THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Современные общества можно различать по многочисленным показателям, но в них есть и идентичные признаки, что позволяет их типологизировать. Одним из главных направлений в типологии общества является выбор форм государственной власти, политических отношений, как критериев для разделения отдельных типов общества. К примеру, у Аристотеля и Платона общества подразделяются по типу государственного строя: демократия, аристократия, тирания, монархия и олигархия. В наше время при подобным подходе выделяют авторитарные общества (сочетают элементы демократии и тоталитаризма), демократические - население имеет механизмы влияния на государственные структуры, тоталитарные - все основные направления социальной жизни определяет государство.

Марксизмом положено в основу типологизации социума отличие обществ по типу производственных отношений в отдельных общественно-экономических стадиях: первобытнообщинное общество (присваивающий простейший способ производства); с азиатским способом производства общества (наличие уникальной коллективной собственности на землю); общества рабовладельческие (использование труда рабов и собственность на людей); феодальные общества (эксплуатирование прикрепленных к земле крестьян); социалистические или коммунистические общества (за счет устранения частнособственнических отношений равное отношение всех к собственности на средства производства).

Рассмотрение типов обществ является целью этого исследования.

В современной социологии наиболее устойчивой признается типология, основанная на выделении постиндустриального, индустриального и традиционного обществ.

Традиционное общество (или аграрное, простое) - общество с малоподвижными структурами, аграрным укладом и способом социокультурного регулирования, в основе которого лежат традиции. Поведение индивидов в таком общество регламентируется нормами традиционного поведения (обычаями), строго контролируется. В подобном обществе устоявшиеся социальные институты, среди которых главным является семья или община. Любые социальные нововведения считаются недопустимыми. Такому обществу присущи низкие темпы развития. Для него ключевым показателем является устоявшаяся социальная солидарность, что установил, исследую общество коренных австралийских жителей, еще Дюркгейм Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2002. С. 25..

Современные общества относят к индустриальным и постиндустриальным обществам.

Индустриальное общество - тип организации социальной жизни, в котором сочетаются интересы и свобода индивида с общими принципами, регламентирующими их совместную деятельность. Для подобных обществ характерны социальная мобильность, гибкость социальных структур, широкая система коммуникаций.

Отрицательной стороной постиндустриального общества стала опасность ужесточения через доступ к электронным средствам массовой информации и коммуникациям социального контроля со стороны правящей элиты над гражданами и обществом в целом 2 Моиджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 2004. С. 211..

В наше время теория постиндустриализма детально разработана. Эта концепция имеет как большое количество сторонников, так и все увеличивающееся число противников. В науке сформировались два основных направления восприятия будущего совершенствования человеческого общества: технооптимизм и экопессимизм. Технооптимизм рисует более оптимистичное будущее, предполагая, что научно-технический прогресс справится со всеми невзгодами на пути развития общества 3 Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 2003. С. 78.. Экопессимизм предсказывает тотальную катастрофу к 2030 г. из-за усиливающегося разрушения биосферы нашей планеты.

Анализируя историю социальной мысли, можно обнаружить несколько типологий общества.

Типологии общества за время формирования социологической науки

Основателем социологии считается французский ученый О. Конт, который предложил трехчленную стадиальную типологию, включающую:

стадию военного господства;

стадию феодального господства;

стадию промышленной цивилизации.

В основе типологии Г. Спенсера заложен принцип эволюционного развития обществ: от элементарного к более дифференцированному. Спенсер развитие обществ видел как неотъемлемую часть общего для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, которым присуща высокая однородность, подчиненное положение индивид и господство принуждения как фактора объединения. Далее через ряд промежуточных этапов общество достигает высшего полюса -- становится индустриальным: в нем начинают доминировать демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм Моиджян К.Х.Указ. соч. С. 212..

Типологии общества в классический период становления социологии.

Подобные типологии имеют отличия от описанных выше. Социологи данного периода свою задачу видели в том, чтобы объяснить ее, основываясь не на единых законах развития природы, а исходя из нее самой и внутренних ее закономерностей. Например, Э. Дюркгейм искал «исходную клетку» социального как такового и для этого стремился найти элементарнейшее, «простейшее» общество, наиболее примитивную форму организации «коллективного сознания». В связи с этим его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. осознания членами своего единства. Простым обществам присуща механическая солидарность, так как составляющие их личности чрезвычайно схожи по жизненной ситуации и сознанию. В сложных обществах существует разветвленная структура дифференцированных функций индивидов, и поэтому индивиды существенно отличаются друг от друга по сознанию и образу жизни. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической». И тот и другой типа солидарности имеются в любом обществе, но в архаических обществах преобладает механическая солидарность, в то время как в современных -- органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер представлял социальное как некую систему подчинения и господства. Его концепция основывалась на понимании обществе как об итоге противостояния за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу имеющегося в них господства. Харизматический тип господства появляется на основе личной особой силы (харизмы) предводителя. Харизмой часто обладают вожди и жрецы, подобное господство внерационально и не требует уникальной системы управления. Согласно Веберу, современное общество характеризуется легальным типом господства, основанным на праве, характеризующимся наличием бюрократической системы управления и принципа рациональности.

Типологии французского социолога Ж. Гурвича присуща сложная многоуровневая система. Ученый указывает на четыре типа архаических обществ, имевшим первичную глобальную систему:

родоплеменные (американские индейцы, Австралия);

племенные, разнородные и слабо иерархизованные объединения, группировавшиеся вокруг вождя, которому приписывалась магическая сила (Меланезия и Полинезия);

племенные с военной организацией, состоявшие из кланов и семейных групп (Северная Америка);

родовые племена, сгруппировавшиеся в монархические государства («черная» Африка).

харизматические общества (Япония, Персия, Древний Китай, Египет);

патриархальные общества (славяне, евреи эпохи Ветхого Завета, гомеровские греки, римляне и франки);

города-государства (итальянские города эпохи Возрождения, римские города и греческие полисы);

феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);

общества, где зародился просвещенный абсолютизм и капитализм (Европа).

В нынешнем мире Гурвич выделяет: общество плюралистского коллективизма; либерально-демократическое общество, которое построено на принципах коллективистского этатизма; технико-бюрократическое общество и др. Моиджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 2004. С. 215.

Для постклассического этапа истории социологии характерны типологии, базирующиеся на принципе технологического и технического развития обществ. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется типология, выделяющая традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества отличаются доминирующим развитием сельскохозяйственного труда. Основной сферой производства становится заготовка сырья, которая осуществляется крестьянской семьей; главным образом члены общества желают удовлетворить бытовые нужды. Экономика базируется на семейном хозяйстве, способном удовлетворить практически все свои потребности. Технический прогресс незаметен. Главным методом принятия решений является метод «проб и ошибок». Социальные отношения и социальная дифференциация развиты слабо. Подобные общества ориентированы на традицию, значит, ориентируются на прошлое.

Индустриальное общество - это общество, характеризующееся преимущественным развитием промышленности и стремительными темпами экономического роста. Экономический прогресс реализуется главным образом за счет потребительского, экстенсивного отношения к биоресурсам: для удовлетворения своих актуальных нужд подобное общество максимально полно разрабатывает имеющиеся в его распоряжении природные ресурсы. Основной сектор производства - переработка и обработка материалов, которые осуществляют коллективами рабочих на заводах и фабриках. Данное общество стремится к удовлетворению социальных потребностей и наибольшей адаптации. Главным методом утверждения решений является эмпирическое исследование.

Постиндустриальное общество - общество, процесс зарождения которого происходит в настоящее время. Оно имеет несколько важных отличий от индустриального общества. Так, если для индустриального общества свойственно максимальное внимание на развитии промышленности, то в постиндустриальном приоритет отдан технологиям, знаниям и информации. Также, стремительно совершенствуется, обгоняя промышленность, сфера обслуживания Кумар К. Гражданское общество. М., 2004. С. 45..

Базисом постиндустриального общества признается информация, что в свою очередь формирует еще один тип общества -- информационное. По замыслу приверженцев концепции информационного общества, зарождается абсолютно новое общество, характеризуемое процессами иными чем тем, что имели место на предшествующих стадиях развития обществ даже в XX в. К примеру, централизация сменяется регионализацией, вместо бюрократизации и иерархизации - демократизация, концентрацию заменяет процесс разукрупнения, а индивидуализация приходит вместо стандартизации. Описанные процессы обусловлены информационными технологиями.

Предлагающие услуги люди, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Так, преподаватели передают знания студентам, ремонтники применяют свои знания для обслуживания техники, врачи, юристы, дизайнеры продают свои специализированные знания и навыки. В отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе они ничего не производят. Вместо этого они используют и передают знания для оказания услуг, за которые другие готовы платить.

Ученые применяют уже понятие «виртуальное общество» для описания современного типа общества, которое развивается под воздействием информационных технологий (прежде всего интернет-технологий). Из-за компьютерного бума, охватившего современное общество, виртуальный мир становится новой реальностью. На виртуализацию (вытеснение реальности симуляцией) общества, указывают многие исследователи. Этот процесс нарастает, становясь тотальным, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, кардинально изменяя свои статус и облик.

Под постиндустриальным обществом понимается также общество «постэкономическое», «посттрудовое», иными словами общество, где экономическая подсистема теряет свое определяющее значение и труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе личность утрачивает прежнюю свою экономическую сущность и перестает рассматриваться как «человек экономический»; она ориентируется на иные, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на гуманитарные, социальные проблемы, а приоритетными становятся вопросы безопасности и качества жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем образуются новые критерии социального благополучия и благосостояния.

Как следует из концепции постэкономического общества, которую разработал российским ученый B.Л. Иноземцев, в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, в постэкономическом обществе для большинства людей основной целью становится развитие их собственной личности Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис 2003. №3. С. 52..

Таким образом, в истории существовали и в настоящее время продолжают существовать самые разнообразные общества. В широком смысле общество понимается как взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении данное понятие представляется некоей совокупностью людей, которые наделены собственными волей и сознанием и которые проявляют себя в свете определенных интересов и настроений. Любое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция. Для научных и практических целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие. Все разнообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, обществоведы подразделяют на определенные типы. Имеется множество способов классификации обществ. Один из них предполагает выделение доиндустриального (традиционного) общества и индустриального (современного, промышленного) общества.

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

1.ЭКОНОМИКА.
Натуральное сельское хозяйство В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг.
Примитивные ремёсла Машинная техника Компьютерные технологии
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.
Экстенсивная экономика Интенсивная экономика Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.
Ручные орудия труда Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
Зависимость от природно-климатических условий Независимость от природно-климатических условий Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
Медленное внедрение в экономику инноваиций. Научно-технический прогресс. Модернизация экономики.
Уровень жизни основной массы населения невысокий. Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. Высокий уровень и качества жизни людей.
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий.
3. ПОЛИТИКА.
Господство церкви и армии Возрастает роль государства. Политический плюрализм
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм.
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА.
Нормы, обычаи, верования. Непрерывное образование.
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. Секуляризация сознания.Появление атеистов. Свобода совести и вероисповедания.
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.
Преобладание устной информации над письменной. Господство массовой культуры. Наличие разных видов культуры
ЦЕЛЬ.
Приспособление к природе. Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем.

Выводы

Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения

(существовало до капитализма).

Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания(период капитализма)

Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

  1. По наличию письменности:

дописьменные

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):

простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Пояснение терминов

Термины, понятия Определения
индивидуализм сознания стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию.
меркантилизм цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте.
провиденциализм фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение.
рационализм преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности.
секуляризация процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии
урбанизация рост городов и городского населения

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В своей типологии общества основоположники марксизма исходили из разработанного ими же материалистического понимания истории. В основу деления изначально был положен способ производства материальных благ, характерный для данного общества. Эта характеристика обусловливает единство истории и целостность цивилизации. При определении того, к какому типу относится то или иное общество, марксисты учитывают характер и уровень развития производительных сил, а также надстройки.

Карл Маркс ввел в научный обиход понятие общественно-экономической формации, костяк которой составляют отношения между людьми в процессе производства. Считается, что в своем развитии общество последовательно проходит через пять таких формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальный строй, капитализм и коммунизм. Каждый из данных типов общества на своем этапе выполняет прогрессивную функцию, но постепенно устаревает, тормозит развитие и закономерно сменяется другой формацией.

От традиционного общества – к постиндустриальному

В современной социологии получил широкое распространение другой подход, в соответствии с которым выделяются традиционный, индустриальный и так называемый постиндустриальный типы общества. Такая классификация переносит акцент с рассмотрения способа производства и господствующих при этом общественных отношений на характерный для конкретного общества уклад жизни и уровень развития технологий.

Для традиционного общества характерен аграрный уклад. Социальные структуры здесь не отличаются подвижностью. Отношения между членами общества строятся на давно установленных и укоренившихся традициях. Наиболее важные общественные структуры – и община. Они стоят на страже традиций, пресекая любые попытки коренных социальных преобразований.

Индустриальное общество – гораздо более современный тип. Для хозяйственной деятельности в таком обществе характерно глубокое разделение труда. Статус членов общества определяется, как правило, социальными функциями личности, его профессией, квалификацией, уровнем образования и опытом работы. В таком обществе выделяются особые органы управления, контроля и принуждения, составляющие основу государственности.

В середине прошлого века западные социологи выдвинули концепцию так называемого постиндустриального общества. Необходимость такого подхода была вызвана стремительным развитием информационных систем, повышением роли информации и коммуникаций в жизни общества. Именно поэтому постиндустриальное общество также часто называют информационным. Деятельность человека в постиндустриальном мире все меньше связана с материальным производством. Основу жизни составляют процессы обработки, хранения и передачи информации. Современное общество, считают социологи, находится на этапе активного перехода к данному типу.

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

В социологической науке распространенатипологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.



Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.



3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок:

1) это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами;

2) убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения;

3) рефлексивнаяпредметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

На современном этапе развития мы можем выделить два уровня обществ: «традиционные» и «современные общества». В основе этой дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы. Одним из первых социологов, обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис , который выделил две специфические формы социальной организации: общину - традиционное сообщество и общество - современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем.

Для традиционного общества характерны : 1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); 2) связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности); 3) высокая структурная устойчивость; 4) относительная изоляция; 5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию; 6) наследственная власть, правление старейшин; 7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей; 8) регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету; 9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все»; 10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении.

Для современного общества характерны : 1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 2) социальная мобильность; 3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; 4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов; 5) сложная система социального управления - выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления; 6) секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт; 7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм; 8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе»; 9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права. В социальной теории понятие «современность» не тождественно определению «наше время». Современность есть некоторая качественная и содержательная характеристика жизнедеятельности людей, относительно содержания которой между исследователями существует определенное расхождение. Для одних современность - это характеристика определенного набора институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Для других современность - это проблема, которая возникает в разных культурно-исторических контекстах (стран, регионов, эпох) вследствие различных обстоятельств как вызов их существованию и возможности развития.

В качестве организующих принципов современности чаще всего выделяются: 1) индивидуализм (т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации); 2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления – разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, информации и т.д.), в целом выбора стиля жизни); 3) рациональность (т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания); 4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью); 5) экспансия (т.е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и самые интимные, частные сферы повседневной жизни, например религиозные убеждения, сексуальное поведение, сферу досуга и т.д.). Среди основных черт, присущих современной личности, отмечают: 1) открытость экспериментам, инновациям и изменениям; 2) готовность к плюрализму мнений; 3) ориентацию на настоящее и будущее, а не на прошлое; 4) признание высокой ценности образования; 5) уважение достоинства других людей и др. Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества. Наибольшую известность среди них получили:

1. теория постиндустриального (информационного) общества , согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства - сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой;

2. концепция постэкономического общества , согласно которой социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. По мнению сторонников этой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания;

3. концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, присущие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди черт «высокой современности» он выделил четыре: веру, риск, «непрозрачность», глобализацию. Понятие веры несет не религиозный смысл, а указывает на важность веры в действии многих сложных систем, от надежности которых зависит повседневная жизнь (например, транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы и др.). Риск заключается в том, что все чаще возникают неуправляемые ситуации, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. «Непрозрачность» означает утрату ясности, понятности, предсказуемости происходящего и, как следствие, сопровождается неустойчивым характером социальной жизни. Глобализация указывает на продолжающийся охват экономическими, политическими, культурными отношениями всего мира, что, в частности, приводит к снижению роли национальных государств.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама