности к саморегуляции. Когда подобная система попадает в состояние стресса, близкого к границам саморегуляции, даже маленькое потрясение может толкнуть ее к переходу в новое стабильное состояние или даже полностью уничтожить.

В то же время «Гея» превращает даже отбросы в необходимые элементы и, видимо, может выжить даже после ядерной катастрофы. Эволюция биосферы, по Лавлоку, может быть процессом, который выходит за рамки полного понимания, контроля и даже участия человека.

Подходя к Гея-гипотезе с биологических позиций, Л. Маргулис полагает, что жизнь на Земле представляет собой сеть взаимозависимых связей, позволяющих планете действовать как саморегулирующаяся и самопроизводящая система. В 60-х годах Маргулис предположила, что эукариотические клетки произошли в результате симбиотического союза простых прокариотических клеток, таких как бактерии.

Маргулис выдвинула гипотезу, что митохондрии (клеточные органеллы, которые производят энергию из кислорода и углеводов) произошли от аэробных бактерий; хлоропласты растений когда-то были фотосинтезирующими бактериями. По мнению Маргулис, симбиоз - образ жизни большинства организмов и один из наиболее созидательных факторов эволюции. Например, 90% растений существуют вместе с грибами, поскольку грибы, связанные с корнями растений, необходимы им для получения питательных веществ из почвы. Совместная жизнь приводит к появлению новых видов и признаков. Эндосимбиоз (внутренний симбиоз партнеров)-механизм усложнения строения многих организмов. Изучение ДНК простых организмов подтверждает, что сложные растения произошли из соединения простых. Схематически это можно представить следующим образом:

Такая симбиотическая коэволюция хорошо согласуется с данными синергетики, и ею можно объяснить образование колонии амеб под влиянием недостатка пищи и образование муравейника. В синтетических терминах это описывается так. Начальной «флуктуацией» является несколько большая концентрация комочков земли, которая рано или поздно возникает в какой-то точке области обитания термитов. Но каждый комочек пропитан гормоном, привлекающим других термитов. Флуктуация растет, и конечная площадь гнезда определяется радиусом действия гормона.

Так происходит переход от целесообразности на уровне организмов к целесообразности на уровне сообществ и жизни в целом - целесообразности в научном смысле слова, определяемой тем, что существуют не внешние по отношению к сообществам, а внутренние объективные надорганизменные механизмы эволюции, которые и изучает наука.

С точки зрения концепции коэволюции естественный отбор, который играл главную роль у Дарвина, является не «автором», а скорее «редактором» эволюции. Конечно, в этой сложной области исследований науку ждет еще немало важных открытий.

1) взаимодействие индивида и общества;

2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

3) современная теория эволюции;

4) синоним эволюционного подхода.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Данный раздел УМК включает в себя:

– перечень основной и дополнительной литературы;

– перечень Интернет-ресурсов.

В качестве основной литературы указаны основные учебники с точки зрения необходимости, доступности, новизны, наличия в библиотеке университета (института). В качестве основной литературы рекомендована только та литература, которая имеется в библиотеке ЧИ БГУЭП, или в электронном варианте на кафедре «Истории и политологии».

Согласно требованиям, перечень основной литературы должен содержать не более 5 источников, имеющих гриф учебников и учебных пособий, год издания которых по дисциплинам общегуманитарного профиля - 5 лет. Исключением могут служить фундаментальные учебные издания, выдержавшие несколько переизданий. Основной базовый учебник по данной дисциплине должен быть в достаточном количестве в библиотеке университета (филиала).

В качестве дополнительной литературы указывается литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углубленного изучения дисциплины (монографии, сборники статей, журналы и др.)

В процессе преподавания философии применяются следующие методы:

1. Использование информационных ресурсов и баз знаний.

2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий.

3. Ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ.

4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению.

5. Возможность подготовки самостоятельных студенческих работ с использованием мультимедиа (презентации).

Карта обеспеченности учебной литературой по дисциплине «Философия» в библиотеке ЧИ БГУЭП.

Философия
Алексеев П.В.Философия [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2006. - 608с.
Алексеев, П. В.Философия [Текст] : Учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М., 2009. - 592 с.
Бучило, Н.Ф.Философия [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М., 2010. - 480 с.
Данильян, О.Г.Философия [Текст] : Учеб. / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М., 2009. - 512 с.
Данильян, О.Г.Философия [Текст] / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М., 2007. - 512
Данильян О.Г.Философия / О.Г.Данильян,В.М.Тараненко. - М., 2006. - 512 с.
Спиркин, А. Г.Философия [Текст] : Учеб. / А. Г. Спиркин. - М., 2008. - 736 с.
Спиркин, А.Г.Философия [Текст] : Учеб. / А.Г. Спиркин. - М., 2010. - 828 с.
Философия [Текст] : Учеб. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. - М., 2010. - 735 с.
Философия [Текст] : Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2007. - 622 с.
Философия [Текст] : Учеб. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2009. - 561 с.
Кармин, А. С.Философия [Текст] : Учеб. / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб., 2010. - 560 с.
Бучило, Н.Ф.История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М., 2010. - 432 с.
Борзенков, В. Г.Философия науки. На пути к единству науки [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Борзенков. - М., 2008. - 320 с.
Балашов, Л. Е.Философия [Текст] : Учеб. / Л. Е. Балашов. - М., 2010. - 612 с.
Мамедов, А. А.Философия: Практикум для вузов [Текст] : Практикум / А. А. Мамедов. - М., 2009. - 136 с.
Войтов А.Г.История и философия науки / А.Г.Войтов. - М., 2006. - 691 с.
Губин, В. Д.Философия: актуальные проблемы [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Губин. - М., 2009. - 367 с.
Философия [Текст] : Учеб. / В. Г. Кузнецов. - М., 2009. - 519 с.
Малахов, В. П.Философия права. Идеи и предположения [Текст] : учеб. пособие / В. П. Малахов. - М., 2008. - 391 с.
Бучило, Н.Ф.Философия [Электронный ресурс] / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М., 2010. -
Малахов, В. П.Философия права: формы теоретического мышления о праве: Таблицы и схемы [Текст] : Учеб. пособие / В. П. Малахов. - М., 2009. - 263 с.
Кобылянский, В. А.Философия экологии. Краткий курс [Текст] : учеб. пособие / В. А. Кобылянский. - М., 2010. - 632 с.
Вечканов, В.Э.Философия. Курс лекций [Электронный ресурс] / В.Э. Вечканов. - М., 2010. - Время звучания: 11ч.41 мин с. -
Марков, Б.В.Философия [Текст] : Учеб. / Б.В. Марков. - СПб, 2009. - 432 с.
Мурзин Н.Н.Философия в вопросах и ответах / Н.Н. Мурзин. - М., 2006. - 256с.
Нижников, С.А.Философия [Текст] : Учеб. / С.А. Нижников. - М., 2006. - 400 с.
Никитич, Л.А.История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Никитич. - М., 2008. - 335 с.
Островский, Э. В.Философия [Текст] : Учеб. / Э. В. Островский. - М., 2009. - 313 с.
Рузавин, Г.И.Философия [Текст] : Учеб. / Г.И. Рузавин, В.П. Ляшенко, О.А. Митрошенков. - М., 2007. - 632 с.
Рузавин, Г.И.Философия науки [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Рузавин. - М., 2008. - 400 с.

Практикумы, хрестоматии

1. Гладков В.А.Философский практикум. Вып.1-3. М., 1994.

3. Мир философии. Ч.1-2. М., 1991.

Справочные издания

1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

2. Гуревич П.С. Философский словарь. М., 1997.

3. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

4. Краткий философский словарь./Под ред. А.П.Алексеева. М., 1997.

5. Словарь философских терминов. Под ред. В.Г.Кузнецова. М, 2004.

6. Современная западная философия. Словарь / Под ред. В.С.Малахова и В.П.Филатова. М., 1998.

7. Философский энциклопедический словарь. М, 1997.

Электронные ресурсы.

Вся необходимая научная и учебно-методическая литература имеется в Интернете по адресу:

1. Электронная библиотека по философии // www.filosof.historic.ru

2. «Золотая философия» // www.philosophy.alleu.net

3. Электронную версию учебника "Введение в философию"(под рук.И.Т.Фролова) см.: http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/

Дополнительная литература электронный ресурс

5. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи [Электронный ресурс]: пер. с англ. / А. Лавджой. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lovejoy/index.htm

6. Шпет, Г.Г. Сознание и его собственник [Электронный ресурс] / Г.Г. Шпет. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shpet01/index.htm

7. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm

8. Швейцер, А. Культура и этика [Электронный ресурс]: пер. с нем. / А. Швейцер. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm

9. Шульц, П. Философская антропология [Электронный ресурс]: пер. с нем. / П. Шульц. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shult01/index.htm

10. Хокинг, С. Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр [Электронный ресурс]: пер. с англ. / С. Хокинг. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hokin01/index.htm

11. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm

12. П.П. Гайденко Эволюция понятия науки (кн.1 + кн.2) //Греческая (новоевропейская) философия в ее связи с наукой (www.philosophy.ru).


Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008. - 50 с.

Шелер М. Положение человека в космосе . 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос". Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

Сравнительно новое понятие «коэволюции» — обозначает достижение определенного этапа развития мировоззрения людей. Начиная с 16 века, ученые преимущественно аналитическим «скальпелем» разделяли целостный мир вокруг на отдельные уровни изучения, выделяя науки, научные направления, объекты.

К концу 20 века реализуются попытки объединения отдельных взаимодействующих фрагментов мира и в научный обиход всех наук входят системы, уровни, процессы и иерархии. Ученые все чаще предпринимают усилия объединить в своих теориях, концепциях понимание большей части единого мира.

Первыми с такой потребностью, что неудивительно, столкнулись биологи и экологи. Живые системы чрезвычайно сложно отделить от взаимосвязей с окружающими.

Постепенное принятие концепции эволюции и взаимосвязи всех объектов биологических систем побудили ученых осознать не просто взаимосвязи живых систем разного уровня, а их взаимозависимость друг от друга.

Следующим шагом стало понимание, что взаимосвязанные живые системы фактически направляют развитие друг друга. Волки, уничтожая больных и ослабленных, делают своих жертв сильнее. Но и не только – развитие жертв направляется в сторону усиления способности бегать или защищаться, кооперироваться или нападать.

В свою очередь, хищник также меняется, вместе со своей жертвой – ему тоже необходимо развитие, чтобы догонять и поражать жертву. Таким образом, возникают взаимосвязанные объединенные системы совместного развития в определенную сторону, действующие по типу причинно — следственных связей.

Такой уровень понимания признают первоначально для биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Концепцию коэволюции использовал Н. В. Тимофеев-Ресовский в конце 60-х годов ХХ века.

Современное понимание коэволюции

Коэволюция создаёт комплекс совместных приспособлений (коадаптаций) у различных видов, обеспечивающих стабильное функционирование экосистем саморегулирующегося типа. Такая экосистема развивается и адаптируется к изменениям внешней условий (например, климатическим) и одновременно сохраняет стабильность видового состава и их иерархических взаимосвязей.

Нарушение сложившихся взаимосвязей приводит к разрушению всей экосистемы. Таким образом, к факторам эволюции добавили новый элемент. В настоящее время значимыми условиями естественного отбора считают:

  • климат;
  • доступность пищи;
  • наличие воды;
  • другие живые существа.

Виды взаимодействий организмов

Изменения одной группы организмов могут приводить к трансформациям в группе организмов другого вида, эти изменения, в свою очередь, вызывают изменения в первой группе и так далее. Такое чередование изменений и называется коэволюцией.

Значение концепции коэволюции для развития теории эволюции

Коэволюция показывает, что в природе действуют не только процессы конкуренции за ресурсы. Важное влияние имеют и процессы взаимодействия, взаимозависимости между разными видами в экосистеме. Именно так можно объяснить разнообразие существующих приспособлений и количество видов в живой природе.

Принятие концепции коэволюции позволяет принять скорость появления этих изменений и узкую специализацию некоторых уникальных адаптационных находок.

Узкая специализация взаимодействующих видов в отдельных случаях создает такие уникальные комплексы, что выживаемость одного вида становится необходимым условием выживаемости другого вида.

Необходимо найти новое понятие для обозначения таких групп видов, взаимодействие между которыми настолько плотно, что они, по сути, являются единой экосистемой. Эти единые многокомпонентные экосистемы стабильны, развиваются и саморегулируются.

Сходство эволюции сложных живых систем разного уровня организации дает возможность предположить следующее: согласованное функционирование всех элементов системы повышает эффективность взаимодействия экосистемы с окружающей средой, обеспечивая долговременную стабильность и оптимизацию использования ресурсов.

Возможно, экосистема Земли в целом также находится в процессе эволюционного развития, что ставит вопрос о роли человеческого сообщества как элемента такой экосистемы.

от лат. со - с, вместе + эволюция) - параллельная, совместная эволюция, а точнее, историческая адаптация природы и человечества; взаимное приспособление в ходе эволюции: разных форм живого, обитающих совместно (насекомых и опыляемых растений); разных органов одной особи.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОЭВОЛЮЦИЯ

со - приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio - развертывание) - термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, понятие "К." постепенно приобретает статус общенаучной категории. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах "паразит - хозяин", "хищник - жертва". Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества, с которой первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968), должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от природы..." - И. Мичурин) и смирения перед ней ("Назад, в природу!" - Руссо). Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. "Мы столь радикально изменили нашу среду, - утверждал Н. Винер, - что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя". Именно коэволюционный переход системы "человек - биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно - производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тинбергену "научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и... для всей жизни на Земле". Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

Коэволюция параллельная, совместная, сопряженная эволюция взаимодействующих групп, видов организмов; коэволюция человечества и биосферы.[ ...]

Коэволюция во многом дает понимание перехода целесообразности на уровне организмов к целесообразности на уровне сообществ и жизни в целом. Эта целостность определяется тем, что существуют не внешние по отношению к сообществам, а внутренние объективные надорганиз-менные механизмы эволюции.[ ...]

Согласованное “взаимно пригнанное” развитие частей одного целого, например разных компонентов экосистемы, разных уровней человека, человечества и ето биологического окружения и др.[ ...]

Коэволюция - параллельная, совместная взаимосвязанная эволюция. В системе «общество - природа» предполагает такое согласование темпов развития, которое предотвращает экологический кризис.[ ...]

Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения человеческого общества и природы должны перестроиться в направлении их коэволюции. Коэволюция общества и природы подразумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называется устойчивым.[ ...]

Коэволюция общества и природы - совместная, взаимосвязанная эволюция общества и природы.[ ...]

Коэволюция рассматривается как развязка узла противоречий в триаде экологии, нравственности и политики, как согласование «стратегии природы» и «стратегии разума». Однако реальные закономерности и темпы эволюции биосферы и человеческого общества настолько различны, что в концепции коэволюции речь идет фактически лишь о глубоком изменении поведения общества по отношению к природе, подчинении общества экологическому императиву.[ ...]

Моисеев H. Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. 1997. Январь-август.[ ...]

Устойчивое развитие, коэволюция, сопряженное развитие - это первые образы желаемого будущего. Необходима теоретическая основа, охватывающая и экологические, политические, экономические и социальные системы.[ ...]

Классическим примером коэволюции растений и животных могут служить взаимоотношения между растениями ваточника, бабочками данаидами и голубыми сойками, описанные Дж. Харбор-ном. Автор раскрывает последовательность событий, связывающих эти биологические виды в единую адаптивную систему.[ ...]

В самом широком смысле коэволюция означает совместную эволюцию двух (или более) таксонов, которые объединены тесными экологическими связями, но которые не обмениваются генами. Естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет постоянно увеличивать эффективность поиска, ловли и поедания добычи. Но в ответ на это в популяции жертвы совершенствуются приспособления, позволяющие особям избежать поимки и уничтожения. Следовательно, в процессе эволюции взаимоотношений «хищник-жертва» жертва действует так, чтобы освободиться от взаимодействия, а хищник - так, чтобы постоянно его поддерживать.[ ...]

Замечательным примером коэволюции служит связь между муравьями и одним из видов тропических акаций. Если искусственным путем удалить муравьев, то насекомые-фитофаги, которых обычно поедают муравьи, объедают все листья акации, после чего она гибнет. Таким образом, акация зависит от насекомых, защищающих ее от других насекомых.[ ...]

В настоящее время определение коэволюции или сопряженной эволюции, данное Ю. Одумом (1975), представляется наиболее обоснованным и позволяющим с его помощью проводить дальнейшие исследования на разных уровнях взаимодействия систем живых организмов: «Сопряженная эволюция-это тип эволюции сообщества (т. е. эволюционных взаимодействий между организмами, при которых обмен генетической информацией между компонентами минимален или отсутствует), заключающийся во взаимных селективных воздействиях друг на друга двух больших групп организмов, находящихся в тесной экологической взаимозависимости».[ ...]

В процессе совместного развития (коэволюции) разные виды растений и животных приспособились друг к другу. Численность видов, вовлеченных в систему адаптивных взаимосвязей, различна, причем характер их взаимовлияний может приобретать самые разнообразные формы. Иногда адаптивные взаимосвязи организмов очевидны, в других случаях сложны и выявляются только с помощью специально проведенных исследований.[ ...]

Пресс хищников особенно силен, когда в коэволюции «хищник - жертва» равновесие смещается в сторону хищника и ареал жертвы сужается. Конкурентная борьба тесно связана с нехваткой пищевых ресурсов, она может быть и прямой борьбой, например хищников за пространство как ресурс, но чаще всего это просто вытеснение вида, которому на данной территории пищи не хватает, видом, которому этого же количества пищи вполне достаточно. Это уже межвидовая конкуренция.[ ...]

Это очень важные сдвиги по направлению к коэволюции общества и природы в России. Однако надо идти дальше. Г.Д.Титова пишет, что время простых решений прошло, что при комплексном природопользовании динамическую оценку состояния природных ресурсов необходимо осуществлять по интегральным показателям. Но для этого, по нашему мнению, предстоит большая работа над моделями функциональных ланд-шафтно-геологических систем России, особенно над теми, структура которых укладывается в границы речных бассейнов.[ ...]

Одним из выходов из сложившейся ситуации называют коэволюцию, то есть совместную эволюцию, человека и природы, смысл которой в снижении масштабов и темпов человеческой деятельности по изменению условий окружающей природной среды, чтобы человек (да и другие живые организмы) успевал приспосабливаться к меняющимся условиям обитания.[ ...]

Преимущества монофагии. - Преимущества полифагии. - Коэволюция: сосуществование хищника и жертвы - постоянная €гонка вооружения».[ ...]

Различия в наших представлениях сводятся к следующему. Коэволюция - понятие, давно принятое в биологии и означающее совместное приспособление, например, опылителей и растений в процессе эволюции. Поэтому рассматривая стратегию поведения человека в биосфере, имеющую взаимный, но не равноправный с биосферой, а подчиненный, зависимый характер, мы обратились к понятию «сопряжение».Н. Н. Моисеев совершенно прав, подчеркивая, что речь идет не о простом «управлении», а о «направлении» процессов в природе как «поддержке желаемых тенденций развития».[ ...]

Я уже пытался говорить о цели, и для этого был сформулирован принцип коэволюции человека и биосферы. Но если с философской точки зрения понятие о коэволюции и ее обеспечение в дальнейшем и может быть принято в качестве отправной позиции для социологического и философского анализа, то их совершенно недостаточно для построения той или иной системы управления. Нам придется не просто уточнить и даже расшифровать понятие коэволюции, но и придать этому термину количественные характеристики, без которых невозможно говорить о каком-либо обоснованном распределении ресурсов управления. Поэтому на нынешнем этапе развития теории ноосферы центральной является не столько проблема управления или проблема создания.системы управления процессами, протекающими в биосфере, сколько формирование доктрины, позволяющей придать количественные выражения тем параметрам биосферы, которые мы будем стремиться обеспечить.[ ...]

И если говорить о дальнейшем развитии человека, то вряд ли стоит заботиться о его коэволюции (то есть совместном развитии) с природой, поскольку она неизбежна. Вопрос состоит в том, какой будет эта коэволюция - плавным развитием или чередой катастроф с непредсказуемыми последствиями. По мере осознания этого человечество проходит сложный путь от стремления к победе над природой к ее сохранению и разумному использованию для обеспечения устойчивого развития.[ ...]

Представлен широкий круг общеэкологических проблем, ядром которых выступает идея коэволюции человека и биосферы. Пособие, направленное на формирование у обучающихся экологического мышления, содержит разделы по экологической безопасности, безопасности жизнедеятельности, источникам и уровням загрязнений биосферы, основам мониторинга, математическим моделям в экологии, а также экологическому менеджменту и экологическому праву.[ ...]

Экоцентризм - тип общественного сознания, основывающийся на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы.[ ...]

Поскольку единственной формой геологически длительного бесконфликтного существования (коэволюции) человечества и биосферы является гомеостаз (устойчивое равновесие в условиях изменяющейся среды) общества с дикой природой, сохранение которой является необходимым условием выживания человечества, то, отмечает В.Зубаков, единственная реальная форма вхождения человечества в этот гомеостаз - сокращение численности населения Земли к концу XXI в. не менее чем в 4 раза. Регулирование людской численности в биосфере должно происходить сознательно. Недопустимы такие биолягические формы регулирования, как война, эпидемия, голод.[ ...]

Естественный отбор в сообществах (группах) организмов выполняет роль генетического механизма коэволюции, способствуя сохранению признаков, благоприятных для популяций и сообществ в целом, но не выгодных для их отдельных генетических носителей внутри популяции. Коэволюционная концепция объясняет заботу о потомстве у животных, повиновение вожакам, даже взаимопомощь и устранение агрессивности путем демонстрации «умирающих поз» и т. п.[ ...]

Важнейшим итогом всей этой деятельности является призыв к переходу на путь устойчивого развития, обеспечивающий коэволюцию, т. е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека - очень быстро, многие процессы деформируются, в частности многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.[ ...]

Эти гениальные мысли В. И. Вернадского позволили ряду ученых допустить в дальнейшем и такой ход событий в эволюции биосферы, как коэволюцию между человеческим обществом и природной средой, в результате чего и возникнет ноосфера, но это будет происходить благодаря «новым формам действия живого вещества на обмен атомов живого вещества с косной материей». Он считал, что «геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, - ноосферы».[ ...]

В условиях современного экологического кризиса стратегией ЭМ является научно обоснованная направленность развития системы «человек-биосфера», ведущая к коэволюции природы и общества, на основе которой разрабатываются методологические и организационные основы управления.[ ...]

Химические средства в ряде случаев могут не только защитить растение, а даже сделать его более привлекательным для фитофагов. Многие насекомые-фитофаги специализируются на растениях одного или нескольких видов - тех, чью химическую защиту они преодолели. Это очень важный шаг в коэволюции растений и фитофагов - возникновение устойчивости к химическим средствам защиты растений. Такие процессы наблюдаются и при искусственной химической защите растений от «вредных» насекомых, которая достаточно быстро теряет свою эффективность (известна адаптированность их к ДДТ и т. п.).[ ...]

Читателю хорошо известны позиции академика РАН Н. Н. Моисеева в отношении осторожного обращения с содержанием понятия «ноосфера» (1998), предостережение от упрощенного восприятия концепции «устойчивого развития» и оценка ее как одного из опаснейших заблуждений современности (1994). Н. Н. Моисеев в 60-70-х годах начал обращаться к понятию «коэволюция», впоследствии уточняя его как представление о том, «что развитие человечества как составной части биосферы должно быть согласовано с развитием всей системы и не должно содействовать ее деградации» . Эти положения ни в коей мере не находятся в противоречии или ограничивают выдвинутые нами теоретические положения сопряженной эволюции и впервые предложенное описание ее возможных механизмов.[ ...]

Н. Н. Моисеев - выдающийся русский ученый, математик с мировым именем, специалист в области системного анализа, моделирования и прогнозирования. Он по-новому освещает антиэколо-гические издержки прогресса и перспективу взаимоотношений человека и природы. По мнению Н. Н. Моисеева, устремление к новой цивилизации должно реализоваться через коэволюцию (совместную, взаимосвязанную эволюцию) человеческого общества и биосферы.[ ...]

Экология становится важнейшей фундаментальной наукой XXI века. И это реальность, поскольку одной из главных ее задач является исследование путей выживания человечества в условиях исчерпания природных ресурсов и увеличивающегося загрязнения окружающей природной среды отходами антропогенной деятельности. Из всех наук именно экологии предназначено выяснение законов коэволюции биосферы и человечества, поиск новых решений проблемы сохранения природы и человека как неотъемлемой ее части.[ ...]

Единственный выход из этого положения, как считал В. И. Вернадский, - создание ноосферы. Ноосфера - это новый этап в истории биосферы, когда определяющая роль ее развития перейдет от стихийного течения природных процессов и антропогенного воздействия на природу к гармоничному развитию природы и общества. Развитие человека и биосферы пойдет в неразрывной связи по единственному правильному пути - коэволюции, на котором не будет ни победителей, ни господства одной из сторон. Под коэволюцией следует понимать такое совместное развитие человеческого общества и биосферы, которое не выводит параметры биосферы из гомеостаза и обеспечивает ее устойчивое развитие.[ ...]

Под экологическим нормированием понимается научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности. Экологические интересы с позиций ноосферного подхода диктуются необходимостью взаимосвязи параметров антропогенных воздействий с критическими параметрами биосферы в процессе коэволюции природы и человека, где Разуму отводится направляющая роль .[ ...]

Управление природоохранной деятельностью можно рассматривать как составную часть экологического менеджмента. В широком смысле под концепцией экологического менеджмента подразумевается управление взаимодействием общества и природы в целях достижения оптимального качества окружающей среды и удовлетворения потребностей общества в природных ресурсах. Экологический менеджмент является «рабочим инструментом» достижения глобального принципа коэволюции природы и общества.[ ...]

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.[ ...]

Каждый биологический вид неповторим, он содержит в себе информацию о развитии растительного и животного мира, которая имеет огромное научное и прикладное значение. Поскольку все возможности использования данного организма в отдаленной перспективе зачастую непредсказуемы, весь генофонд нашей планеты (за исключением, может быть, некоторых опасных для человека болезнетворных организмов) подлежит строгой охране. Необходимость охраны генофонда с позиций концепции устойчивого развития («коэволюции») диктуется не столько хозяйственными, сколько моральными и этическими соображениями. Человечество в одиночку не выживет.[ ...]

Разработка газовых месторождений Крайнего Севера, в том числе в ООО «Ямбурггаздобыча», является уникальным в мировом масштабе примером нормального функционирования крупнейших природно-технических систем. Уникальность этих систем обусловливается следующими тремя факторами: добычей газа на уровне, обеспечивающем потребности и энергетическую безопасность страны; экстремально сложными природно-климатическими условиями; рациональной системой природопользования, соответствующей принципу коэволюции природы и общества.[ ...]

Весьма привлекательна широко обсуждавшаяся идея о том, что определенные пары видов хищник-жертва не только эволюционируют, но и коэволюционируют. Другими словами, происходит некая эволюционная «гонка вооружения», в результате которой за каждым усовершенствованием охотничьих способностей хищника следует усовершенствование способностей жертвы избегать хищника или быть устойчивой к его воздействию; это в свою очередь вызывает дальнейшее усовершенствование способностей хищника и т. д. Если такая коэволюция имеет место, то она должна служить дополнительным фактором, способствующим ограничению состава диеты. Однако в настоящее время строгих доказательств коэволюции пары хищник-жертва или растение-растительноядный организм практически не существует (Ргйиута, БЫкт, 1983).[ ...]

ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ - процесс и результат усвоения дополнительных к ранее полученному специальному образованию систематических знаний, умений и навыков, необходимых для квалифицированной профессиональной деятельности, связанной с проблемами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ - реализация экологического образования в течение всей жизни человека, поскольку именно оно в состоянии обеспечить преодоление кризиса экологического и коэволюцию биосферы и человечества. Необходимость О.э.н. диктуется также сменами парадигмы экологической.[ ...]

Если популяция подвержена воздействию изменяющихся факторов физической среды (если, например, она существует в условиях непродолжительного вегетационного периода, повышенного риска заморозков или засухи, многократного применения гербицидов), то организмы могут в конце концов приобрести постоянную разностороннюю устойчивость. Сами физические факторы в результате эволюции организмов ни преобразовываться, ни эволюционировать не могут. При взаимодействии же организмов различных видов изменения одних организмов приводят к переменам в жизни других, и любой из взаимодействующих видов может создавать условия отбора, направляющие эволюцию другого вида. В ходе такого процесса коэволюции межвидовое взаимодействие может постоянно усиливаться и углубляться, а результат этого процесса мы можем наблюдать в природе как пару видов, загнавших друг друга в колею все более и более углубляющейся специализации.[ ...]

Для управления экосистемами не требуется регуляция извне - это саморегулирующаяся система. Саморегулирующий гомеостаз на экосистемном уровне обеспечен множеством управляющих механизмов. Один из них - субсистема «хищник-жертва» (рис. 5.3). Между условно выделенными кибернетическими блоками управление осуществляется посредством положительных и отрицательных связей. Положительная обратная связь «усиливает отклонение», например увеличивает чрезмерно популяцию жертвы. Отрицательная обратная связь «уменьшает отклонение», например, ограничивает рост популяции жертвы за счет увеличения численности популяции Хищников. Эта кибернетическая схема (рис. 5.3а) отлично иллюстрирует процесс коэволюции в системе «хищник-жертва», так как в этой «связке» развиваются и взаимные адаптационные процессы (см. рис. 3.5). Если в эту систему яе вмешиваются другие факторы (например, человек.уничтожил хищника), то результат саморегуляции будет описываться гомеостатическим плато (рис. 5.3 б) - областью отрицательных связей, а при нарушении системы начинают преобладать обратные положительные связи, что может привести к гибели системы.[ ...]

Таким образом, появляется проблема эколого-экономических взаимодействий, которые пронизывают все уровни иерархической экономической системы - от отдельных предпринимателей, предприятий до крупных акционерных обществ, компаний, регионов и государства в целом. Круг проблем, включающий эко-лого-экономические взаимодействия, начал интенсивно развиваться за последние три десятилетия и сформировался в отдельное научное направление, которое в мировой науке называется Environmental Economics - экономика окружающей природной среды. Это направление исследований в принципе отличается от экологичной экономики - Ecological Economics (теоретическая основа «зеленого движения») и имеет своей целью разработку научных основ и принципов, позволяющих сочетать устойчивое развитие экономики с сохранением окружающей природной среды . Эколого-экономические взаимодействия представляют собой методологическую основу таких глобальных принципов, как устойчивое развитие и коэволюция природы и общества. Именно поэтому эколого-экономические взаимодействия впервые были рассмотрены на уровне моделей мировой динамики (Дж. При этом очевидно, что если глобальные модели эколого-эконо-мических взаимодействий, прежде всего, имеют методологическое и мировоззренческие значения, то модели этих взаимодействий более низкого иерархического уровня (регионы, предприятия) должны иметь практическую значимость.[ ...]

При анализе сообществ в пределах данного географического района или участка ландшафта применяют два различных подхода: 1) зональный подход, при котором дискретные сообщества опознаются, классифицируются и заносятся в своего рода контрольный список тйпов сообществ, и 2) градиентный подход, основанный на распределении популяций по одно- или многомерному градиенту окружающих условий или по оси, при котором место сообщества определяется по частоте распределения, показателям сходства или другим статистическим показателям. Термин ординация часто используют для обозначения расположения видов и сообществ по градиенту, а термин континуум - для всего градиента расположенных по порядку видов или сообществ. В общем, чем резче изменяется градиент внешней среды, тем более различимы или дискретны сообщества. Это объясняется не только большей вероятностью резких изменений физических условий среды, но и тем, что гра-ницы сообществ становятся более четкими в результате процессов конкуренции и коэволюции взаимодействующих и взаимозависимых видов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама