THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Артикуляционная гимнастика для губ и щек – упражнения для развития подвижности наиболее важных органов артикуляции.

Проводить ее нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения закреплялись и становились более прочными.

Методика по выполнению для детей

1) Вначале упражнения нужно исполнять неторопливо, перед зеркалом, так как ребёнку нужна зрительная проверка. Затем надобности в зеркале не будет. Полезно задавать чаду наводящие вопросы. К примеру: Что делает язычок? Где он расположен (внизу или вверху)? что делают губы?

3) Занимаясь с детками от 3 до 4 лет надо наблюдать, чтобы они выучили главные движения.

4) А к детям четырех-пяти лет требования увеличиваются: движения должны быть плавными и чёткими, без содроганий.

5) В возрасте от шести до семи лет ребята выполняют упражнения в ускоренном темпе и умеют держать положение языка, какой-то момент, не изменяя.

6) В том случае если, занимаясь у ребенка, дрожит язычок, чересчур напряжён, или уклоняется в сторону, и малыш не в состоянии задержать необходимое положение даже короткий промежуток времени, нужно подобрать более простые упражнения чтобы расслабить мышечный тонус, сделать расслабляющий .

— это хороший метод для достижения позитивного результата за короткий срок, если вовремя обнаружить отклонения и приняться за работу с ребёнком. Правильное звукопроизношение совместно с разнообразным словарным запасом и грамматически точной, связной, хорошо сформированной речью, являются главными показателями подготовленности ребёнка к школе!

Будьте ласковы, терпеливы и спокойны, и все удастся. Проводите занятия с ребенком каждый день не более 7 минут. Артикуляционная гимнастика будет иметь лучший результат, если ее проводить в форме сказки.

Комплекс упражнений для губ

1. Улыбочка

Улыбаясь удерживать губы, так чтобы зубов не было видно.

2. Трубочка из губ

Вытяните губы, вперед имитируя трубочку.

3. Заборчик

Удержите губы в улыбке, сомкните в естественном прикусе зубы, так чтобы они были видны.

Сомкните зубы. Округлите губы, едва вытянув их вперед. Резцы нижние и верхние видны.

5. Чередование упражнений заборчик — бублик. Улыбочка — трубочка.

Упражнения, развивающие подвижность губ

1. Почесывание и легкое покусывание зубами вначале верхней, затем нижней губы.

2. Последовательно выполнить упражнения трубочка — улыбочка.

3. Пятачок.

Сделать упражнение трубочка и передвигать губы влево — вправо, крутить по кругу.

4. Разговор рыбок.

Хлопать друг о друга губами (получается глухой звук).

5.Лошадка недовольна.

Выдыхаемый поток воздуха активно и легко направить к губам, пока они не начнут дрожать. Выходит звук, сходный с фырканьем лошади.

Если губы совершенно слабые:

— сильно надуть щеки, сдерживая воздух во рту,

— держать в губах карандаш, стараясь нарисовать круг,

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 5 -10 минут. Не следует предлагать более 3-4 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 4-5раз.

3. Статические упражнения выполняются по 5 - 10секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). (5 сек. На первом этапе, как только начнет справляться – увеличиваем время)

Счет секунд можно заменить чтением (взрослым)стихотворения к данному упр-ю.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Хвалите ребенка, даже, если получается не совсем как надо.

5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений на дыхание или с «массажа» языка.

«Массаж» языка проводится с помощью зубной щ. или спец. покусывающими движениями.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем. Ребенок может своими пальчиками помогать себе).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

I. Упражнения для губ

1. Улыбка / Лягушка

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.3-4 повтора

2. Хоботок /Трубочка /Слоник

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3-4 повтора

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 3-4 повтора

4.Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 3-4 повтора

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и «почесывание» сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. (3-4 повтора)

3. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

4. звук "поцелуя".

Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

II. Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Помидорчик - потом надувать щеки поочередно.

3. Сытый хомячок . Надуть обе щеки. Удерживать 5-8 сек.

4. Голодный хомячок. Втянуть щеки. Удерживать 5-8 сек.

5. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.


Дикция - вежливость оратора

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией, без нее невозможно представить ни один тренинг по ораторскому искусству. Артикуляционная гимнастика для губ направлена на развитие и снятие зажимов губных мышц. Каждое упражнение нужно делать 8-16 раз.

1. Упражнение «Улыбка»
На счет «раз» - губы вытянуть как для поцелуя.
На счет «два» - растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

2. Упражнение «Уголки»
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» - «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» - «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то к левому уголкам губ.

3. Упражнение «Вертикаль»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх, к носу.
На счет «два» - пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.

4. Упражнение «Крест»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх.
На счет «два» - пятачок двигается вниз.
На счет «три» - «пятачок» двигается влево.
На счет «четыре» - «пятачок» двигается вправо.

5. Упражнение «Круги»
Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.

6. Упражнение «Шторки»
На счет «раз» - верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» - губа возвращается на место.
На счет «три» - нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.
На счет «четыре» - губа возвращается на место.
Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.

7. Упражнение «Почесывание»
На счет «раз» - нижние зубы почесывают верхнюю губу.
На счет «два» - верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.

8. Упражнение «Жвачка»
На счет «раз» - губы вытягиваются вперед.
На счет «два» - растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

9. Упражнение «Вибрация»
Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у.
На каждый счет - выдох с вибрацией.

Одним из важнейших навыков оратора является хорошая дикция, которая во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Делая правильно вышеперечисленные упражнения ваша речь станет четче и понятнее.

Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЛОПАТКА»

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 16. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 5 раз.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

"ПТЕНЧИКИ" . Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"ЛОПАТОЧКА" . Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"ЧАШЕЧКА" . Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"ИГОЛОЧКА", "СТРЕЛОЧКА", "ЖАЛО" . Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
"ГОРКА", "КИСКА СЕРДИТСЯ" . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"ТРУБОЧКА" . Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
"ГРИБОК" . Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

"ЧАСИКИ", "МАЯТНИК" . Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
"ЗМЕЙКА" . Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
"КАЧЕЛИ" . Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
"ФУТБОЛ", "СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ" . Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ" . Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
"КАТУШКА" . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта.
"ЛОШАДКА" . Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"ГАРМОШКА" . Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"МАЛЯР" . Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" . Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
"ОБЛИЖЕМ ГУБКИ" . Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ

"УЛЫБКА" . Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
"ЗАБОРЧИК" . Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"ТРУБОЧКА" . Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
"ХОБОТОК" . Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"БУБЛИК", "РУПОР" . Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
"ЗАБОРЧИК" - "БУБЛИК"; "УЛЫБКА" - "ХОБОТОК" - чередование положений губ.
"КРОЛИК" . Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

На подготовительном этапе педагог выбирает из перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама